Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2024

Содержание

 

Философские науки (5.7)

  

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

   

открыть

РЕЛЯЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА В ФИЛОСОФИИ ФИЗИКИ

Князев В. Н.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-9-16

Аннотация. 

Формирование реляционной картины мира является закономерным этапом в развитии философии физики. Философская рефлексия современного состояния фундаментальной теоретической физики достаточно многообразна. Автор исходит из того, что реляционная картина мира как методологический конструкт формируется в современной физике на основе обобщения реляционной парадигмы, основанной на трех самостоятельных фундаментальных принципах: принцип реляционного понимания пространства-времени, принцип дальнодействия (action-at-a-distance) и принцип Маха. Эпистемологическая роль этих принципов чрезвычайно значима для раскрытия динамики развития физики вне господствующей и ныне теоретико-полевой парадигмы. Свой вклад в развитие современной физики вносит и геометрическая парадигма. Принципы реляционной парадигмы дополняются новым математическим аппаратом бинарных систем комплексных отношений. Автором делается вывод об эвристической ценности самой теории бинарной геометрофизики, разработанной Ю. С. Владимировым, и ее обобщения в виде реляционной картины мира для философского понимания их роли в дальнейшем развитии фундаментальной теоретической физики.

Ключевые слова

реляционная картина мира, парадигмы физики, эпистемология физики, бинарная геометрофизика, Ю. С. Владимиров.

С. 9-16

 

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

   

открыть

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»: ПО МАТЕРИАЛАМ АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б.                 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-17-26

Аннотация. 

В статье анализируется социально-философское и мировоззренческое содержание дисциплины «Основы российской государственности». Авторы рассматривают педагогические средства, направленные на формирование у студентов гражданской позиции, социальной ответственности, навыков философской рефлексии, анализа и осмысления актуальных политических и духовно-нравственных ориентиров. Освоение данной дисциплины позволяет повысить эффективность воспитательной работы в системе высшего образования, а также способствует выработке национальной стратегии развития высшей школы. Апробация педагогических технологий осуществлялась с 1 сентября по 30 ноября 2023 г. в группах студентов Московского педагогического государственного университета и Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Ключевые слова

социальная идентичность, традиционные российские духовно-нравственные ценности, системная модель российского мировоззрения, основы российской государственности, педагогические технологии.

С. 17-26

  

 

Психологические науки (5.3)

  

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

  

открыть

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ДИСТАНЦИЮ В ОТНОШЕНИЯХ С ПЕДАГОГАМИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лоленко Е. В.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-27-35

Аннотация. 

В статье рассмотрены определения стилей педагогического общения у разных авторов. Охарактеризовано влияние стиля педагогического общения на наличие социально-психологической дистанции (когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной) у старшеклассников. Приведены результаты исследования стиля педагогического общения и воспитания. Описан метод диагностики межличностных отношений и результаты исследования близости (отдаленности) при взаимодействии старшеклассников Тюменской области с педагогами.

Ключевые слова

общение, отношения, межличностные отношения, социально-психологическая дистанция.

С. 27-35

   

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ)

Кулик А. А., Рогатых С. В.,
Попова С. А.                   
                                 
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-36-50

Аннотация. 

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью разработки современных образовательных технологий, опирающихся на субъектно-средовый подход и предполагающих реализацию двусторонней связи: психологических особенностей субъекта деятельности и условий образовательной среды. Создание профильных классов преследует цель –способствовать соотнесению индивидуальных особенностей учащихся и предлагаемую сферу деятельности. Теоретический анализ показывает, что успешность обучения в школе напрямую зависит от эмоционально-мотивационной составляющей учебной деятельности. Цель исследования заключалась в изучение специфики эмоционально-мотивационного состояния обучающихся профильных классов. В исследовании принимали участие обучающиеся 10-х классов по профилям: химико-биологический, физико-математический, историко-правовой. По результатам исследования сделаны выводы: преобладание школьной тревожности свойственно обучающимся по химико-биологическому и физико-математическому профилям, что демонстрирует значимость оценки педагога либо сверстников, в случае несоответствия требованиям социальной среды запускается тревога в учебных ситуациях. Для обучающихся физико-математического профиля эмоциональные переживания возникают в ситуациях коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, им сложнее выстраивать коммуникацию. Для обучающихся химико-биологического и физико-математического профилей свойственно испытывать напряжение в ситуации невозможности соответствовать собственным ожиданиями и ожиданиям окружающих, для школьников-историков актуализация познавательного мотива приводит к большей тревоге по поводу несоответствия собственным ожиданиям и ожиданиям окружающих. Для школьников химико-биологического и физико-математического профилей выраженность внешних мотивов взаимосвязана с самооценочной и межличностной тревожностью. Высокий параметр собственного уровня достижений будет приводить к большей выраженности тревоги по поводу несоответствия ожиданиям.

