Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2017

 Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 
История философии              
открыть

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ ЭРИУГЕНЫ

Толстенко А. М., Кузнецова С. В.


Аннотация.  

В статье рассматривается феномен философии Иоанна Скотта Эриугены (ок. 800 – ок. 877). Авторы следуют сравнительному, конкретно-историческому, типологическому методам, а также методу системного текстуального анализа исследований, чтобы обеспечить научную оценку событий и фактов, которые обусловили философский выбор Эриугены в период Средневековья. Философские категории, разработанные ирландским монахом, основывались на идеях неоплатонизма, преобладавших в византийском богословии, а также на языке теологической герменевтики, подчиненной задачам созерцания вещей в контексте средневековой парадигмы знания. В результате установлено, что «идеализм» Эриугены как конструктивный принцип его богословских рассуждений, а также учения о разделении природы (или Бога) более релевантен идеализму Гегеля и немецкому идеализму в целом, чем имматериализму Беркли.

Ключевые слова:  

Беркли, Гегель, идеализм, метафизика, Эриугена.

С. 9-21  

 

Философия образования
открыть

ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ

Лёвкина А. О., Лёвкин В. Е.

Аннотация. 

Гуманное «общество знаний» рассматривается как одна из форм возможной онтологии общества будущего, общества устойчивого изобилия. В статье представлены условия и предпосылки перехода к такому обществу будущего, для чего особенности «общества знаний» раскрыты в контексте современной культуры и предложено осмысление ключевых ресурсов «общества знаний». Сформулирована основная проблема онтологии общества знаний – как проблема приведения в соответствие структуры общества (состава и связей системы социальных институтов и общественных соглашений) гуманистическим ценностям (жизни, свободы и развития человека в максимальной гармонии с другими людьми и окружающей природной средой).

Ключевые слова

общество знаний, общество потребления, гуманное общество, логическое мышление, уровень сознания.

С. 22-34

    

открыть

ТЕЛЕСНАЯ ВОПЛОЩЕННОСТЬ ПОЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Волкова С. В.

Аннотация. 

В статье отражена одна из главных тенденций современной философии образования – поворот к телу. Автор показывает, что традиционное понимание феномена образования с точки зрения разума как главной познавательной способности человека недостаточно, ибо разум и его деятельность фундированы в телесном опыте человека. Основываясь на данных современной когнитивной науки, автор демонстрирует важную роль жестов в учебном процессе. В статье также показано, что обращение к феномену тела позволяет прояснить условия возможности образования как сферы интерсубъективных отношений.

Ключевые слова

познание, разум, тело, когнитивные исследования, образование, жест, образная схема, интерсубъективность.

С. 35-45

 

 Психологические науки 19.00.00
Социальная психология
открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Егоров Е. Е., Лебедева Т. Е.

Аннотация. 

В настоящее время проблема конфликтов выступает объектом повышенного внимания в различных отраслях научного знания, закономерно порождаемого ее актуальностью. Насыщенность нашей жизни различного рода конфликтами диктует необходимость разработки проблемы эффективного управления ими. Конфликт в организации – это осознанное противоречиемежду общающимися членами этого коллектива, которое сопровождается попытками разрешить конфликт на фоне эмоциональных отношений в рамках организации. В статье проанализированы  результаты апробации программы психологической профилактики конфликтных отношений в трудовом коллективе.

Ключевые слова

психологическая профилактика, конфликтные отношения, организация, программа сопровождения. 

С. 46-54

  

 

Педагогическая психология

 

открыть

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ УЧАЩИХСЯ

Драганова О. А.

Аннотация. 

В статье рассматриваются основные компоненты психолого-педагогической компетентности педагога, факторы и условия их формирования и совершенствования. Соотнесены требования к учителю согласно образовательным стандартам и профессиональному стандарту педагога. Изложены основные направления работы с педагогами по повышению их психолого-педагогической компетентности в системе дополнительного профессионального образования. Отражены результаты анкетирования педагогов, описаны вопросы, вызывающие трудности в работе с различными контингентами учащихся, представлена бланк-схема как форма самоанализа развивающей деятельности педагога.

