Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3-2020

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

  

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

«НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ»: РУССКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛОСОФЫ-ЭМИГРАНТЫ О ПРИЧИНАХ, СУЩНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Погодин И. В.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-9-21

Аннотация. 

В статье на основе философских источников дается анализ философских идей русских религиозных мыслителей о духовных истоках и религиозной сущности русской истории и русской революции, рассматривается интерпретация русскими философами роли и значимости православных ценностей и идей в историческом развитии русского народа и его сознания, о метаморфозах данных религиозных идеалов, приведших к масштабному социальному переустройству жизни. Корреляция религиозного и революционного в сознании и практике исторической жизни русского народа, выявленная русской религиозно-философской мыслью, раскрывается в процессе сравнительной характеристики христианской философии истории с иными философскими интерпретациями смысла и хода истории: марксизмом, экзистенциализмом, феноменологией и герменевтикой.

Ключевые слова

история, Православие, эсхатология, мессианизм, раскол, анархия, нигилизм, ментальность, социальная революция, нравственная оценка, духовные ценности, национальный характер.

С. 9-21

       

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

 открыть

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(философско-образовательный контекст) 

Бутенко С. В.                                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-22-28

Аннотация.  

Статья посвящена анализу современного состояния образовательного пространства в его историческом сегменте. Выделяются социальные функции исторического образования, нацеленные в том числе на формирование исторической идентичности субъекта. Ментальные установки рассматриваются в качестве основы существования и дальнейшего развития исторического образования.

Ключевые слова

историческая идентичность, менталитет, установка, социальные функции, ментальный подход.

С. 22-28

     

 Психологические науки 19.00.00

        

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

МОЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ?

Сумнительный К. Е.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-29-34

Аннотация. 

Статья посвящена тому, как в системе Монтессори получают отражение современные открытия в области психологии. Рассматривается вопрос о готовности системы к современным вызовам и наличию в ней инструментов, позволяющих на них отвечать. 

Ключевые слова

метод Монтессори, эмоциональный интеллект, когнитивное развитие ребенка, подготовленная среда, уроки вежливости, нормализация.

С. 29-34

  

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ЛИЧНОСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛЮБОВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 

Ушакова В. Р.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-35-46

Аннотация

Представлены результаты сравнительного анализа личностно-индивидуальных особенностей лиц с разным уровнем выраженности любовной аддикции. Использованы клинико-психологические и экспериментальные методы психодиагностики. Выявлены значимые различия в проявлении неуверенности в себе и тревожности, ригидности и мобильности, значимости потребностей в эмоциональной опоре и стремлении к автономности у испытуемых с разным уровнем выраженности любовной аддикции. Определена взаимосвязь между указанными личностно-индивидуальными характеристиками студенческой молодежи с разным уровнем выраженности любовной зависимости. Подтверждено, что девушки наиболее склонны к проявлению любовной аддикции в отличие от юношей. Выявлено, что девушки с высоким уровнем выраженности любовной аддикции нуждаются в эмоциональной поддержке других людей, они не уверены в себе, имеют повышенный уровень тревожности, у них преобладает стереотипность в мышлении и поведении.

Ключевые слова:

любовная аддикция, эмоциональная опора, ригидность, тревожность, неуверенность в себе.

С. 35-46

     

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ К РОДИТЕЛЯМ

Захарова Е. В.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-47-55

Аннотация. 

Представленная статья посвящена изучению отношений подростков с туберкулезной инфекцией к родителям. Известно, что туберкулез относится к тяжелым соматическим инфекционным заболеваниям. Его лечение осуществляется в условиях стационара и амбулаторно длительное время. Прогноз течения и излечения заболевания не всегда ясен и предсказуем. Тяжесть заболевания, побочное действие лекарств, изменение условий и качества жизни, нарушение социальных контактов, неопределенность ближайшего и отдаленного прогнозов здоровья, нарушение  внутрисемейных отношений, социальное и материальное неблагополучие существенно влияют на отношение к болезни, лечению и излечению от туберкулеза. Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Заболевание оказывает заметное влияние на взросление подростка, его представление о будущем. Поддержка родителей особенно важна для молодых людей, вынужденных длительно лечиться, осознающих тяжесть своего заболевания, его социальную опасность. Отношения с родителями играют важную роль в адаптации к заболеванию, формированию приверженности лечению. Однако зачастую родители сами становятся источником заражения своего ребенка, формирования у него множественной лекарственной устойчивости. Неправильное воспитание, неадекватное отношение к болезни ребенка и его лечению приводят к нарушению лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного процессов, направленных на лечение туберкулеза. 

