×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2018

 Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 
История философии              
открыть

РИТОРИКА И НАУКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ АНТИЧНОГО РАЗРЫВА

Козлова Н. Ю.


Аннотация.  

В статье рассматривается возможность понимания риторики в качестве конститутивной формы научной коммуникации; анализируются основания произошедшего в античности разрыва философии и риторики и выявляются возможности его преодоления.

Ключевые слова:  

риторика науки, античность, передача знания, метафора, коммуникация.

С. 9-18 

 

открыть

ПРОБЛЕМА ОНТОТЕОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ ЭРИУГЕНЫ И ФИХТЕ 

Толстенко А. М., Кузнецова С. В.


Аннотация.  

Авторы предлагают включить философию Иоанна Скота Эриугены (ок. 810 – ок. 877) в широкий контекст традиционного метафизического рассмотрения и понять ее как единство рефлексивного панентеизма (Бог во всем, но не все есть Бог) и христианского теизма. Философские категории, разработанные ирландским монахом, основывались на идеях неоплатонизма, преобладавших в византийском богословии, подчиненном задачам средневековой парадигмы знания. В этой связи «разделение природы» Эриугены предстает как онтотеология, на основании которой он развивал оригинальное религиозно-философское учение. Его воззрения в этой сфере обладали существенными чертами схоластики, окончательно утвердившимися в XII–XIII вв. В то же время отмечены принципы, предвосхищающие и связующие Эриугену с немецкой классической философией, в частности с идеализмом Фихте. Критический реал-идеализм Фихте является своеобразной трансцендентальной онтотеологией с эгологической структурой, обращенной к проблематике априорных синтетических суждений. При оценке философии Эриугены и Фихте авторы следуют сравнительному, конкретно историческому и типологическому методам, а также методу системного текстуального анализа. В результате было установлено, что онтотеология и панентеизм Эриугены как конструктивный ее принцип, а также учение о разделении природы (или Бога) сопоставимы с положениями эгологии Фихте и немецким идеализмом в целом, проповедующими спасение исключительно в сознании и благодаря сознанию.

Ключевые слова:  

природа, идеализм, онтотеология, метафизика, Фихте, Эриугена.

С. 19-31

 

Философия науки и техники
открыть

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ 

Яшин Б. Л.

Аннотация. 

В статье рассматривается проблема понимания рациональности на современном этапе развития философии, науки и образования и ее связь с логичностью мышления. Отмечается, что эта связь чаще всего ассоциируется с базовыми законами традиционной (классической) логики, с которой нередко отождествляется научная рациональность. Сравниваются различные трактовки рациональности в зарубежной и отечественной литературе. Показывается, что феномен научной рациональности не сводим только к логическому, а сама рациональность как таковая – многолика. Обосновывается, что базисом рациональности могут быть не только классическая, но и неклассические логики, в частности, различные варианты паранепротиворечивой логики, а также временная и релевантная логики, логика со  строгой импликацией и логика изменения. Раскрывается суть некоторых из названных неклассических логик, их особенности, возможности использования в естественных и социальных науках и образовании, в квантовой механике, в вероятностных и индуктивных рассуждениях, в теории нечетких понятий, в информационно-поисковых системах. Высказывается предположение о том, что поиски ответа на вопрос о соотношении паранепротиворечивой логики и рационального мышления могут быть продуктивными для продолжающейся разработки концепции современного понимания рациональности, и как следствие – философии образования.

Ключевые слова

временная логика, классическая рациональность, классическая логика, логика изменения, неклассическая логика, научная рациональность, неклассическая рациональность, паранепротиворечивая логика, релевантная логика, философия образования.

С. 32-47

    

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

УСПЕШНОСТЬ РЕШЕНИЯ КОНВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ВАРЬИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК

Гаврилова О. Я.

Аннотация. 

Цель представленного в статье исследования – определить возможность изменения успешности решения задач конвергентного типа подростками за счет варьирования внешней мотивационной установки. Под конвергентными понимаются такие задачи, которые имеют только одно правильное решение. В исследовании использовались задачи двух видов: направленные на абстрактно-логическое мышление и нацеленные на пространственное мышление. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования успешности решения конвергентных задач подростками в условиях трех различных мотивационных установок: нейтральной, соревновательной в контексте личностной победы и победы своей группы. Исследование проходило в республике Саха (Якутия) в 2017 г. на базе Международной исследовательской школы в рамках реализации  проекта по психологии. Основным методом проведенного исследования выступил эксперимент. В ходе анализа полученных результатов был обнаружен статистически достоверный рост успешности решения задач в условиях соревнования для собственной победы.