Ключевые слова

психолого-педагогическая компетентность, профессиональный стандарт педагога, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), психолого-педагогические условия, развивающая деятельность, психолого-педагогические технологии, адресная работа, различные контингенты учащихся. 

С. 55-63

 

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

Корнева Е. Н.

Аннотация. 

В данной статье автор раскрывает понятие самооценки студентов педагогического вуза, а также понятие «формирующее оценивание», формирование самооценки студентов психолого-педагогического направления в процессе формирующего оценивания.

Ключевые слова

самооценка студентов педагогического вуза, формирующее оценивание, самооценка студентов в процессе формирующего оценивания.

С. 64-68 

 

Психология труда, инженерная психология, эргономика

открыть

СТИЛЬ РЕАГИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ

Тарабакина Л. В., Лаврова А. С.

Аннотация. 

Обсуждается противоречие между востребованностью реализации организационных изменений и недостаточно исследованными причинами сопротивления персонала. Мониторинг включенности персонала в происхождение, динамику и перспективы организационных изменений рассматривается как условие организационной культуры учреждения. Достоверно показано единство критериев психологической готовности к организационным изменениям с организационной культурой.

Ключевые слова

организационные изменения, инновационность профессионала, толерантность к неопределенности, организационная культура, функциональный подход.

С. 69-76

 

Общая психология, психология личности, история психологии
открыть

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Чеканова М. В.

Аннотация.  

 

В статье представлена психолингвистическая характеристика основных моделей порождения речевого высказывания отечественных и зарубежных авторов; структура речевой деятельности, где процесс речепорождения анализируется как еленаправленная, мотивированная деятельность с определенными этапами, уровнями. Рассмотрена операционная структура входящих в состав действий и операций и взаимодействие языка и сознания; определено понятие «навык, умение»; описана глубокая взаимосвязь речи и формирования высших психических функций.

 

Ключевые слова:

диалог, модели порождения речевого высказывания, структура речевой деятельности, речь, мышление.

С. 77-82

 

 Педагогические науки 13.00.00

 

История педагогики
открыть

НАУЧНЫЕ ИДЕИ Г. В. РОГОВОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФАСИЛИТАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Ромашина С. Я.

Аннотация. 

Представлен генезис и эволюция идей научной школы Г. В. Роговой в области методики обучения иностранным языкам: коммуникативная направленность, системный подход, фасилитативное обучение, методическая подготовка педагога.

Ключевые слова:

методика обучения иностранным языкам, научная школа Г. В. Роговой, коммуникативная направленность, системный подход, фасилитативное обучение, методическая подготовка педагога.

С. 83-91

  

Модернизация образования
открыть

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Глумова Е. П.

Аннотация

В статье предпринята попытка анализа объективных условий протекания современных процессов межкультурного взаимодействия. Даны определения понятий «межкультурная коммуникация», «межкультурная компетенция», а также рассмотрена региональная составляющая содержания коммуникации на межкультурном уровне. Выявлены противоречия и нерешенные проблемы в реализации идеи соизучения языка и культуры на занятиях по иностранным языкам в вузе. Рассмотрены языковые и культурные особенности представителей разных регионов функционирования языка. Приведены уровни протекания процессов международной регионализации, а именно: макро-, мезо- и микроуровень. Обоснована необходимость учета региональных характеристик в процессе диалога культур. Определены стратегические задачи иноязычного образования с учетом процессов межкультурной коммуникации на региональном уровне. Сформулированы перспективы работы по реализации регионального материала иноязычного и родного лингвосоциумов в обучении иностранным языкам.

Ключевые слова:

межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, регионализация мира, регионализация образования, региональный вариант языка, региональная культура, уровни регионализации, региональный компонент содержания обучения.

