Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2020

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

АНТИПЕДАГОГИКА В ОТРАЖЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Суханова Н. П.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-9-14

Аннотация. 

Технологизация и цифровизация оказывают влияние на общественную жизнь и культуру в целом, происходит массовизация культуры. Рассматривается неизбежность наступления эпохи постмодерна с его опорными принципами, в числе которых плюрализм, релятивизм, мозаичность и разнородность. Философия постмодерна представляет мир как множество фрагментов, устойчивых связей между которыми не наблюдается. Анализируется влияние постмодернистских принципов на педагогику и формирование антипедагогики. Концепция антипедагогики в радикальной форме отвергает ценность и значимость воспитания и образования. Акцентируется внимание на критическом отношении антипедагогики не только к воспитательным и образовательным методам, но также к обществу потребления. Подвергается критике технократический подход, у обучаемого должно сложиться верное представление демократического общества, а преподаватели должны быть широко мыслящими людьми, способными шагнуть за рамки преподаваемого предмета. Реализация постмодернистских принципов приводит к увеличению и насыщению образовательного пространства, к выстраиванию субъект-субъектного взаимодействия педагога и ученика. Делается вывод о том, что отдельные идеи антипедагогики органично существуют в современной системе образования, однако представляется утопичной идея теоретиков антипедагогики о том, что надежный и верный путь изменения образовательной системы есть разрушение этой системы. 

Ключевые слова

образование, педагогика, антипедагогика, философия, постмодернизм.

С. 9-14 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ПОЭТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Пугачев О. С.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-15-21

Аннотация. 

Статья представляет собой опыт выявления поэтической метафизики в творчестве М. Ю. Лермонтова. В этой связи в ней содержится оценочная характеристика наследия великого поэта в этико-педагогическом его значении. В плане приоритетных оснований подобного анализа выдвигаются положения, развернутые Вл. С. Соловьевым в его литературно-критических статьях. Проводится анализ произведений Лермонтова «Сон», «Демон», «Дума» и др. в аспекте столкновения двух миров, инобытийственных по отношению друг к другу. Подчеркивается своевременность и современность творчества М. Ю. Лермонтова.

Ключевые слова

метафизика, этика, воображение, иные миры, демон, 205-летний юбилей М. Ю. Лермонтова.

С. 15-21

       

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

 открыть

ЭКОФИЛОСОФИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ 

Горохов С. А.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-22-29

Аннотация.  

В статье рассматривается экофилософия в качестве нового направления философии, сформировавшегося на стыке таких наук, как биология, генетика, социология, экология и др. Анализируются современные подходы к выявлению сущностных характеристик взаимодействия человека и природы. Особое внимание уделяется мировоззренческому подходу в изучении данной проблематики. В качестве основного вывода обосновывается тезис о необходимости отказа от использования дискретных подходов в исследовании взаимодействия социума и окружающего мира, формировании новой парадигмы развития современного общества.

Ключевые слова

философия, экология, экофилософия, биосфера, экологическое

С. 22-29

     

 Психологические науки 19.00.00

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

Швецова М. Н., Лазаренко К. А.                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-30-37

Аннотация. 

В статье анализируются результаты исследования просоциального поведения женщин среднего возраста без определенного места жительства. Авторы приходят к выводу о том, что бездомные женщины обладают просоциальным поведением; альтруизм и эмпатия у них оказываются выше, чем у женщин, имеющих дом. Наиболее используемыми стратегиями просоциального поведения у бездомных оказываются уступчивый и альтруистический тип, а у женщин, имеющих дом, уступчивый и эмоциональный тип. При статистической обработке были выявлены взаимосвязи между альтруизмом и эмпатией, а также показано различие между двумя категориями женщин, участвовавших в исследовании.

Ключевые слова

просоциальное поведение, эмпатия, альтруизм, женщины без определенного места жительства (бездомные).

С. 30-37

      

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ОБУЧАЕМЫХ

Дробышева Н. Н.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-38-46

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы использования стилей обучения в профессионально ориентированной иноязычной подготовке в зависимости от особенностей восприятия учебной информации студентами (зрительной/визуальной, аудиальной, кинестетической). На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирических данных предлагается использование проектной методики обучения иностранному языку на старших курсах неязыковых вузов с учетом стилей обучения как в группе, так и в работе с отдельными студентами. Цель статьи – показать один из педагогических приемов, который способен решить несколько задач: формирование иноязычных коммуникативных компетенций, информационно-технических умений, презентационных навыков и тимбилдинга. Кроме того, практические рекомендации по применению стилей обучения в процессе освоения языка специальности в неязыковом вузе могут помочь в создании условий для формирования, развития и совершенствования системы стилевых характеристик интеллектуального поведения студентов, которые в итоге будут отражаться на результатах учебной деятельности.

