Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2022

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ И ПРИРОДОПОЗНАНИЕ: «ФАУСТОВСКАЯ» ИДЕНТИЧНОСТЬ

Тагиров Ф. В.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-9-22

Аннотация. 

Устойчивость и определенность идентичности человека в «текучей современности» не могут быть полноценно удовлетворены обращением к тем или иным формам исключительно социальной общности и требуют поиска более глубинных, антропологических оснований. Такие антропологические основания включают в себя соотнесение человека с природой и, как следствие, определенное ее понимание, при котором она не остается преимущественно внешним объектом для человеческого субъекта-природопользователя, но выступает как целое, в которое органически включен человек, освящается и сакрализуется как часть космоса или рассматривается вместе с человеком в качестве проекции трансцендентно-метафизического порядка. Статья посвящена различным подходам к пониманию природы и природопознания, предложенным представителями консервативной мысли континентальной Европы в XX – начале XXI вв. В статье рассматривается вопрос о соотношении экологической практики и антропологических основ мировоззрения человека, традиционное консервативное видение человеческого порядка как органического, историческая роль христианского отношения к природе с точки зрения консервативных мыслителей и наконец шпенглеровское понимание связи западного природопознания и «фаустовской» европейской души. Теоретической базой настоящего исследования выступают работы О. Шпенглера, Э. Юнгера, М. Элиаде, А. Молера, К. Шмитта, Х. Фрайера, А. де Бенуа, Г.-К. Кальтенбруннера, А. М. Руткевича, С. В. Артамошина и ряда других авторов. В основу работы положены принципы дискурсивного анализа, компаративной, социально-философской, философско-исторической и историко-философской методологии.

Ключевые слова

антропология, европейская идентичность, консерватизм, природа, традиция, экология.

С. 9-22

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Суханова Н. П.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-23-30

Аннотация. 

Развивающийся образовательный проект «Логика и критическое мышление», в отношении которого продолжается поиск его предметной области, рассматривается с целью анализа результатов практики реализации проблемного метода. Обучение критическому мышлению с ориентацией на проблемно-деятельностную парадигму трансляции знания предполагает культивирование исследовательского образования. Акцентируется внимание на вопросах личного поиска и собственного достижения учащихся, преодолении сковывающего влияния авторитетов. Анализируются механизмы активации самостоятельного мышления, разрешения возникающих затруднений, перерастающих в опыт рефлексии и саморефлексии. Программа развития навыков логического и критического мышления в сочетании с проблемным методом создает условия для системного восприятия учащимися образовательных практик. Делается вывод о практическом значении логики в системе современного образования и необходимости дальнейшего изучения логико-ориентированной программы критического мышления.

Ключевые слова

образование, проблемный метод, обучение, критическое мышление, логика, язык.

С. 23-30

 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ФИЛОСОФИЯ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Шимельфениг О. В.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-31-42

Аннотация. 

В работе показана ведущая роль философии, прежде всего сюжетно-игровой парадигмы, для формирования всегда актуальных компетенций, таких как умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность, управление людьми, навыки координации, взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений; когнитивная гибкость. Сюжетно-игровая методология позволяет интегрировать в единый обучающий комплекс самые разные креативные технологии, в том числе современную теорию решения изобретательских задач. Рассмотрены пять конкретных задач, на примере решения которых продемонстрирована комплексная сюжетно-игровая стратегия обучения.

Ключевые слова

философия, образование, компетенции, творческая деятельность, мышление, игра.

С. 31-42

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

открыть

ПРЕД-ОСМЫСЛЕНИЕ НАУЧНОГО МЕТОДА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «МЕНОН»: АКТУАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Шурунов К. М.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-43-50

Аннотация. 

В статье исследуются некоторые аспекты исторического взаимоотношения между той или иной трактовкой научного метода и мистицизмом. Научный метод определяется как основанный на комбинации определенных установок редукционизма и задания граничных условий. Обосновывается тезис о том, что истоки формирования научного метода можно обнаружить еще в диалоге Платона «Менон». Анализируются современные дискуссии о редукционизме. Показывается, что современная наука, как и Платон, приходит к выводу о невозможности катафатических определений вне научного метода. Ставится вопрос: можно ли создать единое описание природы без привлечения мистических определений? Делается вывод о том, что последовательное применение редукционизма с целью исключения мистицизма может, в свою очередь, привести к мистицизму другого уровня.

