Скачать номер полностью

 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2014

Содержание

 

  

ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 открыть М.Ю. Лермонтов в искусстве и литературе
Дёмин В.П. 
 
В статье характеризуется жизненный путь М.Ю. Лермонтова в контексте российской культуры.
Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, Лермонтовская энциклопедия, лермонтоведение.
С. 514

 

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.

ИСТОРИЯ УЧЕБНИКОВ, ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ И АУДИТОРИИ
открыть Типология учебной литературы для начального обучения (эксперимент по созданию формализованной базы данных)
Кошелева О.Е.
 
В статье впервые предлагается количественная методика как основа сравнительного подхода при изучении учебной литературы. Она исходит из того, что учебник исключительно удобен для проведения сравнительных процедур, поскольку он всегда имеет двойную цель – научить и воспитать. Автор выделяет блоки информации, которые должны составить базу данных. Они представлены в приложении.
Ключевые слова: литература для начального обучения, типология, базы данных, сравнительные методы, компаративистика.
      С. 15–23

 

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.

ЗАПАДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
открыть Польские буквари XVI века: молитвенник, катехизис, сборник сентенций
Корзо М.А. 

В статье описываются основные модели польских букварей XVI в. По критерию содержания грамматического материалы выделяются два типа элементарных учебников: первый предназначался для того, чтобы научить распознавать буквы алфавита, с помощью другого осваивались навыки чтения. Букварные пособия выходили как отдельными брошюрами, так и в составе катехизисов, изданий библейских текстов и молитвенников. В XVI в. важной частью элементарных учебников были подборки текстов религиозного содержания. В статье выделяются четыре доминировавшие в ту эпоху разновидности данных текстов. К эпохе Средневековья восходили так называемая литургическая модель и модель устной средневековой приходской катехезы. Реформация способствовала возникновению еще двух моделей: учебников, которые подражали Малому катехизису М. Лютера,и букварей, которые можно отнести к жанру популярных в Европе «Spruchbücher». В последующие два столетия численно преобладали учебники, которые восходили к средневековой модели устной приходской катехезы.
Ключевые слова: Польша, XVI век, элементарный учебник, азбучные ряды, букварный катехизис и его разновидности.
      С. 24–37

 

 открыть  «Золотое сокровище» детской литературы XVI века: Краткий катехизис Мартина Лютера
Полякова М.А. 
 
В статье анализируется Краткий катехизис Мартина Лютера, написанный им для обучения основам христианской веры детей и слуг. Рассматривается история создания катехизиса, его ранние варианты и названия. С момента своего появления в Германии Краткий катехизис использовался также в качестве школьного учебника, чему способствовала его доступная и удобная для обучения форма, использование наглядного материала. Более того, Краткий катехизис Лютера входил в перечень необходимых учебных пособий многих немецких школ.
Ключевые словаРеформация, книгопечатание, катехизис, Большой катехизис, Краткий катехизис, христианское учение, десять заповедей, проповедь, дидактические принципы обучения, призвание (Beruf).
      С. 38–52

 

открыть О диалогах Хуана Луиса Вивеса «Практика латинского языка»
Ревякина Н.В.
 
В настоящей статье речь идет о диалогах Хуана Луиса Вивеса. Диалоги, написанные в 1539 г., пользовались огромной популярностью и выдержали за полстолетия около 50 изданий. Это своеобразный учебник, с помощью которого учащиеся глубже осваивали латинский язык. В отличие от «Разговоров запросто» Эразма Роттердамского, где представлены подчас пространные рассказы на самые разные жизненные темы, у Вивеса в кратких диалогах обсуждаются ситуации главным образом из школьной жизни. Вниманию читателей представлены переводы диалогов, выполненные автором статьи.
Ключевые слова: учебник, Хуан Луис Вивес, гуманистическая педагогика Возрождения.
      С. 53–76

 

открыть Некоторые аспекты начального обучения чтению в США: книги и учебники
Золотухина М.В.
 
