Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3-2021

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

открыть

«ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ» VERSUS «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА»: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Кожевникова М. Н.                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-9-23

Аннотация. 

В центре исследования, отраженного в статье, находится проблема социально-личностного влияния современной модели управления образованием, прежде всего, на педагогов. Анализ, проделанный с позиций философии образования, базировался на следующих тезисах: о необходимости прояснения антропологических представлений, всегда включенных в основания образования; о связи между социально-личностными и организационно-управленческими элементами в системе образования; о соответствиях между моделью управления образованием и педагогической моделью деятельности учителя, и между последней – и моделью педагогического образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что ситуация в образовании в мире и в России, охваченная анализом, демонстрирует ряд концептуальных сдвигов в трактовке образования и появление новых феноменов, требующих философского осмысления. Исследование опирается на общие методы гуманитарных наук, общефилософские методы, соответствующие методы философской антропологии, социальной философии, философии образования, компаративной педагогики и анализ отечественных и зарубежных источников. В зарубежной научной литературе присутствует большое количество исследований, посвященных в целом неолиберализму и менеджеризму (Д. Харви, П. Бурдью, T. Klikauer, G. Becker, D. Plehwe, Th. Biebricher, J. Peck, W. Brown, C. Crouch, W. Davies, R. Thaler и др.), и также представлены исследования неолиберализма в связи с образованием (S. Ball, B. Lingard, F. Rizvi, B. Davies, P. Roberts, S. Shepherd и др.), тем не менее, поднятая в данной работе проблема как предмет специального исследования, в заданной автором конфигурации рассмотренных аспектов, отличается оригинальностью и научной новизной. Представляющая исследование статья содержит общий очерк обсуждаемой модели «нового государственного менеджмента» (НГМ) в управлении образованием; анализ ее происхождения в результате утверждения менеджеристской парадигмы, под влиянием неолиберализма и «экономического империализма», и круга производимых ею проблем; анализ лежащего в основе последних представления о человеке как Homo economicus; рассмотрение проблемы аттестации в рамках исследуемой модели управления как забвения реальных целей аттестации и оценивания учителя; осмысление социально-личностного смысла проблем управления образованием в их влияния на педагогов, выявление фундированности принципиально разных версий управления пониманием управления как контроля или заботы, обнаружение новых форм отчуждения и искажения профессиональной личности педагога (профессиональный цинизм, утрата педагогической идентичности); выработку соответствующих решений применительно к образованию в целом и педагогическому образованию в частности. В заключение изложены выводы из проделанного исследования, излагающие основные характеристики негативного социально-личностного влияния управления НГМ в образовании и подходы к решению этих проблем.

Ключевые слова

образование человека, управление образованием, менеджеристская парадигма, социально-личностные аспекты, педагоги.

С. 9-23

     

 Психологические науки 19.00.00

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕФОРМАЦИЙ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Валеева Г. В., Тюмасева З. И., Хотеева Р. И.,
Владимиров Н. М., Меньшиков П. В.,
Арпентьева М. Р.
                                              
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-24-40

Аннотация. 

Цель исследования: социально-психологическое осмысление деформаций в системе российского образования. Метод исследования – социально-психологический анализ деформаций в системе российского образования. Социальная психология образования, как никакая иная дисциплина, позволяет системно (многоуровнево и могоаспектно) взглянуть на проблемы российского образования. Подготовка квалифицированных специалистов, компетентных и активных рабочих кадров всегда была условием успеха образования. Однако в современной России в этой сфере существуют множественные проблемы, в том числе те, что связаны с общим снижением качества профессиональной и общей подготовки, а также с проблемами деформации организационных культур и трудовых отношений в школах, колледжах, вузах. Важной задачей образования является также трансформация систем управления образованием (преодоление «менеджериализма» и коррупции) и подготовка педагогических кадров на фоне существенного повышения имиджа педагогических профессии.

Ключевые слова

качество образования, кризис образования, образовательные технологии, методическое обеспечение образования, подготовка педагогических кадров, ценности образования, менеджериализм, коррупция, инновации в образовании, стресс инноваций, форсайт образования.

С. 24-40

         


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Корнева Е. Н.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-41-47

Аннотация. 