Ключевые слова

научный метод, граничные условия, редукционизм, катафатические определения, Платон, мистицизм.

С. 43-50

 

 Психологические науки 19.00.00

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УЧЕНИКЕ

Адамян Е. И.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-51-59

Аннотация. 

Статья посвящена организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, в условиях образовательных систем Великобритании и США. Исследование состоит из двух частей. Представлена первая часть, в которой рассматриваются представления об ученике госпитальной школы и его потребностях, отраженные в нормативных документах двух стран.

Ключевые слова

дети, находящиеся на длительном лечении, госпитальные школы, особые образовательные потребности ученика, реинтеграция в школьную среду.

С. 51-59

 

открыть

ФАКТОРНАЯ ОЦЕНКА ДИНАМИКИ КОГНИТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА НА ПРОТЯЖЕНИИ ГОДА ПОСЛЕ КОРОНАРНОГО ШУНТИРОВАНИЯ

Еремина Д. А., Горбунов И. А.,
Щелкова О. Ю
.
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-60-75

Аннотация. 

Высокотехнологичные операции на сосудах сердца сопряжены с риском как операционных, так и послеоперационных осложнений, в частности когнитивных нарушений. В связи с этим чрезвычайную важность приобретает разработка диагностических мероприятий, направленных на оценку послеоперационного когнитивного статуса пациентов на как можно более ранних стадиях лечения и реабилитации. Целью настоящего исследования является изучение потенциально значимых для годичного прогноза состояния когнитивной сферы пациентов факторов, включающих клинические особенности основного заболевания и специфики операции, индивидуально-психологические и эмоционально-личностные характеристики пациентов, а также показатели когнитивного функционирования. Исследовано 118 больных; средний возраст 59,86 ± 7,31 лет. Исследование проведено в пять этапов на протяжении года после операции с использованием клинико-психологического метода и набора из 10 психодиагностических методик. Разработана и описана система факторов, позволяющая предсказывать состояние когнитивной сферы пациента в любой день на протяжении года после перенесенной операции. Разработана и запатентована (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2019618523) компьютерная программа для прогнозирования состояния когнитивной сферы пациентов после кардиохирургических операций (получившая название “CognPrediction”).

Ключевые слова

когнитивное функционирование, коронарное шунтирование, ишемическая болезнь сердца, психосоциальные характеристики, клинические характеристики, эмоциональное состояние, тревожность.

С. 60-75

 

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА

  

открыть

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ: ПОПЫТКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данилочкина В. В.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-76-84

Аннотация. 

В статье предпринята попытка концептуализации и операционализации понятия «смыслообразующий психологический контекст», который рассматривается как самостоятельный предмет исследования, опосредующий успешность или неуспешность деятельности участников кратковременных деловых переговоров. Предложены способы измерения широты смыслообразующего психологического контекста, апробированные на эмпирическом исследовании. Исходя из определения психологического контекста А. А. Вербицкого, дано содержательное наполнение смыслообразующего психологического контекста деятельности участников переговоров, включающего в себя систему таких индивидуально-психологических характеристик, как эмоциональный интеллект, ценности, уровень рефлексивности и переговорная ориентация. Показано, что широта контекста является относительным показателем, требующим сравнения с исходным состоянием или состоянием контекста другого субъекта совместной деятельности.

Ключевые слова

категория «контекст», смыслообразующий психологический контекст, широта контекста, операционализация, переговоры, краткосрочные деловые переговоры.

С. 76-84

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕФЛЕКСИЯ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Трифонова Е. В.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-85-97

Аннотация. 

Долгое время моделью занятий с детьми дошкольного возраста выступала структура школьного урока. С попыток реализации именно этой модели начинается освоение студентами педвузов принципов организации образовательной работы с дошкольниками. Однако современный стандарт дошкольного образования и его методическое обеспечение задают иной принцип организации образовательной работы, опирающийся на основные положения культурно-исторической психологии и теории деятельности. Новое содержание должно быть освоено студентами педвузов, однако привычные стереотипные установки сильно тормозят процесс присвоения нового содержания. В первой статье по этой теме нами были раскрыты основные принципы организации развивающих занятий с дошкольниками, а здесь, во второй статье, анализируются трудности разработки и проведения студентами таких занятий.

