Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2020

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

  

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

ПЛАТОН И ФИХТЕ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН

Кленин П. В.                                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-9-18

Аннотация. 

Статья посвящена историко-философскому рассмотрению образовательных концепций Платона и Фихте. Выбранные для сравнительного исследования философы представляют взгляд на образование как на двигатель политических перемен, основываясь на свойственных им философских концепциях, потому акценты в статье расставлены на интерпретации философского обоснования их образовательных позиций. Будучи представителями разных, но по-своему кризисных эпох, Платон и Фихте по-разному подходят к проблеме образования, однако верность своему общественному идеалу, сама цель переосмысления ценности образования в государстве позволяет ставить их в один ряд и сравнивать их учения. Если для Платона образование должно принципиально изменить государство, то у Фихте образование способствует его реформированию. Специфические педагогические процедуры, установленные обоими философами, занимают в данной статье ключевое место, важное для понимания отношения философии и образования. Платон предлагает разделить педагогические задачи в соответствии с разделением сословий, в то время как Фихте рассматривает образование как национальный проект для гражданского общества. Актуальность данной проблемы проистекает из современных посылов к реформированию системы образования в зависимости от политических и общественных задач, однако подход философов отличается своеобразием, и важно проследить его нюансы в проекции истории философии. 

Ключевые слова

философия и образование, философия образования, пайдейя, нравственность.

С. 9-18

       

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

 открыть

ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Костенок П. И., Коняхина Г. П.                           DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-19-30

Аннотация.  

В статье рассматриваются положения философии безопасности в аспекте ее значимости для педагогического решения проблем безопасности жизнедеятельности. Раскрывается сущность парадигм защищенности и развития, проводится сравнительный анализ опыта и возможностей их реализации как методологических оснований педагогики безопасности, выявляется и обосновывается специфика этой реализации. Авторами также утверждается необходимость методологического перехода от парадигмы защищенности к парадигме развития.

Ключевые слова

безопасность, опасность, безопасность жизнедеятельности, философия безопасности, парадигма защищенности, парадигма развития, методологическое основание, педагогическая наука, образовательная деятельность.

С. 19-30

 

 Психологические науки 19.00.00

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СТЕПЕНЬ РОСТА ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДИСТАНЦИОННО НА ПЕРВОМ КУРСЕ РОСТГМУ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Григорян Н. А., Колмакова Т. С., Галустян Л. К.                                                                                                                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-31-37

Аннотация. 

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Ситуативная тревожность имеет ссылки на конкретную ситуацию и проходит вместе с завершением ситуации. В статье приведены результаты изучения степени роста тревожности у студентов всех факультетов 1-го курса РостГМУ в связи с самоизоляцией и переходом на дистанционное обучение, в ситуации угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. В опросе приняли участие 400 молодых людей от 18 до 20 лет.

Ключевые слова

коронавирусная инфекция, пандемия, тревожность, дистанционное обучение, самоизоляция.

С. 31-37 

        

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Слободчикова Ю. В., Пяткина О. А.                     DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-38-43

Аннотация. 

В данной статье рассматривается понятие «адаптация», ее виды, а также факторы, влияющие на процесс успешной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Раскрываются вопросы, связанные с процессом адаптации и результатом адаптированности, а также степень влияния коллектива на личность в органах внутренних дел.

Ключевые слова

адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная адаптация, успешная адаптация, психологическая помощь.

С. 38-43

  

открыть

ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К МЕСТАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Арзамиева Х. У., Верещагина М. В.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-44-53

Аннотация. 

Статья посвящена проблеме социально-психологических особенностей адаптации осужденных к местам лишения свободы, знания о которых позволят осуществлять воздействие на лиц, находящихся в условиях изоляции от общества, с целью их ресоциализации. По результатам исследования 140 заключенных с помощью методики
диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросника «Психологическое благополучие личности»  К. Рифф в адаптации и модификации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко, методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, теста-опросника «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х. Р. Конте в адаптации Е. С. Романовой, Л. Р. Гребенникова, в работе представлена типология социально-психологической адаптации заключенных, в основу которой положены критерии: социальной/интровертированной направленности, пассивности/активности и негативности/позитивности. Определены следующие типы осужденных: успешно адаптировавшиеся с позитивной социальной направленностью, адаптированные с интровертированной направленностью, адаптированные с пассивной направленностью, адаптированные с негативной социальной направленностью, дезадаптированные с  пассивной направленностью, дезадаптированные с социальной направленностью, дезадаптированные с негативной социальной направленностью.

