Аннотация.
В статье сделана попытка раскрыть смысл философской полемики Н. В. Устрялова, лидера сменовеховства, и славянофилов, в которой, по мнению автора статьи, наиболее остро поднимаются эти темы. Выделяется основная триада в политической онтологии Устрялова (власть, народность, религия, в основе которой должна лежать творческая идея), которая сопоставляется с известной триадой славянофилов (православие – народность – самодержавие). Показано, что Устрялов в связке «власть – народ» отдает приоритет власти, мистифицируя и психологизируя ее, тогда как, по мнению славянофилов, государственная власть – проявление народной воли, опирающейся на разум, сосредоточенный в церквях и университетах. Утверждается, что основное разногласие Устрялова со славянофилами заключалось в том, как они относились к православию. Устрялов считал, что не только религия, но и философия может стать духовной основой жизни общества, но только в том случае, если она несет в себе творческое начало. Ему был близок принцип религиозной толерантности. Славянофилы считали, что власть должна быть основана на том духовном фундаменте, который складывается исторически: без опоры на него невозможно противостоять новомодным идеям, которые мастерски внедряются в сознание людей. В статье делается вывод о том, что Устрялов, видя романтизм в политической доктрине славянофилов, сам не был свободен от него.
|
Ключевые слова:
власть, государство, национальная политика, славянофилы, Устрялов, толерантность, национальная идея, творческая идея, злохудожество, печалование.
|