Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2023

Содержание

 

Философия 5.7

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

  

открыть

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЖДЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

Суханова Н. П.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-11-18

Аннотация. 

Современный образовательный ландшафт, претерпевающий изменения в силу социокультурных причин, способствует развитию проектов, направленных на совершенствование качества мышления. Настоящее исследование обращено к программным установкам университетского курса «Логика и критическое мышление». Показываются методологические обоснования формально-логического подхода к рассмотрению феномена критического мышления. Эксплицируются результаты, полученные в ходе преподавания, действенные в части наращивания критических мыслительных навыков учащихся. Цель статьи состоит в анализе педагогического опыта работы с материалами курса, посвященными проблемным сюжетам в изучении суждения, соотношения суждения и информации. Акцентируется внимание на эволюции понятия «критическое мышление» и сохранении в ходе его трансформации существенных признаков, указывающих на выявление особенностей суждения и сопряженности суждения с разбором информационных данных. Обнаруживаются собственные достижения участников проекта в отношении рефлексивного осмысления сложностей интерпретации суждения, что позволяет зафиксировать их когнитивное подключение к концептуальному аппарату дисциплины. Делается вывод о том, что погружение в тонкости размышлений о суждении имеет фундаментальное значение в прогрессировании критических мыслительных способностей и умелого оперирования информацией, а также существенно обогащает картину представлений учащихся о языке и познании.

Ключевые слова

логика, критическое мышление, обучение, суждение, информация.

С. 11-18

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

  

открыть

УМ, СЕРДЦЕ, РУКА И ЯЗЫК КАК КРИТЕРИИ ОБРАЗОВАННОСТИ:
Т. СТЭНЛИ И Я. А. КОМЕНСКИЙ

Гоглева Е. А.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-19-33

Аннотация. 

Автор статьи обращается к малоизученному сюжету историографии истории философии и раскрывает содержательное сходство в поэзии Томаса Стэнли (первого англоязычного историка философии) и трудах Яна Амоса Коменского. Приводятся авторские переводы стихотворений Стэнли. Выявляются исторические и социальные предпосылки, позволяющие судить о том, что идеи Коменского оказали косвенное влияние на творчество Стэнли. Выдвигается гипотеза о том, что Коменский и Стэнли являются носителями идеи образованности гуманистического типа, стоящей у истоков гуманитарного знания и развивающейся параллельно с нововременным типом учености, заимствующей методы и образцы у математики и естественных наук.

Ключевые слова

Я. А. Коменский, Т. Стэнли, С. Хартлиб, Дж. Холл, пансофия, гуманитарное знание.

С. 19-33

 

открыть

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СИНТЕЗА ЛЮБВИ И СТРАДАНИЯ В РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА

Мочинская К. А.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-34-42

Аннотация. 

В статье интерпретируется метод синтеза, который применяется русским философом С. Л. Франком при построении системы метафизики всеединства. Такой синтез рассматривается относительно конкретных феноменов – любви и страдания. Осуществляется анализ их взаимосвязи через понятие «металогического единства», то есть через всеединство, что и выражает философскую систему мыслителя в целом. В концепции С. Л. Франка выявляется антиномичный характер связи любви и страдания. В онтологическом смысле их синтез представляется в установлении значения каждого из чувств, где любовь трактуется как «единение», а страдание как «разъединение». Подобное противоречие разрешается в этическом аспекте, при котором волевое начало душевной жизни позволяет преодолеть переживание, и тем самым преодолеть всякое «разъединение» или «распад». В сущности, синтез изучаемых явлений реализуется в отношении «я – ты» и усматривается в способности сострадать.

Ключевые слова

С. Л. Франк, синтез, металогическое единство, философия любви, философия страдания, сострадание, метафизика всеединства, русская религиозная философия.

С. 34-42

 

Психология 5.3

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

   

открыть

РЕЛИГИОЗНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ И АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Малафеева М. А., Каравайцева Л. И.,
Титкова А. Д
.                                    
                   
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-43-57

Аннотация. 

