Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2019

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

История философии
открыть

ЭСТЕТИКА АКМЕИЗМА: К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Занегина А. А.

Аннотация. 

Статья посвящена анализу категории образа в акмеистической образомоделирующей сфере – эйдолологии. Доказывается, что эйдолология является основой эстетической системы акмеизма, которая генерирует в себе особенные образы – эйдолоны. Именно эти образы были для поэтов-акмеистов единственно правильными, пригодными для создания идеального художественного произведения. Особое внимание в статье обращено на специфику эйдолонов и характер их функционирования в поэтическом тексте. Также в работе исследуется коммуникативный, эстетически-воспринимательный аспект поэзии в акмеизме.

Ключевые слова

акмеизм, символизм, философия творчества, художественный образ, эйдолология, эйдолон.

С. 9-17

    

Философия науки и техники
открыть

ТЕОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ОСНОВЫ СИНЕРГИИ

Дивногорцева С. Ю.

Аннотация. 

В статье автор аргументирует два возможных пути взаимодействия теологического знания и содержания современного педагогического образования. Первый связан с подготовкой учителей религиозного вероучения и культуры, которая, по мнению автора, должна выстраиваться на вариативной основе, учитывать мировоззренческую ориентацию студентов и исходя из этого включать в содержание их подготовки изучение теологических курсов в качестве общей теоретической подготовки, а также методически-ориентированные дисциплины. Одновременно предлагаются пути совершенствования педагогической подготовки студентов духовных семинарий и академий, теологических кафедр, нацеленных в будущем на преподавание религиозного вероучения и культуры. Второй путь связан с изучением в педагогическом вузе истории и теории православной педагогической культуры как исторически доминирующей в отечественном образовательном пространстве на протяжении тысячелетия, основанной на теологическом учении, включающем православную антропологию. Автор приводит в качестве примера реализации взаимодействия теологии и педагогики собственный опыт выстраивания содержания педагогического образования в конфессиональном вузе, который вполне может быть в той или иной степени востребован и адаптирован в иных высших педагогических учреждениях.

Ключевые слова

теология, педагогика, православная педагогическая культура, педагогическое образование.

С. 18-27

  

 Психологические науки 19.00.00
Общая психология, психология личности, история психологии
открыть

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ «НОСТАЛЬГИИ БЕЗ ПАМЯТИ»

Сапогова Е. Е.

Аннотация. 

В парадигме экзистенциальной психологии выполнен авторский анализ переживания «ностальгии без памяти», фиксируемого у современных поколений молодых и взрослых людей. Он рассмотрен как феномен жизненного мира субъекта, возникший в условиях изменившейся реальности человеческого существования, характеризующейся необходимостью адаптации к увеличивающейся сложности выбора траектории развития и преодоления неопределенности. Рассмотрены связи переживания «ностальгии без памяти» с экзистенциальными ожиданиями личности и самовосприятием. Описаны факторы, стимулирующие переживание «ностальгии без памяти» у «поколения ЯЯЯ»: установка на пролонгацию статуса психологического потребителя; долгая родительская гиперопека; тенденция к избеганию принятия на себя ответственности за течение и психологическое содержание собственной жизни; принятие стратегии “carpediem” и др.

Ключевые слова

ностальгия, «ностальгия без памяти/воспоминаний», неопределенность/непредопределенность, экзистенциальные ожидания, идентичность, личность, жизненный мир.

С. 28-45

 

открыть

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗНАЧИМЫХ АБСТРАКТНЫХ ПОНЯТИЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Дикова М. В., Журавлева И. А.

Аннотация. 

Статья посвящена изучению особенностей представлений об абстрактных понятиях в юношеском возрасте. Исследуются феномены «представлений» и «абстрактных понятий»,
особенности развития личности в юношеском возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей значимых абстрактных понятий в юношеском возрасте. Сформирована иерархия значимых абстрактных понятий в современном мире у юношей и девушек, изучено содержание и наполнение представления об абстрактных понятиях.

Ключевые слова

абстрактное понятие, представление, личность, юношеский возраст.

С. 46-54

  

Психология труда, инженерная психология, эргономика

 

открыть

СИМВОЛИКА ЦВЕТА И МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Мальсагова М. И.

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы символики цвета в реализации маркетинговых коммуникаций; факторы, обусловливающие осмысление цветового пространства. Визуальное восприятие, как говорят исследования, во многом определяет цвет: стимулируя фоторецепторы, он способен вызывать различный психологический настрой. Это свойство нашло широкое применение в маркетинге, в дизайнерских решениях для привлечения внимания широкой аудитории. В исследовании проанализированы знаковые особенности системы цвета символических наименований, эмблем, реклам крупных компаний.

