Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2024

Содержание

 

Философия 5.7

  

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  

открыть

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Финько М. В.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-9-23

Аннотация. 

В статье рассматривается проблема, связанная с определением смыслов и формированием принципов суверенной отечественной системы высшего образования России. Актуальность выбранной темы, с одной стороны, обусловлена масштабами внешних и внутренних глобальных вызовов, с другой – необходимостью сохранения базовых констант российского образования, традиционно сохраняющих его смысловое и ценностное ядро. Обосновывается, что главным институтом воспитания, социализации личности в современном обществе является образование, а социокультурное образовательное пространство является средой и одновременно мощным ресурсом сохранения и передачи последующим поколениям исторически сложившейся системы идеалов, ориентиров и ценностей.

В этой связи является важным рассмотрение особенностей формирования ценностных ориентиров и установок студентов современного университета в условиях изменения подходов к организации учебного процесса, актуализации моделей и форматов обучения, внедрения в учебный процесс индивидуальных образовательных траекторий. В статье акцентируется внимание на анализе динамики состояния и оценки студентами получаемого образования, а также организации учебного процесса, реализации принципов встраивания и внедрения новых форматов обучения. Центральное место в содержании статьи занимает анализ исследований, связанных с выявлением ценностных ориентиров и установок в различных сферах реализации задач современной системы высшего образования России, включая трансформационные процессы и социальную интеграцию молодежи в деятельность вуза в соответствии с новыми реалиями.

Ключевые слова

цивилизационный выбор, смыслы образования, ценностные ориентиры и установки, ценности, студенческая молодежь, трансформация высшего образования, новые форматы и модели обучения.

С. 9-23

 

открыть

ДЖЕК БАРБАЛЕТ О СВЯЗИ ЭМОЦИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ДОВЕРИЯ

Ганин А. В.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-24-35

Аннотация. 

В статье анализируется теория эмоций австралийского социолога и философа Джека Барбалета. Его имя уже известно отечественному читателю по работам В. Г. Николаева, А. А. Семенчук, О. А. Симоновой и Н. В. Романовского. Однако попытка проанализировать взгляды Дж. Барбалета на роль эмоций в формировании межличностного доверия предпринимается в отечественной науке впервые. В настоящей статье с опорой на общенаучные методы проведен анализ наиболее значимых работ Барбалета как начала 1990-х гг., так и последних лет. Автор статьи выделяет в теории Барбалета три варианта «негативных» эмоций, которые выступают основанием для формирования межличностного доверия. Так, исследованию подверглись эмоции гнева, страха и скуки. Было показано, что гнев основан на нарушении принципов доверия, социальной справедливости и базовых прав личности. Причиной появления гнева в этом случае выступает нарушение статусно-ролевых предписаний, а сам гнев рассматривается в качестве «морального». В то же время автор статьи обращает внимание на то, как, согласно Барбалету, гнев направлен на самого испытывающего эмоцию субъекта и носит характер самообвинения. При этом автор статьи выявляет недостатки и недосказанности в теории Барбалета, указывая на то, как мало внимания уделено гендерному и социокультурному аспектам. Значимым разделом статьи является авторский анализ влияния страха «потерять лицо» на формирование межличностного доверия, осуществленный с опорой на работы Барбалета о китайской традиции «гуанси». Отдельно в статье проанализировано влияние на формирование доверия скуки, что может быть использовано в сфере не только теоретического, но и прикладного знания, например, в области менеджмента. В целом в статье показано, что социальная философия Джека Барбалета представляет научный интерес в свете современного «поворота к эмоциям» в гуманитарных и социальных науках.

Ключевые слова

Джек Барбалет, социальная философия эмоций, эмоции, гнев, скука, страх, доверие.

С. 24-35

 

 

Психология 5.3

  

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА

  

открыть

ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА, КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Кононова О. Б.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-36-47

Аннотация. 

