Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2025

Содержание

 

Философские науки 5.7

   

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

  

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ В ВИДЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Скляров Д. С.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-9-19

Аннотация. 

В статье рассматривается наблюдение с точки зрения его практической составляющей – организации конкретного ряда мероприятий, направленных на достижение заранее поставленной цели. В первой части статьи в предельно общих чертах обсуждаются основные элементы наблюдения как познавательной деятельности, в частности, значимость, предпосылки выделения наблюдения как отдельного метода познания, приводится более актуальное определение и структура метода на основании ранее опубликованных работ. Вторая часть статьи посвящена рассмотрению вопроса квалификации наблюдателя как важного элемента результативности наблюдения. Рассматривается роль наблюдателя и требования к нему в естественных и социальных науках, выделяются характерные черты, определяющие качество выполнения работы наблюдателя на основании особенностей практической реализации метода. Третья часть статьи вводит понятие методической модели наблюдения как совокупности сочетания материальных средств и способов их применения в зависимости от конкретных условий деятельности. Выделяются ключевые особенности отдельных методических моделей, уточняются понятия средств и способов наблюдения, рассматриваются практические примеры для случая прямой и обратной задачи определения методической модели. Конечной целью работы является предложение основы планирования исследований, базовым методом которых является наблюдение.

Ключевые слова

метод наблюдения, методология науки, естественные науки, социальные науки, наблюдатель, средства наблюдения, способы наблюдения, методическая модель.

С. 9-19

   

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  

открыть

ЯЗЫКОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН:
ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕЛИ «МАТРИЦА ИДЕНТИЧНОСТИ»

Полежаев Д. В.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-20-30

Аннотация. 

Феномен языка, одна из сфер культуры, «работает» в системе менталитета как одна из глубинно-психических, функциональных установок, а также установка социокультурная. Языковая установка менталитета – основа самоопределения личности, социальной группы и большого сообщества людей – общества, государства, цивилизации, культуры. Исследовательская проблема заключается в том, что язык, языковые установки оказывают влияние на восприятие, оценку и поведение человека, и это необходимо учитывать в образовательной и воспитательной деятельности. Языковая ментальность во многом детерминирует социально-индивидуальное самоопределение субъекта. Она становится истоком социальной детерминации субъекта в процессе освоения им окружающей природной и социальной действительности. Многоуровневый феномен языковой ментальности имеет определенное историческое протяжение. «Картина мира» с течением времени постепенно изменяется, оставаясь относительно устойчивой в пространстве темпоральности. Сравнительно-исторический подход в исследовании ментальных феноменов позволяет нам сравнивать «миры повседневности», складывающиеся в те или иные исторические времена и эпохи. В пространстве современной общероссийской гражданской идентичности сфера языковой ментальности выступает одним из сущностных элементов 16-разрядной авторской концепции, которая получила название «Матрица идентичности». В «Матрице идентичности» собраны наиболее важные для самоопределения субъекта структурно-содержательные и ценностно-смысловые константы. Философско-образовательный акцент «Матрицы идентичности» подчеркивает направленность предлагаемой нами конструкции на социологическое исследование идентификационных структур в пространстве современного российского образования с возможностью выделения слабых мест и их корректировки в сторону усиления.

Ключевые слова

менталитет общества, ментальность личности, язык, установка, языковая ментальность, языковая установка, идентичность, «картина мира», философия образования, субъектный подход, «Матрица идентичности», ценностно-смысловой концепт, культурно-историческая константа.

С. 20-30

  

 

Психологические науки 5.3

   

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

   

открыть

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ АУТЕНТИЧНОСТИ

Вачков И. В., Перемолотова И. А.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-31-41

Аннотация. 

В статье рассмотрена проблема множественности подходов и неоднозначность определения понятия «аутентичность». Проанализированы подходы разных исследователей, обобщены данные на эту тему и предложена типологизация подходов к понятию аутентичность.

Ключевые слова

личность, аутентичность, типологизация, подлинность, конгруэнтность, убеждения, мотивы.

С. 31-41

      

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    

открыть

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ОКАЗАНИЯ ПРЕВЕНТИВНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫМ ГРУППАМ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Мицкевич А. Н.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-42-52

Аннотация. 