Ключевые слова

мотивация, мотивация учения, мотивационная установка, установка, мышление, конвергентные задачи, решение задач, успешность решения задач.

С. 48-55

   

открыть

ЭМПАТИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Володина С. А.

Аннотация. 

В статье обосновывается значимость такого качества личности, как эмпатия, для достижения результативной и эффективной профессиональной педагогической деятельности. Приведены результаты исследования уровня эмпатии педагогов образовательных учреждений г. Москвы и Московской области, а также студентов педагогического вуза. Результаты свидетельствуют о недостаточном уровне развития данного личностного качества у значительного числа респондентов: только немного более половины участников обладают адекватным уровнем эмпатии. Достаточное количество респондентов имеет ее низкий и очень низкий уровни. У студентов результаты близки к результатам педагогов.

Ключевые слова

качества личности педагога, конструктивное взаимодействие, конфликты, профессиональная деятельность педагога, уровни эмпатии, эмпатия.

С. 56-60

 

Общая психология, психология личности, история психологии

  

открыть

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КИБЕРАКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Толстова О. И.

Аннотация. 

В статье изложены результаты эмпирического исследования особенностей зрительного восприятия киберактивных пользователей в возрасте 18–22 лет. Рассматриваются характерные особенности основных потребностей пользователей, осуществляемые с помощью зрительного восприятия и реализуемые в виртуальном пространстве. Согласно цели данной работы, испытуемые были разделены на две выборки в зависимости от киберактивности субъектов в Интернете. Экспериментальную выборку представляют киберактивные студенты, пользующиеся интернет-ресурсами по 5–6 часов в день и со стажем от 7 до 10 лет. Контрольную выборку составили менее киберактивные студенты со стажем от 3 до 8 лет с использованием Интернета от 2 до 4 часов в день. Для выявления поставленной цели использовались методики, изучающие результативные показатели зрительной перцептивной активности: объем восприятия бессмысленного и осмысленного материала; точность, скорость, производительность восприятия, а также наблюдательность. На основе полученных результатов настоящего исследования установлено влияние киберактивности на зрительную перцептивную деятельность пользователей 18–22 лет. Выявлены значимые различия между киберактивными и менее киберактивными студентами по объему восприятия бессмысленного материала.

Ключевые слова

киберактивность, перцептивная деятельность, зрительное восприятие, киберпространство, виртуальное пространство, киберсреда, интернет-среда, интернет-ресурсы.

С. 61-68

  

 Педагогические науки 13.00.00

 

Модернизация образования
открыть

ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Носова Е. А.

Аннотация

Целью данной статьи является сравнительная характеристика стандартизации содержания образования в США и Великобритании в современных условиях модернизации начального/элементарного (primary/elementary) школьного образования. В различных странах образовательные стандарты имеют различный состав, структуру и цель. Автор стремился выявить тенденции модернизации образовательной стандартизации, связанные с современными организационно-управленческими условиями формирования содержания начального образования в рассматриваемых странах. В статье рассматриваются компоненты образовательных стандартов, факторы и условия их формирования и модернизации, а также  анализируется методология стандартизации на примере начальных школ в США и Великобритании. Автор проанализировал содержательную и законодательную базу образовательных стандартов на основе рассмотренных аутентичных научно-исследовательских материалов, опираясь на которые автор определил общие и отличительные характеристики стандартизации американского и британского начального школьного образования. Данная статья носит обзорный характер.

Ключевые слова:

стандартизация, начальное школьное образование, содержание образования, национальная образовательная программа Великобритании, акт NCLB в США, централизованная и децентрализованная модели организации, управление и финансирование школьного образования.

С. 69-88 

 

История образования и педагогики
открыть

В. Ф. САХАРОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ ПЕДАГОГ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЛЕНИНГРАДСКОЙ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Бахтина Е. В.

