Аннотация.
В центре исследования, отраженного в статье, находится проблема социально-личностного влияния современной модели управления образованием, прежде всего, на педагогов. Анализ, проделанный с позиций философии образования, базировался на следующих тезисах: о необходимости прояснения антропологических представлений, всегда включенных в основания образования; о связи между социально-личностными и организационно-управленческими элементами в системе образования; о соответствиях между моделью управления образованием и педагогической моделью деятельности учителя, и между последней – и моделью педагогического образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что ситуация в образовании в мире и в России, охваченная анализом, демонстрирует ряд концептуальных сдвигов в трактовке образования и появление новых феноменов, требующих философского осмысления. Исследование опирается на общие методы гуманитарных наук, общефилософские методы, соответствующие методы философской антропологии, социальной философии, философии образования, компаративной педагогики и анализ отечественных и зарубежных источников. В зарубежной научной литературе присутствует большое количество исследований, посвященных в целом неолиберализму и менеджеризму (Д. Харви, П. Бурдью, T. Klikauer, G. Becker, D. Plehwe, Th. Biebricher, J. Peck, W. Brown, C. Crouch, W. Davies, R. Thaler и др.), и также представлены исследования неолиберализма в связи с образованием (S. Ball, B. Lingard, F. Rizvi, B. Davies, P. Roberts, S. Shepherd и др.), тем не менее, поднятая в данной работе проблема как предмет специального исследования, в заданной автором конфигурации рассмотренных аспектов, отличается оригинальностью и научной новизной. Представляющая исследование статья содержит общий очерк обсуждаемой модели «нового государственного менеджмента» (НГМ) в управлении образованием; анализ ее происхождения в результате утверждения менеджеристской парадигмы, под влиянием неолиберализма и «экономического империализма», и круга производимых ею проблем; анализ лежащего в основе последних представления о человеке как Homo economicus; рассмотрение проблемы аттестации в рамках исследуемой модели управления как забвения реальных целей аттестации и оценивания учителя; осмысление социально-личностного смысла проблем управления образованием в их влияния на педагогов, выявление фундированности принципиально разных версий управления пониманием управления как контроля или заботы, обнаружение новых форм отчуждения и искажения профессиональной личности педагога (профессиональный цинизм, утрата педагогической идентичности); выработку соответствующих решений применительно к образованию в целом и педагогическому образованию в частности. В заключение изложены выводы из проделанного исследования, излагающие основные характеристики негативного социально-личностного влияния управления НГМ в образовании и подходы к решению этих проблем.
|