Ключевые слова

дошкольное образование, занятия в ДОО, развивающее обучение, деятельностный подход в образовании, ФГОС ДО, педагогическая практика студентов.

С. 85-97

 

открыть

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КРИТЕРИАЛЬНОГО САМООЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 39 ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Богданова С. Ю., Божко К. О.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-98-109

Аннотация. 

Повышение учебной самостоятельности обучающихся является важной задачей современной школы, в том числе в плане подготовки к сдаче ЕГЭ. Ее реализация невозможна без сформированного у обучающегося умения самостоятельно оценивать собственную учебную деятельность, а следовательно, без наличия адекватной психологической самооценки школьником собственной личности. За основу было взято самооценивание выполнения учебного задания по написанию личного письма на английском языке (задание 39) для подготовки к ЕГЭ. Доказана эффективность использования авторской программы «Пишу и проверяю», в которой одновременно происходило (1) обучение написанию письма на английском языке с самооцениванием при помощи бланка с 20 критериями, составленными на основе демоверсии ЕГЭ, и (2) корректировка самооценки психологическими методами. После проведения формирующего эксперимента статистическими методами установлены достоверно значимые различия между контрольной и экспериментальной группой. Результаты выполнения задания и самооценивания в экспериментальной группе значительно улучшились, в то время как в контрольной группе изменение было несущественным. Уровень психологической самооценки обучающихся стал стабильно адекватным. Это свидетельствует об эффективности формирования навыка самооценивания по предмету на основе коррекции психологической самооценки обучающихся.

Ключевые слова

критериальное самооценивание, психологическая самооценка, критическое мышление, психолого-педагогический эксперимент, Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

С. 98-109

 

открыть

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Шадурко О. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-110-122

Аннотация. 

В статье рассматривается одна из актуальных проблем – изучение индивидуальных особенностей мыслительной деятельности младших школьников в процессе понимания учебного материала. Понимание выступает в качестве предмета изучения следующих гуманитарных наук: психология, философия, логика, педагогика, культурология, социология, герменевтика. Автором установлено, что понимание проявляется в качестве создания чувственного образа, привыкания к новой идее, объяснения, умения выразить мысли, знания на естественном языке, нахождения общего замысла, вычленения частного, преодоления парадокса, ответов на вопрос, анализа ситуации «что могло бы быть, если…», уровня овладения значениями, толкования текста, интерпретации прочитанного, постижения поступка или же суждения иного человека. Объектом исследования является изучение понимания как психического познавательного процесса. Предмет исследования – особенности мыслительной деятельности младших школьников в процессе понимания учебного материала. Содержащиеся в работе положения, обобщения, формулировки и выводы позволяют более глубоко проанализировать современный потенциал применения опыта педагогов начальной школы по использованию приемов развития понимания учебного материала у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова

познавательный процесс, понимание, младший школьный возраст, мышление, учебный материал, индивидуальные особенности младших школьников, процесс обучения.

С. 110-122

 

открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАТЕГИИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Шурыгина О. В., Сорокоумова Г. В.,
Бурова И. В
.
                                                  
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-123-129

Аннотация. 

Статья посвящена изучению одной из важных проблем при обучении иностранному языку студентов первых курсов – языковой тревожности. Анализируются виды языковой тревожности, а также факторы, провоцирующие ее возникновение. Авторы подчеркивают важность разработки и реализации специальных стратегий, направленных на снижение языковой тревожности у студентов младших курсов. В статье приводятся результаты исследования, доказывающие эффективность разработанных мер.

Ключевые слова

языковая тревожность, студенты, преподаватели, иностранный язык, стратегии, мотивация, высокие требования, оценивание.

С. 123-129

 

 Педагогические науки 13.00.00 

    

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СРЕДОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Вишняков С. А., Гуторова Д. Г.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-130-137

Аннотация. 

В статье дается описание целей и задач внедрения инновационной образовательной парадигмы, состоящих в формировании творческой личности и ее информационной компетенции; рассматривается понятие подхода в педагогике, феномен средового подхода как инновационного, сопоставляются и анализируются различные характеристики принципов средового образования и делается вывод о необходимости унификации понятий, определяющих средовой подход.

