Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2018

 Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 
Философия и наука             
открыть

КОГЕРЕНТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ И МЕТАФОРИЗАЦИЯ ЯЗЫКА ФИЛОСОФИИ

Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б.


Аннотация.  

В статье рассматривается содержание когерентной концепции истины сквозь призму герменевтических стратегий в философии, анализируются теории Л. Витгенштейна, М. Даммита, Н. Гудмена, Х. Позера, Х. Патнэма. Проведенное исследование позволяет рассмотреть когерентную концепцию истины в качестве эпистемологического каркаса языка философии. Применение разработанного подхода дает возможность учитывать метафорическую природу философских понятий.

Ключевые слова:  

когерентная концепция истины, метафора в языке философии, эпистемологический каркас, концептуальная схема, понимание языковых выражений, критерии истины, модели рациональности. 

С. 9-18 

  

Философия искусства
открыть

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ СООТНОШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ СЛОВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В АКМЕИЗМЕ 

Занегина А. А.

Аннотация. 

Статья посвящена проблеме соотношения лингвофилософского феномена внутренней формы слова, изучение которого началось во второй половине XIX в., и понятия «образа-эйдолона». Эйдолон являлся магистральной составляющей эстетической системы акмеизма – одного из главных литературно-философских направлений Серебряного века. В самой сущности внутренней формы слова, которая определяется как «образ образа», просматривается очевидная связь и схожесть с акмеистическим пониманием образа-эйдолона как созидающего импульса произведения. Эйдолон предвосхищает формирование конкретного художественного образа, который в конечном итоге отображается в конкретном тексте, так же, как внутренняя форма (представление) предвосхищает формирование понятия. Николай Гумилев, главный теоретик акмеизма, вслед за Александром Потебней, выдающимся лингвистом и философом, считает, что поэзия – это не только явление языка, но и особая форма речи, особый, творческий способ мышления. Один из главных признаков этого явления – преобразование мысли при помощи конкретного образа, «образа образов», внутренней формы слова, аналогом которой в акмеизме явился эйдолон. 

Ключевые слова

акмеизм, внутренняя форма слова, лингвопоэтика, образ, философия языка, эйдолология, эйдолон.

С. 19-26

     

Философия образования

 

открыть

ЗАЧЕМ СТУДЕНТУ ФИЛОСОФИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Кондратьева С. Б.

Аннотация. 

Статья посвящена проблемам преподавания философии в высших учебных заведениях, осмыслению роли философии в современном обществе и в системе образования. Основное внимание в работе акцентируется на изменении статуса философии в образовательном процессе, в связи с чем излагаются взгляды на поиски новых подходов к преподаванию философских дисциплин. 

Ключевые слова

преподавание философии, место философии в образовательном процессе, компетентностный подход, роль философии в подготовке будущего учителя. 

С. 27-32

 

открыть

ДИСКУССИЯ О СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КООРДИНАТАХ РЕЛИГИОЗНОГО, АТЕИСТИЧЕСКОГО И НАУЧ НОГО МИРОВОЗЗ РЕНИЙ 

(в историко-философском и общетеоретическом аспектах)

Гусев Д. А., Потатуров В. А.

Аннотация. 

Актуальность темы обусловлена разворачивающейся в отечественной социально-гуманитарной и политической мысли последних лет дискуссия о теологическом образовании в современной России. Ставятся вопросы о его возможности, целесообразности, оправданности, необходимости, позитивном или негативном влиянии на российское общество. В контексте последовательной смены в политической и духовной истории России XX–XXI вв. религиозной, секулярно-атеистической и постсекулярной мировоззренческих установок представляется значимым рассмотреть основные аргументы сторонников и противников интеграции теологического образования в систему современного светского образования. В статье предпринимается имеющая теоретическое и практическое значение и характеризующаяся научной новизной попытка произвести такого рода рассмотрение в сравнении и сопоставлении смысловых координат религиозного, атеистического и научного мировоззрений на предмет расхождений и возможных совпадений их основополагающих установок. Основным выводом авторов является утверждение, согласно которому наука, по своей сути и природе, не является союзницей атеизма и противницей религии, в силу чего светское образование, связанное, прежде всего, с освоением основных научных представлений о мире, не идет вразрез ни с религиозным, ни с атеистическим мировоззрением. Теологическое и светское образование вполне могут мирно сосуществовать на нынешнем этапе жизни страны и даже дополнять друг друга.