Статья посвящена описанию исследования, целью которого стало определение акцентуаций характера, копинг-стратегий и тревожности у студентов I курса разных направлений профессиональной подготовки. В исследовании приняли участие студенты I курса Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I разных направлений профессиональной подготовки. Использовались методики: тест-опросник К. Леонгарда – Н. Шмишека; методика «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке, Г. Эрдманн (адаптация Н. Е. Водопьяновой) и шкала тревоги Спилбергера – Ханина (STAI). У студентов направления «Электроснабжение» по сравнению со студентами направления «Управление процессами перевозки» значительно чаще встречается акцентуация характера «Циклотимный тип», эти студенты более склонны к смене эмоций, чаще уходят в крайности, переживая или огромную радость, или глубокое апатичное состояние под влиянием внешних обстоятельств. Студенты направления «Электроснабжение» обладают большим по сравнению с другой группой репертуаром эффективных копинг-стратегий, что может способствовать более успешной адаптации к обучению в вузе. Анализ корреляционных связей показал значимость личностной тревожности в личностном профиле студентов двух направлений подготовки. Ситуативная тревожность в меньшей степени значима для данных групп, но тем не менее проявляется в связи с отдельными акцентуациями характера. Гипотезы исследования подтвердились частично.

Ключевые слова

акцентуации характера, копинг-стратегии, тревожность, студенты, студенческий возраст, профессиональная подготовка, адаптация к обучению в вузе.

С. 36-47

   

 

Педагогика 5.8

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  

открыть

ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА

Рязанцева М. В., Якушова Е. С.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-48-58

Аннотация. 

Цель данного исследования заключалась в изучении престижа профессии преподавателя в российском обществе и разработке рекомендаций по повышению социального статуса педагога в современных условиях. В ходе исследования были проанализированы российские рейтинги престижа профессий, а также проведен опрос среди студенческой молодежи, чтобы изучить ее отношение к профессии преподавателя. В результате исследования авторами были обобщены факторы, влияющие на снижение престижа профессии «преподаватель высшей школы», и дан ряд рекомендаций для привлечения молодых кадров в ряды профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова:

престиж профессии, социальный статус, профессия преподавателя, мотивация преподавателя.

С. 48-58

   

открыть

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лобанов А. В., Родионов М. А.,
Ширяев С. Д. 
                                                 
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-59-72

Аннотация. 

Важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является ее научно-технологическое развитие, в связи с чем актуализируются вопросы исследования возможности системы высшего профессионального образования обеспечить народное хозяйство необходимыми кадрами. В соответствии с этим в статье анализируются данные по количеству поступивших абитуриентов и фактическому выпуску бакалавров, специалистов, магистров за последнее десятилетие по различным направлениям подготовки (специальностям): математика и информационные технологии, физика и инженерия, химия и материаловедение. Проведенное исследование показало значительный рост набора будущих математических и IT-кадров, одновременно было выявлено уменьшение объема их реального выпуска. Количество принятых физико-инженерных кадров остается практически неизменным, при небольшом уменьшении количества выпускаемых специалистов. Отрицательная динамика приема и фактического выпуска с 2018 г. наблюдается для химико-материаловедческих специальностей.

Ключевые слова:

научно-технологическое развитие, научно-технологический суверенитет, подготовка кадров, промышленность, кадровая политика, инженерные кадры.

С. 59-72

  

открыть

ВОЗМОЖНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кротенко Т. Ю                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-73-86

Аннотация. 

Необходимость адаптации к быстро развивающемуся научно-техническому прогрессу обусловливает неотложное применение новаторских методов в подготовке и дополнительном обучении специалистов для эффективной работы в реальной экономике, преимущественно ее ведущих представителей – инженеров. В контексте глобализации международной экономики возрастает важность качественного образования для инженеров нового типа. Отечественным инженерам предстоит решить проблему технологической модернизации национальной промышленности и выйти на новые рынки с инновационной продукцией. Поэтому актуально более пристальное изучение, проникновение в культурные традиции, философские и исторические корни современного инженерного образования. В результате становится очевидной потребность в создании нового типа образовательного пространства. Статья подкрепляет идею нового вектора развития непрерывного инженерного образования. Такая стратегия основывается на традициях и принципах трансдисциплинарности и «питает» инженерное образование знаниями, умениями, навыками экономических, социально-психологических, лингвистических и информационно-коммуникационных сфер.

Ключевые слова:

технологическое развитие, инженерная экономика, политехническое образование, менеджмент знаний, образовательное пространство, образовательная экосистема, междисциплинарность, инженерная педагогика.

С. 73-86

  

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  

открыть

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ: ДЕФИНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Фоменко Е. А.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-87-98

Аннотация. 

