Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2024

Содержание

 

Философские науки 5.7

  

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

  

открыть

УЧЕНИЯ ОБ ИСТИНЕ XVII ВЕКА: ЭДВАРД ГЕРБЕРТ И РЕНЕ ДЕКАРТ

Сорокина Т. Б.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-9-16

Аннотация. 

В статье проводится сравнение учений Герберта и Декарта о природе истинного знания. Научная коммуникация между философами стала возможна благодаря переписке, организованной М. Мерсенном. На основании писем Декарта, его труда «Рассуждение о методе», трактата Герберта «Об истине» показано принципиальное сходство их гносеологических подходов. Выявленные разногласия могут свидетельствовать и о многоуровневости философского анализа истины, и об отсутствии адекватной терминологии, и о нелинейности становления классического рационализма.

Ключевые слова

Герберт Чербери, Р. Декарт, М. Мерсенн, истина, гносеология, рационализм.

С. 9-16

  

 

Психологические науки 5.3

   

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

   

открыть

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ

Адильшаева Э. Р., Бессонова Т. И.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-17-24

Аннотация. 

В статье рассмотрены понятие «социальная идентичность», ее функции, направления развития. Обоснованы взаимосвязь биологических и социальных факторов в рамках формирования социальной идентичности личности, ее возрастные особенности. Определены этапы формирования социальной идентичности, а также выделены проблемы и особенности формирования социальной идентичности в современном информационном мире. Представлены и проанализированы результаты исследования социальной идентичности молодежи.

Ключевые слова

идентичность, социальная идентичность, личность, идентификация, социальная категория, молодежь.

С. 17-24

       

открыть

ЦИФРОВЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ВКЛЮЧЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПОКОЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЦИФРОВУЮ СРЕДУ

Титкова А. Д.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-25-37

Аннотация. 

В статье предпринята попытка осмысления степени включенности современного человека в цифровую среду. В сопоставлении с теорией поколений выполнен анализ процесса ассимиляции цифровой реальности представителями разных возрастов. Дана характеристика степени современной интегрированности представителей разных поколений с цифровой средой. Предложна авторская классификация цифровых субкультур для определения степени включенности представителей разных поколений в интернет-пространство.

Ключевые слова

цифровая субкультура, цифровые поколения, теория поколений, онлайн-среда, информационная среда, Интернет.

С. 25-37

  

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

  

открыть

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Швецова М. Н., Кимерова Е. А.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-38-45

Аннотация. 

В статье анализируется понятие «эмоциональный интеллект», представлены результаты диагностики по развитию эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза.

Ключевые слова

эмоциональный интеллект, юношеский возраст, тренинг, психолого-педагогическое направление, педагогическое направление, уровень развития эмоционального интеллекта.

С. 38-45

  

 

Педагогические науки 5.8

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  

открыть

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ: КЛАСТЕРНЫЙ ФОРМАТ

Байханов И. Б.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-46-54

Аннотация. 

Эффективная деятельность педагогического университета предполагает сетевое взаимодействие с работодателями, школами, учреждениями науки и культуры как социальными партнерами. Одним из перспективных организационных форматов подобного сетевого взаимодействия может стать кластерная организация. Комплексный подход способен выступить в качестве методологического основания создания и деятельности научно-образовательного кластера.

Ключевые слова:

кластер, сетевое взаимодействие педагогического университета, социальные партнеры, комплексный подход.

С. 46-54

    

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ ЦИФРОВОГО СОЦИУМА

Громова О. Н., Рыжова Н. И.                              DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-55-69

Аннотация. 

В статье актуализируются проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях становления цифрового социума, в частности, вопросы виктимности такой социальной группы, как дети и молодежь. Являясь активными пользователями соцсетей, эта группа населения России нередко подвергается негативному воздействию информации и оказывается в эпицентре конфликтных ситуаций. В связи с этим статья может иметь особое значение для социально-педагогической научно-исследовательской деятельности в обозначенной проблематике, в рамках которой особое внимание уделяется противодействию различным губительным для детей и молодежи цифровым угрозам и вызовам современности.

Ключевые слова:

вызовы современности, риски, угрозы, виктимность, виктимизация, жертва, дети, молодежь, виктимная безопасность, виктимологическая деятельность. профессиональная готовность к виктимологической деятельности.