Ключевые слова

моциональная сфера, тревожность, мотив, мотивация, структура учебных мотивов, учебная мотивация.

С. 36-50

 

открыть

НОРМАТИВНЫЕ И ЭМПАТИЙНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ НА ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Бакова В. В.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-51-57

Аннотация. 

В статье обоснована актуальность исследования нормативных и эмпатийных установок у студентов помогающих профессий. Показано, что просоциальное поведение не является синонимом помогающего поведения. Обозначены виды ценностных установок. Представлены результаты исследования нормативных и эмпатийных ценностных установок на просоциальное поведение у современных студентов (n = 30). Доказано, что современные студенты помогающих профессий демонстрируют тенденцию к эмпатийному характеру просоциальности.

Ключевые слова

современные студенты, просоциальное поведение, ценностные установки, ценностные ориентации, социальные нормы, нормы справедливости, эмпатия.

С. 51-57

 

Педагогические науки (5.8)

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  

открыть

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разбаева Е. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-58-68

Аннотация. 

В статье анализируются взгляды исследователей на современное состояние аксиологической проблематики образовательной системы в России. Отмечается кризисный характер аксиосферы, вызванный перестройкой законодательных, идеологических и нравственных основ образования, заложенных в предыдущие эпохи. Рассматривается отношение философов, историков и педагогов к роли духовно-нравственных ценностей в консолидации общества и гармоничном воспитании подрастающего поколения. В заключение указывается, что религиозные ценности являются важнейшим компонентом, закладывающим основание всей структуры духовно-нравственных ценностей.

Ключевые слова:

современное образование, отечественная педагогика, аксиологическая проблематика, духовно-нравственные ценности, религиозная педагогика, православная педагогическая культура.

С. 58-68

   

открыть

МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Алексеева П. М                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-69-77

Аннотация. 

В статье рассматривается понятие «мастерство преподавателя высшей школы», анализируются подходы к определению, раскрывается структура педагогического мастерства преподавателя, предпринимается попытка обозначить место мастерства преподавателя высшей школы в общественно-профессиональном сознании, а также выявляются практико-ориентированные направления развития мастерства, их взаимосвязи в пространстве вузовской академической среды, среди которых – смыслообразование, движение к гармонии и устойчивости, непрерывное профессиональное развитие и проактивность. В статье представлены результаты анализа того, что понимается в общественно-профессиональном сознании под термином «мастерство преподавателя современного вуза».

Ключевые слова:

мастерство преподавателя вуза, общественно-профессиональное сознание, проактивность преподавателя, непрерывное профессиональное развитие.

С. 69-77

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

  

открыть

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХVIII – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХI ВЕКА

Богуславский М. В., Милованов К. Ю.,
Овчинников А. В.
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-78-91

Аннотация. 

В статье в целостном виде представлена периодизация процесса обоснования отечественными педагогическими мыслителями второй половины ХVIII – первой четверти ХХI в. подходов к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе традиционных ценностей. Охарактеризована ретроспектива формирования и развития традиционных духовно-нравственных ценностей в российском образовании. Установлены ценностные основы функционирования системы духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательной школе. Определены особенности реализации отечественной государственной политики в сфере воспитания и социализации детей и молодежи в современных условиях.

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание, традиционные ценности, культурно-исторические ценности, правоотношения в сфере просвещения, образовательная политика, история педагогики и образования, приоритетные направления исследований.

С. 78-91

   

открыть

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Килячина А. И                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-92-99

Аннотация. 