Ключевые слова:

инновация, инновационная образовательная парадигма, подход к обучению, принцип обучения, средовой подход, средовое образование.

С. 130-137

 

открыть

НРАВСТВЕННОСТЬ И ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРИКЛАДНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

Колесов В. И., Кузнецова И. А.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-138-145

Аннотация. 

В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы формирования нравственной устойчивости подростков, в том числе дезадаптированных и пребывающих в системе уголовного правосудия. Проблема подростковой преступности стоит остро и в настоящее время. Дезадаптированные подростки, порожденные искаженными принципами воспитания в семье, недоработками со стороны системы образования, не имеют четко сформированного ценностно-нормативного комплекса и встречаются с определенными трудностями при адаптации в социуме, что требует разработки системы по формированию их нравственной устойчивости.

Ключевые слова:

подросток, личность, образо­вание, воспитание, дезадаптация, преступность, нравственная устойчивость, ценности.

С. 138-145

 

открыть

ИНСТРУМЕНТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Изотова Е. И., Авдулова Т. П., Парамонова М. Ю.,
Сорокина О. А., Сурудина Е. А
.
                       
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-146-162

Аннотация. 

В статье обоснована необходимость расширения диагностического инструментария, позволяющего выявить социальные запросы профессионального сообщества к медиакомпетенциям и личностным качествам современного педагога дошкольного образования. Авторы представляют описание разработанного многофакторного опросника «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» и его описательную статистику. В тексте приводятся данные внутренней согласованности авторского опросника (подсчет мер центральной тенденции и изменчивости, мер формы распределения) и результаты его апробации на выборке педагогов дошкольного образования (N1 = 3962). Определена оптимальная модель использования шкал опросника для решения прикладных задач, в частности конструирования компетентностных матриц и индивидуальных стратегий профессионализации.

Ключевые слова:

социальный запрос, медиакомпетенции педагога, цифровизация, многофакторный опросник, стандартизация диагностического инструмента.

С. 146-162

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ШКОЛЫ, КОТОРЫМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ» В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Богуславский М. В., Ким С. В.,
Филатова А. В., Лугов И. А
.
                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-163-170

Аннотация. 

В статье рассматриваются итоги мониторинга реализации в 2021 г. первого этапа регионального проекта «Школы, которым можно доверять». Проект осуществляется с 2020 г. в Московской области. Анализируются проблемы реализации Проекта в школах, предлагаются рекомендации по устранению факторов риска достижения запланированных результатов школами – участницами Проекта.

Ключевые слова:

школы с низкими образовательными результатами, функционирующие в сложных социальных условиях, школы, которым можно доверять, нормативно-правовые документы Проекта.

С. 163-170

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Корчак К. И., Красильников В. В.,
Тоискин В. С
.
                                                   
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-171-183

Аннотация. 

Современное общество находится на пороге четвертой промышленной эволюции – промышленно-технологической перестройки, двигателем которой являются достижения человечества в области информационных технологий. Происходящая адаптация сфер жизнедеятельности человека под принципиально новые технологические условия позволяет говорить о необходимости трансформации образования как системы, обеспечивающей формирование человеческого капитала. Отсутствие единой позиции по вопросу принципов развития образования в соответствии с современными вызовами является крайне актуальной проблемой современной педагогики. Цель данного исследования – установить принципы и сущность цифровой трансформации образования на основе современных научных подходов и теорий. Научная новизна заключается в формировании нового взгляда на процесс цифровой трансформации образовательной системы как качественного преобразования ключевого социального института посредством взаимной адаптации технологий и педагогического инструментария. В ходе исследования рассмотрен потенциал синергетического подхода как основополагающего принципа новой образовательной системы. Результатом исследования является определение цифровой трансформации образования как целенаправленного, управляемого процесса качественного преобразования образовательной системы через обоюдную адаптацию информационных технологий, дидактики и методики обучения с целью повышения эффективности данного процесса.

Ключевые слова:

трансформация образования, цифровая трансформация, цифровая трансформация образования, четвертая промышленная революция, образовательная система, компетенции XXI века, индустрия 4.0, синергетический подход.

С. 171-183

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

К ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 

Лубков А. В., Литвинова И. В.,
Гончаров М. А
.
                                             
DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-184-195

Аннотация. 

