×

Warning

Failed deleting colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Failed deleting colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Failed deleting 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Failed deleting 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Failed deleting 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Failed deleting 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Failed deleting 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Failed deleting 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

 

2012, номер 6

Содержание номера

 

 

 

открыть Вступительное слово на общем собрании РАО 18 декабря 2012 года
 
Никандров Н.Д.   
Nikandrov N.D.   
В докладе характеризуются основные направления деятельности Российской академии образования в 2012 году.
C. 5-12
 

 

открыть Совершенствование аттестации научных кадров по педагогическим и психологическим специальностям (Доклад на совещании ВАК–РАО 20.11.2012)
 
Фельдштейн Д.И.   
Feldstein D.I.   
В докладе дается критический анализ состояния аттестации научных кадров по педагогическим и психологическим специальностям. Формулируются предложения по совершенствованию этого процесса.
C. 13-31
 

 

открыть Состояние математического образования в РФ: общее среднее образование (аналитический обзор)
 
Болотов В.А.   Седова Е.А.    Ковалева Г.С.   
Bolotov V.A.   Sedova E.A.    Kovaleva G.S.   
Обзор подготовлен на основе данных международных мониторинговых исследований качества математического образования и итоговой государственной аттестации по математике учащихся и выпускников российских школ. Проведённый анализ позволяет сделать выводы о сохранении относительно высокого по международным критериям среднего уровня математической подготовки выпускников начальной школы, о положительной динамике математической подготовки выпускников основной школы и о сохранении конкурентноспособности отечественной системы углублённого изучения математики. Вместе с тем выявлено, что примерно пятая часть российских школьников не вписываются в рамки сложившейся дидактической системы. Кроме того, с международных позиций общее понимание образовательных результатов по математике значительно шире, чем традиционная предметная подготовка в нашей системе математического образования, в том числе углублённого. На основе проведенного анализа авторы намечают основные ориентиры развития системы отечественного школьного математического образования.
C. 32-47
 

 

открыть Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации ХХI века (доклад на общем собрании РАО 18.12.2012)
 
Фельдштейн Д.И.   
Feldstein D.I.   
В докладе раскрываются особенности функционирования в современной ситуации растущего человека, дается определение характеристик современного пространства-времени Детства. Пространство-время Детства – это объективная дистанция становления человека, особые условия и необходимый способ существования-развития ребенка, когда он, социализируясь и индивидуализируясь, постепенно все более глубоко входит в Социум. Механизмом и формой этого вхождения выступает детская субкультура, которая дает возможности для самореализации ребенка, поэтапного опробования им себя, выступая вектором, управляющим дальнейшим развитием человека.
C. 48-70
 

 

открыть Универсальное – гуманитарное – эпистемиологическое знание (Естественная классификация. Международная библиография. Идея мирового культурного объединения)
 
Куманова А.   
Kumanova A.   
Единая интенциональная ризома информационных кодов знания, воплощенного в т.н. инкультурации (эволюции – инволюции), позволяет нам видеть рациональную сущность, состоящую из множества сущностей, разграничивающихся на основе принципов диверсификации, дистинкции, многообразия, конкуренции парадигм. Нравственно-этические движущие мотивы гуманного планетарного информационного моделирования формируют диалогические „цепочки обозначаемое – означающее” в многоголосии концепций, целью которых является преодоление доктринального изоляционизма.
C. 71-82
 

 

открыть История в школе остается «полем битвы за прошлое», потому что «войны памяти» не утихают
 
Стрелова О.Ю.   
Strelova O.Yu.   
Статья продолжает начатый в журнале разговор о связях современного политического процесса с содержанием школьных курсов истории [3]. «Войны памяти» как инструменты исторической политики конкретизированы на примерах «войн памятников», «войн музеев памяти» и «войн учебников истории», характерных для разных стран мира, не исключая Россию, в ХХ – начале XXI века. Особое внимание автор статьи обращает на современные войны учебников истории и опыт стран-соседей сообща «перечитывать свое прошлое». Обобщая современные тенденции развития «войн памяти», автор формулирует их вызовы историческому образованию школьников и возможные ответные стратегии со стороны разработчиков учебно-методических комплексов по истории России и зарубежных стран.
C. 83-98
 

 

открыть Приоритеты модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века
 
Богуславский М.В.   
Boguslavsky M.V.   
В статье характеризуется процесс модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века. Рассматривается диалектика взаимодействия двух фундаментальных парадигм в развитии теоретических основ содержания общего образования: знаниевой и развивающей. Дана трактовка подходов к определению и формированию содержания общего образования в теориях и концепциях отечественных ученых – педагогов на протяжении ХХ века.
C. 99-111
 

 

открыть Роль литературного наследия Франции, Германии, Англии в формировании ценностных ориентаций учащихся отечественных лицеев и гимназий второй половины XIX – начала XX века
 
Герасенкова П.В.   
Gerasenkova P.V.   
Охарактеризована роль литературы Франции, Германии и Англии в образовании и воспитании учащихся отечественных лицеев и гимназий второй половины XIX – начала XX века. Приведены примеры произведений французских, немецких и английских авторов, изучавшихся в рамках лицейских и гимназических программ указанного периода. Рассмотрено влияние литературного наследия данных стран на формирование ценностных ориентаций учащихся.
C. 112-124
 

 

открыть Советская школа на путях подготовки к войне: переломный 1936 год
 
Волкова И.В.   
Volkova I.V.   
Статья посвящена перестройке школьного дела страны в 1936 г., когда стала очевидной вероятность мировой войны. Исследуются процессы внутри учительского сообщества и школьного обучения, обусловленные отказом от прежней политики дифференциации школьников по интеллектуальным способностям. На архивных документах московского среднего образования воссоздаются механизмы контроля властей за работой школы и методы школьной педагогики, вызванные к жизни постановкой новых стратегических задачи.
C. 125-138
 