Вопрос о доступности образования в России в предреволюционные годы остается одним из наиболее сложных и спорных в трудах исследователей истории российского образования. Связано это, прежде всего, с недостаточной для серьезного анализа данной проблемы широтой привлекаемых материалов и отсутствием их глубокого анализа. Однако, без привлечения к исследованию максимально доступного числа опубликованных источников и внимательного сопоставления их с широким перечнем архивных материалов, во многих публикациях допускаются значительные неточности в используемой статистической информации и ее оценке. В предлагаемой статье рассмотрены основные группы источников, необходимые для разностороннего анализа проблемы доступности образования в России в начале XX в. Также обращено внимание на особую значимость не только мер, которые предпринимало правительство в области образования, но и изучение востребованности этих мер представителями различных групп населения. Рассмотрение и анализ двух названных аспектов проблемы доступности российского образования в начале XX в. на основе комплексного изучения различных групп опубликованных и архивных материалов позволит получить весьма важные для историко-педагогической науки результаты.

Ключевые слова:

история образования, Российская империя в начале XX в., доступность образования, архивные материалы, комплексное изучение источников.

С. 92-99

 

    

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Шакарова И. С.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-100-108

Аннотация.  

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с повышением квалификации и профессиональной подготовкой профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. В процессе исследования представлены результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова (Российского университета медицины). Анализ полученных данных является основой для формирования нового видения и усовершенствования организации кросс-дисциплинарного подхода к повышению квалификации педагогических работников.

Ключевые слова:

квалификация, профессионализм, компетентность, преподаватель, вуз, обучение, программа, удовлетворенность.

С. 100-108

   

открыть

ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНГЛИЦИЗМОВ В РЕЧИ ПЕДАГОГОВ

Боброва С. В., Родионова Ю. А.               DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-109-115

Аннотация.  

В статье характеризуются причины появления заимствований из английского языка в русском языке, степень распространения и адаптации этих слов, их фонетическое и лексико-семантическое освоение. Авторами выделяются и анализируются наиболее употребляемые лексемы, приводится их семантический и исторический анализ. В статье приводятся результаты проведенного авторами исследования речи педагогов на предмет использования англоязычных слов в деловой речи и делается вывод о причинах распространения тех или иных слов в педагогической коммуникации.

Ключевые слова:

англицизмы, сфера образования, официально-деловой язык, чистота русского языка.

С. 109-115

 

открыть

ПЕРЕДОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В КИТАЕ

У Жунвэй.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-116-130

Аннотация.  

В данной работе прослеживается наиболее передовая политика и практика в области высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Китае. Исследование основано на соответствующих политических документах, программах пилотных проектов, сводных отчетах и другой документации. В основу работы положено применение теоретических методов исследования – анализ научной литературы, сравнение, обобщение и систематизация результатов исследования. В данной статье описывается предыстория реализации пилотной программы инклюзивного высшего образования в Китае, основное внимание уделяется краткому изложению практики и опыта шести пилотных вузов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что система поддержки инклюзивного высшего образования, построенная в Китае, имеет важное практическое и теоретическое исследовательское значение. Обобщение и распространение пилотного опыта упомянутых вузов будет способствовать взаимному обучению, обмену опытом и развитию сотрудничества в области инклюзивного высшего образования между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

Ключевые слова:

инклюзивное высшее образование, студенты с ОВЗ, пилотные проекты, китайский опыт.

С. 116-130

  

открыть

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ ФРАНЦУЗСКИМ ЯЗЫКОМ СТУДЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Иванова Е. А.                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-131-145

Аннотация.  

Для качественной подготовки специалистов необходимо учитывать все возможные разноуровневые факторы, оказывающие влияние на успешность преподавания иностранного языка. Однако недостаточно исследованы и не классифицированы факторы, препятствующие получению должного уровня иноязычного образования (особенно в области французского языка) в технологических вузах. Результаты исследования показали, что из всех факторов самыми важными являются когнитивные способности. Электронные игровые технологии, методика понимания текста без внешних опор, подача учебного материала в виде схем, таблиц, изображений оцениваются как самые эффективные стратегии обучения французскому языку, преподаваемому с нуля в технологическом вузе.

Ключевые слова:

успешность обучения, французский язык, технологический вуз, мотивация, аффективные факторы, когнитивные факторы, психофизиологические характеристики языковой личности, индивидуализация и дифференциация языкового обучения, базовые языковые знания, цифровые технологии в иноязычном обучении.