В статье проводится теоретический анализ понятий религиозный и этнический экстремизм, а также связи вопросов трансформации идентичности с актуализирующимися проблемами современного мира. Проводится связь между тенденциями экстремистских проявлений в образовательной сфере и молодежной среде, этической и религиозной идентичностями и рисками вовлечения молодежи в экстремистские группы, сообщества. Предлагаются к осмыслению корреляции формирования идентичности в подростковом и юношеском возрасте с рисками роста экстремистских проявлений на этнической и религиозной почве в образовательных организациях Российской Федерации.

Ключевые слова

идентичность, религиозный экстремизм, этнический экстремизм, молодежная среда, современные трансформации.

С. 43-57

  

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

  

открыть

ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ТЕМПОРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Лоленко Е. В                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-58-63

Аннотация. 

В статье рассмотрены теоретические основы проблемы времени с точки зрения разных авторов, вопросы онтологического статуса времени, связь времени и движения, природа времени, его объективность. Охарактеризованы понятия темпоральность, временная направленность, отношение ко времени. Описан метод психологической диагностики субъективного отношения времени у старших подростков. Представлены результаты исследования субъективного отношения ко времени старших подростков Тюменской области.

Ключевые слова

время, темпоральность, объективность, проблемы времени, отношение ко времени.

С. 58-63

 

открыть

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО РЕСУРСА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Митина Л. М., Востокова Ю. И                       DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-64-79

Аннотация. 

Развитие общества требует эффективного использования всех человеческих ресурсов, включая профессиональные. Решение данной задачи предполагает актуализацию рефлексивных ресурсов личностно-профессионального развития специалистов и, прежде всего, это относится к профессии педагога-психолога, от которого в определяющей степени зависит благополучие и развитие творческого потенциала учащихся. Противоречие между необходимостью актуализации рефлексивного ресурса педагога-психолога и недостаточностью средств и технологий его формирования и развития определило цель настоящегоисследования – изучение особенностей профессионального самосознания как ресурса личностно-профессионального развития студентов – педагогов-психологов, разработка и апробация технологии актуализации рефлексивного ресурса в процессе их профессиональной подготовки. Результатыисследования показали, что структурированное профессиональное самосознание связано с личностно-профессиональным развитием студентов. Реализация технологии актуализации рефлексивного ресурса позволяет структурировать профессиональное самосознание и повысить уровень личностно-профессионального развития студентов педагогов-психологов.

Ключевые слова

рефлексивный ресурс, структурированное самосознание, личностно-профессиональное развитие, психологическая технология, лонгитюдный эксперимент, педагог-психолог.

С. 64-79

 

открыть

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ РИСКА БУЛЛИНГА
В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ

Баранов А. А., Кондаурова О. П.,
Хайдаров Р. К. 
                                                 
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-80-92

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию предикторов риска буллинга в школьном коллективе подростков. Актуальность исследования определяется тем, что в современной социальной ситуации в России и за рубежом проблема буллинга становится весьма распространенным явлением, и в рамках профилактических мероприятий крайне важно знать, что может стать предиктором риска возникновения буллинга в коллективе подростков. Эмпирическое исследование выполнено на выборке 61 ученика седьмых классов средней образовательной школы г. Ижевска. В рамках исследования с помощью корреляционного анализа критерия Пирсона и регрессионного анализа доказано, что шкалы риска буллинга связаны с эмоциональным интеллектом, коммуникативными умениями и межличностными отношениями подростков. Проведенное исследование представляет определенный интерес для психологов и педагогов общеобразовательных организаций.

Ключевые слова

буллинг, травля, эмоциональный интеллект, коммуникативные умения, межличностные отношения, подростки.

С. 80-92

  

открыть

НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ

Винокурова А. Х., Платонова З. Н                     DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-93-103

Аннотация. 