С. 92-104

 

открыть

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Дмитренко Т. А.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме современной организации занятий по иностранному языку в системе высшего языкового образования с использованием новых технологий обучения. В статье анализируются некоторые актуальные проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области языкового образования в условиях поликультурной среды. В статье рассматриваются факторы, обусловливающие актуальность и неизбежность обращения к межкультурным идеям в сфере языкового образования современного специалиста. Повышенное внимание уделяется описанию специфических признаков обучения иностранным языкам, строящегося по межкультурным основаниям.  Характеризуются особенности формирования иноязычных компетенций студентов в новых условиях, когда основным компонентом иноязычного образования становится межкультурная составляющая. Автор придает большое значение новым технологиям преподавания иностранного языка, которые способствуют достижению эффективной коммуникации между специалистами в различных сферах в условиях поликультурной среды. Обосновывается необходимость и доказывается объективный характер преобразования лингвообразовательной парадигмы – с коммуникативной на межкультурную. Особое внимание уделяется профессионально-ориентированной технологии обучения межкультурной коммуникации. Автором рассматривается проблема развития у будущих специалистов профессиональной культуры речи и воспитания толерантности.

Ключевые слова:

языковая подготовка, новые технологии обучения, конкурентоспособный специалист, межкультурная коммуникация, языковое образование, воспитание толерантности, вербальные и невербальные средства, повышение качества. 

С. 105-113

 

Теория образования
открыть

РОЛЬ ТЕКСТА В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Клеменцова Н. Н.

Аннотация.

Текст характеризуется как универсальная дидактическая единица, способствующая эффективному решению комплекса задач, стоящих перед современным языковым образованием. Выясняется роль текста в организации языкового образования в неязыковом вузе, в связи с чем предпринимается попытка определения выполняемых им в учебном процессе функций и степени его участия в организации основных компонентов данного процесса. Делается вывод о значительном педагогическом потенциале текста в современной компетентностной модели образования и подчеркивается необходимость выяснения истинной роли текстовой компетентности в иерархии компетентностей, формируемых у обучающихся в рамках языкового образования в неязыковом вузе.

Ключевые слова:

универсальная дидактическая единица, полифункциональность текста, текстовая деятельность, текстовая компетентность, языковая личность.

С. 114-126

 

открыть

РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Кащеева А. В. 

Аннотация

Актуальность выбора темы  обусловлена происходящей модернизацией образования, изменением требований к навыкам владения иностранным языком в школе и вузе, а также роли письма в процессе обучения иностранному языку. Основная цель статьи заключается в том, чтобы проанализировать трансформацию и общность подходов к обучению письму на иностранном языке, существовавших в зарубежной и отечественной методике в последние 50–60 лет; выявить практический потенциал современных направлений исследований в области обучения письму на иностранном языке. В статье рассмотрены разные подходы к обучению письму с точки зрения места и роли письма в учебном процессе; ограничений, накладываемых на процесс письма в учебной ситуации; этапов процесса письма и мыслительных операций; влияния навыков композиции на родном языке; компонентов моделей письма, имеющих важное педагогическое значение. В результате сделан вывод о том, что до настоящего времени идеи разных исторически сложившихся подходов не получили единого теоретического обоснования. В отечественной методике развивается ранее обоснованный подход к письму как продуктивной речевой деятельности с учетом современных потребностей. Несмотря на многообразие направлений современных исследований, одним из самых популярных является академическое письмо.

Ключевые слова:

письмо как самостоятельная деятельность, контролируемое письмо, свободное письмо, процессуальный подход, композиционные навыки, контекст в обучении письму, письменный дискурс, академическое письмо.

С. 127-138

открыть

ОБУЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Аксёнова Е. Е.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности обучения академическому письму студентов-магистров и аспирантов неязыковых научно-технических специальностей. При этом акцентируется внимание на необходимости выполнения сопоставительного анализа научного текста на русском и английском языках, который способствует  формированию умений преодолевать социокультурные трудности, вызванные незнанием специфики англоязычного научного стиля и, как следствие, влияет на качество написания научной статьи. В статье также характеризуются особенности англоязычной научной статьи, даются рекомендации по ее оформлению и написанию. Автор анализирует переводы статей, выполненные студентами и аспирантами вуза, и на примерах отечественного и зарубежного опыта предлагает рекомендации по написанию научной статьи на английском языке с учетом  принятых тенденций в англоязычной научной литературе.

Ключевые слова:

академическое письмо, научно-технический перевод, социокультурные трудности, сравнительно-сопоставительный анализ.

С. 139-146

 

открыть

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Татаринова М. Н.