Ключевые слова

стили обучения, психологический тип обучаемых, проектная методика, иноязычная подготовка, студенты неязыкового вуза.

С. 38-46

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ МИКРОКУЛЬТУРЫ

Горелкина М. А.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-47-53

Аннотация

В данной статье семья и ее микрокультура рассматривается как транслятор норм, правил поведения, семейного быта, под влиянием которых в человеке закладываются системы отношений к собственной жизни, к социуму, к вселенной, то есть смысложизненные человеческие ценности. Основное внимание уделяется структуре микрокультуры. Выделены основные блоки, составляющие микрокультуру. Разработан авторский опросник для исследования семейной микрокультуры.

Ключевые слова:

семейная микрокультура, семейный уклад, структура семейного быта, авторский опросник, семейные традиции.

С. 47-53

     

открыть

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОЛЕЗАВИСИМЫМ И ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫМ СТИЛЯМИ

Нго Тхи Нга                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-54-65

Аннотация. 

Исследование посвящено выявлению когнитивных барьеров в учебно-профессиональной деятельности у студентов с полезависимым и поленезависимым стилями когнитивной активности. Для этих целей нами был использован принцип таксономии, предложенный Б. Блумом («таксономия уровней познания Бенджамина Блюма»), а также методика «Фигуры Готтшальдта». Результаты показывают, что когнитивный стиль выступает фактором, оказывающим влияние на уровень когнитивных затруднений.

Ключевые слова:

когнитивный барьер, когнитивная деятельность, когнитивный стиль, учебная деятельность, полезависимый стиль, поленезависимый стиль.

С. 54-65

 

 Педагогические науки 13.00.00 

75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

  

открыть

НАЦИЗМ, ФАШИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЙНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ КАТЕГОРИЯМ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ
ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Хутин А. Ф., Брянцева М. В.                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-66-76

Аннотация. 

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты социальной политики государства, понятийных категорий с позиции преподавания гуманитарных исторических дисциплин в вузе, показан негативизм нацизма, фашизма и национализма как неприемлемых общественно-политических явлений для развития цивилизованного общества, общественного социального строя. Это является актуальным не только в познавательном смысле, с точки зрения аналитики проблемы, что крайне важно, но необходимым с целью формирования исторической и генетической памяти народа, правильной оценки событий исторического прошлого и настоящего, анализа и прогнозирования ближайшего будущего, в части недопущения социальных и политических конфликтов в обществе, а также с целью повышения общего уровня подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Педагогическое образование».

Ключевые слова:

социальная политика государства, история, нацизм, национализм, фашизм, преподавание гуманитарных дисциплин.

С. 66-76 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МОНИТОРИНГА В РОССИИ И ФРАНЦИИ

Коростелева А. А., Романова М. Ю.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-77-85

Аннотация. 

В статье раскрываются особенности мониторинга системы образования как стандартизированного наблюдения, приводятся данные по результатам анкетирования старшеклассников, позволяющие определить наиболее предпочитаемые ими формы контроля знаний. Авторы исследуют особенности межпредметного взаимодействия общеобразовательных предметов в российской и французской системе образования в целях выявления его возможностей влияния на индивидуализацию системы образования в целом.

Ключевые слова:

индивидуализация, интеграция, междисциплинарное взаимодействие, междисциплинарность, мониторинг, обществознание, экономика.

С. 77-85

  

открыть

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Гомзякова Н. Ю.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-86-92

Аннотация. 

Статья посвящена анализу концепции воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Рассматриваются подходы к развитию составляющих данной концепции с учетом специфики Московской области. Раскрываются особенности организации познавательно-информационного, историко-патриотического, краеведческого, трудового, художественно-эстетического, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, экологического направлений воспитательной работы, а также сетевого взаимодействия учреждений различного  уровня в целях реализации задач воспитательной работы с детьми в условиях Подмосковного региона.

Ключевые слова:

воспитательная работа, дети с ОВЗ, специальное образование в Московской области, концепция воспитательной работы.

С. 86-92

  

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ТРИ ОСНОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ИЛИ МОНТЕССОРИ В ЭПОХУ
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Модекин А. А., Прокофьева Е. Н.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-93-102

Аннотация.  