Аннотация. 

В статье исследователем выявляются основные вехи жизни и творчества выдающегося советского библиотековеда, основоположника ленинградской библиотековедческой школы – Василия Федоровича Сахарова. Обозначается педагогический вклад В. Ф. Сахарова в контексте закладывания базисных основ советского (российского) библиотековедения. Особое внимание уделено важнейшим этапам научного творчества и педагогической деятельности В. Ф. Сахарова. Представлен уникальный педагогический подход ученого в рамках образовательно-воспитательной деятельности на занятиях со студентами.

Ключевые слова:

Василий Федорович Сахаров, ученый-педагог, реконструкция, научно-творческая биография, педагогическая деятельность.

С. 89-94 

  

Новые исследования в образовании
открыть

КУРС «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

Дронов В. П., Лопатников Д. Л., Таможняя Е. А., Эмирова М. Е.

Аннотация 

Статья посвящена проблеме реализации принципа преемственности в географическом образовании школьников в условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения. Авторы рассматривают курс «Окружающий мир» как пропедевтическую основу формирования географической культуры школьника. В статье рассмотрены составляющие географической культуры и особенности их отражения в содержании курса «Окружающий мир». Результаты теоретического осмысления рассматриваемой проблемы выступают основанием для определения основного направления совершенствования преподавания курса «Окружающий мир», связанного с переходом к деятельностной, личностно-ориентированной модели обучения, направленной на формирование географической культуры школьника.

Ключевые слова:

принцип преемственности в образовании, структура географического образования, географическая культура школьника, компоненты географической культуры, географическое мышление.

С. 95-110

открыть

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Носикова Я. Н., Обухов А. С.

Аннотация

В статье рассматривается влияние социально-педагогических условий на развитие познавательной самостоятельности младших школьников в учебно-исследовательской деятельности. Апробирована модель развития познавательной самостоятельности младших школьников. Опытным путем доказано, что программа учебно-исследовательской деятельности, метод проектирования (обогащения) образовательной среды, поддержка познавательной инициативы со стороны учителей и родителей в начальной школе являются важными социально-педагогическими условиями развития познавательной самостоятельности младших школьников.

Ключевые слова:

познавательная самостоятельность, учебно-исследовательская деятельность, социально-педагогические условия развития познавательной самостоятельности, обогащение содержания образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, модель развития познавательной самостоятельности, младший школьник.

С. 111-120

 

открыть

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАКТИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Надыршин Т. М.

Аннотация

В статье сделан обзор существующей практики профилактики экстремизма среди подростков в зарубежных странах. Рассмотрено современное российское законодательство в области профилактики экстремизма в школе. Несмотря на значительную развитость законодательства в данной области в образовательных стандартах изучению явления экстремизма отводится мало места. Результаты обзора существующих программ и движений для школьников в таких странах, как Дания, Великобритания, Франция, Нидерланды, Австралия и Россия, свидетельствуют о важности формирования гражданской идентичности, моральной устойчивости против экстремизма и развития самоуправления учащихся. Кроме этого в статье рассмотрены основные направления работы со школьниками в рамках реализации профилактики экстремизма, среди них изучение этого явления на уроках, вовлечение учащихся в волонтерскую  деятельность, развитие шефства, помощь в получении трудовых и образовательных возможностей, конкурсы для религиозных меньшинств и получение школьниками неконфессионального религиозного образования. В статье охарактеризованы основные методические проблемы, которые мешают школе бороться с экстремизмом и его проявлениями. Это, прежде всего, публичная взаимозаменяемость понятий «экстремизм», «терроризм», «радикализм» и проблема секулярной индоктринации.

Ключевые слова:

профилактика экстремизма, религия, школа, радикализация подростков, противодействие экстремизму.

С. 121-132

 

открыть

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРАВОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Алпатова О. Б., Скрипник Л. Ю.

Аннотация

В статье представлен опыт работы московской школы № 2101 «Филевский образо-вательный центр» по поддержанию постоянного социального партнерства с сотрудниками правоохранительных органов в интересах патриотического воспитания школьников, формирования позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов, создания модели правового воспитания и социальной активности в области достижения без опасности личности, общества и государства.