С. 55-69

 

открыть

КOНЦЕПТУАЛЬНАЯ OCНOВА ФOРМИРOВАНИЯ КOМПЕТЕНЦИЙ «4К»
У OБУЧАЮЩИХCЯ: КРЕАТИВНOCТИ, КРИТИЧЕCКOГO МЫШЛЕНИЯ, КOММУНИКАЦИИ И КOOПЕРАЦИИ

Ниёзoв А. К., Салимова С. Ф.,
Нурмуродoва М. А. 
                                        
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-70-81

Аннотация. 

Компетентностный подход и идея «Компетенций XXI века» рассматриваются в статье в связи с образовательным процессом и развитием критического мышления, сотрудничества, общения и творческих способностей студентов. В статье рассматривается вопрос o реализации развивающего обучения через формирование предметной компетенции. Обсуждается содержание предметной компетенции урока химии и методика ее формирования. Авторы предоставляют студентам, работающим в этой области, стратегии, шаблоны и рекомендации по развитию четырех компетенций XXI века.

Ключевые слова:

концепция 4K, компетентностный подход, компетенция, координация, креативность, критическое мышление, коммуникация, сотрудничество.

С. 70-81

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

  

открыть

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ

Милованов К. Ю.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-82-92

Аннотация. 

В статье рассматриваются проблемы изучения отдельных тенденций развития эффективных педагогических практик советской школы в 1950–1980-е гг. Обоснована важность исследования ретроспективного опыта создания и функционирования массовых и уникальных научно-методических систем, педагогических практик и авторских школ. Предложена периодизация развития отечественной системы общего образования со второй половины 1950-х гг. и вплоть до ликвидации советской государственности. Представлены политико-идеологические условия развития общеобразовательной школы в данный исторический период. Охарактеризованы цели, задачи, типология, содержание деятельности, внешние и внутренние факторы развития эффективных педагогических практик. Представлены избранные персоналии ученых, педагогов-новаторов и участников отечественного общественно-педагогического движения, повлиявших на становление и внедрение лучших педагогических практик в систему общего образования СССР.

Ключевые слова:

эффективные педагогические практики, педагогическое новаторство, авторская школа, советская система общего образования, история педагогики, история образования.

С. 82-92

    

   

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ПЕДАГОГИКА БОЕВЫХ УСЛОВИЙ: МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ДЛЯ ВСЕХ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Говорухин Г. Э., Рогозин М. Л.,
Ким В. В.
                                                    
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-93-102

Аннотация.  

Статья посвящена анализу процессов, происходящих в современном российском обществе, одним из факторов которых является Специальная военная операция (СВО). Изменения не только затрагивают геополитическую и экономическую реальность, но и касаются социально-политических оснований, мировоззренческих ценностей социальных слоев. Идет активное строительство новой государственной идеологии, в основе которой должны быть традиционные ценности российского общества. В этой связи необходимо подключить педагогическое сообщество к решению проблемы военно-политического воспитания в боевых условиях, поддержке морального духа военнослужащих. В статье ставится вопрос о значимости военно-политического воспитания в рамках фронтовой действительности, предлагаются некоторые техники военно-политической работы в боевых условиях.

Ключевые слова:

педагогика, военно-политическое воспитание, боевые условия, СВО, социальная революция, молчаливое большинство, армия, военнослужащий, идеология в армии.

С. 93-102

    

открыть

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ АССЕРТИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА В СОДЕРЖАНИИ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Матвеев Д. Е., Беловолов В. А.,
Беловолова С. П., Султанбеков Т. И.
     
          
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-103-117

Аннотация.  

Статья подготовлена в контексте подготовки курсантов военных институтов к будущей профессиональной деятельности, ее высокой степени социальной ответственности для национальной безопасности и обороноспособности государства. В этой связи возрастает роль социокультурных характеристик и качеств личности офицера, формируемых различными средствами поликультурной образовательной среды военного вуза, изучения проблемы совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих офицеров, путем конструирования методической системы обучения, формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов в контексте этнокультурного образования.

В статье представлены результаты теоретико-методического анализа проблемы формирования этнокультурной ассертивности как профессионально значимого личностного качества будущего офицера в содержании феномена культуры межнационального общения, позитивного межкультурного диалога, умений и навыков, обеспечивающих механизм реализации межкультурной коммуникации и межнационального взаимодействия с представителями других национальностей, разрешения межэтнических конфликтов.

