Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2025

Содержание

 

Философия 5.7

    

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  

открыть

ОБРАЗОВАНИЕ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: СТРАТЕГИЯ ВЕРНА, НО ТАКТИКА ПОДВОДИТ

Трищенко Д. А.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-9-18

Аннотация. 

В статье указывается на то, что политическая революция – нежелательное явление в развитии общества, которое приводит к потере ряда культурных достижений и не приносит желаемого результата ее движущим силам, что политические революции – следствие неумения правящей элиты проводить своевременные реформы. Поскольку в демографическом аспекте наиболее склонной к радикальным изменениям является молодежь, рассмотрен, с опорой на теоретический и эмпирический материал, ряд тактических мер по реализации государственной молодежной политики. Выявлен ряд проблем в молодежной политике и в образовании, которые, с одной стороны, мешают росту креативного потенциала молодежи, формируют социальное иждивенчество, с другой – способны привнести в общество потенциальный фактор конфликта на социально-демографической основе и стать фактором политической нестабильности в стране.

Ключевые слова

молодежная политика, образование, социальное иждивенчество, революция и эволюция, развитие, логика, идеология, эйджизм, конфликт, ВЦИОМ, конкуренция.

С. 9-18

  

 

Психология 5.3

   

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

   

открыть

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z ЧЕРЕЗ ОЦЕНКУ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Рыжкова М. И., Рычкова Л. С.,
Конева О. Б
.
                                                   
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-19-33

Аннотация. 

Изучение когнитивных процессов является одной из приоритетных проблем в современной психологии. В исследованиях последних лет отмечается значительная трансформация практически всех психических процессов, особенно эти метаморфозы касаются так называемого цифрового поколения Z. Цель работы – изучитьхарактеристики параметров таких когнитивных процессов, как клиповое мышление, память и внимание у студентов поколения Z. Исследование проведено в 2024 г. на базе Южно-Уральского государственного университета. Выборку составили студенты психологического направления (N = 180) от 18 до 24 лет, среди них 30 мужчин, 150 женщин. Использовался комплекс психодиагностических методик: Краткий отборочный тест (В. Н. Бузин, Э. Ф. Вандерлик); Методика «Корректурная проба Бурдона» (Б. Бурдон); Тест избирательности перцептивного внимания (Э. Торндайк); Методика «Объем кратковременной памяти» (Э. Джекобсон). Результаты исследования выявили специфические особенности когнитивных процессов у студентов психологического профиля.

Ключевые слова

поколение Z, когнитивные процессы, клиповое мышление, кратковременная память, концентрация и избирательность внимания.

С. 19-33 

      

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

      

открыть

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ КО ВРЕМЕНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Лоленко Е. В., Маврина И. А.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-34-41

Аннотация. 

Статья посвящена теме исследования отношения ко времени старшеклассников 10-х классов общеобразовательной школы. В статье представлены результаты исследования субъективного отношения ко времени старшеклассников экспериментальной группы. Цель исследования – выявление особенностей субъективного отношения ко времени, включая временную ориентацию, восприятие прошлого, настоящего и будущего на начало эксперимента и после внедрения программы «Время вместе», направленной на формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений через развитие конструктивных темпоральных характеристик личности старшеклассников в общении и совместной деятельности старших подростков и их родителей. Эти темпоральные характеристики показывают, как личность воспринимает и использует время в повседневной жизни и в стратегическом планировании своего будущего.

Ключевые слова

темпоральные характеристики, временная зависимость, временной инфантилизм, временная свобода, отношение ко времени.

С. 34-41 

   

открыть

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Сорокоумова Г. В., Фролова Ю. В.                   DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-42-53

Аннотация. 

В статье рассмотрены ключевые аспекты, позволяющие определить успешность профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Понимание этих критериев может содействовать повышению качества обучения, а также самореализации самих учителей. Анализ научной литературы позволил выделить восемь показателей, способствующих улучшению профессиональной деятельности учителей иностранного языка, сгруппированных в три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и операционный. Основным методом экспериментальной оценки успешности стал опросник благополучия PERMA-Profiler (в апробации А. Ю. Акимовой, Е. Н. Волковой, О. М. Исаевой). Результаты исследования успешности учителей иностранных языков подтверждают теоретические выводы: успешность профессиональной деятельности учителя зависит от множества взаимосвязанных факторов. Для достижения успеха в преподавании иностранного языка важно комплексно подходить к каждому из показателей, что в конечном итоге приведет к успешности профессиональной деятельности учителя.

Ключевые слова

профессиональная деятельность, критерии успешности, учитель иностранного языка.