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей детей с ожирением для определения уровня их самооценки и тревожности в зависимости от типа родительского отношения в семьях. Предполагается, что уровень самооценки и тревожности детей с ожирением зависит от родительского отношения, так как именно социальное окружение ребенка вносит существенный вклад в формирование его пищевой культуры. При анализе результатов была обнаружена отрицательная сильная связь между самооценкой и тревожностью, то есть низкий уровень самооценки ведет к высокому уровню тревожности в группе детей с ожирением. Зависимости уровней самооценки и тревожности у детей с ожирением от какого-то одного определенного типа родительского отношения не было выявлено.

Ключевые слова

нарушения пищевого поведения, ожирение, младший школьный возраст, самооценка, тревожность, тип родительского отношения.

С. 93-103

 

открыть

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ ГОСПИТАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Обухов А. С., Грошева А. А.,
Умрихина В. В
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-104-115

Аннотация. 

В России активно развивается сеть госпитальных школ в рамках федерального проекта «УчимЗнаем». Профессиональная деятельность госпитального педагога имеет выраженные особенности и специфику, в отличие от педагога «обычных» школ. Откуда, почему и как попадают в госпитальные школы педагоги, какой путь адаптации они проходят – важно понять в ситуации экстенсивного развития системы госпитальных школ. Проведено качественное исследование методом глубинного интервью с госпитальными педагогами, на основе анализа которых была выстроена карта их профессионального пути. Выделены ключевые этапы вхождения и аккультурации педагогов в работу в госпитальных школах.

Ключевые слова

госпитальный педагог, госпитальные школы, проект «УчимЗнаем», профессиональный путь, профессиональный опыт.

С. 104-115

 

открыть

СИНЕРГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОНКОЛОГИЧЕСКОМ СТАЦИОНАРЕ

Зорина Е. С., Долуев И. Ю                       DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-116-129

Аннотация. 

Получение доступного и качественного образования – важные компоненты социальной политики государства, актуализирующие учет индивидуальных потребностей детей, подростков и молодежи и отражающие необходимость индивидуализации образовательных траекторий, развития толерантной принимающей среды, безбарьерного пространства и инклюзии во всех сферах жизни общества. Все это дает новый стимул для развития психологической и педагогической науки, организации междисциплинарных исследований, внедрения комплексного подхода к решению задач с целью экологичного, полноценного включения в образование граждан разных категорий и групп. Одной из таких особых категорий являются дети, находящиеся на длительном лечении в медицинских стационарах с жизнеугрожающими диагнозами. Обеспечение возможности обучаться для них по программам основного и дополнительного образования – важнейшее условие интеллектуального и творческого развития, поддержка психологического благополучия, возможность гармоничной социализации, несмотря на сложную жизненную ситуацию из-за болезни. Процесс этот включает в себя не только возможность обучения в условиях медицинского стационара, но и современное психолого-педагогическое сопровождение юных пациентов. Благодаря междисциплинарному подходу построения обучения детей, находящихся на длительном лечении, возможна интеграция предметных областей, сочетание форм урочной и внеурочной деятельности, отбор, апробация современных педагогических и психологических технологий, а также комплексная психологическая помощь и поддержка ребенка и его семьи. Именно вопросам реализации данного подхода в условиях госпитальной школы будет посвящена наша статья, описывающая успешный опыт создания полноценной образовательной среды флагманской площадки проекта УчимЗнаем в городе Москве.

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение, госпитальная школа, обучение детей, находящихся на длительном лечении, карта индивидуальных образовательных потребностей.

С. 116-129

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ КАК ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЛИЦАМИ С ОВЗ

Гукасова М. П                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-130-138

Аннотация. 

В статье рассматриваются коммуникативные и организаторские способности как важная составляющая в подготовке студентов-волонтеров к взаимодействию с лицами с ОВЗ. Представлены результаты исследования по развитию коммуникативных и организаторских способностей в условиях социально-психологического тренинга.