Ключевые слова:

туберкулезная инфекция, подростки, социально-психологическая адаптация, отношение к болезни, стиль воспитания, детско-родительские отношения.

С. 47-55

 

 Педагогические науки 13.00.00 

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Шевченко Н. Н., Колесов В. И.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-56-65

Аннотация. 

В статье рассматриваются основные тенденции отечественной системы образования в условиях процессов мировой глобализации, которая оказывает влияние на экономику, политику государств, жизнь людей, культуру, образование. Обозначены проблемы модернизации системы высшего образования в России в связи интеграцией в мировое образовательное пространство и в соответствии с декларируемыми требованиями Болонского процесса. С позиций различных авторов рассматриваются как положительные, так и отрицательные тенденции, связанные с этим процессом. 

Ключевые слова:

глобализация, модернизация образования, образовательное пространство, пространственно-временной подход, компетентностный подход, Болонский процесс, его положительные и негативные тенденции.

С. 56-65

  

открыть

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Иванченко Д. А.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-66-74

Аннотация. 

В статье рассматриваются различные подходы зарубежных и российских исследователей к изучению вопросов цифровой грамотности; выделены направления формирования цифровой грамотности, включающие в себя: медиаграмотность, информационную грамотность, навыки информационной безопасности и работы с цифровой техникой; определены основные принципы формирования и оценки цифровой грамотности.

Ключевые слова:

образование, цифровая грамотность, медиаграмотность, информационная культура, информационная безопасность.

С. 66-74

  

открыть

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

Максименко М. А.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-75-82

Аннотация. 

В статье рассматриваем актуальные проблемы в области инклюзивного образования, с которыми сталкивается американская система образования. Проанализированы и обобщены результаты последних исследований, посвященные данной проблеме.

Ключевые слова:

инклюзия, инклюзивное образование в США, проблемы инклюзивного образования, учащиеся с особыми образовательными потребностями, аутизм, анализ.

С. 75-82

 

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Дерюга В. Е.                                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-83-92

Аннотация.  

Анализируется проблема влияния цифровых технологий на развитие традиционного и гуманистического образования. Процесс цифровизации рассматривается как этап смены индустриально-образовательной системы новой информационно-цифровой системой образования. Обосновываются проблемы дегуманизации образования и предлагаются пути их преодоления.

Ключевые слова:

гуманизм, культурная традиция, образование, индустриально-образовательная система, информационно-цифровая система, парадигма, технологизм, духовность, ценности.

С. 83-92

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВВ.

Богуславский М. В., Богуславская Т. Н.,

Милованов К. Ю., Овчинников А. В.                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-93-105

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы исследования культурно-исторических основ развития отечественного образования и педагогики во второй половине XX – начале XXI вв. Раскрыто современное состояние развития историко-педагогического знания, сформировавшего благоприятные методологические основы для представления репрезентативной модели процесса культурно-исторического развития отечественной педагогической науки этого периода. Дана содержательная характеристика образовательных реформ советского и постсоветского периодов. Охарактеризовано состояние системы образовательного законодательства и выявлены ведущие тенденции реализации государственной образовательной политики в СССР и Российской Федерации.

Ключевые слова:

педагогика, история образования, история педагогики, модернизация образования, реформирование системы образования.

С. 93-105

 

     

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫДАЮЩИХСЯ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ФИЗИКОВ

Овчаров А. В., Голубь П. Д.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-106-115

Аннотация.  

В статье представлен материал, показывающий, как организовать патриотическое воспитание школьников и студентов на примере поступков и высказываний российских и советских ученых-физиков. Приводятся факты, свидетельствующие о глубокой любви многих ученых-физиков к Родине – России. Рассмотрение темы начинается с деятельности первого российского академика М. В. Ломоносова, которая является ярким примером любви к Родине ученого-патриота. Приводятся аналогичные факты из жизни и научной деятельности российских электротехников В. В. Петрова, П. Л. Шиллинга, электротехников-изобретателей Б. С. Якоби, Э. Х. Ленца. Представлены исторические факты, свидетельствующие об истинном служении Родине ряда других ученых-физиков, включая, Ж. И. Алферова – известного во всем научном сообществе Нобелевского лауреата за работы в области современной физики.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, физика, история физики.