В статье рассматриваются актуальные аспекты реализации концепции оказания превентивной социально-психологической помощи лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Представлен авторский подход к феномену превентивной социально-психологической помощи личности и социальным группам. В исследовании сформулированы цели, содержание, формы и методы ее осуществления, ожидаемые результаты реализации концепции. Данное теоретическое исследование будет полезно специалистам в области управления образованием, молодежной политикой, советникам директоров по воспитательной работе, учителям основ безопасности и защиты Родины, социальным педагогам и педагогам-психологам.

Ключевые слова

превентивная социально-психологическая помощь, социально-психологическая устойчивость, социально-психологическая безопасность.

С. 42-52

    

 

открыть

СОБЫТИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ НАРРАТИВАХ РУССКИХ И БОЛГАР

Сапогова Е. Е., Влайкова А. Г.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-52-66

Аннотация. 

В статье представлены результаты сравнительного исследования жизненных событий в автобиографических текстах современных взрослых россиян и болгар, включающего четыре серии: контент-анализ автобиографического очерка; анализ жизненных событий, распределенных по пятилетним временным интервалам с их эмоционально-ассоциативной характеристикой; анализ самоописания жизненных событий, сжатого до одного предложения «Моя жизнь – это...»; анализ выбора семантики (из списка слов) для описания смыслов жизненных событий. Установлено, что существуют различия в наборе и порядке событий, включенных в описание жизненного пути, связанные с разнонаправленными тенденциями современной социализации в России и Болгарии (сохранение традиционных ценностей в России и ориентация на индивидуалистические европейские ценности в Болгарии). Показано, что болгары больше сосредоточены на событиях, связанных с подчеркиванием своей значимости как автономной единицы, своего утверждения в обществе и карьерного роста (личные инициативы, поиск хобби, определение личного типа занятости, построение новых отношений), тогда как русские по-прежнему больше отражают в своих автобиографиях события, традиционно связанные с духовным развитием, функционированием в коллективе и отношениями с другими людьми (создание семьи, укрепление старых коммуникативных связей и создание новых, участие в коллективной деятельности, поиск «личных смыслов», стремление к развитию духовных качеств). Было установлено, что для болгар наибольшая концентрация жизненных событий сосредоточена в возрастных диапазонах 15–20 и 20–25 лет (период молодых взрослых), для русских респондентов – 25–30 и 35–40 лет (фаза зрелости).

Ключевые слова

жизненный путь, жизненное событие, автобиографический нарратив, этнокультурная социализация

С. 53-66

  

 

 

Педагогические науки 5.8

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

   

открыть

ГЕНЕЗИС ЧАТ-БОТОВ И ИХ РАЗВИТИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Богуславская Т. Н., Богуславский М. В.,
Неборский Е. В
.
                                          
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-67-77

Аннотация. 

Чат-боты фактически стали неотъемлемой частью повседневных практик человека и его социальных отношений. Голосовые помощники, такие как Сири, Алиса, Маруся, играют с детьми в игры и шарады, управляют умным домом, развлекают и помогают планировать дела, а интернет-чат-боты помогают оформить заявку на оформление страховки или найти нужный раздел на портале госуслуг, информацию о биржевых котировках или прогнозе погоды. Цель статьи – охарактеризовать генезис чат-ботов и их развитие в образовании.

Ключевые слова:

чат-боты, интернет-боты, виртуальные собеседники, голосовые помощники, история цифровых технологий, история цифровых образовательных технологий, цифровые технологии, цифровые образовательные технологии, цифровая революция, цифровизация образования, инструменты цифровой трансформации.

С. 67-77

    

открыть

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судин А. А.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-78-83

Аннотация. 

В быстроразвивающемся современном мире вслед за научными открытиями появляются новые и усовершенствуются уже имеющиеся технологии, интенсифицируются производственные и социальные процессы. Государство выдвигает новые задачи перед работающими гражданами, направленные на обеспечение жизни населения в будущем обществе. Следовательно, меняются и профессиональные компетенции в большинстве сфер экономики. Рынок труда становится все более конкурентным. И чтобы соответствовать требованиям общества и постоянно увеличивать свой профессиональный рост, специалистам любой сферы деятельности в современной России не обойтись без дополнительного профессионального образования, которое реализуется посредством программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В своей статье мы рассмотрим преимущества и недостатки дополнительного профессионального образования, а также его значимость в системе высшего образования в Российской Федерации.

Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, рынок труда, современная Россия, преимущества, недостатки, значимость образования.

С. 78-83

    

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  

открыть

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЛИНГВОДИДАКТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Реутов М. И.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-84-96

Аннотация. 

