Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2022

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 / Философия 5.7

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ПРИВЕДЕНИЕ К АКТИВНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ В ПРОПОВЕДЯХ МЕЙСТЕРА ЭКХАРТА

Шурунов К. М.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-11-16

Аннотация. 

В статье исследуется определенный стиль обучения, характерный для проповедей Мейстера Экхарта, прочитанных им в начале XIV в. в женских монастырях и сообществах бегинок. Для этого вводится понятие «активного свидетельствования»: aктивное свидетельствование есть особое состояние свидетельствования от сердца, которое предстает целью обучения в проповедях Экхарта. Затем в статье рассматривается метод Экхарта, заключающийся в преподавании на основании разбора спонтанных примеров из реальной жизни. В статье утверждается, что результатом подобного метода является интуитивное понимание единства окружающего мира – понимание, которое позволяет обучающемуся достичь состояния активного свидетельствования. В заключении статьи подчеркивается потенциальная актуальность такого метода обучения в современном образовании.

Ключевые слова

Мейстер Экхарт, проповеди, активное свидетельствование, метод обучения, преподавание.

С. 11-16

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

открыть

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л. С. ВЫГОТСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Козлова Н. Ю.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-17-24

Аннотация. 

В статье рассматриваются некоторые философско-методологические взгляды Л. С. Выготского, представленные в исследовании «Исторический смысл психологического кризиса»: о роли «фундаментального понятия» в развитии науки и его связи с «объяснительным принципом», о стадиальной трансформации научного открытия, о происхождении научных понятий; рассматривается связь данных идей с проблемным полем современной философии науки.

Ключевые слова

философия и методология науки, научное понятие, объяснительный принцип, концептуальная инженерия, риторика науки, публичная наука.

С. 17-24

 

 

Психологические науки 19.00.00 / Психология 5.3

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(на примере поколения X и Y)

Швецова М. Н., Бакова В. В                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-25-31

Аннотация. 

В статье представлены результаты эмпирического исследования социальных установок представителей поколений X и Y и их просоциального поведения. Показано, что социальные установки, такие как альтруизм, справедливость и забота, значимо более выражены у представителей поколения X. Представители поколения Y оказываются более ориентированными на индивидуальные ценности, интериоризированные ценности, более склонны к публичности.

Ключевые слова

социальные установки, альтруизм, справедливость, забота, просоциальное поведение, поколение Y, поколение X.

С. 25-31

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Макарова Е. Ю., Цветкова Н. А.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-32-47

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию психологической готовности к браку современной студенческой молодежи. Проведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по изучению феномена психологической готовности к браку, выделены параметры, влияющие на уровень готовности. Разработано и проведено эмпирическое исследование на базе высших учебных заведений г. Москвы: МПГУ (студенты гуманитарной направленности образования) и МАДИ (студенты технической направленности образования). Установлено, что наиболее важными мотивами вступления в брак у современных студентов, независимо от направленности образования, являются любовь, духовная близость, общность взглядов и интересов, сексуальная совместимость. Обнаружены и различия в мотивации вступления в брак и в других параметрах. Полученные результаты могут быть использованы в консультативной работе психологических служб университетов при обращении студентов по вопросам межличностных взаимоотношений.

Ключевые слова

студенческая молодежь, психологическая готовность к браку, семейные роли, ценностные ориентации, мотивы вступления в брак, психологическое консультирование.

С. 32-47

 

открыть

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИДЖЕМ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Белобрагин В. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-48-54

Аннотация. 

Статья посвящена актуальным проблемам социальной психологии, а также смежных наук: имиджелогии, психологии имиджа, музыковедения и др. – вопросам концепции управления имиджем в музыкальной индустрии с точки зрения социальной психологии. Рассматриваются теоретические основы имиджа как проблемы социально-психологической науки. Автор представляет теоретический анализ проблем музыкальной индустрии России с точки зрения социальной психологии управления, а также представляет итоги своих эмпирических исследований по выявлению имиджа музыкальной индустрии и ее представителей (солистов-исполнителей) как феномена социального восприятия и социальных представлений, выделяет основные имиджевые типажи в зависимости от стиля, жанра, самопрезентации, репутации («классический», «гламурный», «ретро»).

Ключевые слова

имидж, персональный имидж, корпоративный имидж, музыкальная индустрия, социальная психология управления, имиджевая типизация.

