Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2020

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

  

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГУМБОЛЬДТ ОБ ИСТОРИИ И ИСТОРИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

Макарьев И. В.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-9-19

Аннотация. 

В статье предлагается реконструкция подхода Вильгельма фон Гумбольдта к историческому мышлению и пониманию истории. Показываются сложности рецепции философии Гумбольдта в целом в советской и постсоветской философской традиции, выявляются новые возможности рассмотрения философии Гумбольдта с опорой на западную философскую традицию ХХ в. и понятие «событие». В качестве события, внутри которого может быть понята научно-философская программа Гумбольдта, рассматривается революция в способе мышления, произведенная в философии после Гегеля поздним Шеллингом, Марксом, Кьеркегором и немецкой исторической школой. Анализируется предпринятая Гумбольдтом критика гегелевской философии истории.

Ключевые слова

действительность, событие, понимание, идея, философия истории, историзм, история, нарратив, традиция.

С. 9-19

       

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

 открыть

ЭКОФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КАРКАС И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Горохов С. А.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-20-27

Аннотация.  

Данная статья посвящена необходимости формирования парадигмального синкретического подхода к поступательному становлению и развитию гармоничного общества будущего. Автор отмечает невозможность решения вопросов, связанных с формированием гармоничного общества в рамках каких-либо
частных теорий, наук. Делается вывод о важной роли экофилософии в формировании подобного общества, прежде всего из-за возможности совмещения разрозненных наук, этических и моральных воззрений, а также аксиологических установок в рамках одной системы посредством преодоления многовековых противоречий в
рамках системы отношений «природа – человек».

Ключевые слова

экофилософия, синкретичность, русский космизм, биосфера, ноосфера, апреоризм, социальная реальность, поведенческая модель, парадигмальность.

С. 20-27

     

 Психологические науки 19.00.00

        

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ

Дутко Ю. А.                                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-28-37

Аннотация. 

За последние годы средства цифровых коммуникаций стремительно вошли в жизнь современных людей. Глобализация цифровых технологий решается в России на государственном уровне: создаются и реализуются федеральные программы, направленные на включенность человека в виртуальное пространство с самого детства, что, несомненно, влияет на многие аспекты жизнедеятельности человека. Так, люди, развивающиеся в условиях цифровой среды, получили название «поколение Z». Безусловно, данная категория детей не могла остаться незамеченной многими отечественными и зарубежными учеными. В настоящей статье авторами приводится обзор исследований, посвященных изучению «цифрового поколения».

Ключевые слова

теория поколений,
поколение Z, цифровая среда, цифровизация.

С. 28-37

  

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Бойкова К. В.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-38-42

Аннотация

В современных условиях нестабильности социальных процессов, отражающихся на положении каждой семьи, возрастает количество неблагополучных, асоциальных семей, а вместе с тем наблюдается и резкое увеличение детей-сирот, отказников в родильных домах. Данные факторы оказывают влияние на эмоциональное состояние детей и препятствуют нормальному течению их социализации в обществе. Дети вынуждены приспосабливаться к воздействиям, препятствующим естественному развитию, прибегая к использованию механизмов защиты. Одним из важных механизмов защиты является использование навыков ассертивного поведения. При этом важное значение имеет наличие данных навыков не только у самих детей-сирот, но и, в первую очередь, у педагогов, которые с этими детьми взаимодействуют. Дети-сироты должны видеть перед собой яркий, живой пример ассертивного человека. Ведь именно педагоги круглосуточно находятся с детьми-сиротами, и именно с них сироты берут пример. В данной статье рассматривается трактовка понятия «ассертивность». Раскрывается роль ассертивного поведения педагога во взаимодействии с детьми-сиротами. Описывается влияние ассертивности педагогов на формирование навыков ассертивного поведения у детей-сирот. Представлены результаты экспериментальной работы по изучаемой теме.

Ключевые слова:

ассертивность, ассертивное поведение, навыки ассертивного поведения, дети-сироты, педагогическое взаимодействие, социализация.

С. 38-42

     

 Педагогические науки 13.00.00 

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

НОВАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧЕНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ В ЧЕХИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Долгая О. И.                                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-43-50

Аннотация. 