Аннотация

В статье предложена структурно-содержательная характеристика малоизученного эмоционально-ценностного компонента содержания иноязычного образования, решаются проблемы его моделирования. Цель статьи – представить структурную, структурно-функциональную, а также  базовую теоретическую модель эмоционально-ценностного компонента содержания иноязычного образования. Показано, каким образом базовая модель данного компонента может быть модифицирована, чтобы появляться в новой измененной форме, готовой к функционированию на конкретной ступени школьного иноязычного образования. В результате осуществляется интеграция «продуктов» всех четырех компонентов  содержания иноязычного образования в рамках предлагаемой нами системы: предметного, процессуально-репродуктивного, процессуально-творческого и эмоционально-ценностного компонента. Это призвано обеспечить поэтапное развитие школьника как поликультурной языковой личности. Предложенные модели эмоционально-ценностного компонента содержания иноязычного образования носят инновационный характер, поскольку в родственных по тематике и целевому назначению работах вопросы моделирования данного компонента прежде не решались.

Ключевые слова:

эмоционально-ценностный компонент содержания иноязычного образования, структурно-функциональная характеристика эмоционально-ценностного компонента, структурная, структурно- функциональная, базовая теоретическая модели эмоционально-ценностного компонента, модификации базовой модели эмоционально-ценностного компонента.

С. 147-160

 

Новые исследования в образовании
открыть

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ОТБОР ЕГО СОДЕРЖАНИЯ

Манджиева С. И.

Аннотация

Поликультурная ситуация, сложившаяся в республиках РФ, требует организации иноязычного обучения в начальной школе в контексте полилога лингвокультур и обновления содержания обучения. Традиционно выделяемые компоненты содержания обучения в таких условиях не являются в полной мере достаточными. В содержании обучения иностранным языкам необходимо выделить поликультурный аспект, маркирующий содержание каждого его компонента, являясь при этом его составной частью. Основное назначение содержания обучения иностранному языку в полилингвальных и поликультурных условиях состоит в том, что оно должно быть достаточным для формирования основ коммуникативной и межкультурной компетенций младших школьников, чтобы заложить фундамент для развития их способности и  готовности участвовать в полилоге лингвокультур в их взаимодействии, то есть в развитии способности и готовности младших школьников участвовать в полилоге лингвокультур. Поликультурный аспект содержания обучения иностранным языкам рассматривается как совокупность умений культуроведческой наблюдательности, собственно культуроведческих и лингвокультуроведческих умений и знаний о культурах страны изучаемого языка, России и республики, в которой проживает младший школьник, позволяющих ему строить свое вербальное и невербальное поведение с зарубежными сверстниками, повышая свой статус как субъекта родной культуры. Он включает три группы умений и знаний. В первую группу (А) входят умения культуроведческой наблюдательности и страноведческие знания. Вторую группу (Б) составляют собственно  ультуроведческие умения и знания. В третьей группе (В) выделяются лингвокультуроведческие умения использовать в устном и письменном общении названия стран, основных городов, праздников, а также других отобранных слов, составляющих мировой и русский лексикон, илингвокультуроведческие знания.  Основное назначение поликультурного аспекта – приобщать школьников к культуре страны изучаемого языка, помогать им лучше осознать культуру своей собственной страны и республики, развивать у них умения видетьобщее и различное в разных культурах, а также  умения в письменном и устном общении представлять свою собственную культуру средствами иностранного языка. 

Ключевые слова:

полилог лингвокультур, поликультурное языковое образование, поликультурный аспект содержания обучения, культуроориентированная способность к иноязычному обучению, культурная универсалия.

С. 161-170

открыть

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оберемко О. Г., Соколова Ю. В.

Аннотация

Статья раскрывает особенности личностно-ориентированного подхода при формировании познавательного интереса к иностранному языку у младших школьников с целью формирования межкультурной компетенции. Автор обосновывает необходимость применения личностно-ориентированного подхода. Подчеркиваетсяважность личностно- ориентированного подхода в развитии творческих способностей учащихся. Подробно рассмотрены факторы, способствующие созданию развивающей среды при обучении иностранному языку: социальные факторы, психолого-педагогические и методические факторы. В статье представлены результаты интеграции основного и дополнительного образования для повышениякачества обучения иностранному языку в  младшей школе в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова:

личностно-ориентированное обучение, межкультурная компетенция, младший школьник, иностранный язык, интеграция, основное образование, дополнительное образование.

