×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3-2022

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

КОНСТРУКТИВНЫЙ РЕАЛИЗМ И СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ И БЫТИЯ

Абрамов П. Д.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-11-21

Аннотация. 

Цель статьи состоит в анализе основных аспектов семантической концепции истины, конструктивного, а также онтологически ориентированного реализма. Опора преимущественно на логический анализ языка делает философию формальной и одноплановой, при этом формально-логические критерии важны для установления истины. Приводятся три довода в пользу реализма: телесная воплощенность познания, смена точки зрения – сознание как этап развития вселенной, интуиция бытия мира вне нашего сознания. Прямой реализм испытывает трудности при объяснении ошибок восприятия. В познании присутствует конструктивная составляющая. Разграничение созидательного и деструктивного конструктивизма и различие сознаний по степени развитости позволяет объяснить многие заблуждения. Человек способен правильно познавать мир в силу того, что базовые структуры его сознания отображают универсальные природные и метаприродные законы. Цель познания – при ориентации на воплощенные в гениях идеалы стремиться к глубинному и комплексному развитию своих познавательных способностей.

Ключевые слова

реализм, познание, истина, язык, бытие, субъект, творчество.

С. 11-21

 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

«МЕНТАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ», ИЛИ ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ

Полежаев Д. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-22-29

Аннотация. 

В работе изучается феномен «ментального диалога», который предполагает соотнесение между собой историко-культурных явлений «большого формата» – цивилизаций, культур, исторических эпох. Соотнесение это происходит на уровне функциональных и социально-культурных установок менталитета. Важную роль в ментальной системе играет установка образования/воспитания человека, социальной группы и общества в целом. Историческая темпоральность социально-культурных феноменов рассматривается через философскую призму основных проблемных узлов феномена «диалога культур», связанного с качественными изменениями социально-индивидуального бытия. Ментальный подход предлагается автором в качестве методологически значимой и перспективной в исследовательском отношении структурно-содержательной основы философско-образовательного осмысления социальных и индивидуальных взаимодействий в их историческом протяжении.

Ключевые слова

менталитет, «ментальный диалог», «диалог культур», философия образования, историческое время, темпоральность.

С. 22-29

 

открыть

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Шелковников А. Ю.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-30-38

Аннотация. 

В статье характеризуются возможности изучения индийской классической философии в российских вузах. В качестве ключевого текста рассматривается «Бхагавадгита». Предлагается план анализа этого произведения на семинарском занятии. Статья может представлять интерес для преподавателей философии, студентов, а также всех интересующихся индийской философией.

Ключевые слова

индийская философия, «Бхагавадгита», преподавание, философские проблемы, семинар.

С. 30-38

 

 

 Психологические науки 19.00.00

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Платонова З. Н., Винокурова А. Х            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-39-46

Аннотация. 

В статье предоставлены результаты исследования самооценки у детей дошкольного возраста с нарушениями пищевого поведения. Актуальность данного исследования заключается в том, что ряд фактов доказывают высокую степень нарушения пищевого поведения у детей дошкольного возраста. Особенно важно знать причины и особенности этого состояния, так как именно в детском возрасте формируются основные пищевые привычки, закладывается «фундамент» организма, а длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на физическом и психическом здоровье детей. Целью статьи является определение влияния самооценки на возникновение нарушений пищевого поведения среди детей дошкольного возраста. Анализ результатов показал, что существует взаимосвязь между нарушениями пищевого поведения и психологическими проблемами, в том числе низкая самооценка у детей дошкольного возраста может быть одной из причин возникновения нарушений пищевого поведения.

Ключевые слова

дети дошкольного возраста, пищевое поведение, нарушение пищевого поведения, самооценка детей дошкольного возраста.

С. 39-46

 

 

 Педагогические науки 13.00.00 

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ:
ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Лабыгина А. В.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-47-57

Аннотация. 

Научная статья посвящена исследованию патриотизма и гражданственности как педагогических категорий. Представлены как общие черты, так и сущностные различия данных феноменов педагогической теории и образовательной практики. Автор раскрывает смысл и содержание понятий «патриотизм» и «гражданственность», показывает важность их конструктивной интерпретации в образовательном пространстве постсоветской России. Дается обзор теоретико-методологических подходов к пониманию данных категорий в отечественной педагогической науке за последние 30 лет. Выявлены современные тенденции и обозначены направления в развитии идей гражданско-патриотического воспитания. В исследовании подчеркивается исключительная актуальность данной проблематики для Российской Федерации.

Ключевые слова:

гражданственность, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, история педагогики, история образования.

