×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js


Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2017

 Содержание

 

 

 Философские науки 09.00.00 
История философии              
открыть

БАЗОВЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИНКУЛЬТУРАЦИИ

Фролова Н. А.


Аннотация. 

В статье проанализирован процесс становления и развития отечественной религиозной философской мысли сквозь призму отражения в ней культурных «кодов», формирующих модальность русской духовной культуры. Отражены результаты исследования таких значимых концептов русской философии, как «теократия» и «богочеловечество».

 

Ключевые слова: 

Русская религиозная философия, русская культура, теократия, богочеловечество. 

С. 9-14

 

открыть

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ТВОРЧЕСТВА А. С. ХОМЯКОВА И Ю. Ф . САМАРИНА

Скороходова С. И.


Аннотация. 

В статье рассматриваются и сопоставляются некоторые философско-исторические идеи А. С. Хомякова и Ю. Ф. Самарина, оказавшие воздействие на всю русскую философскую и общественную мысль XIX – первой половины XX в. Утверждается, что в основе философии истории Самарина лежит политическая философия, которую он связывал с глубинными вопросами человеческого бытия, с учением о личном откровении. Показано, что если Хомяков действительно был сторонником «вселенскости» и видел Россию все же в семье европейских стран, то именно Самарину русская философская мысль обязана идеей о возможности разных путей развития сосуществующих, но непохожих друг на друга «миров». Раскрываются взгляды Хомякова и Самарина на славянский вопрос. Показано, что в творчестве Хомякова славянский мир во главе с Россией призван объединить Восток и Запад, а по Самарину, Россия и славянство – особый мир, имеющий ценность в самом себе. Обосновывается мысль о том, что смысловым центром славянской идеи, в понимании представителей московской школы, становится не панславизм, а идея «славянского братства», которое не противостоит всему остальному человечеству и носит не наступательный, а оборонительный характер. Подчеркивается, что идея «славянского братства» наиболее точно выражает стремление Хомякова и Самарина воплотить принцип соборности в общественной жизни славян. Рассматриваются вопросы о смысле истории, о «русской идее», о значении веры в судьбе народов, а также польский вопрос. Делается вывод о том, что философско-исторические идеи Хомякова и Самарина актуальны и сегодня; что понятие «соборность», по существу, является одним из главных связующих центров их органичного, целостного творчества. 

Ключевые слова: 

мировой запрос, народность духа, теоантропоцентризм, телеологизм, политическая философия, личное откровение, славянское братство, супранационализм, русская идея, цивилизация. 

С. 15-23

 

 Психологические науки 19.00.00
Психологическая антропология
открыть

СТАНДАРТНО О НЕСТАНДАРТНОМ

Богоявленская Д. Б.

Аннотация. 

В статье приводятся высказывания Президента РФ В. В. Путина, взятые из его речи перед Федеральным Собранием, касающиеся воспитания творчества в школе. Средства массовой информации исказили смысл сказанного, что может повлиять на практическую реализацию указаний Президента. В связи с этим в статье подробно разбирается распространенная у нас в стране теория творчества известного американского ученого Дж. Гилфорда. Ее внедрение в школьную практику приводит к негативному результату. 

Ключевые слова: 

творчество, креативность, дивергентное мышление, нестандартное мышление, оригинальность, тесты. 

С.24-36

 

открыть

ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК ФОРМА ИГРЫ

Трифонова Е. В.

Аннотация. 

В статье анализируется сюжетное детское рисование как проявление игровой деятельности ребенка. Раскрывается его генезис, структурные компоненты, специфика по отношению к изобразительной деятельности и другим видам деятельности ребенка, отмечается значение для развития ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: 

самодеятельная игра, режиссерская игра с опорой на рисунок, генезис детского рисунка, сюжетное рисование.

С.37-45

Педагогическая психология
открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГРУППОВОГО ХАРАКТЕРА И СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В У ГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ  

Бокова Н. В., Левин Л. М.

Аннотация. 

В статье приводятся результаты исследования подростков, совершивших преступление группового характера и состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. На основе контент-анализа личных дел 80 несовершеннолетних осужденных изучены их социально-демографические и криминологические характеристики, особенности взаимодействия подростков в процессе совершения группового преступления. Проведено также обследование подростков на предмет выявления склонности к девиантному поведению с помощью «Методики диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил» (Ю. А. Клейберг). На основе проведенного исследования предложены меры по совершенствованию психопрофилактической работы с данной категорией осужденных. 

Ключевые слова

несовершеннолетние, групповое преступление, условно осужденный, социализация, профилактика, рецидив.

С. 46-57

 

Модернизация образования
открыть

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 

Овчинников А. В.

Аннотация. 

В статье рассматриваются некоторые теоретические проблемы, возникающие в процессе научно-педагогического анализа законодательства в области образования на постсоветском пространстве. Показана культурно-историческая обусловленность формирования образовательного законодательства как важного фактора обеспечения сбалансированности национальных традиций и тенденций мирового развития в условиях глобализации. 

Ключевые слова

постсоветское образовательное пространство, образовательное законодательство и образовательное право, национальные и наднациональные тенденции в образовании, региональные особенности формирования образовательного законодательства на постсоветском пространстве.

С. 58-65

 

открыть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИДАКТИКИ 

Уман А. И.

Аннотация

Рассмотрен процесс развития в дидактике идей педагогической технологии, выделены основные этапы развития технологического знания, начиная с 1950-х гг. до настоящего времени и на перспективу – до 2020-х гг. В этот период завершается построение основного категориального аппарата дидактики и формирование технологического «этажа» дидактики как науки. 