Статья посвящена проблеме разрешения противоречий в подходах к определению сущности и содержания лингводидактики как научной дисциплины. Кардинальная разница между пониманием лингводидактики как отрасли лингвистики, занимающейся описанием языка в учебных целях, и отрасли методической науки, представляющей собой общую теорию владения и овладения языком в условиях обучения, препятствует выделению единого предмета данной научной дисциплины. Предлагаемый в статье интегративный подход является попыткой смены парадигмы отрицания старой лингводидактической теории новыми новаторскими концепциями и перехода к принципу преемственности между фундаментальным (лингвистическим) и междисциплинарным направлениями лингводидактики. При этом лингвистический подход к содержанию лингводидактики рассматривается как фундаментальная основа для междисциплинарных исследований. Определение единых объекта, предмета и круга задач лингводидактики, особенностей ее взаимодействия с другими науками и научными дисциплинами, а также создание ее единого понятийно-терминологического аппарата являются предпосылкой решения поставленной проблемы.

Ключевые слова:

интегративный подход, лингводидактика, методика обучения иностранным языкам, методическая наука, лингводидактическое исследование, объект исследования, предмет исследования, понятийно-терминологический аппарат.

С. 84-96

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

  

открыть

ПРОТИВЛЕНИЕ «ФРАНЦУЗСКОМУ» ВОСПИТАНИЮ В ЭПОХУ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Колобкова А. А.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-97-106

Аннотация. 

В статье рассмотрены отдельные аспекты проявления негативного влияния «французского» (в широком понимании – европейского) воспитания сквозь призму воззрений русских государственных деятелей, первостепенной задачей которых выступало сохранение национальной идентичности русского народа. Проанализировано отношение к «французскому» воспитанию Николая Семеновича Мордвинова, Александра Семеновича Шишкова, Федора Васильевича Ростопчина с приведением конкретных мер, направленных на искоренение практики воспитания русских детей иностранными гувернерами, пресечение скрытой пропаганды французской культуры, недопущение реализации французами возможного замысла по значительному принижению русского народа.

Ключевые слова:

«французское» воспитание, русский язык, французский язык, иностранные гувернеры, галломания.

С. 97-106

    

открыть

РЕМЕСЛА В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Финогеева Т. Е.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-107-117

Аннотация. 

Трудовое обучение учащихся общеобразовательных учреждений позволяет сформировать у них комплекс умений и навыков, необходимых для их дальнейшей социализации и профессиональной адаптации. Значимость трудового обучения подтверждается принятием законодательных актов, предусматривающих изучение школьниками учебного предмета «Труд (технология)», участие обучающихся в общественно-полезном труде. Понимание важности трудового обучения предопределяет необходимость построения эффективной системы трудового (технологического) образования школьников. Анализ исторического опыта организации изучения ремесел в трудовом обучении учащихся в Российской империи начала ХХ в. позволит сформировать эффективную систему трудового (технологического) образования школьников на современном этапе. Выполнен анализ научно-педагогических исследований, посвященных различным аспектам изучения ремесел в трудовом обучении учащихся в Российской империи начала ХХ в. Рассмотрены особенности обучения ремеслам на примере различных типов учебных заведений: ремесленные мастерские, трудовые школы, горнозаводские школы, ремесленные отделения при народных общеобразовательных школах, школы свободного воспитания.

Ключевые слова:

ремесло, трудовое обучение, горнозаводские школы, ремесленные мастерские, школа свободного воспитания, система трудового (технологического) образования, профессионализация обучения.

С. 107-117

    

открыть

ОСОБЕННОСТИ ОТОБРАЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ УСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛОВ «СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА» И «РАДЯНСЬКА ШКОЛА» (50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА)

Кривко Я. П., Гончаров М. А.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-118-131

Аннотация. 

В статье рассматривается отображение проблемы успеваемости в ведущих республиканских журналах: РСФСР – «Советская педагогика» и УССР – «Радянська школа». Установлено, что в 50-х годах ХХ в. происходила трансформация понятия учета успеваемости в плоскость проверки знаний, умений и навыков учащихся, что вызвало волну публикаций по вопросам успеваемости, учета и оценки знаний учащихся. Представлены основополагающие статьи в журнале «Советская педагогика», которые задали тон общественной дискуссии на страницах журнала, по результатам которой был сформулирован основной принцип осуществления контроля успеваемости в советской школе – наличие обучающего и воспитывающего компонента, а также индивидуального подхода к учащемуся. В статье также рассмотрены вопросы обеспечения успеваемости учащихся в связи с политехнизацией школы, требованиями к учителю в новых условиях.