С. 171-180

 

открыть

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВУ ОБЩЕНИЯ НА БАЗЕ ЧТЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ

Соловцова Э. И.

Аннотация

В статье рассматривается такой вид памяти, как эмоциональная память, и ее особенности. Отмечается связь эмоциональной памяти с мыслительными процессами, подчеркивается важность этого вида памяти и такого ее свойства, как перекодирование воспринимаемой информации, в возможном обучении смысловому чтению на иностранном языке младших школьников как средству непосредственного и опосредованного общения на начальном уровне общего образования. 

Ключевые слова:

память, эмоциональная память, непроизвольное запоминание, мотивационный фактор, условие прочного усвоения.

С. 181-186

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Шимичев А. С.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о поликультурном развитии личности обучающихся в процессе обучения грамматической стороне иноязычной речи. Отмечается, что связи, существующие между грамматикой и культурой языка, не столь очевидны, однако не менее значимы для осуществления процессов межкультурного взаимодействия. Раскрывается структура грамматической компетенции учителя иностранного языка с учетом межкультурного компонента. Предлагается номенклатура специальных принципов организации процесса формирования грамматической компетенции, ориентированная на соизучение  грамматических явлений и межкультурного аспекта. Представлены компоненты содержания обучения, а также раскрыта межкультурная составляющая выделяемых компонентов. Характеризуется пятикомпонентная система упражнений, сочетающая грамматические упражнения, следуя логике становления грамматического навыка (языковые, условно-речевые и речевые), межкультурно ориентированные задания, а также профессионально направленные упражнения.

Ключевые слова:

грамматика иностранного языка, поликультурная языковая личность, содержание обучения иноязычной грамматике, принципы обучения грамматической стороне
иноязычной речи.

С. 187-194

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РАМКАХ СИСТЕМНО-СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА

Гончарук О. В.

Аннотация

Необходимо конкретизировать ущность понятия «методическая компетентность», обосновать необходимость разработки показателей ее сформированности. Также необходимо разработать список критериев, которые раскрывают специфические аспекты достижений, уровней и стандартов в процессе оценивания формирования методической компетенции студентов.  Данное предполагаемое оценивание основывается на формулировании тех профессиональных качеств студентов, которые  необходимо развивать во время обучения студентов в вузе. Четко выделенные критерии оценивания должны быть заранее известны и осознанны студентами и преподавателями. Такие критерии могут стать основой разработки ситуационных заданий в рамках системно-ситуационного подхода. При этом необходимо оценить не только знания студентов, но и их опыт профессиональной деятельности как один из компонентов методической компетенции. Системно-ситуационный подход дополняет деятельностный подход к формированию методической компетенции будущих учителей иностранных языков, разработанный Г. В. Роговой. 

Ключевые слова:

теория обучения иностранным языкам, подходы, методическая компетенция, активные методы обучения, критериальное оценивание, показатель. 

С. 195-203

 

открыть

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Николаева Н. Н., Маторина И. Н.

Аннотация

Анализируется опыт использования интерактивных методов в процессе обучения профессионально-ориентированному английскому языку студентов неязыковых специальностей в МГТУ им. Н. Э. Баумана с учетом методологического отенциала интегрированного обучения профильной дисциплине и иностранному языку. Рассматриваются такие методы, как метод кейс-стади, проектная деятельность и круглый стол; оценивается их результативность и эффективность с точки зрения реализации навыков владения устным и письменным английским языком в реальных условиях делового общения. Приводятся примеры типичных коммуникативных ошибок и обсуждаются способы их устранения. Доказывается, что интерактивные методы позволяют не только повысить уровень иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов, но и сформировать личностно значимые качества специалиста: инженерное системное мышление, межличностные и деловые навыки общения, умение работать в коллективе и самостоятельно, лидерство, креативность, целеустремленность. 

