×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Скачать номер полностью

 

 

2012, номер 5

Содержание номера

 

 

 

открыть История учебника для начальной школы как научная тема
 
Маркарова Т.С.   Безрогов В.Г.   
Markarova T.S.   Bezrogov V.G.   
Данный номер нашего журнала является тематическим и посвящен истории учебников начальной школы. Структурирован он по хронологическому принципу, поэтому его рубрики отличаются от обычных. Настоящая статья – вводная, в которой мы обозначаем важность самой темы, а также освещаем результаты научных исследований по ней.
C. 5-8
 

 

открыть Лингвистическая коммуникация вне и внутри учебной литературы: истоки и современное состояние
 
Маркарова Т.С.   
Markarova T.S.   
Рассматриваются философско-методологические подходы к изучению языковой коммуникации в историческом и современном аспектах. Раскрывается сущность коммуникативных функций вербального языка применительно к различным его аспектам. Прослеживается взаимосвязь социальной сущности лингвистических процессов и социализации участников образовательной деятельности. Подчеркивается роль фундаментальных филологических исследований как в истории культуры стран и народов, так и в становлении личности на протяжении всей жизни. Делается попытка описать языковой контекст реального положения дел – языковую картину мира.
C. 9-24
 

 

открыть Учебная книга по математике второй половины XIX в. (на основе изданий по арифметике)
 
Кондратьева Г.В.   
Kondratyeva G.V.   
В статье рассматривается процесс перехода учебной книги от объекта для избранных в достаточно массовое явление, привычный и обязательный элемент педагогической практики. Приведена примерная статистика выпуска учебной литературы по математике во второй половине XIX в. На примере изданий по арифметике рассмотрены особенности совершенствования учебной литературы.
C. 25-33
 

 

открыть Учебники и руководства для начальной школы в системе педагогической подготовки Омской учительской семинарии (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.)
 
Чуркина Н.И.   
Churkina N.I.   
В статье анализируется система профессиональной подготовки в Омской учительской семинарии и место учебников и руководств для начальной школы в данном процессе. На основе изучения разнообразных архивных материалов делается вывод, что именно за счет серьезной и разнообразной работы с методическими и учебными материалами, используемыми в начальных народных училищах, удавалось сократить процесс адаптации молодых специалистов в школе и приобрести важное для наставника профессиональное качество – интерес к новинкам педагогической литературы.
C. 34-38
 

 

открыть «Считая вопрос разрешённым» : латинизация тюркских алфавитов и татарский национальный букварь конца 1920-х – 1930-е гг.
 
Сальникова А.А.   Галиуллина Д.М.   
Salnikova A.A.   Galiullina D.M.   
В статье рассмотрен процесс введения в середине 1920-х гг. яналифа – алфавита на основе латинской графики – в качестве официальной письменности татарского языка, перипетии той борьбы, которая разверну-лась вокруг нового алфавита, и их влияние на татарский национальный букварь второй половины 1920-х – 1930-е гг.
C. 39-56
 

 

открыть Дети и Родина на форзацах учебников по чтению 1980-х–2000-х гг.
 
Макаревич Г.В.   
Makarevich G.V.   
Проанализированы формы репрезентации детства и Родины в книгах по чтению 1980–2000-х годов, выпускаемых издательством «Просвещение». Рассмотрев последовательно 23 форзаца, автор реконструировала содержание каждого визуального послания и сформулировала метапослание разных десятилетий: советскость 1980-х «На просторах молодой, бескрайней родины дети быстро взрослеют и становятся гражданами»; русскость 1990-х «В сказочно-могучей, патриархальной стране живут трудолюбивые и грамотные дети»; локальность 2000-х «По дорогам гармоничной, радостной страны путешествуют заботливые, игривые дети».
C. 57-75
 

 

открыть Родиноведение в учебниках для начальной школы
 
Есмурзаева Ж.Б.   
Yesmurzaeva J.B.   
В статье идет речь об исследовании содержания понятия «Родина» в дидактических текстах федеральных учебников для начальной школы на рубеже XX – XXI вв. Интерес также представляют современные региональные учебники, в которых образы «малой» родины формируются на материале родного края обучающихся. Подобный подход продолжает отечественные традиции построения учебников для начальной школы, например, учебного пособия А.Н. Седельникова «Учебникъ Родиновъдънiя», изданного в 1916 году.
C. 76-82
 

 

открыть Гендерное измерение содержания отечественных букварей
 
Рыков С.Л.   
Rykov S.L.   
Статья посвящена методике гендерной экспертизы букварей с позиций эгалитарного подхода к месту и роли мужчин и женщин в обществе, роли букварей в формировании самосознания и половой идентичности обучаемых начальной школы. На основе сравнительного анализа текстов и иллюстраций отечественных и зарубежных букварей определяется вектор их социальной направленности, влияющий на формирование содержания гендерных ролей.
C. 83-90
 

 

открыть Конструирование моделей отношения к окружающей среде и установок природозащитного поведеня в позднесоветских и постсоветских учебниках для начальной школы
 