Ключевые слова

коммуникативные способности, организаторские способности, коммуникативная компетентность, взаимодействие, студенты волонтеры, лица с ограниченными возможностями здоровья, социально-психологический тренинг.

С. 130-138

 

 

Педагогика 5.8

     

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К. Д. УШИНСКОГО КАК ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (К 200-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Яковлев С. В.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-139-145

Аннотация. 

Вниманию читателей представляется материал о деятельности выдающегося русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского в должности главного редактора и активного автора «Журнала Министерства народного просвещения». При подготовке статьи использовались первоисточники – печатные материалы Журнала Министерства народного просвещения, изданного в период с 1860 по 1862 г., а также другие источники.

Ключевые слова:

К. Д. Ушинский, главный редактор, Журнал Министерства народного просвещения, публикации.

С. 139-145

  

открыть

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX В. (ДО 1918 Г.)

Бизяева Н. Д.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-146-153

Аннотация. 

Данное исследование представляет собой краткий обзор изменения роли русской православной церкви в начале XX в. (до 1918 г.), которая заключалась в переходе от догмата Русской православной церкви в системе российского образования к атеизму, принятому в Советской России.

Ключевые слова:

РПЦ, образование, Российская империя, начало XX в., РСФСР.

С. 146-153

    

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Измайлова Л. С.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-154-163

Аннотация.  

В статье анализируются содержательные и правовые аспекты подготовки педагогов начальной школы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Указываются основные проблемы взаимодействия педагогов с детьми, имеющими различные ограничения по здоровью, при поступлении их в начальные классы общеобразовательной школы. Обозначены факторы, препятствующие педагогическому коллективу школы организовать полноценное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются нормативно-правовые основы подготовки педагогов общеобразовательных школ к осуществлению инклюзивного образования. Подчеркивается значимость повышения квалификации педагогов в области коррекционной педагогики и психологии.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, подготовка педагогов, начальная школа, дети с ограниченными возможностями здоровья.

С. 154-163

   

открыть

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Коннова Л. П., Рылов А. А.,
Степанян И. К
.            
                                  
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-164-179

Аннотация.  

Появление цифровой экономики и цифровой образовательной среды вносят изменения в цели и методы образовательного процесса. В статьеописывается трансформация учебников по высшей математике для студентов экономических профилей. Цель исследования заключается в выявлении тенденций и перспектив учебной литературы по математике для экономических специальностей в историческом ракурсе. Для анализа выбраны учебники по линейной алгебре и математическому анализу. Условно выделены три исторических периода: 1957–1991 гг. – советский период; 1992–2015 гг. – постсоветский период (переход на Болонский процесс); 2016 г. – наст. вр. – современный период (внедрение цифровых процессов в экономику и образование).
Проведен комплексный контент-анализ изданий за каждый период; выявлены особенности учебного материала, соотношения теоретического и практического материала отдельно по каждому этапу и в сравнительной диаграмме для всех этапов. Полученные соотношения демонстрируют снижение объема теоретического материала по математике, увеличение количества примеров и уменьшение объема рассматриваемых экономических приложений. При обзоре учебников современного периода выделены направления возможного развития учебной литературы по высшей математике для экономистов, что имеет непосредственное практическую значимость для создания новых учебников, ориентированных на профессиональные приложения, гуманитаризацию образования и цифровые вычисления.

Ключевые слова:

профессиональное экономическое образование, высшая математика для экономистов, учебники по математике для экономистов, обзор учебников по математике, трансформация учебников, современный учебник, практико-ориентированные задачи, цифровые ресурсы, цифровая образовательная среда.

С. 164-179

 

открыть

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
В РАМКАХ КУРСА «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ БИОХИМИИ»

Лейхтер С. Н., Коробицына Е. В.,
Гешавец Н. П. Синицкая Е. Н
.            
     
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-180-189

Аннотация.  