С. 131-145

   

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

О РОЛИ И МЕСТЕ ПРАКТИКИ В МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММАХ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Атласова С. С.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-146-155

Аннотация.  

В статье рассматривается вопрос распределения практик на магистерских программах по направлению подготовки «Педагогическое образование». Сравниваются образовательные программы по подготовке высококвалифицированных учителей обществознания в региональных вузах РФ. Все высшие учебные заведения при разработке магистерских программ должны придерживаться требований ФГОС. Результаты изучения документации Северо-Восточного федерального университета, Пензенского государственного университета, Томского государственного педагогического университета демонстрируют, что каждая магистерская программа имеет свои особенности по распределению практик. Основной практикой для магистрантов данного направления подготовки является педагогическая практика. ФГОС магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование», обеспечивая единство образовательного пространства, предоставляет вузам некоторую самостоятельность в расчетах зачетных единиц, в компетенциях и в оценивании.

Ключевые слова:

магистратура, практика, педагогическая практика, ФГОС, студенты, магистранты, будущие учителя, магистерские программы, региональные вузы.

С. 146-155

 

открыть

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА

Файзуллина Э. Е.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-156-165

Аннотация.  

На современном этапе казахстанское дизайн-образование в области костюма находится на стадии активного поиска наиболее актуальных сегодняшним условиям подходов и методов профессиональной подготовки специалистов. В этом процессе важную роль занимает творческий подход или, как его иначе называют, творческая парадигма, которая рассматривается в качестве одного из важнейших факторов развития не только системы образования, но и общества в целом. Настоящая статья посвящена раскрытию специфики творческого подхода к формированию профессиональных компетенций у будущих дизайнеров костюма на основе национальных традиций Казахстана в условиях обучения в высших учебных заведениях (на примере вузов Казахстана). Исследование опиралось на методологию творческого, аксиологического, системного, деятельностного подходов. Методы исследования: MIAC (обучение через контент-анализ) и MHM (метод ментальной карты). Была выяснена результативность методической системы и продуктивность комплекса заданий, направленных на развитие творческого мышления будущих дизайнеров костюма на примере занятий по специальным дисциплинам, в частности, на примере всего лишь двух описываемых технологий.

Ключевые слова:

творческий подход, творческая парадигма, дизайнеры костюма, профессиональные компетенции, высшее профессиональное образование, национальные традиции, Казахстан.

С. 156-165

 

открыть

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Курочкин С. В.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-166-175

Аннотация.  

Целью данной статьи является анализ цифровых технологий в аспекте патриотического воспитания старшеклассников, выявление их преимуществ и недостатков, обобщение теоретико-методологических подходов к изучению данной проблематики и выдвижение предложений по их дальнейшему развитию. Рассмотрены факторы, оказывающие негативное воздействие на мотивацию старшеклассников в части патриотического воспитания. Обосновано, что изменить сложившуюся ситуацию возможно путем проведения педагогами информационных лекций, бесед, дискуссий, конкурсов, которые окажут воздействие на понимание важности патриотизма в контексте становления учащегося как личности в будущем. Доказано, что в нынешних реалиях инновации становятся главной составляющей учебного процесса и помощь учителей и родителей выступает важным позитивным фактором в формировании патриотических ценностей школьников. Также отмечено, что широкий доступ к информации создает благоприятные условия для глубокого и эффективного усвоения истории и культуры своей страны, а также развития патриотических чувств и уважения к своей Родине. Основные результаты исследования подтверждают, что цифровые технологии можно считать эффективным инструментом для обогащения традиционного образования, позволяющим старшеклассникам развивать информационные компетенции в сочетании с национальными ценностями.

Ключевые слова:

образовательный процесс, цифровые технологии, патриотическое воспитание, цифровая платформа, старшеклассники.

С. 166-175

  

открыть

«МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРЕДМЕТЕ «БИОЛОГИЯ»

Тойирова М. М.                                    DOI10.31862/2218-8711-2024-4-176-181

Аннотация.  

В статье раскрываются возможности использования ментальных карт при преподавании биологии в общеобразовательных школах, а также их практическая значимость в формировании у учащихся знаний и компетенций. В статье выявляются преимущества использования ментальных карт для развития критического и творческого мышления учащихся, а также предлагаются рекомендации по их успешному применению на уроках биологии.