Ключевые слова

мировоззрение, религия, теизм, пантеизм, атеизм, наука, теологическое образование, светскость, секулярность, постсекулярность.

С. 33-47 

 

 Психологические науки 19.00.00
История психологии
открыть

ЛИЧНОСТЬ В МИРЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО

Мицкевич А. Н.

Аннотация. 

В статье представлены методологические аспекты формирования концептуальных подходов к исследованию личности в условиях генезиса новой социальной формации, закономерности и особенности развития личности в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.

Ключевые слова

культурно-историческая теория, личность, педагогика, психология, развитие.

С. 48-55

   

Педагогическая психология

 

открыть

О ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ КИБЕРАКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 18–22 ЛЕТ

Толстова О. И.

Аннотация. 

В данной статье рассматриваются прогностические способности в рамках исследования перцепции социальных явлений киберактивных пользователей в возрасте 18–22 лет. Описываются специфические условия виртуального пространства, влияющие на продуктивность прогнозирования социальных явлений студентов. Рассматривается содержание понятий «виртуальная реальность» и «способности». В зависимости от меры использования интернет-ресурсов испытуемые были поделены на экспериментальную и контрольную выборки. В экспериментальную выборку привлекались киберактивные студенты с пребыванием в Интернете по 5–6 часов со стажем от 7 до 10 лет. Контрольную выборку составили менее киберактивные студенты, находящиеся ежедневно в Сети от 2 до 4 часов со стажем от 3 до 8 лет. В качестве стимульного материала использовалась картина, содержащая сложный сюжет, которая позволила определить скорость и точность прогнозирования социальных явлений. В результате данного исследования выявлено, что скорость прогнозирования социальных явлений снижается у киберактивных пользователей 18–22 лет, по сравнению с менее киберактивными испытуемыми. Присутствуют различия между экспериментальной и контрольной выборками по показателю точности прогнозирования социальных явлений. Было зафиксировано влияние длительности и системности пребывания субъектов в киберпространстве на способности прогнозирования.

Ключевые слова

прогностические способности, продуктивность прогнозирования, киберпространство, социальные явления.

С. 56-64

 

открыть

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

(на примере китайских студентов)

Ван Юаньян

Аннотация. 

В статье изложены данные, полученные в ходе исследования по методам «MSCEIT V.2.0» и «Опросник адаптации личности к новой культурной среде Л. В. Янковского (адаптированный В. В. Константиновым)», на группе испытуемых – китайских студентах, обучающихся в российских вузах (n = 35). Установлена связь между показателями эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации. Обнаружено значимое соответствие между способностью распознавания эмоций и адаптивностью, способностью управления эмоциями и отчужденностью. При этом положительная корреляция между самими эмоциональным интеллектом и социально-психологической адаптацией считается недостаточно доказанной.

Ключевые слова

эмоция, эмоциональный интеллект, социально-психологическая адаптация, социальная группа, социальная психология, иностранные студенты. 

С. 65-71

     

 Педагогические науки 13.00.00

 

Модернизация образования
открыть

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Занина Л. В., Кирик В. А.

Аннотация

В статье рассматриваются тенденции и мегатенденции в мировом и отечественном образовании, определяющие специфику позиции вуза как центра их пересечения и реализации. При этом образование рассматривается как квазиобщественное благо, обеспечивающее развитие современного общества в целом. Это, в свою очередь, обусловливает общественное финансирование образования. В статье приводятся социальные и глобальные вызовы современному образованию, рассматриваются направления их реализации в деятельности высшей школы. Особое внимание уделяется экономическим вызовам высшей школы, истоки которых лежат в области продолжающейся модернизации постиндустриальной глобальной экономики и системной диверсификацией и реиндустиализации экономики страны. В статье определяются методологические механизмы развития отечественной высшей школы, обоснована актуальность новой отрасли в теории образования – экономики образования, приведен методологический аппарат экономики образования, определяющий исследовательские границы этой научной области в современных условиях.

