Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2016

 Содержание

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
открыть

Успешная информатизация=трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде.

Каракозов С. Д., Уваров А. Ю.

В статье рассматриваются условия успешной трансформации образовательного процесса в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Информатизация образования сегодня превращается в работу по трансформации учебного процесса. Информатизацию=трансформацию можнообсуждать как системное изменение, которое качественно трансформирует работу образовательного учреждения.

Ключевые слова: 

информатизация образования, трансформация образования, модели информатизации.

С.7-19
открыть

Об опыте построения обучения информатике в старшей школе.

Водопьян Г. М.

В статье представлены ключевые элементы адаптированной для профильной школы личностно-ориентированной модели обучения информатике, разработанной в рамках доказательно-результативного подхода. Предложены модель структуры и возможное содержание внутришкольных норм образовательных достижений по информатике. Рассматриваются некоторые результаты экспериментальной работы за последние пять лет.

Ключевые слова: 

информатика, программирование, личностно-ориентированная модель обучения, доказательно-результативный подход.

С.20-30
открыть

О модернизации системы менеджмента качества образовательных результатов на уровне муниципалитетов.

Ковалев Е. Е.

В статье рассмотрены подходы к модернизации системы менеджмента качества образования на уровне муниципалитетов. Автор предлагает использовать стандарты в области управления ИТ-инфраструктурой. В связи с этим проведено информационное моделирование инновационных аспектов предлагаемой системы.

Ключевые слова: 

система менеджмента качества, информатизация образования, модернизация, моделирование.

С.31-35
ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
открыть

Проектирование содержания обучения пользователей различных категорий взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде.

Королева Н. Ю., Рыжова Н. И.

В статье обосновывается своевременность и актуальность обучения пользователей различных категорий и предлагается научно-обоснованный подход к проектированию содержания обучения взаимодействию в виртуальной социально- образовательной среде.

Ключевые слова

виртуальная социально-образовательная среда, ИКТ-компетентность.

С.36-43
открыть

Умение структурировать информацию: сущность, сензитивный период формирования и критерии.

Захарова Т. Б., Семенова З. В., Сапрыкина Н. А.

В статье рассматривается сущность умения структурировать информацию в контексте требований Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования, а также требований, на которые ориентированы международные исследования ICILS, PIRLS, TIMSS. Охарактеризован набор умений (результаты) структурирования информации, которыми должны владеть учащиеся 2–4-го классов, и критерии оценивания сформированности этих умений.

Ключевые слова: 

структурирование информации, умение структурировать информацию, центрирование, группировка, реорганизация, начальная школа, универсальные учебные действия.

С.44-51
ИСТОРИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ
открыть

Технологии дистанционного обучения – глазами современника.

Богданова Д. А.

В статье на фоне истории развития дистанционного обучения рассматриваются примеры деятельности на различных дистанционных курсах (из личного опыта обучения автора).

Ключевые слова

дистанционное обучение, сМООК, хМООК, самооценивание, инструментарий для самооценивания, использование ИКТ в обучении.

С. 52-58
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

ИКТ и техническое творчество учащихся.

Липатов В. И.

В статье рассматриваются возможности использования ИКТ для развития творчества учащихся, уровни творческой подготовленности характеризуют деятельностный аспект их продвижения в нем. ИКТ предоставляет большой набор образовательных ресурсов для использования, как на уроке, так и для самообразования учащихся.

Ключевые слова: 

информационно-коммуникационные технологии, инженерно-техническое творчество, самообразование, творческая деятельность, образовательные ресурсы.

С. 59-62
открыть

Некоторые международные образовательные и соревновательные мероприятия последних лет.

Походня Н. В., Шарич В. З.

В работе представлен обзор международных проектов образовательного или соревновательного содержания. Авторы принимали непосредственное участие в их реализации. Целью исследования является анализ плюсов и минусов существующего формата их проведения.

Ключевые слова

летние школы, математическая школа, мотивированные школьники.

С. 63-66
открыть

Структура знаний по информатике и ИКТ на основании результатов ЕГЭ в Алтайском крае.

Афонина М. В.

В статье представлена структура знаний, проверяемых в ЕГЭ по информатике и ИКТ, представлены данные анализа результатов ЕГЭ по информатике в Алтайском крае и выделены уровни владения учащимися знаниями по различным разделам дисциплины.

Ключевые слова

Единый государственный экзамен, содержание курса «Информатика и ИКТ», результаты обучения, структура знаний по информатике, контрольно-измерительные материалы.

С. 67-76
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
открыть

Особенности построения методики обучения математике основной школы в условиях предметной информационно-образовательной среды.