Ключевые слова:

интерактивные методы обучения, профессионально-ориентированный английский язык, проектная деятельность, кейс-стади, круглый стол, самообразование, личностное развитие. 

С. 204-219

 

открыть

КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ВНУТРИВУЗОВСКОГО КОНТРОЛЯ

Пенкина М. В.

Аннотация

В статье обсуждаются актуальные вопросы проектирования эффективной модели внутривузовского контроля уровня сформированности коммуникативно-прагматической компетенции в рамках подготовки студентов-магистров языковых специальностей к эффективному участию в академической межкультурной коммуникации. Пояснив понятийное содержание терминов «внутривузовский контроль» и «коммуникативно-прагматическая компетенция», автор переходит к раскрытию содержания внутривузовского контроля с ориентацией на требования Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 45.04.02 «Лингвистика» (уровень магистратуры), а также на тенденции, обозначенные в проекте «Общеевропейская настройка образовательных структур в  высшей школе». В результате выделяется номенклатура межкультурных академических коммуникативных умений и входящих в них микроумений как объектов внутривузовского контроля при подготовке магистров по направлению подготовки 45.04.02 «Лингвистика».

Ключевые слова:

внутривузовский контроль, профессионально-профильная иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативно-прагматическая компетенция, социокультурный подход, межкультурная коммуникация.

С. 220-231

 

Инновационные  технологии в образовании
открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Бартош Д. К.

Аннотация

В статье изучены и обобщены теоретические подходы к использованию педагогических технологий в образовательной практике. Исследовано их практико-ориентированное моделирование ввысшей школе с целью выявления наиболее эффективных приемов и формпрофессиональной подготовки педагогов,  представлен опыт моделирования педагогических технологий при обучении иностранному языку.

Ключевые слова:

технология, педагогические технологии, методика обучения, профессиональная подготовка, моделирование педагогического процесса.

С. 232-239

открыть

НОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Василева М. Ц.

Аннотация

В данной статье рассматривается зарождение нового языка коммуникации людей в ХХI в., возникшего благодаря массовому распространению интернет-технологий и появлению социальных сетей. Автор подвергает новую коммуникацию (Frendish) всестороннему анализу в свете традиционного, современного структурно-лингвистического и семиотического подходов к изучению языкоподобных систем и описывает ряд трудностей в исследовании, вызванных уникальностью и неустойчивостью
внутриязыковых структур. В качестве непосредственного объекта изучения берутся средства общения в самой популярной в мире соцсети – Facebook, а также Instagram. В статье предпринята попытка выявить самые распространенные единицы коммуникации в вышеназванных сетях. Автор предлагает считать новый язык и его применение элементом компенсаторной компетенции – одной из важнейших составляющих коммуникативного  подхода к изучению иностранного языка. Рекомендуется проводить дальнейшее изучение новой коммуникации на базе коллективного сотрудничества педагогов и студентов, активных носителей этого оригинального способа общения.

Ключевые слова:

Инстаграм, Фейсбук, социальные сети, компенсаторная компетенция, новый язык.

С. 240-247

 

открыть

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ КРИТИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Фоменко Т. М.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме обучения критическому чтению на иностранном языке студентов языковых факультетов на основе технологии критического мышления. Технология критического мышления предполагает развитие умений анализировать содержание, стиль, языковую форму, выделять в тексте отдельные его элементы (ориентироваться в структурно-смысловой организации текста), обобщать, сравнивать, объединять и сопоставлять факты, делать обоснованные выводы, критически оценивать. Рассматриваются особенности герменевтического подхода к обучению критическому чтению, выделены принципы этого подхода, которые могут быть положены в основу обучения критическому чтению. Подчеркивается значение принципа интерпретации для обучения пониманию смысла текста. Данный принцип может быть реализован  через исследовательскую деятельность студента, связанную с толкованием содержательной, смысловой стороны литературного произведения на разных его структурных уровнях.

Ключевые слова:

критическое мышление, критическое чтение, герменевтический подход, понимание текста, интерпретация текста.

С. 248-255

 

открыть

РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

Глазов А. Г.