Ключевые слова:

цели устойчивого развития, ментальная карта, критическое мышление, наземные экосистемы, отходы, твердые бытовые отходы.

С. 176-181

 

открыть

ЧТО НАМ СТОИТ ОТКРЫТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Васильченко Н. В.                                 DOI10.31862/2218-8711-2024-4-182-195

Аннотация.  

Статья фокусирует внимание на глубоком противоречии между обновленными векторами экономического развития страны, потребностями общества, государства, рынка труда и состоянием профильного обучения на уровне старшей школы. Сопоставление долей школ, реализующих профили обучения, кроме универсального, которого придерживается каждая вторая школа России, с количественными показателями приоритетных промышленных направлений убедительно доказывает наличие острого кадрового дефицита в настоящем и краткосрочной перспективе. Наименее распространенным и наиболее востребованным является технологический профиль, готовящий инженеров для стратегически значимых отраслей промышленности.

В качестве одного из возможных решений сложившегося непростого положения предлагается пошаговый алгоритм организации технологического профиля инженерной направленности. Наряду с учетом реалий современного состояния российского общего образования и трудностей организации профильного обучения, алгоритм подчеркивает и интерпретирует возможности, которые предоставляет государство и общество для создания технологического потенциала страны.

Ключевые слова:

профильное обучение, среднее общее образование, технологический профиль, инженерная направленность, сетевая и интеграционная модели профильного обучения, инновационные образовательные площадки.

С. 182-195

 

открыть

КИНОТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Неклюдова Л. В.                                      DOI10.31862/2218-8711-2024-4-196-210

Аннотация.  

В данном исследовании сделана попытка обоснования кинотренинга как метода развития эмоционального интеллекта учащихся допрофессиональной психолого-педагогической подготовки. В статье уточнено понятие «кинотренинг» с учетом условий допрофессиональной подготовки. Определена специфика использования кинотренинга в допрофессиональной психолого-педагогической подготовке, выделены и охарактеризованы его виды. Описана структура и правила проведения занятия-кинотренинга, сформулированы его ценностные показатели для данной подготовки, составлены перечни фильмов для решения разных задач. Приведены примеры вопросов, касающихся персонажей фильма. Проведено эмпирическое исследование по изучению развития эмоционального интеллекта учащихся допрофессиональной психолого-педагогической подготовки. Полученные данные свидетельствуют о том, что на занятиях в допрофессиональной психолого-педагогической подготовке результаты развития эмоционально-интеллектуальных навыков у подростков значительно выше при использовании кинотренинга.

Ключевые слова:

кинотренинг, эмоции, эмоционально-интеллектуальные навыки, эмоциональный интеллект, допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка, интерактивные методы обучения, комфортная среда.

С. 196-210

   

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИЙ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В КУРСЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ»

Демина С. С.                                         DOI10.31862/2218-8711-2024-4-212-216

Аннотация.  

Виртуальные ресурсы музеев продуктивны для подготовки будущих учителей истории. Они повышают культурный уровень студентов и позволяют формировать у них способности, необходимые для их профессиональной деятельности. Автор характеризует три этапа использования виртуальных ресурсов музеев в рамках учебного курса «Методика преподавания истории» в педагогическом вузе.

Ключевые слова:

преподавание в высшей школе, преподавание истории, методика преподавания истории, виртуальный музей, подготовка учителя истории.

С. 212-216

 

открыть

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОПЫТНОЙ ФИЗИКИ В ИМПЕРАТОРСКОМ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРОФЕССОРОМ А. Г. СТОЛЕТОВЫМ В 1883–1896 ГГ.

Якута А. А.                                             DOI10.31862/2218-8711-2024-4-217-227

Аннотация.  

В статье рассмотрена деятельность в 1883–1896 гг. выдающегося русского физика профессора А. Г. Столетова как реформатора процесса преподавания курса опытной физики в Императорском Московском университете. На основе изучения учебных пособий и учебников, подготовленных А. Г. Столетовым, с использованием выявленных архивных документов и воспоминаний современников проанализирована программа указанного учебного курса и дана характеристика А. Г. Столетова как педагога.

