Аннотация.
В статье выявляется рациональное содержание политических концепций Лютера и Кальвина, определяется их значение для процесса рационализации политической жизни ранней современности (раннего модерна). В противовес распространенному взгляду на политические теории реформаторов как на адаптации библейского учения о непротивлении христиан светской власти, выдвигается тезис о самостоятельности их политических концепций, рациональности и конкретности предложенных ими политических шагов, глубине и реалистичности их понимания как политической мотивации акторов, так и современной им политической жизни. Теории реформаторов рассматриваются как звено в общем процессе рационализации теорий политического, параллельно происходившем также в ренессансной Италии и продолжившемся развернутыми морально-политическими теориями Гоббса, Локка, Канта и др. Дан анализ ранних политических работ Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520), «Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа» (1522), «О светской власти» (1523). Выделены два плана его аргументации, богословский и пруденциальный, рациональный. Показана значительная независимость второго от первого, выявлены завуалированные христианской этикой непротивления призывы к светской власти (немецким дворянам) сместить власть папскую, сопровождаемые детально составленной программой действий. Аналогичная работа проделана в отношении политических тезисов заключительных глав «Наставления в христианской вере» Кальвина.
|
Ключевые слова:
политическая рациональность, Реформация, Лютер, Кальвин, проблема непротивления, реализм.
|