Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2020

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ГЕНЕЗИС ИДЕИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Родичева И. С., Суханова Н. П.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-9-15

Аннотация. 

Развитие и общественные изменения осознаются в культуре и фиксируются общественным сознанием начиная с древних цивилизаций. Понятие прогресса рассматривается сквозь призму истории философии. Акцентируется внимание на создании первых циклических теорий развития общества Платоном и Аристотелем, распространение общественных изменений на различные сферы общественного устройства. Показывается восприятие идеи общественного прогресса как расцвета и движения к лучшему будущему в философских теориях Нового времени, отражающих политический оптимизм и веру в способности и разум человека. Анализируется генезис общественного прогресса на протяжении XIX столетия, вера в непрерывное поступательное развитие человечества, человеческих ценностей, на помощь чему приходит наука и техника. Ослабление веры людей в абсолютный и бесконечный прогресс происходит на фоне исторических событий XX в., среди которых войны, революции, экологические катастрофы и экономические кризисы, следствием чего является расцвет исторического пессимизма, разочарование и сомнение в прогрессивном движении. В условиях современного цивилизационного кризиса на смену идее прогресса приходят представления о регрессивном характере социально-общественных изменений. Представляется эволюционный характер философских концепций, обретение философией статуса не отвлеченной теоретической концепции, но принципиально важного инструмента для познания современного общества и прогнозирования исторических и социальных перспектив. Делается вывод о том, что на смену идее прогресса и регресса приходят концепции нулевого роста и сдержанного, постепенного развития, а позитивистская философия уступает место синкретическим направлениям и толерантному отношению к миру в целом. 

Ключевые слова

философия, история философии, общество, наука, прогресс, регресс, ценности.

С. 9-15

       

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 открыть

 СТРАХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 

Полянский Д. В.                                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-16-23

Аннотация.  

В статье анализируются социокультурные тенденции, связанные с переживанием такой эмоции, как страх. Выявляются социальные институты и факторы, способствующие распространению в обществе новых страхов. При этом особое внимание уделяется роли медиа. Страх рассматривается не только как экзистенциальный удел, но и потребность человека. Описывается индустрия и социальные практики, связанные с удовлетворением этой потребности. Статья пытается объяснить парадоксальную ситуацию современного человека: сочетание в его социальной жизни высокого уровня безопасности и высокого уровня тревожности.

Ключевые слова

эмоция, страх, тревога, медиа, общество, культура страха. 

С. 16-23

     

 Психологические науки 19.00.00

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ

Вачков И. В., Саликова Э. М. В.                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-24-38

Аннотация. 

В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию жизненного пути, на основании анализа выявлены объективные и субъективные представления о жизненном пути, описаны практические методы изучения метафорических представлений о жизненном пути в рамках психологического исследования, предложено теоретическое обоснование их применения. Рассматриваются данные первого этапа исследования метафорических представлений о жизненном пути студенческой молодежи.  В исследовании приняли участие 50 человек. На основании проведенного исследования выделены типы метафор жизненного пути.

Ключевые слова

представления, метафора жизненного пути студенческой молодежи, психологическое время.

С. 24-38

     

открыть

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Долганина В. В., Ширванян А. Э.                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-39-48

Аннотация. 

В статье представлен теоретический анализ проблемы психологической зависимости современной молодежи от социальных сетей, подчеркивается масштабность на современном этапе развития общества. Авторами описано как положительное, так и отрицательное влияние социальных сетей на личность, рассмотрены основные причины формирования данного вида зависимости. В статье также содержатся данные анкетного исследования, диагностирующие психологическую зависимость от социальных сетей у студентов педагогического вуза. Представленные авторами результаты анкетирования подтверждают необходимость проведения профилактико-коррекционных мероприятий, представляющих собой комплексный процесс развития психологических характеристик личности, обеспечивающих ее устойчивость к зависимому поведению и формирование навыков здорового образа жизни. В статье описаны некоторые практические рекомендации по снижению уровня интернетзависимости, а также повышению адаптации и социализации личности в современном мире. 

