Аннотация.
В статье обосновывается, что Королевство Югославия стало центром русской эмиграции на Балканах с 1920-х по 1940-е гг., подчеркивается особый ее характер: она была именно белой эмиграцией, то есть православной и монархической. Аргументировано положение о том, что, хотя Д. С. Мережковский и казался одиноким и непонятым в той среде, ему оказывалась и материальная, и моральная поддержка. Представлено письмо из «Архива Югославии», с которым философ обратился с росьбой о материальной помощи к сербскому королю на издание его книги. Показано, что его творчество вызывало особый интерес у сербов, его сочинения активно публиковались. Проанализированы некоторые философские идеи Д. С. Мережковского в тех работах, которые были хорошо известны в королевстве. Утверждается, что они в значительной степени рождались из глубины переживаний самого писателя, хотя и навеяны русской философской мыслью. Выявляется особенность философской позиции Мережковского: с одной стороны, он призывал к духовному перерождению, которое должно повлечь за собой и телесное бессмертие, с другой – пророчил всемирную гибель. Подчеркивается, что некоторые из его идей эмигрантского периода актуальны в современную эпоху. Делаются выводы о том, что философские взгляды Мережковского указанного периода хотя и своеобразны, но близки религиозному направлению экзистенциализма, в данной связи в целом необходимо изучать наследие русской эмиграции.
|
Ключевые слова:
Д. С. Мережковский, Александр I Карагеоргиевич, Королевство Югославия, русская эмиграция, Апокалипсис, Атлантида, свобода, зло, смерть, религиозный экзистенциализм.
|