Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2019

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

Философия образования
открыть

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Симонова М. М.

Аннотация. 

В статье рассматриваются множественные направления использования объединяющей коммуникации в современном обществе, ее значение в социальной жизни. Изучение процессов коммуникации в современном образовании дает возможность обеспечить интенсификацию учебного процесса и использовать научный потенциал коммуникативности в конкретной учебной ситуации. Это позволяет вести диалог об информатизации системы образования, о подготовке специалистов для интенсивного развития информационных технологий и способных к обновлению современного образования в стране. Образование, являясь вариантом и средством коммуникации, призвано вводить обучающуюся личность в огромный целостный мир коммуникации. Сегодня требуется более интенсивное осмысление вопроса мировоззрения в образовании как мощного коммуникатора, соединяющего в пользу образования системы самых различных научных изысканий. В настоящее время усиливается направление социально-культурного подхода к организации образования, которое предполагает коммуникационный синтез, интеграцию социально-культурных и естественнонаучных оснований образования. Коммуникационные процессы в социуме, условно отделенные от непосредственных систем образования, но соединяющие между собой самые различные и сильные потоки науки, политики, идеологии, институтов гражданского общества, объективно служат более глубокому осознанию реалий глобализированного мира и ответственности каждого за место страны в нем. Задача образования, используя все современные достижения в области кибернетики и информатики, просветить подрастающее поколение о незримых течениях ускользания информационных смыслов в необозримых объемах коммуникационного пространства, о возможностях манипуляции коммуникативным пиаром, рекламой и пронизанной коммуникативными технологиями социально-политической сферой. 

Ключевые слова

коммуникация, образование, метакоммуникация, информационные технологии, реформа образования, знания, средства коммуникации.

С. 9-16

    

Социальная философия
открыть

ВЛИЯНИЕ СОЗНАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ И ПОЗНАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКОМ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И.

РЕТРАГИРОВАНА

Аннотация. 

В статье рассматривается влияние сознания на понимание и познание действительности человеком в современном социуме, устанавливаются сущностные особенности рассматриваемых феноменов, прослеживаются причинно-следственные связи между ними. Происходит анализ построения картины мира сегодняшним человеком, интерпретируется влияние, оказываемое ею на способность к восприятию информации. В качестве предмета исследования выступают механизмы формирования и взаимодействия сознания с окружающим миром, социальной действительностью. Сопоставляются тенденции восприятия окружающей реальности, общественно-исторических процессов в срезе процессов воспитания и образования. Выявляются особенности влияния сознания на восприятие информации и самоидентичность по различным основаниям.

Ключевые слова

картина мира, познание, понимание, самоидентичность, сознание, социальная действительность.

С. 17-23 

  

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВУЗЕ

Баранов Е. Г., Баранова О. В.

Аннотация. 

В статье рассмотрены психологические аспекты деятельности преподавателя вуза по развитию личности обучающегося. В соответствии с профессиональным стандартом педагога он должен оказывать обучающимся помощь и поддержку в интеллектуальном, культурном, нравственном, профессиональном и личностном развитии в целом. В статье показано, что основным содержанием этой деятельности является развитие у обучающихся навыков и умений личностной самоорганизации, формирование системы собственных убеждений и ценностей, составляющих мировоззрение. Это предполагает овладение умением поиска смысла явления (события). В учебном заведении навыки и умения смыслообразования должныформироваться, прежде всего, при изучении  базовой части учебного плана, особенно гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Суть личностного развития в вузе состоит в том, что обучающийся должен осознать себя как часть социальной, политической, экономической, правовой системы общества и государства, а также профессиональногосообщества, он должен получить навык и опыт рефлексивных рассуждений. Помощь и поддержку в личностном развитии педагог оказывает, предоставляя обучающемуся не только учебный материал, но и средства, методы, образцы и возможности для рефлексивных рассуждений и дискуссий.