В статье рассматривается вопрос профессионального самоопределения в контексте современного высшего образования. Неверный выбор базового образования дает такой результат, как огромное количество времени, сил, денег, потраченных на образование впустую, ведь человек вряд ли пойдет работать по полученной профессии. Исследование осуществлялось с использованием методик: «Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси» и «Методики изучения статусов профессиональной идентичности» (А. А. Азбель, А. Г. Грецов); в работе были использованы и техники формирующего оценивания – «Недельные отчеты», «Рубрики», «Тесты», «Кластеры понятий», «Сформулируй вопросы» и др. Выборку составили студенты одной возрастной группы: 60 студентов в возрасте от 17 до 19 лет (10 юношей, 50 девушек), обучающиеся на различных образовательных программах – «Практическая возрастная психология» и «Психология и педагогика профессионального образования». Итог проведенного исследования: формирующее оценивание оказывает положительное влияние на образовательную деятельность студентов, их вовлеченность в учебный процесс и рефлексию деятельности. В статье сделана попытка обозначить вектор развития высшей школы в контексте формирующего оценивания.

Ключевые слова

формирующее оценивание, профессиональное самоопределение студентов, приемы формирующего оценивания, психолого-педагогическое образование, бакалавриат, самооценка студентов.

С. 41-47

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Платонова З. Н.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-48-54

Аннотация. 

В статье рассматриваются проблемы подростков, имеющих нарушения пищевого поведения, представлены основные результаты изучения особенностей эмоционально-волевой сферы детей, описаны результаты проведенной коррекционной работы. Лишний вес может порождать у детей и подростков неуверенность в себе, повышать риск возникновения заболеваний эндокринной системы, вызывать нарушения репродуктивной функции.

Ключевые слова

мотивация, пищевое поведение, тревожность, эмоционально-волевая сфера.

С. 48-54

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЙ HOMO LEGENS: ЮНОШЕСКИЙ «КРУГ ЧТЕНИЯ» В КОНТЕКСТЕ ОБЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕЛЛЕКТА

Сапогова Е. Е., Бушмина А. А.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-55-69

Аннотация. 

В статье обобщены результаты исследования взаимосвязей между юношеским «кругом чтения» и вербальным, социальным и эмоциональным интеллектом. Представлена авторская разработка психологического содержания понятия «круг чтения», определяемого авторами как индивидуальная совокупность личностно окрашенных читательских предпочтений, определяющих выбор литературных жанров, сюжетов и персонажей, произведений тех писателей, содержание, стиль изложения, семантика текстов которых отвечают его собственным смыслам, ценностям и целям. «Круг чтения» человека – это сложно организованный, многоаспектный компонент его персональной субкультуры, на формирование которого непосредственно влияет семья, образовательная среда и культура общества. Приведена авторская методика «Круг чтения», с помощью которой при участии 50 школьников старших классов и первокурсников подтверждено наличие значимых взаимосвязей между вербальным интеллектом, систематичностью/регулярностью чтения и условной сложностью содержания выбираемых книг, а также наличие корреляций между социальным интеллектом и предпочтением определенных литературных типажей.

Ключевые слова

«круг чтения», юношеский возраст, вербальный интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, регулярность чтения.

С. 55-69

     

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ПЕРЕЖИВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Ушакова В. Р.                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-70-80

Аннотация.  

Представлены результаты сравнительного анализа эмоциональных переживаний в отношении болезни у детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями. Использованы экспериментальные методы психодиагностики – проективный метод и беседа. Определены характерные убеждения в отношении болезни у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Выявлены значимые различия в проявлении преобладающих эмоциональных переживаний у детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями. Подтверждено, что у детей с гастроэнтерологическими заболеваниями преобладают эмоции гнева и страха, в то время как у детей с ревматоидными заболеваниями доминирующими эмоциями являются печаль и страх. Дети с гастроэнтерологическими заболеваниями испытывают гнев в отношении болезни из-за ограничений в еде и болевых ощущений в районе ЖКТ; дети с ревматоидными заболеваниями – печаль (грусть) в отношении болезни из-за ограничения в двигательной активности и недомогании. Выявлено, что дети чувствуют себя одинокими и получают больше внимания и заботы от мамы, когда болеют.

Ключевые слова

хронические соматические заболевания, гастроэнтерологические заболевания, ревматоидные заболевания, эмоциональные переживания, материнское внимание.

С. 70-80


 

 Педагогические науки 13.00.00 

    

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА: К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ РОЛИ АКТОРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Попова А. В.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-81-93

Аннотация. 

