Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2023

Содержание

 

Философия 5.7

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК ПРОТОТИП ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ (ИЗ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО)

Сколяр Ю. Н.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-11-18

Аннотация. 

Статья рассматривает теоретико-методологический анализ внутренней речи, проведенный Л. С. Выготским. Внутренняя речь – это подвижная связь слова и мысли, она является фактором, опосредующим переход мысли к внешней речи, и обладает специфическими особенностями, выявление которых в произведении способствует наиболее полному пониманию авторского смысла.

Ключевые слова

мышление, речь, слово, мысль, смысл, значение, понимание, связь, диалог.

С. 11-18

   

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

  

открыть

ЭКОСОФИЯ И СОФИОЛОГИЯ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА 
С. Н. БУЛГАКОВА

Романов Д. Д.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-19-28

Аннотация. 

В статье исследуются концепции экософии как области знаний о природе, обществе и человеке в ее комплементарной открытости для интеграции в проблематику традиционных философских учений, одним из которых выступает софиологическое течение отечественной мысли. Выявляются смежные и тождественные для экософии и софиологии смысловые регионы, в которых необходимо проведение критического анализа с целью установления терминологического, категориального и историко-философского коррелята и прояснения базовых установок этих двух типов познания. Автор предлагает переосмыслить основные положения философии хозяйства С. Н. Булгакова в их приложении к современной социоприродной ситуации. Экологическая философия, вступая в междисциплинарное взаимодействие с софиологией и философией хозяйства, может решить ряд методологических проблем антропологического и духовно-нравственного характера, что позволит ей достичь целостности объяснения ситуации и проектов социоприродного взаимодействия.

Ключевые слова

экософия, глубинная экология, софиология, религиозная философия, философия хозяйства, С. Н. Булгаков, экоантропологическая парадигма, междисциплинарный подход.

С. 19-28

 

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  

открыть

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-29-36

Аннотация. 

Статья посвящена обоснованию необходимости формирования в России концепции развития гражданской идентичности, анализу педагогических методик повышения эффективности формирования политического сознания школьников средствами образования. От анализа содержания понятия политический символ авторы переходят к формулированию приоритетных направлений анализа учебной литературы по обществознанию и приводят результаты экспертизы содержания учебников обществознания АО «Просвещение».

Ключевые слова

общероссийские традиционные ценности, учебники обществознания, гражданская идентичность, патриотизм, политическое сознание, политический символ, политическое воспитание.

С. 29-36

 

 

Психология 5.3

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

  

открыть

ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ДНЕВНИКА КАК СПОСОБ РАБОТЫ
СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ

Галой Н. Ю                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-37-47

Аннотация. 

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования 148 дневников студентов, организованных в форме ежедневного описания своих эмоциональных состояний и поведенческих реакций в условиях самоизоляции при пандемии коронавируса с 2020 по 2022 г. Дан теоретический анализ понятий стресс, копинг и психологической практики ведения дневниковых записей. Описан способ исследования копинг-стратегий посредством ведения рефлексивного дневника. Представлено теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности практики ведения рефлексивного дневника у студентов с целью управления стрессом в условиях пандемии коронавируса.

Ключевые слова

лонгитюдное исследование, рефлексивный дневник, студенты, стресс, копинг-стратегии, совладание.

С. 37-47

 

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА

  

открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Жуков В. Ю                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-48-57

Аннотация. 

Статья посвящена изучениюпсихологических характеристик педагогов дополнительного образования детей, влияющих на эффективность профессиональной деятельности. В ходе исследования использовались такие эмпирические методы, как анализ документации, наблюдение, беседа, экспертная оценка, психологическое тестирование, статистический анализ данных. По результатам проведенного исследования выявлены психологические характеристики педагогов дополнительного образования детей, обуславливающие эффективность профессиональной деятельности, среди которых рефлексивность, мотивация, субъективный контроль, волевая саморегуляция, инновационная готовность, общительность, коммуникативные и организаторские склонности. Установлена степень выраженности исследуемых психологических характеристик педагогов. Определен психологический профиль педагога, способствующий эффективности профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы психологами-практиками, занимающимися подбором, аттестацией, обучением и развитием педагогов дополнительного образования детей.