Статья посвящена организации профориентационной деятельности на довузовском этапе образования в Северном государственном медицинском университете (СГМУ). Целью исследования является анализ опыта проведения профориентационного курса «Основы медицинской биохимии» для обучающихся 10-х классов естественнонаучного профиля общеобразовательных школ. Одной из важнейших задач профориентационной работы в медицинском вузе служит повышение познавательного интереса обучающихся к естественнонаучным и медицинским знаниям. Для решения этой задачи был разработан комплекс методического обеспечения, в котором уделено большое внимание организации самостоятельной работы обучающихся на лабораторно-практических занятиях и учебно-исследовательской работы во время проведения учебной летней практики. Ведущая роль отводится формированию практических навыков в ходе выполнения лабораторных работ с использованием современного оборудования, наборов реактивов и химической посуды. В статье представлены примеры различных заданий, таких как заполнение таблиц, решение тестовых заданий и ситуационных задач. Оценку эффективности профориентационной работы проводили по результатам анкетирования обучающихся по завершении курса. Обратная связь свидетельствует об их удовлетворенности профориентационной программой курса, который позволяет пробудить интерес к знаниям естественнонаучного профиля, мотивировать обучающихся на самостоятельный, осознанный и правильный выбор будущей профессии.

Ключевые слова:

довузовская подготовка, лабораторно-практические занятия, медико-биологические дисциплины, профессиональная ориентация, самостоятельная работа, учебная летняя практика, школьники.

С. 180-189

  

открыть

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Леонов С. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-190-201

Аннотация.  

В статье рассмотрен вопрос кадрового дефицита в легкой промышленности. Развитие отрасли и повышение ее конкурентоспособности напрямую зависит от качества подготовки будущих выпускников по образовательным программам, отвечающим текущим и перспективным требованиям рынка труда. Целью статьи является описание ключевых элементов, влияющих на подготовку кадров для легкой промышленности, а также определение роли работодателя в модернизации образовательных программ подготовки специалистов. Ключевую роль в ликвидации кадрового дефицита предприятий выполняют образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов разного уровня в отрасли легкой промышленности. Вместе с тем автор делает вывод о том, что разработка и реализация образовательных программ по опережающей подготовке кадров для легкой промышленности невозможна без активного вовлечения работодателя в процесс проектирования, разработки, подбора материально-технических ресурсов и непосредственно реализации образовательной программы. Автором приводится пример подобной практики в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» и создания образовательно-производственного кластера легкой промышленности. Сформулированы задачи для успешного развития образовательными организациями кадрового потенциала отрасли и подготовки специалистов с учетом требований рынка труда.

Ключевые слова:

подготовка кадров, легкая промышленность, работодатель, рынок труда, образовательная организация, непрерывное образование, многоуровневое образование, отрасль.

С. 190-201

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Багнавец Н. Л., Григорьева М. В.              DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-202-211

Аннотация.  

Готовность выпускников к решению задач в будущей профессиональной деятельности является актуальной задачей современной высшей школы. Данное качество формируется при наличии у обучающихся определенных знаний, умений и опыта практической деятельности. В статье показано применение кейс-технологии на I курсе аграрного вуза в качестве начального этапа формирования у обучающихся готовности к выполнению более сложных исследовательских практико-ориентированных задач в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Сформулированы требования к кейсу практико-ориентированной направленности. Представлена разработанная методика кейса по дисциплине «Аналитическая химия», включающая цели, задания, условия и критерии оценки. Предлагаемый кейс характеризуется тем, что для его выполнения обучающиеся пользуются широким спектром методов: социологического опроса, работы с информационными источниками, химического эксперимента, методов презентации результатов проведенного исследования. Результаты статьи могут быть полезны широкому кругу преподавателей.

Ключевые слова:

кейс-метод, обучение химическим дисциплинам, практико-ориентированный подход, компетентностный подход, методика преподавания химии, командная работа обучающихся.