Хилюк Е. А.

В статье рассматриваются аспекты построения методики обучения математике основной школы в условиях предметной информационно-образовательной среды. Такая методика может быть реализована на базе предлагаемой «зеркальной» модели построения обучения.

Ключевые слова: 

предметная информационно- образовательная среда, методика обучения математике.

С. 77-80
открыть

Особенности использования дистанционных образовательных технологий.

Корнещук Н. Г.

В статье рассматриваются вопросы проектирования учебных курсов для системы дистанционного обучения, необходимые для этого компетенции преподавателей, разработчиков электронного контента.

Ключевые слова: 

дистанционные образовательные технологии, IT-компетенции, модели обмена учебных материалов, системы управления курсами, модели систем управления обучением.

С. 81-84
открыть

Дистанционная поддержка очного обучения в высшей школе.

Соболева М. Л.

В статье представлен опыт разработки, внедрения и использования дистанционных электронных курсов в очном обучении бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Информатика», магистерская программа «Профильное и углубленное обучение информатике»).

Ключевые слова: 

дистанционная поддержка очного обучения, электронные курсы в Moodle, подготовка учителей информатики в бакалавриате и магистратуре.

С. 85-91
открыть

Актуальность создания сетевой академии педагогики электронного обучения БГПУ.

Минич О. А.

В статье обоснована актуальность создания сетевой академии как площадки комплексного научно-методического сопровождения педагогики электронного обучения для формирования благоприятного мотивационного климата к получению знаний на принципах «образование через всю жизнь». Сетевая академия содействует профессиональному самоопределению, непрерывному самообразованию в условиях учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: 

информатизация образования, электронное обучение, электронные образовательные услуги, сетевое педагогическое взаимодействие.

С. 92-97
открыть

Некоторые особенности применения геймификации в процессе обучения.

Певзнер В. В., Погорелов В. И., Шуклин Д. А.

В статье рассмотрены некоторые способы реализации метода геймификации в образовательном процессе. Указаны особенности применения геймификации. Приведен ряд трудностей, с которыми можно столкнуться при разработке геймифицированных курсов.

Ключевые слова: 

геймификация, дистанционное обучение, геймифицированный курс.

С. 98-101
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

 

открыть

Направления профессиональной подготовки учителей информатики в педагогическом вузе по вопросам использования информационно-образовательных систем.

Ляш А. А., Рыжова Н. И.

В статье представлены основные направления профессиональной подготовки учителей информатики в педагогическом вузе по вопросам использования информационнообразовательных систем обучения и представлено содержание подготовки в виде перечня модулей.

Ключевые слова

профессиональная подготовка учителей информатики, информационно- образовательные системы, модульный подход, содержание подготовки.

С. 102-109
открыть

Структура и содержание профессиональных компетенций в условиях приведения в соответствие требований ФГОС высшего образования и профессиональных стандартов.

Петров Д. А.

На основе декомпозиции требований профессионального и образовательного стандартов, а также установленного соответствия их иерархических структур охарактеризована структура и содержание подготовки бакалавра по направлению «Информатика и вычислительная техника» в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Программист». Обосновано, что содержание образовательной программы напрямую зависит от выбора вузом профессионального стандарта(профессиональных стандартов), на которые ориентирована подготовка бакалавров.

Ключевые слова: 

Федеральный государственный образовательный стандарт, высшее образование, образовательная программа, профессиональный стандарт, декомпозиция, иерархия, информатика и вычислительная техника

С. 110-115
открыть

Проектирование основных профессиональных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС ВО в соответствие с профессиональными стандартами.

Худжина М. В.

В статье представлен теоретический подход к проектированию образовательных программ в условиях приведения действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ и вводимыми профессиональными стандартами (ПС). Устанавливается соответствие между введенными иерархиями требований образовательных стандартов и требований профессиональных стандартов, которое позволяет учитыватьтребования профессиональных стандартов при проектировании основных образовательных программ вуза.

Ключевые слова: 

Федеральный государственный образовательный стандарт, высшее образование, образовательная программа, профессиональный стандарт, декомпозиция, иерархия.

С. 116-120
открыть

Методические особенности обучения будущих учителей информатики основам искусственного интеллекта: от практики к теории.

Никитин П. В., Горохова Р. И.

В статье представлена методическая система обучения направления «Искусственный интеллект» в подготовке будущих учителей информатики. В основу данной методики положены принцип «от практики к теории», метод проблемного обучения и технология критического мышления. В качестве средств обучения используются современные аналитические платформы, интеллектуальные обучающие системы, экспертные системы. Охарактеризованы результаты внедрения разработанной методической системы в образовательный процесс.

