Аннотация.
Осмысление образования, воспитания, педагогической мысли в тот или иной исторический период определяются антропологической парадигмой. В данной статье мы исходим из положения, что процессы образования, воспитания, педагогические системы или теории базируются на определенных идеях о человеке, представлениях об идеалах человеческой личности и поэтому могут быть поняты только внутри контекста человека. Идеал человека у любого народа соответствует народному характеру, определяется общественной культурной жизнью народа, развивается совокупно с его развитием. В данной статье автор ставит перед собой задачу изучения специфики личностного идеала эпохи Древней Руси (X–XIII вв.), его достижения посредством религиозной мысли, образования, практики воспитания, учительной литературы, наставничества. В древнерусский период Русь связывает задачи просвещения человека с первоначальным развитием духовной стороны личности, ее религиозности и нравственного поведения, что становится центральной антропологической идеей отечественного воспитания, его цивилизационной сущностью, смыслом, самобытным признаком, а также общей преобладающей тенденцией. Данная статья вносит вклад в теорию воспитания, в историю педагогической мысли России. С точки зрения методологии статья представляет педагогической науке гносеологический анализ процессов становления и развития отечественного образования и воспитания в контексте антропологии Православия. Статья представляет интерес для исследователей древнерусского периода России, студентов и аспирантов, изучающих дисциплину «История педагогики», а также для всех занимающихся историей отечественной культуры.
|
Ключевые слова:
история образования, антропология, личность, образование, воспитание, религиозно-педагогическая мысль, богоподобие, Древняя Русь.
|