Ключевые слова

личностное развитие, ценности, идентичность, смысл, псевдосмысл, смыслообразование.

С. 24-34

 

открыть

НЕСИТУАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ КРИТЕРИЙ ЗРЕЛОСТИ

Бутаева У. А.

Аннотация. 

В этой статье исследуется чувство неситуативной ответственности как одного из критериев зрелости. Приводятся результаты исследования и рекомендации.

Ключевые слова

личность, зрелость, психологическая зрелость, личностная зрелость, психологические особенности, ответственности.

С. 35-40

 

открыть

СТРЕСС КАК ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ В ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Дальская В. А.

Аннотация. 

В предлагаемой статье исследуется вопрос стресса в педагогическом звене учитель–ученик, как психологического состояния, необходимого в процессе обучения. Рассматриваются специфические особенности фонационного аппарата певца, его иннервация, исходящая из правого полушария и диктующая свои законы и способы работы с певческимаппаратом в свете учения о стрессе.

Ключевые слова

особенность учебной информации в звене учитель–ученик; стрессовые агенты, подсознание-бессознательное и правое полушарие в певческом процессе.

С. 41-49

    

открыть

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Алексеева Е. Н., Голякова Н. Н., Федотова Т. Д., Шевченко А. М., Ващенко О. Е.

Аннотация. 

В статье рассматриваются физиологическая и психологическая составляющие влияния традиционных и современных упражнений различных систем дыхательной гимнастики и инновационных физкультурно-оздоровительных технологий на организм человека. Авторы анализируют воздействие дыхательных упражнений на функциональное состояние и адаптационные возможности организма с целью профилактики, коррекции и устранения негативных психоэмоциональных реакций в процессе учебной и спортивной деятельности студентов. Учащимся при выполнении двигательной деятельности целесообразно владеть искусством рационального дыхания.

Ключевые слова

психоэмоциональное состояние человека, здоровье, дыхательные упражнения, адаптация, биоэкономический психофизический тренинг.

С. 50-55

 

 Педагогические науки 13.00.00 
Модернизация образования
открыть

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Минич О. А., Скриба А. Н.

Аннотация

Построение национальной системы оценки качества педагогического  образования рассматривается на междисциплинарной основе, включающей триединство социально-философского, психолого-педагогического и информационно-квалиметрического аспектов оценивания. В рамках информационно-квалиметрического подхода были выделены соответствующие квалиметрические принципы оценки качества непрерывного педагогического образования, методологические подходы и детерминанты для определения квалиметрических условий. Квалиметрические условия построения и развития национальной системы оценки качества педагогического образования рассмотрены как комплекс взаимосвязанных групп условий: содержательных, организационных и ресурсных.

Ключевые слова:

качество образования, детерминант, квалиметрические принципы, квалиметрические условия.

С. 56-68

     

История образования и педагогики

 

открыть

РОССИЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРИИ МЕНТАЛЬНОСТИ

Новиков С. Г.

Аннотация. 

В статье рассматривается взаимосвязь ментальных структур и воспитательного процесса. Автор показывает, что российское воспитание на протяжении столетий предлагало для освоения те идеалы, которые восходили к невербализованным установкам сознания, формировавшимся под влиянием условий месторазвития российской социокультурной общности.

Ключевые слова:

ментальность, культурный генотип, паттерн, ядро культуры, фрейм, архетипические педагогические представления, социоцентризм, антропоцентризм, дуализм, идеал воспитания.

С. 69-78

     

открыть

ИДЕЯ «БОГОПОДОБИЯ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ (X–XIII ВВ.)

Налётова Н. Ю., Сенченков Н. П.

Аннотация. 