Ключевые слова: 

программированное обучение, технологический подход к обучению, конструирующая деятельность учителя, категориальный аппарат, теория целей обучения, учебное задание, результаты образования.

С. 66-72

 

История образования и педагогики
открыть

РЕФОРМИРОВАНИЕ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ В ТРУДАХ НЕМЕЦКОГО ПЕДАГОГА ГЕОРГА КЕРШЕНШТЕЙНЕРА

Беленцов С. И.

Аннотация. 

Цель статьи заключается в характеристике с современных позиций гуманистической системы, предложенной известным педагогом Германии второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Георгом Кершенштейнером. Ведущими подходами к характеристике данной проблемы являются системный, исторический и культурологический, позволившие выявить сущностные характеристики, особенности реформирования начальной народной школы в Германии рассматриваемого периода. Материалы статьи могут быть полезными педагогическим работникам, организаторам воспитательной работы с учащейся молодежью для знакомства с жизнью и деятельностью известного немецкого педагога и общественного деятеля Георга Кершенштейнера. 

Ключевые слова:

Георг Кершенштейнер, гражданское воспитание, трудовая школа, начальная народная школа.

С. 73-79 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СССР В 1920–1930-е ГОДЫ

Богуславский М. В., Занаев С. З.

Аннотация

В статье рассматриваются организационно-культурные аспекты развития политехнического образования в СССР в 1920–1930-е гг., представляющие стратегически важное направление модернизации образования в современную информационную эпоху. 

Ключевые слова:

организационная культура всеобщего политехнического образования, научная организация труда, политехническое воспитание.

С. 80-89

 

Новые исследования в образовании
открыть

РАЗВИТИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Ниязова Г. Б.

Аннотация

В статье представлены значимые характеристики и критерии формирования основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы. Критерии и факторы основ исследовательской компетентности рассматриваются как результат целостного образовательного процесса, в том числе исследовательской подготовки, организации исследований в качестве основного метода. Основы исследовательской компетентности учащихся, которые должны быть выработаны в начальной школе, являются интегративной характеристикой, состоящей из четырех компонентов: мотивационно-ценностных, значимых, когнитивных, процедурной оценки. Исследовательская деятельность учащихся представляет собой механизм введения в мир ценностей интеллектуального сообщества. Ее организация требует от учителей правильного понимания структурных основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы, которая представлена как многомерный фактор проявления индивидуальных способностей учеников, развития в будущем для жизни.  

Ключевые слова:

учебно-исследовательская деятельность учащихся, исследовательская компетентность, начальное образование, исследовательская активность, исследовательские способности.

С. 90-98

открыть

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рахматуллаева Д. Р.

Аннотация

В статье рассматривается практико-ориентированное содержание и совокупность многообразных форм и методов подготовки учащихся профессиональных колледжей к предпринимательской деятельности. Раскрыты основные этапы осуществления предпринимательской деятельности.

Ключевые слова:

содержание, формы, методы, предприниматель, интеграция, среднее специальное профессиональное образование, деятельность.

С. 99-104

 

Инновационные технологии в образовании
открыть

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Локотко Е. Г.

Аннотация.

Мотивационная основа профессиональной деятельности педагогов – ключевой вопрос в развитии профессиональной компетентности, особенно в условиях реализации инноваций в образовании. В статье приведен эмпирический пример эффективного мотивирования педагогов, направленного на повышение качества образования через развитие их профессиональной компетентности. Представлена динамика мотивации педагогов на протяжении пяти лет. 

Ключевые слова:

мотивация, мотивационные побуждения, профессиональная компетентность, педагогика, информационная образовательная среда.

С. 105-113

 

открыть

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Волынкин В. И., Сорокина Ж. И.

Аннотация.

В статье представлен опыт применения методов проектного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Прогимназия № 3» г. Астрахани. Предложена схема осуществления проекта «Семья» для детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день в педагогике дошкольник рассматривается как «саморазвивающаяся система», при этом задача взрослых – создание условий для саморазвития детей. Одним из способов обеспечения взаимодействия детей и взрослых является технология проектирования. Участие в проектной деятельности дает возможность детям и взрослым самостоятельно разрабатывать для себя и других новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменять самого себя. Проектирование требует индивидуальных неповторимых решений и в то же время коллективного творчества. Креативная деятельность даже в небольшом коллективе способствует активному развитию способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из отдельных элементов единое целое.

Ключевые слова:

дошкольное образование, мотивационная готовность к обучению, проектная деятельность, проектный метод.

С. 114-118

 

Слово молодым ученым
открыть

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Козлов О. А.

Аннотация

В статье характеризуется системное использование в образовательном процессе военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации комплекса информационных технологий общего и специального назначения при интеграции их в содержании разделов подготовки военных специалистов. 

Ключевые слова:

информационные технологии, профессиональная подготовка, войска национальной гвардии, военное образование. 

С. 119-128

Научная жизнь
открыть

В. Я. СТОЮНИН – ВЫДАЮЩИЙСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕНЫЙ-ПЕДАГОГ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И МЕТОДИСТ-СЛОВЕСНИК (ПО СТРАНИЦАМ ЮБИЛЕЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

Милованов К. Ю., Никитина Е. Е.

Аннотация

В научной информации приводится краткое содержание докладов и выступлений, заслушанных на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «В. Я. Стоюнин – видный отечественный просветитель, ученый-педагог и методист-словесник», посвященной 190-летию со дня рождения ученого. 

Ключевые слова:

В. Я. Стоюнин, история педагогики и образования, общество, школа, реформа образования, модернизация образования, методическое наследие, методика преподавания литературы, история литературы.

С. 129-140