Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2018

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

История философии
открыть

ФИЛОСОФИЯ М. М. БАХТИНА: МЕЖДУ ФИЛОСОФИЕЙ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИЕЙ

Кораев Г. Т.

Аннотация. 

В статье ставится вопрос о религиозной составляющей философии Бахтина. Предлагаются два критерия для определения религиозной составляющей – наличие категории трансцендентного и наличие теистической установки. Рассматриваются философские работы Бахтина «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности» и доклад «Проблема обоснованного покоя». Анализируются такие бахтинские понятия, как трансгредиентность и обоснованный покой. Делается вывод о сложности определения статуса бахтинской философии, которая находится между философией религии и религиозной философией.

Ключевые слова

философия религии, религиозная философия, первая философия Бахтина, феноменологический подход, трансгредиентность, теистическая установка.

С. 9-21

  

Логика

 

открыть

ФЕНОМЕН ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ МЕЖ- И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Сироткина Л. С.

Аннотация. 

В статье обсуждается состояние исследований феномена логической культуры, характеризуются подходы к его анализу, конструируются понятия логической культуры как феномена культуры и как атрибута мышления, выявляются структуры соответствующих объектов. Логическая культура как феномен культуры рассматривается в качестве совокупности всех достижений общества в сфере логического. Логическая культура мышления представляется как системное качество мыслительной деятельности, обеспечивающее ее направленность на достижение результата, соответствующего нормам логики.

Ключевые слова 

логическая культура как феномен культуры, логическая культура мышления и речи, структура логической культуры. 

С. 22-36 

 

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

ПРОГРАММА «СИСТЕМА ВЫБОР» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Гришина И. А., Жаббаров Т. Р., Обухов А. С.

Аннотация. 

Статья посвящена описанию комплекса идей, направленных на развитие личностно-профессионального самоопределения и навыка осознанного выбора в подростковом и раннем юношеском возрасте, объединенных в программе «Система Выбор» компании Смарт Курс. Представлены научные позиции, ставшие основанием для создания программы и использования в ней тех или иных практик; подробное описание программы, логики ее построения и проведения, включая описание взаимодействия с клиентом до вступления в программу и условий вступления, принципов подбора наставника и описания модели наставничества в программе в целом; содержание тренинга и каждой недели занятий с наставником, а также особенностям консультирования и сопровождения родителей на протяжении программы.

Ключевые слова

личностно-профессиональное самоопределение, осознанный выбор, программа «Система Выбор», наставничество.

С. 37-50

 

открыть

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОСКОВСКИХ ПЕДАГОГОВ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ

Орлова К. М.

Аннотация. 

Исследования влияния эмоций в учебном процессе на мотивацию и успеваемость являются крайне актуальными. Данные о том, как современный учитель видит свою роль в управлении эмоциональными состояниями учеников, получены с помощью авторской методики. Выявлена взаимосвязь между представлениями московских педагогов в отношении влияния эмоций на мотивацию учеников и представлениями о роли учителя в управлении эмоциональными состояниями учеников. Описаны профили-типы учителей в соответствии с самооценкой способности распознавать различные эмоциональные состояния учеников и собственной эмоциональной открытостью педагогов.

Ключевые слова

эмоции, представления педагогов, роль учителя, мотивация в обучении, способность распознавать эмоциональные состояния, школьное обучение, эмоциональная открытость.

С. 51-60 

 

Психология развития, акмеология
открыть

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Ульянина О. А.

Аннотация. 

В статье рассматривается студенчество как социальная категория. Описываются психологические особенности возрастного периода от 17 до 23 лет. Определяется социально-психологическая специфика обучения будущих специалистов в ведомственных образовательных организация. Выделяются следующие периоды и фазы возрастного развития курсантов и слушателей: первый период – учебно-академический (1–3-й курс), включает три фазы и второй период – учебно-профессиональный (4–5-й курс), включает две фазы. На основании выделенных периодов описывается содержание возрастно-психологического развития, переживаемые кризисы, условия социальной ситуации развития, ведущий вид деятельности, новообразования личности. С учетом характерных особенностей  для данного возраста в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной сферах личности подчеркивается значимость психологического и педагогического воздействия на будущих специалистов в период обучения в образовательной организации высшего профессионального образования.

Ключевые слова

возрастная психология, студенческий возраст, курсанты, ОВД, профессиональное образование, компетенции.

