ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 5-2014
Содержание
|
Ментальные противоречия модернизации отечественного образования
|
Дорохова Т.С. |
|
В статье рассматриваются наиболее глубокие (ментальные) противоречия российской модернизации образования. Данные противоречия представлены на уровне национального менталитета, ментальных особенностей российского образования и ментальности педагогов. Одним из факторов, определяющих специфику российских модернизаций, является их дуальность. В статье модернизации образования рассматриваются как парные: догоняющие и защитные (возвратные). Это относится и к модернизации образования 1980–1990-х гг., и к модернизационным процессам, начавшимся в 2012 г. |
Ключевые слова: модернизация, модернизация образования, менталитет, ментальность, национальный характер, менталитет образования, ментальность педагога.
|
С. 5–12
|
|
Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная оценка прогресса в образовании в США |
Вальдман И.А. |
|
В статье на примере американской программы национальной оценки прогресса в образовании NAEP рассматриваются цели национального мониторинга, группы пользователей результатов мониторинга, стратегия распространения информации, формы информирования, информационные продукты и их характеристики. |
Ключевые слова: мониторинг учебных достижений, национальная оценка, оценка качества образования, тестирование, уровни достижений, учебные достижения, представление результатов оценки, стратегия распространения информации |
С. 13–34
|
|
Развитие системы высшего образования Германии |
Неборский Е.В. |
|
В статье раскрывается история развития системы высшего образования в Германии, прослеживаются основные этапы развития системы высшего образования от начала становления до наших дней. |
Ключевые слова: система высшего образования Германии, университеты, история образования, реформа Гумбольдта, Болонский процесс
|
С. 35–39
|
ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
|
Cемья и школа: партнерство или противостояние? |
Дементьева И.Ф. |
|
Российские реформы последних десятилетий изменили характер отношений семьи и школы как двух равнозначных институтов воспитания. Парадигма изменений прослеживается в результатах социологического исследования, проведенного с участием автора. |
Ключевые слова: семейное воспитание, педагогическая поддержка, воспитательные роли, воспитательная компетентность. |
С. 40–48 |
|
Основы проектирования воспитательного потенциала школьного социально-гуманитарного образования |
Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. |
|
В статье рассматриваются основные идеи, цели и перспективные направления проектирования воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, раскрывается актуальность ценностно и воспитательно ориентированного школьного образования. Вопросы реализации школьного социально-гуманитарного образования проанализированы в контексте приоритетов государственной образовательной политики. Обосновано выделение трех ключевых этапов генезиса государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи в постсоветской России, показаны возможности и риски реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, способы минимизации этих рисков. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы, реализуемой Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования (тема 13. Методология реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования в современном социуме). |
Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал, социально-гуманитарное образование, гражданственность, межпредметные связи, внеучебная работа. |
С. 49–65
|
|
Идеи индивидуализации обучения Торстена Хюсена |
Аксенова Е.А. |
|
В статье рассматривается педагогическая деятельность Торстена Хюсена, крупного ученого, исследователя международных проблем образования, преподавателя Стокгольмского университета, родоначальника идеи «возобновляемого образования». Характеризуются его идеи индивидуализации обучения, стимулирования ученика к самостоятельности, активности в процессе обучения. |
Ключевые слова: Т. Хюсен, индивидуализация обучения, самостоятельность, активность, творчество в процессе обучения, методы стимулирования к учебе, внешняя и внутренняя мотивация к учению. |
С. 66–73
|
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
|
|
Правовые проблемы воспроизведения авторских текстов в учебной литературе |
Данилина Е.А.
