Ренессанс был временем последовательного возрождения платонизма и неоплатонизма. Характерной особенностью этой эпохи стало то, что в новую эпоху философию Платона прочитали в первую очередь как философию любви. Платоновский Эрос в эпоху Возрождения сделался принципом, связавшим все земное с областью божественного и трансцендентного, придав ему гуманистический характер. Отчасти причиной этому являлась предшествовавшая Ренессансу куртуазная культура с ее культом служения даме и догматом о том, что Бог есть любовь. В результате истоки возрожденческого платонизма обнаруживаются не только в философии, но и в поэзии – от итальянских стильновистов до английских поэтов-елизаветинцев: Сидни, Спенсера и Шекспира. Однако у самого Шекспира платонизм претерпел радикальное изменение. В центре эстетической системы «Сонетов» встал не статичный архетип, не трансцендентная Идея прекрасного и не идеализированная дама, но живой и несовершенный человек. Роль Прекрасного друга определяется не столько тем, что он является носителем платоновского триединства «блага-красоты-истины», сколько тем, что платоновская триада в мире Шекспира вообще не существует вне живой «субстанции» друга. Если возрожденческая наука постепенно переместила центр универсума от Земли к Солнцу, то антропоцентрическое мировоззрение окончательно утвердило средоточие духовной вселенной в сердце человека. Истина, красота и благо укоренены там. Поэтому основой шекспировской концепции служит не платоновское восхождение к миру идей, а нисхождение в себя – средневековая исповедь, признание. Однако для своего существования признание требует авторитета, полномочного его принять. Прекрасный друг выступает именно в качестве такого высшего авторитета. Весь мир трансцендентного Шекспир обнаруживает в дорогом существе. Заоблачная платоновская идея окончательно и бесповоротно становится земным человеком. Вне его ничего не существует: ни гармонии, ни истины, ни порядка, ни самого мира. Вне его все распадается и само время «выходит из суставов».
|
Ключевые слова:
платонизм, идея прекрасного, платоновская теория любви, Шекспир, признание.
|