×

Предупреждение

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить colorize3ad7949e138934975c48a41ad38644cbffffff80548722.png

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 1456eea5d91ea88366f5742259881377.css

Не удалось удалить 3172363f79eacd8113eeb0c47f41f6ef.css

Не удалось удалить 26f15eaafefcc26bf39eff27020d8142.css

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

Не удалось удалить 0aaee1771167e08acf9d884237b8465e.js

 

Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2017

 Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 
История философии              
открыть

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ РЕФОРМАЦИИ

Чалый В. А.


Аннотация. 

В статье выявляется рациональное содержание политических концепций Лютера и Кальвина, определяется их значение для процесса рационализации политической жизни ранней современности (раннего модерна). В противовес распространенному взгляду на политические теории реформаторов как на адаптации библейского учения о непротивлении христиан светской власти, выдвигается тезис о самостоятельности их политических концепций, рациональности и конкретности предложенных ими политических шагов, глубине и реалистичности их понимания как политической мотивации акторов, так и современной им политической жизни. Теории реформаторов рассматриваются как звено в общем процессе рационализации теорий политического, параллельно происходившем также в ренессансной Италии и продолжившемся развернутыми морально-политическими теориями Гоббса, Локка, Канта и др. Дан анализ ранних политических работ Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520), «Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа» (1522), «О светской власти» (1523). Выделены два плана его аргументации, богословский и пруденциальный, рациональный. Показана значительная независимость второго от первого, выявлены завуалированные христианской этикой непротивления призывы к светской власти (немецким дворянам) сместить власть папскую, сопровождаемые детально составленной программой действий. Аналогичная работа проделана в отношении политических тезисов заключительных глав «Наставления в христианской вере» Кальвина.

Ключевые слова:  

политическая рациональность, Реформация, Лютер, Кальвин, проблема непротивления, реализм.

С. 9-17

 

открыть

СОЦИАЛЬНО-фИЛОСОфСКАЯ ДОКТРИНА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА

Милованов К. Ю.


Аннотация. 

Статья посвящена анализу социально-философских и педагогических взглядов выдающегося британского просветителя Джона Локка. Рассматриваются философское учение о личности, государстве и обществе, сенсуалистическая гносеология, эмпирическая психология, концепция воспитания джентльмена и проект создания приходских школ для детей рабочих.

Ключевые слова:  

эпоха Просвещения, Джон Локк, история образования, история философии, образование, воспитание.

С. 18-26

 

Философия образования
открыть

АКТИВНЫЕ фОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ фИЛОСОфИИ В ВУЗЕ

Гусев Д. В., Есипова Н. Д.

Аннотация. 

В статье обосновывается мысль о том, что философия как квинтэссенция культуры играет основополагающую роль в высшем образовании и в реализации творческого потенциала человека в сфере познания. Такая роль философии особенно актуальна в связи с действием негативных социальных факторов, которые влияют на направление развития образования в современном обществе. Особое внимание уделено следующим из них: избыточной когнитивной нагрузке на раннем этапе развития ребенка, препятствующей полноценному эмоциональному и социальному развитию; доминированию в общественном сознании экономических ценностей; усилению тенденций узкой специализации и более жесткой регламентации в образовании. В связи с этим в статье ставится задача выявления специфики преподавания философии в вузе в контексте формирования мотивационной направленности студентов, создания среды для личностно-эмоциональной вовлеченности студентов в учебно-воспитательную деятельность. Такая роль философии может быть эффективно реализована путем использования активных форм обучения, которые способствуют развитию творческого мышления. Анализируются возможности и педагогический эффект использования в преподавании философии такой активной формы обучения, как коммуникативная игра.

Ключевые слова

преподавание философии в вузе, активные формы обучения, игровые техники, коммуникативная игра, мотивация учебно-воспитательной деятельности.

С. 27-34

открыть

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (аксиологический аспект)

Александрова З. А.

Аннотация. 