Ключевые слова

цвет, психология цвета, цветовая теория, цветовлияние, цветовосприятие, цветовая схема, символика цвета, брендинг, логотипы, эмблемы, реклама.

С. 55-60

    

 Педагогические науки 13.00.00 

 

Модернизация образования
открыть

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И РЕЙТИНГОВАНИЕ В РАМКАХ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Белоусов К. Ю.

Аннотация

В статье дается характеристика многообразия измерительных процедур, реализуемых в рамках единой системы оценки качества образования в РФ. Рассматривается проблема настороженного восприятия педагогами ряда школ Санкт-Петербурга оценочных процедур как инструментов контроля за деятельность учителя. Делается акцент на необходимости изменения отношения педагогического сообщества к измерительным процедурам, реализуемым в рамках системы оценки качества. Применительно к рейтингованию предлагается проведение широкой общественной дискуссии с целью выработки единых подходов и критериев для подготовки рейтингов школ как в стране в целом, так и в регионах в частности.

Ключевые слова:

измерительные процедуры в образовании, рейтингование, система оценки качества, школы, педагоги.

С. 61-71

     

открыть

ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шлёкова И. Ю., Кныш А. И., Корчевская Ю. В.

Аннотация. 

В статье представлен педагогический проект и результаты его реализации. Предложен план практических занятий на базе патентного сектора областной научной библиотеки. Показана высокая эффективность проведения подобных занятий при подготовке инженеров.

Ключевые слова:

патентный поиск, педагогическое проектирование, патент, интеллектуальная собственность, подготовка инженеров, изобретение.

С. 72-79

 

открыть

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Мальцева Е. Ю.

Аннотация. 

В условиях социально-экономических изменений современное общество сталкивается с множеством нерешенных вопросов, одним из которых является гуманизация гражданской и социальной жизни общества. Процесс гуманизации прослеживается во всех сферах жизнедеятельности общества, в частности в образовательной сфере. Тенденция развития сферы образования последних лет заключается в создании комфортных условий обучения для всех представителей общества, вне зависимости от национальности, расовых и половых признаков людей, их социального статуса, а также проблем со здоровьем. Это приводит к появлению новой модели обучения – инклюзивного образования, которое направлено на интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс. Автор статьи рассматривает вопрос инклюзивного образования, период его развития за рубежом и в России, основные принципы, на которых основывается инклюзивное образование и которые должны быть соблюдены в процессе обучения людей с ОВЗ. Были проанализированы этапы развития инклюзивного образования в западных странах (европейские страны, США, Япония) и в России. Из проведенного исторического анализа развития обучения, основанного на принципах инклюзии, следует вывод, что в западном мире эта работа ведется на протяжении долгого времени и имеет успешные результаты внедрения и реализации, а в отечественной практике наблюдается начальный процесс реализации инклюзивного подхода к обучению людей с ОВЗ.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, принципы, люди с ограниченными возможностями здоровья, интегрированное обучение, гуманизация.

С. 80-88

 

Теория образования

 

открыть

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКУ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА США: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕРМИНАНТ

Данилова М. В.

Аннотация. 

В статье анализируется динамика миграционных процессов в США. Использованы ресурсы Института миграционной политики (MPI), данные Обследования американского сообщества (ACS). Представлена ситуация в этническом, возрастном, образовательном аспектах. Рассматриваются вопросы нелегальной иммиграции, факта прибытия детей в страну без сопровождения. Акцентируется внимание на образовательных проблемах, связанных с интенсивностью нагрузки на государственные школы, переполненностью классов, ограниченным уровнем владения английским языком учащихся из среды иммигрантов.

Ключевые слова:

иммиграция, бедность, ограниченный уровень владения английским языком, академическая успеваемость.

С. 89-96

      

История образования и педагогики

 

открыть

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Константинова Н. Д.

Аннотация. 

Данная статья основана на кратком сравнительном анализе роли РПЦ в начальном образовании России второй половины XIX столетия и XXI в., содержит сведения о состоянии вопроса о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в курс 4-го класса начальной школы, а также характеризует исторические основания, ставшие ключевыми по отношению к модулю «Основы православной культуры».

Ключевые слова:

Основы религиозных культур и светской этики, начальное образование, Русская православная церковь, церковно-приходская школа, К. П. Победоносцев.

С. 97-105

 

открыть

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПЕДАГОГИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Богуславский М. В. и др.