С. 42-53 

    

 

Педагогика 5.8

    

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

   

открыть

СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Астахова Е. В., Борзова Т. В.,
Гладкая Е. Ф.                     
                       
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-54-67

Аннотация. 

Статья посвящена критическому анализу теоретических моделей управления изменениями в контексте образовательной среды. Рассмотрены классические подходы К. Левина, Дж. Коттера, С. Янга, а также современные концепции Э. Дента и С. Голдберга, Р. Кигана и Л. Лейхи, отечественные теории А. И. Пригожина, работы в рамках организационной психологии. Методологически исследование опирается на теоретический и сравнительный анализ, классификацию и обобщение. Выявлено, что сопротивление является естественной реакцией на изменения в образовании, обусловленной психологическими, социальными и организационными факторами. Обоснована необходимость создания гибридной модели внедрения инноваций, учитывающей как управленческие, так и психологические аспекты. Результаты исследования могут служить теоретической основой для разработки практико-ориентированных стратегий преодоления сопротивления инновациям в образовательной среде.

Ключевые слова:

неприятие перемен, управление изменениями, образовательная среда, инновации в образовании, сопротивление педагогов, психологическая готовность, организационная психология, стратегии преодоления сопротивления.

С. 54-67 

    

открыть

УЧЕБНАЯ АНАЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Бояринов Д. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-68-77

Аннотация. 

В статье рассматривается проблема учебной аналитики на современном этапе цифровизации образования. Анализируются взгляды современных исследователей на уровни учебной аналитики и ее содержание на соответствующих уровнях. Выделяются три уровня учебной аналитики: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. Выявляется значительная роль учебной аналитики в диагностике индивидуальных особенностей обучающегося, проектировании индивидуальных образовательных траекторий с учетом индивидуальных особенностей, непрерывном контроле процесса освоения индивидуальной образовательной траектории. Предлагаются перспективные направления применения методов учебной аналитики в образовании.

Ключевые слова:

учебная аналитика, цифровые образовательные платформы, большие данные в образовании, индивидуальные траектории обучения.

С. 68-77 

   

открыть

ТРАНСФОРМАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Богуславский М. В., Милованов К. Ю.             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-78-86

Аннотация. 

В статье рассматриваются проблемы трансформации в отечественной практике государственного регулирования подготовки учебных изданий для системы общего образования. Охарактеризован процесс формирования единого государственного учебника по ряду школьных учебных предметов. Представлен экспертный анализ структуры и содержания учебников по дисциплинам общественно-научного цикла. Раскрыты особенности соотношения текстовых и внетекстовых фрагментов, визуально-иллюстративного ряда и цифровых компонентов в рамках подготовки современных учебных изданий. Обоснована идейно-мировоззренческая составляющая конструирования и внедрения современного учебника XXI в. в школьную образовательную практику.

Ключевые слова:

государственное регулирование, образовательная политика, учебник, подготовка учебных изданий, система общего образования, история образования.

С. 78-86 

     

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  

открыть

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ И ГЕРОИЗМА В МЕЖПОКОЛЕННОЙ СВЯЗИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Хилько Н. Ф., Озерова О. А.                  DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-87-102

Аннотация. 

В статье рассматривается проблема, связанная с преемственностью социальных идеалов героизма в патриотическом и духовно-нравственном воспитании в системе межпоколенной связи. Акцентируется внимание на анализе процесса слияния патриотического и духовно-нравственного воспитания в системе межпоколенной связи. В завершении дается анализ факторов формирования связи и механизмов преобразования духовно-нравственного облика обучающихся на основе слияния гражданско- и военно-патриотического воспитания через волонтерское и другие виды патриотического движения молодежи в современных и традиционных формах.

Ключевые слова:

преемственность, социальные идеалы героизма учителей, симбиоз патриотического и духовно-нравственного воспитания, коллективизм, межпоколенная связь, духовно-нравственный облик обучающегося, исторические корни героизма, историческая память, патриотическое сознание, духовно-нравственный опыт обучающегося, формы комплексного воспитания духовно-нравственных основ патриотизма.

С. 87-102 

  

открыть

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТРОЛОГИИ

Бояшова С. А.                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-103-111

Аннотация. 

В статье рассмотрены основные понятия теоретической педагогической метрологии в контексте общей теории систем: «человек как сложноорганизованная система», «психика человека как подсистема управления системой человек», формализованные характеристики психики (грамотность, обучаемость, обученность, компетентность), подлежащие измерению по общим метрологическим правилам. Представлена система педагогических величин, в которой установлена связь между основными и производными величинами.

Ключевые слова:

педагогическая кибернетика, педагогическая метрология, человек, психика, педагогические величины, система педагогических величин.