Ключевые слова:

тенденция, мегатенденция, гуманизация, квазиобщественное благо, вызовы современности, экономика образования.

С. 72-78 

 

открыть

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 

(по материалам зарубежных исследований)

Вачков И. В., Вачкова С. Н.

Аннотация

В статье рассматриваются результаты метаанализов из зарубежных источников, посвященных изучению факторов учебной успешности школьников. Авторы проанализированных исследований в качестве важнейших из этих факторов выделяют собственные усилия ученика, вклад школы и вклад учителя. Показано, что вклад самого ученика имеет значительно больший вес, чем другие факторы. Влияние ряда факторов, традиционно оцениваемых как значимые, оказалось совсем небольшим. Так, не слишком важными оказались пол ученика, тип школы, наполняемость классов, введение школьной формы, летние школы, формирование классов с учетом способностей детей.

Ключевые слова:

факторы учебной успешности школьников, размер эффекта, метаанализ, учитель, ученик, преподавание, обратная связь.

С. 79-90

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ГЕРМАНИИ

Плаксина Н. В.

Аннотация

В статье рассматриваются социокультурные условия развития системы педагогического образования в Германии. Автором проанализированы особенности инновационного пути развития национальной системы подготовки педагогических кадров, показаны основные типы учебных заведений в системе педагогического образования Германии, сформированы основные принципы организации и технологии процесса обучения.

Ключевые слова:

образование, педагогическое образование, учебное заведение, школа, высшие педагогические школы, университет.

С. 91-98

 

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД С ДВУХ СТОРОН

Боброва Л. Н., Никулова Г. А.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования отношения двух сторон участников учебного процесса – преподавателей дисциплин естественно-математического цикла и школьников, обучающихся в классах физико-математического профиля – к использованию образовательных онлайн-ресурсов в подготовке и осуществлении учебного процесса. Особое внимание уделено различиям точек зрения этих групп пользователей на потребности и проблемы, возникающие при задействовании интернет-ресурсов в учебном процессе.

Ключевые слова:

интернет-ресурсы, образовательные интернет-ресурсы, образовательные онлайн-ресурсы, потребности пользователей образовательных интернет-ресурсов, использование интернет-ресурсов в учебном процессе.

С. 99-112 

  

История образования и педагогики
открыть

ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ-ВОКАЛИСТОВ XIX ВЕКА

Косовцов Н. Е.

Аннотация. 

В статье рассмотрены педагогические традиции классического вокального образования в России и особенности их применения ведущими педагогами-вокалистами XIX в. для обучения классическому вокальному искусству. Показана актуальность изучения певческих традиций России для современного периода развития вокального образования.

Ключевые слова:

вокальное образование, традиции, голосовой аппарат, русская школа пения, метод показа, синтетический метод, художественная задача. 

С. 113-120

  

открыть

П. Р. АТУТОВ – УЧЕНИК И ПРОДОЛЖАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ М. Н. СКАТКИНА

Намсараев С. Д., Занаев С. З.

Аннотация. 

Статья посвящена роли М. Н. Скаткина и его ученика П. Р. Атутова в развитии отечественного политехнического образования, как стратегического направления модернизации и промышленно-экономического развития страны. В статье используется архивный материал – коллективное письмо ученых АПН РСФСР к руководству страны, опубликованное в 1954 г. 

Ключевые слова:

политехническое образование, политехническое обучение.

С. 121-127 

 

Новые исследования в образовании
открыть

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ВУЗ Е НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

Пудов А. Г.

Аннотация 

Российский вуз на периферии стал поликультурным. Человек с консервативным набором этнокультурных ценностей в полной мере не готов к многомерному диалогу с ранее незнакомой культурой. Это порождает недоверие между людьми, деформирует характер межкультурного взаимодействия. Диалог, в условиях взаимодействия консервативных идеократических форм сознания и доминантных кодов коллективной интенциональности усложняется. В условиях мультикультурного общества модель поликультурного образования нуждается в выработке стратегии воплощения. Цель работы – выявление стратегии поликультурного образования вуза в условиях этнокультурной региональности, миграций населения и доминирования масскульта. Предлагаются практикоориентированные документы по реализации модели поликультурной среды – программа формирования данной среды в вузе, психологическая аффирмация на поликультурное образование, памятка для студентов и преподавателей.