Ключевые слова

личность осужденного, адаптация, дезадаптация, социально-психологическая адаптация осужденных, типы адаптации осужденных, направленность личности.

С. 44-53 

 

открыть

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ МОТИВАЦИИ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Казакова Л. П., Радке Д. И.                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-54-68

Аннотация. 

Статья содержит результаты эмпирического исследования особенностей смысложизненных ориентаций, временной перспективы, идеологической идентичности курсантов военного вуза первого и пятого курсов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» с различными типами мотивации выбора воинской службы. Выявлены значимые различия личностных особенностей курсантов с «внутренним» и «внешним»  типом мотивации выбора воинской службы. Отмечается, у первокурсников «внутренняя» мотивация связана с более высокими показателями осмысленности результата жизни и локуса контроля Я. Пятикурсники с «внутренней» мотивацией демонстрируют более высокие показатели осмысленности будущего и позитивного отношения к прошлому. Сделан вывод о том, что мотивация поступления на воинскую службу более значима для показателей психологического благополучия курсантов, чем опыт службы или обучения в кадетском корпусе до поступления в военный вуз.

Ключевые слова

мотивация поступления на военную службу, смысложизненные ориентации, временная перспектива личности, эго-идентичность.

С. 54-68

 

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
(на примере студентов вузов и колледжей)

Ефремкина И. Н.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-69-80

Аннотация. 

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи проявлений межличностной толерантности с самоотношением у лиц студенческого возраста (n = 100) на примере студентов вузов и колледжей. Теоретический анализ показывает, что в качестве важных проявлений межличностной толерантности современными учеными-исследователями называются коммуникативная толерантность и эмпатия. В то же время на отношение к другому человеку может оказывать влияние отношение к себе  (самоотношение). В исследовании применялись валидные и надежные методики диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко; диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; исследования самоотношения С. Р. Пантелеева. Обнаружено, что показатели эмпатии имеют незначительное число корреляционных связей с показателями самоотношения в обеих подвыборках. В то же время выявлено множество корреляционных взаимосвязей между показателями коммуникативной толерантности и показателями самоотношения в обеих подвыборках на достаточном уровне значимости. Взаимосвязь коммуникативной толерантности, способности к эмпатии и самоотношения имеет различия у студентов вузов и колледжей. У студентов вузов высокий уровень коммуникативной толерантности взаимосвязан с позитивными самоотношением, тогда как в целом более низкая степень коммуникативной толерантности студентов колледжей связана с менее позитивным самоотношением.

Ключевые слова

толерантность, межличностная толерантность, коммуникативная толерантность, эмпатия, самоотношение.

С. 69-80

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ И САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ
ПОКОЛЕНИЯ Z

Васюра С. А., Иоголевич Н. И.                            DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-81-95

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи коммуникативной активности и самооценки подростков (n = 85), становление личности которых проходит в условиях информационного общества. Это позволяет охарактеризовать современных подростков как поколение Z («цифровое» поколение). Коммуникативная активность рассматривается как готовность и способность человека к межличностному  взаимодействию, стремление к реализации функций субъекта общения. Авторами проанализированы теоретические сведения о самооценке и коммуникативной активности подростков. Коммуникативная активность подростков поколения Z характеризуется разной выраженностью: от сосредоточенности на себе и минимальной включенности в общение до стремления к максимальному расширению круга социальных контактов в реальном и опосредованном техническими средствами общении. Выявленные пробелы в научных знаниях о коммуникативной активности, в части ее связи с самооценкой современных подростков, стали предпосылкой данного исследования. Теоретико-методологической основой работы выступили принцип системности, теоретические положения о самооценке Л. В. Бороздиной, идеи об активности личности А. И. Крупнова, А. А. Волочкова, С. А. Васюра. Установлены связи коммуникативной активности и самооценки подростков. В системе связей базовыми компонентами являются легкость вступления в контакт и самооценка внешности. Легкость вступления в контакт связана с самооценкой по шкалам «авторитет у сверстников», «внешность (красота)», «уверенность в себе», а также уровнем притязаний по шкалам «ум» и «уверенность в себе». Самооценка внешности (красоты) связана с потребностью в общении, инициативностью в общении, легкостью вступления в контакт, выразительностью в общении. Полученные результаты вносят вклад в развитие научных представлений о коммуникативной активности, ее потенциала для развития личности подростков поколения Z.

