Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2020

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

  

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

открыть

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Пелевин С. И.                                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-9-15

Аннотация. 

В статье рассматривается социокультурный аспект технологизации социальных практик, показывается, что технологическое развитие происходит не только за счет максимальной концентрации в нужной сфере деятельности материального ресурса, но и за счет того, что использованию этого ресурса и соответствующей деятельности придается необходимый социокультурный вектор, который носит форму социального запроса и обратной связи, то есть информационный и ценностный вектор данного процесса. Анализируются интеракции человеческой деятельности и технологий. Производится сравнение инженерной философии технологии и гуманитарной философии технологии. Автор также рассматривает понятия «техника» и «технология», акцентируя внимание на их социально-онтологическом, праксиологическом и антропологическом содержании. Техника инструментальна, тогда как технология в своей основе ориентирована на социокультурную среду. В фокус исследовательского интереса попадают социально-онтологические референции технологии, в связи с чем именно человеческая деятельность представляется источником формирования технологий. Методологически это достигается путем использования подхода, ориентированного на так называемое «социальное конструирование технологий». Отмечается, что технология как средство рациональной организации общественной жизни, имеющая социокультурное значение, всегда проявляет социальные и антропологические проекции, касающиеся референциального и рефлексивного аспекта ее существования в рамках социокультурной системы и различных социальных практик.

Ключевые слова

технология, техника, философия технологии, социальная философия, технологический конструктивизм, социальный субъект, социальные практики, человеческая деятельность, целенаправленная активность, социальная детерминация.

С. 9-15

       

открыть

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА

Луньков А. С.                                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-16-22

Аннотация. 

В 2017 г. в России начался переход к новым Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования так называемого «поколения 3++». В этих стандартах был внедрен целый ряд новшеств, в том числе и новые универсальные компетенции. В данной статье мы рассматриваем опыт внедрения в учебный план на уровне магистратуры новой учебной дисциплины «Развитие навыков критического мышления». Этот предмет должен был выполнять функцию по формированию у магистрантов одной из универсальных компетенций «УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач». Процесс разработки и внедрения курса сопровождался рядом концептуальных, организационных, методических и дидактических трудностей. Эти трудности и способы их преодоления анализируются в статье.

Ключевые слова

критическое мышление, ФГОС, магистратура, высшее образование, формирование компетенций, универсальные компетенции.

С. 16-22

 

 

 Психологические науки 19.00.00

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

 открыть

БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ
И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СТРАТЕГИЯМИ СОВЛАДАНИЯ

Секацкая Е. О.                                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-23-30

Аннотация.  

Целью статьи является изучение взаимосвязи между глубинными убеждениями личности и копинг-поведением. Анализируются результаты пилотажного исследования в количестве 70 человек. Теоретической опорой выступает когнитивно-поведенческий подход. В исследовании использовался опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, методика «Личностный дифференциал» и шкала базисных убеждений Янов-Бульман. На основании результатов сделан вывод о взаимосвязи глубинных убеждений, а также личностных свойствах с копинг-стратегиями. Высказывается предположение о том, что личностные свойства человека более осознаваемы, чем глубинные убеждения, поэтому связь с копинг-поведением более выраженная. Практическая значимость заключается в выявлении представлений человека о себе, его убеждений и взаимосвязи их с поведенческим аспектом, который выражается в копинг-поведении.

Ключевые слова

базисные убеждения, копинг-стратегии, оценка личностных качеств.

С. 23-30

  

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ В ПЕРИОД РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2012–2015 ГОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Арифджанова М. А.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-31-42

Аннотация. 

В данной статье рассматривается проблема возникновения синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников в период перестройки системы российского здравоохранения 2012–2015 гг. Именно в это время возросло давление на психическое состояние медиков. Проанализированы социальные, психологические, экономические и правовые факторы, которые являются причинами возникновения данного симптома. Представлены своевременные методы борьбы с данной проблемой, а также практические рекомендации по профилактике и коррекции профессионального выгорания медицинских специалистов.

Ключевые слова

синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, реструктуризация системы здравоохранения, здравоохранение, медицинский персонал, прессинг, стресс, психическое здоровье, психологический тренинг.

С. 31-42

        

открыть

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СТУДЕНЧЕСТВА, ВЫРАЖЕННЫХ СРЕДСТВАМИ МЕТАФОР

Cаликова Э. М. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-43-58

Аннотация. 