Статья посвящена изучению феномена самоорганизации в начальной Монтессори-школе. Исследованием самоорганизации в рамках различных наук занимались П. Кропоткин, Г. Хакен, Е. Шеваль. М. Монтессори в своих трудах описывала условия, позволяющие большому количеству детей заниматься самостоятельно и продуктивно. Эти условия можно рассмотреть с позиции современной науки. В статье выделены и проанализированы три группы оснований самоорганизации в начальной школе: философские, психологические, педагогические. К философским относятся основания работы самоорганизующихся систем, включающие в себя наличие открытой системы, большого количества элементов и энергии, поступающей извне. К психологическим основаниям можно отнести развитие исполнительных функций, самодетерминацию и состояние потока. Непосредственно педагогическими основаниями самоорганизации являются ключевые составляющие Монтессори-педагогики: подготовленная образовательная среда, метод наблюдения, используемый учителем, и разновозрастной класс. На основе проведенного теоретического анализа можно сделать вывод, что начальная Монтессори-школа создает все условия для возникновения самоорганизующейся системы в детском коллективе.

Ключевые слова:

самоорганизация, Монтессори, начальная школа, синергетика, исполнительные функции, поток, самодетерминация, подготовленная среда, образовательная среда, метод наблюдения, разновозрастной класс.

С. 93-102

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ К. Д. УШИНСКОГО

Константинова Н. Д.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-103-107

Аннотация

Статья представляет собой контентанализ основных трудов видного русского педагога и общественного деятеля Константина Дмитриевича Ушинского с целью определения основополагающих ценностей, которые он транслировал на отечественную систему образования.

Ключевые слова:

отечественное образование, воспитание, педагогическое образование, К. Д. Ушинский, ценности, труд, педагогическая антропология.

С. 103-107

 

открыть

МОДЕЛЬ И СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГИМНАЗИЯХ
Ф. А. ХАРТАХАЯ

Михайлова Д. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-108-117

Аннотация

В статье представлен анализ содержания образования в первых гимназиях Мариупольского уезда, основанных педагогом и просветителем Феоктистом Хартахаем. Изучены нормативные документы об образовании, учебные планы и методика преподавания отдельных предметов в Александровской и Мариинской гимназиях. Вопрос исследуется в контексте реформы народного образования в Российской империи во второй половине XIX столетия.

Ключевые слова:

Мариупольская Александровская гимназия, Мариупольская Мариинская гимназия, Феоктист Хартахай, Устав 1871 г., народное просвещение.

С. 108-117

   

открыть

ПРЕПОДАВАНИЕ ЗАКОНА БОЖИЯ В ЗЕМСКИХ НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ НА ГЖЕЛЬСКОМ НАРОДНОМ ПРОМЫСЛЕ В 1880-Х ГГ.

Никонов В. В., Сидоров И. В.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-118-126

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы преподавания Закона Божия в начальных училищах Гжельского традиционного народного промысла в конце XIX в., расположенных на территории Богородского уезда Московской губернии. Закон Божий являлся обязательным предметом во всех начальных и средних учебных заведениях дореволюционной России, и в конце XIX в. происходил процесс выработки наиболее эффективной методики его преподавания в начальных земских школах. Показано, каким образом Богородская земская управа участвовала в развитии начального образования в уезде, и какие действия ею предпринимались.

Ключевые слова:

Гжельский народный промысел, Закон Божий, Богородский уезд, земская управа.

С. 118-126 

  

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОВЫХ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Комарова Т. С., Москвина А. С.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-127-134

Аннотация 

В данной статье исследователи обращают внимание профессиональной педагогической общественности сферы дошкольного образования на новый смысл эстетического воспитания детей дошкольного возраста в социокультурной ситуации XXI в. Раскрыты задачи, стоящие перед системой образования как социальным институтом общества. Представлена кратко история концепции устойчивого развития применительно к теории и практике дошкольного образования. Определена роль эстетического воспитания в целостном развитии личности ребенка дошкольного возраста. Представлен анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части эстетического воспитания дошкольников. Сформирована миссия интегрально-ориентированного подхода в эстетизации дошкольного детства. Отражены методы и научно-педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста в новой социокультурной реальности. 

Ключевые слова:

эстетическое воспитание, дети дошкольного возраста, новая социокультурная реальность, устойчивое развитие, условия.