Ключевые слова:

Московский университет, опытная физика, общая физика, А. Г. Столетов, история педагогики и образования.

С. 217-227

 

открыть

ИЗУЧЕНИЕ ПАРАМЕТРИЧЕСКИХ ОПТИМИЗАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Насонова Е. Д.                                        DOI10.31862/2218-8711-2024-4-228-238

Аннотация.  

Статья посвящена вопросам формирования навыков решения оптимизационных задач, содержащих параметр, в основной и средней школе. Модели этого типа относятся к классу задач оптимизации, изучаемых в рамках дисциплины «Математика и информатика». Также их можно считать параметрическими задачами, которые отражены в контрольно-измерительных материалах единого государственного экзамена по профильной математике. В статье анализируются общие подходы к изучению оптимизационных задач и задач с параметром, реализуемые на уроках математики и информатики основной и средней школы, рассмотрен отдельный вид школьных параметрических оптимизационных задач, решаемых элементарными методами. Автор подчеркивает отсутствие целостного подхода изучению оптимизационных моделей в области «Математика и информатика», так как содержание этих дисциплин включает только отдельные темы, такие как поиск экстремума функции одной переменной, моделирование и формализация, и другие разделы, не связанные общей логикой изложения. Для реализации системного подхода к изучению оптимизационных задач, в том числе и оптимизационных задач с параметром, предлагается разработка междисциплинарного элективного курса по математике и информатике, в рамках которого могут быть изучены методы математики и информатики, применяемые к решению оптимизационных задач разных типов.

Ключевые слова:

оптимизационная задача, параметрическая задача, исследование функции, системный подход, ЕГЭ.

С. 228-238

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

  

открыть

ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ С КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ: ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Кубанцева Д. И.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-239-251

Аннотация. 

В статье обсуждаются особенности клипового мышления современных поколений людей как субъектов образовательного процесса, выделены его позитивные и негативные черты. Проведен анализ материалов, опубликованных с 2019 по 2023 г. и представленных в научных библиографических базах данных eLibrary, ScienceDirect и SpringerLink, по проблеме обучения студентов, обладающих клиповым мышлением.

Проанализированы различные методы и технологии обучения, способствующие уменьшению влияния негативных аспектов клипового мышления и развитию способности к анализу, запоминанию и осмыслению информации, а также пониманию причинно-следственных связей, которые могут успешно использоваться при преподавании различных дисциплин.

Показано, что в настоящее время имеется надежная доказательная база о повышении эффективности обучения лиц с клиповым мышлением при использовании специально разработанных компьютерных игр, метода «формирующая аналитика» (организация обучения на цифровой платформе путем самостоятельного построения учащимся индивидуальной образовательной траектории и ее корректировка в процессе обучения в соответствии с рекомендациями преподавателя), методов cмешанного (гибридного) обучения – очно и онлайн, включая «перевернутые классы» и «обратное обучение», в том числе с использованием систем искусственного интеллекта и роботов.

Ключевые слова:

клиповое мышление, обучение, цифровые технологии, мультимедийные средства, методы обучения, формирующая аналитика, cмешанное (гибридное) обучение, обратное обучение, перевернутые классы.

С. 239-251

   

открыть

РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Неустроева Е. С., Качарин А. А.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-252-265

Аннотация. 

В статье представлен инновационный подход к речевому развитию детей в дошкольном образовании, что вызвано диктуемыми обществом тенденциями. На основании этого делаются попытки проанализировать имеющиеся современные технологии и практики развития связной речи детей дошкольного возраста в «живом» и компьютерном форматах. Большое значение авторы придают процессу сопровождения ребенка и его семьи при развитии связной речи в домашних условиях посредством специально созданных педагогических средств. Они обращают внимание на возможность создания дистанционной системы взаимодействия педагога, детей и родителей в процессе речевого развития. Авторы представляют компьютерную разработку «ДеТвоРа», с использованием веб-технологий HTML, CSS и JavaScript. Разработчики кратко раскрывают содержательную часть в виде игр-заданий, используемых в приложении. Делают акцент на педагогических условиях, которые обеспечивают действие игр и придают им развивающий характер в работе с детьми.

Ключевые слова:

старший дошкольный возраст, связная речь, компьютерное приложение по развитию связной речи, компьютерное средство, творческое рассказывание.

С. 252-265