Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3-2017

 Содержание

 

 

 Философские науки 09.00.00 
История философии              
открыть

ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРЫ И ПРИОРИТЕТЫ В ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА АНТРОПОЛОГИЗМА И РАЗВИТИЕ НАУКИ

Бутов А. Ю.


Аннотация. 

В статье на обширном историко-культурологическом материале рассматривается процесс изменения, смещения направленности научного познания с антропоцентрической на социоцентрическую, наиболее отчетливо прослеживающийся в период Нового времени –эпоху, оказавшую огромное влияние на становление и развитие научной мысли. В непосредственной взаимосвязи со сферами культуры и искусства анализируются основные периоды и этапы процесса формирования европейской науки, прослеживается влияние культурной политики государства на мировоззрение общества. Наука в данном случае представлена как сложный социокультурный феномен, который, при наличии определенной имманентной логики развития, в рамках своей общественной реализации детерминирован характером культуры и влиянием системы государства, что определяет общую направленность научных интересов и, в определенной степени, самих подходов к постижению мира.

Ключевые слова:  

образование, культура, архитектура, барокко, классицизм, ампир, Античность, эстетика, рациональность.

С. 9-22

 

открыть

У ИСТОКОВ «ЦАРСТВА РАЗУМА»: ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ж.-Ж. РУССО 

Милованов К. Ю.


Аннотация. 

Статья посвящена анализу философских и общественно-педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо. Рассматриваются философское учение о государстве и обществе, теория естественного воспитания и концепция патриотического воспитания великого французского просветителя.

Ключевые слова:  

эпоха Просвещения, Ж.-Ж. Руссо, история образования, история философии, воспитание.

С. 23-32

 

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ К ДЕНЬГАМ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Кочетков Н. В.

Аннотация. 

В статье поднимается вопрос о том, какие проблемы психологического плана несут в себе социально-экономические изменения для представителей социономических профессий. Рассматривается как теоретический аспект данного вопроса, касающийся мотивации к профессиональной деятельности, так и эмпирический. На студенческой выборке показана специфика отношения к деньгам будущих специалистов-психологов. Доказано, что интенсивность отношения к деньгам у этой группы респондентов ниже, чем у студентов технического профиля обучения, но при этом у первой группы отношение к деньгам взаимосвязано с выраженностью смысложизненных ориентаций, а у второй – нет. Кроме того, продемонстрировано, что в условиях рыночной экономики студенты-психологи могут испытывать когнитивный диссонанс в результате столкновения разнонаправленных мотиваций к профессиональной деятельности.

Ключевые слова

мотивация, социономические профессии, отношение к деньгам, студенчество.

С. 33-38

  

открыть

АКМЕОГРАММА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ «ЛЕСТНИЦЫ» БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Уразова М. Б., Умрихина В. И.

Аннотация. 

В статье описан инновационный метод – акмеограмма, способный представить динамику роста профессионального мастерства; определить факторы, мешающие этому росту; установить особенности изменения мотивационной сферы; выявить динамику личностного развития и то, что этому способствует или препятствует; охарактеризовать вид психотехнологий, который целесообразно применять для личностно-профессионального развития будущего учителя.

Ключевые слова

акмеология, акмеограмма, педагог-инноватор, моделирование, подготовка, будущий учитель.

С. 39-44 

  

 Педагогические науки 19.00.00 
Модернизация образования
открыть

РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Богуславский М. В., Неборский Е. В.

Аннотация. 

В статье представлена стратегия методологических исследований (в сфере компаративистики) в вопросе те нологий разработки конкурентных образовательных продуктов университетами России в контексте кризиса глобализации. Обозначены приоритетные задачи, а также механизм экстраполяции опыта зарубежных коллег в сферу отечественного университетского образования. Статья носит обзорный характер. 

Ключевые слова

образовательные продукты, онлайн-курсы и образовательные модули, кризис глобализации, методология исследований. 

С. 45-51

 

открыть

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ИНДИКАТОРЫ УРОВНЯ ЕГО РАЗВИТИЯ (ИРО, ИРЧП) 

Писарева Л. И.

Аннотация

В статье раскрывается технология исследования качества образования как педагогической категории, характеризуется опыт использования показателей уровня развития образования, определяется роль и значение различных факторов влияния на достижения учащихся и оценку результатов их общеобразовательной подготовки в международных сравнительных исследованиях успеваемости PISA (2000–2014).

Ключевые слова: 

качество образования, технология исследования, педагогическое измерение, фактор, доминирование, преобразования, индикатор развития образования.

С. 52-63

 

История образования и педагогики
открыть

ДИСКУССИЯ РУССКИХ ПЕДАГОГОВ-ЭМИГРАНТОВ 1920-х ГОДОВ О ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕСТНОГО ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ШКОЛЕ

Шевченко В. А.