Аннотация.  

В данной статье рассматривается проблема исследования и трактовки процесса развития отечественной педагогической науки и образования первой половины ХХ в. На основе проведенного исследования выявлено, что в советской педагогике в 1920–1940-е гг. развивались, главным образом, социально-педагогическое и когнитивное направления, а в эмигрантской педагогике – культурно-антропологическое, от которого отделилось христианско-антропологическое течение, а также православно-педагогическое, индивидуально-гуманистическое и когнитивное направления. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на социально-политические катаклизмы глобального масштаба первой половины ХХ в., процесс развития всех основных направлений отечественной педагогической науки в 1920–1940-е гг. носил непрерывный характер.

Ключевые слова:

история педагогики, история образования, первая половина XX в., советская школа.

С. 106-116

 

открыть

АМЕРИКАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЖОНА ДЬЮИ И ЕГО НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ

Рогачева Е. Ю.

Аннотация.  

Статья посвящена американскому ученому, философу и педагогу Джону Дьюи (1859–1952), 160 лет со дня рождения которого празднуется в 2019 г. Особое внимание уделено профессиональной и научной деятельности Дьюи в Мичиганском, Чикагском и Колумбийском университетах.

Ключевые слова:

профессиональное развитие Джона Дьюи, научное мировоззрение, Мичиганский университет, чикагский и колумбийский периоды.

С. 117-127

Новые исследования в образовании
открыть

ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПО УСИЛЕНИЮ ПРАКТИКО-
ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЧАСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

Алтухова С. О.

Аннотация.  

В статье рассматривается вопрос создания и функционирования базовой кафедры педагогического вуза, особенности ее взаимодействия с образовательными учреждениями-партнерами, развития образовательного процесса и привлечения специалистов, обладающих практическим опытом по направлению профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, базовая кафедра, практикоориентированность, педагогическая практика.

С. 128-135

 

открыть

ПОНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»:
мнения авторов образовательных стандартов педагогического образования и ученых

Стройкина Л. В.

Аннотация

В статье рассматривается понятие «организационно-управленческие задачи профессиональной деятельности» в двух аспектах: с точки зрения разработчиков ФГОСВО по педагогическому образованию и с позиции ученых, занимающихся проблемами педагогического менеджмента. Анализ научных высказываний показал неоднозначность трактовок понятия. В данной работе предлагается рассматривать организационно-управленческие задачи, основываясь на характеристике общетрудовых функций, описанных в профессиональном стандарте «Педагог».

Ключевые слова:

организационно-управленческие задачи, организационно-управленческая деятельность, профессиональный стандарт, общетрудовые функции.

С. 136-144

 

открыть

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новиков Д. С.

Аннотация

В статье рассматриваются требования, которые предъявляет модернизация российского образования к подготовке бакалавров в педагогических вузах в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Автор полагает, что данную подготовку следует фокусировать не столько на процессуальном и технологическом элементах здравотворчества, сколько на освоении его идеала. Именно этот идеал придает смысл здравотворческой деятельности, ориентирует личность на использование здоровья в качестве природной основы самореализации, осуществления избранной жизненной стратегии.

Ключевые слова:

бакалавр педагогического образования, модернизация образования, здравотворчество, идеал здравотворчества, готовность к здравотворчеству, субъект постиндустриальной модернизации.

С. 145-155

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ У СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ В ВУЗЕ

Демина С. С.

Аннотация

Формирование у студентов способности ведения дискуссии связано с определенными трудностями. Автор отмечает постепенный характер этого процесса. Регулярное использование этого метода обучения (от его простых форм к более сложным) на практических занятиях позволит эффективно формировать у студентов способность ведения дискуссии.

Ключевые слова:

преподавание в высшей школе, преподавание истории, методы преподавания, способность ведения дискуссии, групповая дискуссия, аргументация.

С. 156-161

 

открыть

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ

Булгаков В. В., Самойлов Д. Б., Маслов А. В.

Аннотация

Мониторинг качества подготовки выпускников является актуальной задачей для образовательных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России. С целью выявления проблем в подготовке разработаны анкеты для оценки выпускников руководителями практических подразделений Государственной противопожарной службы, в которые распределяются молодые специалисты для выполнения функций в области государственного пожарного надзора, расследования и экспертизы пожаров и пожаротушения. Результаты анкетирования руководителей практических подразделений, представленные в статье, отражают уровень сформированности профессиональных компетенций и деловых качеств выпускников, анализ которых способствует разработке мероприятий в области организации образовательного процесса и его методического обеспечения, направленных на повышение качества подготовки в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России.