Ключевые слова:

практикоориентированные документы по реализации модели поликультурной среды –программа формирования данной среды в вузе, психологическая аффирмация на поликультурное образование, памятка для студентов и преподавателей.

С. 128-139

 

открыть

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Мельников Т. Н., Москвина А. С., Третьяков А. Л.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность обращения к проблематике взаимодействия Российской Федерации и Китайской народной республики в вопросах гуманитарного сотрудничества, в том числе в сфере образования. Обозначается сущностный компонент обращения первых лиц двух государств к вопросам образования. Отмечается законодательная базисная основа для расширения международной интеграция в области образования. Приведены важные детерминанты китайского реформатора в области образования Ли Ланьцин. Особое внимание уделяется важным направлениям международной интеграции двух держав в области образования. Приведены авторские размышления относительно перспектив сотрудничества России и Китая в образовательной сфере.

Ключевые слова:

образование, Российская Федерация, Китайская народная республика, вектор, сотрудничество, государственная образовательная политика, XXI век. 

С. 140-148

 

Инновационные  технологии в образовании
открыть

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Деза Е. И., Котова Л. В., Модель Д. Л.

Аннотация

В статье проанализированы роль и место современных учебных пособий в фундаментальной математической подготовке студентов педагогических вузов, структурные особенности и дидактические возможности авторских электронных математических курсов, разработанных на их основе. Выделены принципы построения таких курсов. Предложены критерии отбора содержания и технического обеспечения для указанных курсов. Рассмотрены их основные функции. Перечислены предъявляемые к ним требования. Обосновано использование системы Moodle в качестве технологической базы создания соответствующих электронных ресурсов. Представлены примеры разработанных авторами электронных курсов по теории чисел, криптографии, дискретной математике, вычислительной математике.

Ключевые слова:

высшее математическое образование, учебное пособие по математике, электронный курс, принципы построения электронного курса, функции электронного курса, требования к электронному курсу, среда Мооdle. 

С. 147-155 

 

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ИДЕОЛОГИИ CDIO

Бутакова С. М., Феськова Е. В.

Аннотация

Под интеграцией в обучении в статье понимается взаимодействие и взаимопроникновение структурных элементов различных областей знания, методов познания и общенаучных понятий на единой логико-методологической основе с целью раскрытия межпредметных вопросов и проблем. Моделями интеграции в образовании могут быть: курс, объединяющий несколько предметов из одной образовательной программы; объединение учебных предметов из одной образовательной области на базе преимущества одной дисциплины, сохраняющей свою специфику; интегративный курс в рамках вариативной части учебного плана, где объединяются предметы из удаленных образовательных областей. При реализации интегрированного обучения знания становятся системными; умения – обобщенными, способствующими комплексному применению знаний, переносу идей и методов из одной науки в другую.

Ключевые слова:

интегративный подход, интегрированное учебное задание, фрагментарная интеграция, межпредметная интеграция, активные методы обучения.

С. 156-163

 

Слово молодым ученым
открыть

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЛЕТНИХ ДЕТСКИХ КОЛОНИЙ И БОЙСКАУТОВ

Ладченко К. В.

Аннотация

Данная статья посвящена характеристике двух педагогических систем внешкольного образования второй половины XIX – начала XX в. В статье приведен подробный анализ основных положений, теоретических и методологических основ данных учреждений. Прослежена причинно-следственная связь, выявлены основные факторы зарождения, изучены основные программы. Приведены воспоминания детей – колонистов и скаутов. Данная статья может быть полезной для изучения педагогических учреждений внешкольного образования второй половины XIX – начала XX в.

Ключевые слова:

внешкольное образование, скаутинг, летние детские колонии, колонии, скауты, Вальтер Бион, Роберт Бадэн-Пауэлл.

С. 164-172