С. 61-72 

   

 Педагогические науки 13.00.00 
Модернизация образования
открыть

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В XXI ВЕКЕ

Попова А. В.

Аннотация

В статье приводится анализ современного этапа развития социума, заключающегося в становлении и развитии информационного общества и возможности перехода его в общество знаний. Ставится вопрос о выборе пути для России – либо, по примеру западноевропейских стран и США, создание условий для развития цифрового общества, либо переход к обществу знаний. На основе анализа российской и зарубежной научной литературы в статье приводятся характеристика поколений людей, занятых в производственной сфере. Автор приходит к выводу о необходимости изменения содержания образования, исходя из специфики поколений Х и Z.

Ключевые слова:

либерализм, информационное общество, цифровое общество, общество знаний, образование, знания, компетенции.

С. 73-82

  

открыть

ТРАНЗИТНЫЙ И ТРАНЗИТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТЫ В ТРАНЗИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ: УТОЧНЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ

Богуславский М. В. и др.

Аннотация

В статье рассматриваются понятия транизитный и транзитивный университеты, имеющие как общие, так и различные характеристики. В процессе исследования авторы приходят к выводу, что формат транзитного университета – это диагноз для многих регионов, а формат транзитивного – глобальный вызов стать ресурсом инноваций для собственного развития и действительно командного взаимодействия в регионе, формирующего новые практики и возможности на качественно новых взаимно выгодных партнерских основаниях.

Ключевые слова:

университет, высшее образование, транзитный университет, транзитивный университет, транзитивное общество.

С. 83-98 

 

открыть

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО И ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТЕКСТА НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

Матюшкина М. Д., Белоусов К. Ю.

Аннотация

Вопрос о роли социально-демографического контекста, семейного капитала и роли школы в достижении различных образовательных результатов является сегодня дискуссионным и актуальным. При этом особую важность в свете введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов приобретают вопросы, связанные с метапредметными компетенциями и функциональной грамотностью, а также с ценностными ориентациями, характеризующими личностные результаты образования. В статье описано интегративное корреляционное исследование этих важнейших результатов и условий, проведенное на едином массиве данных и позволившее сделать обобщенные выводы. Итоги исследования позволили выявить и описать три обобщенных фактора: «легкий успех», «профессионализм» и «самореализация в семье», которые характеризуют структуру ценностей-целей современных выпускников, и два фактора, характеризующие их толерантность и патриотизм. Определены семь групп показателей, потенциально связанных с выявленными факторами, включая социально-демографические показатели, характеристики школы и учителей, а также иные, «смешанные» группы (здоровье, досуг и другие). Выделены достоверные корреляции между всеми рассматриваемыми переменными, приведено их ранжирование и возможное объяснение полученных величин корреляционных связей. Полученные данные позволяют утверждать, что и на ценностные ориентации, и на функциональную грамотность учащихся в значительной мере влияет «внутришкольный контекст», а именно характеристики взаимодействий учителей и учащихся. Наиболее важны умения учителей вести уроки интересно, учить применению знаний на практике, а также школьная атмосфера, стимулирующая самообразование и общение учащихся, поддерживающая их психологическое здоровье. В меньшей мере исследуемые показатели результатов связаны с социодемографическим статусом семей учащихся. Роль семейных факторов более значима при формировании ценностных ориентаций, чем при формировании функциональной грамотности школьников.

Ключевые слова:

школьное образование, функциональная грамотность, метапредметные и личностные результаты образования, ценностные ориентации выпускников школ, факторный анализ.

С. 99-113

 

открыть

РЕЙТИНГОВАНИЕ ШКОЛ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

Яшина М. Н.

Аннотация

В статье анализируются практики применения федеральных и региональных рейтингов для оценки качества обучения в школах повышенного уровня. Описываются трудности, которые возникают в процессе рейтингования. С опорой на кластерную модель, применяющуюся для оценки образовательного процесса, характеризуются типы школ, реализующих программы повышенного уровня.

Ключевые слова:

рейтинги школ, школы повышенного уровня, кластеризация.

С. 114-122 

 

Теория образования

 

открыть

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ОРИЕНТИР МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Степанова И. Ю., Адольф В. А.

