Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2021

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ДИСКУССИИ В ГНОСЕОЛОГИИ XVII ВЕКА: ЛОКК ПРОТИВ ГЕРБЕРТА

Сорокина Т. Б.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-9-15

Аннотация. 

В статье выявляются противоречия между сторонниками различных гносеологических подходов – Эдвардом Гербертом и Джоном Локком. Критика Локком теории врожденных идей не только раскрывает базовые аргументы представителей эмпиризма и материализма в дискуссиях с оппонентами, но и позволяет глубже понять культуру и ментальность английских интеллектуалов XVII в. На основе рационалистической теории Герберта автор показывает, как некоторые познавательные идеи, которые казались вытесненными на периферию познания, обнаруживают новый смысл в новом контексте. Научная новизна исследования определяется расширением традиционной интерпретации главы «Опыта о человеческом разумении» Локка, посвященной идеям Герберта, благодаря использованию положений гносеологии Герберта.

Ключевые слова

теория познания, врожденные идеи, Д. Локк, Э. Герберт, эмпиризм, рационализм.

С. 9-15

 

открыть

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Н. В. УСТРЯЛОВА В КОНТЕКСТЕ СЛАВЯНОФИЛЬСКОЙ МЫСЛИ

Скороходова С. И.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-16-25

Аннотация. 

В статье сделана попытка раскрыть смысл философской полемики Н. В. Устрялова, лидера сменовеховства, и славянофилов, в которой, по мнению автора статьи, наиболее остро поднимаются эти темы. Выделяется основная триада в политической онтологии Устрялова (власть, народность, религия, в основе которой должна лежать творческая идея), которая сопоставляется с известной триадой славянофилов (православие – народность – самодержавие). Показано, что Устрялов в связке «власть – народ» отдает приоритет власти, мистифицируя и психологизируя ее, тогда как, по мнению славянофилов, государственная власть – проявление народной воли, опирающейся на разум, сосредоточенный в церквях и университетах. Утверждается, что основное разногласие Устрялова со славянофилами заключалось в том, как они относились к православию. Устрялов считал, что не только религия, но и философия может стать духовной основой жизни общества, но только в том случае, если она несет в себе творческое начало. Ему был близок принцип религиозной толерантности. Славянофилы считали, что власть должна быть основана на том духовном фундаменте, который складывается исторически: без опоры на него невозможно противостоять новомодным идеям, которые мастерски внедряются в сознание людей. В статье делается вывод о том, что Устрялов, видя романтизм в политической доктрине славянофилов, сам не был свободен от него.

Ключевые слова

власть, государство, национальная политика, славянофилы, Устрялов, толерантность, национальная идея, творческая идея, злохудожество, печалование.

С. 16-25

 

открыть

ШЕСТОВ И ШЕКСПИР

Флорова В. С.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-26-34

Аннотация. 

Статья посвящена рассмотрению особой роли, которую Шекспир и интерпретация его творчества играли в философских размышлениях Л. И. Шестова. Экзистенциалист, персоналист и философ жизни, Шестов отвергал не только позитивную философию во всех ее видах, но и философию как систему вообще.
И в этом деле Шекспир был воспринят Шестовым как первый союзник. Подход Шестова к творчеству и личности Шекспира отличается своеобразной подменой текста и его истолкования: установка Шестова-читателя объявляется установкой самого текста. Такой подход отнюдь не противоречит философии Шестова: по его мнению, Шекспира-творца нужно прочувствовать в собственном личном опыте, а не осмыслить. Именно последнее – осмысление, попытка ввести поэзию в рамки научного дискурса, по мнению Шестова, убивает художественный текст.

Ключевые слова

Шестов, Шекспир, Гамлет, Брут, русская философия, позитивизм, экзистенциализм.

С. 26-34

 

 Психологические науки 19.00.00

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Слободчикова Ю. В., Семчук И. В.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-35-47

Аннотация. 

В статье уделяется внимание проблеме способов поведения в конфликтной ситуации, а также психологическим стратегиям решения конфликтов в управлении организацией. Целью работы является выявление на основе теоретического анализа и экспериментальной проверки выдвинутых положений психологических стратегий решения конфликтов в управлении организацией. В результате проведенного исследования на основе теоретического анализа выявлена актуальная потребность необходимости внедрения в систему подготовки руководителей организаций изучения психологических стратегий решения конфликтов.

Ключевые слова

стили поведения в конфликте, эффективность управления организацией.

С. 35-47

 

открыть

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Гасанова Р. Р., Валеева Г. В.,
Кузнецова Н. В., Арпентьева М. Р
.
                    