В статье рассматривается история становления университетского педагогического образования в дореволюционный период. Определяется роль и взаимодействие государственных и общественных сил, деятельность Московских высших женских курсов в развитии высшей школы и отечественного педагогического образования. Особое внимание уделяется аспекту роли личности в истории.

Ключевые слова:

университет, педагогическое образование, государственная политика, учитель, ценностная культура, частно-общественная инициатива, наука, просвещение, Московские высшие женские курсы, женщина-педагог.

С. 184-195

 

открыть

МОБИЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: ПОДРОСТКИ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА

Нойман М.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-196-209

Аннотация. 

В статье обсуждается сложное взаимодействие между национальной мобилизацией во время Первой мировой войны и детьми, проживающими в Киеве как пограничном регионе Российской империи, который один из первых был затронут войной. В статье ставятся следующие вопросы: «Существует ли взаимосвязь между возрастом и реакцией детей на самое начало военных действий?», «Как сами дети формировали зарождающуюся военную культуру?» При рассмотрении этих вопросов внимание фокусируется на роль детей, их переживания в тылу в годы войны.

Ключевые слова:

Первая мировая война, военная культура, дети и подростки, военная мобилизация, патриотизм, детский опыт войны.

С. 196-209

 

открыть

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ «ГИМНАЗИИ И РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА Я. Г. ГУРЕВИЧА» 

Романенчук К. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-210-220

Аннотация. 

В статье анализируется документация «Гимназии и реального училища Я. Г. Гуревича»: фиксировавшая прием и увольнение педагогов; ход и результаты итоговых испытаний в реальном училище и испытаний зрелости в гимназии. Обобщены статистические сведения из ранее неизвестных архивных документов о выпускниках учебного заведения Я. Г. Гуревича в 1900, 1901, 1903 гг. На примере «Гимназии и реального училища Я. Г. Гуревича» раскрыты особенности деловых взаимоотношений содержателя и директора частной школы с попечителем учебного округа.

Ключевые слова:

Гимназия и реальное училище Я. Г. Гуревича, И. Ф. Стравинский, испытания зрелости, итоговые испытания, попечитель учебного округа.

С. 210-220

 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Брянцева М. В., Мурзакова О. Г.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-221-235

Аннотация.  

В статье раскрываются возможности применения игровых технологий в процессе обучения младших школьников на уроках русского языка и иностранного (английского) языка как инструмента изучения грамматики языков и развития билингвизма. В ходе педагогического эксперимента проанализированы игровые технологии в изучении грамматики на уроках русского и иностранного (английского) языка в начальной школе, определены важность и значимость применения лингвоигр для развития билингвизма детей, определены сущность и задачи билингвизма, выявлены закономерности и принципы развития билингвизма у младших школьников.

Ключевые слова:

дети-билингвы, грамматика, русский язык, английский язык, билингвизм, методика обучения грамматике языков, игровые технологии в обучении, младший школьный возраст.

С. 221-235

 

открыть

ОСОЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Бирюкова Н. В.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-236-246

Аннотация.  

В статье рассмотрены компоненты ценностного отношения к здоровью. Проведено анкетирование 537 обучающихся Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» и 153 студентов первого курса Сеченовского Университета. Основное внимание при опросе уделено компонентам здоровьесберегающей деятельности, а также принципам формирования здоровьесберегающей позиции. Рассмотрены компоненты готовности обучающихся к здоровьесбережению. Полученные результаты исследования свидетельствуют о несформированной здоровьесберегающей позиции и ценностного отношения к здоровьесохранению в среде молодых людей.

Ключевые слова:

здоровьесбережение, здоровый образ жизни, обучающиеся, здоровьесберегающая позиция.

С. 236-246

 

открыть

КОМПЕТЕНЦИЯ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

Григорьева М. В.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-247-258

Аннотация.  