С. 127-134

  

открыть

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Овчинникова Ю. С.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-135-145

Аннотация

Автор обобщает 12-летний опыт педагогического сопровождения исследовательской деятельности студентов (в рамках спецсеминара в МГУ (2007–2019)) и старшеклассников из России (во время экспедиций в Башкирию, Хакасию и на Алтай (2013–2019)) и других стран (на XI Международной исследовательской школе в Якутии в 2018). На примерах из
практики рассматриваются: специфика культурологического подхода в изучении традиционной музыки народов мира, тематическое разнообразие данной проблематики, основные этапы педагогической поддержки исследовательской деятельности обучающихся. В качестве ключевых составляющих организационно-методической работы выделяются: мотивация обучающихся к исследованию; создание условий для обретения личностно значимых смыслов изучения музыки; преобразование познавательных интересов и увлечений студентов в объект исследования; самостоятельная работа преподавателя по изучению и проблематизации темы; совместное составление алгоритма работы; тайм-менеджмент; содействие в выборе методов сбора и анализа материала; ориентировка в работе с теоретическими источниками после обретения обучающимся самостоятельного опыта исследовательской деятельности; содействие в подготовке текста исследования; корректировка работы над презентацией; психологическая поддержка обучающегося на всех этапах исследования. Раскрывается специфика построения индивидуальной и групповой работы (в том числе в многонациональной аудитории).

Ключевые слова:

развитие исследовательской деятельности, музыкальная культурология, субъектно-деятельностный подход в образовании, исследовательская модель образования, культурологическое образование, музыкальное образование.

С. 135-145

 

открыть

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ ОШИБОК КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Соколова Г. Е.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-146-154

Аннотация

В данной статье анализируются различные виды ошибок, которые допускают китайские студенты, приезжающие на обучение в Россию. Поскольку повышение речевой культуры и грамотности студентов – это одна из главных задач, стоящих перед преподавателем русского языка как иностранного, необходимо тщательно дифференцировать, различать и бороться со всеми возможными видами и типами ошибок, допускаемых китайскими студентами в процессе обучения. К сожалению, у большинства
учащихся уровень языковой компетентности слишком низок для полноценной учебной
деятельности. Им сложно общаться на русском языке, работать с учебной литературой, грамотно писать, прослушивать, воспринимать, а затем воспроизводить лекционный материал. Китайский язык в корне отличается от русского, например, в нем имена существительные не изменяются по родам и числам, не склоняются по падежам. А при изучении русского языка студенты сталкиваются с правилами и языковыми нормами, которые им очень трудно не только осознать, но и применить на практике. Наблюдения и многолетний опыт работы с китайскими учащимися показывает, что ошибки, которые они допускают в процессе изучения русского языка, достаточно однотипны. Поэтому в статье делается попытка рассмотреть, проанализировать и систематизировать возможные случаи нарушения всех языковых норм русского языка.

Ключевые слова:

нормы языка, речевая культура, грамотность, речевой этикет, лингвистические ошибки, психологические ошибки, национальная ментальность.

С. 146-154

 

открыть

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Бахтина Е. В., Третьяков А. Л.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-155-163

Аннотация

В данной статье поднимается одна из актуальных проблем современной международной социальной сферы – создания комфортной среды для инвалидов. Отражены базовые документы, входящие в состав международной и отечественной  нормативной правовой базы регулирования жизнедеятельности инвалидов. Освещена организация получения культурно-образовательных услуг лицами с ограниченными возможностями здоровья. Исследователи акцентируют свое внимание на необходимости подготовки профессионалов высшей квалификации для библиотечно-информационного обслуживания инвалидов. Раскрыты организационно-педагогические основы инновационной учебной дисциплины «Обслуживание пользователей библиотек с особыми потребностями жизнедеятельности», автором которой является Е. В. Бахтина. Обозначены перспективы развития исследуемого феномена в контексте общественного развития.

Ключевые слова:

инвалиды, библиотечно-информационные кадры, нормативная правовая база, авторская учебная дисциплина, векторы развития.

С. 155-163

 

открыть

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ В ОБЛАСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Булгаков В. В.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-164-173

Аннотация

Приведена методика формирования и оценки практических умений и навыков курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, реализуемая в виде практического пожарного теста. Методика практического пожарного теста имеет значительный потенциал для мотивации курсантов к овладению практическими умениями и навыками, в том числе посредством использования его для допуска к сессии и Итоговому государственному экзамену. Апробация практического пожарного теста на выпускном курсе показала необходимость его системного применения на протяжении всего периода обучения курсантов в академии.

Ключевые слова:

практические умения и навыки, аварийно-спасательные работы, пожаротушение, выпускники.

С. 164-173

 

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ

Перелович Н. В., Смирнова Т. А., 

Годин В. Н., Чиженкова Е. О.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-174-182

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации уроков с применением технологии смешанного обучения, а также методы, формы и средства проведения различных занятий со школьниками 9-х классов, обеспечивающих формирование информационной грамотности обучающихся в рамках указанной технологии. Описаны уроки по технологии смешанного обучения: «перевернутый класс», «ротация лабораторий», «ротация станций», «гибкая модель». Выделены преимущества каждой формы урока для достижения цели – формирования информационной грамотности обучающихся. Выводы подтверждены проведенным экспериментом.