Ключевые слова

социальные сети, интернетзависимость молодежи, психологическая зависимость, Всемирная сеть Интернет, аккаунт, студенты педагогического вуза.

С. 39-48

 

открыть

ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ
ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бочанцева Л. И., Завьялова А. Н.                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-49-60

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния группового тренинга на снижение уровня школьной тревожности у младших школьников. В статье раскрыто понятие тревожность и школьная тревожность в отечественной и зарубежной психологии. Авторы раскрывают причины школьной тревожности, а также их влияние на психическое развитие ребенка. Особое внимание уделяется описанию психологических средств коррекции школьной тревожности. В ходе экспериментального исследования было установлено, что групповой тренинг является эффективным психологическим средством по снижению уровня школьной тревожности, переживаний социального стресса, страха самовыражения, проверки знаний, несоответствия ожиданиям окружающих и страха взаимодействовать с учителями.

Ключевые слова:

тревожность, школьная тревожность, психологические средства коррекции, групповой тренинг.

С. 49-60

     

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

Москвина А. С.                                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-61-69

Аннотация. 

В данной статье обращается внимание педагогов и воспитателей дошкольных и общеобразовательных организаций, а также теоретиков образования современности на проблему формирования эстетической культуры у детей младшего возраста (0–8 лет). Приведены нормативно-правовые документы, регламентирующие исследуемую проблему. Дан теоретический анализ проблемы в историко-педагогической ретроспективе.
Обозначены основные педагогические принципы формирования эстетической культуры детей младшего возраста. Представлен анализ программ по изобразительному искусству для  детей младшего возраста. Отражены точки роста эстетического образования в цифровых условиях развития гражданского общества.

Ключевые слова:

эстетическая культура, дети младшего возраста, формирование, принципы, условия, проблемы.

С. 61-69

 

 Педагогические науки 13.00.00 
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ТУПИК В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА      

Седых Т. Н.                                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-70-83

Аннотация. 

В статье анализируются проблемы, имеющиеся в настоящий момент в системе российского образования, причины их возникновения и возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Автор рассматривает зарубежный и советский опыт реформирования системы образования, уделяя особое внимание ценностным и идейным ориентациям, ставшим основой для образовательных систем разных стран. Обращаясь к особенностям формирования советской системы просвещения и воспитания,  автор высказывает мнение о необходимости подробного изучения советского опыта воспитания и обучения «нового человека», который может быть использован в современной России и в настоящий момент. Анализируя влияние концепции «общей идеи» на российскую образовательную систему, автор делает вывод о жизненной необходимости ее использования в процессе реформирования отечественной системы образования.

Ключевые слова:

реформирование образования, концепция «общей идеи», воспитание «нового человека», ценностно-поведенческие ориентиры.

С. 70-83

  

открыть

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Татаринцева Ю. А.                                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-84-88

Аннотация. 

Модернизация образования предъявляет новые требования к профессиональным функциям учителя. Поскольку сегодня учитель играет важную роль в формировании нового, информационного типа общества, он должен ориентироваться в многообразии научно-методических подходов, эффективно использовать передовые информационные технологии и внедрять новые педагогические идеи в образовательный процесс. В статье исследованы изменения, произошедшие в профессиональных функциях учителя под влиянием социальной и образовательной среды. Инновационные процессы выявили необходимость выделения учебно-методической функции как наиболее важной на сегодняшний день.

Ключевые слова:

роль учителя, профессиональные функции учителя.

С. 84-88

  

открыть

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Краснов С. В., Калмыкова С. В, Краснова С. А.                                                                                                                                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-89-101

Аннотация. 