Ключевые слова

педагог дополнительного образования детей, эффективность профессиональной деятельности, психологические характеристики, оценка деятельности.

С. 48-57

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

  

открыть

ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

Прохоренко Е. О                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-58-69

Аннотация. 

В статье представлена структура и содержание познавательной инициативы младших школьников в контексте психолого-педагогического исследования. Рассмотренные показатели познавательной инициативы младших школьников были получены на основании наблюдения, проведенного в естественных условиях в ходе урочной деятельности, и экспертной оценки учителей. Было проведено сравнение показателей проявления познавательной инициативы в ходе урочной деятельности, что позволило выявить значимые взаимосвязи между компонентами познавательной инициативы, а также согласованность изучаемой структуры. Статистическая обработка результатов проведенного исследования позволила эмпирически подтвердить и теоретически обосновать психологическое соответствие содержательных характеристик исследуемого понятия «познавательная инициатива» младших школьников.

Ключевые слова

познавательная инициатива, самостоятельность, познавательная деятельность, младший школьник, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, экспертная оценка учителя.

С. 58-69

  

открыть

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННЫХ ДОМИНАНТ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Киселева Т. Б., Горбенко И. А.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-70-82

Аннотация. 

В статье анализируются основные теоретические подходы к проблеме изучения и развития мотивационных доминант учебной и профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной литературе. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивационных доминант студентов педагогического вуза, обучающихся по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» различных профилей и курсов: рассматриваются предпочтения студентов I, II и IV курсов, связанные с их учебной и профессиональной деятельностью; показана динамика содержательных мотивационных доминант у будущих педагогов в процессе изучения дисциплин психологического цикла.

Ключевые слова

учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, мотивация учебно-профессиональной деятельности, мотивационные доминанты, динамика мотивационных доминант.

С. 70-82

  

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ЛИЦАМИ С ОВЗ

Вачков И. В., Гукасова М. П                      DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-83-95

Аннотация. 

В статье представлен анализ психологических исследований по проблеме социально-психологических особенностей подготовки волонтеров, взаимодействующих с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дано определение понятию волонтерство, раскрыты основные профессионально-личностные характеристики волонтера, рассмотрены способы их проявления в процессе взаимодействия. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление индивидуально-психологических особенностей студентов-волонтеров, оценку уровня самоопределения в процессе взаимодействия с лицами с ОВЗ. Социально-психологический тренинг рассмотрен как средство подготовки волонтеров к взаимодействию с лицами с ОВЗ.

Ключевые слова

волонтерство, взаимодействие, особенности взаимодействия, подготовка волонтеров, лица с ОВЗ.

С. 83-95

 

 

Педагогика 5.8

    

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ: ОТ АНТИНОМИИ ДО МНОГОФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

Афанасьев В. В., Афанасьев И. В.,
Павленко А. А.
 
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-96-107

Аннотация. 

В статье представлен анализ роли и значения биографического метода в пространстве гуманитарного знания. Специфика его научного применения характеризуется наличием процедур объяснения, а также описания и понимания, что вместе образует собой фундаментальную методологическую антиномию, каждый компонент которой, синтезируясь со своей противоположностью, открывает доступ к исследованию объекта с его различных сторон в виде многофакторного анализа. В представленном авторами материале биографический метод получает свое освещение в исторической ретроспективе, позволяющей проследить этапы его возникновения и концептуального развития в области гуманитарных наук.

Ключевые слова:

биография, биографический метод, биографическое повествование, описание, объяснение, понимание, позитивизм, органицизм, герменевтика, объясняющая социология, понимающая социология, антиномия, многофакторный анализ.

С. 96-107

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

РОЛЬ ЯКУТСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Осипов Е. Ф.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-108-116

Аннотация. 

