Аннотация.
В статье описана методика, позволяющая формировать приоритет внутренних моральных принципов и тенденцию к позитивному моральному выбору у старшеклассников. Резкое несоответствие уникальных индивидуальных характеристик россиян (например, «эмиграция из России является самой успешной за всю историю Соединенных Штатов, причем разрыв с остальными диаспорами огромен») с уровнем такого емкого индикатора, как медианная заработная плата, объясняется несколько упрощенно соблюдаемыми обществом «правилами игры», соответствующими «золотому правилу нравственности». Авторы, утверждающие, что резкое «падение морали» произошло в последние десятилетия, в других своих работах признают, что в годы «советской власти» преобладала «двойная мораль», которая ближе к «отсутствию морали», чем к ее «своеобразию». Малую эффективность огромного объема воспитательных мероприятий в десятилетия «советской власти» видные ученые объясняют приоритетом «просоциального альтруизма», хотя более реалистична позиция «разумного эгоизма», или прагматизма. Прогресса в «осознании полезности и выгодности соблюдения нравственных норм для успешной жизнедеятельности, особенно в долгосрочной перспективе» удалось добиться на основе комплексного использования наработок ведущих российских психологов и педагогов: принципа единства обучения и воспитания, действенности влияния социальных больших и малых групп (аналогом малой группы являлась педагогическая команда), приоритета тренинговых технологий, направленных на актуализацию духовно-нравственных качеств человека. Внедрение методики в «массовую» школу потребует не только тщательной разработки и оптимизации методических рекомендаций для учителей по каждому предмету. Увлечь учителя в данном случае часто является куда более трудоемкой задачей, чем последующее увлечение обучающихся.
|
Ключевые слова:
золотое правило нравственности, просоциальный альтруизм, постконвенциональное мышление, индекс нравственности, педагогическая команда, тренинговые технологии, разумный эгоизм, прагматизм, междисциплинарный подход.
|