В современных условиях модернизации образовательного процесса роль преподавателя меняется, возникает необходимость в преподавателях нового типа. На основе сравнительного анализа современной научной литературы и опыта преподавания в вузе в условиях развития цифровой педагогики автор статьи приходит к выводу, что тьюторство становится необходимой составной части нового образовательного процесса в вузах. Цифровая педагогика характеризуется открытостью образовательной среды и индивидуализацией образовательной траектории. Когда студент самостоятельно выбирает с помощью образовательных технологий и интернет-платформ авторские учебные курсы в различных университетах России и иностранных государств, особой популярностью пользуются курсы Lms Moodle. При этом особое значение приобретает не просто преподаватель, а наставник, помогающий студенту не только использовать цифровые технологии, но и приобретать необходимые коммуникационные компетенции. В результате исследования в статье делается вывод, что в современных условиях меняются роли основных акторов образовательной вузовской среды, когда при применении дистанционных форм обучения, развитии цифровой педагогики, а также увеличения удельного веса самостоятельной работы в студенческой среде по сравнению с классической (традиционной) системой образования особую роль должен играть преподаватель-тьютор.

Ключевые слова:

образовательная среда, цифровое образование, педагогический процесс, преподаватель-тьютор, индивидуальная образовательная траектория, E-Learning, Lms Moodle.

С. 81-93

 

открыть

МОСКОВСКАЯ МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ: ДОСТИЖЕНИЯ И РИСКИ

Богуславский М. В.,
Кармаев А. А., Ким С. В.
                              
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-94-104

Аннотация. 

В статье рассматривается процесс создания образовательных комплексов в г. Москве и дается описание его основных характеристик: методологических, понятийных, процессуальных, финансово-экономических, рискологических.

Ключевые слова:

образовательный комплекс, территориальный образовательный комплекс, образовательный кластер, открытая образовательная среда, образовательный ландшафт территории.

С. 94-104

 

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Тютюнова Ю. М.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-105-117

Аннотация. 

Традиционное художественное образование на современном этапе претерпевает явные признаки трансформации. В настоящее время ведется активный поиск средств и механизмов передачи знаний от преподавателя студентам с использованием дистанционных технологий. Данная статья посвящена обзору существующих в настоящее время электронных систем обучения и виртуальных платформ, способных решить проблему дистанционного обучения для укрупненных групп специальностей 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств» без потери качества образования, с учетом полного овладения технологиями выполнения произведения в материале. Рассматриваются базовые понятия функционирования дистанционного обучения через системы, имеющие разную аббревиатуру, но суть которых сводится к общим положениям: LMS – Learning Management System – система управления обучением, СДО – система дистанционного обучения. Кроме того, проводится анализ существующих платформ, социальных сетей и мессенджеров, способных устранить коммуникативные трудности и решить проблему без потери качества образования. Среди них: Skype, WhatsApp, ВКонтакте, Zoom, Jitsi Meet, Discord.

Ключевые слова:

художественное образование, обучение, методика, цифровизация, онлайн-занятия, платформы, дистанционные занятия, Skype, WhatsApp, ВКонтакте, Zoom, Jitsi Meet, Discord.

С. 105-117

 

открыть

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Фролова Е. В., Матвеева В. Д.                    DOI:  10.31862/2218-8711-2021-3-118-129

Аннотация. 

Развитие финансовой грамотности молодежи относится к числу важнейших задач государственной политики. Финансовые знания и навыки личности позволяют принимать обоснованные решения, эффективно использовать финансовые инструменты, продукты и услуги в целях обеспечения финансового благополучия и финансовой безопасности. Цель статьи заключается в исследовании уровня финансовой грамотности современной молодежи, анализе специфики ее финансового поведения, использовании финансовых знаний и навыков на практике. Результаты исследования показали недостаточный уровень финансовой грамотности молодежи, отсутствие устойчивой ориентации на практику сберегательного поведения, положительное отношение к заимствованию денежных средств. Одной из проблем является недостаточный уровень финансовых навыков, связанных с использованием накопительных инструментов, в том числе банковских продуктов. В статье сделан вывод о необходимости популяризации финансовых знаний, программ финансового образования, формирования электронных ресурсов, обеспечивающих доступ к финансовой информации, использовании интерактивных форм развития финансовых навыков молодежи.