Статья посвящена воспитательному аспекту роли якутских сказок в обучении детей, отмечается повышение интереса к ним как к важному средству этнопедагогики. В ходе написания данной статьи использованы труды политссыльных, каждый из которых внес значительный вклад в дело изучения культурных особенностей якутского народа. Другими важнейшими источниками стали очерки по якутскому фольклору Г. У. Эргиса. Г. У. Эргис, якутский фольклорист, лингвист, этнограф, философ, предложил следующую классификацию якутских сказок: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые. Разрабатывая данную классификацию жанров, Г. У. Эргис уделил особое внимание изучению ряда особенностей народных сказок.
На основании вышеперечисленных трудов исследователей якутского фольклора в статье констатируются результаты анализа воздействия народных сказок на формирование целостной личности ребенка. Cделаны выводы о разработке теоретико-классификационного базиса, который будет способствовать дальнейшему изучению воспитательного аспекта якутского фольклора. Полученные сведения будут также полезны родителям и представителям педагогических коллективов в их практической деятельности.

Ключевые слова:

якутские сказки, якутский фольклор, традиционная культура, сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, воспитание ребенка.

С. 108-116

  

открыть

ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1970-Х ГОДОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Богуславский М. В., Садовников Е. Ю.            DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-117-125

Аннотация. 

В данной статье рассматривается влияние реформы содержания школьного общего математического образования 1970-х на результаты вступительных испытаний в педагогические вузы в 1977–1978 гг. Проанализированы результаты вступительных испытаний МГПИ им. В. И. Ленина на математический факультет очного отделения за период конца 1960-х – начала 1980-х, а также установлена связь полученных результатов с реформированием образования. Также рассматривались сведения о результатах вступительных испытаний в других педагогических вузах за период 1977–1978 гг.

Ключевые слова:

реформа основного общего математического образования, вступительные испытания, МГПИ им. В. И. Ленина, история педагогики и образования.

С. 117-125

  

открыть

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Н. Е. ЩУРКОВОЙ

Макаров М. В., Сенченков Н. П.,
Сухая Н. В.
                                                   
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-126-133

Аннотация. 

Изменение логики современного воспитания, следуя педагогической традиции профессора, доктора педагогических наук Н. Е. Щурковой, представляется авторам статьи через обращение современного педагога к ценности жизни молодежи. Педагогические практики этого направления воспитания рассматриваются не только при воспитании обучающихся средней школы, но и студентов вуза.

Ключевые слова:

воспитание, ценностное отношение, базовая ценность, жизнь, ценностный объект, жизнеспособность, жизнелюбие.

С. 126-133

  

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Бровкина А. В., Попова О. И.                 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-134-146

Аннотация.  

В статье рассматриваются основные проблемы формирования стратегии развития инклюзивного образования в вузе. На основе системного подхода и контент-анализа авторами рассмотрена и описана комплексная законодательная база обеспечения доступности высшего образования для инвалидов, основные показатели и критерии формирования инклюзивной среды в вузе, даны характеристики основным структурным элементам инклюзивной среды, определены основные варианты стратегии развития инклюзивного образования и их компоненты. На основании анализа обобщенных данных и с учетом практического опыта авторы предлагают алгоритм разработки стратегии развития инклюзивного образования для высших учебных заведений с учетом специфики конкретного вуза, который включает следующие основные пункты: описание потенциала доступности вуза; проведение мониторинга/исследования; формирование потребностей вуза; предварительный расчет эффективной экономической модели реализации стратегии; реализация пилотного проекта.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, инклюзивная среда, стратегия развития инклюзивного образования.

С. 134-146

   

открыть

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Лебедева Н. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-147-152

Аннотация.  

В статье рассматриваются особенности формирования моторного праксиса у детей с дизартрией. Моторный праксис у детей данной категории характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в диагностике и проведении коррекционных мероприятий. Подчеркивается, что детям с дизартрией необходима специальная система работы по преодолению этих нарушений и реализация комплексного подхода в коррекционно-воспитательном процессе.

Ключевые слова:

дизартрия, моторный праксис, комплексный подход, дети дошкольного возраста.

С. 147-152

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Вышиваная Е. Н.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-153-162

Аннотация.  