Быстро изменяющийся мир, рост конкуренции на рынке труда, повсеместное внедрение цифровых технологий ставят перед образованием новые задачи. В Чешской Республике, как и в других восточноевропейских странах, одновременно с ней вошедших в Европейский Союз и развивающихся в русле
общих тенденций, педагоги-исследователи рассматривают новую культуру обучения, соответствующую обществу знаний и нацеленную на активное, конструктивное, самостоятельное, мотивированное и целостное обучение. В качестве принципов и особенностей новой культуры обучения они выделяют построение учебного материала на основе конструктивистских теорий обучения, создание новой активной учебной среды, изменение роли учителя и ученика, использование методов обучения, соответствующих его новым задачам и целям.

Ключевые слова:

чешское образование, новая культура обучения в школе, активизация учащихся, польская школа пробуждения, новая роль учителя и ученика, конструктивизм в обучении.

С. 43-50

  

открыть

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Медведева Н. В.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-51-56

Аннотация. 

В статье рассмотрены основные виды социальных рисков управления в российских образовательных организациях, указаны источники рисков, продемонстрированы способы снижения негативного влияния корпоративных рисков на управление образовательной организацией.

Ключевые слова:

социальные риски корпоративного управления, риски реализации прав учредителя, риски деятельности органов и структур управления образовательной организацией, риски раскрытия информации, негативные и позитивные последствия рисков, способы минимизации социальных рисков корпоративного управления.

С. 51-56

   

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ТРАБЛХАКИНГ КАК АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ: ИДЕИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В ПОНЯТИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Василенко Ю. В., Волочков И. В.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-57-70

Аннотация.  

В статье представлен концепт траблхакинга как алгоритма мышления и практической деятельности, необходимого современному человеку для достижения результатов в хаосе общественной жизни. Формулируя траблхакинг как методологию совершенствования систем, авторы раскладывают ее на ряд взаимосвязанных понятий. Проанализировав ряд наиболее значимых и популярных в современном мире учений о жизни (С. Р. Кови, М. Крогерус и Р. Чеппелер, Д. Медоуз, У. Паундстоун), авторы доказывают, что идея и методы траблхакинга соответствуют мировому тренду. Проанализировав федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для младшей, основной и средней школы, авторы утверждают, что траблхакинг может быть использован в современной российской системе образования в качестве одного из инструментов реализации компетентностного подхода.

Ключевые слова:

траблхакинг, системный подход, российская школа, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), компетентностный подход.

С. 57-70

  

открыть

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Снурницына Ю. М.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-71-79

Аннотация.  

В статье рассматриваются социально-педагогические детерминанты формирования финансовой грамотности, внешние по отношению к педагогической теории и практике факторы в социальном устройстве, политике, идеологии, экономике, традициях, общей культуре государства и общества, которые оказывают влияние на развитие новых направлений педагогической деятельности в области финансового образования. 

Ключевые слова:

финансовая грамотность, финансовое образование, школьники, исследование, социальная действительность.

С. 71-79 

      

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Жук Л. В.                                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-80-92

Аннотация.  

В статье актуализируется проблема обновления содержания, методов и средств обучения математике в вузе в направлении социокультурной парадигмы. Значимым противоречием, характеризующим кризисную ситуацию в области высшего математического образования, является несоответствие традиционной организации учебного процесса мощному развивающему потенциалу математических дисциплин. Перегруженность большим количеством информации, недостаточная разработанность антропологической, культуросообразной и коммуникативной составляющих математического образования препятствуют психическому развитию личности обучаемого в отношении таких важных качеств, как поисковая активность, креативность, творческое мышление. Решением данной проблемы может послужить трансформация когнитивно-информационной модели обучения, внедрение педагогических технологий, актуализирующих социокультурный аспект математического образования. Цель исследования – разработка методических основ реализации ценностно-смысловой направленности обучения математике в вузе, выражающейся в обеспечении комплекса педагогических условий, связанных с отбором содержания, определением средств и методов обучения, способов организации взаимодействия студентов и преподавателя, при котором учащиеся осмысленно осваивают математические понятия, свободно оперируют ими. Дидактическими условиями реализации ценностно-смысловой направленности обучения математике в вузе выступают: трансформация математического содержания, выражающаяся в обучении на социокультурном опыте; психодидактический подход, ориентированный на формирование у студентов внутренней мотивации; применение методов обучения, обеспечивающих когнитивную и эмоциональную эмпатию (учебный математический дискурс), активизацию продуктивной мыслительной деятельности (технология проблемного диалога); включение нестандартных, творческих задач, учебных кейсов. Обеспечение указанных условий позволит реализовать гуманитарный потенциал математики, раскрыть социальную, практическую и личностную значимость предметного содержания. 

