Скачать номер полностью           

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2015

 Содержание

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
открыть

Реализация молодежной политики в условиях системы образования

Гомзякова Н. Ю.

Статья посвящена реализации молодежной политики в условиях системы образования. Раскрывается ресурсный потенциал и роль деятельности образовательных учреждений различных типов и видов в сфере работы с молодежью как студенческого, так и школьного возраста.
Ключевые слова: молодежная политика, работа с молодежью, образование и молодежь, молодежные советы, студенческие советы, ученические советы, специальные (коррекционные) школы, воспитательная работа, молодые специалисты.
С.5-8
открыть

О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении)

Мариносян Т. Э.

 
Эффективная модернизация систем образования стран Содружества независимых государств предполагает изучение отечественного и зарубежного опыта реформирования, в первую очередь опыта практической реализации повышения качества образования и, что важно, международного педагогического опыта в этом вопросе. В статье рассматриваются важные аспекты совершенствования качества образования в странах постсоветского пространства на примере Армении.
Ключевые слова: содружество независимых государств, постсоветское пространство, образовательные реформы, качество образования, Болонский процесс, система образования, Армения.
С. 9-26
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
открыть

Власть, общество и воспитание школьников в России ХIХ – начала ХХ вв.

Козлова Г. Н., Овчинников А. В.

 
Общественно-педагогическое движение, выражая интересы общества во взаимодействии с властью, не охватывало всего многообразия глубинных объективных процессов. Показано, как общество становилось все более весомым компонентом развития воспитания учащейся молодежи. Вскрыты причины утраты доверия общества к власти, падения авторитета педагога.
Ключевые слова: история педагогики, перспективы разработки, общественно-педагогическое движение, общество, роль воспитания, власть, авторитет учителя.
С. 27-50
открыть

В. И. Водовозов об отечественном средневековом просвещении (к 190-летию со дня рождения)

Беленчук Л. Н.

 

В статье рассматривается известный гимназический учебник русского педагога В. И. Водовозова «Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова» как историко-педагогический источник. Анализируется подход автора к историческим фактам и источникам, трактовка им значения их в отечественном просвещении, их места в педагогической культуре России.

Ключевые словаВ. И. Водовозов, словесность, история российской педагогики, средневековое образование, исторические источники.
С.51-58
ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
открыть

Конструктивно-техническая функция дидактики: дидактическая модель обучения (методология, структура)

Перминова Л. М.

 

Практико-ориентированный характер дидактики детерминирован ее особой – конструктивно-технической – функцией, тесно связанной с теоретической функцией этой науки тем, что теоретическое дидактическое знание является нормативным, руководящим ориентиром для разработки образовательных технологий, построения дидактических и методических систем. Зачастую новые технологии и методики разрабатываются без достаточного дидактического обоснования, имеет место смешение понятий «модель», «проект», «система», «технология». В свете современных исследований дидактики необходимо рассмотреть вопрос о дидактической модели обучения и моделировании как современном методе развития теории и практики обучения.

Ключевые словасущее и должное, теоретическая и конструктивно-техническая функции дидактики, обучение, моделирование, модель, дидактическая модель, проект, система, дидактический закон, закономерность, принцип.

С. 59-69
открыть

Проблемы качества немецкого школьного образования

Писарева Л. И.

 

Качество образования – главная проблема, которая находится в центре внимания любой реформы и решается в контексте основных социальных, экономических, идеологических и культурологических преобразований, отвечающих вызовам времени. Большинство наиболее актуальных проблем современного образования решается странами совместно, но на национальном уровне они имеют свои особенности, обусловленные спецификой историческими развития.

Ключевые словакачество, образование, критерии, оценка, структура, цели, результаты, содержание образования, преобразования.

С.70-84
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

Практическая ориентированность как опорное дидактическое качество специализированных курсов на музыкально-педагогических факультетах педвузов (из опыта работы в Московском педагогическом государственном университете)

Алиев Ю. Б.

 

Автор анализирует проблему практической направленности курсов истории и методики музыкального образования в педагогическом вузе. Обобщается опыт работы автора по модернизации этих курсов в Московском педагогическом государственном университете.

Ключевые слова: вузовские курсы истории и методики музыкального образования, модернизация этих курсов, практическая ориентированность вузовского образования.
С. 85-93
открыть

Ресурсы повышения доступности дошкольного образования

Богуславская Т. Н.

 

В статье представлен анализ реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, развития негосударственного сектора дошкольного образования в РФ, обозначены основные проблемы, возникающие при реализации проектов частно-государственного партнерства (меры государственной поддержки негосударственных дошкольных учреждений и др.).

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, услуги негосударственного сектора образования, система дошкольного образования, доступность дошкольного образования, качество дошкольного образования, управление развитием образования.
С. 94-100
открыть

Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком

Салиева З. И.

 

В данной статье нами рассматривается важная роль навыка говорения в преподавании английского языка. Автор делает вывод о том, что обладание навыком говорения является неотъемлемой частью в изучении языка, так как язык – это средство коммуникации и уровень прогресса и эффективности в ее изучении в основном определяется именно данным аспектом. Также в статье предложен ряд рекомендаций при обучении говорению для преподавателей иностранных языков.

Ключевые слова: иностранный язык, навык говорения, речевая деятельность, традиционная методика, коммуникативная методика.
С. 101-107
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
открыть

Культурный концепт как форма представления трансдисциплинарного содержания общего экологического образования

Трубицына Л. В.

 

Статья посвящена теоретическому обоснованию возможного решения вопроса об основах конструирования содержания экологического образования, имеющего в соответствии с современным подходом естественнонаучно-гуманитарный и трансдисциплинарный характер. В исследовании используются лингвокультурологический и информационно-семиотический подходы. Предлагается структурный элемент организации этого содержания – культурный концепт как базовая единица экологической культуры. Обосновываются преимущества конструирования содержания экологического образования для устойчивого развития на основе культурных концептов перед его конструированием на основе научных понятий.

Ключевые слова: экологическое образование, устойчивое развитие, содержание образования, экологическая культура, культурный концепт, базовая единица.
С. 108-117
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
открыть

Анализ моделей организации совместного обучения детей и родителей в зарубежных странах

Богуславская О. М.

 

Совместное обучение детей и родителей позволяет эффективно решать комплекс задач: обеспечивать жизненно важную для ребенка раннего возраста привязанность к близкому взрослому и нахождение этого взрослого (родителя) в близости от ребенка, формировать оптимальные условия для раннего развития ребенка, предоставлять возможности для обучения взрослых членов семьи, их карьерного и социального роста, а также положительно влиять на физическое и психологическое состояние семьи в целом, прерывая замкнутый круг бедности, болезней и низкого уровня образования. Зарубежный опыт предлагает богатую теоретическую и практическую базу организации совместного обучения детей и родителей.

Ключевые словаобразование, раннее развитие, непрерывное образование, программа «Два поколения», совместное обучение детей и родителей, зарубежный опыт.
С. 118-133