Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2021

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

СЕМАНТИКА «СИЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ» ЭДИНБУРГСКОЙ ШКОЛЫ И ЕЕ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Кабанов А. В.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-9-18

Аннотация. 

В статье предпринята попытка проанализировать семантические идеи в философии (теории) языка так называемой «сильной программы» Эдинбургской школы социологии знания. Реконструирована и проанализирована связь теории значения (референции) и основных методологических принципов школы: каузальности, симметричности, эквивалентности и рефлексивности при анализе научного знания. Показано, что финитистский подход к значению, характерный для «позднего» Людвига Витгенштейна (то есть представленный в его «Философских исследованиях» и «О достоверности»), является также основообразующим и для шотландской школы. Продемонстрировано, что философия языка (семантика) «сильной программы» позволяет прояснить многие методологические положения школы, что именно финитистская семантика, в отличие от традиционных концепций, позволяет объяснить многие аспекты функционирования и усвоения языка и в конечном счете роль социальных факторов в научном знании. В статье утверждается также, что принятие финитистской семантики (как и следование Витгенштейну) имеет вполне определенные нежелательные импликации.

Ключевые слова

«сильная программа», экстенсионал понятия, теория значения, референция, финитизм значения, дескриптивизм.

С. 9-18

  

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

ОТЧУЖДЕНИЕ В СОЦИУМЕ

Сорина Г. В., Ярмак Ю. В.                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-19-29

Аннотация. 

Важнейшие задачи данной статьи заключаются, во-первых, в том, чтобы дать философско-методологический анализ особенностей социального отчуждения, включая политическое отчуждение. Во-вторых, расширить концептуальный ряд социально-политических подходов к проблемам отчуждения. Показать, что отчуждение в политической сфере оборачивается к нам в качестве естественного, неотъемлемого фактора развития всей социально-политической системы, независимо от демократических или либеральных форм политического управления. В статье представлены разные подходы к трактовке понятия «отчуждение». В то же время контекстуально важным для понимания проблем отчуждения оказывается ранее сформулированный авторами подход по уточнению содержания центрального для данной статьи понятия «отчуждение».

Ключевые слова

образование человека, управление образованием, менеджеристская парадигма, социально-личностные аспекты, педагоги.

С. 19-29

 


 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ PR-МЫШЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Коренева А. Ю.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-30-42

Аннотация. 

В статье анализируются философские основания PR-мышления как вида профессионального мышления. Производится разграничение понятий «профессиональное мышление» и «профессиональный взгляд». Автор выделяет некоторые специфические характеристики, отличающие PR-мышление от других видов профессионального мышления. Статья содержит примеры форм заданий, способствующих формированию PR-мышления в рамках учебного процесса.

Ключевые слова

PR-мышление, коммуникация, профессиональный взгляд, профессиональное мышление, преподавание связей с общественностью.

С. 30-42

 

открыть

ЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Дитковская И. Э.                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-43-54

Аннотация. 

Необходимость решения ряда беспрецедентных этических проблем, порожденных развитием цифровых технологий в медицине, требует подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в сферах цифровой и медицинской этики. В процессе реформирования современной системы высшего медицинского образования выявилась тенденция сокращения гуманитарной подготовки и, как следствие, потеря воспитательной функции. Ситуация требует философского осмысления истории медицинской этики, выявления и сохранения моральных и этических традиций отечественной и мировой медицины и медицинского образования.

Ключевые слова

философия образования, медицинское образование, цифровизация, медицинская этики, цифровая этика.

С. 43-54

  

 

 Психологические науки 19.00.00

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ)

Филясова Ю. А.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-55-69

Аннотация. 

Проблема эмоционального выгорания (ЭВ) возникает в результате влияния комплекса факторов, среди которых следует отметить чрезмерную рабочую нагрузку. Профессиональная деятельность преподавателя носит многокомпонентный характер и, помимо аудиторной работы, включает подготовку курсов, публикацию учебно-методических пособий, подготовку к занятиям лекционного и семинарского типов, контроль выполнения самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время, разработку контрольно-оценочных средств, выполнение научных исследований и публикацию научных результатов, проведение мероприятий организационно-методического и воспитательного характера. Согласно мнению опрошенных студентов, ЭВ может способствовать снижению эффективности профессиональной деятельности и привести к социальной изоляции преподавателя. Основной фактор ЭВ относится к категории компетентностного: необходимость эффективной организации аудиторной и самостоятельной работы студентов, контроль выполнения заданий с использованием различных современных методов и технологий, взаимодействие с большим количеством студентов и применение индивидуального подхода к каждому. Важными также являются коммуникативный и организационный факторы. Основным способом профилактики ЭВ студенты считают профессиональное развитие преподавателя: повышение квалификации и совершенствование педагогического мастерства.