С. 47-57

 

открыть

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Кожевникова М. Н., Скурская Н. В.               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-58-71

Аннотация. 

Статья посвящена анализу направления социально-эмоционально-этического образования (СЭЭО) с точки зрения идей, ценностей и опыта российской педагогической традиции. Актуальность исследования определяется необходимостью в обновленных подходах к воспитанию с критических позиций постнового времени. Основные методы исследования – теоретический анализ педагогических работ и опыта педагогической деятельности в рамках обсуждаемой проблематики в антрополого-педагогическом, философско-образовательном, компаративно-педагогическом, историко-педагогическом аспектах. В результате показано, что СЭЭО и российская педагогическая традиция совпадают в ряде ключевых образовательно-философских позиций и педагогических идей, но имеют ряд различий, обозначен круг релевантной для российского образования проблематики СЭЭО. Практическая значимость исследования определяется демонстрацией значимости СЭЭО как способа решения проблем в отношении человека с самим собой и окружающей средой, возникающих в современном обществе.

Ключевые слова:

социально-эмоционально-этическое обучение, история педагогики, педагогическая антропология, российское образование.

С. 58-71

 

открыть

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ

Степанова И. Ю., Адольф В. А.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-72-90

Аннотация. 

Качество образования в значительной степени зависит от качества педагогических кадров, его обеспечивающих. Возрастающая степень неопределенности в системе образования, повышение требований к его результатам, диктуемые временем, крайне актуализируют проблему поиска подходов к реализации высшего педагогического образования в силу его уникальной специфики. В статье излагаются научные основания, раскрывающие необходимость усиления внимания к индивидуально-личностному аспекту педагогического образования в высшей школе. А также показывается принципиальная возможность практического воплощения идеи «личностно-центрированного образования». Обосновывается применимость социокультурного проектирования при разработке образовательных программ и моделировании процесса по их реализации в логике конструктивизма. Обсуждаемые подходы и сорганизованные между собой способы действия позволяют осуществлять практико-ориентированное образование педагога, раскрывая его индивидуально-личностный потенциал. Создание гибкой, вариативной среды за счет задачного способа построения образовательного процесса позволяет вовлекать обучающихся в конструктивную деятельность по построению собственного образовательного маршрута при освоении предлагаемого учебного содержания, а также выходить на оформление и реализацию индивидуального образовательного запроса, что предполагает сопровождение. Тем самым возникает необходимость у преподавателей овладевать новыми педагогическими позициями, такими как фасилитатор, тьютор, модератор, ментор, а также искать варианты привлечения педагогов-практиков к реализации личностно-обращенного образования педагога.

Ключевые слова:

педагогическое образование, обучающийся, индивидуализация, индивидуально-личностная обращенность, задачное построение образовательного процесса, новые педагогические позиции.

С. 72-90

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЭФФЕКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

Богуславский М. В., Кармаев А. А.,
Ким С. В., Бурдакова А. А
.
                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-91-101

Аннотация. 

В статье рассматривается процесс создания и функционирования образовательных комплексов в Московской области, анонсируются итоги мониторинга процесса в 2022 г.

Ключевые слова:

образовательный комплекс, эффективный образовательный комплекс, модели образовательного комплекса.

С. 91-101

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ XV–XVII ВВ. В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Вдовых Д. А.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-102-111

Аннотация. 

В данной статье рассматривается проблема исследования отечественной просветительской традиции XV–XVII вв. в социально-политическом измерении. Выявлены основные тенденции развития культурно-образовательной политики данного макропериода. Охарактеризованы такие исторические феномены, как изоляционизм, вестернизация, обмирщение, старомосковская книжность, древнерусская ученость. Представлен анализ преобразований социокультурной сферы в период правления первых царей из династии Романовых. Установлено, что XVII в. стал важной вехой на пути распространения образованности европейского типа, масштабного культурного развития и формирования системы народного просвещения.

Ключевые слова:

история педагогики, история образования, отечественная просветительская традиция, история России XV–XVII вв., образовательная политика, книжность, допетровский период.

С. 102-111

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ КРУГА ЧТЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ ШКОЛЬНИКОВ XIX –
НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

Лисович В. Н.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-112-122

Аннотация. 

В статье анализируется система социокультурных и педагогических факторов, под воздействием которых формировался круг чтения учащихся средних учебных заведений дореволюционного Петербурга, среди которых социокультурная среда дореволюционного Петербурга как «книжного и читающего города», городские образованные семьи, петербургская средняя школа, субкультура ее учащихся, государство и педагогическая общественность. В статье автор анализирует представленные факторы и обосновывает их взаимодействие.