В статье автор поднимает проблему формирования личности в информационном обществе. Также раскрывает ряд специфических особенностей современной социализации в условиях безграничных информационных возможностей, которые не соответствуют требованиям возрастной психологии. Рассматриваются этические аспекты информационных коммуникаций в виртуальном пространстве.

Ключевые слова

личность, информационное общество, информационные коммуникации, воспитание личности, этика, мораль, нравственный аспект.

С. 35-40

    

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Л. С. ВЫГОТСКОГО

Обухов А. С.

Аннотация. 

В статье представлена рефлексия опыта модернизации педагогического образования на основе практической реализации идей культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Показано, как базовые идеи Л. С. Выготского (идеи о развитии как об овладении культурой, возрасте, соотношении обучения и развития в зоне ближайшего развития, о смене социальной ситуации развития и кризисах взросления, об обходных путях развития, о причинном жизнеописаниям, о высших психических функциях, о житейском и понятийном мышлении и др.) могут стать методологической основой для конструирования самого процесса подготовки педагога к вариативной практике развивающего образования. Фундаментальными принципами модернизации педагогического образования стали «от действия к мысли» и социальный конструктивизм как способ жизнедеятельности в ситуации неопределенности и вариативности.

Ключевые слова

педагогическое образование, культурно-историческая психология, рефлексия, овладение культурой, возраст, социальная ситуация обучения и развития, социальный конструктивизм.

С. 41-60

  

открыть

О ВОЗМОЖНОСТЯХ И ОГРАНИЧЕНИЯХ ТЕСТОВ ИНТЕЛЛЕКТА

Богоявленская Д. Б., Жукова Е. С., Низовцова А. Н.

Аннотация. 

В статье сопоставляются данные, полученные в ходе диагностики по методу «Креативное поле» и тесту Дж. Равена (Цветные и Продвинутые прогрессивные матрицы), на двух группах испытуемых: детях дошкольного/младшего школьного возраста (n = 103) и взрослых (n = 70). Установлено соответствие между успешностью овладения материалом «Креативного поля» (время нахождения способа решения задач, скорость выполнения, число ошибок и др.) и показателями теста Дж. Равена. При этом одаренные испытуемые, то есть развивавшие деятельность по собственной инициативе, не отличались по уровню интеллекта от тех, кто успешно овладел предложенной деятельностью, но остался в рамках заданных требований. На основе полученных результатов проведенного исследования нет оснований рассматривать высокие показатели по тестам Дж. Равена в качестве критерия для выявления и прогноза одаренности. 

Ключевые слова

одаренность, творчество, интеллектуальная активность, интеллект, тестирование.

С. 61-71

 

 Педагогические науки 13.00.00
Модернизация образования
открыть

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНОВ РОССИИ

Вачков И. В.

Аннотация. 

В статье изложены результаты исследования, проведенного в 25 образовательных организациях 5 регионов Российской Федерации. Целью исследования выступило изучение характеристик эффективных образовательных организаций из регионов России, в которых реализуются методы, методики и технологии обучения и воспитания, отражающие современные тенденции образования. Было установлено, что у каждой образовательной организации есть одно или несколько успешных направлений деятельности, но быть эффективной во всех изучаемых направлениях не удалось ни одной организации.

Ключевые слова

современные образовательные организации, успешность образования, характеристики образовательных организаций, направления образовательной деятельности, тенденции развития образования.

С. 72-83

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Неборский Е. В.

Аннотация

В статье анализируется новая тенденция формирования сетевых сообществ в сфере высшего образования в условиях глобализации за рубежом. Выделены три группы сетевых сообществ. Профессиональные сетевые сообщества представляют собой уникальные системы взаимодействия, состоящие из людей, пространства и инструментов, которые поддерживают обучение и профессиональный рост преподавателей. Образовательные сетевые сообщества – это самоорганизующиеся сообщества на платформе с открытыми образовательными ресурсами. Партнерские сетевые сообщества – сетевые сообщества, развивающиеся на специально созданной с этой целью совместными усилиями независимых университетов цифровой платформе. Выдвинута гипотеза о дисперсии высшего образования и позиционировании сетевых сообществ агентами изменений.