С. 106-115

  

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ КОМАНДНО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Васева Е. С., Бужинская Н. В.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-116-123

Аннотация

При обучении в высшем учебном заведении бакалавр должен приобретать компетенции, которые позволят ему быть успешным в будущей профессиональной деятельности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту одной из таких компетенций является способность работать и реализовывать свою роль в команде, осуществлять социальное взаимодействие. В статье поднимается вопрос об актуальности использования командно-ориентированного обучения как способа развития обозначенной компетенции у бакалавра, обучающегося по направлению «Прикладная информатика», рассматриваются этапы командно-ориентированного обучения. Особое внимание уделяется этапу «формирование команды» и обсуждаются цели и задачи ролевого, целеполагающего, межличностного, проблемно-ориентированного подходов к организации данного этапа. Приводятся примеры внедрения каждого подхода в практику обучения бакалавров направления «Прикладная информатика».

Ключевые слова:

командно-ориентированное обучение, формирование команды, ролевой подход, целеполагающий подход, межличностный подход, проблемно-ориентированный подход.

С. 116-123

 

открыть

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ

Казарбин А. В., Лунина Ю. В.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-124-131

Аннотация

В настоящее время одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства становится качество инженерных кадров, уже сегодня требуются специалисты, обладающие знаниями, навыками, личностными качествами и компетенциями, отвечающими требованиям экономики ХХI в., целям и задачам социально-экономического развития и структуре рынка труда РФ. В статье авторы рассматривают научно-исследовательскую работу студентов как инструмент формирования инженерного мышления и высоких личностных качеств  профессионала и как неотъемлемую часть подготовки профессиональной компетентности инженера.

Ключевые слова:

научно-исследовательская работа студентов, инженерное мышление, универсальные навыки, инструмент формирования инженерного мышления.

С. 124-131

 

открыть

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В КНР: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ЦЗЯНСУСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

Цыренова М. И.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-132-141

Аннотация

В статье рассматривается сложившаяся за последние годы ситуация с преподаванием русского языка как иностранного в Китайской народной республике, выявляются проблемы, перспективы и дальнейшие тенденции развития, обосновывается актуальность заявленной темы. Данные, представленные в тексте, основаны на анализе теоретических и практических исследований как российских, так и китайских русистов, сделанных за последние 5 лет в условиях языковой и неязыковой среды, а также на беседе, проведенной среди преподавателей, имевших опыт работы в китайских вузах, собственных наблюдениях и личном опыте преподавания в Цзянсуском педагогическом университете (г. Сюйчжоу, Китай). Полученные выводы могут представлять интерес как для преподавателей русского языка, непосредственно работающих либо планирующих поехать работать в Китай, так и для всех русистов.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный в Китае, преподавание русского языка как иностранного нефилологам, опыт работы в китайском вузе, китайские студенты, медиатехнологии.

С. 132-141

   

открыть

ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ ДИАЛОГУ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Фролова Т. П.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-142-153

Аннотация

В статье рассматривается вопрос обучения научному диалогу на иностранном языке в техническом вузе. Объектом обучения выступают студенты первого курса магистратуры, целью обучения которых является формирование умения устанавливать профессиональные и академические контакты, а также принимать участие в академических и профессиональных дискуссиях на изучаемом иностранном языке. В работе проанализированы положения по вопросу обучения диалогической речи, описанные в отечественной литературе в работах таких исследователей, как Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, Н. И. Гез, С. А. Минеева, О. Л. Митрофанова, Т. С. Серова и др. Автором подчеркивается, что обучение диалогическому говорению в целом и научному диалогу в частности происходит через обучение диалогизированному микромонологу, который представляет собой «диалог смыслов» (по М. М. Бахтину), обмен мнениями, суждениями. Целью данной статьи является описание комплекса упражнений для обучения одной из основных форм устной речи на материале специальности – диалогическому высказыванию научного стиля. В связи с этим в статье раскрываются такие понятия, как «диалогизированный монолог» и «речевое смысловое диалогическое единство».

Ключевые слова:

научный диалог, комплекс упражнений, диалогизированный микромонолог, речевое смысловое диалогическое единство.