Основная тенденция сегодняшнего дня – цифровая трансформация – не может не оказывать существенного влияния на образование. Внедрение массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в образовательный процесс стало естественным откликом вузов на современные тренды. В статье приводится краткий анализ внедрения MOOК в России и в мире. В Санкт-Петербургском политехническом университете ведется активная разработка массовых открытых онлайн-курсов, которые могут использоваться в образовательном процессе любого вуза и активно используются в самом университете. В Институте промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета онлайн-курсы в образовательном процессе внедряются при реализации дисциплин с 2017 г. Сегодня полученный опыт позволил внедрить онлайн-курсы во все учебные планы СПбПУ. В статье также приводятся результаты изменения успеваемости, форм общения и проблемы, возникшие в ходе внедрения МООК. Предлагаются направления решения возникших проблем. Очередным шагом в развитии образования является переход к построению адаптивных образовательных траекторий, позволяющих не только оперативно реагировать на вызовы рынка труда, но и готовить «специалистов будущего»

Ключевые слова:

массовые открытые онлайн-курсы (МООК), смешанное обучение, электронное обучение, цифровое обучение.

С. 89-101

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ КРИТЕРИЯМ
(РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ)

Матюшкина М. Д., Белоусов К. Ю.                           DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-102-118

Аннотация. 

Основная цель статьи состоит в описании социальной эффективности школ Санкт-Петербурга с использованием таких  критериев, как предметная результативность и функциональная грамотность. Маркером социальной эффективности в эмпирических исследованиях, реализованных авторами статьи, выступает частота обращения учащихся школ к услугам репетиторов. Методическую основу исследования составляет использование метода вторичного анализа данных, которые получены по результатам серии анкетных опросов среди школьников, родителей, учителей и выпускников школ Санкт-Петербурга. Дополнительно к полученным эмпирическим данным был проведен сбор ЕГЭ-рейтингов тех школ, которые принимали участие в анкетных опросах. В статье представлены понятия «результативной» и «эффективной» школы. Приводятся обобщенные «портреты» результативной (по критерию ЕГЭ) и социально эффективной в отношении частоты обращения к услугам репетиторов школы. Дана характеристика понятию «функциональная грамотность», выделены и описаны признаки эффективности школы по критерию функциональной грамотности. Визуализированы признаки, которые наиболее различаются для эффективных и неэффективных школ по критерию функциональной грамотности. Информация, полученная в результате проведенного исследования, может быть использована руководителями школ и педагогами для улучшения качества деятельности образовательных учреждений и повышения их социальной эффективности. 

Ключевые слова:

функциональная грамотность, результаты ЕГЭ, эффективная школа, репетиторство, выпускники, вторичный анализ. 

С. 102-118

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРАГМАТИЧЕСКОЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Савченков В. И.                                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-119-125

Аннотация.  

В статье описана методика, позволяющая формировать приоритет внутренних моральных принципов и тенденцию к позитивному моральному выбору у старшеклассников. Резкое несоответствие уникальных индивидуальных характеристик россиян (например, «эмиграция из России является самой успешной за всю историю Соединенных Штатов, причем разрыв с остальными диаспорами огромен») с уровнем такого емкого индикатора, как медианная заработная плата, объясняется несколько упрощенно соблюдаемыми обществом «правилами игры», соответствующими «золотому правилу нравственности». Авторы, утверждающие, что резкое «падение морали» произошло в последние  десятилетия, в других своих работах признают, что в годы «советской власти» преобладала «двойная мораль», которая ближе к «отсутствию морали», чем к ее «своеобразию». Малую эффективность огромного объема воспитательных мероприятий в десятилетия «советской власти» видные ученые объясняют приоритетом «просоциального альтруизма», хотя более реалистична позиция «разумного эгоизма», или прагматизма. Прогресса в «осознании полезности и выгодности соблюдения нравственных норм для успешной жизнедеятельности, особенно в долгосрочной перспективе» удалось добиться на основе комплексного использования наработок ведущих российских психологов и педагогов: принципа единства обучения и воспитания, действенности влияния социальных больших и малых групп (аналогом малой группы являлась педагогическая команда), приоритета тренинговых технологий, направленных на актуализацию духовно-нравственных качеств человека. Внедрение методики в «массовую» школу потребует не только тщательной разработки и оптимизации методических рекомендаций для учителей по каждому предмету. Увлечь учителя в данном случае часто является куда более трудоемкой задачей, чем последующее увлечение обучающихся.