С. 202-211

 

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Минязова Е. Р.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-212-223

Аннотация.  

В статье рассматриваются возможности использования искусственного интеллекта и чат-ботов на основе нейросетей в педагогической практике, в частности, в процессе обучения иностранным языкам. Подчеркивается значимость использования искусственного интеллекта в рамках персонализированного обучения, в том числе при построении индивидуальных образовательных траекторий, сборе и улучшении аналитики на основе больших данных. Предлагаются варианты применения нейросетей на уроках китайского языка.

Ключевые слова:

искусственный интеллект, нейросети, технология искусственного интеллекта, персонализированное обучение.

С. 212-223

 

открыть

РОЛЬ ОЛИМПИАД ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Яворская С. Д., Горбачева Т. И., Дмитриенко К. В.,
Лебедева Е. И., Ремнёва О. В., Жариков А. Н.
   
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-224-233

Аннотация.  

В статье авторы обращают внимание на возможности реализации, кроме общекультурных и профессиональных компетенций, творческой и воспитательной компоненты образования (надпрофессиональной) в медицинском вузе путем активного внедрения в образовательный процесс высшей школы олимпиадного движения по изучаемым дисциплинам. По мнению авторов, реализация таких компонент в студенческой среде позволит ряду студентов не только более качественно усвоить учебный материал по изучаемой дисциплине, но и правильно определиться с выбором специализации, мотивировать к самосовершенствованию других студентов, а в последующем своих коллег по работе, что в целом будет способствовать повышению их личного инновационного потенциала и вуза в целом. Также в статье представлены данные анонимного анкетирования студентов (n = 78) и преподавателей (n = 41) вуза, вопросы авторской анкеты были направлены на выявление факторов, способствующих популяризации олимпиадного движения, повышения качества высшего профессионального образования в медицинском вузе.

Ключевые слова:

олимпиадное движение, медицинский вуз, акушерство и гинекология; анкетирование преподавателей и студентов.

С. 224-233

 

открыть

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ВЫБОР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Стрельников С. С., Вохминцев А. П., Каткова А. Л.,
Ушакова О. М., Захаров С. Д.
                      
DOI10.31862/2218-8711-2023-6-234-248

Аннотация.  

Актуальность исследования отношения будущих врачей – студентов медицинского вуза к технологии искусственного интеллекта (далее – ИИ) определяется внедрением систем ИИ не только в образовательный процесс, но и в клиническую и диагностическую практику. Подтверждена гипотеза о наличии связи между информационными практиками, отражающими содержание информационной культуры личности, и предпочтением в определении ИИ. Целью является характеристика связи между практиками использования различных источников информации как ключевой составляющей информационной культуры студентов медицинского вуза и пониманием ими ИИ. Представлены результаты анкетирования студентов первого и второго курсов Тюменского государственного медицинского университета (n = 615). Подтвердилось предположение о высокой роли Интернета не только как источника учебной информации, но и как способа преодоления сложных жизненных ситуаций. Также подтвердились предположения относительно отсутствия затруднений в понимании сущности ИИ у тех студентов, которые регулярно изучают специализированную информацию. Было выявлено, что практика регулярного чтения медицинской прессы и профильных статей на иностранных языках связана с более равномерным распределением между четырьмя представленными вариантами понимания ИИ, в то время как чтение только лишь медицинских новостей больше соотносится с предпочтением эволюционного и биологического понимания ИИ.

Ключевые слова:

информационное поведение, информационные практики, информационная культура, искусственный интеллект, профессиональное обучение, студенты-медики, информационная технология.

С. 234-248

 

открыть

ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК 3D-ПРОГРАММИРОВАНИЯ KODU GAME LAB КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Колодезникова А. А., Курилкина В. Н.          DOI10.31862/2218-8711-2023-6-249-262

Аннотация.  