С. 142-153 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Гельман В. Я.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-154-161

Аннотация

Методы активного и интерактивного обучения в настоящее время широко внедряются в учебный процесс. Целью исследования является рассмотрение проблем, возникающих при использовании игрового подхода в процессе обучения в высшем профессиональном образовании, в частности, при преподавании общепрофессиональных дисциплин, а также определение возможных путей их разрешения. Объектом исследования являются образовательные игры. Методологической основой исследования являются анализ научных публикаций, экспертная оценка и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем, возникающих при внедрении игрового подхода. Автор подробно  рассматривает такие аспекты темы, как ограничения в применении игровых методов в преподавании общепрофессиональных дисциплин, способы применения игрового подхода в этих условиях и оценку эффективности предлагаемых игровых методов. Особое внимание уделяется использованию обучающих игр в ходе практических занятий и семинаров. В работе делается вывод о целесообразности применения отдельных элементов игровых методов в ходе текущего контроля во время практических занятий как дополнительного (вспомогательного) педагогического инструмента. Этот подход особенно важен для повышения мотивации студентов. Предложен ряд способов применения игрового подхода. Показана эффективность предлагаемых игровых методов обучения. 

Ключевые слова:

игровой подход, преподавание, высшее профессиональное образование, общепрофессиональные дисциплины, обучающие игры, практические занятия.

С. 154-161

 

открыть

КРЕОЛИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Кузьмина Е. О.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-162-171

Аннотация

В статье рассматривается явление креолизации как инструмента обучения русскому языку как иностранному. Выявляются особенности данного феномена и подробного анализируются существующие классификации. Также приводится обоснование необходимости использования креолизации на начальном этапе обучения.

Ключевые слова:

креолизация, поликодовые тексты, русский язык как иностранный.

С. 162-171

 

открыть

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Самарцева Е. Ю.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-172-180

Аннотация

В статье рассматриваются различные способы систематизации лексического материала, который представляется обучающимся на определенном этапе занятия с целью расширения словарного запаса по теме или для снятия лексических трудностей. Автор дает практические рекомендации по систематизации лексического материала, которые могут быть использованы на практических занятиях по иностранному языку как на этапе формирования лексических навыков, так и на этапе их совершенствования.

Ключевые слова:

активный словарь, лексика, лексические единицы, методы систематизации, расширение словарного запаса.

С. 172-180

 

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ИСПАНОГОВОРЯЩИХ СТУДЕНТОВ

Веренич Т. К., Злобина С. А., Срмикян В. С. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-181-193

 

Аннотация

В данной статье обобщен материал по внедрению электронных курсов в процесс обучение русскому языку как иностранному. В последнее время электронное обучение становится неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе и используется во всех формах обучения. Актуальность изучения существующих онлайн-курсов обусловлена необходимостью внедрения дистанционных обучающих курсов в практику преподавания русского языка как иностранного испаноязычным обучающимся в цикл уроков начального уровня по формированию языковых и речевых умений и навыков. Применение электронного обучающего курса позволяет повысить качество образования за счет использования различных образовательных ресурсов. Материалы статьи могут быть полезны преподавателям русского языка как иностранного, работающим с испаноязычной аудиторией.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, электронное обучение, информационные и мультимедийные технологии, индивидуализация, цифровое поколение, компетенция.

С. 181-193

 

открыть

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ IT СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Неборский Е. В., Тараканов Я. Л.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-194-200

Аннотация.  

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием коммуникативной компетентности у будущих IT-специалистов. Дается определение коммуникативной компетентности и выделенных структурных компонентов. Предлагается модель развития коммуникативной компетентности у будущих специалистов IT-сферы деятельности, включающую четыре ключевые компонента: целевой, нормативно-теоретический, организационно-методический, результативно-оценочный.

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, коммуникация, профессиональная деятельность, IT-
специалист, модель развития коммуникативной компетентности.

С. 194-200

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Азарова О. А.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-201-206

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты, связанные с формированием и дальнейшим развитием вторичной языковой личности студентов вуза в процессе профессионально ориентированной подготовки. На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирических исследованиях доказано, что уровень сформированности лингвопсихологических качеств личности способен влиять на процессы адаптации выпускников вуза к изменяющимся условиям профессиональной среды, их востребованности и успешности в сфере выбранной специальности в современных условиях, диктуемых рынком  труда. Предложен ряд педагогических условий, которые способствуют реализации поставленных задач в поле лингводидактики, а именно: интернационализация образования, диверсификация педагогических технологий и средств для формирования устойчивого интереса к дисциплине «Иностранный язык для профессиональных целей», активизация самостоятельной работы студентов с целью определения вектора языкового развития личности. 