Ключевые слова:

финансовая грамотность, молодежь, финансовые знания и навыки, программы финансового образования.

С. 118-129

 

открыть

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ США

Алейникова К. А.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-130-137

Аннотация. 

В статье охарактеризован проблемный метод обучения, сущность которого состоит во включении обучающихся в процесс анализа и решения реальных проблемных ситуаций. Характерным для данного метода обучения является наличие проблемной ситуации, интеграция теоретических знаний и практики, активное взаимодействие обучающихся в учебном процессе. Отметим, что в практике современного высшего образования США сегодня активно используются разнообразные модели реализации данного метода. В статье рассматриваются модели организации учебного процесса посредством анализа и решения проблемных ситуаций.

Ключевые слова:

американское образование, профессиональное образование, проблемный метод обучения.

С. 130-137

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА К. И. МАЯ (1856–1890): К 200-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ

Шевелев А. Н.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-138-149

Аннотация. 

В статье анализируются системообразующие компоненты деятельности частной мужской гимназии и реального училища К. И. Мая в годы его руководства одной из наиболее известных дореволюционных школ Петербурга. На основе сочетания биографических данных и фактов, отражающих историю этой школы, делается попытка определения причин популярности школы в петербургском образованном обществе второй половины XIX в. Статья адресована специалистам по истории российского школьного образования.

Ключевые слова:

Карл Иванович Май, гимназия и реальное училище Мая, петербургская школа, традиции и инновации в образовании.

С. 138-149

   

открыть

ПИОНЕРИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» (1920-е ГОДЫ)

Новиков С. Г.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-150-162

Аннотация. 

В статье утверждается, что в интересах выращивания «нового человека» в стране в начале 1920-х гг. была создана институализированная система воспитания, структурным элементом которой оказалась пионерская организация. В ней формировалась новая идентичность («пионер»), ассоциировавшаяся с участием в борьбе со «старым миром». Важнейшим средством воспитания стало привлечение члена пионерской организации к практике «социалистического строительства».

Ключевые слова:

«новый человек», пионерское движение, бойскауты, коллективная идентичность, субъект модернизации.

С. 150-162

 

открыть

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В ПЕДАГОГИКЕ М. МОНТЕССОРИ

Сумнительный К. Е., Прокофьева Е. Н.          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-163-170

Аннотация. 

Начальные школы Монтессори существуют во многих странах мира. В России в последние годы также растет интерес к педагогике Монтессори не только для детского сада, но и для начальной школы. В данной статье рассматриваются особенности начальных школ Монтессори в современной России, дана историческая ретроспектива развития начальных школ Монтессори в нашей стране от 1990-х до наших дней, выделены ключевые педагогические условия и средства, позволяющие организовать полноценный учебный процесс в Монтессори-школе в ее классическом понимании. В статье также рассматриваются сильные стороны начальной школы Монтессори и трудности, возникающие при ее адаптации к российской системе образования.

Ключевые слова:

Монтессори, начальная школа, Космическое воспитание, разновозрастной класс, индивидуализация, младший школьник, подготовленная среда.

С. 163-170

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Афанасьев И. В., Куницына С. М.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-171-179

Аннотация.  

Стремительно развивающейся экономике требуются специалисты новой формации, имеющие определенный набор трудовых характеристик: способные компетентно и самостоятельно принимать рациональные решения и внедрять их в жизнь, отвечать за эти решения, творчески относиться к своим обязанностям, быть заинтересованными в экономическом развитии общества. Государственная молодежная политика ориентирована на создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым социально-созидательным идеям, обладающей правовой грамотностью. Поэтому при подготовке студентов высших учебных заведений актуализируется проблема развития их социально-правовой ответственности. В статье акцентируется внимание на компонентном составе данного феномена; представлены методики оценки уровня сформированности каждого из ключевых компонентов социально-правовой ответственности; осуществлено эмпирическое исследование динамики их развития, что дало основание определить базовые направления воспитательной деятельности вуза.

Ключевые слова:

социально-правовая ответственность, студенты высших учебных заведений, компонентный состав социально-правовой ответственности, развитие социально-правовой ответственности.

С. 171-179

   

открыть

ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Хованская Т. В., Стеценко Н. В.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-180-186

Аннотация.  