В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных средствами метафор, впервые представлены данные сравнительного исследования социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных средствами метафоры, у студентов и респондентов с высшим образованием. В исследовании приняли участие 267 респондентов, 166 – с высшим образованием, 101 на момент исследования обучались в высшем учебном заведении. На основании проведенного исследования выделена специфика ядерно-периферической структуры социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных средствами метафор, у студентов и респондентов с высшим образованием. В статье приведено подробное описание качественных и количественных методов исследования с применением современного программного обеспечения MAXQDA Analytics Pro 2018 Release 18.2.4.

Ключевые слова

социальные репрезентации, ядерно-периферическая структура, метафора жизненного пути студенчества, качественные методы исследования.

С. 43-58

  

открыть

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕПРЕССИИ, АККУЛЬТУРАЦИОННОГО СТРЕССА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ЭМИГРАНТОВ

Метелкина А. А.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-59-70

Аннотация. 

В данной статье описаны случаи проявления депрессии, аккультурационного стресса и чувства вины у эмигрантов в страны Европы и США. Был подведен итог о том, что невозможность к адаптации в новой культуре, то есть проблемы и сложности в аккультурации, и является причиной аккультурационного стресса. Был сделан вывод о том, что аккультурационный стресс способствует возникновению психологических проблем, таких как депрессия, одним из проявлений которой может быть беспокойство и чувство вины из-за недовольства обычаями, ценностями и убеждениями в неродной культуре и стране мигранта. Кроме того, исследования о связи между аккультурацией и депрессией выводят основные факторы, вызывающие депрессию, а именно: незнание языка и нежелание учить иностранный зык
(или отсутствие мотива к изучению иностранного языка); сроки проживания в другой стране; возраст эмигранта; ситуация, с которой был связан переезд. Также причинами депрессии могут быть невозможность перевезти родных или трудности, с которыми сталкиваются многие мигранты в трудоустройстве (реализоваться в профессиональном плане). Наиболее важным считается то, что депрессия из-за аккультурационного стресса может быть причиной физических проблем, таких как головные боли и боли в спине, которые могут стать причиной ухудшения качества жизни. Одним из благоприятных способов борьбы с аккультурационным стрессом является принятие (ассимиляция) новой культуры с памятью и уважением к своей родной культуре.

Ключевые слова

аккультурационный стресс, чувство вины, депрессия, глобализация, миграция, состояние здоровья, качество жизни, культура.

С. 59-70

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ или ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Трифонова Е. В., Кулакова Е. В., Колосова Е.Б.,

Адамян Е. И., Адамян Л. И.                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-71-87

Аннотация. 

В статье раскрывается критериальный подход к выявлению, поддержке и развитию инициативности, способностей, склонностей у детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью в творчестве, науке, спорте – в условиях дополнительного образования. Проанализированы документы, регламентирующие педагогическую направленность в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями, проявляющими устойчивый интерес и высокую мотивацию к занятиям в системе дополнительного образования. Обозначены сущностные противоречия существующих подходов в работе с обучающимися данной категории в контексте научной проблематики детской одаренности. На основе разработанного авторами статьи критериального психолого-педагогического подхода предлагается комплексная разноуровневая система по оценке и развитию склонностей, способностей и одаренности детей с ОВЗ или инвалидностью.

Ключевые слова

дополнительное образование, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, индивидуальный образовательный маршрут, способности, инициативность, высокомотивированные дети, психолого-педагогическая поддержка.

С. 71-87

 

открыть

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Востокова Ю. И., Николаева Л. В.,

Сатистова Е. Е., Чудакова А.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-88-96

Аннотация. 

В статье на основе психолого-педагогической диагностики, анализа социальной ситуации развития абитуриентов, опыта практической деятельности авторами раскрыты психологические особенности современных студентов-первокурсников, которые при отсутствии системной работы по преодолению у обучающихся проявлений психосоциальной дезадаптации могут приводить к развитию социально-педагогической запущенности в условиях вуза. Предложено определение социально-педагогической запущенности у студентов, которое рассматривается как последствие негативного (авторитарного или попустительского) влияния микросоциума (семья, школа, вуз) при сопутствующих нарушениях развития социально-психологических адаптационных ресурсов личности обучающегося и провоцирующее учебно-профессиональную дезадаптацию. Рассмотрены особенности взаимодействия со студентами с разными социально-психологическими адаптационными возможностями. На основе интерпретации результатов проведенного опроса среди студентов и преподавателей Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского выделены основные направления работы куратора академической группы 1-го курса в профилактике социально-педагогической запущенности.

Ключевые слова

профессиональное образование, студент, кураторство, социально-педагогическая запущенность, дезадаптация.

С. 88-96

   

 Педагогические науки 13.00.00 

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ермоленко Р. Е., Колесов В. И.                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-97-105

Аннотация. 