Рассматривается вопрос о проектировании подготовки курсантов в военном вузе по воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих и формированию этнокультурной ассертивности как профессионально значимого личностного качества будущего офицера, способствующего решению межнациональных конфликтов.

Ключевые слова:

образование, этнокультурное образование, ассертивность, этнокультурная ассертивность, культура межнационального общения.

С. 103-117

  

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

У Пэнфэй, Сергеева М. Г.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-118-130

Аннотация.  

В статье рассматривается влияние индивидуально-типологических особенностей студентов на производительность их самостоятельной работы (СРС) в условиях внедрения инновационных технологий. Авторы статьи отмечают, что СРС является неотъемлемой частью современного образовательного процесса и должна быть направлена на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления студентов. Использование инновационных технологий в СРС позволяет повысить эффективность усвоения студентами учебного материала, развить их умственные и творческие способности, повысить их заинтересованность и активность в усвоении знаний. Авторы статьи выделяют 10 типологических групп студентов по успеваемости, уровню учебной мотивации и работоспособности. На основе результатов исследования авторы статьи предлагают дифференцировать СРС в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями студентов. Экспериментальные данные подтверждают, что такой подход позволяет повысить производительность СРС и способствует развитию самостоятельности студентов.

Ключевые слова:

обучение, студенты, образование, самостоятельное обучение, цифровизация, информационные технологии.

С. 118-130

   

открыть

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Есикова Т. В.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-131-142

Аннотация.  

В статье на основании теоретического анализа литературы рассмотрены социальные проблемы современного общества, которые являются факторами социализации молодежи. Дается характеристика результатов эмпирического исследования, было обнаружено, что студентов педагогического вуза современные проблемы общества стимулируют искать ответы на возникающие вопросы о социализации подрастающего поколения. Представлена гипотетическая модель целенаправленной социализации студентов педагогического вуза. Результаты контрольного эмпирического исследования показали, что студенты получили необходимые познания, в процессе исследования произошла трансформация профессиональной социализации от стихийной к целенаправленной.

Ключевые слова:

факторы социализации, профессиональная социализация студентов, модель целенаправленной социализации, студенты педагогического вуза.

С. 131-142

  

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Колесов В. И., Архиповская Е. П.,
Кузнецова И. А.
                                         
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-143-151

Аннотация.  

Актуальность данного исследования обусловлена ростом популярности метода моделирования в системе образования России. С начала XXI в. данный метод все более часто используется различными педагогами для исследований с целью совершенствования образовательного процесса. Однако несмотря на это из-за сложности самого процесса моделирования и его трудоемкости данный метод все еще недостаточно распространен, что в значительной степени тормозит внедрение новых образовательных технологий. В связи с этим актуальность данного исследования обуславливается попыткой систематизации и обработки имеющейся информации по методу моделирования и возможностей, которые он открывает в рамках преподавания в средних профессиональных образовательных организациях модулей «основы педагогики», «основы психологии», «дошкольная педагогика» из общепрофессионального цикла ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (Приказ Минпросвещения России от 17.08.2022 № 742), для оптимизации педагогической диагностики.

Ключевые слова:

моделирование, педагогическая диагностика, общая компетенция, профессиональная компетенция, модуль, программа.

С. 143-151

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ОНЛАЙН-НАСТАВНИЧЕСТВА В НАПИСАНИИ РАССКАЗОВ

Богуславский М. В., Симоненко Н. Ю.             DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-152-164

Аннотация.  

Статья раскрывает основные аспекты онлайн-наставничества в написании рассказов и коллективных книг. Его основной целью ставится формирование и развитие духовно-нравственных ценностных ориентиров российских школьников, которые демонстрируют профессиональные успехи в области науки, искусства и спорта. Утверждается необходимость проведения такой работы и подробно описан эффект от двух лет ее проведения. Проект стал победителем во время Всероссийской педагогической экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» и включен во Всероссийскую энциклопедию педагогических практик гражданско-патриотической направленности, составляемую проектом «Моя страна – моя Россия» при поддержке Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ.

Ключевые слова:

духовно-нравственные ценности, онлайн-наставничество, педагогическая энциклопедия, школьники России, литературное творчество, писательство.