Осмысление образования, воспитания, педагогической мысли в тот или иной исторический период определяются антропологической парадигмой. В данной статье мы исходим из положения, что процессы образования, воспитания, педагогические системы или теории базируются на определенных идеях о человеке, представлениях об идеалах человеческой личности и поэтому могут быть поняты только внутри контекста человека. Идеал человека у любого народа соответствует народному характеру, определяется общественной культурной жизнью народа, развивается совокупно с его развитием.  В данной статье автор ставит перед собой задачу изучения специфики личностного идеала эпохи Древней Руси (X–XIII вв.), его достижения посредством религиозной мысли, образования, практики воспитания, учительной литературы, наставничества. В древнерусский период Русь связывает задачи просвещения человека с первоначальным развитием духовной стороны личности, ее религиозности и нравственного поведения, что становится центральной антропологической идеей отечественного воспитания, его цивилизационной сущностью, смыслом, самобытным признаком, а также общей преобладающей тенденцией. Данная статья вносит вклад в теорию воспитания, в историю педагогической мысли России. С точки зрения методологии статья представляет педагогической науке гносеологический анализ процессов становления и развития отечественного образования и воспитания в контексте антропологии Православия. Статья представляет интерес для исследователей древнерусского периода России, студентов и аспирантов, изучающих дисциплину «История педагогики», а также для всех занимающихся историей отечественной культуры. 

Ключевые слова:

история образования, антропология, личность, образование, воспитание, религиозно-педагогическая мысль, богоподобие, Древняя Русь.

С. 79-91

 

Новые исследования в образовании
открыть

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Попова О. А.

Аннотация.  

В данной работе рассмотрены актуальные подходы обучения студентов праву в современных условиях. Проанализированы характерные особенности преподавания в высших учебных заведениях. Выявлена необходимость усовершенствования образовательного процесса, обоснована эффективность использования нестандартных методов обучения. На основе проведенного исследования автором обосновано мнение о необходимости признания практического опыта преподавателя, не забывающего повышать квалификацию в области своей деятельности и педагогики.

Ключевые слова:

образование, внимание, знание, умение, профессия, право.

С. 92-96

 

открыть

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ СИТУАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Фролова Т. П.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации процесса обучения иностранному языку в техническом вузе с целью повышения мотивации студентов. Раскрываются понятия «мотив» и «мотивация» в широком смысле слова, и, в частности, дается понятие «учебная мотивация». Проанализированы положения по данному вопросу, описанные в отечественной литературе в работах таких исследователей, как А. Маслоу,
И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, В. А. Кан-Калик, Е. П. Ильин. Автором подчеркивается, что формированию устойчивой мотивации к овладению иностранным языком способствует обеспечение преподавателем в учебном процессе зон ближайшего развития – создание системы навыков и умений студентов. Целью данной статьи является рассмотрение влияния ситуативно-тематической организации учебного материала при обучении иностранному языку на повышение мотивации студентов. Спецификой организации учебного материала является то, что раскрытие разговорных тем предлагается вводить на основе перечня типовых ситуаций общения. Такая организация материала для обучения устной речи называется ситуативно-тематической (В. Л. Скалкин и Т. С. Дученко). В связи с этим предлагается система упражнений для обучения устной речи на иностранном языке с учетом лингвометодических принципов. Статья базируется на результатах исследования, анкетирования, наблюдения и опроса, проведенных среди студентов первого курса обучения в политехническом вузе, продолжающих изучать английский язык.

Ключевые слова:

мотив, мотивация, ситуативно-тематическая организация, анализ, повышение мотивации.

С. 97-108

 

открыть

К ВОПРОСУ ОТБОРА ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЧТЕНИЯ И АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Пирогова Н. Г.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, cвязанные с отбором и систематизацией лексического материала для чтения и слушания на иностранном языке. Актуальность тематики представленной статьи обусловлена тем, что, несмотря на множество исследований, посвященных данному вопросу, финальный отбор словаря-минимума для изучающих английский язык в специальных целях не произведен. Автор анализирует ряд проблем, связанных с количественным и качественным составом словаря-минимума для рецептивных видов речевой деятельности. Особое внимание уделяется трем группам принципов – лингвистическим, статистическим и методическим, которые должны быть комплексно использованы в ходе отбора  лексики для аудирования и чтения на английском языке.