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме цифровизации образования. Выделены характерные особенности процесса цифровизации и отличия его от процесса информатизации. Проанализировано состояние проблемы на примере субъектов образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры». Особое внимание уделено исследованию готовности преподавателей и студентов к процессу цифровизации образования. Отмечено, что педагоги с разным базовым образованием понимают «цифровизацию» и относятся к организации цифровой образовательной среды по-разному. Определена готовность студентов-первокурсников к учебной деятельности в условиях цифровизации образования, поскольку жизнь в виртуальном мире привычна для них и активна с 10–15 лет.

Ключевые слова:

цифровизация, информатизация, преподаватель вуза, студент физкультурного вуза, цифровизация образования.

С. 180-186

 

открыть

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Новиков Д. С., Новикова Е. И.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-187-197

Аннотация.  

Инфекционные болезни, бросающие вызов человечеству, с одной стороны, и интересы выращивания субъекта постиндустриальной модернизации – с другой, делают необходимой подготовку выпускников педвузов к формированию у учащихся программы здравотворческой деятельности – здравотворческой культуры. Ретроспективный анализ исследований последнего двадцатилетия в области педагогического здравотворчества приводит авторов к выводу, что ядром данной культуры выступает здравотворческий идеал, ориентирующий систему образования на воспитание личности, у которой физическое здоровье становится гарантом духовного и нравственного здоровья, а «здоровое тело» делается «сосудом» для «здорового духа». Для того чтобы превратить будущих педагогов в обладателей и трансляторов здравотворческой культуры, педагогические вузы должны трансформироваться в транзитивные университеты – в своего рода инновационные экосистемы, чьи субъекты (университет, коллаборированные с ним структуры – школы, колледжи, учреждения постдипломного образования педагогов, преподаватели и студенты) занимаются разработкой, апробацией и внедрением в практику технологий здравотворчества.

Ключевые слова:

здравотворческая культура, выпускник университета, педагогические исследования, готовность к здравотворчеству, субъект постиндустриальной модернизации.

С. 187-197

 

открыть

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Комарова Т. С., Москвина А. С.,
Третьяков А. Л.
                                             
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-198-210

Аннотация.  

Статья раскрывает феномен сензитивности дошкольного детства в части музыкально-изобразительного развития личности ребенка-дошкольника. Выделены виды занятий по изобразительному искусству в условиях дошкольной образовательной организации. Раскрыта специфика структуры музыкального занятия с детьми дошкольного возраста. Педагогически доказано, что в основе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста лежит основа экологического развития личности ребенка-дошкольника.

Ключевые слова:

музыкально-изобразительная деятельность, экологическое образование, дети дошкольного возраста, организация и методика, феномен.

С. 198-210

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ОБЩЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Соколова Г. Е.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-211-217

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации обучения общению на занятиях по русскому языку как иностранному, что способствует приобретению студентами предметных языковых знаний, развитию их коммуникативной компетенции, обучению партнерскому взаимодействию, умению поддерживать беседу, участвовать в разнонаправленных диалогах. Особо отмечается роль антропометрического принципа, очень важного при обучении РКИ, так как язык представляет собой интерпретацию мира человеком, формируя его собственную языковую картину, обуславливая менталитет, культуру и социальное поведение. В работе анализируется коммуникативная компетенция иностранных учащихся, являющаяся генератором получения знаний, развития умений, приобретения навыков, необходимых для создания личностных программ речевого поведения, соответствующих целям, областям, задачам и ситуациям общения.

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, речевое поведение, общение, взаимодействие, диалог, речетворчество.

С. 211-217

 

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Портнов Ю. А., Мальшакова И. Л.               DOI: 10.10.31862/2218-8711-2021-3-218-226

Аннотация

В условиях дистанционного обучения вопрос организации и проведения лабораторного практикума по физике, химии и специальным дисциплинам технических вузов весьма актуален. В данной статье рассматриваются вопросы создания и методика проведения лабораторных работ по физике в формате удаленной работы. Авторы поэтапно рассматривают трудности в организации дистанционного лабораторного практикума и предлагают пути их решения. Особое внимание уделено методике проведения этапа измерения результатов в онлайн лабораторных работах. В статье приведена модель организации измерительной части лабораторной работы по физике «Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса».

Ключевые слова:

дистанционное обучение, лабораторные работы, измерения, удаленный доступ, методика проведения лабораторной работы, метод Стокса.