В статье обоснована проблема поиска эффективной системы мотивации педагогических работников в условиях реорганизации образовательных учреждений путем объединения их в один образовательный комплекс. Целью исследования являлось определение мотивов, лежащих в основе деятельности педагогических работников на фоне интеграции. Задачи данной работы заключались в теоретическом и практическом обосновании выбранной диагностики потребностей и мотивов деятельности сотрудников реорганизованных учреждений; установление факторов, влияющих на мотивацию; ранжирование компонентов в структуре мотивационной трудовой деятельности.
Для решения задач эксперимента использовались математико-статистические методы, сравнительный анализ и обобщение материалов, изучение документов, опрос, анкетирование и методы обработки и интерпретации полученных данных. В результате исследования обоснована актуальность и результативность диагностики внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотиваций. Перспективы дальнейшего исследования связаны с конкретизацией путей реализации представленных мотивов и разработки методических рекомендаций по их использованию в практике управления образовательными комплексами.

Ключевые слова:

образовательный комплекс, педагоги, иерархия мотивационных предпочтений, мотивы деятельности, потребности.

С. 153-162

  

открыть

МЕТОД ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Суздальцев Е. Л.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-163-180

Аннотация.  

Для создания обучающимися педагогических вузов художественных работ на историческую тему недостаточно быть художником, для этого необходимо уметь проводить исследования, результаты которых позволят выполнить работу, которая не только повысит степень профессиональной компетентности автора, но и поможет приобрести художественную и воспитательную ценность для зрителя. Автор, как преподаватель Государственного университета просвещения, предлагает для этого использовать метод военно-исторической реконструкции. С целью апробации данного метода на факультете была организована работа по выполнению учебного проекта «Невшательский батальон в сражении под Красным 17 ноября 1812 г.», включающий в себя несколько этапов совместной работы преподавателей и студентов. В ходе выполнения работы над проектом у студентов формируются компетенции, позволяющие выполнять им художественные работы на заданную тему в традициях русской классической батальной живописи. Обобщенный опыт использования метода военно-исторической реконструкции в обучении студентов основам исторической живописи нашел отражение в разработанных автором учебных пособиях по униформе армий начала XIX в. Данный метод можно рекомендовать и для использования в образовательном процессе не только на художественных факультетах, но и на других факультетах вузов в ходе организации и проведения научно-исследовательской работы, обогатив ее теоретическую часть творческой.

Ключевые слова:

метод военно-исторической реконструкции, художественное образование, историческая и батальная живопись, Отечественная война 1812 г., Невшательский батальон, общероссийская общественная организация «Клубы исторической реконструкции России», Государственный университет просвещения.

С. 163-180

  

открыть

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ШКОЛ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аббасова С. З.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-181-189

Аннотация.  

Все преподавание русского языка в азербайджанской школе направлено на то, чтобы сделать русский язык вторым родным языком учащихся, превратить его в средство общения. Понятно поэтому, что и речевая деятельность служит в первую очередь осуществлению основной задачи: практическому овладению русским языком. И чтобы сделать уроки русского языка в азербайджанской школе по-настоящему действенным средством обучения русскому языку, необходимо с достаточной точностью представить себе возможности и пределы каждого метода и приема, направленного на овладение навыками речевого общения, цель и условия его применения, внутреннюю нагрузку, которую способен выдержать учащийся.
В статье рассматриваются основные этапы обучения речевой деятельности учащихся азербайджанских школ при изучении русского языка. Отмечается, что теория развития речевого общения для учащихся азербайджанских школ должна строиться в несколько этапов. Охарактеризованные в статье восемь этапов обучения речевой деятельности состоят из различных методик, средств достижения речевого общения учащихся, с помощью которых респонденты должны овладеть навыками устного общения на русском языке.

Ключевые слова:

русский язык, азербайджанская школа, речевая деятельность, устная речь, коммуникационная направленность речи.

С. 181-189

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Заровняева С. С., Шагдарова Т. В.                  DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-190-199

Аннотация.  

В статье рассматривается опыт применения проектной технологии в образовательном процессе вуза. Авторы описывают структуру проектной работы, определяют способы привлечения студентов к участию в них. Дан анализ реализации проекта по разработке многоязычного терминологического словаря тезаурусного типа по направлению «Нефтегазовое дело» и творческого проекта по организации внеурочного мероприятия по дисциплине «Основы проектной деятельности». Подчеркивается тот факт, что проектная деятельность формирует способность студентов к обучению, самосознанию, самоопределению и самореализации.