Ключевые слова:

педагогическая периодика, публикации, журнал «Советская педагогика», журнал «Радянська школа», успеваемость, учет и оценивание, опрос, учащийся, учитель.

С. 118-131

    

   

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ РИСКОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ

Носкова Т. Н., Яковлева О. В.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-132-145

Аннотация.  

Необходимость исследования и применения искусственного интеллекта в образовательных практиках обусловлена текущей сменой технологических укладов, изменениями рынка труда. Искусственный интеллект (ИИ) проанализирован как критически важный, перспективный инструмент цифровой образовательной среды (ЦОС) на основании авторских концепций ЦОС и ее ценностей. Показано, что наряду с возможностями в решении профессиональных задач педагога и поддержки ученика ИИ несет и спектр контентных, коммуникационных, управленческих рисков, а также рисков, связанных с развитием личности субъекта ЦОС. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей понимания будущими учителями рисков применения ИИ в образовании. Студенты педагогического университета видят риски ИИ как в контексте педагогической профессии, так и в широком гуманитарном контексте. Анализ проведенного анкетирования показывает недостаточно сформированное и консолидированное понимание студентами обозначенной проблематики и свидетельствует о необходимости включения вопросов применения ИИ в содержание учебных дисциплин, образовательных программ и модулей, а также воспитательную работу с будущими педагогами.

Ключевые слова:

искусственный интеллект, будущий педагог, педагогическое образование, цифровая образовательная среда, риски, цифровой контент, студент.

С. 132-145

    

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Шевченко А. В.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-146-159

Аннотация.  

Статья посвящена проблеме организации арт-педагогической деятельности студентов в образовательном процессе университета в контексте системно-деятельностного подхода на основе взаимосвязи общепедагогической и художественной деятельности, ее влияния на профессиональную направленность будущих учителей, выраженной их субъективными намерениями к осуществлению этой взаимосвязи в образовательном процессе современной школы. В соответствии с этим подходом арт-педагогическая деятельность рассматривается как один из ведущих видов в структуре профессиональной деятельности учителя, характерной особенностью которой является проявление творческой активности в процессе решения задач обучения и воспитания с использованием потенциала искусства. Цель статьи заключается в обосновании условий и функций арт-педагогической деятельности, обеспечивающих совершенствование качества подготовки будущих педагогов. На конкретных примерах в содержании дисциплин педагогического цикла раскрывается организационно-методический инструментарий реализации арт-педагогической деятельности в образовательном процессе. Представлены результаты анкетирования на выявление осознания студентами необходимости применения средств искусства в профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, арт-педагогика, арт-педагогическая деятельность, системно-деятельностный подход, содержание образования.

С. 146-159

  

открыть

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК НА ПРОДЮСЕРСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА – ГИТИС И ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ

Терехов Д. М.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-160-169

Аннотация.  

В статье проводится сравнительный анализ практических программ продюсерских факультетов Школы-студии МХАТ и ГИТИСа. Цель исследования – выявить сильные стороны этих программ и оценить их влияние на трудоустройство выпускников. Практические навыки играют ключевую роль в карьерном старте молодого специалиста, в том числе театрального продюсера. Правильно выстроенная программа практики помогает качественно сформировать эти навыки, а от порядка и продолжительности дисциплин зависит конечный результат образовательного процесса. 

Исследование основывается на нормативных актах, работах ученых, исследующих вопросы образования в целом и практики в частности, и статистических данных о трудоустройстве выпускников. В ГИТИСе практика равномерно распределена по курсам и включает различные задачи в нескольких организациях, что позволяет студентам получить разнообразный профессиональный опыт. В Школе-студии МХАТ основная нагрузка приходится на последний курс, что обеспечивает плавный переход от обучения к работе, но может перегружать студентов. 

В основе методологии исследования лежит количественный подход: в статье подсчитываются и сравниваются различные показатели практик в ГИТИСе и МХАТе, такие как средний процент трудоустройства выпускников, общая продолжительность практики и стратификация по годам. На основании полученных данные делаются предположения об оптимальном построении учебной практики. Подчеркиваются сильные и слабые стороны каждой из программ и даются методологические рекомендации, способные усовершенствовать их. В заключение делается вывод о том, что тщательно проработанные и равномерно распределенные практические программы способствуют более высокому уровню профессиональной подготовки и успешному трудоустройству выпускников.