Ключевые слова:

«Цифровая школа», технология смешанного обучения, информационная грамотность.

С. 174-182

 

открыть

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ВУЗЕ

Афанасьев И. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-183-191

Аннотация

Статья посвящена анализу подходов к проектированию и реализации образовательных программ аспирантуры, которые, во-первых, должны быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, во-вторых, должны способствовать формированию у аспирантов необходимых им качеств исследователя и наконец, в-третьих, нести в себе ценностный компонент по отношению к социуму и самим обучающимся. Представлена уровневая организация образовательного процесса в аспирантуре, сформулированы условия, которым должны удовлетворять базовые кластеры образовательных программ. Рассмотрены особенности интеграции системного и сценарного подходов при подготовке кадров высшей квалификации. В качестве примера представлена программа организации самостоятельной работы обучающихся в аспирантуре, ее структура и содержание.

Ключевые слова:

кадры высшей квалификации, программа подготовки кадров высшей квалификации, иерархический континуум, системный и сценарный подходы.

С. 183-191

 

открыть

О КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К МНОГОКАНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Игнатова В. В., Пасечкина Т. Н.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-192-200

Аннотация

В статье обращено внимание на актуальный для современного высшего образования вопрос формирования метакачеств, soft skills обучающихся, в том числе коммуникативной самоэффективности. Представлен взгляд авторов на процесс формирования коммуникативной самоэффективности будущих специалистов с опорой на анализ структуры данного феномена. Основной акцент сделан на характеристику критериев, показателей и уровней сформированности коммуникативной самоэффективности.

Ключевые слова:

коммуникативная самоэффективность, формирование коммуникативной самоэффективности, критерии и уровни коммуникативной самоэффективности, коммуникация, многоканальная коммуникация.

С. 192-200

 

открыть

ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Васильева Н. В., Григорьев-Голубев В. В.,

Евграфова И. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-201-214

Аннотация

В статье рассматривается методология управления самостоятельной работой обучающихся в формате смешанного обучения на основе виртуальной образовательной среды, являющейся компонентом электронной информационно-образовательной среды вуза. Особое внимание уделяется требованиям к интерактивным программным продуктам, составляющим основу виртуальной среды обучения: требованиям удобства, доступности, дидактической эффективности, и средствам их разработки.

Ключевые слова:

смешанное обучение, виртуальная среда обучения, электронный учебный курс, управление образовательным процессом, тестовый контроль.

С. 201-214

 

открыть

КОУЧИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГОВ КАК ФАСИЛИТАТОР ИХ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Азарова О. А.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-215-221

Аннотация.  

Коучинговая модель обучения в сфере гуманитарных дисциплин является элементом психологического сопровождения педагогической деятельности. Такое сопровождение направлено, в первую очередь, на формирование личностно-ценностных ориентиров, развитие потенциала студентов в области самоопределения и саморазвития, включение в содержание, цели и задачи в ходе зучения дисциплины «Иностранный язык» таких компонентов, как психологическая помощь студентам в решении задач их учебной и повседневной жизни, преодоление барьеров и демотиваторов к изучению неродного  языка. Коучинговая модель позволяет обучать более эффективно и развивать у студентов способность к самообучению и критическому мышлению, находить выход в трудных или опасных жизненных ситуациях. Специфика деятельности обязывает педагога-коуча строить занятия в жизнеутверждающем ключе, вводить инновации грамотно и осторожно, противостоять стереотипизации, уменьшать последствия негативных переживаний, неуверенность в своих силах. В конце статьи предложен ряд психолого-педагогических условий для реализации на практике коучинговой модели иноязычного обучения.

Ключевые слова:

коучинговая модель, иноязычное обучение, студенты вуза, коуч, личностное и профессиональное развитие.

С. 215-221

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
открыть

ИНОЯЗЫЧНАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
КАК ОБЪЕКТ ОВЛАДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Романовская Е. И.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-222-226

Аннотация

В статье рассматривается иноязычная фонологическая способность как методический феномен при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте. Анализируются понятия «фонематический слух», «фонетический слух», «фонологическая способность». Описываются структурные компоненты иноязычной фонологической способности и ее значимость для формирования иноязычных речевых способностей у младшего школьника.

Ключевые слова:

фонетика, фонология, способность, начальное иноязычное образование, овладение иностранным языком.

С. 222-226