Ключевые слова:

золотое правило нравственности, просоциальный альтруизм, постконвенциональное мышление, индекс нравственности, педагогическая команда, тренинговые технологии, разумный эгоизм, прагматизм, междисциплинарный подход. 

С. 119-125

  

открыть

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Реутова Л. П., Соловьева Е. В.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-126-132

Аннотация.  

В статье затрагиваются теоретические аспекты инкультурации личности: раскрываются ее сущность и структура; анализируется категория «личность», являющаяся смыслообразующей понятия «инкультурация личности»; описываются  структурные компоненты инкультурации личности, к которым отнесены личностное, культурное, образовательное поля; обосновываются идеи культурологических версий российского образования, направленные на развитие субъектных и профессиональных качеств личности; представлен анализ отечественной литературы по данной проблематике, обозначивший проблемные вопросы в дальнейшем обсуждении инкультурации личности как нового педагогического феномена.

Ключевые слова:

культурологические версии, поликультурализм в образовании, российское образование, сущность и структура инкультурации личности, мировоззрение.

С. 126-132 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

СУДЬБА УЧИТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II

Константинова Н. Д.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-133-138

Аннотация

Данная статья основана на кратком историческом анализе работы учительских институтов в системе профессионального педагогического образовании России второй половины XIX столетия. Представленный материал содержит сведения о содержании образования будущих педагогов для городских училищ и их ценностных ориентаций.

Ключевые слова:

учительский институт, образование, городское училище, Александр II, министерство народного просвещения. 

С. 133-138

 

открыть

КРИТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ДЕЯТЕЛЯМИ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Милованов К. Ю.                                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-139-148

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема критики образовательной политики советской власти видными деятелями русской эмиграции. Выявлены особенности возникновения и бытования особого наднационального культурно-образовательного пространства – Российского педагогического Зарубежья. Определен избранный круг ученых, мыслителей, философов и религиозных деятелей, занимающихся проблемами  воспитания и образования. Охарактеризованы взгляды выдающихся представителей русской эмиграции относительно проведения советским правительством политики в области школьного образования.

Ключевые слова:

Российское педагогическое Зарубежье, русская эмиграция, образовательная политика, советская власть, история педагогики, история образования.

С. 139-148

   

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Третьяков А. Л.                                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-149-156

Аннотация

В данной статье освещены некоторые результаты наукометрического исследования по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической теории. Отражена актуальность исследования проблемы экологического образования детей в русле современной государственной образовательной политики. Отмечена полисферность данного направления в контексте метапредметности развития личности ребенка в новых условиях. Приведен краткий обзор современной литературы по проблеме отечественных исследователей. Описаны методы  исследования – метод библиометрии и метод вебометрии, с помощью которых проводился наукометрический анализ. Раскрыты результаты исследования и приведено заключение, отражающее инновационные векторы развития экологизации детства в новых социокультурных информационных условиях. 

Ключевые слова:

экологическое образование детей дошкольного возраста, педагогическое исследования, теория, векторы развития, социокультурная реальность.