|
|
В статье изложено современное состояние науки об авторском праве в отношении свободного воспроизведения авторских произведений в учебных целях. Дан обзор изменений по этой теме, вносимых законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ, проведено краткое сравнение с опытом некоторых зарубежных стран. |
Ключевые слова: право, авторское право, воспроизведение авторского текста в учебных целях. |
С. 74–79 |
|
Перспективы развития экономической составляющей предмета «окружающий мир» в начальной школе |
Корнеева О.С. |
|
В работе представлены результаты исследования современного состояния и перспектив развития экономической составляющей естественно-научных дисциплин в начальной школе. Проанализирована экономическая составляющая предмета «Окружающий мир» как основного источника естественно-научных и обществоведческих знаний в начальной школе. Определены перспективы формирования экономической составляющей на основе аксиологического подхода: формирование содержания экономического образования в свете современных тенденций становления инновационной экономики, интеграция экономических и экологических знаний, формирование представлений о взаимообусловленности деятельности человека и изменений в природе, усиление аксиологического аспекта экономического образования, ознакомление с российским культурно-историческим опытом хозяйствования. |
Ключевые слова: экономическое образование, начальная школа, «Окружающий мир». |
С. 80–94 |
|
Воспитательные потенциал освоения российского культурного опыта хозяйственной деятельности в школьном экономическом образовании
|
Романова М.Ю. |
|
В статье раскрывается роль экономического образования сохранения и передачи культурного опыта осуществления экономических отношений с учётом российской национальной культурной парадигмы. |
Ключевые слова: воспитание, гуманизация, культура, культуросообразное содержание, национальная экономика, экономическое образование, хозяйственная деятельность, экономический кризис. |
С. 95–104 |
|
Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом (компаративистское исследование)
|
Шевелева Д.Е. |
|
В статье раскрываются социальные предпосылки и правовые основы инклюзивного образования, описаны организационные формы, обеспечивающие интеграцию в массовую школу детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Проведен сравнительный анализ подходов к обучению и сопровождению учащихся в условиях инклюзии в России и за рубежом. |
Ключевые слова:инклюзивное образование, дети с ОВЗ, принцип нормализации, формы обучения, индивидуализация обучения, программы обучения, индивидуальные планы, сопровождение, взаимодействие учащихся. |
С. 105–115 |
|
Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп |
Норкулова Н.Т. |
|
В работе представлены данные по изучению и измерению мотива аффилиации среди молодёжных групп, а также влияние его развития на социализацию учащихся в условиях образовательного процесса высшей школы. Обоснована необходимость развивать данную мотивацию как один из факторов формирования морального облика, духовных ценностей в целом. |
Ключевые слова: мотив аффилиации, стремление к принятию, страх отвержения, коммуникативная компетентность, моральный облик, социальные ценности. |
С. 116–127
|
|
Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях интегрированного обучения |
Григорьева М.Ю. |
|
В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения. Рассматривается роль школьного психолога в проектировании и организации психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых. Формулируются основные направления психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога. Рассмотрены основные условия эффективности программ психолого-педагогического сопровождения. |
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, подростки, психолог, педагог, родители, адаптация, интегрированное обучение, комплексный подход, психологические условия, компетентность. |
С. 128–137 |
|
Инновационные методики преподавания химии в рамках компетентностного подхода |
Гулай О.И. |
|
В статье анализируются результаты применения компетентностного подхода в системе высшего образования. Рассмотрена роль химии как дисциплины фундаментальной подготовки в формировании ключевых и профессиональных компетентностей будущих инженеров-строителей. Приведены примеры применения интерактивных методик преподавания в рамках лекций, лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов. |
Ключевые слова: ключевые компетенции, профессиональная компетентность, интерактивные методики, химия. |
С. 138–151 |
|
Школьная библиотека в системе современного образования |
Фатеева Р.И. |
|
В статье раскрываются процессы реформирования школьных библиотек в России в соответствии с требованиями ФГОС, направленными на информатизацию образования. Характеризуется должность педагога-библиотекаря, которая предполагает появление новых направлений деятельности и влечет изменения в содержании работы библиотеки. |
Ключевые слова: школьная библиотека, педагог-библиотекарь, информационные ресурсы. |
С. 152–159 |
|
Детская библиотека и образование: грани взаимодействия |
Куликова Е.В. |
|
В статье рассмотрены цели взаимодействия учреждений образования и культуры, а также особенности детских библиотек, которые позволяют наладить наиболее эффективную работу по просвещению подрастающего поколения. |
Ключевые слова: детская библиотека, образование, просвещение.
|
С. 160–164 |
|
Форум по непрерывному образованию в Астане |
Ломакина Т.Ю. |
|
10–11 октября 2014 г. в г. Астане (Республика Казахстан) в многофункциональном зале «SILKWAY» прошел второй этап XII Международной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития». Внастоящейстатьеданобзорэтогомероприятия. |
С. 165–169 |
|
Феномен Тарковского в культуре ХХI в. |
Ланин Б.А. |
|
В статье представлены различные подходы к творчеству Андрея Тарковского. В ХХI в. значимость его кинематографических открытий становится всё более очевидной. Совместная деятельность с Тарковским по-разному повлияла на жизнь работавших с ним кинематографистов. В работе рассматриваются разные аспекты культурного наследия Тарковского. |
Ключевые слова: кинематограф, жанр, кадр, антиутопия, актер, Тарковский. |
С. 170–176 |
В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ |
|
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4(19) 2014 |
С. 177
|