Ключевые слова

эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, научная работа, профессиональное совершенствование, многозадачность.

С. 55-69

 

 

 Педагогические науки 13.00.00 

    

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОДМОСКОВЬЯ

Богуславский М. В.,
Кармаев А. А., Ким С. В.
                                       
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-70-78

Аннотация. 

В статье рассматривается процесс создания образовательных комплексов в Московской области и дается описание основных аспектов регионального подхода, с учетом аналогичного опыта Москвы и других субъектов РФ.

Ключевые слова:

образовательный комплекс, государственно-общественное управление, государственно-частное партнерство.

С. 70-78

 

открыть

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА EDTECH ПРИ РАСТУЩЕМ СПРОСЕ НА ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Обухов А. С., Томилина М. В.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-79-91

Аннотация. 

Стремительное развитие образовательных технологий в последние два десятилетия затронуло все уровни образования и во многом изменило и подходы к обучению, и его методы и формы. Педагоги по всему миру используют цифровые технологии, приложения и онлайн-платформы в поисках наиболее эффективных и продуктивных способов донесения материала до своих слушателей. На растущую потребность рынки отвечают соответствующе: EdTech-индустрия растет крайне высокими темпами, предоставляя потребителю возможность выбирать и искать наиболее подходящие образовательные технологии для своих целей. Анализ и систематизация различных способов сегментирования рынка образовательных технологий позволили выделить наиболее типичные из них. Так, наибольшее значение для рынка EdTech и действующих на нем агентов как со стороны спроса, так и со стороны предложения несут два типа сегментации: 1) по конечному потребителю, 2) по типу продукта. В ходе исследования было установлено, что EdTech-производители не всегда стремятся четко придерживаться своей целевой аудитории, но готовы предоставлять свою продукцию сразу нескольким группам потребителей, изначально подстраивая функционал под потребности и цели каждой.

Ключевые слова:

EdTech, образовательные технологии, выбор и использование образовательных технологий, мировой опыт, рынок EdTech.

С. 79-91

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ВКЛАД П. Р. АТУТОВА В РАЗВИТИЕ ВСЕОБЩЕГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Никольская Г. Н., Занаев С. З.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-92-106

Аннотация. 

В статье раскрыты основные аспекты становления педагогической, организационной и научной деятельности отечественного ученого-педагога П. Р. Атутова, внесшего большой вклад в развитие всеобщего политехнического образования в нашей стране во второй половине 1950-х гг. Ученым была создана самобытная, разветвленная научная школа политехнизма, осуществлено применение политехнического принципа в образовании. Развитие отечественной научной школы политехнического образования способствовало успехам и достижению нашей страны передовых позиций в мире. Всемерному осуществлению политехнического образования наравне с другими способствовала научно-педагогическая деятельность П. Р. Атутова, его коллег и последователей.

Ключевые слова:

общее политехническое образование, научная школа политехнизма, политехнический принцип в образовании.

С. 92-106

 

открыть

РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАСТЕРСКИЕ КАК МАЛОИЗУЧЕННЫЙ ТИП ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Рыжов А. Н.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-107-118

Аннотация. 

В предлагаемой вниманию статье рассматриваются принципы организации и основные направления деятельности ремесленных учебных мастерских, проанализировано содержание дававшегося в них общего и начального профессионального образования. Опыт работы и специфика организации учебного процесса мастерских различной специализации представлен на примере учебных заведений, организованных на значительном пространстве Российской империи: от Прибалтики до Восточной Сибири. Статья отражает некоторые результаты проведенного автором исследования, посвященного организации начального профессионального образования в России начала XX в.

Ключевые слова:

история образования, профессиональное образование, Министерство торговли и промышленности, ремесленные учебные мастерские.