Ключевые слова:

самооценка, уровень притязаний, коммуникативная активность, общение, внешность, подростки, поколение Z.

С. 81-95

     

открыть

МОТИВЫ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ
И ОЖИДАНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ОТ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Лызь Н. А., Лабынцева И. С.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-96-105

Аннотация

В статье рассмотрена актуальность ориентации вуза на студентов, показана необходимость изучения мотивационных оснований учебно-профессиональной деятельности обучающихся на этапе поступления в вуз, приведены результаты эмпирического исследования. Цель исследования – выявление мотивов выбора образовательно-профессиональной траектории, осознанности профессионального выбора и ожиданий первокурсников от обучения в вузе. В нем приняли участие 247 студентов первого курса, обучающихся по направлениям, связанным с информационными технологиями. Результаты показали, что выбор будущей профессии и вуза сделан обучающимися осознанно. Среди мотивов выбора образовательно-профессиональной траектории преобладают престижно-материальные мотивы и мотивы самореализации. Для большинства первокурсников ожидания от обучения в вузе связаны с личностным и профессиональным развитием, активностью в обучении, удовлетворением познавательных и социальных потребностей. Результаты позволяют предполагать наличие целостной системы субъективных мотивационных оснований учебно-профессиональной деятельности студентов, взаимосвязанными составляющими которой являются мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории, осознанность профессионального выбора и академические ожидания.

Ключевые слова:

высшее образование, студенты, мотивы, выбор профессии, ожидания.

С. 96-105

 

открыть

ПРОЯВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ У ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ И ВОСПРИЯТИЕМ ОТНОШЕНИЙ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ

Данилова Ю. Ю.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-106-118

Аннотация

В статье охарактеризована специфика проявления межличностного доверия у старших подростков, находящихся в условиях семейной депривации, также изучены взаимосвязи доверия с показателями социально-семейной ситуации развития и восприятия подростками отношений со значимыми взрослыми. В исследовании приняли участие 286 подростков 15–16 лет, из которых 144 подростка воспитываются в полных семьях обоими родителями, 65 – в неполных (воспитываются матерью), 77 – воспитанники детского дома (социальные сироты). Для анализа уровня выраженности межличностного доверия была использована методика «Шкала межличностного доверия» Дж. Б. Роттера. Специфика детско-родительских отношений подростков изучалась при помощи методики ДРОП (детско-родительские отношения подростков) О. А. Карабановой, П. В. Трояновской. В результате проведенного исследования было показано, что уровень межличностного доверия не различается в зависимости от социально-семейной ситуации развития у старших подростков, однако восприятие отношения с родителями, а у подростков-сирот – с воспитателем оказалось различным в исследуемых группах. Подростки, воспитывающиеся в условиях семейной депривации, в большей мере отмечают только контролирующую сторону отношений со значимым взрослым, тогда как подростки из семей чаще воспринимают отношения с родителями как принимающие, поддерживающие и направленные на сотрудничество.

Ключевые слова:

семейная депривация, подростковый возраст, межличностное доверие, психология сиротства, социальная ситуация развития.

С. 106-118

открыть

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ МЛАДШИХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Нимировская Ю. К.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-119-124

Аннотация

В статье рассмотрены взгляды ученых на понятие «психоэмоциональное состояние». Статья содержит анализ результатов изучения психофизиологического состояния курсантов факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом и слушателей иностранного факультета Санкт-Петербургского университета МВД России. Показано, что определенные структуры головного мозга ответственны за восприятие учебной информации, ее сохранение и в последующем извлечение и  использовании в различных видах деятельности. Психофизиологический показатель эмоционального состояния обучающихся рассматривается как показатель успешности в учебной работе. Обоснована взаимосвязь психоэмоционального состояния курсантов и слушателей младших курсов Санкт-Петербургского университета МВД России с результатами учебной деятельности.

Ключевые слова:

психоэмоциональное состояние, учебная деятельность, учебный результат, структуры головного мозга.

С. 119-124

открыть

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Бердиева Г. Д.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-125-129

Аннотация

Растущее разнообразие и масштабность конфликтов, их повсеместность охватывают представителей всех групп населения, включая как молодых людей, так и студентов в конфликтных ситуациях. Исследования особенностей конфликтов у студентов вузов практически не проводятся. Эти конфликты, если они остаются незамеченными, могут нанести вред здоровью молодых людей, вызвать чувство неудовлетворенности учебой и повлиять на эффективность освоения их профессиональных навыков. Начало обучения в университете – сложный и комплексный процесс. В работе также обсуждаются причины конфликтов, их особенности, способы и методы их регулирования.