Ключевые слова:

социокультурный аспект образования, ценностно-смысловая направленность обучения математике, учебный математический дискурс, технология проблемного диалога, творческие задачи, учебный кейс.

С. 80-92

   

открыть

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИН ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Кропоткина О. Д., Фролова Т. П.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-93-102

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в техническом вузе с целью повышения мотивации обучения студентов средствами иностранного языка. Раскрываются понятия «мотив» и «мотивация» в широком смысле слова, и в частности дается понятие «мотивы научной  деятельности» через призму классификации мотивов личности. В работе проанализированы положения по данному вопросу, описанные в отечественной литературе в работах таких исследователей, как Д. Б. Богоявленская, Дж. Дьюи, А. Маслоу, Д. Халперн, М. Г. Ярошевский и др. Большинство исследователей выделяют, что исследовательская деятельность представляет собой творческое взаимодействие основных субъектов образовательного процесса, результатом которого является выработка студентами субъективно нового знания путем решения исследовательских задач. Целью данной статьи является рассмотрение способов повышения мотивации к изучению дисциплин по профилю подготовки путем привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности средствами иностранного языка. В статье предлагается программа вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность с учетом современных требований к профессиональной подготовке выпускников вуза. Статья базируется на результатах исследования, анкетирования, наблюдения и опроса, проведенных среди студентов первого курса и второго курса бакалавриата и первого курса магистратуры политехнического вуза, продолжающих изучать английский язык.

Ключевые слова:

мотив, мотивация, мотивы научной деятельности, научно-исследовательская
деятельность.

С. 93-102

 

открыть

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Бадаев Ю. Л.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-103-106

Аннотация

Изучение физики в вузе зачастую являет собой определенного рода трудности у студентов, что связано со спецификой дисциплины и необходимостью формирования физического склада мышления. Этот процесс растянут и не всегда синхронизирован по времени с поступлением и прохождением образовательного маршрута. В статье рассмотрены и проанализированы данные аспекты. Предложены некоторые пути решения.

Ключевые слова:

образовательный маршрут, физика, университет, образование, критерии оценки.

С. 103-106

   

открыть

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛЕЙ ШКОЛЬНОГО ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Филиппова Н. М., Кураколов М. В.                 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-107-116

Аннотация

В статье актуализируется особое положение школьника в системе образования, как важной части социальной структуры общества, вовлеченность ребенка в процессы, происходящие в обществе, и участия в них. Реализация практик участия детей в решении важных для их жизни вопросов способствует личностному росту и профориентации, развивает в них социальную активность и ответственность, гражданскую позицию, организационно-коммуникативные навыки, проектно-исследовательскую грамотность, расширяет социально-ролевой репертуар осуществления общественно значимых функций.

Ключевые слова:

школьное пространство, инициативное бюджетирование, практики участия, методология, проектно-исследовательская грамотность.

С. 107-116

 

открыть

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Катахова С. С., Семчук И. В.                 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-117-127

Аннотация

В статье рассматриваются пути развития психологической компетентности руководителей медицинских учреждений, как фактора эффективного управления. Для подготовки рекомендаций, способствующих развитию психологической компетентности руководителей (заведующих отделениями) медицинского учреждения, были учтены результаты теоретических данных, а также результаты проведенного исследования компонентов психологической компетентности  руководителя (заведующего отделения) медицинского учреждения.

Ключевые слова:

психологическая компетентность, руководители медицинских учреждений, заведующие отделениями, уровни
психологической компетентности, личные качества, организатор коллектива, эффективное управление, профессиональная позиция, квалификация, опыт.

С. 117-127

 

открыть

АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Осташкова В. Н., Кузьмин Д. Н.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-128-134

Аннотация

В статье приведен теоретический обзор причин нарушения формирования навыка чтения, представлен анализ результатов исследования формирования навыка чтения у первоклассников с задержкой психического развития на конец учебного года.

Ключевые слова:

чтение, формирование навыка чтения, дислексия, задержка психического развития, первоклассники.