Ключевые слова: 

методика обучения информатике, искусственный интеллект, экспертные системы, аналитическая платформа, нейронные сети.

С. 121-126
открыть

Технологическая составляющая подготовки учителя информатики в области сетевых технологий для организации учебного процесса.

Ляш О. И., Королева Н. Ю

В статье рассматривается актуальность и необходимость технологической составляющей подготовки учителя информатики, включающей обучение настройке и администрированию составляющих современной информационно-образовательной среды на примере системы автоматической проверки задач по программированию, системы групповой работы, системы обмена мгновенными сообщениями.

Ключевые слова: 

компоненты информационно- образовательной среды, система управления обучением, технологии виртуализации.

С. 127-132
открыть

Подготовка учителей информатики в области информационного моделирования.

Филимонова Е. В., Рыжова Н. И.

В статье анализируются подходы к обучению информационному моделированию. Охарактеризован подход, при котором используются графы как одно из средств обучения информационному моделированию и решения профессионально-педагогических задач, актуальных для учителя информатики. Приводится модульная структура содержания обучения информационному моделированию.

Ключевые слова: 

информационное моделирование, профессиональная компетентность, информационно-аналитическая деятельность, методическая система обучения.

С. 133-139
открыть

Основные принципы построения информационной образовательной среды гуманитарного вуза.

Темникова И. С.

Содержание статьи автор связывает с процессом информатизации, активно проводимым в ходе реформ в российском образовании, уделяя основное внимание принципиально важному вопросу: методическим особенностям построения профессионально- ориентированной образовательной среды гуманитарного вуза.

Ключевые слова: 

образовательная среда, вуз, профессиональная деятельность.

С. 140-144
открыть

Формирование компетенций в области технологий электронного и дистанционного обучения у студентов педагогического вуза.

Маняхина В. Г.

Одним из препятствий к более широкому внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в школьное образование является недостаточная компетентность учителей в области технологий электронного и дистанционного обучения. В статье рассматриваются пути формирования этой компетентности у студентов педагогического вуза и рассказывается об опыте, накопленном на математическом факультете МПГУ.

Ключевые слова: 

педагогическое образование, ИКТ-компетентность учителя, электронное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение.

С. 145-147
открыть

Типовые задачи специальной методической подготовки будущих учителей информатики к осуществлению компьютерного обучения

Вабищевич С. В.

В статье рассмотрены методологические основания построения модели содержания специальной методической подготовки будущих учителей информатики к осуществлению компьютерного обучения в общеобразовательной школе, представленной в виде типовых задач.

Ключевые слова: 

компьютерное обучение, учитель информатики, модель специалиста, типовые задачи.

С. 148-153
открыть

Обобщенное программирование как способ интенсификации процесса обучения реализации алгоритмов.

Жданов С. А., Демина О. В.

В статье на основе апробации дидактической системы обосновывается целесообразность использования парадигмы обобщенного программирования языков С++ и Java для интенсификации процесса обучения реализации алгоритмов.

Ключевые слова: 

обобщенное программирование, парадигма программирования, интенсификация, обучение программированию.

С. 154-157
открыть

Методика реализации курса «Численные методы» в условиях смешанного обучения студентов.

Деза Е. И.

В статье рассмотрены вопросы организации смешанного обучения в системе высшего образования. Проанализированы причины введения электронных курсов в учебный процесс высших учебных заведений. Выделены особенности смешанного обучения, влияющие на методику реализации таких курсов. Рассмотрены различные варианты организации смешанного обучения при постановке учебных курсов в системе высшего образования. Представлена методика реализации курса «Численные методы», использующая возможности системы Moodle с опорой на традиционную очную форму обучения.

Ключевые слова: 

дистанционное обучение, электронное обучение, причины и варианты организации смешанного обучения, система Moodle; численные методы.

С. 158-162
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
открыть

Проектирование системы интеллектуальной аналитики в школьном образовании РФ.

Жданов С. А., Сильченко А. П.

В статье обоснованы потребности системы образования России в интеллектуальной аналитике. Предложены новые подходы и идеи в области мониторинга качества образования, оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Обоснована потребность развития новых подходов в интеллектуальной аналитике образовательного процесса.

Ключевые слова:

национальная система образо- вания, аналитика, индивидуальные образователь- ные достижения, оценка качества образования, мониторинг, предметные и метапредметные компетенции, универсальные учебные действия, электронный журнал нового поколения

С. 163-167