С. 149-156

  

открыть

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА «ЛИДЕР»
МГУ ИМ. АДМ. Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО

Пекарь Е. В., Иваницкая Е. А.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-157-172

Аннотация

Повышенное внимание к развитию лидерских качеств в юношеском возрасте со стороны государства, бизнеса и общества как в России, так и за рубежом ориентирует учебные  заведения на создание программ, которые помогли бы обучающимся развить и реализовать свой лидерский потенциал. Целью исследования явилось изучение развития лидерских качеств в профессиональном становлении обучающихся. Психологами произведен отбор в Школу кадрового резерва университета «Лидер» и проанализированы результаты ее работы. Полученные результаты характеризуют кадровый потенциал университета. Выявлены трудности в понимании обучающимися практической значимости обучения, предложены рекомендации по их преодолению. Как результат обучения авторы рассматривают развитие осознания обучающимися значимости работы над собственными лидерскими качествами. Кроме применения результатов проделанной работы внутри университета, а также в других транспортных вузах, статья могла бы быть полезна всем, кто занимается развитием лидерских качеств обучающихся на различных ступенях их профессионального становления.

Ключевые слова:

лидерские качества, юношеский возраст, профессиональное становление обучающихся, лидерский потенциал, взаимодействие бизнеса и образования, Школа кадрового резерва «Лидер», кадровый потенциал университета.

С. 157-172

 

открыть

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Шуайбова М. О., Минбулатова И. С.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-173-180

Аннотация

Сохранение здоровья и обеспечение безопасной деятельности в процессе обучения в вузе требует принятия эффективных решений, направленных на продуктивные изменения в образовательной среде, основной целью которой является приобретение студентами знаний, умений и навыков безопасного образа жизни. Целью нашей работы является определение взаимоотношений между компонентами системы формирования безопасного образа жизни студенческой молодежи, выявление ее структуры и функций, постановка задач, направленных на сохранение здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности студенческой молодежи. Результаты проведенного исследования показывают, что комплексное использование аксиологического, онтологического, философско-социального, медико-биологического, компетентностного, личностно-ориентированного, этнопедагогического и других подходов обеспечивает интеграцию знаний, умений и навыков в области сохранения здоровья и формирования безопасного образа жизни.

Ключевые слова:

безопасный образ жизни, системный подход, студенческая молодежь, культура безопасного поведения, готовность к чрезвычайным ситуациям, элементы системы, компетенция, этнопедагогический подход, образовательные стандарты.

С. 173-180

 

открыть

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Штукарев Н. А.                                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-181-197

Аннотация

В статье автор раскрывает содержательную связь основных категорий формирования антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции: «культура», «коррупционная культура», «антикоррупционное образование», «антикоррупционное воспитание», «антикоррупционная компетентность», «антикоррупционное просвещение», «образовательное пространство юридического вуза». Отмечается, что в современном российском обществе наблюдаются тенденции деградации традиционной культуры; активно формируются  и распространяются антиценности, утрачиваются нравственные идеалы, дегуманизируется сфера жизнедеятельности человека. Анализ исследовательского пространства профессиональной подготовки в юридическом вузе позволяет автору настаивать на необходимости создания дискурсивного поля новой отрасли педагогического знания –антикоррупционной педагогики.

Ключевые слова:

культура, коррупционная культура, образование, антикоррупционное образование, антикоррупционное воспитание, антикоррупционная компетентность, антикоррупционное просвещение, образовательное пространство юридического вуза, антикоррупционная педагогика.

С. 181-197

 

открыть

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООБЩЕСТВА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИБЕРСПОРТОМ

Корчемная Н. В.                                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-198-204

Аннотация

В представленной статье исследуются вопросы организации студенческого киберспортивного сообщества. Целью данной статьи является определение эффективного способа организации киберспортивной сферы в вузе, который будет способствовать социальному воспитанию студентов, занимающихся компьютерным спортом. Проблема статьи заключается в противоречии между популярностью киберспорта у молодежи и недостаточной теоретической разработанностью его возможностей для социального воспитания студентов. На основе опыта конкретной образовательной организации раскрыто содержание разнообразных видов деятельности студентов, увлеченных киберспортом. За основу автор взял четыре основных вида деятельности, которые впоследствии были уточнены и расширены: тренировочная деятельность; соревновательная деятельность; деятельность, направленная на продвижение киберспорта; фоновые виды деятельности и фоновые виды спорта. Виды деятельности, осуществляемые в киберспортивной сфере, были расклассифицированы и проанализированы в зависимости от режимов функционирования, предложенных Б. В. Куприяновым. В заключение формулируются основные выводы, подтверждающие образовательные возможности компьютерного спорта как эффективного инструмента социального воспитания студентов. 