С. 128-134

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Яркова А. К.                                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-135-144

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме описания, оценки и поиска источников информации в образовательной сфере. Автором выделены четыре комплексные характеристики, наличие которых позволяет пользователю более эффективно осуществлять навигацию в информационном потоке и дает инструмент для критической оценки ресурса. В настоящее время потребность в разработке подобных критериев приобретает особую актуальность в контексте происходящих изменений в мире, связанных с глобальной информатизацией общества и цифровизацией образования.

Ключевые слова:

характеристики источников информации, пользователи информационных ресурсов, виды документов, типология информационных ресурсов, дифференцированность, целостность, полнота, доступность, актуальность.

С. 135-144

 

открыть

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

Вологдина И. В., Третьяков А. Л.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-145-160

Аннотация

В данной статье авторы обращают внимание профессионального сообщества на необходимость организации инновационного медиапространства в дошкольной образовательной организации. Раскрыт феномен экологического образования детей дошкольного возраста с позиций ООН и ЮНЕСКО. Представлены теоретические основы медиаобразования и использование форм и методов медиаобразования в организации экологического образования детей дошкольного возраста. Дан краткий анализ парциальных экологических образовательных программ для дошкольных организаций. Представлен зарубежный опыт медиаобразования в системе дошкольного образования. Выделены направления развития медиаобразования в экологической деятельности с детьми дошкольного возраста. Акцентировано внимание на феномене игрофикации экологического пространства современной дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова:

методов медиаобразования в организации экологического образования детей дошкольного возраста. Дан краткий анализ парциальных экологических образовательных программ для дошкольных организаций. Представлен зарубежный опыт медиаобразования в системе дошкольного образования. Выделены направления развития медиаобразования в экологической деятельности с детьми дошкольного возраста. Акцентировано внимание на феномене игрофикации экологического пространства современной дошкольной образовательной организации.

С. 145-160

 

открыть

ПЕДАГОГИКА ОНЛАЙН-КУРСОВ: РИЗОМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Гречушкина Н. В.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-161-171

Аннотация

В работе представлены результаты анализа отечественной и зарубежной научной педагогической литературы, посвященной различным аспектам применяемого в онлайн-обучении ризоматического подхода: приведена краткая характеристика его философской основы, выявлены особенности организации обучения при данном подходе, дана интерпретация процесса обучения в контексте ризоматического подхода, перечислены связанные с его особенностями основные трудности, а также его отличия от другого распространенного в онлайн-обучении подхода – коннективизма.

Ключевые слова:

электронное обучение, ризома, ризоматическое обучение, коннективизм, педагогика, онлайн-курс.

С. 161-171

 

открыть

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКРАЙБИНГ-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Сакулина Ю. В.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-172-180 

Аннотация

Статья посвящена обсуждению проблем повышения уровня усвоения теоретического материала посредством графического способа отображения. Скрайбинг – это новейшая техника, речь выступающего иллюстрируется параллельно с созданием рисунков. Основная функция способа подачи информации с использованием скрайбинга – это возможность быстро, качественно и наглядно донести информацию до студентов.

Ключевые слова:

скрайбинг, инновационные технологии, графическая техника, наглядность, уровень усвоения, качество усвоения, профессиональные компетенции.

С. 172-180

 

открыть

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

Бодруг Н. С.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-181-195

Аннотация.  

В статье рассмотрена проблема реализации профессиональной готовности инженеров с учетом региональных особенностей в системе дополнительного профессионального образования с использованием электронной образовательной среды университета. Проведены анализ и обобщение исследований по вопросу
использования электронного образования и дистанционных образовательных технологий в России и за рубежом. Осуществлен обзор педагогического опыта использования профессиональной подготовки в системе ДПО в электронной образовательной среде российских вузов. Ориентируясь на потребности региона, предложен вариант реализации профессиональной готовности инженеров в системе дополнительного профессионального образования в электронной образовательной среде вуза.

Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, программа профессиональной переподготовки, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная образовательная среда, производство. 