Ключевые слова:

психоанализ, социальный конфликт, конфликтология, стратегии поведения в конфликте, сотрудничество, конкуренция, компромисс, избегание, адаптация.

С. 125-129

 

 Педагогические науки 13.00.00 

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ

Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., 

Неборский Е. В., Санникова О. В.                  DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-130-141

Аннотация. 

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось выявление оценки качества образования в региональном университете студентами. Исследование проводилось на базе Удмуртского государственного университета в рамках исследовательского проекта «Транзитивный университет в условиях глобальных, национальных и региональных вызовов» в феврале–марте 2019 г. Всего было опрошено 611 студентов очной формы обучения. Несмотря на то что университет занимает 228 место из 2060 организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, обладая высоким потенциалом, качество образования
в целом оценивается студентами на низком уровне и основные претензии сводятся к плохому состоянию материально-технической базы образовательной среды и организации практик.

Ключевые слова:

университет, региональный университет, транзитный университет, транзитивный университет, качество образования, оценка студентами качества образования.

С. 130-141

  

открыть

СИСТЕМА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

Крайнова П. О., Обухов А. С.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-142-152

Аннотация. 

В контексте общемировых трендов гуманизации образования активно обсуждаются вопросы дифференциации, индивидуализация и персонализации обучения. При этом ключевым вопрос остается – как при сохранении коллективных форматов обучения учитывать индивидуальные возможности, интересы, потребности каждого ученика? Как при прохождении и освоении программ общего образования учитывать личностные особенности и возможности каждого? Одним из таких решений стала платформа персонализированного обучения PCBL, разработанная в США. В настоящее время в Хорошевской школе данная платформа внедряется и адаптируется к российским условиям образования. В статье исследуется конкретный кейс внедрения системы персонализированного компетентностного обучения в отдельной школе – какие проблемы, барьеры и сложности встречаются при ее внедрении. Исследование выстроено в логике качественного исследования на основе качественного исследовательского интервью с основными участниками образовательного процесса в условиях внедрения системы персонализированного обучения.

Ключевые слова:

персонализированное обучение, цифровая платформа учения, PCBL, персонализация, индивидуализация, дифференциация, внедрение, адаптация, школьное образование.

С. 142-152

   

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Киреева О. А.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-153-162

Аннотация.  

При изучении вопросов интеграции в сфере образования обращает на себя внимание общемировая тенденция последних двух десятилетий, направленная на укрепление междисциплинарных связей естественнонаучного и социогуманитарного компонентов образования. В среде научного сообщества отмечается, что противопоставление обозначенных областей знаний отрицательно сказывается на внутридисциплинарном развитии, что ведет к замедлению инновационных процессов на всех этапах образования личности. Рассматривая возможные пути решения проблемы, мы обратились к интегрированной эколого-художественной воспитательной деятельности: в статье дается ее определение и раскрывается содержание; прослеживается ее связь с народной культурой – традициями природопользования и художественного творчества. В поисках эффективного решения, направленного на достижение целей интегрированной воспитательной деятельности, автор обращается к методу педагогического моделирования, результатом применения которого стали: систематизированные и последовательно изложенные теоретические основы эколого-художественного воспитания детей в контексте этнокультурных традиций; обоснование его целевых установок, подходов и принципов, содержания, форм, методов, средств; условия обеспечения воспитательной деятельности, оценка ее эффективности и ожидаемый результат. Отмечается, что разработанная теоретическая модель обладает целостностью и системностью, что в дальнейшем должно повлиять на ее практическую значимость.

Ключевые слова:

педагогическое моделирование, система воспитания, эколого-художественное воспитание, этнокультурные традиции, артсайклинг.

С. 153-162

   

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

УЧЕБНЫЕ КНИГИ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В РОССИИ XVIII ВЕКА

Колобкова А. А.                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-163-171

Аннотация.  