Ключевые слова:

проектная деятельность, научный проект, творческий проект, мотивация, образовательный процесс, технический вуз.

С. 190-199

 

открыть

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Маняхина В. Г.                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-200-214

Аннотация.  

Цифровая трансформация образования вносит существенные изменения в образовательную среду и влияет на педагогическую систему, которая фактически становится системой смешанного обучения. В смешанном обучении большое внимание уделяется персонализации, которая предполагает большую степень самоуправления со стороны обучающегося. В связи с этим в статье разбираются вопросы, связанные с управлением и управляемостью системы смешанного обучения. Основываясь на теории эволюционных систем, рассмотрены упрощенные механизмы функционирования (архетипы) обучения, описывающие взаимодействие руководства образовательного учреждения и обучающегося, взаимодействие педагога и обучающегося и взаимодействие обучающегося и цифровой образовательной среды, построен комплексный механизм смешанного обучения, являющийся композицией перечисленных архетипов обучения. Также в статье рассмотрены взаимосвязи комплексного механизма и структурно-функциональной модели смешанного обучения и описаны уровни управления педагогической системы смешанного обучения.

Ключевые слова:

смешанное обучение, управление педагогической системой, комплексный адаптивный механизм смешанного обучения, цифровая образовательная среда, уровни управляемости в смешанном обучении.

С. 200-214

 

открыть

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ:
ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Рябоконева О. В., Стрельчук Е. Н.              DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-215-225

Аннотация.  

В языковом образовании широкое распространение получают информационно-коммуникационные технологии. Одним из наиболее перспективных направлений в обучении иностранным языкам, в том числе и русскому как иностранному (РКИ), является применение мобильных устройств. Настоящее исследование преследовало цель – проанализировать публикации отечественных ученых по проблеме мобильного обучения РКИ за последние пять лет и выявить актуальные направления этих исследований с помощью статистического метода, в основе которого находился библиометрический анализ, а также теоретических методов анализа, синтеза и обобщения. Источниками информации послужили заголовки, ключевые слова и аннотации научных работ, представленные на платформе eLibrary.Ru. Посредством веб-сервиса Voyant Tools было составлено облако слов. Проведенный библиометрический анализ позволил выявить значительное увеличение количества публикаций по проблеме мобильного обучения РКИ, однако большая часть из них не отличается глубиной исследования и имеет поверхностный характер. Определено, что наиболее актуальным направлением в методике преподавания РКИ является использование мобильных приложений в учебном процессе. Доказано, что термин «мобильное обучение» не является устоявшимся и общеупотребительным понятием, в названиях статей используются синонимы. На сегодняшний день направление, связанное с мобильным обучением русскому языку как иностранному, остается открытым полем деятельности как в практическом, так и теоретическом аспектах.

Ключевые слова:

мобильное обучение, русский язык как иностранный, мобильные приложения, статистический метод, библиометрический анализ, информатизация образования.

С. 215-225

 

открыть

КРЕАТИВНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВОССОЗДАЮЩЕЙ ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Буковский С. Л.                                          DOI10.31862/2218-8711-2023-4-226-234

Аннотация.  

Статья посвящена анализу и разработке креативного способа развития воссоздающей формы воображения при продуцировании иноязычного высказывания в аграрном вузе. В статье приводится анализ обучения иноязычной речи в неязыковом вузе. Автором статьи разработан курс обучения устной иноязычной речи для студентов аграрных специальностей с применением креативно-ориентированной методики обучения.
Автором статьи представлен методический алгоритм приемов со стороны преподавателя и обучаемых на занятиях по иностранному языку, связанных с технологией развития воссоздающей формы воображения. Методический алгоритм освещает возможности использования креативного мышления на практике. Алгоритм призван оптимальным образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе.
Данная статья представляет собой попытку разработки оригинальной технологии, базирующейся на рассмотрении креативного способа развития воссоздающей формы воображения в качестве средства и технологии обучения устной иноязычной речи в качестве базисной методической категории, и внедрения ее в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза. Представленная автором статьи модель обучения может быть применима в процессе обучения иноязычной речи студентов аграрного вуза.