Проведен целостный анализ педагогических, политических и других словарей и трудов в целях определения системообразующих терминов и категорий темы исследования. Так, благодаря изучению наследия выдающихся российских мыслителей прошлого (Н. А. Бердяев, Н. М. Карамзин) и трудов современных исследователей (Т. В. Беспалова, С. В. Куликова, В. И. Лутовинов) выделены содержательные характеристики «идеологии», «идеологических основ», «Отечества», «патриотизма», «цели патриотического воспитания» и др. Сделан вывод о том, что в рамках научно-педагогических подходов и сущность патриотизма, и цель патриотического воспитания осмысляются отечественными мыслителями преимущественно в единой парадигме с традиционными духовно-нравственными ценностями российского общества.

Ключевые слова:

идеология, идеологические основы, патриотизм, цель патриотического воспитания, воспитание.

С. 87-98

 

открыть

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ: МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТЬЮ И ГЛОБАЛИЗМОМ, ЗНАНИЯМИ И КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Гилязова О. С., Замощанская А. Н.,
Замощанский И. И
                                        
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-99-111

Аннотация. 

Есть два основных расхождения во взглядах на образовательную политику страны: приверженность национальной образовательной самобытности либо следование глобалистскому мейнстриму в образовании, акцент на знаниях либо на компетенциях. Современный компетентностный подход, в отличие от своих первоначальных версий (в качестве реакции на которые возникли инициативы по защите образовательной автономии страны и движение по «возращению знаний» в учебную программу), отходит от дивергенции данных альтернатив, склоняясь к их управляемой конвергенции. Как мы попытались показать в данной статье, благодаря гибридности компетентностный подход получает возможность согласовать необходимость соответствовать глобалистским требованиям и трендам в образовании и стремление сохранить образовательную специфику страны, а также разоблачить ложность дихотомии знания/компетенции и преодолеть ее. Это позволяет ему встраиваться не только в европейское, но и азиатское образовательное пространство и в конечном счете делает его подходящим и для российских (евразийских) реалий.

Ключевые слова:

интегративная учебная программа, компетенции XXI века, компетентностный подход, компетентностно-ориентированное образование, мощные знания, педагогика, образовательная политика, система образования, универсальные компетенции, soft skills.

С. 99-111

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

  

открыть

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НАСЛЕДНИКОВ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Бизяева Н. Д.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-112-120

Аннотация. 

Данное исследование представляет собой краткий обзор предпосылок становления системы наставничества наследников императорского престола в России первой половины XVIII в., которая заключалась в развитии качеств, необходимых будущему правителю государства в ходе воспитания и обучения ребенка царственных особ. Изучение проблемы наставничества наследников императорского престола представляет существенный интерес для истории педагогики, поскольку выбор наставника для наследников престола, их братьев и сестер всегда был делом государственной важности. Такой воспитатель не только образовывал ребенка, но и формировал его характер, подавляя в нем недостатки и акцентируя внимание на сильных сторонах личности. Наставники и воспитатели детей царственных особ играли роль связующего звена между августейшими родителями и придворными педагогами.

Ключевые слова:

наставничество, образование, воспитание, Российская империя, первая половина XVIII в., Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна.

С. 112-120

   

открыть

РЕФОРМАТОРЫ, КОТОРЫХ НЕ ЗАМЕТИЛИ… НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЖЕЛВАКОВ, 1893–1972, И ПАВЕЛ НИКОДИМОВИЧ ГРУЗДЕВ, 1889–1953

Рыжов А. Н                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-121-134

Аннотация. 

Предлагаемый вниманию материал статьи посвящен одной из малоизученных сторон профессиональной деятельности и научных взглядов двух известных ученых-педагогов – Николая Александровича Желвакова и Павла Никодимовича Груздева. Такой стороной можно считать отстаивание в сложных условиях 1930–1950-х гг. собственных научных взглядов и убеждений, основанных на понимании пагубности смешения науки и политики и необходимости использования отечественных научных традиций. У профессора Желвакова областью научных интересов стала история отечественного образования, а у профессора Груздева – методология педагогической науки. Для исследования названной проблемы в статье были использованы рукописные и опубликованные научные труды, а также архивные материалы Научного архива Российской академии образования. В результате проведенного рассмотрения и анализа привлеченных материалов было показано не только довольно неожиданное для того времени стремление ученых опираться на дореволюционные научные идеи в области теории и истории педагогики, но и попытка возврата в своей преподавательской и научной деятельности, а также трудах к традициям дореволюционной педагогики. Отдельного осмысления заслуживает представленное в статье серьезное противодействие научного сообщества попыткам возврата к педагогическим традициям прошлого.

Ключевые слова:

история педагогики, Академия педагогических наук, Н. А. Желваков, П. Н. Груздев, педагогическая наука, педагогические традиции.