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-48-59

Аннотация. 

Статья содержит теоретическое аналитическое и синтетическое осмысление проблем развития дополнительного образования в контексте проблем становления и развития его субъектов (преподавателей и учителей, студентов и школьников). Одно из средств на этом пути – индивидуальная образовательная траектория – пространство и время сотрудничества субъектов образования по вопросам самоактуализации и самореализации человека как личности, партнера и профессионала. Будущие специалисты, осваивающие программы дополнительного образования, могут всемерно расширять и углублять свою профессиональную, а также межличностную и персональную субъектность, двигаясь по индивидуальным образовательным траекториям, осваивать и рефлексировать проблемы реорганизации социальных отношений (включая образовательные). Они нуждаются в том, чтобы осмыслить возможности и ограничения разных моделей подходов, расширить и углубить свое представление о мире педагогических и иных отношений, укрепить свое стремление развиваться, умение поддерживать и стимулировать это стремление в своей жизни, жизни и деятельности своих учеников.

Ключевые слова

дополнительное образование, индивидуальные образовательные траектории, развитие, инновации, устойчивое развитие, отказ от развития, деградация, социопатия.

С. 48-59

 

открыть

ПРОБЛЕМА ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Стреленко А. А.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-60-72

Аннотация. 

Статья отражает анализ и обобщение ключевых теоретических направлений в изучении психического образа в российской и белорусской психологии. На основании проделанного теоретического анализа можно заключить, что проблема психических образов развивались по уровням психического отражения, от более простых форм, таких как сигнал, на основе которого начинал функционировать рефлекс, к все более сложным формам, в частности, к таким как интегральный образ реальности, образ мира, образ себя и образ других людей. По мере увеличения исследований как в области общей психологии, так и в области социальной психологии проблема образа человека становилась более интегрированной. На современном этапе такая интеграция реализуется в социально-перцептивном подходе изучения образа человека.

Ключевые слова

теоретический подход, сознание, образ, образ человека, социально-перцептивные образы.

С. 60-72

 

открыть

ВЫХОД НА ПЕНСИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Ахильгова М. Т., Ханова З. Г.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-73-80

Аннотация. 

В статье представлен анализ содержания и функциональной характеристики кризиса в пространстве научных исследований. Выделены три основные группы психологических кризисов: возрастные, личностные и ситуативные. Раскрыты особенности выхода на пенсию в качестве кризиса личностного развития. Установлена связь личностных характеристик преподавателей вуза, подвергшихся изменениям, обозначенных ими в качестве субъективно значимых при выходе на пенсию.

Ключевые слова

психологический кризис, личностные изменения, выход на пенсию, пенсионный возраст, преподаватель вуза.

С. 73-80

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Трифонова Е. В.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-81-94

Аннотация. 

Долгое время моделью занятий с детьми дошкольного возраста выступала структура школьного урока, где детям давалась новая информация или способ действия, которые затем отрабатывались и закреплялись. Современный стандарт дошкольного образования и его методическое обеспечение задают иной принцип организации образовательной работы, опирающийся на основные положения культурно-исторической психологии и теории деятельности. Новое содержание должно быть освоено студентами педагогических вузов, однако привычные стереотипные установки сильно тормозят процесс присвоения нового содержания. В первой статье раскрываются основные принципы организации развивающих занятий с дошкольниками, во второй статье будут проанализированы трудности разработки и проведения студентами таких занятий.

Ключевые слова

дошкольное образование, занятия в ДОО, развивающее обучение, деятельностный подход в образовании, ФГОС ДО.

С. 81-94

 

открыть

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

Айхель Н. В.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-95-106

Аннотация. 

В статье выявлены отдельные виды познавательных умений, такие как практические, коммуникативные, интеллектуальные, рефлексивные, организационные, информационные; установлена их логическая последовательность, базирующаяся на объективной закономерности их формирования и развития у человека, занимающегося познавательной деятельностью; разработана типологическая модель познавательных умений, базирующаяся на указанной закономерности и позволяющая идентифицировать познавательные умения у обучающихся, а также выполнять диагностику. Данная модель может послужить основой для разработки методики диагностики наличия определенных видов познавательных умений и уровня их сформированности у обучающихся, а также для разработки индивидуальных траекторий дальнейшего развития познавательных умений у каждого из них.

Ключевые слова

познавательные умения, типология, категориальный метод «Ряд информационных критериев».

С. 95-106

 

открыть

СТРАТЕГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Долинская Л. А. Горшенева В. В.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-107-119

Аннотация. 