Ключевые слова:

школа, правовое воспитание, социализация, имидж, безопасность, социальное партнерство, подросток, культура безопасности, законопослушное поведение.

С. 133-141

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СЕЛЬСКИХ УЧАЩИХСЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Дугарова Т. Ц., Эрдыниева В. Б.

Аннотация

Формирование интеллектуальных умений сельских учащихся приобретает особую актуальность в условиях модернизации образования. В статье рассматриваются педагогические особенности этого процесса с учетом индивидуальных и этнокультурных особенностей учащихся сельских школ. Представлены к обсуждению модель и педагогические условия формирования интеллектуальных умений сельских учащихся.

Ключевые слова:

интеллектуальные умения, формирование интеллектуальных умений, сельские школьники, учет индивидуальных и этнокультурных особенностей, модель, педагогические условия.

С. 142-148

 

Инновационные  технологии в образовании
открыть

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Калинина Т. В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования первоначальных основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто понятие «основы информационной культуры» старших дошкольников. Сформулированы критерии и показатели развития структурных компонентов, показана методика развития основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные современного состояния проблемы формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста, а также количественные и качественные результаты проведенного автором эксперимента по развитию основ информационной культуры у старших дошкольников с анализом причинно-следственных связей полученных результатов.

Ключевые слова:

информационная культура детей дошкольного возраста, информационные коммуникационные технологии, структурные компоненты, критерии, показатели и методика развития основ информационной культуры у старших дошкольников.

С. 149-162

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ: НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Олешко Т. В., Саямова В. И.

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы мотивации обучения иностранных граждан на предвузовском этапе медицинского вуза, обосновывается важность формирования и пути развития позитивной познавательной мотивации учащихся: осознание мотивов учения на русском языке как иностранном; целесообразность учета профессиональной  направленности обучения; привлечение учащихся к решению проблемных задач; осуществление межпредметных связей; важность применения наглядных методов обучения; обучение в процессе общения; роль личности преподавателя, что способствует актуализации мотивационного потенциала образовательной среды.

Ключевые слова:

мотивация, внутренние/внешние мотивы, познавательная мотивация, иностранные учащиеся, подготовительный факультет, физика, русский язык как иностранный.

С. 163-172

 

открыть

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-РУСИСТОВ ВЕДЕНИЮ ДИСКУССИИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Вэй Ниннин

Аннотация

Экологические проблемы сегодня занимают в мире такое же важное место, как политические, экономические и социальные. Китайские студенты-русисты должны глубоко осмыслить и обсудить эти проблемы для развития диалогической речи. Дискуссия на экологическую тему является эффективным способом развития речи китайских студентов-русистов. Чтобы добиться значительного эффекта в обучении РКИ, рекомендуется использовать визуализацию обсуждаемого материала. Она способствует развитию антиципации у китайских студентов-русистов в процессе обсуждения проблем экологии.

Ключевые слова:

дискуссия, интервью, развитие речи, проблемы экологии, обучение китайских студентов-русистов, РКИ.

С. 173-179

 

Слово молодым ученым
открыть

РОССИЙСКИЕ ЛЕТНИЕ ДЕТСКИЕ КОЛОНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Ладченко К. В.

Аннотация

Данная статья посвящена характеристике летних детских колоний Российской империи как одного из видов внешкольного образования. В статье подробно рассмотрена структура летних колоний как на территории России, так и других европейских стран. Проанализированы теоретические положения и практические мероприятия по организации колоний. Приведены воспоминания детей-колонистов, а также мнения современников о деятельности детских колоний.

Ключевые слова:

летняя детская колония, внешкольное образование, городская колония, молочная станция, летняя дача, смена.

С. 180-188

открыть

РАЗВИТИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЫ 1950–1960-х ГОДОВ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЕДУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Полотебнов А. С.

Аннотация

Целью статьи является характеристика развития ленинградской школы в период 1950–1960-х гг. в ходе проведения реформы в области образования в условиях сверхкрупного советского города. Статья может быть полезна исследователям, занимающимся изучением истории Петербурга, советского общества, историкам образования, специализирующимся на изучении истории советского школьного образования.

Ключевые слова:

ленинградская система школьного образования, городская образовательная среда, школьное реформирование.

С. 189-198