В статье рассматриваются особенности генезиса и развития первых учебных пособий по французскому языку XVIII в. в России. Проанализированы наиболее популярные и известные авторские учебники: переводческий труд В. Е. Теплова «Новая француcская грамматика…», основанный на немецкой компиляции французской грамматики П. Ресто, «Французская азбука» А. де Лави, сочетающая в себе нормы и правила иностранного языка и нормы христианской морали, «Наставление как по-французски…» Я. Сигезбека, ставшей первым светским пособием по французскому языку в русском обществе, «Французская азбука» Академии наук, сочетающая в себе элементы академической азбуки А. де Лави и секуляризационный прагматизм «Наставления…» Я. Сигезбека, «Новый французский словарь» П. И. Богдановича для самоучек, «Вожак» Ф. Каржавина, ставший академическим пособием для зрелых лингводидактов. Обобщены основные тенденции развития первых учебных книг по французскому языку в исследуемый период, обозначены их основные проблемные моменты и достоинства.

Ключевые слова:

учебные книги, французский язык, азбука, букварь, изучение, словарь. 

С. 163-171

      

открыть

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ МАРИУПОЛЬСКИХ ГИМНАЗИЙ В НОВОРОССИЙСКОМ КРАЕ

Михайлова Д. В.                                               DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-172-179

Аннотация.  

В статье рассматривается проблема изучения истории организации народного образования в городе Мариуполе и уезде. Автор стремится проследить процесс учреждения первых мужской и женской гимназий, инициированный педагогом и просветителем Феоктистом Хартахаем. Основу научного исследования составляют данные о поэтапной организации Ф. Хартахаем открытия учебных заведений – от целеполагания до реализации задачи, педагогическом штате гимназий, их материально-технической базе, ученическом составе, источниках финансирования.

Ключевые слова:

Мариупольская
Александровская гимназия, Мариупольская Мариинская гимназия, Феоктист Хартахай, народное просвещение, история образования.

С. 172-179

 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

К НЕКОТОРЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕРЕВОДА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Загорак Андрей                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-180-188

Аннотация.  

В данной статье рассматриваются теоретические основы основных дисциплин переводоведения, причем внимание сосредоточивается на отдельных аспектах
методики и дидактики перевода художественного текста, а также на характеристике переводческой метакомпетенции в соответствии с программой ЕМТ (European Master‘s in Translation). На примере конкретной переводческой задачи, употребляемой в процессе обучения переводу в словацком вузе, демонстрируются особенности перевода художественного текста.

Ключевые слова: 

переводоведение, перевод художественного текста, дидактика и методика перевода, переводческая компетенция, переводческая задача.

С. 180-188

   

открыть

ПРОБЛЕМА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ
ШКОЛЕ (из опыта работы РязГМУ)

Насекина С. Н., Гришенина Ю. А., Кечина Э. А.            

                                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-189-201

Аннотация

В статье рассматривается проблема синтеза профессионального образования и всестороннего воспитания студентов вузов. Целью статьи является представление опыта воспитательной работы в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова (РязГМУ). На сегодняшний день миссия высшей школы состоит не только в обеспечении качественного образования как одной из жизненно важных ценностей, не только в механическом трансфере знаний, но и в формировании всесторонне развитой творческой личности специалиста с высокими морально-нравственными качествами. Коммерциализация практически всех сфер жизнедеятельности человека, постепенное перемещение медицины в пространство рынка услуг актуализирует проблему единения профессионального образования и нравственного воспитания, а также востребованности воспитательной работы и способов ее реализации в высшей школе в целом и в медицинских вузах в частности. В статье представлена собственная точка зрения на заявленную проблематику авторов, имеющих более чем двадцатилетний опыт работы в сфере высшего образования, приводятся примеры деятельности преподавателей и студентов по всем направлениям воспитательной работы, формирования основ медицинской этики и деонтологии. Анализируя и обобщая опыт воспитательной работы, практикуемой в РязГМУ, авторы статьи акцентируют внимание на комплексном подходе как основном принципе организации воспитательного процесса в вузе, который способствует формированию целостной морально-нравственной, духовно развитой личности будущего медицинского специалиста-профессионала.

Ключевые слова:

концептуальный подход, система воспитательной работы вуза, диверсификация воспитательной направленности, нравственное воспитание, медицинская этика и деонтология, интеллектуальное воспитание, правовое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание, традиции высшей школы.

С. 189-201

 

открыть

РЕСУРС САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Осипова О. П., Шклярова О. А.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-202-213

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами профессиональной жизнеспособности работника образования  в условиях электронной информационно-образовательной среды. Самоменеджмент, тайм-менеджмент рассматриваются как инструменты профессионально-личностного развития педагогических работников. В качестве одтверждения заявленных тезисов использованы результаты исследований профессорско-преподавательского состава кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой МПГУ.

