Скачать номер полностью

 

2014, номер 2

Содержание номера

 

 

открыть Гражданские и мировоззренческие истоки творчества К.Д. Ушинского
 
 Днепров Э.Д.
 Dneprov E.D.
Статья посвящена системной характеристике мировоззрения К.Д. Ушинского.
 С. 5-15
 

 

открыть Путь в педагогику: субъективные предпосылки развития отечественной науки
 
 Булкин А.П. Кукушкина И.Ю.
 Bulkin A.P.  Kukushkina I.Y

 В статье исследуются некоторые аспекты предыстории формирования отечественной педагогики, рассматриваются переломные этапы жизни и деятельности К.Д. Ушинского, анализируются причины, побудившие преподавателя-юриста серьезно заняться педагогикой как наукой и стать основоположником отечественной педагогики.

 С. 16-24
 

 

открыть Ушинский – преподаватель права
 
Данилина Е.А.
Danilina E.A.

В статье изложены взгляды К.Д. Ушинского на проблемы права. Статья подготовлена на основе изучения его лекций, прочитанных в ярославском Демидовском лицее в 1846–1848 гг. Лекции К.Д. Ушинского были впервые опубликованы А.Н. Острогорским и вошли в «Собрание неизданных сочинений К.Д. Ушинского», вышедшее в Санкт-Петербурге в 1908 г. Автор делает вывод о том, что вся концепция педагогической системы К.Д. Ушинского основана прежде всего на его правовых взглядах, на его уверенности в том, что человек должен знать «внутренний организм своего государства и законы, по которым движется государственная жизнь в этом организме».

 С. 25-27
 

 

открыть  Родное слово К.Д. Ушинского
 
 Ветчинова М.Н. 
 Vetchinova M.N.
 В статье анализируются высказывания К.Д. Ушинского о русском языке, о важности изучения родного языка, его образовательном и воспитательном потенциале, о роли русских сказок, пословиц и поговорок при обучении чтению, о необходимости изучения иностранного языка.
 С. 28-31
 

 

открыть  

О роли педагогических идей К.Д. Ушинского в современном образовательном пространстве

 
 Кочерга И.В.
 Kocherga I.V.
 Статья посвящена «антрoпoлoгизации» педагoгики, в частности идеям К.Д. Ушинского. Им была определена роль педагога в образовательном пространстве школы, обоснованы основные факторы становления личности.
 С. 32-35
 

 

открыть  Роль этнического фактора в формировании «народной школы»
 
Берестнева А.В.
Berestneva A.B.
Статья развивает идею, согласно которой каждый народ должен строить свое воспитание и образование, исходя из этнической составляющей. В работе доказывается, что национальная идеология является основой образования, а «народный учитель» выступает носителем и транслятором национальных традиций. 
 С. 36-43
 

 

открыть  Реализация идей К.Д. Ушинского в практике тьюторского сопровождения воспитания и социализации детей
 
 Ткачева А.Н.
 Tkacheva A.N.
В статье анализируются взгляды К.Д. Ушинского, касающиеся проблемы воспитания и использования зарубежного опыта в отечественной педагогике, народности воспитания, взгляды на педагогику как науку о воспитании, формировании Человека, его представление о воспитании как социальном явлении. Раскрываются особенности и направления тьюторского сопровождения воспитания и социализации детей и рассматриваются возможные пути использования наследия великого ученого в организации современного воспитательного пространства и практики тьюторского сопровождения.
 С. 44-52
 

 

открыть  Образование в Европейском Союзе
 
 Савина А.К.
 Savina A.K.

В статье характеризуется деятельность образовательных систем стран Европейского Союза в рамках реализации положений Маастрихтского трактата. Раскрываются основные направления образовательной интеграции, направленной на достижение общей стратегической цели.

 С. 53-64
 

 

открыть

Культурологическая и гуманистическая модели образовательной среды: логика взаимодействия

 
 Коростелева А.А.
 Korosteleva A. A.

В статье рассматриваются вопросы развития современной образовательной парадигмы, призванной стать элементом культуры. 

 С. 67-72
 

 

открыть Использование дидактических троп на местности в школьном обучении
 
Мареш Т. 
Maresz T.

В статье характеризуются «дидактические тропы» – особая форма специально организованных экскурсий для школьников в польских школах.

 С. 73-88
 

 

открыть Латинский алфавит для русских слов
 
Белоозеров В.Н.
Beloozerov V.N.

Статья посвящена проблеме транслитерации русских слов.

 С. 89-95
 

 

открыть Начальное обучение игре на фортепиано на основе моделирования чувства ритма
 
Дедик М.Я.
Dedik M.Y.
 В статье рассмотрен подход к развитию чувства музыкального ритма и обучению игре на фортепиано, основанный на моделировании музыкального ритма в различных сферах моторики обучаемых. Описаны возможности применения этого подхода для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе дополнительного музыкального образования.
 С. 96-111
 

 

открыть Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского
 
Дедик П.Е.  Динерштейн Е.Е.  Цапенко А.М.
Dedik P.E.  Dinerstein E.E. Tsapenko A.M.

В статье дан обзор Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Конференция была организована Научной педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского и журналом «Вестник образования России» при поддержке Министерства образования и науки РФ. Проходило мероприятие 27–28 марта 2014 года в здании ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО.

 С. 112-118
 

 

открыть XI Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффектинвный детский сад ?"
 
Вяземский Е.Е.
Vyazemsky E. E.

В статье дан обзор XI Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?», состоявшейся 19–20 февраля 2014 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

 С. 119-131
 

 

открыть Общедидактические и частнодидактические проблемы современного образования
 
Осмоловская И.М.
 Osmolovskaya I.М.

В статье дан обзор прошедшего совместного круглого стола Института теории и истории педагогики РАО (ИТИП РАО) и Института содержания и методов обучения РАО (ИСМО РАО) «Общедидактические и частнодидактические проблемы современного образования», проходившего 20 марта 2014 года.

 С. 132 142
 

 

открыть Родовая травма "Доктора Живаго"
 
Ланин Б.А.
Lanin B.A.

Рассматриваются новые материалы, касающиеся публикации романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Их появление связано с рассекречиванием ввиду сроков давности 130 документов ЦРУ, принимавшего участие в публикации романа на русском языке и использовавшего сам факт запрета в своих целях. Анализ новой историко-культурной ситуации сопровождается анализом философско-эстетических особенностей романа.

 С. 143-150
 

 

 открыть  В мире педагогических журналов