Аннотация.
Статья посвящена проблеме соотношения лингвофилософского феномена внутренней формы слова, изучение которого началось во второй половине XIX в., и понятия «образа-эйдолона». Эйдолон являлся магистральной составляющей эстетической системы акмеизма – одного из главных литературно-философских направлений Серебряного века. В самой сущности внутренней формы слова, которая определяется как «образ образа», просматривается очевидная связь и схожесть с акмеистическим пониманием образа-эйдолона как созидающего импульса произведения. Эйдолон предвосхищает формирование конкретного художественного образа, который в конечном итоге отображается в конкретном тексте, так же, как внутренняя форма (представление) предвосхищает формирование понятия. Николай Гумилев, главный теоретик акмеизма, вслед за Александром Потебней, выдающимся лингвистом и философом, считает, что поэзия – это не только явление языка, но и особая форма речи, особый, творческий способ мышления. Один из главных признаков этого явления – преобразование мысли при помощи конкретного образа, «образа образов», внутренней формы слова, аналогом которой в акмеизме явился эйдолон.
|
Ключевые слова:
акмеизм, внутренняя форма слова, лингвопоэтика, образ, философия языка, эйдолология, эйдолон.
|