2011, номер 6

Содержание номера

 

 

 

открыть Вступительное слово на общем собрании РАО 19 декабря 2011 года
 
Никандров Н.Д.   
Nikandrov N.D.   
 
C. 5-7
 

 

открыть Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума
 
Фельдштейн Д.И.   
Feldshtein D.I.   
В докладе целостно и системно рассмотрена ситуация, сложившаяся в современной российской психологической и педагогической науках. Дана характеристика социокультурных факторов, влияющих на развитие психологических и педагогических знаний в современных условиях. Определены стратегические направления развития пси-хологической и педагогической наук.
C. 8-22
 

 

открыть Учёный. Поэт. Просветитель. Человек. К 300-летию М.В. Ломоносова
 
Костомаров В.Г.   
Kostomarov V.G.   
В докладе дана целостная характеристика особенностей поэтического наследия М.В. Ломоносова, его вклада в развитие русского языка. В образно-эмоциональной форме представлен жизненный путь русского гения. Охарактеризованы его педагогические взгляды и деятельность по развитию российского образования.
C. 23-29
 

 

открыть Субъекты российского образования в социально-правовом пространстве
 
Усанов В.Е.   
Usanov V.Ye.    
В статье представлен анализ некоторых субъектов системы современного российского образования в социально-правовом пространстве. Дана типология данных субъектов, их краткая характеристика и характер отношений между ними. Показано, что в субъектном плане социально-правовое пространство образования современной России является неоднородным, фрагментарным, дискретным, неравномерным, конфликтным, в ряде измерений сужающимся и поглощающимся социально-правовыми пространствами, сгенерированными другими историческими субъектами (цивилизациями, государствами, социальными группами и т.д.).
C. 30-34
 

 

открыть Новое понимание метода проектов в образовании
 
Лазарев В.С.   
Lazarev V.S.   
В статье обсуждается проблема эффективного включения учащихся в проектную деятельность. Обосновывается необходимость и возможность, опираясь на достижения педагогики, психологии и проектирования по-новому осмыслить назначение метода проектов и строить его применение на современной теоретической базе.
C. 35-43
 

 

открыть Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя
 
Малофеев Н.Н.   
Malofeev N.N.   
В публицистичной форме рассматриваются проблемы модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемой в Российской Федерации. Рассматриваются модели инклюзивного образования в различных зарубежных странах.
C. 44-54
 

 

открыть Вклад М.В. Ломоносова в социокультурную модернизацию российского образования (к 300-летию со дня рождения)
 
Богуславский М.В.   
Boguslavsky M.V.   
Характеризуются итоги изучения педагогических идей и деятельности М.В. Ломоносова в отечественной историографии; дается периодизация процесса формирования педагогических взглядов М.В. Ломоносова и его научно-педагогической деятельности; представлена программа социокультурной модернизации российского образования М.В. Ломоносова.
C. 55-69
 

 

открыть Формирование национальной идеи в русской педагогической мысли
 
Хабеев Т.Н.   
Khabeev T. N.   
В статье рассматриваются основные направления становления и развития национальной идеи в отечественной педагогике Нового времени, анализируются исторические пути педагогической мысли, исследуются научные школы и их основные концепции.
C. 70-73
 

 

открыть Феномен одаренности в сознании учителей советской провинции (начало 50-х годов XX века) (Окончание)
 
Двойнин А.М.   
Dvoinin A.M.   
Статья представляет собой историко-психологическое исследование представлений об одаренности, свойственных учителям советской провинции в начале 50-х годов XX века. На основе анализа исторического документа – текста «Лекций по психологии» – и сопоставления его с современными ему источниками и современной научной литературой осуществлена реконструкция данных представлений. Представления об одаренности учителей советской провинции в начале 50-х годов XX века отражали научные достижения отечественной психологии в сочетании с актуальным содержанием общественного сознания советской России. Публикуемый материал придает занимательные штрихи к картине развития отечественной психологической науки середины прошлого столетия.
C. 74-82
 

 

открыть Формирование содержания образования: современная интерпретация
 
Уман А.И.   
Uman A.I.   
Рассматривается проблема формирования содержания образования; характеризуются традиционная и новая модели формирования содержания; анализируется и обосновывается новая модель, отражающая современную педагогическую реальность.
C. 83-88
 

 

открыть Историческая политика государства, историческая память и содержание школьного курса истории России
 