Аннотация

Подготовка педагога как исследователя – длительный процесс, который пронизывает все уровни высшего образования. Для обеспечения его целостности и результативности необходимо, чтобы обозначенный процесс приобрел стратегический ориентир. Таким ориентиром авторы предлагают избрать методологическую культуру. В статье обосновывается данный выбор исходя из потребности обновления образования, создания предпосылок выхода его из кризисного состояния посредством органичного соединения науки и практики. На основе рефлексивного анализа собственного опыта реализации многоуровневой подготовки в вузе делается попытка представить наиболее значимые и действенные моменты, способствующие становлению педагога в методологической культуре. Показывается, как за счет включения педагога в процесс научно-педагогического поиска возможна его подготовка как исследователя. Обосновываются возможные шаги и условия освоения им методологии междисциплинарного исследования в процессе постановки и решения разноплановых задач. 

Ключевые слова:

методологическая культура, педагог, исследователь, многоуровневая подготовка, междисциплинарное исследование, научно-педагогический поиск, задача.

С. 123-132

 

открыть

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зацепина М. Б., Ефременко Л. В., Мурзакова О. Г.

Аннотация. 

В данной статье находит свое отражение проблема условий и качества воспитания детей дошкольного возраста в современной российской системе обучения и воспитания. Приводятся требования родителей воспитанников и законных представителей детей к уровню образования и достигаемым результатам детей. Рассматриваются воспитательные возможности социокультурной среды и ее компонентов для развития дошкольников. Кроме того, освещены требования, предъявляемые к социокультурной среде. Изучаются аспекты влияния организационно-педагогических условий и социокультурной среды на речевую и игровую деятельность дошкольников в современной действительности.

Ключевые слова:

федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная среда, социокультурная среда, дополнительное образование, игровая деятельность, языковое развитие детей.

С. 133-140

  

История образования и педагогики

 

открыть

ПЕРВЫЙ ВУЗ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НКВД: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Волошин Д. В.

Аннотация. 

В статье впервые в отечественной историографии раскрываются организационно-педагогические особенности создания в 1930 г. Института административного строительства. Анализируются причины, которые привели созданию вуза, и его образовательные задачи. Проводится мысль, что, открывая Институт административного строительства, в практике отечественной системы внутренних дел впервые создавалось высшее учебное заведение. Особое место в статье уделено рассмотрению требований образовательного характера при приеме в вуз. В заключение делается авторский вывод о том, что создание вуза послужило основой для дальнейшего развития образовательной сети отечественных правоохранительных органов.

Ключевые слова:

высшее образование, Институт административного строительства, НКВД, профессиональная подготовка.

С. 141-149 

     

Новые исследования в образовании
открыть

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Шастина Е. М. и др.

РЕТРАГИРОВАНА

Аннотация.  

В статье исследуется культурологический потенциал чтения как одного из факторов развития детской одаренности. Выявляется роль книги как носителя культуры в процессе сохранения национальной идентичности. Авторы статьи обращают внимание на возрастающее значение семейного чтения в процессе становления одаренной личности. Проведенный анкетный опрос среди респондентов – преподавателей вузов, проживающих в полиэтнической среде на территориях Армении и Республики Татарстан, подтвердил важность национальной литературы в становлении и развитии будущих педагогов. Рассматривается вопрос о соотношении таких явлений, как глобализация и сохранение национальной идентичности.

Ключевые слова:

чтение, культурологический фактор, национально-культурная идентичность, признаки одаренности.

С. 150-156

 

открыть

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ КАК ОСНОВА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И.

Аннотация

В статье излагаются ключевые идеи управленческого аспекта в жизненных компетенциях как основа целостного педагогического процесса на примере художественно-эстетического воспитания. Рассматриваются особенности реализации модели управления в образовательной организации, указываются черты и аспекты эстетического развития детей младших возрастов.

Ключевые слова:

жизненные компетенции, компетенции, управление в образовании, художественно-эстетическое воспитание, ценности.

С. 157-161

 

открыть

НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 

Левшина С. В.

Аннотация

В статье рассматривается термин «научные представления» как компонент ключевого понятия педагогического исследования о содержании школьного естественнонаучного образования. Данный термин часто используется в педагогических исследовательских работах и публикациях, но требует конкретизации, поскольку в педагогике не имеет определения. Для этого осуществляется обращение к философии, рассматривающей представления в контексте теории познания. В ходе рассуждений показано, что характеризовать особенности научных представлений как предмета педагогического исследования следует в соответствии со спецификой методологии науки педагогики. Выделены признаки, которые позволяют исследовать развитие научных представлений о содержании школьного естественнонаучного образования.