Ключевые слова:

вторичная языковая личность, студенты вуза, иноязычная профессионально ориентированная подготовка, педагогические условия, развитие личности.

С. 201-206  

 

открыть

ОНЛАЙН-КУРС КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Копусь Т. Л., Климова И. И.                            DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-207-215

Аннотация

Статья посвящена проблеме реализации практики внутренней интернационализации в системе российского высшего образования в формате онлайн-курса. Рассматриваются вопросы интернационализации курса как одного из направлений внутренней интернационализации. Авторы представляют опыт апробации онлайн-курса «Межкультурная деловая коммуникация»,  разработанного с целью формирования и развития межкультурной коммуникативной компетенции в международных группах студентов-бакалавров. Целью апробации являлось изучение эффективности применения обучения в международных группах студентов-бакалавров в формате онлайн-курса, ранее не использованного в образовательном процессе, определение оптимальных условий для последующей реализации данного формата. В исследовании применялся количественный и качественный анализ обратной связи, метод анкетирования обучающихся, сбор данных по результатам прохождения курса. Раскрываются методические решения по управлению онлайн-курсом, по организации интерактивной части курса. 

Ключевые слова:

онлайн-курс, внутренняя интернационализация, интернационализация дисциплины, межкультурная деловая коммуникация, межкультурная коммуникация, обучение в международных группах.

С. 207-215

 

открыть

АВТОРСКИЙ КУРС ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ В ХОРЕОГРАФИИ:
ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Меловатская А. Е.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-216-227

Аннотация

В статье исследуется проблема обучения актерскому мастерству в хореографии; автор анализирует взаимосвязи актерского мастерства драматического и балетного театров, а также их принципиальные различия; рассматривается специфика преподавания дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балете» и ряд требований, предъявляемых к педагогам, ведущим данную дисциплину. В статье актерское мастерство в хореографии рассматривается, с одной стороны, как отдельная область драматического искусства, с другой стороны, она неразрывно связана  и с самим танцем, и с процессом обучения профессиональных танцовщиков. В работе ставится проблема отсутствия методики преподавания актерскому мастерству в хореографии в высшем звене образования, в результате которой только личный практический опыт, осмысление, анализ и накопленные знания педагога, желающего преподавать этот предмет, могут быть базой, на которой формируется материал для обучения данному предмету. В статье сравниваются учебные программы по актерскому мастерству Московской государственной академии хореографии и Института современного искусства; приводится обзор специализированной литературы.

Ключевые слова:

актерское мастерство в хореографии, образность, хореографический образ, пластическая выразительность, музыкальность.

С. 216-227

 

открыть

ВИДЕОПРОЕКТ КАК ВИД МАССОВОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Ваганова Н. В., Карпова Ю. Н., Савицкая А. О.

                                                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-228-236

Аннотация

В статье рассматривается актуальность проведения мероприятий внеаудиторной деятельности со студентами неязыковых вузов с целью формирования иноязычной компетенции, описываются формы и виды внеаудиторной деятельности. Одним из успешных видов внеаудиторной деятельности является онлайн-видеоконференция на иностранном языке с целью стимулирования интереса студентов к изучению английского языка, а также с целью развития навыков говорения, аудирования, письма и чтения. Применение инновационных средств коммуникации во внеаудиторной деятельности основывается на положении медиапедагогики о потенциальных образовательных и воспитательных ресурсах любых средств массовой коммуникации. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского организует онлайн-видеоконференцию, во время которой проводится конкурс видеороликов на заданную тему и общение осуществляется только на английском языке.

Ключевые слова:

внеаудиторная деятельность, медиапедагогика, онлайн-видеоконференция, видеопроект, иноязычная компетенция.

С. 228-236 

 

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» В ШКОЛАХ

Согоян С. С., Минасян Г. С.                            DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-237-244

Аннотация

В данной статье раскрыт образовательный и здоровьесберегающий потенциал дисциплины «Социальная экология», значительный опыт преподавания которой накоплен армянскими педагогами. Раскрываются целевые установки, интегративный характер содержания учебного предмета, технологии изучения и оценивания результатов усвоения дидактического материала. Охарактеризован инновационный поиск педагогов по повышению продуктивности изучения предмета «Социальная экология».

Ключевые слова:

экология, социальная экология, человек, природа, инновации, школа.

С. 237-244