В статье на нескольких примерах рассматривается то, как менялось обучение чтению на протяжении истории США: от использования букварей – до целой системы учебников, специально ранжированных по сложности книг для самостоятельного прочтения и большого корпуса детской литературы. Если ранние учебные материалы носили, преимущественно, религиозный и назидательный характер, то в настоящее время главным принципом (в изданиях, которые используют светские учебные заведения и нерелигиозные родители) стала идея разнообразия, политкорректности  и утверждения «Я могу читать и  люблю читать».
Ключевые слова: США, детство, чтение, грамотность, буквари, учебники, гендер.
      С. 77–105

 

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.

УЧЕБНИКИ В КУЛЬТУРЕ ВОСТОКА
открыть Монгольские традиционные азбуки (конец XVI – начало ХХ века)
Цендина А.Д.
 
В статье рассмотрены традиционные монгольские азбуки конца XVI – начала XXвв.: на монгольском и тибетском языках, на письменности соёмбо и квадратном горизонтальном письме. Дана краткая характеристика формы, структуры, принципов описания письменного языка, терминологической базы, функциональности этих азбук.
Ключевые слова: азбука, алфавит, письменность, монгольский язык.
      С. 106–118

  

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.

РОССИЙСКИЕ УЧЕБНИКИ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
открыть Учебники русского языка для иностранцев конца XVII - начала XVIII века: их адресат и лингвометодические основы
Власов С.В., Московкин Л.В.
 
В статье рассматриваются учебники русского языка для иностранцев, опубликованные в конце XVII– начале XVIII вв.: учебники Г.В. Лудольфа, Э. Копиевича, В.Е. Адодурова, М. Шванвица, а также анонимная «Грамматика Французская и Руская…» 1730 г. Эти учебники отличаются друг от друга адресатом и лежащими в их основе лингвометодическими концепциями. 
Ключевые словаучебники, русский язык как иностранный, начальное обучение, XVIII век.
      С. 119–127

 

открыть Генезис учебной книги для детей в истории педагогической мысли и образовательной практики России середины  XIX – начала XX века
Репина Н.И.
 
В статье определена роль прогрессивных деятелей педагогики и методистов А.Г. Ободовского и Н.Ф. Бунакова в разработке содержания учебной литературы для детей, включающего как знания о природе, обществе, так и совершенно инновационное – знания о способах совместной деятельности.
Ключевые слова: учебная книга для детей, периодизация, альманах, сборник, авторская книга.
      С. 128–134

 

открыть Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XIX и XX веков
Ромашина Е.Ю.
 
В настоящее время в среде молодежи и подростков активно формируется когнитивный стиль, ориентированный на визуальные стратегии переработки информации. Это требует обновления способов и механизмов трансляции знания в рамках образовательного процесса. Соотношение текстовых и визуальных компонентов в современном учебнике должно быть иным. В статье проанализирован значительный массив учебных пособий рубежа XIXXX вв. – периода, когда начался переход человечества от книжной культуры к визуальной. На примере учебников для начальной школы рассмотрены различные системы взаимосвязей между визуальным рядом и текстом. Выявлены факторы, влияющие на выстраивание подобных систем.
Ключевые слова: учебник, когнитивный стиль, текст, визуальный ряд.
      С. 135–148

 

открыть Методист начальной школы Евгения Егоровна Соловьева
Кабашева О.В.
 
Настоящая статья о Е.Е. Соловьёвой, методисте по русскому языку для начальной школы и авторе учебников по развитию речи. В работе представлена биография Евгении Егоровны и в приложении дана библиография ее трудов.
Ключевые слова: начальная школа, русский язык, обучение грамоте, чтение, развитие речи, биография, библиография, учебники, Е.Е. Соловьёва.
С. 149–175

 

 открыть Иностранный язык для «внутреннего употребления»: образ Другого в учебниках английского языка 1945—1956 годов
Майофис М.Л.
 