Ключевые слова:

компьютерный спорт, студент, киберспортсмен, молодежные объединения, режимы функционирования игровых молодежных объединений, досуг.

С. 198-204

 

открыть

ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ СТУДЕНТ-ИНОСТРАНЕЦ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ НА ПЕРВОМ КУРСЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Жуковска А. А.                                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-205-211

Аннотация 

Статья посвящена проблеме языковой адаптации иностранных студентов, окончивших подготовительный факультет, которые начинают свое обучение на русском языке на первом курсе основного факультета российского вуза. Основной проблемой при этом является недостаточное владение иностранными студентами русским языком для понимания и конспектирования лекций, активной работы на сеинарах. В статье выявляются и рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются иностранцы во время обучения в России  и причины их появления, анализируются условия обучения иностранных студентов а подготовительном факультете и реальные результаты этого обучения, главным из которых является несоответствие между тем, что иностранные студенты знают и умеют, и тем, что они должны знать и уметь, приходя на первый курс российского вуза. Большинству студентов-иностранцев на первом курсе трудно учиться с русскими студентами на одном уровне, поэтому им необходима поддержка и понимание не только преподавателей русского языка как иностранного, но и преподавателей других предметов. Отмечается, что преподаватели, не специализирующиеся в области обучения РКИ, не всегда могут и хотят адекватно оценить уровень знаний студента-иностранца и помочь ему в случае необходимости. В статье предлагается вариант возможного решения данной проблемы.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, иностранный студент, подготовительный факультет, основной факультет, эффективность обучения, трудности обучения.

С. 205-211

открыть

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
ТУВИНЦЕВ И РУССКИХ (в контексте семейной эмоциональной коммуникации)

Алексеенко Т. В., Даваа Ч. О.                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-212-222

Аннотация

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования интернальности личности взрослых в контексте функциональности-дисфункциональности семейных коммуникаций родительских семей, выявляются особенности воспитания ответственности в тувинских семьях по сравнению с русскими семьями.

Ключевые слова:

ответственность, воспитание ответственности, интернальность, семейные эмоциональные коммуникации, дисфункции семейной системы, родительская критика, внешние границы семьи, перфекционизм.

С. 212-222

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

РАЗВИТИЕ БЕГЛОСТИ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ С ЧИСЛАМИ ФИБОНАЧЧИ

Ростовцев А. С.                                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-223-232

Аннотация

На основе требований современной действительности с ее экономическими, культурными и социальными проблемами существенно меняются основные концепции современного образования. Школе в современном обществе необходимо ориентироваться на личность обучающегося, на его всестороннее развитие. Разнообразные и сложные процессы, которые протекают в современном обществе, требуют обучать, воспитывать и развивать людей, которые будут способны к нестандартному решению проблем, то есть будут обладать
творческим или, как сейчас чаще можно услышать, креативным мышлением, основными параметрами которого выступают беглость, оригинальность и гибкость мышления. Для развития беглости и оригинальности мышления необходимо расширять кругозор, предлагая интеграцию учебных предметов с различными сторонами окружающей нас действительности. В последнее время задания ЕГЭ по математике содержат задачи по теории вероятностей и комбинаторике. Поэтому необходимо обучать старшеклассников решению таких задач. Задачи, связанные с числами Фибоначчи, содержат многие популярные издания по математике, их разбирают на занятиях школьных математических кружков, они входят в комплекс заданий на математических олимпиадах.