Ключевые слова: 

университеты, дисперсия высшего образования, сетевые сообщества, образовательные платформы, цифровые технологии, глобализация.

С. 83-93

 

Теория образования
открыть

СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ: КОНЦЕПЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьёва Т. А.

Аннотация. 

В статье проанализированы концептуальные положения и результаты мониторинга действующих методик оценки сформированности функциональной базы письма и чтения. Представлены структура и краткое содержание технологической карты оценки готовности детей к обучению грамоте. В ходе апробации технологической карты установлены разные уровни готовности детей исследуемой категории к усвоению письма и чтения.

Ключевые слова:

дошкольники и младшие школьники, готовность к обучению письму и чтению, технологическая карта, апробация, уровни готовности к обучению грамоте, инклюзивное обучение.

С. 94-113

 

История образования и педагогики
открыть

ОБОСНОВАНИЕ ВЫДАЮЩИМСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПЕДАГОГОМ-ПРОСВЕТИТЕЛЕМ В. Ф. ОДОЕВСКИМ ПЕРСПЕКТИВ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Богуславский М. В.

Аннотация. 

В статье дана обобщенная характеристика педагогических взглядов выдающего отечественного педагога-просветителя ХIХ в. князя В. Ф. Одоевского. Концептуализирована совокупность его футурологических взглядов по перспективам развития российского образования, имеющая большое прогностичное значение.

Ключевые слова:

В. Ф. Одоевский, история российского образования, отечественная педагогика ХIХ в., прогнозирование.

С. 114-123

 

открыть

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ В РОССИИ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Лисович В. Н.

Аннотация. 

Данная статья посвящена историко-педагогическому обзору семейной, государственной и общественной регламентации детского чтения в дореволюционной России. Статья предназначена для педагогов, студентов педагогических высших учебных заведений, аспирантов и исследователей детского чтения.

Ключевые слова:

регламентация детского чтения, Святейший Синод, Министерство народного просвещения, Военное министерство, государственная цензура, рекомендательные списки, общественная регламентация.

С. 124-134 

 

Новые исследования в образовании
открыть

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Еныгин Д. В.

Аннотация

В статье автор анализирует различные подходы к понятию педагогического проектирования в современных научных исследованиях, рассматривает структуру и алгоритмы данного процесса в работах ряда ученых.

Ключевые слова:

проектирование, педагогическое проектирование, проективные умения.

С. 135-141

 

открыть

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Богуславская Т. Н.

Аннотация

В статье на основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыт потенциал основных подходов и направлений оценки качества современного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова:

система дошкольного образования, качество дошкольного образования, оценка качества дошкольного образования, подходы к оценке качества дошкольного образования, направления оценки качества дошкольного образования.

С. 142-149

 

Инновационные технологии в образовании
открыть

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ

Березняк Ю. Л., Олешко Т. В., Щербакова Т. К., Игнатенко В. З., Макуха С. И.

Аннотация.

Рассматриваются некоторые вопросы модульно-рейтинговой организации учебного процесса на предвузовском этапе обучения физике иностранных учащихся медицинского вуза с использованием современных методов и технологий обучения, способствующей повышению качества общеобразовательной подготовки обучающихся на русском языке как иностранном.

Ключевые слова:

модульно-рейтинговая система, иностранные учащиеся, предвузовский этап обучения, физика, русский язык как иностранный.

С. 150-160

 

Слово молодым ученым
открыть

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧИЛИЩАМИ УЧЕБНЫХ ОКРУГОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Бизяева Н. В.

Аннотация

В статье рассматривается процесс становления и развития системы управления университетской инспекции училищ учебных округов в России первой половины ХIХ в., а также представлен дискурс становления выпускника университета в роли педагога.

Ключевые слова:

педагогическое образование, институт, контроль, инспектор, управление, система, училища.

С. 161-166