Ключевые слова:

мониторинг, анкета, профессиональные компетенции, деловые качества, курсанты, государственная противопожарная служба.

С. 162-174

 

открыть

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЫВШИХ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ
ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И.

Аннотация

В статье раскрываются и анализируются основные пути социального сопровождения бывших заключенных в условиях постпенитенциарной системы. Рассматривается сам процесс социализации указанной категории, в основе которого лежит нравственная культура, система социальных отношений и трудовой деятельности. В работе описывается значение труда и коллектива в переосмыслении жизненной позиции и мировоззрения.

Ключевые слова:

постпенитенциарная система, социальное сопровождение, трудовая деятельность, трудовые отношения.

С. 175-179

  

Инновационные  технологии в образовании
открыть

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В АДАПТИВНОМ СЕТЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Бояринов Д. А.

Аннотация

В статье рассматривается роль социальных медиа в адаптивном сетевом образовательном пространстве. Рассматриваются современные отечественные и зарубежные подходы к определению понятия «социальные медиа» и описанию их роли в учебном процессе. Делаются конструктивные выводы, которые должны учитываться при проектировании адаптивного сетевого образовательного пространства и могут быть положены в основу модели использования социальных медиа в адаптивном сетевом образовательном пространстве: целесообразность использования специально созданных сетей, исключительная важность быстрого доступа к информации («в один клик»); использование поиска по полнотекстовому запросу как основного инструмента поиска. Выделяются основные  компоненты социальной сети в рамках адаптивного сетевого образовательного пространства: «группы», «блог» и «моя страница». Анализируются факторы, определяющие эффективность этих компонентов как инструментов организации работы обучающихся. Отмечается существенная роль средств мотивации и обеспечения обратной связи. В качестве таких средств предлагается создание особых групп. Выделяется минимально необходимый набор элементов таких групп: заголовок; основное текстовое поле; набор дискуссионных форумов; стена комментариев. Предлагается модель использования социальных медиа в адаптивном сетевом образовательном пространстве, способствующая реализации свойства интермодальности. Подчеркивается, что индивидуализация учебного пространства даст обучающимся возможность творческого самовыражения в учебной деятельности. Делается вывод о том, что социальные сети по своей природе естественно и эффективно отражают контуры существующих социальных взаимосвязей, что принципиально важно с точки зрения придания проектируемому образовательному пространству ключевого свойства – адаптивности.

Ключевые слова:

адаптивное сетевое образовательное пространство, социальные медиа, социальные сети, социальное программное обеспечение, интермодальность.

С. 180-187

  

открыть

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Яхтанигова Ж. М.

Аннотация

Практико-ориентированное обучение имеет своей главной целью подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности с учетом современных требований к качеству образования, формирование у будущих выпускников не только профессиональных, но также личностных качеств. В решении поставленных задач особое место принадлежит электронным образовательным ресурсам. Их востребованность, прежде всего, связана с недостаточным обеспечением учебного процесса интерактивными материалами, особенно всех видов практики. Для решения данного вопроса на кафедре практического и проектного обучения Белгородского ГАУ были разработаны компьютерные программы, выполняющие функции электронных образовательных ресурсов практико-ориентированного обучения. Рассматриваемые ЭОР способствуют широкому применению проектного метода обучения, а также метода развивающей кооперации. Разработанные электронные ресурсы решают задачи самоконтроля обучающимися своего теоретического обучения, обеспечивают информацией о состоянии АПК региона с возможностью самостоятельного выбора предприятия для прохождения практического обучения и другие вопросы.

Ключевые слова:

практико-ориентированное обучение, электронный образовательный ресурс, высшее образование, среднее профессиональное образование, компетенция, университет, квалификация, специалист, производство, научные исследования.

С. 188-197

 

открыть

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Лялюк А. В.

Аннотация

Статья посвящена разработке первичных математических моделей и диагностике факторов риска образовательной среды. Функционирование образовательной среды – это многофакторный процесс, результаты которого многоаспектны. Факторы и результаты деятельности образовательной среды должны характеризоваться неким численным значением, без которого невозможно осуществлять управление рисками. Обосновано, что в моделировании и диагностике рисков образовательной среды должны применяться математические методы: методы теории множеств и отношений, методы линейной алгебры и методы теории пределов. Приведены различные формулы оценки рискогенности (опасности) участников социально-педагогического взаимодействия и педагогического коллектива, позволяющие создать основу для выявления потенциальных и реальных источников рисков образовательной среды, прогнозировать пути их преодоления.