Аннотация

Статья посвящена оценочным средствам для специальной дисциплины «Научная дискуссия на иностранном языке»,предложенной к введению в иноязычный  образовательный процесс обучающихся магистратуры лингвистических направлений, готовящихся к иноязычной научной коммуникации. Рассмотрены затрагиваемые дисциплиной актуальные вопросы подготовки магистрантов. Дано краткое описание особенности обучения магистрантов по данной дисциплине, названы этапы обучения. Выявлены задачи оценивания обучающихся. Представлены навыки и умения, сформированность которых необходимо оценить. Раскрыта и обоснована система оценивания речевых навыков в ходе речевой деятельности обучающихся в учебной научной дискуссии. Собран и представлен иноязычный материал для контроля и оценивания, описаны способы  оценивания сформированности языковых навыков обучающихся. Предложены шкалы соответствия показателей оценивания отметкам обучающихся. Делается вывод об объективности сформированной системы оценивания и возможности ее адаптации для магистратур нелингвистических направлений  подготовки.

Ключевые слова:

методика обучения иностранному языку, методика обучения научной дискуссии, речевые акты, фондооценочных средств, магистратура. 

С. 256-263

 

открыть

КОММУНИКАТИВНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Кашина Е. Г.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы-профессиональной подготовки будущи учителей иностранного языка с использованием театральных технологий. Элементы системы К. Станиславского способствуют формированию коммуникативных навыков и умений, развивают воображение, обучают концентрации внимания, творчеству в учебном процессе по иностранному языку.

Ключевые слова:

коммуникация, «система» К. Станиславского, внимание, невербальные аспекты коммуникации, семиотика костюма, артистизм, театральность, внутренняя психотехника, физические действия.

С. 264-275

открыть

ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КАТЕГОРИИ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ В ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ НА БАЗЕ АНГЛИЙСКОГО

Иванова Т. С.

Аннотация

Статья нацелена на научное обоснование системы упражнений по преодолению интерференции для изучающих испанский язык в качестве второго иностранного на базе английского языка. В результате применения лингвометодического анализа в процессе исследования были выявлены зоны интерференции, требующие особой проработки, а также зоны для формирования управляемого положительного переноса. Автор делает вывод о том, что для эффективного формирования языковых навыков преподавателю испанского языка как второго иностранного необходимо учитывать лексико-грамматический строй английского языка как источника положительного переноса и интерференции. В статье также доказывается необходимость опоры на аутентичные испаноязычные материалы.

Ключевые слова:

интерференция, положительный перенос, будущее время испанского глагола, испанский язык как второй иностранный, лексико-грамматический строй языка.

С. 276-292

 

открыть

РЕШЕНИЕ ТИПОВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ДОСТОИНСТВА ШКОЛЬНИКА

Несветаева Е. А., Темирханов М. Р.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос межпредметного взаимодействия учителей иностранного языка, информатики и робототехники, направленного на воспитание личностного достоинства школьника на занятиях по робототехнике средствами иностранного языка.

Ключевые слова:

междисциплинарный подход, педагогика саморазвития, робототехника, саморазвитие школьника, типовая творческая задача.

С. 293-299

 

Слово молодым ученым
открыть

ГЕНДЕР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Соколов В. Ю.

Аннотация

Статья посвящена изучению определения «гендер». Из-за многочисленных интерпретаций этого сложного понятия была предпринята попытка найти, проанализировать и обобщить уже существующие трактовки. Для исследования были взяты справочные пособия, словари из разных наук: философия, социология, сексология, психология, психиатрия, педагогика, а также разобраны интерпретации искомого термина разных авторов. Итогом статьи был анализ схожих и различных сторон определений между словарями и авторскими работами.

Ключевые слова:

биологический пол, социальный пол, гендер, гендерные исследования, гендерная проблема.

С. 300-307

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКАМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Писаркина Е. В., Солдатова О. Г.

Аннотация

В статье тезисно описаны типы личности человека на основе работ различных ученых: Карла Густава Юнга, Антона Кемпинского, Аушры Аугустинавичюте. Также в статье предложены способы использования информации о типах личности в педагогической среде, собранные данными учеными.

Ключевые слова:

педагог, информационный метаболизм, индивидуальный подход, типология личностей, группы аспектов личности, коллектив.

С. 308-312