Ключевые слова:

самоменеджмент, электронная информационно-образовательная среда, профессионально-личностное развитие педагогических работников, профессиональное здоровье, тайм-менеджмент, информационные технологии, трудовые эпизоды, здоровый образ жизни, профессиональная самореализация работника образования.

С. 202-213

   

открыть

«ПОРТРЕТ» ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Бабич Л. В., Мироненко Е. С., Рыбичева О. Ю.         

                                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-214-228

Аннотация

Цель статьи состояла в проведении комплексного исследования детей как потребителей услуг дистанционного обучения для организации в дальнейшем личностно ориентированного образовательного процесса, способствующего достижению более высоких результатов. В свете этого авторами в 2018 г. были проведены опросы среди обучающихся Экономической интернет-школы Вологодского научного центра Российской академии наук. Была предпринята попытка комплексного изучения характеристик потребителей данных услуг, таких как: демографические особенности, уровень мотивации, статус  личностного развития, коммуникативные и организаторские особенности. Кроме того, проанализировано влияние данных факторов на успехи в учебе. Таким образом, был составлен «портрет» обучающегося с целью эффективной организации образовательного процесса. Исходя из результатов исследования, были внесены предложения, касающиеся организации дистанционного обучения детей.

Ключевые слова:

неформальное образование, дистанционное обучение детей, онлайн-образование, потребители образовательных услуг.

С. 214-228

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ МЕТОДИКОЙ

Лубовский Д. В., Титов А. А.                           DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-229-239

Аннотация

Представлены результаты экспериментального пилотажного исследования теоретического мышления младших школьников в условиях решения учебных задач на материале понятия кратности числа. Гипотезой исследования стало предположение о возможности переноса детьми принципа решения математической  задачи на игровую задачу в специально организованных условиях учебной деятельности. Основой эксперимента послужила специально разработанная развивающая методика «Поезд». В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 8 до 10 лет, ГБОУ города Москвы Школа № 1505 «Преображенская». Выявлены основные характеристики поведения и стратегий детей в рамках игрового процесса. Описаны феномены, свидетельствующие о развитии основ теоретического мышления младших школьников в условиях учебной деятельности с использованием компьютерной методики, намечена перспектива дальнейших исследований.

Ключевые слова:

теоретическое мышление, учебная деятельность, компьютерное средство, мышление, развитие.

С. 229-239

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вавилова Т. Е., Еремина Е. И.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-240-249

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме – формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в процессе изучения иностранного языка в нелингвистической образовательной организации. Иностранный язык – это учебная дисциплина, при изучении которой приобретаются и совершенствуются навыки и умения чтения и говорения на изучаемом языке, а также формируются основы коммуникативной компетенции. В этом качестве иностранный язык играет важную роль в подготовке специалистов органов внутренних дел, поскольку владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной компетенции современного сотрудника ОВД. Авторы акцентируют внимание на выборе стратегий обучения, в основе которых лежат развитие способности и реальной готовности к осуществлению иноязычного общения, умение достигать взаимопонимания с носителями языка. Уделено внимание подбору учебного материала, ориентированного на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, важным показателем владения которой является не только правильность речи с точки зрения норм изучаемого языка, но и с точки зрения его культурного контекста. Авторы приходят к заключению, что главная задача по формированию иноязычной коммуникативной компетенции заключается в постоянном стимулировании познавательной активности обучающихся, повышении мотивации к изучению иностранного языка.

Ключевые слова:

иноязычная подготовка, иноязычная коммуникативная компетенция, вербальное сотрудничество, речевая деятельность, междисциплинарные связи, ролевые игры, условные обстоятельства, профессионально ориентированная ситуация.

С. 240-249

 

открыть

О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деза Е. И., Хилюк Е. А.                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-250-266

Аннотация

В статье обоснована дидактическая модель формирования информационно-математической компетентности при обучении математике в рамках курсов внеурочной деятельности «Математика – основа цифрового мира» для учащихся 8–9-х классов. Дано определение информационно-математической компетентности. Разработана система целей курса в терминах компетентностного подхода. Выделены уровни сформированности информационно-математической компетентности. Предложена цифровая метатехнология формирования информационно-математической компетентности на базе многоуровневой веерной системы математических задач. Описаны особенности применения цифровой образовательной среды курса и возможности диагностики эффективности разработанной модели.

Ключевые слова:

информационно-математическая компетентность, цифровая образовательная среда, цифровая метатехнология формирования информационно-математической компетентности, многоуровневая веерная система математических задач.

С. 250-266