С. 152-164

 

открыть

НОВЫЕ МЕДИА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТОВ

Дружинин А. М.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2024-6-165-173

Аннотация.  

Новые медиа в целом и социальные сети в частности коренным образом изменили порядок и структуру распространения, производства, трансляции и ретрансляции социально значимой информации. Частично в определенную зависимость от новых форматов попали и СМИ традиционные: печать, ТВ и радио. Данные тренды четко осознаются всеми субъектами – участниками образовательного процесса в ходе профессиональной подготовки журналистов. Однако изменение медиаландшафта ставит перед преподавателями и студентами новые вопросы о степени собственного участия в новых медиа и роли новых форматов при формировании и корректировке образовательных программ. Риски и вызовы, возникающие при активном внедрении социальных сетей в учебные программы, связаны с общими проблемами «врастания» данного феномена в социальную жизнь общества. Невозможно четко определить демаркационные линии между образовательными коммуникациями, гражданской активностью преподавателей и студентов, а также воспитательным воздействием социальных сетей на будущих работников медиаиндустрии. Еще сложнее дать характеристики данных коммуникаций в динамике. Личный цифровой бренд как преподавателя, так и студента уже сейчас является важной частью их нематериального ресурса, а в будущем предположительно значение данных тенденций в профессиональной среде будет только увеличиваться, следовательно, управление данным ресурсом будет все более усложняться.

Ключевые слова:

социальные сети, новые медиа, коммуникация, профессиональное образование, журналистика.

С. 165-173

  

открыть

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРВЬЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕСCЕ

Мироненкова Н. Н.                                    DOI10.31862/2218-8711-2024-6-174-181

Аннотация.  

В статье отмечается важность применения коммуникативных методов обучения, а именно интервью. Подчеркивается его популярность и востребованность в мире. Выявлена разнонаправленность (можно не только обучить, но и проконтролировать достижения) и полимодальность (служит и как способ обучения, и как форма передачи информации) использования интервью в учебном процессе. Проанализированы различные методические подходы к применению интервью не только в учебном процессе, но и в контексте медийных трансформаций. В результате выявлен дидактический потенциал интервью и возможности его использования в образовательном процессе. Определены компоненты, влияющие на эффективность проведения интервьюирования и возникновение «обратной связи» с обучающимися. К ним можно отнести: авторский стиль, интеллектуальный авторский шарм, нарративный речевой план, экспрессивная лексика, спонтанность, непринужденность.

Ключевые слова:

коммуникация, интервью, коммуникативный метод, интерактивность, кооперация, разнонаправленность, медиасфера, полимодальность.

С. 174-181

  

открыть

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Пижурина Н. Ф., Савельева М. Н.,
Пастушок Е. М., Токарева О. И
.
                 
DOI10.31862/2218-8711-2024-6-182-194

Аннотация.  

Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 06.02.2021 № 255-р, предполагает системную перестройку на основе цифровых решений всех бизнес-процессов транспортных образовательных организаций. Ключевым трендом системной перестройки является массовое внедрение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, а также развитие гибридных моделей, которые сочетают в себе элементы как онлайн-, так и офлайн-обучения. Гибридные модели позволяют объединить лучшие практики обоих форматов, предоставляя студентам большую гибкость действий при реализации процесса обучения и лучший доступ к ресурсам, сохраняя при этом возможность личного взаимодействия с преподавателями.

В университете ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова более пяти лет назад была внедрена система дистанционного обучения (в модификациях СДО «Фарватер» и СДО) на базе платформы Moodle. Используемая система дистанционного обучения СДО предоставила профессорско-преподавательскому коллективу университета не только возможность применять современные цифровые технологии в процессе обучения, но также возможность по-новому организовать свою работу. За прошедшие годы в университете накопился большой опыт применения системы СДО в процессе обучения по всем предметам, особенно в преподавании математических дисциплин студентам заочной формы обучения.

Ключевые слова:

система дистанционного обучения, Moodle, заочная форма обучения, математика, высшая математика.

С. 182-194

   

открыть

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОНЛАЙН-КУРСОВ ПО РИТОРИКЕ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ В ИНТЕРНЕТЕ

Анисимова Т. В., Боинчану Г. И.         DOI10.31862/2218-8711-2024-6-195-209

Аннотация.  