Ключевые слова:

лексический минимум, иностранный язык, чтение, аудирование, лексическая единица, частотность, тематический принцип.

С. 109-117

 

открыть

ПЛАНИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СПО НА ОСНОВЕ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Голуб Г. Б., Фишман И. С.

Аннотация

На основе сопоставления и анализа требований ФГОС СПО третьего и четвертого поколений к общим компетенциям выпускника профессиональной образовательной программы  предложен вариант конкретизации этих требований через достижимые и измеримые образовательные результаты: собственно общие компетенции (информационные, коммуникативные, решения проблем), знания, умения, профессиональные компетенции, опыт деятельности. Показана целесообразность использования Национальной рамки квалификаций Российской Федерации в качестве основания для уровневой дифференциации требований к деятельности обучающихся по уровням сформированности общих компетенций независимо от уровня профессиональной образовательной программы и профессии,  специальности, направления подготовки. Сформулированы принципы процесса уровневой дифференциации деятельности, заданной требованиями ФГОС СПО к общим компетенциям, необходимой в процессе разработки профессиональной образовательной программы. Предложены принципиальные способы конкретизации компетентностных образовательных результатов в сфере работы с информацией, коммуникации, самоменеджмента и подходы к планированию их формирования.

Ключевые слова:

общие компетенции, профессиональная образовательная программа, ФГОС СПО.

С. 118-134

  

Инновационные  технологии в образовании
открыть

НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ АДАПТИВНОГО СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Бояринов Д. А.

Аннотация

В статье рассматривается адаптивное сетевое образовательное пространство применительно к реализации идей неформального и информального образования. Отмечаются существенные особенности информального образования. Анализируются такие технологии обучения, как обучение на рабочем месте и «перевернутое обучение». Отмечается потенциал технологии обучения на цифровом рабочем месте в плане реализации идей неформального и информального образования. Приводятся основные условия реализации этого потенциала: наличие информационного взаимодействия между рабочим местом обучающегося и образовательным пространством; поддержка всего спектра форм цифрового обучения; привлечение работодателей к обучению своих сотрудников. Выявляются основные факторы выполнения этих условий: широкое применение информационно-коммуникационных технологий и внедрение перевернутого обучения. При выполнении данных условий адаптивное сетевое образовательное пространство приобретает механизмы взаимодействия с обществом (представленным, в частности, микросоциальным окружением учащихся, сетевыми сообществами, общественными организациями и институтами) и экономикой (представленной, в частности, бизнес-сообществом, работодателями и профессионалами), что придает ему принципиально новые свойства. В частности, это способствует решению актуальной проблемы общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и отдельных образовательных программ. 

Ключевые слова:

адаптивное сетевое образовательное пространство, неформальное обучение, информальное обучение, обучение на рабочем месте, перевернутое обучение, обучение в течение всей жизни.

С. 135-142

  

открыть

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Комарова Т. С., Москвина А. С., Третьяков А. Л.

Аннотация

В данной статье теоретики и практики дошкольного образования анализируют роль и миссию информационно- коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется феномену познавательного развития дошкольника в условиях активизации теории Л. С. Выготского. Раскрываются структурные компоненты и критерии познавательного интереса детей дошкольного возраста. Освещаются информационно-коммуникационные возможности, которые обеспечивают инновационный горизонт формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на инновационной миссии современной дошкольной образовательной организации в цифровых реалиях.

Ключевые слова:

федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная среда, игровая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, познавательное развитие.

С. 143-149

 

открыть

МОДЕЛЬ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Афанасьев В. В., Афанасьева И. В., Куницына С. М.

Аннотация

Рассмотрена специфика массовых открытых онлайн-курсов. Проанализированы факторы и необходимые условия создания  виртуальной цифровой образовательной среды, особенности интеграции онлайн-курсов в основные образовательные программы; возможности экспертной оценки качества их организации; принципы формирования организационной инфраструктуры. Предложена модель массовых открытых онлайн-курсов для родителей, педагогов и обучающихся начального общего образования.