Целью данной статьи является выяснение особенностей развития алгоритмического мышления в 5-м классе общеобразовательной школы на внеурочных занятиях по информатике с помощью программы KODU. В статье разработан план занятий и технологическая карта урока для внеурочных занятий обучения основам программирования и алгоритмического мышления с использованием языка визуального программирования Kodu Game Lab.
Научной новизной исследования является изучение особенностей формирования алгоритмического мышления школьников 5-х классов на внеурочных занятиях по информатике в среде программирования Kodu Game Lab.
В результате проведенных занятий и педагогического эксперимента выявлено, что простота и доступность интерфейса языка визуального программирования KODU позволяют учащимся 5-го класса получать начальные навыки планирования, строить алгоритм программы, структурировать решение задачи, развивать творческие способности, пространственное мышление, позитивные эмоции, которые ученик испытывает после своей собственной игры, повышают мотивацию к овладению более сложными средами и языками программирования.

Ключевые слова:

алгоритмическое мышление, визуальный язык 3D-программирования KODU, универсальные учебные действия, личностные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД, когнитивные способности, умение учиться, мотивация к обучению.

С. 249-262

  

открыть

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (КРЕАТИВНОСТИ) УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Сорокоумова Г. В.                                           DOI10.31862/2218-8711-2023-6-263-271

Аннотация.  

В статье дается определение творческого потенциала (креативности), подчеркивается необходимость ее развития как одного из важных soft-skills в процессе обучения. В статье описываются нетрадиционные активные методы обучения иностранному языку. Среди нетрадиционных активных методов обучения выделяют когнитивные технологии обучения. Большой интерес вызывают альтернативные образовательные технологии, которые не только помогают освоить учебный материал, но и развивают когнитивные способности и креативность – творческий потенциал ребят. Содержание учебных курсов по иностранным языкам позволяет преподавателю использовать все многообразие методов обучения и сделать процесс познания не только содержательным, но и интересным, увлекательным, эмоциональным и захватывающим. В статье описывается исследование с целью определения эффективности альтернативных образовательных технологий в развитии социальной креативности на уроке английского языка.

Ключевые слова:

творческий потенциал, креативность, нетрадиционные активные методы обучения, когнитивные технологии, альтернативные образовательные технологии, уроки иностранного языка.

С. 263-271

  

открыть

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
В ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Су Цинси.                                           DOI10.31862/2218-8711-2023-6-272-284

Аннотация.  

Сегодня интенсивно развивается сотрудничество между РФ и КНР в области спорта и физической культуры. Овладение спортивным языком одинаково необходимо для будущих переводчиков, педагогов по РКИ, спортсменов, тренеров и арбитров, врачей и специалистов в области спортивной медицины, спортивных журналистов и др. Мы выявили некоторые объективные и субъективные затруднения в обучении китайских студентов спортивной терминологии в условиях дистанционного обучения, которое из-за сложной и непредсказуемой международной обстановки выбрано многими вузами как альтернативный формат обучения. Предложены целесообразные пути преодоления данных трудностей: на основе повышения мотивации к обучению и активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по РКИ; учета специфики национального характера и этнопсихологических особенностей студентов; совершенствования цифровых компетенций у научно-педагогического состава, обеспечения непрерывной поддержки учебного портала вуза; развития у китайских студентов самоконтроля; составления двуязычных русско-китайских изданий по тематике «Спорт» (например, словарей и справочников спортивных терминов, учебных пособий, посвященных спорту); применения аудиовизуальных средств обучения для улучшения запоминания спортивных терминов. Представлена разработка плана занятий на тему «Летние олимпийские виды спорта» с распределением времени по видам деятельности для моделирования учебного процесса в условиях вне русской языковой среды.

Ключевые слова:

методика преподавания русского языка как иностранного, китайско-российские отношения, спорт и физическая культура, спортивная терминология, дистанционное обучение, цифровые технологии, учебник и учебное пособие, обучение китайских студентов.

С. 272-284.