С. 48-54

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В МЕДИЦИНЕ: СООТНОШЕНИЕ ОБЫДЕННОГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ

Стрельников С. С., Вохминцев А. П.,
Каткова А. Л., Ушакова О. М
                      
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-55-69

Аннотация. 

Статья посвящена проблеме различного понимания искусственного интеллекта в обыденном и профессиональном аспекте. Авторы исходят из сложившегося как в обыденности, так и профессиональной практике понимания искусственного интеллекта как технологии. Сделан вывод об отсутствии консенсуса в точном определении понятия искусственного интеллекта. Обосновано существование четырех типов понимания технологии искусственного интеллекта: механицистское, субъектное, эволюционное, биологическое (метафорическое) понимание. Авторы приходят к заключению, что все четыре типа могут сосуществовать в обыденном и научном дискурсе.

Ключевые слова

искусственный интеллект, понимание, медицина, дискурс, профессионализм.

С. 55-69

 
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кубанцева Д. И                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-70-79

Аннотация. 

В статье рассматривается клиповое мышление, которое формируется у современных школьников и студентов под влиянием мультимедийных и информационных технологий. Для данного типа мышления характерны фрагментарность, алогичность, эмоциональность, мультиканальность, нарушение причинно-следственных связей, нацеленность на развлекательный контент. Показано, что традиционная система обучения не соответствует новому типу мышления, это особенно ярко проявилось в дистанционном обучении во время пандемии COVID-19. Для обучения обладателей клипового мышления необходимо не просто приспосабливать к нему образовательный процесс. Изменяя формат подачи информации, представляя ее в виде схем, кластеров, клипов и игр, следует руководствоваться когнитивной теорией мультимедийного обучения Р. Майера, которая акцентирует внимание на мотивации и метапознании. Необходимо также использовать в процессе обучения практики, нацеленные на развитие способностей к анализу, запоминанию, осмыслению информации, пониманию причинно-следственных связей.

Ключевые слова

клиповое мышление, клиповая культура, мультимедийные технологии, Интернет, образование, понятийное мышление, алогичность, образовательные технологии.

С. 70-79

 

открыть

НАСИЛИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ ПРОТИВ УЧИТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Ганузин В. М.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-80-88

Аннотация. 

В статье дан анализ современных исследований насилия, направленного против учителей со стороны участников образовательного процесса. Данные литературы свидетельствуют о том, что учителя все чаще подвергаются насилию со стороны учащихся, их родителей, коллег и администрации школы. Плохое поведение и агрессия школьников в классе являются одними из наиболее серьезных факторов стресса, который способен серьезно снизить профессиональное благополучие учителей и помешать построению позитивных отношений в классе. Результаты анализа исследований показали, что подверженность педагогов виктимизации была чаще связана с конфликтом между учениками и учителем. Поддержка со стороны руководства школы и хорошие отношения с коллегами являются ценными ресурсами для развития положительных эмоций и снижения уровня насилия над учителями.

Ключевые слова

школьный климат, буллинг, виктимизация, насилие против учителей.

С. 80-88

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАК КРИТЕРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Слюсарева Е. С., Мизина Н. Н.               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-89-103

Аннотация. 

В статье представлено исследование психологической безопасности двух групп родителей: родителей, воспитывающих детей с нормотипичным развитием, и родителей детей, имеющих разные варианты нетипичного развития. Проведен сравнительный анализ показателей психологической безопасности: отношение (позитивное, нейтральное, отрицательное), удовлетворенность и защищенность от насилия. Выявлено, что наиболее значимым критерием психологической безопасности для родителей выступает удовлетворенность. Исследование удовлетворенности родителями жизнедеятельности в образовательном учреждении позволило выявить общие и специфические характеристики удовлетворенности родителей детей с типичным и нетипичным развитием. На основе кластерного анализа определены кластеры родителей и выделены три группы родителей, с разной степенью удовлетворенности образовательной средой в целом и отдельными характеристиками взаимодействия в ней.

Ключевые слова

психологическая безопасность, инклюзивная образовательная среда, удовлетворенность родителей.

С. 89-103

 

 

Педагогические науки 13.00.00 / Педагогика 5.8

  

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Шевченко Н. Н.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-104-117

Аннотация. 