С. 103-111 

  

открыть

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Федоров Д. А.                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-112-129

Аннотация. 

В статье представлены особенности формирования исследовательской культуры будущего инженера. В результате исследования выделены содержание исследовательской культуры будущего инженера, аспекты, оказывающие влияние на ее формирование (степень присвоения и интериоризации индивидом культурного капитал, исследовательская компетентность, личностные и профессионально-значимые качества), особенности и подходы к построению модели развития исследовательской культуры будущего инженера и этапы формирования (учебно-исследовательский и научно-исследовательский) в образовательном пространстве вуза. Обосновано, что процесс усвоения исследовательской культуры будущего инженера в образовательном пространстве вуза является нелинейным, открытым, саморазвивающимся.

Ключевые слова:

исследовательская культура будущего инженера, исследовательская компетентность, инженерное образование, исследовательские умения.

С. 112-129 

   

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

   

открыть

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ХХ ВЕКА

Акишева М. С.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-130-136

Аннотация. 

В современном мире идет постоянный поиск наиболее эффективных педагогических методов и приемов, способных качественно изменить образовательный процесс. Быстрое развитие новых тенденций образования и необходимость использования в практической работе новых технологий ставят перед педагогами необходимость овладевать методом проектов. Для более детального анализа подготовки педагога к организации проектной деятельности обучающихся следует больше внимания уделить особенностям этой технологии и рассмотреть эволюцию ее развития. В статье дан обзор научной мысли отечественных исследователей, показано развитие проектного метода в России в начале ХХ в., в советское время и на рубеже ХХ–ХХІ вв.

Ключевые слова:

проектная технология, проект, педагогика XX в., метод проекта.

С. 130-136 

          

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

  

открыть

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ПОИСК ПУТЕЙ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Войцеховская В. С.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-137-145

Аннотация.  

Статья посвящена исследованию профессиональных затруднений педагогов-организаторов в процессе реализации творческих задач. Рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на эффективность воспитательной деятельности в условиях реализации культурно-досуговых мероприятий. Особое внимание уделяется выявлению основных проблем, с которыми сталкиваются педагоги-организаторы при организации воспитательных мероприятий. Характеризуется роль профессиональных сообществ в развитии творческой компетентности педагогов-организаторов для успешного решения творческих задач и повышения качества воспитательной среды.

Ключевые слова:

педагог-организатор, творческая компетентность, воспитательная деятельность, массовые мероприятия, профессиональные затруднения.

С. 137-145

    

открыть

ОБРАЗОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРОВ В ВЕК ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рудова М. А., Зубрилин К. М.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-146-157

Аннотация.  

В статье рассматривается влияние цифровой образовательной среды и программ искусственного интеллекта (ИИ) на формирование профессиональных компетенций дизайнеров во время обучения. Особое внимание уделяется анализу проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при обучении будущих дизайнеров: отсутствие программ и методик обучения ИИ, трудности сочетания традиционных методик с инновационными технологиями, частичное и бессистемное изучение в вузах отдельных программ ИИ, нехватка квалифицированных специалистов, способных обучать методам работы с ИИ. В статье анализируются основные направления дизайна и актуальность профессии дизайнера в современном мире. Рассматриваются цифровые технологии, графические редакторы, 3D-технологии и системы искусственного интеллекта, которые используются современными дизайнерами в работе. Исследуется потенциал ИИ, который уже сейчас позволяет анализировать большие объемы информации, генерировать тексты, переводить текст в визуальный ряд, создавать фото интерьеров и видеоконцепции, однако, при этом выявляется целый ряд недочетов и ошибок в работе ИИ при генерации текстов или создании визуализаций. Рассматриваются новые требования, которые предъявляет современный рынок труда к выпускникам-дизайнерам по владению ИИ. Предлагаются конкретные пути внедрения ИИ в образовательную программу: создание новых методик обучению ИИ с интеграцией передовых технологий в учебный процесс, привлечение квалифицированных специалистов, способных обучать методам работы с ИИ, интеграция в учебный процесс необходимого программного обеспечения. В качестве реальных шагов к введению искусственного интеллекта в образовательный процесс авторами предложена методика обучения работе с ИИ студентов-дизайнеров художественно-графического факультета МПГУ.

Ключевые слова:

цифровизация образования, искусственный интеллект, нейросеть, инновации в образовании, дизайн, методика обучения, художественно-графический факультет.

С. 146-157

  

открыть

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ФОНЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ТРЕНДЫ И МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Никулова Г. А., Боброва Л. Н.                          DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-158-174

Аннотация.  