С. 121-134

 

открыть

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ В 20–30-е гг. ХХ В.: ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Милованов К. Ю.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-135-145

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы исследования процесса развития советской профориентологии в 20–30-е гг. ХХ в. Обоснована важность изучения исторического опыта профориентационной деятельности в системе единой трудовой школы. Охарактеризованы цели, приоритетные задачи и ведущие факторы развития школьного сегмента отечественной индустриальной психотехники. Рассмотрены тенденции развития процесса рационализации производства, профотбора, профподбора, классификации профессий, профессиональной консультации. Представлен анализ взглядов выдающихся педагогов, психологов, физиологов и биологов на проблемы выбора будущей профессии, формирования механизмов школьной профориентационной работы, готовности подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности.

Ключевые слова:

профориентация, психотехника, трудовая школа, система общего образования, история педагогики, история образования.

С. 135-145

 

открыть

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 80-Х ГГ. XX В. – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХI В.

Богуславский М. В., Воронцова Е. А              DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-146-160

Аннотация. 

В статье представлен процесс обеспечения профессионального самоопределения школьников на протяжении 80-х гг. ХХ – первой четверти ХХI в. Приведенные в статье данные о процессе становления и разработки в зарубежной, советской и постсоветской школе и педагогике проблемы профессионального самоопределения школьников, представленные ключевые положения генезиса проблемы профессионального самоопределения молодого поколения способствуют выявлению основных тенденций и перспектив для дальнейшего развития современной системы профориентационной работы.

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, история отечественной и зарубежной педагогики и образования, образование для карьеры, карьерно-ориентированное обучение.

С. 146-160

 

открыть

ПРОЦЕССЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:
ОПЫТ ТРИДЦАТИ ЛЕТ (1992–2022)

Тябаев А. Е                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-161-173

Аннотация. 

Статья посвящена анализу процессов интернационализации высшего образования в Российской Федерации за период с 1992 по 2022 г. Представлены основные этапы советского «международного образования», когда был приобретен богатый методический и организационный опыт. Приведены причины интернационализационных процессов российского высшего образования. В статье анализируются шаги, которые делало руководство страны и профильное министерство в этом направлении, указываются соответствующие нормативные акты. Приводятся преимущества российского высшего образования на международной арене, раскрываются трудности, возможные и необходимые стратегии интернационализации российской высшей образовательной школы. Анализируется масштаб привлечения иностранных граждан для получения высшего образования в России.

Ключевые слова:

высшее образование, интернационализация высшего образования, интернационализационные процессы, стратегии интернационализации российских вузов, иностранные граждане в российских вузах.

С. 161-173

 

открыть

ГЕНЕЗИС ПОДХОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ XXI В.

Рыбак М. В                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-174-187

Аннотация. 

В конце XX – начале XXI в. политические, экономические и социокультурные изменения в стране повлекли трансформацию системы отечественного образования. Затронули они и систему преподавания иностранных языков, поскольку стремительно развивающееся международное сотрудничество в различных сферах деятельности требовало специалистов, говорящих на иностранных языках, в целях установления и расширения партнерских контактов. В статье дан анализ системного, культурологического, коммуникативного, дифференцированного и компетентностного подходов в преподавании иностранного языка, показано их развитие в конце XX – начале XXI в., а также современное состояние, определена их роль в формировании у обучающихся как языковой, так и культурологической компетенции. Сделан вывод о том, что данные подходы взаимосвязаны и органично дополняют друг друга, развивают навыки межкультурной коммуникации, воспитывают уважение к другим культурам.

Ключевые слова:

подход в преподавании, иностранный язык, языковое образование, системный подход, культурологический подход, дифференцированный подход, коммуникативный подход, компетентностный подход.

С. 174-187

 

открыть

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВИЖЕНИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ В РОССИИ

Суздальцев Е. Л.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-188-202

Аннотация. 

Автор дает обзор исследований, посвященных движению военно-исторической реконструкции в России. Опираясь на личный опыт участия в движении и как руководителя клуба, и как председателя Московского областного отделения Общероссийского общественного движения «Клубы исторической реконструкции России», автор дает свое определение военно-исторической реконструкции и системно разбирает научные работы, вышедшие за последние годы, в которых анализируются различные стороны деятельности военно-исторической реконструкции. В обзоре отмечаются те исследования, авторы которых участвуют в движении, применяя полученные в ходе своих исследований знания на практике в реконструкции сражений, вошедших в боевую летопись истории народов России. В заключении автор делает вывод, что движение имеет большой научный и практический потенциал, который может проявляться в различных сферах деятельности человека: научной, образовательной, туристической, досуговой, театральной, в области музееведения и др.