В условиях мировой глобализации и информатизации обществ и государств, для которых характерным является неоднозначность восприятия и оценки событий, происходящих в мире, когда наблюдается смена ценностных ориентиров, установок и традиций, перед современным образованием встает задача усиления культурологической парадигмы в содержании современного образования. В Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г. подчеркивается, что одним из основополагающих направлений политики государства является формирование у молодого поколения духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей на лучших образцах многонациональной российской и мировой культуры, приобщение молодежи к историко-культурному достоянию страны, к его обогащению в различных видах их творческой деятельности. В статье нашли отражение вопросы, связанные с подготовкой учителя в образовательном пространстве университета в контексте культурологического подхода, как одной из актуальных проблем современного отечественного образования; рассматривается понятие культуры и основные концептуальные положения культурологического подхода с позиций различных авторов в историко-ретроспективном аспекте. Представлены результаты опроса на выявление общекультурных компетенций студентов-бакалавров 2–3-го курсов Петрозаводского государственного университета по направлению подготовки «Педагогическое образование» по разработанным критериям и показателям общей культуры будущих учителей.

Ключевые слова:

культурологический подход, культура личности, профессионально-педагогическая культура, культурные ценности, профессиональная подготовка, общекультурные компетенции, культурно-созидательная среда, творческая деятельность.

С. 104-117

 

открыть

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ
ПРИОРИТЕТОВ ФГОС СОО

Глебова М. В.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-118-132

Аннотация. 

В статье рассмотрены проблемы формирования когнитивного компонента гражданской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения в контексте требований ФГОС СОО, теоретически обоснованы подходы к определению терминов «гражданская компетентность», «когнитивный компонент гражданской компетентности». Автором предложена методологическая модель гражданской компетентности, включающая когнитивный, мотивационный, ценностно-целевой, социокультурный, индивидуально-личностный, операционно-технологический компоненты. Представлены описание и уровневые характеристики когнитивного компонента, который рассматривается как системообразующий фактор в структуре модели гражданской компетентности, он обеспечивает формирование структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний, их упорядоченную совокупность, системность, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется собственно процесс деятельности человека. Определены особенности формирования когнитивного компонента гражданской компетентности обучающихся на уровне среднего общего образования с учетом интегративной природы ключевых компетенций.

Ключевые слова:

гражданская компетентность, компетентностный подход, гражданское образование, когнитивный компонент, интеллектуальное развитие, процесс обучения, ФГОС СОО.

С. 118-132

 

открыть

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Яковлева А. В., Яковлева Ю. В.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-133-149

Аннотация. 

В статье дается обзор теоретических положений и обоснование актуальности теоретико-методологической проработки развития информационной культуры учащихся средней школы посредством образовательных интернет-ресурсов в связи с определяющей ролью сформированной информационной культуры в системе образования учащихся средней школы, как обязательного условия, позволяющего обучающимся результативно взаимодействовать с современными образовательными ресурсами. В работе определена цель, задачи и методы исследования, имеющего теоретико-методологическую направленность, в области формирования информационной культуры учащихся средней школы посредством использования образовательных интернет-ресурсов. Отмечается важное значение, которое имеет сеть Интернет для образовательного процесса, поскольку благодаря ей школьники не только получают доступ к огромным информационным массивам и потокам, но и меняют подход к осуществлению собственной учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова:

информационная культура, образовательные интернет-ресурсы, информационная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, веб-сайт, мультимедийность, интерактивность.

С. 133-149

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф.,
Шахурдин В. Д
.
                                             
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-150-163

Аннотация. 

В настоящее время высшее образование России находится на пороге грядущих преобразований, связанных с отказом нашей страны от принципов Болонской декларации. В статье приведен анализ высшего образования России в части основных определений, уровней, стандартизации, компетентностного подхода и оценочных процедур, информатизации образования, современных образовательных технологий, новой роли преподавателя вуза и интеграционных процессов, влияющих на качество образования. После массового перехода в 2011 г. на уровневую систему высшего образования российскими вузами накоплен значительный опыт в части подготовки бакалавров и магистров на основе компетентностного подхода. Однако российская система высшего образования, база которой была сформирована в советский период, не смогла адаптироваться полностью под европейскую систему высшего образования. Сложность внедрения принципов Болонской декларации в российских вузах была связана с тем, что уровневая система высшего образования внедрялась без учета специфики и традиций высшей школы России. На основе проведенного анализа основных направлений функционирования отечественной высшей школы даны практические рекомендации по возможным путям модернизации системы высшего образования Российской Федерации с учетом основных тенденций ее развития.

Ключевые слова:

высшее образование, стандартизация высшего образования, компетентностный подход, информатизация образования, преподаватель вуза, интеграционные процессы вузов.