Ключевые слова:

обучение продюсеров, производственная практика, учебная практика, рабочие программы практик, менеджмент исполнительских искусств.

С. 160-169

   

открыть

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Селезнев В. И., Родионов М. А.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-170-184

Аннотация.  

Данная работа посвящена рассмотрению проблемы диагностики сформированности профессиональной компетенции сотрудников полиции. Авторами выявлены параметры оптимизации процесса первоначальной профессиональной подготовки в образовательной организации МВД России, отражающие возможности совершенствования содержания профессиональной компетенции. Определены критерии и показатели, выделены и обоснованы характеристики уровней профессиональной подготовленности к деятельности по должности служащего «Полицейский». Представлены результаты диагностики сформированности профессиональной компетенции сотрудников полиции в ходе опытно-экспериментальной работы (констатирующая, формирующая, контрольная стадии и стадия проверки воспроизводимости и достоверности результатов). Особое внимание уделено проверке достоверности и точности полученных данных, подвергнутых специальному качественному и количественному анализу.

Ключевые слова:

оптимизация, первоначальная профессиональная подготовка, сотрудник полиции, профессиональная компетенция, оценивание и диагностика, критерий и показатель.

С. 170-184

  

открыть

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА (ПРАВОСЛАВНЫЙ КОНТЕКСТ)

Казанцев Д. А. (игумен Христофор).                DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-185-194

Аннотация.  

В статье рассматривается педагогический феномен теологической компетентности, значимый в контексте преподавания в общеобразовательных организациях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Теологическая компетентность понимается как существенный для педагога мировоззренческий эмоционально-интеллектуальный субфеномен, представляющий собой продукт направленного освоения педагогом православного теологического знания. 

Автор приводит трактовки / толкования теологической компетентности как социально-индивидуального педагогического феномена и как научно-теоретического понятия / категории социально-гуманитарного знания, особо подчеркивая ее функциональный и феноменологический компоненты. Феноменологическое осмысление теологической компетентности представляется автором, с одной стороны, как работа, важная с точки зрения теоретического анализа, в том числе в рамках ментального подхода к изучению особенностей взаимодействия субъектов образования. С другой стороны, это необходимый в праксеологическом отношении акт самоидентификации педагога.

Ключевые слова:

теологическая компетентность, православная педагогика, дополнительное профессиональное образование педагога, картина мира, идентичность, духовность, ментальность, феноменология, феноменальное сознание, онтопроектирование.

С. 185-194

  

открыть

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Халмуратова Ш. Б.                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-195-201

Аннотация.  

Помимо образовательной функции, система образования также несет ответственность за нравственное воспитание и формирование информационной культуры обучающихся. Эти задачи являются стратегически важными для любого общества, особенно в условиях глобализации, где информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни. Актуальность вопросов информационной культуры в образовании требует глубокого научного изучения и разработки эффективных методик. В статье представлена модель формирования рискологической компетентности будущих учителей начальной школы, направленная на развитие знаний, умений и навыков в области идентификации, анализа, прогнозирования и управления педагогическими рисками. Модель включает три этапа: теоретический, практический и рефлексивный. На теоретическом этапе студенты изучают основы теории риска и рискологии, методы оценки и прогнозирования педагогических рисков, стратегии управления ими. На практическом этапе они развивают умения идентифицировать и анализировать риски, разрабатывать планы управления ими, реализовывать эти планы и оценивать их эффективность. На рефлексивном этапе студенты оценивают свою рискологическую компетентность, анализируют свою педагогическую деятельность с точки зрения управления рисками и разрабатывают индивидуальную программу самосовершенствования.

Ключевые слова:

информация, информационный поток, информационно-коммуникационные сети, социальные сети, информационная культура.

С. 195-201

  

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ МОДУЛЯ «ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Файзиева Н. Ш.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-202-211

Аннотация.  

В статье представлена информация о применении текстов художественной литературы в преподавании модуля «Чтение и письмо» на занятиях английского языка в филологических вузах. Вместе с тем дается информация о значимости взаимодействия между педагогом и учащимися в процессе обучения. Также изложено общее понимание методологии преподавания и сконцентрировано внимание на том, как преподаватель должен конструктивно строить учебный процесс для достижения желаемых положительных результатов.

Ключевые слова:

университет, эксперимент, процесс, чтение, письмо, образование, система, студент, концепция, продуктивный, рецептивный, грамматика, правописание, эффективность, прогресс, коммуникативный, навык.