Ключевые слова:

социокультурные и педагогические факторы, система факторов, круг детско-юношеского чтения, «качественная» и массовая литература, образовательная среда, субкультура учащихся, детское семейное чтение, школьное чтение, детско-юношеское самостоятельное чтение.

С. 112-122

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ М. МОНТЕССОРИ

Сумнительный К. Е., Палкина Т. В.                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-123-130

Аннотация.  

Статья посвящена рассмотрению особенностей и места дидактического материала в педагогике М. Монтессори, показаны педагогические условия эффективного использования этих пособий и вскрыты проблемы с их использованием вне контекста метода.

Ключевые слова:

дидактический материал, подготовленная среда, свобода выбора, упражнения практической жизни, стимульный материал.

С. 123-130

 

открыть

МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ МВД

Жигалова Е. А.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-131-138

Аннотация.  

Тема статьи обусловлена поиском решений актуальной проблемы формирования и измерения уровня социально-профессиональных компетенций сотрудников полиции Российской Федерации. Исходя из того, что в современных условиях социальных трансформаций, геополитических вызовов, пандемии возрастает роль гражданского диалога, общественного единства, национальной безопасности, изменяются подходы к подготовке и повышению квалификации сотрудников МВД, особенно в условиях краткосрочного обучения. В рамках рассмотрения отмеченных вопросов автором предложен и описан один из возможных методов измерения первоначального уровня социально-профессиональных компетенций у слушателей краткосрочных курсов.
На основе его применения сделан вывод, что данный метод способствует более глубокому выявлению и систематизации типичных проблем и недочетов, свидетельствующих о недостаточной сформированности искомых компетенций. Выявление типичных проблем позволяет обеспечить своевременную коррекцию образовательного процесса и понимание слушателями значения собственных усилий по развитию соответствующих социально-профессиональных компетенций.

Ключевые слова:

сотрудники полиции, гражданский диалог, социальные и профессиональные компетенции, методика измерения.

С. 131-138

 

открыть

ОТАНТРОПОНИМИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (на материале названий районов Москвы)

Мартыненко Ю. Б.                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-139-149

Аннотация.  

В статье рассматривается специфика работы над отантропонимической лексикой в иностранной аудитории на материале названий московских районов. Анализируются типы и структура топонимических единиц, содержащих антропонимы. Предлагается методика работы с такого рода единицами в целях формирования у иностранных учащихся лингвокультуроведческой компетенции и умений ориентироваться в языковом пространстве мегаполиса. Освоение иностранными учащимися антропонимов в названиях московских районов дает возможность получить информацию о культурных, исторических объектах города, позволяет активизировать овладение грамматическими формами русского языка и повысить интерес к его изучению. Все это имеет практическое значение для иностранных студентов.

Ключевые слова:

антропоним, топоним, антропотопоним, районы Москвы, русский язык как иностранный, иностранные учащиеся.

С. 139-149

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Васильева А. В.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-150-163

Аннотация.  

Цель статьи – разработка схемы функциональной системы интерактивного обучения в вузе. Методологию исследования составили методы контент-анализа литературы, аналогий, схема функциональной системы. Результаты исследования: 1. Дана интерпретация процесса интерактивного обучения в системно-кибернетических терминах. 2. Разработана схема функциональной системы интерактивного обучения. 3. Выявлены механизмы организации и самоорганизации интерактивного обучения. 4. Произведена попытка соотнесения накопленного практического опыта реализации форм и приемов интерактивного обучения в педагогике и методике с имеющимися теоретическими исследованиями с целью создания целостного научного представления об объекте исследования. Научная ценность полученных результатов заключается в том, что интерактивное обучение впервые представлено и описано в виде функциональной системы, позволяющей, во-первых, более точно и полно отразить процесс интерактивного обучения по сравнению с имеющимися исследованиями; во-вторых, визуализировать накопленный теоретический опыт изучения объекта исследования. Практическая ценность результатов видится в том, что полученная модель позволяет осмыслить место и роль использования интерактивной формы обучения в вузе в условиях реализации компетентностного подхода, фокусирует внимание на актуальности проблемы системного изучения объекта и является надежной основой для выстраивания концепции интерактивного обучения.

Ключевые слова:

интерактивное обучение, компетентностный подход, взаимодействие, схема функциональной системы.

С. 150-163

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Осипова О. П., Савенкова Е. В.,
Шклярова О. А
.
                                         
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-164-176

Аннотация.  