Ключевые слова:

военно-историческая реконструкция, патриотическое воспитание, историческая память, Общероссийская общественная организация «Клубы исторической реконструкции России».

С. 188-202

  

открыть

ЭФФЕКТИВНЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ: ПРОБЛЕМЫ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА

Овчинников А. В                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-203-211

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы, связанные с ретроспективным анализом эффективных педагогический практик в Российской Федерации на протяжении 1960–1980 гг., предлагается определение эффективных педагогических практик и некоторые методологические основания для их ретроспективного анализа. Приводятся основные источники, которые могут стать основой для более детального изучения эффективных педагогических практик прошлого с целью использования этого опыта в условиях модернизации современного российского общего образования.

Ключевые слова:

эффективные педагогические практики, советская общеобразовательная школа 1960–1980-х гг., передовой педагогический опыт, воспитательные практики, источники изучения педагогических практик.

С. 203-211

 

    

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Новик И. Р., Пиманова Н. А., 
Жадаев А. Ю., Мамаева Н. А.
                    
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-212-222

Аннотация.  

В рассматриваемой статье освещается проблема, связанная с профессиональным выгоранием социально-ориентированных профессий, включая педагога. Рассмотрены негативные факторы, способствующие данному процессу, а также позитивные стороны, препятствующие профессиональному и эмоциональному выгоранию данных профессиональных категорий людей.

Проведенное педагогическое исследование показало, что профессиональному выгоранию подвержено одинаковое число учителей школ и преподавателей вузов. Несмотря на то, что, как правило, в вузе работают увлеченные своим делом научно-педагогические работники, «бумажная волокита» с написанием различной отчетной документации вводит порой их в стрессовую ситуацию, поскольку время на то, чтобы заниматься учебной и научной работой, заметно сокращается, что и приводит к возникновению синдрома «профессионального выгорания».

Ключевые слова:

профессиональное и эмоциональное выгорание, педагог, эмоциональная нагрузка.

С. 212-222

   

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мельников Я. А.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-223-235

Аннотация.  

Цель исследования – обосновать условия, способствующие формированию и развитию исторических знаний среди студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО). В статье дана общая характеристика современного состояния системы СПО в отношении дисциплины «История»; показана важность изучения истории; обобщаются педагогические условия формирования исторических знаний в СПО. Научная новизна исследования заключается в систематизации теоретического ракурса исследования посредством применения эффективных педагогических условий для изучения тем, связанных с историей малой родины (Амурской области), способствующих формированию исторических знаний у студентов СПО. В результате исследования удалось выявить трудности и проблемы формирования исторических знаний у студентов СПО, а также определить эффективные педагогические условия, позволяющие сформировать исторические знания.

Ключевые слова:

педагогические условия, исторические знания, преподавание истории, обучение в среднем профессиональном образовании, преподаватель истории.

С. 223-235

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В СРЕДЕ МОНТЕССОРИ

Палкина Т. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-236-245

Аннотация.  

Статья посвящена изучению влияния метода Монтессори на эмоциональное развитие детей от рождения до трех лет. Как характерная для Монтессори подготовленная среда и центрация на развитие ребенка способствуют формированию его эмоциональной устойчивости, саморегуляции и возникновению социальных навыков? Опираясь на теории привязанности, эмоционального интеллекта и социокультурного развития, рассматриваются параллели между современными исследованиями и подходом Монтессори. В статье проведен анализ эмоционального состояния детей и развития их восприятия мира в тоддлер-группе, а также выявлены и представлены положительные результаты раннего эмоционального образования.

Ключевые слова:

метод Монтессори, эмоциональное развитие, раннее детство, образовательные методики, теория привязанности.

С. 236-245

  

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА

Гараева Е. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-246-255

Аннотация.  