Аннотация. 

Статья знакомит с дискуссией о возможности совместного обучения мальчиков и девочек в школе, которая велась в 1920-е гг. русскими педагогами-эмигрантами. Публикация призвана восполнить отсутствие специальных исследований на тему отношения педагогической общественности русского зарубежья к данной проблематике.

Ключевые слова:

совместное обучение, школа, русская эмиграция, дискуссия, педагогические съезды.

С. 64-69

 

Новые исследования в образовании
открыть

К ВОПРОСУ О ТЕРМИНЕ «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Живодрова Т. А.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы терминологии поликультурной компетентности. Проанализированы две научные категории данного определения: понятие «поликультурность» и термин «компетентность». Приведены трактовки термина различными исследователями.

Ключевые слова:

компетенция, поликультурная компетентность, поликультурное образование.

С. 70-75

  

открыть

ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мусаева Н. Н., Авлиякулов Н. Х.

Аннотация

Обоснована необходимость ввести в таксономию Б. Блума дополнительно две категории учебных целей: представление и отношение, что отвечает условиям современного общества.

Ключевые слова:

современный учебный процесс, учебная цель, таксономия, информационное общество, познание, представление, отношение.

С. 76-81

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Акрамова Ш. А.

Аннотация

Воспитание идеологического иммунитета приобретает особую актуальность в условиях глобализации идеологических процессов. Автор раскрывает педагогические особенности этого процесса в условиях подготовки будущих сотрудников таможенной службы. В статье рекомендованы пути обогащения содержания идейного воспитания, направленного на укрепление идеологического иммунитета слушателей. Предлагаются методы и организационные формы, направленные на повышение эффективности социальных факторов воспитания. Предложены критерии эффективности идейного воспитания будущих сотрудников таможенной службы.

Ключевые слова:

идеологический иммунитет, идейное воспитание, эффективность воспитания, критерии оценки, таможенная служба, духовность, интеграция воспитательных факторов.

С. 82-86

 

Инновационные технологии в образовании
открыть

ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Норбоев А. Г.

Аннотация.

В статье раскрыто значение школьного обучения географии, проанализировано его современное состояние. Предложен ряд рекомендаций по улучшению качества и эффективности географического образования, повышению его социальной значимости.

Ключевые слова:

школьное обучение географии, повышение качества и эффективности обучения географии, организационно-педагогические механизмы, современное содержание
географического образования, информационная образовательная среда, географическая культура, география и профессиональная ориентация, география и экологическое воспитание, методика обучения географии.

С. 87-92

 

открыть

ЭФФЕКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОНТЕКСТУАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИВ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Алимарданов З. Ш.

Аннотация.

В статье рассматривается технология контекстного обучения, моделирующая профессиональную деятельность в учебном процессе, дающая будущим военным специалистам правильное и полное представление о будущей профессиональной деятельности, позволяющая им в процессе обучения овладеть действиями профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению профессиональных обязанностей.

Ключевые слова:

технология контекстного обучения, будущие военные специалисты, педагогическая игра, проблемная ситуация, решение профессиональных задач.

С. 93-98

 

Слово молодым ученым
открыть

КОУЧИНГ КАК СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Абдрашитова Л. Б.

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования коучинга как технологии менеджмента в управлении дошкольной образовательной организацией.

Ключевые слова:

коуч, коучинг, персональный коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг, эффективное общение, активное слушание, открытые вопросы.

С. 99-115

  

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Третьяков А. Л.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые организационные аспекты правового просвещения обучающихся в условиях библиотеки современной образовательной организации. Отмечается смена образовательной парадигмы. Характеризуются новые требования к выпускнику современной школы. Выявляется нормативное и правовое поле, обуславливающее необходимость правового просвещения подрастающего поколения. Представляются возможные организационные аспекты формирования информационно-правовой культуры обучающихся в виртуальной среде.

Ключевые слова:

правовое просвещение, современная школьная библиотека, общеобразовательная организация, школьный центр правовой информации, информационно-правовой портал.

С. 116-125 

 

Научная жизнь
открыть

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ЛОКАЛЬНЫХ ПРАКТИК К ГЛОБАЛЬНЫМ ТРЕНДАМ (заметки о форуме «Образование России» / EDU Russia)

Брызгалина Е. В., Смирнова А. А.

Аннотация. 

В статье участники Форума «Образование России», состоявшегося в Казани 2–4 марта 2017 г., анализируют основные направления экспертных дискуссий, прошедших на площадках представительного Форума. Выявление основных тем и направленности дискуссий дано в контексте глобальных образовательных трендов, отражающих эволюцию образования в его ценностном, процессуальном и результативном измерениях.

Ключевые слова

образовательные практики, образовательная среда, образование как ценность, тренд развития образования, образование как процесс, образование как результат.

С. 126-136