Аннотация. В статье рассматриваются проблема понимания априорного (до-опытного) и апостериорного (эмпирического) знания, их соотношения и их роли в познавательном процессе, которая имеет в философии познания глубокие корни: противоположные подходы к пониманию природы знания обнаруживаются в философии Древней Греции (Платон и Аристотель) и находят свое продолжение в философии Нового времени (рационализм Р. Декарта и Г. Лейбница и эмпиризм Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка). Отмечается роль И. Канта в решении этой проблемы, понимание которым априорного как синтетического a priori вместе с предложенным им «набором» так называемых «априорных форм» чувственности и рассудка в дальнейшем утвердилось в философии познания. Показывается, что неокантианцы Марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, и др.), во многом разделявшие идею И. Канта о том, что «опыт дан в математике и чистом естествознании» оказали определенное влияние на Э. Гуссерля при разработке им априористской концепции познания в своей феноменологии. Отдельное внимание в работе уделяется трактовке априорного в работах В.Я. Перминова, связывающего исходные идеализации математики с необходимой деятельностной (практической) ориентацией мышления. В работе выявляются определенные слабости априоризма в математическом познании (выбор Кантом для математики всего лишь двух из всех его априорных форм чувственности и рассудка; ограничение математического знания лишь арифметикой и евклидовой геометрией; и др.). Утверждается, что они способствовали возникновению в философии математики «неоэмпиризма», который в определенной мере сходен с «умеренным эмпиризмом» – одной из версий эмпиризма, существующей в современной эпистемологии наряду с другой его версией – «крайним» или «радикальным» эмпиризмом и такими же версиями априоризма. В связи с этим высказывается предположение о том, что «жесткое» противопоставление априорного и эмпирического в философии и науке (в частности, в логике и математике), вряд ли соответствует действительному их соотношению в реальном познании. Многие фундаментальные научные понятия (в частности, понятия математики и логики), кажущиеся внеопытными, чисто априорными, на самом деле возникают как представления и формируются как понятия в процессе практической деятельности, в процессе социализации личности. Это подтверждается работами сторонников концепции физиологического и нейрофизиологического истолкования математики, исследованиями в области когнитивной психологии, этноматематики и социокультурной философии математики.
|
Ключевые слова:
априоризм, априорное, апостериорное, математика, неокантианцы, эмпиризм, эпистемология.
|