Ключевые слова:

креативное мышление, беглость, оригинальность, комбинаторика, числа Фибоначчи.

С. 223-232

 

открыть

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Холманских Ю. С.                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-233-241

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности формирования и совершенствования навыков критического мышления на занятиях иностранным языком в неязыковом вузе, что является неотъемлемым условием подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров. Описываются последовательные стадии методики развития критического мышления, а также раскрывается суть некоторых наиболее эффективных и мотивирующих приемов.

Ключевые слова:

критическое мышление, компетентностный подход, иностранный язык, саморазвитие, рефлексия.

С. 233-241

 

открыть

КРЕАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Буковский С. Л., Литвинов А. В.                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-242-249

Аннотация

Статья посвящена анализу и разработке креативной технологии в обучении грамматическим средствам общения английского языка в неязыковом вузе. Концепцией статьи является  разработка авторами методической основы предлагаемой креативной технологии обучения грамматическим средствам общения в неязыковом вузе. Авторы статьи дают дефиницию и подробный анализ содержания предлагаемой креативной концепции обучения, состоящей из методического принципа обучения, методических приемов и содержания обучения. В статье также дается алгоритм содержания предлагаемого креативного метода обучения грамматическим средствам общения английского языка в неязыковом вузе. 

Ключевые слова:

традукция, аналогия, креативная технология обучения, креативный принцип обучения, неязыковой вуз, грамматика, английский язык, приемы и содержание креативного обучения,
креативно-грамматический навык, креативно-грамматическое умение, ассоциации.

С. 242-249

 

открыть

ЧАСТНЫЕ НАВЫКИ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Низамова Ч. И., Добротворская С. Г.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-250-257

Аннотация

В статье рассматриваются навыки самоорганизации, помогающие достигнуть успехов и высоких результатов в учебной деятельности. Приводится структура частных навыков самоорганизации в сфере учебного процесса через структуру обучения в вузе и базовую структуру навыков самоорганизации. Раскрывается сущность основных структурообразующих частных навыков самоорганизации в учебном процессе. Выделены следующие частные навыки самоорганизации в  учебном процессе: анализ имеющихся знаний и возможностей приобретения новых; постановка и осознание учебных целей и задач; составление четкого плана с расстановкой приоритетов, ключевых моментов и сроков реализации; реализация плана по изучению нового учебного материала, согласно плану с использованием разных источников информации и практическим применением изученного (мотивация, логика, концентрация внимания, когнитивная гибкость, ответственность), умение размышлять, оценивать и вносить коррективы в процессе самообучения, находить и исправлять допущенные ошибки, реализовывать задуманный план до достижения образовательной цели, видеть направление дальнейшего развития. Следует оговорить, что способность к самоорганизации зависит не только от имеющихся навыков, но и от личных характеристик индивида, которыми можно овладеть.

Ключевые слова:

самоорганизация, навыки, частные навыки, учебный процесс, учебная деятельность, развитие, самостоятельность, ответственность, анализ, цели, мотивация, планирование, реализация.

С. 250-257 

 

открыть

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПОДГОТОВКИ
ОРИГИНАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ У СТУДЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ УЧЕБНЫХ РАБОТ

Хованская Т. В.                                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-258-263

Аннотация 

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обнаружения заимствований в выпускных квалификационных работах. Автором проанализировано состояние этой проблемы в Российских вузах, а также предложена методика поэтапного формирования у студентов навыка подготовки оригинальных текстов. Рассматриваются письменные студенческие работы, выделяются их характерные особенности, дающие возможность обучать студентов знаниям и умениям подготовки уникальных работ. Особое внимание уделено необходимости дифференцированного подхода к оценке оригинальности учебных студенческих работ. 

Ключевые слова:

проверка на заимствования, система Антиплагиат, процент оригинальности, письменные студенческие работы, подготовка оригинальных текстов.

С. 258-263