Вяземский Е.Е.   
Vyazemsky Ye.Ye.   
Характеризуются основные научные и мировоззренческие подходы к трактовке исторических событий. Предлагается концепция исторического образования, построенная на установлении сущности и характера связи между современным политическим процессом и содержанием курса истории. Обосновывается взаимосвязь двух подходов к преподаванию истории: научно-академического и историко-педагогического.
C. 89-97
 

 

открыть Эдуарду Дмитриевичу Днепрову - 75 лет
 
Богуславский М.В.   
Boguslavsky M.V.   
Редким людям выпадает судьба не только описывать историю, но и творить ее. К их числу, по праву, принадлежит академик РАО, доктор педагогических наук Эдуард Дмитриевич Днепров.
C. 98-101
 

 

открыть Александру Михайловичу Новикову - 70 лет
 
Богуславский М.В.   
Boguslavsky M.V.   
2 декабря 2011г. исполнилось 70 лет видному российскому учёному-педагогу Александру Михайловичу Новикову – академику Российской академии образования, доктору педагогических наук, профессору, Заслуженному деятелю науки России, иностранному члену Академии педагогических наук Украины, члену Союза журналистов, лауреату Государственной премии РФ, почетному профессору ряда вузов.
C. 102-103
 

 

открыть Памяти ученого: 90 лет Зое Алексеевне Мальковой
 
Савина А.К.   
Savina A.K.   
19 ноября 2011 года исполнилось бы 90 лет Зое Алексеевне Мальковой, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Российской академии образования.
C. 104-105
 

 

открыть Информационное обеспечение современной педагогической науки в социокультурном аспекте
 
Маркарова Т.С.   
Markarova T.S.   
Современная педагогическая наука занимает особое место, как в системе гуманитарных наук, так и в социокультурной модели общества. Особенно актуальным становится научно-информационное сопровождение системы образования в различных аспектах: терминологическом, программно-технологическом и административно-управленческом. Полифункциональные образовательные информационные системы являются репрезентативным представлением педагогической отрасли в мировом образовательном пространстве.
C. 106-110
 

 

открыть Педагогика цифровых искусств – новое направление развития теории и практики художественного образования
 
Красильников И.М.   
Krasilnikov I.M.   
В статье обсуждаются ключевые проблемы художественного образования, решаемые в рамках педагогики цифровых искусств, раскрывается ее сущность, принципы и технология. Интеграция педагогики искусства и цифровых технологий порождает новое направление образовательной деятельности. Открываются перспективы приобщить к продуктивной художественно-творческой деятельности самые широкие категории учащихся и тем самым обеспечить их творческое и нравственно-эстетическое развитие.
C. 111-123
 

 

открыть Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества
 
Овчинников А.В.   
Ovchinnikov A.V.   
24 октября 2011 года в Институте теории и истории педагогики РАО была проведена Международная научно-теоретическая конференция «Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества». На конференцию было представлено 70 докладов из 13 регионов Российской Федерации, представителей Казахстана, Латвийской республики, Узбекистана, которые опубликованы в двухтомном издании, вышедшем к началу работы конференции. На состоявшихся пленарных заседаниях было заслушано 25 докладов, посвященных актуальным проблемам развития современного образования.
C. 124-129
 

 

открыть Концептуальные основы и тенденции развития непрерывного профессионального образования Российской Федерации и Республики Беларусь
 
Ломакина Т.Ю.   
Lomakina T.Yu.   
25 октября 2011 года в Институте теории и истории педагогики РАО состоялась Международная научная конференция «Концептуальные основы и тенденции развития непрерывного профессионального образования Российской Федерации и Республики Беларусь». В работе конференции приняли участие более 60 человек из Российской Федерации, республик Беларусь и Украина, ФРГ; более 20 участников работали в режиме on-line.
C. 130-132
 

 

открыть Международная научно-теоретическая конференция «Академические Ломоносовские чтения», посвященные 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
 
Игнатьева Т.Б.   
Ignat’eva T.B.   
10 ноября 2011 года в учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» состоялась Международная научно-теоретическая конференция «Академические ломоносовские чтения», посвященные 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. На Чтениях было представлено 58 докладов ученых-педагогов, преподавателей системы высшего и общего образования из 29 регионов Российской Федерации, а также представителей Украины и Белоруссии.
C. 133-141
 

 

открыть В мире педагогических журналов
 
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»    
Magazine «National and foreign pedagogy»   
C этого номера журнала мы начинаем знакомить читателей с содержанием основных педагогических журналов. Представляем вашему вниманию журнал «Отечественная и зарубежная педагогика», издающийся в учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики».
C. 142-145