Ключевые слова:

массовые открытые онлайн-курсы (МООК), образовательная среда, образовательная программа, критерии качества, инфраструктура.

С. 150-158

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

Лю Жун

Аннотация

В статье характеризуются подходы к преподаванию истории в Китае с использованием новых медиатехнологий. Мультимедийные презентации, как правило, включают в себя такие элементы, как изображения (цветные или черно-белые), видео, аудио, документальные фильмы, анимации, графики и таблицы. Обоснованы преимущества и роль применения мультимедийных технологий на уроках истории. Охарактеризованы проблемы и меры предосторожности при использовании мультимедийных технологий при
обучении истории.

Ключевые слова:

медиатехнологии, преподавание истории, обучающие программы, классические труды, кейсы, обучающие программы на базе веб-интерфейса.

С. 159-166

 

открыть

СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ НОВОЙ ЛЕКСИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Кузьмина Е. О.

Аннотация

В статье анализируются различные способы семантизации лексики на начальном этапе. При этом рассматриваются как положительные, так и отрицательные стороны каждого из них. Приводятся примеры использования способов семантизации.

Ключевые слова:

семантизация, способы семантизации, начальный этап обучения, русский язык как иностранный, инновации в образовании.

С. 167-174

 

открыть

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА

Хужанов Э. Б.

Аннотация

В статье излагаются предложения по введению вероятностно-статистических идей и понятий, необходимых для совершенствования обучения студентов по разделам молекулярной и квантовой физики в общеобразовательных школах.

Ключевые слова:

статистический метод, молекулярная физика, квантовая физика, вероятность, случайное событие, учебный процесс, ученик, статистическая закономерность, атом, молекула.

С. 175-182

 

открыть

ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРА

Тютюнова Ю. М.

Аннотация

Профессиональное обучение искусству графики в условиях пленэра имеет строгую логику и подчиняется определенным законам. Данная статья посвящена освещению общих принципов процесса обучения в целом и выявлению основополагающих принципов занятий на пленэре и выполнения краткосрочных упражнений в частности. Профессиональный тренинг под открытым небом рассмотрен с позиций четко выстроенной и продуманной системы организации труда студентов. Чередование занятий и отдыха, ритм выполнения длительных и скоростных изображений, постепенное усложнение задач и увеличение смысловой нагрузки, использование материалов и основ – вся система занятий направлена на достижение прогресса. Среди основополагающих принципов: системность, последовательность, регулярность, учет индивидуальных особенностей, связь теории с  практикой, наглядность, прочность, научность и доступность. Кроме того, изложенные принципы профессионального тренинга, усвоенные студентом, по мысли автора, позволяют впоследствии организовывать свою творческую деятельность.

Ключевые слова:

пленэр, искусство графики, принципы выполнения краткосрочных упражнений, профессиональный тренинг, этюды, наброски, зарисовки.

С. 183-193

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ МЕТОДИКИ РКИ

Ван Вэньцзяо

Аннотация

В статье освещены особенности русской музыкальной терминологии, выполнено научное обобщение, предложены методические рекомендации для эффективного обучения музыкальной терминологии китайских студентов-русистов.

Ключевые слова:

особенности русской музыкальной терминологии, обучение музыкальной терминологии, русский язык как иностранный, национально ориентированная методика обучения русскому языку.

С. 194-198 

 

Слово молодым ученым
открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

Моисеев И. В.

Аннотация

В данной статье изложены основные этапы процесса становления личности Святейшего Патриарха Кирилла как педагога и Архипастыря на протяжении жизни и служения Его Святейшества Русской Православной Церкви.

Ключевые слова:

педагогика, воспитание, образование, становление, формирование личности, Патриарх Кирилл.

С. 199-204