Ключевые слова:

содержание образования, школьное естественнонаучное образование, научные представления, педагогическое исследование, философия, методология исследования.

С. 162-169

 

открыть

О СОДЕРЖАНИИ НОВОГО КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ «КОМБИНИРОВАННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ: СИНЕРГИЯ» В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ В АНГЛИИ

Геддис Е. В.

Аннотация

Актуальность темы данной статьи обусловлена происходящим изменениями в сфере школьного образования в Англии, вызванными реформированием образования. Если еще недавно перед учителями естественнонаучных дисциплин стояла цель – сформировать у учащихся фундаментальные научные знания в отдельных предметах биологии, химии и физике, то сегодня изучение естествознания нацелено на формирование у учащихся целостной картины мира, взаимосвязи природных процессов, животного и растительного мира. Происходящие перемены в целях естественнонаучного образования повлекли изменения в содержании учебников по естественнонаучным дисциплинам – в биологии, химии и физике. Так, если раньше изучение естественнонаучных дисциплин акцентировалось на их предметной дифференциации, то сегодня делается попытка интегрировать данные дисциплины в содержание учебника. Целью данной статьи является рассмотрение новых направлений в изучении естественнонаучных дисциплин, предъявляемых к ним требований, критериев и методов, на примере содержания учебника «Комбинированное естествознание: Синергетика», издательство “Collins”, введенного в двухлетнюю учебную программу старших классов общеобразовательной школы в Англии в сентябре 2016 г.

Ключевые слова:

содержание учебника, комбинированное естествознание, естественнонаучная грамотность, исследовательский проект, школа в Англии. 

С. 170-175

 

открыть

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ, К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Коган Е. А.

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей мотивации студентов, обучающихся на платной основе, к научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются различия между учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой студентов в вузе. Выявлены информированность студентов Московского авиационного института (НИУ) о различных формах НИРС, причины нежелания участвовать в мероприятиях, а также условия, при которых они стали бы заниматься научно-исследовательской работой. Даны рекомендации по совершенствованию НИРС в вузе.

Ключевые слова:

научно-исследовательская работа, учебно-исследовательская работа, мотивы научно-исследовательской деятельности, платная форма обучения, бакалавриат, магистратура.

С. 176-184

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Орехова Е. С.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о преподавании китайского языка как второго иностранного с позиции современных образовательных стандартов. Представлена гипотеза о возможном внедрении второго иностранного языка как особой образовательной среды, благоприятной для всестороннего развития личности школьника, в частности формирования системного мышления. На текущем этапе развития китайского языка как школьной дисциплины предметом ее непосредственного изучения могут являться такие фундаментальные понятия, как «знак», «модель», «алгоритм», «система». Исходя из предложенной нами модели обучения, каждое из указанных общенаучных понятий используется как базовое для понимания и усвоения учебного материала на определенном уровне освоения китайского языка, тем самым одновременно способствуя не только пониманию изучаемого предмета как особой системы, но и активному включению в учебный процесс научной терминологии, широко применяемой и в других школьных дисциплинах. В свою очередь, системность мышления, зарождаясь непосредственно в процессе изучения отдельной дисциплины, не остается в его пространстве, она вскоре охватывает всю деятельность учащегося, проявляясь в его личностных и метапредметных навыках. Так учащиеся обретают навык рассматривать все предметы и явления окружающего мира как системы в их развитии и взаимосвязи.

Ключевые слова:

китайский язык, системное мышление, знак, модель, алгоритм, система, метапредметный навык.

С. 185-192

  

Инновационные  технологии в образовании
открыть

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ РОСГВАРДИИ

Александрова Е. А., Козлов О. А.

Аннотация

Широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс военных вузов, на наш взгляд, требует правильной организации их использования на всем маршруте профессиональной подготовки будущих офицеров. Это возможно в рамках сбалансированной модели, учитывающей специфику системы военного образования, построенной на нормативно-правовом и методологическом фундаменте, интегрирующей в своем функциональном и содержательном пространстве комплекс мероприятий, направленных на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих специалистов и формирование у них профессиональной готовности как основного результата образования.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, информационные технологии, Росгвардия, педагогическое моделирование.

С. 193-201

  

открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Гамзатова А. Г., Шамайло О. Н.