В работе представлен аналитический обзор трендов в образовании и результаты эмпирического исследования отношения к их проявлениям у участников учебного процесса: студентов и преподавателей университета. Определены различия между феноменами информатизации и цифровизации учебного процесса. Установлено, что к настоящему моменту набольшим потенциалом для значимой трансформации образования за 2022–2025 гг. обладает искусственный интеллект (ИИ). На основе результатов опроса преподавателей и студентов вуза выявлены представления студентов и преподавателей о направлениях трансформации образования на фоне цифровизации и ее последствиях. Определены наиболее эффективные форматы обучения. Определены различия в цифровой и ИИ-грамотности участников образовательного процесса по результатам их самооценок. Сделан вывод о возможной новой волне трансформации образовательного процесса как следствия внедрения ИИ.

Ключевые слова:

цифровизация обучения, тренды трансформации образования, опрос, отношение участников учебного процесса, искусственный интеллект.

С. 158-174

     

открыть

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОФИЛЬНЫМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КЛАССАМИ В КОНТЕКСТЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Фетисов А. С.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-175-181

Аннотация.  

В статье описывается специфика профессионального взаимодействия с профильными психолого-педагогическими классами в контексте допрофессиональной педагогической подготовки. Представлена характеристика педагогического взаимодействия как педагогического понятия. Показана актуальность профильных психолого-педагогических классов как формы допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Доказана необходимость выбора эффективной модели профессионального взаимодействия субъектов допрофессиональной подготовки и представлена контекстно-сетевая модель взаимодействия педагога с профильными психолого-педагогическими классами. Проанализирован опыт организации профильных психолого-педагогических классов ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет». Сделан вывод о том, что результат обучения психолого-педагогического класса зависит от мотивационной составляющей личности обучающегося к педагогической профессии, формирование которой обусловлено профессиональным взаимодействием педагога с участниками данного процесса.

Ключевые слова:

допрофессиональная подготовка, контекстное обучение, модель контекстно-сетевого взаимодействие педагога, психолого-педагогический класс, сетевое взаимодействие.

С. 175-181

     

открыть

СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АСПИРАНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Сильченкова С. В., Налётова Н. Ю.              DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-182-190

Аннотация.  

В период формирования новой модели национального высшего образования статус аспирантуры претерпевает качественные изменения. Приоритетным вопросом становятся качественное содержание исследовательской подготовки аспиранта. В связи с чем эффективность работы научных руководителей становится вопросом, требующим детального рассмотрения. В статье приведены результаты опроса аспирантов с целью выявления основных проблем их научного сопровождения. Разработано содержание научно-педагогического сопровождения аспиранта, включающее следующие компоненты: психологическая адаптация, научная подготовка, педагогическая подготовка, творчество.

Ключевые слова:

научно-педагогическое сопровождение, аспирант, научная подготовка, психологическая адаптация, педагогическая подготовка, творчество.

С. 182-190

   

открыть

ПОДДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ИЗ КНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Кочеткова Л. Ю.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-191-199

Аннотация.  

В настоящее время в российских вузах растет число студентов из КНР, получающих образование на английском языке. Китайские студенты характеризуются высоким уровнем учебной мотивации, однако имеют разный уровень владения английским языком. При обучении английскому языку разноуровневой группы студентов перед преподавателем стоит серьезная задача – повысить уровень языковой компетенции всех учащихся, не разрушив при этом их учебной мотивации, так как в такой группе одни и те же задания для одних студентов могут быть слишком сложными, а для других – слишком простыми. В данной статье рассматривается сущность мотивации учебной деятельности, рекомендации психологов по поддержанию мотивации, приемы обучения иностранному языку в разноуровневой языковой группе, а также значимость дифференцированного и коммуникативного подходов к обучению для сохранения учебной мотивации.

Ключевые слова:

учебная мотивация, разноуровневая группа, дифференцированный подход, языковые навыки, коммуникативный подход, английский язык как иностранный.

С. 191-199

   

открыть

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОХИМИИ

Н. П. Гешавец, С. Н. Лейхтер,
Е. В. Коробицына, Е. Н. Синицкая.       
          
DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-200-210

Аннотация.  

В статье рассмотрены проблемы обучения иностранных студентов на примере преподавания биохимии в медицинском вузе. Одним из способов решения проблем повышения эффективности обучения является использование студентами учебно-методического пособия в формате рабочей тетради на английском языке. В исследовании использованы методы теоретического анализа научной литературы, анкетирование, анализ и систематизация полученных результатов. Использование рабочей тетради позволяет структурировать большой объем учебной информации, облегчить самостоятельное выполнение заданий и усвоение медицинской терминологии и специализированной лексики.