Ключевые слова:

риск, опасность, образовательная среда, прогноз, матрица, математические методы, моделирование.

С. 198-204

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН, СВЯЗАННЫХ С ИЗУЧЕНИЕМ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Балабейкина О. А.

Аннотация

В данной статье отражены нестандартные подходы к изучению дисциплин, связанных с изучением конфессионального пространства – российского и зарубежного. Предлагается использовать литературные произведения и художественные фильмы для закрепления базовых понятий курса и расширения информации по ключевым дидактическим единицам. Также приводятся примеры организационных форм практических занятий, направленных на практическое применение знаний, полученных в ходе лекций. Цель применения описываемых методов – развитие у студентов творческого мышления, способности делать самостоятельные выводы, касающиеся конфессиональных процессов. Методы иллюстрируются примерами семинарских занятий, проводимых в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. К основным рассматриваемым в статье современным нестандартным методам изучения конфессионального пространства относятся следующие: использование произведений художественной литературы и кинематографии для закрепления базовых понятий учебной дисциплины; разработка и проведение студентами экскурсий на конфессиональную тематику в реальных условиях конфессионального пространства; сравнительный анализ данных анкетирования и интервьирования респондентов – носителей традиционных конфессий изучаемого региона. Упоминается также опыт реализации зарубежной учебной практики по конфессиональной проблематике. Результатом применения данных методов становится высокий интерес к изучаемому предмету, а также к научной и аналитической деятельности в данном направлении.

Ключевые слова:

методика изучения религиозного пространства, понятийный аппарат, организационная форма семинарского занятия, современные методы преподавания, конфессиональное пространство, художественная литература как средство обучения, религиоведческие знания.

С. 205-214

 

открыть

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
(из опыта работы со студентами технических специальностей Московского авиационного института)

Коротаева И. Э., Чуксина О. В.

Аннотация

В статье обобщается опыт использования разработанных на кафедре иностранного языка для аэрокосмических специальностей Московского авиационного института (национального исследовательского университета) профессионально-направленных учебных пособий. Обосновывается выбор научно-популярных технических текстов аэрокосмической тематики для изучения на занятиях английского языка при подготовке бакалавров, специалистов и магистров. Перечисляются типы аэрокосмических терминов, которые изучают студенты, и приводятся примеры упражнений для формирования языковых навыков. Анализируются трудности обучения устной речи студентов технических вузов и раскрывается содержание учебного пособия по изучению английской грамматики в авиационном контексте.

Ключевые слова:

лексическое учебное пособие, грамматическое учебное пособие, профессионально-направленное обучение иностранному языку, иностранный язык для аэрокосмических специальностей, авиационные термины.

С. 215-224

 

Слово молодым ученым
открыть

КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

Градов М. В.

Аннотация

В статье рассматривается один из новых подходов, который осуществляется при получении образования в современной школе. Этот подход позволяет нивелировать границы между учебными дисциплинами и формировать у школьников компетенции, необходимые для целостного восприятия окружающего мира. В статье приводится примерная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности, разработанная на основе конвергентного подхода. Эта программа позволяет оказывать обучающимся существенную помощь в их предпрофессиональной подготовке в рамках предпрофильного и профильного обучения, а также и раскрывать таланты школьников в абсолютно различных, но очень интересных и современных направлениях образовательной деятельности. Предложенные методы предназначены заместителям директора по учебно-воспитательной работе и содержанию образования, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, организаторам дополнительного образования в школе.

Ключевые слова:

беспилотные летательные аппараты, дополнительное образование, конвергенция, конвергентный подход, образование, проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, техническая направленность.

С. 225-234

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»
(на примере гражданско-правовых обязательств)

Саяпин С. П., Серегина Т. С.

Аннотация

В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования современных методов (деловая игра, мозговой штурм, групповая дискуссия, ситуационный анализ и др.) при обучении студентов основам гражданско-правовых обязательств. Исследуется возможность применения в России концепции “Work based learning” к договорным обязательствам. Предлагается внедрить в учебный процесс по дисциплине «Гражданское право» профориентационный метод «Альянс: вуз и работодатель». Делается вывод о том, что с целью достижения максимального образовательного эффекта ввиду вовлечения всех студентов группы в процесс обучения необходимо совмещать и чередовать современные методы обучения в зависимости от успеваемости студентов, действуя в рамках образовательной программы по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

Ключевые слова:

высшее образование, юридическая педагогика, процесс обучения, студенты, гражданское право, обязательственное право.

С. 235-245