В статье представлен опыт Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета по созданию региональной системы непрерывного педагогического образования в Республике Карелия в условиях современных социально-экономических вызовов образованию, а также необходимости решения задач Национальной инициативы «Образование». Раскрыты проблемы функционирования и развития системы профессионального педагогического образования, рассмотрены целесообразные механизмы и направления развития. Определены ключевые программные мероприятия, а также организационные условия повышения качества непрерывного педагогического образования в Республике Карелия.

Ключевые слова:

педагогическое образование, социально-экономические вызовы, проблемы развития системы, национальный проект, качество образования, профориентация, программы педагогической подготовки, региональная система педагогического образования, профессиональные компетенции.

С. 97-105

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТАФОРИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ Я. А. КОМЕНСКОГО

Марчукова С. М.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-106-117

Аннотация. 

Статья посвящена исследованию эвристического потенциала метафоричности в современном осмыслении философско-образовательного проекта Я. А. Коменского. На примере сочинений «Лабиринт света и рай сердца», «Великая дидактика» и «Мир в картинках» автор выявляет значение метафоричности как одного из основных принципов реализации идеи пансофийности в педагогической теории и практике. Метафоричность текстов и рисунков Коменского раскрывает значение его философско-образовательного проекта как «системы сравнительных связей» (К. Э. Нипков), иллюстрирует его тезис о «трех ступенях достоверного знания: эмпирической; эпистемической и эвристической» («Пансофия»).

Ключевые слова:

Я. А. Коменский, метафоричность, философско-образовательный проект, эвристический потенциал, «Лабиринт света и рай сердца», «Великая дидактика», «Мир в картинках».

С. 106-117

   

открыть

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА А. С. АРСЕНЬЕВА

Крючкова Е. А.                                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-118-126

Аннотация. 

Статья посвящена философу, психологу и педагогу Анатолию Сергеевичу Арсеньеву. Факты биографии, приведенные в статье, раскрывают становление научных взглядов Арсеньева. Основное внимание уделено рассмотрению разработанной им философской и психолого-педагогической концепции формирования Личности. Через призму необходимости формирования Личности определены и охарактеризованы проблемы педагогики, которые в своих работах ставит Арсеньев: антиномичность целей образования и воспитания, соотношение воспитания и обучения, функции естественнонаучного и гуманитарного образования, проблема формирования этического сознания личности, проблема взаимовлияния личности и коллектива и др. Показана актуальность и значимость педагогических идей А. С. Арсеньева для осмысления и решения проблем современной педагогики.

Ключевые слова:

А. С. Арсеньев, философская антропология, личность, культурно-исторический субъект, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, эмоциональное воспитание.

С. 118-126

 

открыть

ДЕТСКАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ:
СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ

Кричевцова Е. И.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-127-139

Аннотация. 

ССтатья посвящена определению сущности понятия «инициативность» среди компонентов образовательной парадигмы дошкольного образования в различные исторические эпохи. Автор выявляет периодизацию в трактовке понятия «инициативность» и предпосылки ее включения в систему целей воспитания, а также анализирует генезис условий и методов формирования инициативности у детей дошкольного возраста. В ходе анализа литературных источников выявляются подходы к определению понятия «инициативность» на современном историческом этапе и дается авторская трактовка термина.

Ключевые слова:

инициатива, инициативность детей дошкольного возраста, личность ребенка-дошкольника, активность, любознательность.

С. 127-139

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ УСТНОГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПЕРЕВОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ

Тройникова Е. В, Хасанова Л. И.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-140-147

Аннотация.  

В статье рассматривается лингводидактический аспект подготовки студентов к устному последовательному переводу. Особое внимание уделяется конструированию дидактического пространства обучения фразовому и абзацно-фразовому переводу, которое реализуется в учебной ситуации устного последовательного перевода. Описывается компетентностная модель специалиста по устному последовательному переводу, методологические подходы и принципы обучения. Представлена типология упражнений, используемых в учебной ситуации устного последовательного перевода.

Ключевые слова:

устный последовательный перевод, учебная ситуация устного последовательного перевода, алгоритм устного последовательного перевода.