В современных исследованиях организации электронного обучения и использованию дистанционных образовательных технологий (далее – ЭОиДОТ) в различных образовательных системах уделяется внимание не только характеристике сущности ЭОиДОТ, анализу их достоинств, ограничений и условий эффективного применения, но и комплексному изучению выявленных проблем и разработке вариантов их решения, принятия стратегических альтернатив, связанных с минимизацией возникающих педагогических рисков. В статье представлены промежуточные результаты исследования совокупности факторов, в том числе и рисков профессиональной деятельности педагогов в условиях ЭОиДОТ, предложены инструменты управления педагогическими рисками в образовательном процессе. Проведен анализ риск-факторов организации ЭОиДОТ в профессиональной деятельности педагогов. Обоснована актуальность здоровьесберегающего подхода в проектировании профессиональной деятельности педагогов с учетом влияния ЭОиДОТ. Предложены рекомендации по профилактике педагогических рисков влияния цифрового образования на профессиональную деятельность педагогов.

Ключевые слова:

электронное обучение, педагогический риск, дистанционные образовательные технологии, факторы риска, управление рисками, цифровизация, цифровая трансформация.

С. 164-176

 

открыть

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СЛОВАРЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Котельникова Е. Ю., Фролова Т. П.          DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-177-186

Аннотация.  

В статье рассматривается вопрос разработки системы упражнений для формирования потенциального словаря при обучении иностранному языку в техническом вузе. Проанализированы положения по данному вопросу, описанные в отечественной литературе в работах таких исследователей, как И. М. Берман, В. А. Бухбиндер, С. Е. Побединская, Т. М. Ковбасюк и др. В качестве психолого-педагогической основы рассматриваются личностный и деятельностный подходы, которые позволяют определить оптимальные условия развития личности в процессе учебной деятельности. С лингвистической и методической точек зрения за основу для разработки системы упражнений принимается критерий выводимости лексической единицы. Суть данного принципа заключается в том, что отбору подлежат только те производные и сложные слова, в которых есть возможность вычленить и опознать компоненты этих слов и установить семантические отношения между их компонентами. На основе типов выводимости для студентов второго курса строительных специальностей сформированы группы слов, которые позволяют разработать систему упражнений для формирования потенциального лексического словар.

Ключевые слова:

потенциальный словарь, лексическая единица, лексический запас, критерий выводимости.

С. 177-186

 

открыть

НОТНЫЕ РЕДАКТОРЫ В УЧЕБНОЙ СРЕДЕ ХОРМЕЙСТЕРА: О СОДЕРЖАНИИ АВТОРСКОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Новоселов В. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-187-195

Аннотация.  

Автор в настоящей статье освещает собственный опыт использования нотного редактора, демонстрирует возможную модель второй части авторского учебно-методического пособия «Информационные технологии в музыкальном образовании». В проекте второй части четыре тематических главы, включающих сведения о современных информационных технологиях в музыкальном образовании, способах их применения для решения учебных организационных и творческих задач, классификацию программ-нотаторов, их сравнительные характеристики. Предлагаемое учебное пособие будет содержать подробности коммуникации будущего учителя музыки с нотными редакторами в условиях модернизации аудитории индивидуальных дисциплин по дирижированию. Особое значение в будущем пособии будет отведено рабочей программе учебной дисциплины по выбору. Обучающиеся по программе приобретут компетенции применения нотных редакторов в хормейстерской учебной среде, совершенствования с их помощью хормейстерского слуха, мануальной техники дирижирования, голоса будущего учителя музыки. Учебно-методическое пособие будет иметь практическую направленность и призвано обогатить традиционные подходы к хормейстерской подготовке будущего учителя музыки в университете.

Ключевые слова:

музыкальное образование, будущий учитель музыки, нотный редактор, учебная среда педагогического университета, программа учебной дисциплины, класс хорового дирижирования, хормейстерский практикум.

С. 187-195

 

открыть

ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАТИВНОЙ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ

Хачатурьянц В. Е., Теремов А. В.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-196-208

Аннотация.  

В статье рассматривается использование интегративной учебной ситуации на уроках биологии как способа достижения метапредметных результатов образовательной деятельности обучающихся при изучении строения и жизнедеятельности организма человека. Отмечается роль в этом процессе не только учебного предмета «Биология», но и других учебных предметов, интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, а также индивидуального жизненного познавательного опыта обучающихся.

Ключевые слова:

организм человека, метапредметные результаты образовательной деятельности, интегративное обучение, интегративная учебная ситуация.

С. 196-208

 

открыть

ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рубенкова Л. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-209-215

Аннотация.  