В статье рассматривается проблематика использования стратегий регулирования эмоционального выгорания в инновационной деятельности, дается описание эмоционального выгорания, раскрывается модель эмоциональной регуляции, приводятся результаты исследования эмоционального выгорания педагогов в инновационной деятельности.

Ключевые слова

стратегии самоутверждения личности, инновационная деятельность педагогов, эмоции, эмоциональное выгорание в инновационной деятельности, стратегии эмоционального регулирования, образование.

С. 107-119

 

 Педагогические науки 13.00.00 

    

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМАТОВ: СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Милованов К. Ю.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-120-130

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы исследования трансформации образовательных форматов в России и мире. Раскрыто значение культурно-исторического потенциала отечественного образования, определена его роль в современном модернизационном процессе. Охарактеризованы ведущие тенденции развития глобального образовательного пространства и российского образования: обучение в течение всей жизни, внедрение цифровых образовательных технологий, определение роли учителя в условиях смены образовательных форматов, выявление вызовов и рисков цифровизации. Представлен педагогический анализ использования игровых обучающих технологий, моделей цифрового коммуницирования, образовательных платформ, ресурсов и сервисов. Охарактеризованы тенденции модернизационного развития и цифровой трансформации, показано их влияние на состояние национальной системы образования.

Ключевые слова:

модернизация образования, реформирование образования, цифровая трансформация образования, дистанционное обучение, отечественное образование.

С. 120-130

 

открыть

СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УНИВЕРСИТЕТЫ И СФЕРУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Неборский Е. В., Богуславский М. В.,
Ладыжец Н. С., Наумова Т. А
.
                       
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-131-142

Аннотация. 

Цифровой переход становится фактором, запускающим процессы сложных и многочисленных преобразований в сфере общества. В статье сформулированы ключевые социотехнологические вызовы, среди которых: замена человека искусственным интеллектом; утрата идентичности человеком; социальное дистанцирование, отчужденность; утрата приватности; рост психических расстройств; рост неравенства. В статье показана специфика влияния этих вызовов на сферу высшего образования и университетов, предложены инструменты по минимизации потенциальных негативных последствий социотехнологических вызовов.

Ключевые слова:

цифровой университет, цифровая эпоха, высшее образование, университеты, социотехнологические вызовы, цифровые риски.

С. 131-142

  

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТОСФЕРА ПЕДАГОГА» В НАУЧНОМ ЗНАНИИ

Баткаева Я. А.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-143-156

Аннотация. 

В статье рассматривается содержание понятия концептосферы в научном знании с целью выявления роли профессиональной концептосферы педагога в освоении им педагогической теории и реализации практической деятельности. На основе анализа исследований разных научных дисциплин (когнитивная лингвистика, психолингвистика, психология, лингвокульторология, философия, педагогика) определены структура и инвариантные характеристики концепта и концептосферы. Полученные данные позволили определить особенности педагогического концепта и определить профессиональную концептосферу педагога как ментальное образование в сознании педагога, представляющее собой структурированную систему субъективно интерпретированных педагогических концептов, репрезентирующих целостную научную картину организуемого им процесса педагогической деятельности и включенных в контекст его профессиональной жизнедеятельности.

Ключевые слова:

концепт, концептосфера педагога, педагогическое знание, педагогическая деятельность, подготовка педагога.

С. 143-156

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЕРМЕНЕВТИКИ: ЗАМЕТКИ К МЕТОДОЛОГИИ КОМЕНИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Марчукова С. М.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-157-170

Аннотация. 

Статья посвящена поискам пути решения проблемы кардинального усиления эвристической работы с историческими источниками. В частности, речь идет о современном осмыслении эвристического аспекта герменевтических методов в комениологических исследованиях. Методологическими ориентирами представленной работы являются, с одной стороны, тезис Я. А. Коменского о «трех ступенях достоверного знания: эмпирической, эпистемической и эвристической» («Пансофия»), с другой стороны – раскрытие в его трудах педагогического аспекта библейской герменевтики, которая позже стала фундаментом герменевтического направления в философии. Соединение этих двух методологических ориентиров в представленной статье призвано выявить актуальность эвристический работы с историческими источниками на примере комениологии – широкой междисциплинарной области знаний и фундаментального направления современной историко-педагогической науки.

Ключевые слова:

Я. А. Коменский, эвристика, герменевтика, пиетизм, квакеры, Ф. Я. Шпенер, А. Г. Франке, Н. Л. Цинцендорф, Хернхут, Ф. Д. Шлейермахер.

С. 157-170

 

открыть

МОБИЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: ПОДРОСТКИ КИЕВА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Нойман М.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-171-185

Аннотация. 