С. 181-195

 

открыть

ЭЛЕМЕНТЫ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОНЛАЙН-ОПРОСОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСА KAHOOT

Дронова Е. Н.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-196-208

Аннотация

В статье обоснована актуальность использования технологий мобильного обучения в высшем образовании. Раскрыта сущность понятия «мобильное обучение», описаны преимущества использования технологий мобильного обучения для организации учебного процесса. В работе подробно рассматривается технология мобильного обучения Kahoot. Kahoot представляет собой интернет-сервис для разработки и проведения онлайн-опросов. Он подходит для любой учебной дисциплины и является прекрасной заменой покупке дорогостоящих пультов для системы обратной связи в аудитории.

Ключевые слова:

мобильное обучение, технологии мобильного обучения, высшее образование, онлайн-опросы, разработка онлайн-опросов, проведение онлайн-опросов, интернетсервисы, Kahoot.

С. 196-208

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
открыть

ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кроткова В. А.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-209-214

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы повышения качества образования в современной начальной школе, предложены способы репрезентации оценки качества на основе осуществления процедур мониторинга учебной деятельности в соответствии с образовательными стандартами.

Ключевые слова:

образовательная система, современное образование, образование, проблемы образования, недостатки в системе образования, российское образование, тенденции в образовании.

С. 209-214

 

открыть

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фаритов А. Т.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-215-224

Аннотация

Статья посвящена методологическим вопросам организации инженерной деятельности учащихся в рамках ФГОС основного общего образования. В исследовании раскрыто понятие инженерной деятельности учащихся, обоснована необходимость организации инженерной деятельности в 5–9-м классах общеобразовательной школы. Определено, что наиболее эффективно инженерная деятельность может быть организована в сетевой форме с элементами механизма социального партнерства. Выявлено противоречие между содержанием понятия метапредметных результатов и формами организации инженерной деятельности учащихся. Приведена оценка возможности  развития концепта инженерной компетенции и инженерной компетентности учащегося средних классов школы. Методологическую основу исследования составили такие методы и подходы, как анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, метод педагогического моделирования, системный подход, компетентностный подход. Автором выявлены функции, содержание и результаты инженерной деятельности учащихся, что составляет научную новизну исследования. Определено, что одной из ведущих функций является функция профессиональной ориентации. Содержание деятельности отражает проектный подход. Категория результатов деятельности раскрыта через приобретаемые учащимися знания, умения и навыки. В целом разработанная модель структуры инженерной деятельности учащихся носит комплексный характер и применима для методологического обоснования концепции инженерной компетенции учащихся.

Ключевые слова:

инженерная деятельность, инженерное образование, инженерная деятельность учащихся, инженерная подготовка, социальное партнерство, общеобразовательная школа, профориентационная работа, компетенция, компетентность.

С. 215-224

 

открыть

ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВИЯ, МЕХАНИЗМ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ

Шаравцэрэн Цэрэнжигмэдийн                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-225-238

Аннотация

В статье представлены результаты исследования проблемы подготовки профессионалов в области музыкального искусства и педагогов-музыкантов в Монголии. Проведен сравнительный анализ музыкального
образования в Германии, Швеции, Израиле, Китае, Японии и России. Предложены перспективные меры развития профессионального музыкального образования в Монголии. Выделены факторы, препятствия, механизм и направления развития Монгольской государственной консерватории – первого монгольского академического вуза по подготовке профессиональных музыкантов. Механизмом развития профессионального музыкального образования в Монголии является концепция создания Монгольской  государственной консерватории. Концепция включает цели, основные и дополнительные задачи, схему взаимодействия с органами управления и социальными партнерами, модель и схему обучения, систему управления, финансовые основы и этапы организации консерватории.

Ключевые слова:

профессиональное музыкальное образование, Монголия, консерватория, концепция.

С. 225-238 

 

открыть

КАК ДОСТИГНУТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РУССКО-КИТАЙСКОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ?

Ли Яньпин                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-239-246

Аннотация

Развитие у студентов способности осуществлять межкультурную коммуникацию является важной проблемой в современной методике преподавания русского языка в условиях обучения вне языковой среды в китайском вузе. На конкретных примерах осуществлен сопоставительный анализ фактов культуры в русско-китайской межкультурной коммуникации, выявлены сходства и различия. Полученные результаты анализа помогают достижению взаимопонимания в процессе межкультурного общения представителей двух великих держав – России и Китая.

Ключевые слова:

межкультурная коммуникация, вербальное общение, прием сопоставления, диалог культур, текст-миниатюра, когнитивные барьеры, социокультурная компетенция.

С. 239-246