С. 140-147

   

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

Игнатьев В. П., Архангельская Е. А.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-148-160

Аннотация

В статье представлен механизм перехода российских вузов на дистанционные образовательные технологии. В связи с обострившейся в марте 2020 г. санитарно-эпидемиологической ситуацией в стране и введением карантина в образовательных организациях, вузы вынуждены были решать вопросы продолжения обучения студентов. Длившийся долгие годы процесс подготовки к возможности проведения дистанционных занятий со студентами после введения глобального карантина по всей стране был запущен в практическое русло в кратчайшие сроки. Некоторые вузы, к сожалению, оказались к этому не готовы. Тем не менее существует довольно большое количество различных инструментов для проведения удаленных занятий со студентами. Рассмотрено, какие возможности предоставляет применение данных инструментов в образовательном процессе. Для бесконтактной работы со студентами можно использовать также и популярные среди молодежи социальные сети. Показано, как и для каких образовательных целей они могут быть полезны. Рассмотрены преимущества и недостатки дистанционного обучения, возможности его использования при подготовке специалистов с высшим образованием. Обозначены основные задачи и проблемы, которые необходимо решить для дальнейшего развития дистанционных образовательных технологий в нашей стране.

Ключевые слова:

дистанционные образовательные технологии, цифровизация, онлайн-курс, онлайн-лекция, социальные сети, образовательные возможности.

С. 148-160

 

открыть

РОЛЬ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БИОЛОГОВ (на примере изучения курса «Анатомия и физиология человека»)

Хамдамова М. И.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-161-169

Аннотация

В настоящее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Высококвалифицированный специалист в своей профессиональной деятельности должен владеть ИКТ-технологиями и мультимедиатехнологиями с целью наилучшего построения учебного процесса. При овладении этими технологиями немаловажную роль играет креативная компетентность. В статье рассматривается роль креативной компетентности преподавателя в развитии мультимедийной компетентности студентов при изучении курса «Анатомия и физиология человека». В виде таблиц разработаны методические рекомендации, где применены педагогические технологии, программы и приложения мультимедиа.

Ключевые слова:

креативность, мультимедиа, компетентность, “Анатомия и физиология человека”, технологии, программы, таблица.

С. 161-169

 

открыть

ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Быкова Л. М., Ремаева Ю. Г.                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-170-176

Аннотация

Существенным преимуществом использования информационно-коммуникационных технологий в рамках современного образовательного процесса является возможность полного или частичного осуществления обучения в дистанционной среде. Однако применение новых технологий вызывает серьезную проблему, связанную с недостатком живого общения между субъектами учебного процесса, что снижает его результативность. В данной статье рассматриваются методы и приемы, способные минимизировать негативные последствия компьютерно-опосредованного взаимодействия при осуществлении обучения в дистанционном формате.

Ключевые слова:

информационно-коммуникационные технологии, дистанционные формы обучения, психологическая и коммуникативная дистанция, типы взаимодействия, социальное присутствие.

С. 170-176

открыть

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ЗАДАЧНОЙ СИТУАЦИИ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Белова Н. А., Кашкарева Е. А.                              DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-177-187

Аннотация

В статье отражены результаты исследования дидактической роли и места межпредметных задачных ситуаций на интегрированных уроках русского языка (с учетом дидактических целей различных этапов урока). Авторы решают задачу выявления потенциальных возможностей межпредметных задачных ситуаций для развития мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов предметных компетенций школьников, а также предлагают алгоритм создания межпредметной задачной ситуации на интегрированном уроке русского языка в школе.

Ключевые слова:

интегративный подход к обучению русскому языку и литературе, интегрированный урок русского языка, алгоритм создания межпредметной задачной ситуации, мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивно-оценочный компонент предметных компетенций.

С. 177-187

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Налётова Н. Ю., Троицкая Л. М.                           DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-188-198

Аннотация

Значимость интерактивных цифровых технологий сегодня трудно переоценить. Использование интерактивного цифрового оборудования, например интерактивных досок SMARTBoard, или мультимедийных электронных учебников позволяет диверсифицировать подходы к реализации образовательных процессов. Авторы статьи представляют принципиально новый формат проведения учебного занятия по математике для старшеклассников с использованием цифровых технологий.

Ключевые слова:

цифровые технологии, интерактивная доска, математика, старшеклассники.

С. 188-198

открыть

МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кубрак Н. В.                                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-199-205

Аннотация

В условиях цифровой трансформации образования только предстоит решить проблемы, связанные с местом и ролью школьной библиотеки в информационно-образовательной среде школы. В статье перечислены основные направления цифровой трансформации образования в России. Обоснована суть модернизациии школьных библиотек. Представлен анализ работ отечественных и зарубежных исследователей на тему школьных библиотек и их места в образовательной среде школы. Обозначена связь между условиями модернизации школьных библиотек и уровнем компетенции педагога-библиотекаря в области медиа-информационной грамотности.

Ключевые слова:

цифровая трансформация, электронная информационно-образовательная среда, школьная библиотека, информационная инфраструктура, медиа-информационная грамотность.