В статье ставится вопрос о необходимости выработки четких критериев для анализа качества интернет-курсов, предназначенных для обновления и углубления знаний людей по актуальным научным направлениям. Сформулированы параметры предварительной оценки курса слушателем, необходимые для того, чтобы выбрать профессионально разработанный и полезный курс. Приводятся как положительные примеры презентаций таких курсов, так и примеры презентаций курсов, содержащих существенные ошибки. Разработаны принципы итоговой оценки качества курсов, которыми следует руководствоваться после полного знакомства с программой обучения. Проанализированы названия курсов, посвященных выработке риторической компетенции обучающихся, что позволило установить некоторые закономерности между выбором названия и качеством контента. Авторы приходят к выводу о необходимости подробного описания параметров риторической компетенции, что позволит более точно определять качество предлагаемых в Интернете курсов.

Ключевые слова:

риторика, методика преподавания риторики, интернет-курсы, lifelong learning, эффективная коммуникация.

С. 195-209

   

открыть

ЖИВОПИСЬ НАТЮРМОРТА В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Игнатьев С. Е., Черная Л. В.                           DOI10.31862/2218-8711-2024-6-210-221

Аннотация.  

В статье рассматривается живопись натюрморта в учебно-творческой подготовке художника-педагога. Представлена проблема повышения уровня подготовки учителя изобразительного искусства в современной системе образования, предложены пути решения при помощи применения метода постановки натюрморта для живописи при совместном участии преподавателя и студентов. В основе метода заложены учебно-творческие задачи по организации постановки живописи натюрморта. Анализ эффективности метода представлен в виде педагогического эксперимента, который проводился в естественных условиях на практических занятиях по дисциплине «Живопись» у студентов направления подготовки 44.03.01 профиля подготовки «Изобразительное искусство». Основой методологии послужила научная школа Н. Н. Ростовцева, основанная на рисовании с натуры, что является ведущим средством педагогики художественного образования. Фундаментом исследования послужила стратегия художественной педагогики, которая выработала программу обучения и воспитания художника-педагога, где натюрморт служит основополагающим звеном. В результате аргументировано значение методики постановки натюрморта с применением учебно-творческих задач в становлении профессиональных качеств будущих педагогов изобразительного искусства.

Ключевые слова:

живопись натюрморта, художник-педагог, метод постановки натюрморта, учебно-творческие задачи, композиция натюрморта, творческие способности.

С. 210-221

   

открыть

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДИДАКТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНОЯЗЫЧНОМ МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Тройникова Е. В., Хасанова Л. И.,
Пикова Д. А., Рыбакова Ю. И.
                     
DOI10.31862/2218-8711-2024-6-222-236

Аннотация.  

Рассмотрены лингводидактические стратегии к организации инклюзивной образовательной среды в системе иноязычного межкультурного образования с учетом влияния информационного мира. Определяется необходимость лингводидактического анализа и конструирования целей иноязычной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подразумевающей не только адаптацию, но и развитие их индивидуальных ресурсов. Представлен обзор негативных и позитивных факторов влияния информационного пространства на детей с ОВЗ. Охарактеризованы лингводидактические подходы к организации инклюзивной иноязычной информационной образовательно-развивающей среды детей с ОВЗ (ресурсный, личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный) и релевантные инклюзивные образовательные практики, необходимые для успешной жизнедеятельности в информационном обществе.

Ключевые слова:

иноязычное межкультурное образование, лингводидактические подходы, инклюзивные практики, информационные стратегии, обучающиеся с ОВЗ.

С. 222-236

  

открыть

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Гуреева А. В., Хитрова И. В.                              DOI10.31862/2218-8711-2024-6-237-248

Аннотация.  

В статье раскрываются понятия «педагогическое творчество учителя иностранного языка», «педагогическое мышление учителя иностранного языка», дается психологическая характеристика такого вида мышления, выделяется совокупность умений, лежащих в основе развития педагогического творчества педагога по языку (проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивационные, контрольно-оценочные), приводятся критерии развития творческого педагогического мышления учителя иностранного языка. Особое внимание уделено описанию педагогических инструментов, обеспечивающих формирование творческих методических умений у студентов языковых специальностей в педагогическом вузе.