В настоящее время актуализируется проблема развития информационно-коммуникационных умений педагога высшей школы в условиях инновационных изменений образовательной среды. Рассматривается сущность феномена информационно-коммуникационных умений преподавателя университета с различных позиций авторов: как их комплекс, обеспечивающий использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности с целью решения образовательных задач; возможность воспринимать информацию посредством коммуникативного акта; осуществлять работу с различными видами и источниками информации в профессионально-практической деятельности. Представлены различные основания для классификации данного вида умений педагога высшей школы. Охарактеризованы типы информационно-коммуникационных умений педагога в зависимости от видов деятельности, цели и актуальных задач, среди которых передача опыта, осуществление профессионально-педагогической деятельности, решение задач самообразования, саморазвития, повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В статье представлена авторская классификация информационно-коммуникационных умений преподавателя университета с позиции выделения актуальных направлений цифровизации образовательной среды. Предложена классификация рассматриваемого вида умений на основе выделения функционального признака. Определены соответствующие типы информационно-коммуникационных умений преподавателя университета, обеспечивающие решение педагогического и технологического аспектов профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

умения, информационно-коммуникационные умения, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, цифровизация образовательной среды.

С. 246-255

 

открыть

К ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА» В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ

Вейдт В. П.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-256-269

Аннотация.  

В статье приведены факторы, способствующие росту понятийной неоднозначности в педагогической науке, среди которых выделяется неоднозначное толкование понятий и разночтения в их определениях в нормативных документах в сфере образования. Представлены три основных подхода к определению содержания понятия индивидуального образовательного маршрута педагога, выявленных в результате анализа научной литературы, что свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности рассматриваемого понятия. Кроме того, в статье содержатся результаты проведенного содержательного анализа нормативных документов, утвержденных за последние пять лет в рамках реализации национального проекта «Образование», в части определения и характеристики понятия индивидуального образовательного маршрута, позволившего заключить, что разнятся не только дефиниции, но и сущностные характеристики понятия. Делается вывод о том, что проблема содержания понятия «индивидуальный образовательный маршрут педагога» в нормативных документах влияет на подходы к организации деятельности по научно-методическому сопровождению педагогов в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова:

понятийный аппарат педагогики, содержание понятия, понятийная неоднозначность, индивидуальный образовательный маршрут педагога, научно-методическое сопровождение педагога, дополнительное профессиональное образование, нормативные документы в сфере образования.

С. 256-269

 

открыть

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ПРОГРАММ

Поддубная Я. Н., Котов К. С.,
Котова А. А.
                                                  
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-270-275

Аннотация.  

Данная работа посвящена рассмотрению термина «систематизация» в практическом русле. Умение систематизации, будучи важным метапредметным результатом обучения, вызывает определенные трудности в вопросах его развития, так как показатель эффективности обучения напрямую зависит от установленных критерием развития того или иного умения. В научной литературе существует определенный пробел в определении критериев уровня сформированности умения систематизировать информацию. Определенную сложность также вызывает определение уровня развития умения систематизировать информацию студентов языковых программ. Научная новизна исследования заключается в анализе и разработке критериев сформированности умения систематизировать информацию, необходимых как для развития данного умения, так и оценки уровня развития данного умения.

Ключевые слова:

профессиональное обучение, высшее образование, систематизация, мыслительные операции, обучение языку.

С. 270-275

  

открыть

УЧЕБНАЯ ИНТЕРАКТИВНО-НАРРАТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА, ИЛИ КАК КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА СТАНЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Филоненко Е. А.                                    DOI10.31862/2218-8711-2024-5-276-288

Аннотация.  

В статье анализируется и раскрывается специфика компьютерной игры как потенциального инструмента обучения истории и обществознанию. Исследуя игровую и текстово-символическую составляющие компьютерной игры на примере нескольких проектов, автор выделяет имеющийся в них многосторонний педагогический инструментарий для образования, развития и воспитания потенциального обучающегося. Автор аргументирует актуальность использования компьютерных игр в современном образовании и предлагает авторскую теоретическую разработку педагогическо-ориентированной компьютерной игры.

Ключевые слова:

компьютерная игра, геймификация, средства обучения, обучение истории, обучение обществознанию, методы обучения, компьютеризация, обучающие игры.

С. 276-188

 

открыть

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Апалеева А. М.                                 DOI10.31862/2218-8711-2024-5-289-298

Аннотация.  

В статье описываются компоненты структурно-содержательной модели подготовки будущего учителя информатики к осуществлению педагогического сопровождения командной работы обучающихся. Приводится набор педагогических условий, выполнение которых необходимо для успешной реализации рассматриваемой модели в процессе подготовки студентов.

Ключевые слова:

командная работа обучающихся, педагогическое сопровождение, подготовка учителя информатики, структурно-содержательная модель, педагогические условия.

С. 289-198