Ключевые слова:

креативно-ориентированное обучение, воссоздающая форма воображения, креативное мышление, технология обучения, профессионально-ориентированное общение, аграрное направление, неязыковой вуз.

С. 226-234

 

открыть

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛОВ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ В ВУЗАХ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Юсупов Д. А.                                             DOI10.31862/2218-8711-2023-4-235-244

Аннотация.  

В данной работе предложена усовершенствованная методика преподавания разделов ядерной физики с помощью компьютерных технологий на основе современных достижений науки и инновационных технологий. Изложенные в статье результаты экспериментальных работ показывают, что применение инновационных технологий в виде наглядных демонстрационных средств эффективно формируют современное научное мировоззрение студентов. Также на основе анализа преимуществ и недостатков всех видов источников энергии была предложена аналитическая таблица, наглядно показывающая приоритетность современных ядерных источников энергии и высокий уровень их безопасности.

Ключевые слова:

современные технологические устройства, масса и энергия, вычислительная техника, инновационные технологии, электронная программа, учебник, анимация, слайды, ядерные процессы, реакции, радиация, деление ядер, нейтроны, радионуклидная опасность, экологическая устойчивость, атомные реакторы, источники энергии, устойчивое энергоснабжение, аналитическая таблица, энергия будущего, экспериментальная проверка.

С. 245-244

 

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМА ГЕЙЛА – ШЕПЛИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРИОРИТЕТА АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ 2023 ГОДА

Барышникова Н. Ю.                               DOI10.31862/2218-8711-2023-4-245-258

Аннотация.  

В статье рассмотрены изменения в части процедуры организации и проведения приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2023–2024 учебный год. Основное нововведение будущей приемной кампании – зачисление абитуриентов на основании приоритетов. Расстановкой приоритетов поступающий демонстрирует свое желание быть зачисленным на конкретные направления подготовки/специальности в определенной последовательности. Проанализировав необходимость в применении алгоритма, который позволяет устанавливать порядок расстановки высших приоритетов, был рассмотрен алгоритм Гейла – Шепли и сферы его применения, в частности возможность применения для учета абитуриентов. Сделан вывод, что алгоритм Гейла – Шепли может быть использован образовательными организациями высшего образования при проведении приемной кампании 2023 г.

Ключевые слова:

высшее образование, приемная комиссия, абитуриент, приоритет, зачисление, алгоритм Гейла – Шепли, устойчивые паросочетания.

С. 245-258

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

АДАПТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КАТЕГОРИЯХ МЕТОДА «ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ»

Маркова Н. А.                                           DOI10.31862/2218-8711-2023-4-259-271

Аннотация.  

В статье отмечается недостаток внимания научного сообщества к системной организации процесса, позволяющего ускоренно восполнить образовательные лакуны базового уровня по дисциплине «Иностранный язык» в техническом вузе. Обеспечить достаточную степень сформированности базового уровня языковой подготовки студента-первокурсника призвано адаптационное обучение. Для того чтобы определить направленность его развития, важно выявить факторы и уточнить условия, соблюдение которых влияет на гарантированную готовность студента к продолжению изучения дисциплины на старших курсах. С помощью метода категориально-системной методологии «Порядок следования целей» разработана теоретическая модель адаптационного обучения иностранному языку в техническом вузе. Цель исследования – выявить компоненты адаптационной системы обучения, которые будут отражать ее качественную определенность; построить систему целей, возникающих у выявленных компонентов в процессе эволюционирования, а также выделить возможные между ними противоречия. Предлагаемые варианты разрешения противоречий в развитии адаптационного обучения иностранному языку помогут построить модель эффективного управления, что будет способствовать оптимизации учебного процесса по адаптационным программам в вузе.

Ключевые слова:

адаптационное обучение, базовый уровень языковой подготовки, технический вуз, система целей, разрешение противоречий, «Порядок следования целей».

С. 259-271