Двигательная активность современного дошкольника составляет от 25 до 35% от необходимой. Данная проблема ведет к кризису общего здоровья ребенка: духовно-нравственного, психосоматического, социально-личностного. Разработка теоретической модели развития двигательно-познавательной деятельности взрослого и ребенка (на состязательно-игровой основе) в системе «дошкольное образовательное учреждение – семья – социум» станет пусковым механизмом не только быстрого и качественного освоения физкультурных заданий, но и повышения интеллектуальной и моторной плотности в режиме дошкольников, более успешной их социализации.

Ключевые слова:

двигательная активность, локомоции, модель, интеграция двигательной и познавательной деятельности, механизмы интеграции, режим ребенка, социокультурное пространство «ДОУ – семья – социум», графическая символика, логика движения и мысли, уровни развития.

С. 209-215

 

открыть

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ (на примере региональных инновационных площадок Челябинской области)

Качева Е. В., Свистун И. В.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-216-228

Аннотация.  

В статье актуализируется проблема оценки эффективности деятельности школьных информационно-библиотечных центров. Представленный материал позволяет сделать вывод о противоречии между потребностью оценки деятельности и существующей практики. Авторы представляют и обобщают опыт школ – региональных инновационных площадок Челябинской области. Делаются выводы о возможности использования предложенных систем в качестве инструмента оценки эффективности деятельности информационно-библиотечных центров на институциональном уровне.

Ключевые слова:

школьная библиотека, школьный информационно-библиотечный центр, эффективность деятельности школьных информационно-библиотечных центров, эффективность деятельности школьной библиотеки, внутренний гуманитарный аудит.

С. 216-228

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

АНАЛИЗ ФОРМ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 

Тинкован Е. В.                                             DOI10.31862/2218-8711-2022-3-229-237

Аннотация.  

Статья посвящена анализу форм научной коммуникации для распространения инновационного педагогического опыта. В статье определяются формы устной научной коммуникации, которые способствуют пониманию новых смыслов образования и педагогической деятельности; приводятся некоторые примеры подготовки к участию в научной дискуссии. На основе результатов анкетирования обосновывается необходимость разработки проблемы подготовки педагогов к участию в научной коммуникации и построении программ повышения квалификации, направленных на формирование умений научной коммуникации педагогов.

Ключевые слова:

научная коммуникация, умения научной коммуникации, формы устной и письменной научной коммуникации, научная дискуссия, инновационный педагогический опыт, программы повышения квалификации.

С. 229-237

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ» НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Амантай Ж. А., Ермаков Д. С                      DOI10.31862/2218-8711-2022-3-238-245

Аннотация.  

Университеты в настоящее время берут на себя фундаментальную задачу в построении общества, поэтому они призваны уделять особое внимание обучению soft skills как важнейшей части комплексной подготовки. В статье дано общее определение понятия и каждого из умений, а также рассмотрена теория обучения. В качестве референтной модели для обучения и представлены основные практики и стратегии, которые следует продвигать в контексте высшего образования для их развития. В заключение подчеркивается необходимость создания, изменения или преобразования практики преподавания, чтобы продвигать сценарий высшего образования, заинтересованный в параллельном развитии бытия и действия.

Ключевые слова:

гибкие навыки, компетенции, высшее образование.

С. 238-245

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АСОЦИАЛЬНОСТИ

Соснина А. А.                                         DOI10.31862/2218-8711-2022-3-246-260

Аннотация.  

В данной статье рассматривается влияние индивидуального жизненного опыта на формирование субъективной картины мира, а также влияние личностных представлений об элементах правовой реальности на поведение человека. Цель исследования: выявить различия в представлениях о дисциплине и правонарушениях у обучающихся системы среднего профессионального образования с разным уровнем асоциальности. Методы: в исследовании принимали участие студенты учреждений среднего профессионального образования Тюменской области. В психосемантическом исследовании, проведенном с помощью метода свободных ассоциаций на стимулы «дисциплина» и «правонарушение» приняли участие 160 обучающихся системы среднего профессионального образования Тюменской области. Результаты: проведенное исследование продемонстрировало негативное отношение правонарушителей к термину «дисциплина», способам ее организации (преимущественно – деспотичным) и фактору общественной жизни, заключающегося в ограничении их свободы и контроле, что отличает их от законопослушных респондентов, определяющих дисциплину как толчок к развитию, способу закаливания характера и выносливости.

Ключевые слова:

представления, субъективная картина мира, противоправное поведение, асоциальность, студенты, среднее профессиональное образование.

С. 246-260