В статье обсуждается сложное взаимодействие между национальной мобилизацией во время Первой мировой войны и детьми. В фокусе внимания дети и подростки, проживающие в Киеве как пограничном регионе Российской империи, который одним из первых был затронут войной. Цель исследования – изучение способов интеграции детей и подростков в военную культуру в пространстве города в период общей мобилизации и сам характер их непосредственного участия в этой войне. Материалы педагогических исследований позволили воссоздать опыт, пережитый детьми, и их эмоциональный отклик на военную культуру в первые два года войны.

Ключевые слова:

первая мировая война, военная культура, дети и подростки, военная мобилизация, патриотизм, детский опыт войны.

С. 171-185

 

открыть

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Чуркина Н. И.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-186-199

Аннотация. 

В современной социокультурной ситуации обращение к истории советской школы представляется особенно актуальным, так как в обществе наметилась тенденция не всегда адекватной оценки недавней советской истории. При этом в педагогических исследованиях эти темы не являются достаточно изученными. В статье решается научная задача, которая состоит в осуществлении ретроспективного исследования повседневных дисциплинарных практик в контексте их соответствия/несоответствия советской школьной культуре указанного периода. Цель работы заключается в обосновании теоретико-методологических оснований исследования дисциплинарных практик в контексте советской школьной культуры и их апробация с использованием комплекса эго-источников и материалов глубинного интервью с представителями послевоенного поколения школьников. Методологическую основу исследования составили три группы подходов: культурологический, социокультурный подходы, теория социального конструктивизма. В качестве методов исследования выступили общенаучные методы – анализа, синтеза, описания, глубинное интервью. В результате исследования обоснована необходимость изучения дисциплинарных практик как фактора формирования и элемента школьной культуры. Определены методологические и теоретические конструкции исследования дисциплинарных практик в советской школьной культуре второй половины ХХ в. как объекта междисциплинарного исследования. Обоснованы группы используемых в дисциплинарных практиках методов и форм регулирования дисциплины, характерных для школьной культуры, выделены периоды в развитии нормативной базы, регулирующей школьную дисциплину во второй половине ХХ в.

Ключевые слова:

школьная культура, советская школа, дисциплина, школьная дисциплина, дисциплинарные практики, культурные практики, воспитание.

С. 186-199

 

открыть

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Петрова В. А.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-200-211

Аннотация. 

В статье отмечено, что с конца XIX до начала XX в. общественно-педагогическая мысль указывала на культурологический потенциал дисциплины «Иностранный язык», приводятся размышления известных педагогов и общественных деятелей о взаимосвязи языка и культуры, важности постижения культуры народа страны изучаемого языка, общеобразовательном значении изучения иностранного языка в контексте культуры. Констатируется, что успешное использование культурологических фактов в процессе изучения иностранного языка способствует освоению учащимися не только знаний языка, но и культуры страны, жизни народа, что важно для формирования культуры личности обучающихся, воспитания в них культуры мира, способности понимать иное мировоззрение и иную культуру, находить компромиссы в целях установления взаимовыгодного диалога и плодотворного сотрудничества, а также обогащает личность, способствует интеллектуальному и нравственному развитию.

Ключевые слова:

культура, иностранный язык, культурологическая идея, общественно-педагогическая мысль, конец XIX – начало ХХI в.

С. 200-211

 

открыть

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (2012–2021 гг.)

Овчинников А. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-212-224

Аннотация. 

В статье последовательно анализируются основные нормативные акты, принятые центральными органами государственной власти Российской Федерации и регулирующие порядок разработки, принятия, введения в действие Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, начиная с Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. до начала 2021 г. Показывается, что разработка стандартов – это, прежде всего серьезный нормотворческий процесс, задача которого состоит в создании таких правовых условий и гарантий, которые бы на деле смогли обеспечить полную реализацию прав каждого обучающегося на получение качественного образования. Делается акцент на том, что ФГОС, как главный организационно-педагогический документ страны, формулирующий обязательные требования в сфере образования и воспитания, одновременно выступает и в качестве результата, и в качестве гаранта общественного согласия по основным направлениям формирования и развития молодых поколений российских граждан.

Ключевые слова:

образовательное законодательство, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, нормативные акты стандартизации общего образования, обязательные требования в общем образовании.

С. 221-224

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Артюхова И. С.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-225-233

Аннотация.  