С. 107-118

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ САФОНОВСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 1960-Х ГОДОВ: К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ДИРЕКТОРА А. Е. КОНДРАТЕНКОВА

Кожемякина Е. А., Дымников Е. Ю.,
Сенченков Н. П
.                           
                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-119-132

Аннотация.  

В статье авторами проанализированы основные методы, формы и средства воспитания, направленные на формирование ценностных ориентаций у воспитанников Сафоновской школы-интерната Смоленской области 1960-х гг. Большое внимание уделяется анализу опыта подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Ключевую роль в организации этого процесса играл первый директор Сафоновской школы-интерната А. Е. Кондратенков (1921–1992), впоследствии член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Смоленского пединститута.

Ключевые слова:

школа-интернат, А. Е. Кондратенков, воспитанники, педагогический коллектив, учебно-воспита­тельный процесс, ценностные ориентации.

С. 119-132

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Голубчикова М. Г., Коломиец О. М.,
Капалыгина И. И., Джух Е. Н.,
Арпентьева М. Р.
                                          
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-133-146

Аннотация.  

Проблематика учебно-профессиональной самостоятельности в процессе развития современного образования становится все более актуальной и более драматичной: декларации свободы, инициативы, гармоничного и всестороннего развития нередко разбиваются о реальность ограничений, подавления или имитации самостоятельности, однобокого, обедненного воспитания и обучения учеников как «будущих специалистов», не имеющих иной, личностной или межличностной (партнерской, наставнической) ценности и предназначения, кроме ценности трудовой и/или карьерной.

Ключевые слова:

учебно-профессиональная самостоятельность, учебная автономность, компетентностный подход, развивающее обучение, деятельностный подход, поисковая активность, учебная мотивация, рефлексия, метапознание, развитие человека.

С. 133-146

 

открыть

ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Войцеховская В. С.                             DOI: 0.31862/2218-8711-2021-4-147-156

Аннотация.  

Статья посвящена проблеме сформированности творческой компетентности педагога-организатора, специалиста в области воспитания. Рассмотрены существующие подходы к определению понятия «творческая компетентность педагога», произведен обзор научных работ по данной теме. Вводится понятие творческой компетентности педагога-организатора как системообразующего компонента профессиональной компетентности. Деятельность педагога-организатора характеризуется с позиций как педагогического, так и художественного творчества.

Ключевые слова:

педагог-организатор, профессиональная компетентность, воспитательная деятельность, творческая компетентность, педагогическое творчество.

С. 147-156

 

открыть

ВЛИЯНИЕ РАДИО- И ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ В ПОВЫШЕНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Аскерзаде Г. А.                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-157-163

Аннотация.  

Радио- и телевизионные программы обладают сильным влиянием на эстетическое воспитание школьников. Молодежь в XXI в., в отличие от своих предшественников, формируется по большей части за счет информации, полученной с цветных экранов. В этом свете тесная взаимосвязь педагогов и работников радио и телевидения даст положительные результаты в деле воспитания современного подрастающего поколения. Телевидение, которое является очень сложным, но вместе с тем существенным средством обучения, играет важную роль в образовании старшеклассников, особенно в повышении их эстетической культуры. И это одна из важнейших реалий современности: телевидение по-прежнему оказывает сильное влияние на умы детей младшего дошкольного возраста, развивает их духовно, информирует, формирует их отношение к окружающей среде и людям. В настоящее время очень актуальна проблема влияния телепрограмм на эстетическое воспитание и эстетическую культуру старшеклассников, потому что мы воспитываем человека для демократического общества, для будущего нашей государственности.

Ключевые слова:

телевидение, радио, эстетическая культура, воспитание, интеллект, информация, педагогика.

С. 157-163

 
 

открыть

РЕПЕТИТОР И/ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Жуковска А. А.                                DOI: 0.31862/2218-8711-2021-4-164-170

Аннотация.  