 

открыть Переосмысление оценивания
 
Бойл Б.   Чарльз М.   
Boyle B.   Charles M.   
Статья представляет собой расширенную версию установочной лекции, прочитанную авторами на Ежегодной конференции Международной Ассоциации по оценке образования (IAEA) в Бангкоке (Тайланд) в августе 2010 года. В ней дается критический анализ зарубежного опыта оценивания знаний учащихся, построенного на основе тестов. Раскрываются негативные последствия доминирования тестов для формирования критического самостоятельного мышления учащихся.
C. 139-150
 

 

открыть Социально-культурные феномены «здоровье» и «здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования
 
Науменко Ю.В.   
Naumenko Yu. V.   
Излагаются основные положения авторской концепции комплексного формирования у школьников социокультурного феномена «здоровье» в учебно-воспитательном процессе. Предлагается принципиально новая категориально-понятийная база («здоровье», «здоровый образ жизни», «внутренняя картина здоровья» и «жизнеспособность», «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений»), показана ее взаимосвязь с другими педагогическими понятиями. Раскрывается интегративная педагогическая модель формирования социокультурного феномена «здоровье» в онтогенезе, а также раскрыта ее специфика по отношению к подростковому возрасту. Конкретизирована система дидактических принципов конструирования специфического компонента надпредметного содержания общего образования, направленного на формирование у школьников здоровья и здорового образа жизни как социокультурных личностных характеристик. Сформулированы концептуальные положения комплексного психолого-педагогического мониторинга эффективности деятельности школы по формированию у обучающихся социокультурного феномена «здоровье».
C. 151-176
 

 

открыть Освоение карнавальной культуры в пространстве уличного театра детьми младшего школьного возаста
 
Семенова Е.А.   
Semenova E.A.   
В статье рассматривается такое малоизученное явление как "детская карнавальная культура". Автор статьи считает, что уличный театр интегрирует в себе карнавальные виды искусства (хеппенинг, перформанс, акция, энвайронмент, флюксус, клоунада). Впервые уличный театр рассматривается как пространство, в котором ребенок младшего школьного возраста естественным образом осваивает карнавальную культуру.
C. 177-186
 

 

открыть Информирование различных целевых групп как условие эффективного использования результатов оценки учебных достижения школьников
 
Болотов В.А.   Вальдман И.А.   
Bolotov V.A.   Valdman I.A.   
Обсуждается проблематика информирования различных целевых групп о результатах оценки качества образования, включая такие вопросы, как описание различных групп пользователей данных оценки, их информационных потребностей, описание различных видов информационных ресурсов и продуктов, стратегия распространения информации при работе с результатами оценочных процедур.
C. 187-202
 

 

открыть Биобиблиографическая энциклопедия «Педагогика и психология» на сайте Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского
 
Кабашева О.В.   
Kabasheva O.V.   
Описывается созданная в ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО Биобиблиографическая энциклопедия «Педагоги и психологи мира», имеющая на настоящий момент около 400 словарных статей. Перечень персоналий дан в виде списка юбилейных дат, отмечаемых в каждом текущем году. На каждую персоналию создана отдельная статья, которая включает в себя даты жизни, биографию, портрет, библиографию публикаций из фондов НПБ им. К.Д. Ушинского, в отдельных случаях - сведения о материалах из Научного архива РАО.
C. 203-207
 

 

открыть Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы
 
Ломакина Т.Ю.   
Lomakina T.Y.   
В статье обосновывается как разработанная автором принципиальная схема системы 7П (Прогнозирование. Переоценка. Проблематизация. Проектирование. Планирование. Побуждение. Преобразование.) может быть спроецирована на введение в школе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
C. 208-215
 

 

открыть Проблемы и перспективы историко-педагогического образования в современной России
 
Богуславский М.В.   Куликова С.В.   
Boguslavsky M.V.   Kulikova S.V.   
В статье рассматриваются различные аспекты использования внутришкольного оценивания с опорой на исследования в различных обстоятельствах, включая снижение уровня образования, а также различные социальные, культурные и политические императивы. Авторы рассматривают вопрос, когда и почему внутришкольное оценивание должно или не должно быть осуществлено. Перечисляются преимущества внутришкольного оценивания, а также сформулирован ряд проблем, часто возникающих при внедрении этого метода оценивания. Статья пытается разъяснить, как, и почему, внутришкольное оценивание было успешно введено в различных контекстах, обсуждается важность контекста в его успехе или неудаче.
C. 216-227
 

 

открыть Город как воспитательная среда
 
Ланин Б.А.   
Lanin B.A.   
Рецензия на книгу: Рубл, Блэр А. Вашингтонская U-стрит. Биография / пер. с англ. Л. Седов ; науч. ред. А. Захаров. – М.: Московская школа политических исследований, 2012. – 424 с. (Blair A. Ruble. Washington's U Street. A Biography. Woodrow Wilson Center Press, Washington, DC, The Johns Hopkins University Press, Baltimore, 2010. 410 p. ISBN 978-0-8018-9800-6.)
C. 228-230
 

 

открыть В мире педагогических журналов
 
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»    
Magazine «National and foreign pedagogy»   
Мы продолжаем знакомить читателей с содержанием недавно вышедших номеров российских педагогических журналов. Предлагаем вашему вниманию содержание № 5 и № 6 за 2012 год журнала «Отечественная и зарубежная педагогика».
C. 231-234