С. 150-163

 

открыть

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: КЕЙС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Омельченко Е. А., Шевцова А. А.                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-164-177

Аннотация. 

Дети – одна из наиболее уязвимых категорий перемещенных лиц. Общее число детей, находящихся в миграции в 2021 г., достигло 36 млн человек в мире. Многие из них не имеют доступа к качественному образованию, испытывают сложности в ходе процесса адаптации и интеграции, с трудом входят в образовательный процесс массовой российской школы. Образовательные организации Южного Урала – промышленно развитого и привлекательного для трудовых мигрантов региона, также столкнулись с достаточно массовым притоком детей из семей иноэтничных мигрантов в школу. Авторы на примере школ Челябинской области и с учетом сложившейся в регионе этнодемографической ситуации рассматривают особые образовательные потребности детей из семей мигрантов, обосновывают необходимость комплексного и системного подхода к решению проблемы языковой, культурной и социальной адаптации детей с миграцией в истории семьи и их интеграции в российское общество средствами образования, анализируют наиболее эффективные практики адаптации, применяемые в региональных образовательных организациях.

Ключевые слова:

социокультурная адаптация, дети с миграционной историей, дети-инофоны, русский язык как иностранный, языковая адаптация, дети в миграции, Челябинская область.

С. 164-177

 

открыть

ВЛИЯНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Бокова Т. Н., Шевченко А. Я.             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-178-188

Аннотация. 

Современное общество в широком понимании этого слова, находится в ситуации кризиса, затронувшего фактически все институты и сферы человеческой деятельности, такие как: экономика, политика и геополитика, культура, нравственность, и, разумеется, образование, что не может игнорироваться современными научными исследованиями. В развивающихся странах такие кризисы ощущаются более остро и носят более затяжной характер, чем в странах развитых, и потому необходимость реорганизации институциональных структур в ответ на вызовы глобализации становится для них первоочередным и наиболее актуальным. Однако отставание этих стран, в свою очередь, порождает замедление трансформационных процессов как ответа на вызовы глобализации. Подобное противоречие и легло в основу нашего исследования, став его центральной проблемой. Целью данной работы является проведение краткого теоретического анализа и синтеза, позволяющего рассмотреть влияние некоторых идей постмодернизма на адаптацию системы высшего образования стран Латинской Америки к кризисным условиям, диктуемым современным обществом, а также на переосмысление самого феномена образования и на возникновение новых связанных с ним проблем перед лицом новой эпохи.

Ключевые слова:

постмодернизм, высшее образование, кризис, трансформации, глобализация, децентрализация, ризоматичность, гипертекстуальность, реформы, Латинская Америка.

С. 178-188

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ МИНИСТРА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ П. Н. ИГНАТЬЕВА В ОБЛАСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАЧАЛЬНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА

Константинова Н. Д., Богуславская Т. Н.,
Константинов Д. С., Бизяева Н. В
.
                
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-189-196

Аннотация. 

В статье приводится краткий анализ деятельности предпоследнего министра народного просвещения – Павла Николаевича Игнатьева, который стоял на страже не только образования широких народных масс, но и традиционных ценностей государства в области просвещения.

Ключевые слова:

П. Н. Игнатьев, педагогическое образование, начальное образование, начало XX в., Российская империя, министерство народного просвещения.

С. 189-196

 

открыть

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Н. Н. ИОРДАНСКОГО

Зеленова Я. Д.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-197-205

Аннотация. 

В статье представлены теоретические основы социального воспитания в трактовке Н. Н. Иорданского; рассмотрены основные подходы к определению сущности социального воспитания, взгляды по вопросам влияния среды на воспитание ребенка в России
в конце ХIХ – начале ХХ в.

Ключевые слова:

история педагогики и образования, социальная педагогика, социальное воспитание, социально-педагогическая мысль.

С. 197-205

 

открыть

РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ СОЗДАНИЯ «СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА ХХ – НАЧАЛа ХХI ВЕКА

Богуславский М. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-206-220

Аннотация. 

В статье представлена характеристика процесса разработки научных основ создания «современного учебника» в отечественной педагогике конца ХХ – начале ХХI в. Проанализированы социально-образовательные факторы, обусловившие необходимость создания концепции современного учебника. Обоснованы методологические и дидактические подходы, на базе которых была сформирована концепция «современного учебника». Представлены структурные компоненты концепции «современного учебника», представленные в отечественной педагогике рассматриваемого периода.