Козлова М.А.   
Kozlova M.A.    
В статье анализируется характер отражения в учебниках для начальной школы принятых в обществе ценностей и установок, касающихся природы и отношения к ней человека. В качестве концептуальной основы работы используется условная типология видов экологического сознания в соответствии с ключевыми ценностями и представлениями об идеальном типе отношений человека к природе: традиционалистский, модернистский и постмодернистский тип. Обнаружено, что в учебниках чтения представлены все три типа ориентаций с некоторым преобладанием установок постмодернистского, или гармонического, типа. В учебниках «Окружающего мира» ориентации на модернистскую и постмодернистскую парадигмы «разведены» по разным комплектам учебников.
C. 91-108
 

 

открыть Учебные пособия «Основы религиозной культуры» с точки зрения поликультурной концепции образования
 
Ожиганова А.А.   
Ozhiganova A.A.   
Введение в школьную программу предмета «Основы религиозной культуры» вызвало широкую общественную дискуссию относительно перспектив религиозного образования и воспитания, сосуществования светской и религиозной этики в средней школе. Большую популярность получили учебные пособия «Основы православной культуры» А. Бородиной, представляющие по сути последовательную индоктринацию. Однако ряд учебников по курсу «Основы религиозной культуры» представляют концепцию поликультурного образования, целью которой является воспитание самостоятельного критического мышления и толерантности.
C. 109-126
 

 

открыть Методические особенности преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и их реализация в учебно-методическом обеспечении
 
Савченко К.В.   
Savchenko K.V.   
В статье рассматриваются некоторые общие вопросы методики преподавания нового для начальной школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Дается характеристика учебно-методического комплекта из шести модулей, выпущенного в издательстве «Дрофа». УМК рассматривается с точки зрения его возможностей для реализации целей и задач курса, формирования у учащихся ряда ключевых компетенций, достижения личностно значимого результата образования.
C. 127-134
 

 

открыть Актуализация ключевых компонентов концепта «Родина» в учебниках по литературному чтению
 
Гимаев Я.А.   
Gimaev Y.A.   
В статье анализируется реализация четырёх эссенциальных признаков концепта РОДИНА в учебниках по литературному чтению для начальных классов. Вполне закономерно, что школьные учебники по литературному чтению актуализируют только «положительные» признаки концепта РОДИНА. Делается вывод о том, что авторы учебников сознательно реализуют ограниченное число эссенциальных признаков данного концепта с целью восприятия младшими школьниками родины как непререкаемой ценности, постановки её в один ряд с жизненно важными реалиями.
C. 135-141
 

 

открыть Буквари и книги для чтения для младших школьников наших дней и современное авторское право
 
Цапенко А.М.   
Tsapenko A.M.    
В статье дается анализ коллизий влияния современного авторско-правового законодательства на содержание и качество контента современных российских букварей и книг для чтения в младших классах школы, анализируются последствия этого влияния на качество, как самих книг, так и педагогического процесса, ведущегося на их основе.
C. 142-150
 

 

открыть Реализация интеркультурного подхода к обучению немецкому языку в начальной школе (на примере учебников издательства «Hueber»)
 
Куровская Ю.Г.   
Kurovskaya Y.G.   
В статье рассматривается интеркультурный подход к иноязычному обучению и особенности его реализации в начальной школе посредством учебников немецкого языка издательства «Hueber».
C. 151-158
 

 

открыть Учебная литература для мордовских школ с 60-х гг. ХIХ века по 30-е гг. ХХ века
 
Шукшина Т.И.   
Shukshina T.I.   
В указателе представлены списки учебной литературы для обучения мордовского населения. В первом разделе даны наименования источников, которые использовались для обучения мордвы-мокши и мордвы-эрзи до 1920-х годов; во втором – приводится перечень оригинальной и переводной учебной литературы, подготовленный мордовскими авторами до 1940 года.
C. 159-175
 

 

открыть Татарские буквари на арабской графике, изданные в Татарстане в 1890-е – 1920-е гг. (библиографический указатель)
 
Галиуллина Д.М.   
Galiullina D.M.   
В библиографический указатель вошли буквари на арабской графике для татарских школ, опубликованные с начала 1890-х до середины 1920-х гг. Советский период представлен букварями не только для детей, но и для взрослых.
C. 176-181
 

 

открыть Учебная книга для начальной школы Карелии XX – начала XXI веков: материалы к указателю
 
Илюха О.В.   Смирнова И.И.   
Ilyukha O.P.   Smirnova I.I.   
Авторами предпринята попытка собрать воедино и систематизировать сведения об учебниках для начальных школ Карелии XX–XXI вв. Библиографические описания учебников расположены в хронологическом порядке, по годам издания, а внутри этих групп – по алфавиту. Читателю также предлагается обзор истории региональных учебников, предназначавшихся для школ Карелии.
C. 182-227
 

 

открыть Буквари и книги для чтения в исследованиях зарубежных ученых (указатель литературы)
 
Кабашева О.В.   
Kabasheva O.V.   
В указателе даны сведения об исследованиях по истории азбук, букварей и книг для начального обучения чтению, изданных за последние примерно 70 лет. К некоторым публикациям даны аннотации.
C. 228-236