Аннотация

В статье обосновывается значимость начального этапа обучения для последующего периода обучения в техническом вузе. В процессе преподавания математики важным является усиление направленности на формирование личности обучающегося, привитие ему новых черт исследователя, вырабатывания опыта самообучения. Представлены подходы к организации учебной деятельности студентов в соответствии с теорией П. Я. Гальперина, предполагающей поэтапное формирование умственных действий  в модификации, относящейся к обучению математике.

Ключевые слова:

технический вуз, математика, обучение, начальный этап, содержательный анализ, организация учебной деятельности.

С. 202-208

 

открыть

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛАБОРАТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Гороховская Н. А., Рулиене Л. Н.

Аннотация

Авторы анализируют проблемы гуманитаризации образования в условиях современного цифрового общества. В статье предложена модель формирования социальной компетентности в условиях коллаборативного электронного обучения, основанная на методологии Agile и технологии Scrum.

Ключевые слова:

социальная компетентность, коллаборативное электронное обучение, Agile, технология Scrum.

С. 209-217 

открыть

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Букалова Г. В., Савин Л. А.

Аннотация

Ведущей характеристикой инженерного образования является его целенаправленность. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов конечной целью обучения  является сформированность у обучающихся определенной совокупности компетенций. В условиях стандартизации образования компетенции получают статус образовательных нормативов, обязательных к освоению. Высокая конкуренция в сфере современного технического производства делает инновационную стратегию необходимым условием эффективного функционирования предприятия. Научно-техническая деятельность составляет основу инновационной инженерной деятельности. Соответственно этому актуализируется педагогическая проблема подготовки студентов к осуществлению научно-технической деятельности. Рассмотрение видов инженерной деятельности позволяет выделить входящие в ее состав элементы научно-технической деятельности. На основании выявленной типологии возможно соотнесение элементов профессиональной инновационной деятельности с учебной деятельностью студентов, осуществляемой в ходе лабораторного практикума.

Ключевые слова:

инженерное образование, образовательные нормативы, подготовка к инновационной деятельности, профессиональная компетентность, типы инженерной деятельности, лабораторный практикум.

С. 218-231

 

открыть

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Денисов Д. П., Огрызков В. Е.

Аннотация

Развитие информационных систем и коммуникаций предполагает активный поиск новых форм диалога учащихся и преподавателя. Увлечение детей играми и примитивные коммуникационные акты развлекательного характера в интернет-среде существенно препятствуют правильному, адекватному представлению о потенциале современных персональных устройств, решению образовательных, научно-прикладных задач. Следует учитывать, что доля контингента, испытавшего пагубное воздействие рекламной и игровой индустрии сети Интернет, в общей массе учащихся возрастает. Вниманию педагогов предлагается электронный тест, охватывающий особенности мобильной техники, эмоционального состояния, связанного с ней, и форматами данных, к которым учащиеся обращаются на интернет-порталах, коммуникативной активностью в виртуальном социуме. На наш взгляд, анкета для учета компонентов познавательной активности студентов – эффективный инструмент для диалога, в котором учащиеся и педагог найдут общие темы и интересы, полезные сведения для совместной работы, регламент безопасного поведения в многомерном пространстве сетевых взаимодействий.

Ключевые слова:

тест, анкета, диалог, компьютер, образование, алгоритм, триггер ACMP, диаграмма, виртуальный.

С. 232-241

 

Слово молодым ученым
открыть

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУК И ТЕОРИИ РАЗНЫХ СТРАН

Шевелева Д. Е.

Аннотация

В статье обосновывается междисциплинарный подход к научным исследованиям. Проанализирован феномен «инклюзивное образование» с позиций социологии, психологии и педагогики, представлены теории ученых России и зарубежья.

Ключевые слова:

междисциплинарный подход, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, интеграция в массовую школу, организация обучения.

С. 242-251

открыть

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Катухина А. В.

Аннотация

Статья рассматривает возможности исследования методов обучения рисованию впервобытном обществе,  способы применения исторических методов в современной педагогике, теоретические и практические аспекты решения композиционных задач. Автор статьи рассматривает примеры детских работ с точки зрения развития композиционных навыков и соотносит рисунки детей с примерамипервобытного искусства,  выявляет сходные изобразительные приемы.

Ключевые слова:

композиция, композиционные задачи, учебно-творческие задачи, преподавание, методы обучения, педагогика искусства.

С. 252-260