Ключевые слова:

педагогическое творчество учителя иностранного языка, педагогическое мышление учителя иностранного языка, творческие методические умения, деловая игра, педагогическая ситуация, проектирование урока иностранного языка.

С. 237-248

   

открыть

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Брянцева М. В.                                           DOI10.31862/2218-8711-2024-6-249-259

Аннотация.  

Грамотное письмо, логически связная речь младшего школьника – основная цель методики обучения русскому языку уровня начального общего образования. Следует отметить, что, несмотря на приоритетную значимость орфографической грамотности в системе обучения, формирование и развитие грамматико-орфографического навыка у учеников на уроках русского языка начальной школы не всегда эффективно. В дошкольном возрасте у ребенка закладывается процесс познания системы языка в ходе речевого общения в определенной речевой среде, а в период школьного обучения им осознанно используется этот языковой материал. Начальное общее образование является пропедевтикой языкового образования, фундаментом для получения последующих знаний: от степени сформированности грамматико-орфографических навыков в начальной школе зависит дальнейшее развитие и совершенствование речевой функциональной грамотности ученика, его активной способности применять возможности родного русского языка, прежде всего, в письменной форме. В статье автор обосновывает в ходе педагогического эксперимента систему методики по развитию грамматико-орфографического навыка у обучающихся на уроках русского языка начальной школы путем использования комплексной системы работы, включающей ряд целенаправленных упражнений, способствующих развитию зрительного, слухового, рукодвигательного факторов в обучении, а также включающей методику слогового проговаривания слов в предложении и др.

Ключевые слова:

грамматико-орфографический навык, методика развития грамматико-орфографического навыка, грамотность, русский язык, младший школьник, второклассник, начальное образование, зрительный фактор, слуховой фактор, рукодвигательный фактор, слоговое проговаривание.

С. 249-259

   

открыть

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ К РЕГИСТРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ (ЭБС) В ВУЗЕ

Амбросенко Н. Д., Лысак О. А.,
Потапова С. О.
                                         
DOI10.31862/2218-8711-2024-6-260-274

Аннотация.  

В статье раскрывается значимость библиотек как хранилищ знаний и культурного наследия. Затрагиваются вопросы эволюции библиотек в эпоху цифровой трансформации. Авторы обращают внимание на необходимость адаптации к изменяющимся потребностям «цифрового поколения», подчеркивается, что ЭБС должны стать неотъемлемой частью электронно-информационной среды (ЭИОС) в учебном заведении, обеспечивая возможность соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Целью исследования является рассмотрение практических приемов, реализованных в ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ для интенсификации использования ЭБС в учебном процессе. Применяемые методы: метод наблюдения и описания, систематизация. Для анализов результатов опроса применялись статистические методы. В статье показан экспериментальный подход для анализа эффективности рассматриваемых приемов, направленных на повышения числа зарегистрированных в ЭБС студентов и анализ дальнейшей их работы с информационными ресурсами библиотек. Уделяется внимание преимуществам интеграции системы управления обучением Moodle с ЭБС как с информационными системами, сервисами и поставщиками контента.

Главный вывод сводится к тому, что предложенная система анализа эффективности проводимых мероприятий для интенсификации использования ЭБС должна быть использована в последующие годы для их оценки в условиях постоянной трансформации всех участников взаимодействия – электронных библиотечных систем, образовательной среды вуза, вводимых образовательных стандартов, что позволит своевременно реагировать на возможные отклонения и принимать соответствующие корректирующие мероприятия.

Ключевые слова:

библиотека, цифровизация, электронные библиотечные системы (ЭБС), электронный ресурс, электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), электронное обучение, система управления обучением, LMS Moodle.

С. 260-274

   

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дульчаева И. Л., Содномова Н. Б.-Ц.         DOI10.31862/2218-8711-2024-6-275-284

Аннотация.  

Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования исследовательских умений младших школьников. В статье были определены сущность и структура понятия «исследовательские умения», изучены различные подходы ученых в формировании исследовательских умений обучающихся, рассмотрена проектная деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности как эффективное средство повышения показателей исследовательских умений; представлен опыт учащихся школ Республики Бурятия.

Ключевые слова:

исследовательские умения, проектная деятельность, технология, начальная школа.

С. 275-284