Статья посвящена некоторым вопросам индивидуального обучения в системе российского образования. Рассматриваются сходства и различия понятий «репетитор» и «индивидуальный преподаватель», которые в настоящее время не различаются большинством людей на бытовом уровне и в профессиональной преподавательской среде. Даются особенности употребления указанных терминов. Целью работы является поиск и формулирование критериев для определения понятий «репетитор» и «индивидуальный преподаватель» с опорой на толковые словари, научные статьи и знания, полученные автором исследования благодаря личному опыту в области преподавания, и на этой основе разграничение этих двух терминов. Приводятся суждения также о требованиях, которые обычно предъявляют обучающиеся к репетитору и индивидуальному преподавателю. В работе, исходя из принципа сравнительного анализа, приводятся доводы, однозначно указывающие на различные функции в системе образования, которые выполняют репетитор и индивидуальный преподаватель. Приводятся примеры из опыта работы автора с иностранными студентами на индивидуальной основе как в рамках реализации учебной программы в высших учебных заведениях, так и при проведении частных занятий в языковой школе. В результате проведенного исследования обобщается представленный материал и делаются обоснованные выводы.

Ключевые слова:

репетитор, индивидуальный преподаватель, учитель, преподаватель, русский язык как иностранный.

С. 164-170

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Кропоткина О. Д., Фролова Т. П.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-171-178

Аннотация.  

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку в политехническом вузе с целью формирования личности будущего специалиста. Целью данной статьи является изучение возможностей иностранного языка для решения задач формирования личности будущего специалиста, а именно первая задача − формирование и воспитание активной жизненной позиции студента, вторая задача − целенаправленное формирование и углубление профессиональной компетентности студентов путем осмысления профессионально значимых вопросов в процессе обсуждения иноязычных средств и способов их выражения, и третья задача − систематическое повышение общей культуры человека, культуры его речевого поведения, речевого общения. В работе рассматриваются специфические характеристики иностранного языка как учебной дисциплины, обозначенные в исследованиях П. Б. Гурвича, Л. В. Щербы, даются характеристики студента как субъекта учебной деятельности, данные в работах А. А. Вербицкого, Т. А. Платоновой, Г. П. Ивановой, Э. Ф. Шакировой, Е. М. Харлановой. Статья базируется на результатах исследования, анкетирования, наблюдения и опроса, проведенных среди студентов первого курса бакалавриата политехнического вуза, продолжающих изучать английский язык.

Ключевые слова:

специфика иностранного языка, формирование личности, субъект учебной деятельности.

С. 171-178

 

открыть

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Сакулина Ю. В., Пенягина Л. В.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-179-185

Аннотация.  

Статья посвящена обсуждению проблем изучения элементов статистического анализа в процессе обучения будущих юристов. Юристы в своей практической деятельности имеют дело не только с конкретными юридическими фактами, но и с явлениями и процессами, для изучения которых необходимы методы статистического анализа. Статистика и юриспруденция как самостоятельные науки имеют между собой тесные взаимосвязи. Статистика играет важную роль в правовых исследованиях. В юридической отрасли для проведения различных исследований, в том числе правового мониторинга, не обойтись без статистических закономерностей, которые позволяют сделать выводы о массовых процессах и явлениях. Современное общество требует от специалистов всех уровней образования знаний из многих отраслей науки, в том числе и статистики. Элементы статистического анализа целесообразно изучать на большинстве дисциплин, преподаваемых в юридическом вузе, а также рассмотреть возможность включить раздел статистического анализа в соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.

Ключевые слова:

статистика, юриспруденция, правовая статистика, статистический анализ, показатели, закономерности, взаимосвязи.

С. 179-185

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ КАК ВИДА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНИКАХ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н. М. ШАНСКОГО (7–9 КЛАССЫ)

Борисова К. М.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-186-192

Аннотация.  

В данной статье дано обоснование рассуждения как вида учебной деятельности. Проанализировано, какие возможности для реализации рассуждения как вида учебной деятельности предлагает линейка учебников по русскому языку под редакцией Н. М. Шанского. Приведены примеры упражнений, описано, какой вид рассуждения как типа текста они представляют и каким мыслительным операциям они соответствуют.

Ключевые слова:

методика обучения русскому языку, рассуждение, обучение рассуждению, учебники русского языка, когнитивный подход.

С. 186-192

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УЗБЕКИСТАНА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Уразимова Т. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-193-204

Аннотация.  