Статья посвящена особенностям представления Другого (иностранца) в советских учебниках английского языка периода позднего сталинизма (1945–1956 гг.). Рассматриваются три линейки учебников: для семилетних и полных средних школ, для школ с углубленным преподаванием иностранного языка и для городских школ, где изучение иностранного языка начиналось с 3 класса.
Ключевые слова: советская школа, иностранный язык, поздний сталинизм, образ Другого, идеологическая индоктринация, Вторая мировая война.
С. 176–200

 

открыть Этапы создания программ и учебников по литературному чтению (из опыта работы 2000-х годов)
Матвеева Е.И.

В статье представлен опыт создания учебника по литературному чтению для начальной ступени образования. Подробно описаны этапы создания учебной книги, охарактеризованы принципы, теоретические концентры программы, критерии отбора содержательного материала в соответствии с целью формирования читательской компетенции.
Ключевые слова: литературное чтение, формирование компетентного читателя, направленность на диалог, жанрово-видовая специфика, способ синтагматического чтения, критерии выразительного чтения, творчество.
С. 201–218

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть Дефектология  Л.С. Выготского: мир глазами клоуна
Семёнова Е.А.
 
В статье рассматривается феномен кризиса семи лет. Автор раскрывает свое видение кризиса семи лет, а также анализирует взгляд на него Л.С Выготского. Автор утверждает, что только к семи годам, когда со всех сторон ребенка окружают затруднения (физиологические, социальные, психические), ребенок готов к тому, чтобы в нем проявились многообразные черты клоуна. 
Ключевые слова: юмористическая рефлексия, карнавальная рефлексия, антиповедение, кризис семи лет, кризис клоуна, дефектология, психология искусства, карнавальные формы искусства, карнавальное поведение, клоунская маска, метанормативное поведение, аномальный ребенок, нормальный ребенок, трикстер, постмодернизм, комическое, смеховой статус, шут, дошкольники, Л.С. Выготский.
С. 219–235

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
открыть Международная конференция «Роль книги для начального обучения в истории образования и культуре»
Ромашина Е.Ю.
 
Настоящая статья представляет собой обзор Международной научной конференции «“Начало учения дѣтемъ…”: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры», которая состоялась 8–12 октября 2014 года. Сама по себе конференция стала фактом историографии отечественного образования.Организаторами конференции выступили Институт стратегии и теории образования РАО, Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Российский государственный гуманитарный университет.
Ключевые слова: конференция, Начало учения детям, начальное обучение, учебник для начальной школы, ИСТО РАО, НПБ им. К.Д. Ушинского, РГГУ.
      С. 236–255

  

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГАМИ
 открыть Книга Джеймса Мукла «Джеймс Артур Герд и образование бедных в России»
Цапенко А.М.
 
В статье дается рецензия на книгу Джеймса Мукла [15], профессора из Великобритании, преподающего русский язык. Книга под названием «Джеймс Артур Герд и образование бедных в России», посвященная описанию жизненного пути одного из выдающихся российских педагогов Якова Ивановича Герда (James Arthur Heard) (1798–1875), вышла в свет в 2013 г. в Великобритании в издательстве Bramcote Press. 
Ключевые слова: рецензия, Герд, метод взаимного обучения, ланкастерские школы, образование бедных, история России, история русско-британских отношений.
С. 256–262

 

 открыть Детство и буквари Восточной Германии (Рец.на кн.: В.Штюрмер «Концепции детства в букварях Советской зоны оккупации Германии и Германской демократической республики, 1945-1990»)
Левинсон К.А.
 
В рецензии охарактеризована книга научного сотрудника Вюрцбургского университета, посвященная букварям социалистической Германии.
Ключевые слова: рецензия, букварь, ребенок, начальное образование, Германия, Штюрмер.
С. 263–266

  

В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ
 открыть Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» № 5(20) 2014
С. 267–268