Ключевые слова:

методология, дидактика, теория школьного учебника, современный учебник, история педагогики и образования.

С. 206-220

 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ничагина А. В., Колесов В. И.               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-221-232

Аннотация.  

В данной статье рассмотрены основные проблемы по работе с одаренными детьми в условиях цифровой трансформации образования: концепция одаренности, диагностика одаренности, прогнозирование развития одаренной личности, обучение и развитие. Представлены возможности использования образовательных платформ при работе с одаренными детьми. Приведен пример актуализации учебного материала при подготовке бакалавров по изучению курса «Работа с одаренными детьми».

Ключевые слова:

одаренность, способности, цифровая трансформация, цифровые технологии, цифровое портфолио, образовательная платформа.

С. 221-232

 

открыть

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА 

Вавилов А. М.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-233-243

Аннотация.  

В статье представлена модель комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива. Модель представляет собой поликомпонентный системный конструкт, включающий в себя целевой, организационный, дидактический, методический, процессно-сопроводительный и оценочно-диагностический компоненты. Раскрыт комплексный характер научно-методического обеспечения, а также уточнен состав его компонентов и характер взаимосвязи между ними.

Ключевые слова:

модель комплексного научно-методического обеспечения, системный подход, компетентностный подход, контекстный подход, подготовка вожатых.

С. 233-243

 
 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКАМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Икромова М. Н.                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-244-252

Аннотация.  

В статье рассмотрен навык вычислительного мышления, который необходим человеку в XXI в. Основным подходом к развитию данного навыка является программирование. Фундаментальные навыки программирования – логическое и алгоритмическое мышление – начинают формироваться с дошкольного возраста, и предпосылкой их является образное мышления. Модель И. Я. Каплуновича описывает структуру и этапы развития образного мышления. И она стала основой для решения задачи, связанной с обучением дошкольников современным навыкам.

Ключевые слова:

вычислительное мышление, программирование, занятия, отключенные от компьютера (unplugged), Модель И. Я. Каплуновича, дошкольное образование.

С. 244-252

 

открыть

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОТЕ С БАЗАМИ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Саидов Ж. Д.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-253-265

Аннотация.  

В статье рассматриваются проблемы формирования компетенций студентов при обучении работе с базами данных в системе высшего образования. Анализируются научные труды ведущих ученых мира. Изучены проблемы, возникающие при обучении работе с базами данных. Были проанализированы мнения, высказанные студентами. Подобраны эффективные технологии обучения и методы обучения, разработана структура обучения для повышения эффективности обучения работе с базами данных на основе современных образовательных технологий. Разработаны критерии компетентности обучающихся. Этапы использования метода практических проектов в процессе обучения студентов. Приведены их организационные части. Для проверки знаний учащихся разработаны образцы контрольных заданий для четырех разных уровней. Были даны рекомендации и предложения.

Ключевые слова:

высшее образование, база данных, смешанное образование, компетентность, технологии обучения, компетентностный подход.

С. 253-265

 

открыть

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЕННО-НАУЧНОЙ РАБОТЕ КУРСАНТОВ

Кузьменко Е. Л., Белоусова Т. М.,
Терновская О. В
.
                                           
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-266-275

Аннотация.  

В статье рассмотрен и проанализирован опыт применения компьютерной графики и аддитивных технологий в военно-научной работе курсантов первых лет обучения. Использование современных информационных технологий способствует формированию общепрофессиональных компетенций, активизации творческой деятельности курсантов.

Ключевые слова:

инженерная и компьютерная графика, аддитивные технологии, военно-научная работа, общепрофессиональные компетенции, техническое творчество курсантов.

С. 266-275

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Шапошникова Т. А.                                           DOI10.31862/2218-8711-2022-6-276-283

Аннотация.  

Правовое образование студенчества является одним из приоритетных образовательных направлений современной России. В статье проанализирована взаимосвязь между социально-политическими изменениями и изменениями в области правового образования. Обозначены причины, способствовавшие трансформациям в образовательной теории и практике. В статье проиллюстрированы педагогические условия реализации правового образования студенческой молодежи, дан обзор ключевых нормативно-правовых актов, повлиявших на развитие и трансформацию образовательных процессов в заданной области.

Ключевые слова:

правовое образование, студенческая молодежь, высшее образование, право, история правового образования, правовая культура.

С. 276-283