С. 202-211

  

открыть

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В 10–11 КЛАССАХ

Кононова Е. И.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-212-220

Аннотация.  

В статье рассматриваются основные методические условия реализации экспериментальной методики развития культуры безопасности обучающихся в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» в 10–11-х классах и ее практическое применение в образовательном процессе школы.

Ключевые слова:

внеурочная деятельность, культура безопасности, предметная область «Безопасность жизнедеятельности», профориентационный компонент, процесс интеграции, классно-урочная система обучения, учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», опасные ситуации.

С. 212-220

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

Бобряшова И. А., Теремов А. В.,
Гришаева Ю. М.
                                         
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-221-232

Аннотация.  

В статье рассматривается комплексный подход к оцениванию образовательных достижений школьников по биологии. Обоснована необходимость учета уровней усвоения знаний, а также проведение оценочной процедуры на основе критериев и показателей, позволяющих не только констатировать обученность школьников по учебному предмету, но и осознанность и действенность формируемых знаний.

Ключевые слова:

оценка, оценочная процедура, отметка, нормативное оценивание, критериальное оценивание, формирующее оценивание.

С. 221-232

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ

Терновская О. В., Ивлев А. Н.,
Терновская Е. Ю
.
                                     
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-233-241

Аннотация.  

Рассмотрены проблемы современного графического образования, проанализирован один из способов повышения эффективности преподавания – алгоритмизация учебного процесса. Приведен пример алгоритмизации отдельной темы по инженерной графике, проанализированы полученные результаты и сделаны выводы по изучаемой теме.

Ключевые слова:

графические дисциплины, инженерная графика, алгоритмизация обучения, эффективность обучения, разъемные соединения, болтовое соединение.

С. 233-241

 

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ

Жамолова Н. Ж.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-242-250

Аннотация.  

В процессе структурирования самостоятельной активности учащихся на уроке применяют как классические методы, так и инструменты современных информационных технологий, известные как информационные среды обучения. 

Ограниченный объем учебного контента, предложенного в учебнике, сдерживает возможности полноценной эксплуатации информационных сред для развития когнитивных навыков учащихся. Домашнее задание, воспринимаемое как форма самостоятельной работы, имеет значительный потенциал для стимулирования и усиления когнитивной активности учеников. На занятиях учащиеся овладевают техниками самостоятельного обучения и, занимаясь выполнением домашних заданий, самостоятельно регулируют время, необходимое для их выполнения, выбирают стратегии решения поставленных задач. Интеграция современных информационных сред в учебный процесс в наше время рассматривается как обязательное условие. Взаимосвязь информационной среды с учебными дисциплинами представляет собой одну из приоритетных задач современного школьного образования. 

В данной статье рассмотрены различные типы домашних заданий по химии для учащихся общеобразовательных школ, обоснована значимость информационной среды в процессе выполнения этих заданий, представлены рекомендации по использованию информационных технологий и изложена методика выполнения заданий на тему «Атомное строение галогенов с применением информационной среды».

Ключевые слова:

домашнее задание, самостоятельная работа, информационная среда, виртуальный эксперимент, галогены.

С. 242-250

  

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКАСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (РКИ)

Гришкова Л. В.                                    DOI10.31862/2218-8711-2025-1-251-257

Аннотация.  

В последнее время возрастает интерес к исследованиям в области преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Число обучающихся, изучающих русский язык, постоянно растет, что связано с возрастанием роли русского языка в академической среде. Конечной целью обучения является овладение русским языком как средством общения. Обучающиеся должны научиться выражать свои мысли, понимать своих собеседников, интерпретировать и воспроизводить в устной и письменной форме информацию, полученную из аудио- и видеозаписей.

Ключевые слова:

подкаст, РКИ, речевые умения, учебный процесс, ИКТ.

С. 174-181

   

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

  

открыть

КАЧЕСТВА, ФОРМИРУЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Джумагулов М. Т.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2025-1-258-267

Аннотация. 

В статье рассматриваются результаты теоретического исследования личностных качеств как важных составляющих компонентов формирующейся в условиях происходящей экономической трансформации российского общества профессиональной идентичности будущих педагогов, а также обоснована необходимость направления и контроля этого процесса в отечественной высшей школе.

Ключевые слова:

профессиональная идентичность, будущие педагоги, профессиональные качества, экономическая трансформация, воспитание.

С. 258-267