Безопасность сельскохозяйственной продукции, оказывающая непосредственное влияние на здоровье населения страны, является актуальной задачей агропроизводства. Одним из ключевых показателей безопасности продукции является контроль содержания токсичных элементов. Соответственно, агропромышленному комплексу необходимы квалифицированные специалисты, способные осуществлять достоверное количественное определение химических элементов, проявляющих токсические свойства. В статье исследованы педагогические условия формирования компетенции по определению содержания токсичных элементов в сельскохозяйственной продукции и других объектах агросферы. Представлена структура методики формирования компетенции. В соответствии с современными достижениями науки и практики в этой предметной области определено содержание компетенции. Представлен порядок освоения обучающимися компонентов компетенции. В результате были выделены следующие виды педагогических условий, которые успешно апробированы в Российском государственном аграрном университете – Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева: мотивационно-ценностные (направленность на поиск гармоничных способов взаимодействия природы и человека), когнитивные (система теоретических и прикладных знаний, определяющих готовность и способность выпускника проводить аналитические количественные определения токсичных металлов), деятельностные (обеспечение достаточного количества опыта практической деятельности для сформированности умений осуществлять пробоотбор, пробоподготовку, проведение измерений на приборах, интерпретировать результаты определений), материально-технические (современное оснащение лабораторий, структурные подразделения вуза, электронно-информационная среда).

Ключевые слова:

контроль содержания тяжелых металлов в сельскохозяйственной продукции, подготовка магистров, компетентностный подход, контроль качества растениеводческой продукции.

С. 247-258

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ЦИФРОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Тетина С. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-259-267

Аннотация.  

В статье рассматриваются современные способы эффективного управления образовательной организацией с использованием цифровых мессенджеров для коммуникации всего состава – от руководителя педагогического коллектива до исполнителя. Огромную роль для формирования целостности образовательной организации как команды единомышленников играет коммуникативное взаимодействие, сформированное на основе внутрикорпоративной культуры посредством коммуникационного менеджмента. Коммуникация представлена как информационное взаимодействие членов коллектива на основе цифровых мессенджеров при выполнении своих функциональных обязанностей для эффективного функционирования образовательной организации. Приведены и описаны разные способы цифровой коммуникации: вертикальная, горизонтальная и диагональная.

Ключевые слова:

образовательная организация, учитель, коммуникация, коммуникативная культура, цифровая коммуникативная связь.

С. 259-267

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Черняева И. В., Якушова Е. С.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-268-283

Аннотация.  

Статья посвящена проблемам применения цифровых технологий в образовательном процессе при обучении иностранным языкам студентов финансово-экономического направления подготовки. Актуальность предлагаемого исследования заключается в необходимости совершенствования информационно-коммуникационной компетенции как студентов, так и преподавателей вуза в условиях всеобщей цифровизации образования. Данное исследование основывается на анализе как отечественных, так и зарубежных авторов, рассматривающих вопросы применения интерактивных цифровых инструментов в изучении лексики, грамматики, в развитии речевых навыков и умений в виртуальной образовательной среде. В ходе исследования был проведен опрос студентов первого курса Финансового университета, чтобы выяснить их отношение к заданиям цифрового и традиционного типа (онлайн-тестирование, онлайн-викторины, языковые кроссворды, эссе, выступление с презентацией), которые студенты выполняли в течение учебного года на занятиях по английскому языку. Практический интерес представляют результаты сопоставления данных опроса с фактической успеваемостью студентов по каждому типу заданий, а также анализ результатов самостоятельной работы студентов в программе Rosetta Stone®.

Ключевые слова:

образование, дистанционное обучение, коммуникативные компетенции, цифровизация, Rosetta Stone, цифровые сервисы и инструменты.

С. 268-283

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В МАЛИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕМЕЩЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЙНЫ

Мамаду Сиссоко.                                         DOI10.31862/2218-8711-2022-1-284-294

Аннотация.  

С 2012 г. Мали переживает беспрецедентный вооруженный конфликт, в котором государство Мали сталкивается с террористическими и сепаратистскими группировками. Этот вооруженный конфликт привел к массовому перемещению населения внутри страны и за ее пределами. Массовое перемещение населения с детьми в различных направлениях сильно дестабилизировало систему образования Мали. Цель данного исследования – оценить школьную ситуацию перемещенных детей; оценить политику и систему помощи и поддержки, введенную в действие Малийским государством для обеспечения образования перемещенных детей, и предложить пути улучшения существующей системы образовательной поддержки этих детей, перемещенных из-за войны в Мали.

Ключевые слова:

вооруженный конфликт, зверства, дети, перемещенные войной, беженцы, система помощи в образовании, Мали.

С. 284-294