В статье показано, что наиболее значимыми критериями готовности к школе, обеспечивающими успешную учебу, являются сформированные предпосылки учебной деятельности. Проанализированы социально-психологические особенности детей, родившихся после 2010 г. На основе этого анализа сформулирована новая научно-методическая проблема: каким образом организовать и наполнить содержанием процесс адаптации к школьному обучению современных детей, учитывая психологические особенности в их развитии, обусловленные социальным и технологическим развитием общества в настоящее время. Представлены причины трудностей в период адаптации как недостаточное развитие различных предпосылок универсальных учебных действий (УУД). Намечены перспективные рекомендации по предупреждению причин дезадаптации первоклассников к школьному обучению.

Ключевые слова:

адаптация первоклассников, готовность к обучению, предпосылки учебной деятельности, причины трудностей в период адаптации, внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, произвольность, условия успешной адаптации, современные дошкольники.

С. 225-233

 

открыть

ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Муралев А. А., Чурсин А. А., Лунев А. Н.       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-234-239

Аннотация.  

Научные и методические материалы по проблеме самостоятельной работы курсантов позволяют определить ее как одну из форм профессиональной подготовки, которая основана на самостоятельной работе, как методе и типе учебных занятий, имеющую организационные и временные параметры. В статье проводится анализ научных изысканий по организации самостоятельной работы курсантов, по результатам которого выделяются три направления, каждое из которых имеет под собой определенную основу. Научная обоснованность грамотной организации самостоятельной работы позволяет выделить основные направления ее последующего развития для повышения профессионализма курсантов при условии целесообразной организации учебной и военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

дисциплины профессионального блока, курсанты, профессионализм, профессиональная подготовка, самостоятельная работа.

С. 234-239

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Хаитов У. Х.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-240-247

Аннотация.  

В статье обсуждается использование интерактивных методов на уроках математики. Также содержится информация о технологии «Лучший помощник учителя» и о том, как ее использовать в классе. Были высказаны предложения и комментарии о преимуществах использования этого интерактивного метода на уроках математики.

Ключевые слова:

образование, математика, интерактивный метод, технология «Лучший помощник учителя».

С. 240-247

 

открыть

НАУЧНЫЙ WORKSHOP КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Лыжин А. И., Коновалов А. А.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-248-256

Аннотация.  

Авторы обращаются к вопросу вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, указывают на важность и необходимость формирования исследовательской компетентности как неотъемлемой составляющей современного специалиста. Одной из инновационных форм организации научно-исследовательской работы предлагается рассмотреть формат «научного workshop». Проведенная этимология данного понятия и опыт первого такого мероприятия в стенах Российского государственного профессионально-педагогического университета позволили установить его эффективность и возможность дальнейшего систематического применения в рамках реализации основной научной повестки университета.

Ключевые слова:

научный workshop, исследовательские компетенции, научно-исследовательская работа студента, высшее образование, содержание подготовки, специалист, научная повестка.

С. 248-256

 

открыть

УЧЕБНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ АДАПТИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Богуш Н. Б., Иванова Е. А.                            DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-257-269

Аннотация.  

В статье рассматриваются вопросы, связанные с учебным техническим текстом, понимаемым как цель и средство обучения иностранному языку. Внимание фокусируется на изучении особенностей восприятия и понимания учебного текста в условиях применения адаптивного подхода к формированию иноязычных компетенций. Проведенный эксперимент показал, что рассмотренные адаптивные технологии чтения текста, а также представленные в заданиях языковые структуры в значительной степени способствуют более глубокому осмыслению текста, развивают языковую догадку, помогают логически выстраивать последовательность мыслей, осваивать грамматические структуры, глубже проникать в семантику слова и словосочетания.

Ключевые слова:

научно-технический стиль речи, адаптивность, целостность текста, связность текста, текстообразующие признаки текста.

С. 257-269

 

открыть

ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СЛОВАРЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Фролова Т. П.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-270-278

Аннотация.  

В статье рассматриваются способы расширения потенциального словаря при обучении иностранному языку в техническом вузе, а именно использование иллюстраций как одного из эффективных приемов расширения потенциального словаря студентов. Проанализированы положения по данному вопросу, описанные в работах таких исследователей, как В. Г. Будыкиной, П. И. Зинченко, В. Д. Табанаковой, Р. Р. К. Хартманна, Г. Джеймса и др. На основании анализа литературы охарактеризованы основные этапы формирования навыка понимания неизученных слов с целью расширения потенциального словаря. Автор выделяет общие принципы, на основе которых реализуется прием использования иллюстраций с целью расширения потенциального словаря студентов технических специальностей. Исходя из этих принципов, описана система упражнений, которая используется для расширения потенциального словаря в процессе изучения иностранного языка на первом курсе бакалавриата в неязыковом вузе.

Ключевые слова:

потенциальный словарь, семантизация лексики, иллюстрации.

С. 270-278