Аннотация.
В статье раскрываются теоретические основы изучения Я-концепции и образа Я в психологической литературе, а также подчеркивается, что склонность к самоанализу, потребность обобщать и систематизировать знания о себе, соотносить свой образ Я с идеалом, самовоспитание, самоуважение являются важнейшими характеристиками, необходимые для становления будущего специалиста. В статье анализируются работы зарубежных и отечественных психологов, таких как Р. Бернс, У. Джеймс, В. С. Агапов, в которых даны различные подходы к проблеме Я-концепции и ее структурных составляющих. Авторами исследованы представления о себе и идеальном образе православного теолога у студентов, обучающихся по направлению «Православная теология». Отмечается, что исследований, касающихся личностных особенностей студентов-теологов, очень мало, изучение представления о себе и идеальном образе будущего теолога не только имеет теоретический интерес, но и связывается с повышением эффективности решения задач по формированию специалистов. В работе приведены результаты эмпирического исследования студентов-теологов младших и старших курсов по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири. Полученные результаты показывают, что эффективность профессионального обучения и профессионального становления будущего теолога зависит от того, какой смысл, значение, важность имеет для личности профессия, как будущий специалист сопоставляет себя с ней. Обобщенные результаты сравнительно-сопоставительного анализа формирования представления о себе и идеальном образе в среде студентов-теологов отражают развитие субъективности, критического отношения к себе, желание самосовершенствования.
|
Ключевые слова:
образ Я, Я-концепция, Я-реальное, Я-идеальное, самоотношение, студенты-теологи, подготовка теологов, профессионализм личности.
|