С. 199-205

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

Суропов Б. М.                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-206-212

Аннотация

В этой статье подчеркивается, что высшее образование в области экономики по предмету «Информационные и коммуникационные технологии и системы в экономике» обеспечивает профессиональную подготовку будущих экономистов с целью развития инновационной деятельности в форме «знания → идея → инновация → инновационные продукты и услуги».

Ключевые слова:

инновационная деятельность, перспективная мотивация, знания, идеи, инновационные продукты и услуги, компьютерное программное обеспечение, электронный информационно-образовательный ресурс.

С. 206-212

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ОПЫТА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ШКОЛЕ

Зарипов Н. Н.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-213-218

Аннотация

Статья посвящена анализу способов преподавания языков программирования. Предложен программный анализ практики преподавания международных образовательных учреждений и лучшие способы преподавания программирования. Использование передового зарубежного опыта в обучении студентов языкам программирования, роль цифровых технологий в программировании и понимание робототехнических технологий повысят эффективность работы в классе. Необходимо развивать интерес к программированию, навыки самостоятельного программирования у учащихся средних школ, помогать им найти свое место в будущем, а также создавать лучшие программные продукты для развития страны.

Ключевые слова:

цифровая техника, робототехника, STEM, PIRLS, PISA, программное обеспечение, программирование, приложение.

С. 213-218

 



СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Бодрова Е. А.                                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-219-227

Аннотация

Формирование образа семьи является одной из важнейших задач дошкольного периода. Актуальность исследования обусловлена возросшей потребностью общества и государства в поиске новых методов эффективного формирования семейных ценностей и образа семьи у детей. Правильная программа формирования образа семьи сегодня способна в будущем повысить жизнеспособность семей и укрепить институт семьи в нашей стране. Из этого вытекает проблема исследования: насколько эффективным будет использование программы формирования у старших дошкольников образа семьи посредством творчества в системе дошкольного образования? Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы занятий по лепке для формирования у старших дошкольников образа семьи средствами арт-педагогики. Автор статьи приводит определения понятий «семья» и «образ семьи» на основе теоретического анализа и проведенного опроса, в теоретической части работы описываются способы диагностики дошкольников на формирование образа семьи. Решением проблемы является освоение дошкольниками представлений о семье в процессе арт-терапевтических занятий. В статье приводятся результаты формирующего эксперимента со старшими дошкольниками на тему «Семья». Для диагностики образа семьи были выбраны следующие методы: «рисунок семьи», «кинетический рисунок семьи», опрос и беседа с детьми. В качестве формирующего арт-терапевтического метода для исследования использовалась лепка из пластилина и полимерной глины. Результаты формирующего эксперимента подтверждают гипотезу данной работы об эффективности проведения занятий по лепке для формирования образа семьи у дошкольников.

Ключевые слова:

семья, образ семьи, семейные ценности, дошкольники, формирование, диагностика, арт-терапия, лепка.

С. 219-227

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (медицинских колледжей и техникумов)

Безуглый Т. А., Батурина И. В.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-228-235

Аннотация

В исследовании рассматриваются объективные и субъективные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники медицинских колледжей, планирующие получение высшего медицинского образования.

Ключевые слова:

медицинское образование, выпускник учреждения среднего профессионального образования, потенциал поступления в медицинский университет.

С. 228-235

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШЕМ КОЛЛЕДЖЕ

Макажанова Ж. М                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-236-244

Аннотация

В статье затрагиваются теоретические аспекты моделирования поликультурной среды в образовательном учреждении: дано определение понятию «поликультурная образовательная среда», являющееся смыслообразующим понятия «модель поликультурной образовательной среды», представлена модель поликультурной образовательной среды колледжа, рассматриваемая как средство исследования обозначенной проблемы. Приведенная модель включает взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки, являющиеся последовательностью структурных компонентов и их функциональных назначений. Далее обстоятельно описана структура формирующего блока модели поликультурности, состоящая из четырех направлений: первое направление – организация учебного процесса, второе направление – организация внеурочной деятельности, третье направление – организация воспитательной деятельности, четвертое направление – психолого-педагогическая поддержка. При реализации модели поликультурности использование репродуктивных и интерактивных методов в преподавании, обогащающих образовательный процесс своим поликультурным содержанием, обеспечивает возможность формирования поликультурной личности в образовательной среде.

Ключевые слова:

поликультурная образовательная среда колледжа, моделирование, модель поликультурной образовательной среды, реализация модели поликультурности, репродуктивные и интерактивные методы.

С. 236-244