С. 218-226

 

открыть

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛАХ С УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Абдуллаева С. Н.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-227-234

Аннотация

Статья посвящена постановке и конкретизации проблемы становления компетентностного подхода к обучению русскому языку в школах с узбекским языком обучения. В статье сопоставлены традиционный подход, который ориентирован на привитие знаний, умений и навыков по русскому языку, и компетентностный подход, который направлен на формирование у учащихся соответствующих компетенций по русскому языку. По мысли автора, совмещение на практике двух различных стратегий обучения русскому языку как неродному происходит из-за широко распространенного среди учителей русского языка заблуждения, согласно которому компетенции отождествляются с суммой знаний, умений и навыков. При этом автор предлагает следующее разграничение: компетенции – это знания в действии, способность осознанно применять умения и навыки при решении конкретных коммуникативных задач. По итогам исследования констатируется необходимость кардинального изменения педагогического мышления работающих в школах Узбекистана учителей русского языка как неродного.

Ключевые слова:

компетентностный подход, личностно-ориентированное обучение, педагогическая технология, стратегия обучения русскому языку как неродному, знания, умения и навыки русской речи.

С. 227-234

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

КУЛЬТУРА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Янь Фэнь.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-235-244

Аннотация

Каждая страна заинтересована в том, чтобы появлялись идеи в среде творческой студенческой молодежи. Необходимо создавать условия для научно-лабораторной атмосферы, где могут рождаться идеи, пролонгированные в проектах. Практика работы учителем в Китае (Уханьский университет) и обучение в России (аспирантура ХГФ) позволили собрать ценный методический материал и сравнить отношение к визуальной составляющей профессиональной подготовки студентов, будущих учителей школы, в перспективе педагогов вузов. Выявлена проблема асинхронной ситуации, когда слабо освоенная культура визуализации не соответствует потенциалу творческих и научных достижений выпускников в художественном образовании. Студенты, не подготовленные к визуальной популяризации новаторских акцентов творческих и научных достижений, не смогут передать этот востребованный сегодня навык презентации своим ученикам в школе. В статье проведен сравнительный анализ выборки релевантных работ, представлены результаты педагогического эксперимента, определена роль индикатора как показателя подготовленности. Предлагается авторский подход к разрешению выявленной проблемы.

Ключевые слова:

художественное образование, визуализация научных и творческих достижений, коллективный проект в школе, профильное образование, индикатор подготовленности.

С. 235-244

 
открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КИТАЙСКОЙ АУДИТОРИИ

Гу Шии.                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-245-250

Аннотация

В современных социокультурных условиях обучения РКИ метапредметный подход является одним из инновационных методических подходов к организации процесса обучения, понятие «метапредметное обучение» приобретает большую значимость. Метапредметный подход в системе обучения русскому языку в китайской аудитории обладает методическим потенциалом, позволяя педагогам формировать разнообразные «метакомпетенции» китайских обучающихся, поэтому он заложен в основу новых стандартов образования: согласно требованиям ФГОС, в основе современного иноязычного образования должен лежать принцип метапредметности. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем методики РКИ – поиску путей реализации метапредметного подхода в обучении русскому языку в китайской аудитории с помощью использования аутентичных материалов историко-культурного содержания.

Ключевые слова:

метапредмет, метапредметный подход, метапредметное обучение, метакомпетенции, русский язык как иностранный (РКИ), аутентичный текст, китайская аудитория.

С. 245-250

 

открыть

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»

Секретёва А. О., Агасарян Н. К.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-251-256

Аннотация

Ежегодно из высших учебных учреждений России выпускаются тысячи специалистов-стоматологов, готовых оказывать профессиональную помощь в лечении заболеваний полости рта на высшем уровне. Тенденции развития медицины и науки диктуют нам быть гибкими и разносторонне развитыми в вопросах создания оптимальной программы подготовки выпускников по специальности «стоматология». Стоматолог – врач, которому необходимы не только знания об органах ротовой полости и умения определять причину стоматологического заболевания, но и способности проводить диагностику по заболеваниям, расположенных на стыке нескольких специальностей, основываясь на общем состоянии организма. В связи с этим чрезвычайно важно вводить в учебную программу такие дисциплины, как медицинская реабилитация, позволяющая своими методами помогать врачу-стоматологу устранять причины, провоцирующие ряд стоматологических проблем.

Ключевые слова:

учебные программы, подготовка специалистов, стоматология, медицинская реабилитация, педагогика, сфера деятельности.

С. 251-256