В статье рассматриваются педагогические предпосылки развития художественно-творческих способностей студентов высших ученых заведений Узбекистана средствами изобразительного искусства. Система художественного образования предполагает образование и воздействие методами искусства на гуманитарно-культурологической основе. Именно поэтому основной ее задачей представляется формирование и сложение гуманитарно-личностной культуры, в основе которых лежат интеллектуальный, эстетико-художественный и этико-мировоззренческий аспекты. Художественное образование, объединяя в себе интеллектуальные и творческие способности, непосредственно проводит последовательную и плодотворную взаимосвязь между сферами образования, культурой и искусством. Одним из условий современного эффективного развития общества считается проявление творческого начала как основы эволюционного развития художественно-творческих способностей личности. В данном вопросе основным считается непрерывность процесса становления личности, меняющиеся концептуальные основы процесса образования, условия организационно-педагогических моментов, изменение педагогических технологий. Развитие художественно-творческих способностей студентов на протяжении всего учебного процесса является неотъемлемой частью художественного становления личности. И здесь большую роль играет изобразительное искусство, способствующее формированию у субъекта образовательного процесса знаний и умений в выбранной им профессии.

Ключевые слова:

педагогика, художественное образование, художественная культура, процесс образования, методы образования, инновационая технология, изобразительное искусство, творческое развитие личности.

С. 193-204

 

 

открыть

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жук А. С., Безбородова Л. А.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-205-212

Аннотация.  

Статья посвящена анализу возможностей и особенностей интеграции предметов эстетического цикла в начальной школе. Рассматриваются задачи эстетического воспитания младших школьников, приведены примеры работы, основанной на принципах интеграции разных видов искусств и творчества. Актуальность исследования обусловлена высоким воспитательным потенциалом предметов эстетического цикла в начальной школе и недостаточным вниманием к этим предметам в учебных организациях. Авторами выделены три ведущие содержательные линии эстетического воспитания в начальной школе: развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства; обогащение эмоционального мира младшего школьника; создание условий для творческого развития, а также определены основные принципы содружества или взаимодействия разных видов искусства – это сюжетно-тематическое родство произведений искусства и эмоционально-образный принцип моделирования. В статье рассмотрены авторские определения понятий «межпредметная интеграция» и «эстетическое развитие», а также комплекс ведущих методов обучения, позволяющих осуществлять интеграцию предметов эстетического цикла в начальной школе: арт-технологии, творческие проекты.

Ключевые слова:

интеграция, предметы эстетического цикла, эстетическое воспитание, эстетическое развитие, взаимодействие разных искусств, младшие школьники.

С. 205-212

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОМ РАКУРСЕ

Харжевская А. А.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-213-223

Аннотация.  

В статье исследуется взаимосвязь предпочитаемых музыкальных стилей, ценностных ориентаций и поколенческих трендов в разных возрастах. Было проведено изучение ценностных ориентаций (с помощью методики Ш. Шварца) групп испытуемых с различными музыкальными предпочтениями, а также рассмотрение поколенческих трендов без учета музыкальных предпочтений. В экспериментальном исследовании приняли участие 66 человек от 20 до 60 лет, распределенные на три выборки: 1 – от 20 до 30, 2 – от 31 до 40, 3 – от 41 до 60. Разделение на группы по музыкальным предпочтениям для сравнения поколенческих трендов было проведено на основании опросника прецедентных текстов, многообразие предпочтений испытуемых сгруппировано по их представителям следующим образом: поп, рок, электро, стрит, классика, отдельно были выделены меломаны. Полученные данные подтверждают существование взаимосвязей между музыкальными предпочтениями и ценностями их слушателей, а также с их возрастом. Ценности крепко связаны с поколенческими трендами, при этом музыкальные предпочтения также оказались связанными с ценностными ориентациями испытуемых. Проблема связи музыкальных предпочтений и ценностей по разным поколениям заслуживает дальнейшего исследования с целью осмысления и использования в образовательном процессе.

Ключевые слова:

музыкальные предпочтения, ценностные ориентации, поколенческие тренды, межпоколенческий ракурс, возрастные особенности.

С. 213-223

 

открыть

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ

Кошелева Е. М.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-224-230

Аннотация.  

В статье охарактеризованы основные требования к профессиональным компетенциям, личностным качествам и внешним данным педагога дошкольного учреждения. Рассмотрена структура индивидуального имиджа педагога, его составляющие и требования к его построению. Представлены результаты сравнительного анкетированного исследования родителей дошкольников и коллег по определению содержания имиджа педагога. Полученные выводы демонстрируют качества и характеристики идеального педагога и помогают правильно расставить приоритеты при формировании положительного имиджа педагога по английскому языку в ДОО.

Ключевые слова:

английский язык, имидж педагога, профессионализм, личные качества, любовь к детям, воспитание, дошкольники.

С. 224-230

 

открыть

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Колесов В. И., Силенков В. И.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-231-238

Аннотация.  

В статье рассматриваются организационно-педагогические вопросы ресоциализации инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы. Обозначаются важнейшие проблемы, определяющие успешность деятельности по исправлению осужденных на постпенитенциарном этапе: трудоустройство и наличие жилья. Анализируются нормативно-правовые документы, определяющие порядок и процедуру подготовки осужденных инвалидов и граждан пожилого возраста к самостоятельной жизни на свободе. Показывается необходимость создания учреждений социальной защиты бывших осужденных, позволяющих решать вопросы трудовой адаптации и жилья. На примере специального интерната приводится описание правовой базы, дается характеристика их деятельности. Констатируется, что функционирование специнтернатов для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы, по ресоциализации этих категорий граждан может быть результативным только при правильной организации педагогического процесса, создании единой исправительной и адаптационной системы, применении специально разработанной психолого-педагогической модели воспроизводства самосознания и развития общественного сознания личности в учреждении, а также грамотной современной концепции управления процессом ресоциализации и открытости учреждения для гражданского общества.

Ключевые слова:

инвалиды, граждане пенсионного возраста, освобожденные из мест лишения свободы, постпенитенциарная адаптация, ресоциализация осужденных, специальный интернат.

С. 231-238

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Макарова Н. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-239-249

Аннотация

Современная тенденция геймификации в различных областях деятельности человека основана на использовании игрового мышления и игровых методик в неигровом контексте. Приемы игровых технологий сегодня находят все более широкое применение, особенно в сфере профессионального обучения. Цель исследования – раскрыть сущность игровых технологий в обучении, определить основные критерии и принципы эффективной организации игрового занятия в высшей школе. Проведен теоретический анализ категории «игра» и игровых приемов в обучении, а также рассмотрены некоторые тенденции в современном обществе, обуславливающие потребность развития игровых технологий в высшем образовании. На основе анализа особенностей игровых методов автором разработана модель «7К», отражающая ключевые элементы и принципы игрового взаимодействия на занятии. Понимание особенностей субъектов образовательной среды, педагогических условий и обстоятельств является залогом совершенствования методики обучения за счет применения игровых технологий.

Ключевые слова:

игровые технологии обучения, игра, интерактивные методы обучения, моделирование, геймификация, мотивация, высшая школа.

С. 239-249

 

открыть

КОММУНИКАТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНТРОПОНИМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
(НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПИСКИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА)

Мартыненко Ю. Б.                              DOI: 10.10.31862/2218-8711-2021-4-250-262

Аннотация

Статья посвящена обучению иностранных студентов антропонимам с учетом принципов коммуникативно-функционального подхода на примере переписки Б. Л. Пастернака. Продуцирование писем вызывает трудности у иностранных учащихся. Одна из самых распространенных ошибок в письменной речи связана с неверным употреблением студентами русских личных имен. Знакомство инофонов с функционированием антропонимов в частной переписке писателей и поэтов, анализ личных имен поможет устранить эти сложности. Рассмотрение онимов в коммуникативно-деятельностном аспекте, выполнение языковых и речевых заданий формирует у студентов умение практически пользоваться письмом, ориентироваться в речевой ситуации и успешно реализовать свои прагматические установки. Работа над употреблением личных имен в частной переписке способствует развитию у учащихся чувства ответственности за применение слова-антропонима, выводит их на более высокий уровень владения эпистолярным жанром и языком в целом.

Ключевые слова:

коммуникативно-функциональный подход, личные имена, антропонимы, формы личных имен, суффиксы субъективной оценки, иностранные учащиеся.

С. 250-262