Ключевые слова:

иностранные студенты, эффективность обучения, рабочая тетрадь, биохимия, медицинский вуз.

С. 200-210

  

открыть

НОРМАТИВНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ

Леонтьева М. С., Дмитриева Т. Р.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-211-218

Аннотация.  

В статье характеризуются современные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность руководителей школьных театров. Авторами рассмотрены профессиональные стандарты и ФГОСы, по которым выстраивается организация и сопровождение деятельности школьных театров. В ходе исследования авторами были выявлены основные функции специалиста в области руководства школьным театром. Показаны нормативные дефициты в правовой базе, характеризующие функционал профессиональной подготовки руководителей школьных театров. Авторами обозначены пути преодоления дефицитов, способствующие повышению эффективности подготовки кадров для организация деятельности современных школьных театров.

Ключевые слова:

театральная педагогика, школьные театры, профессиональная компетентность, руководитель школьного театра, профессиональный стандарт режиссера школьных театров, ФГОС ВО подготовки руководителя школьного театра, сценические практики.

С. 211-218

     

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Тарануха С. Н.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-219-227

Аннотация.  

В статье рассматриваются вопросы осознанного и управляемого использования возможностей генеративного искусственного интеллекта в учебном процессе в высшей школе. Это может быть реализовано без существенного изменения образовательной программы подготовки, в частности, за счет изменения структуры и содержания практических заданий в рамках отдельных дисциплин. Рассмотрено влияние таких изменений на результат обучения студентов и профессиональную компетентность преподавателей. Предложены примеры структуры практических заданий с использованием генеративного искусственного интеллекта.

Ключевые слова:

информационные технологии, генеративный искусственный интеллект, образование, компетенции, риски.

С. 219-227

 

открыть

ВОЗМОЖНОСТИ КУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Исайкина М. А., Окунева Е. С.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-228-238

Аннотация.  

В статье рассматриваются вопросы, связанные с различными аспектами дополнительного образования слушателей разных возрастных категорий. В статье рассматриваются положения, связанные с предпосылками становления и развития системы дополнительного образования; проблемы, относящиеся к преподаванию иностранного языка в рамках дополнительного образования; ряд особенностей обучения иностранному языку в системе дополнительного образования.

Ключевые слова:

дополнительное образование, иностранный язык, обучение иностранному языку, обучающиеся, образование взрослых.

С. 228-238

 

открыть

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ МИКРОКОНТРОЛЛЕРОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Потапов А. А., Багинский Д. В.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-239-245

Аннотация.  

Данная статья рассматривает эффективность использования мастер-классов по программированию микроконтроллеров в качестве инструмента профориентационной работы в Казанском государственном энергетическом университете. Представлен опыт проведения серии мастер-классов среди школьников 6–11-х классов в школах Республики Татарстан. Анализируется методическая основа таких мастер-классов и оценивается их влияние на формирование профессиональных интересов в области технических дисциплин и выбор будущей специальности у школьников. Представлены результаты практического применения разработанной методики и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова:

мастер-класс, проект, программирование, профориентация, образование, микроконтроллер.

С. 239-245

 

открыть

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДЛОГАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Нуратдинова Н. Б.                                DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-246-258

Аннотация.  

В статье рассматриваются методические аспекты обучения предлогам английского языка в средней общеобразовательной школе. Основное внимание уделено структурно-семантическим характеристикам предлогов, их функции в выражении синтаксических связей и падежных значений существительных и субстантивов. Автор анализирует отличия предлогов в английском языке от их аналогов в других языках, например, русском, подчеркивая роль предлогов как основного средства выражения падежных значений в языке. В статье также рассматриваются существующие подходы и методы преподавания предлогов английского языка, приводятся примеры учебных пособий, посвященных этой теме, с указанием их достоинств и недостатков.

Ключевые слова:

предлоги, проблемы обучения, методы преподавания, структурно-семантическая характеристика, общеобразовательная школа.

С. 246-258

     

открыть

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕУСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ ФОРМИРУЮЩЕГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНИНГА

Матюшкина М. Д., Рубашкин Д. Д.                DOI: 10.31862/2218-8711-2025-5-259-273

Аннотация. 

Проанализированы существующие подходы к решению проблемы неуспешности учащихся начальной школы. Теоретически обоснован новый подход: использование формирующего компьютерного тренинга (ФКТ) для отработки «техник» типовых учебных действий. ФКТ направлен на формирование культуры интеллектуальной деятельности и совершенствование умений работать с информацией в различных форматах (текстовых, табличных, графических). Описаны целевые характеристики и особенности ФКТ. Приведены данные об апробации ФКТ в рамках межрегионального проекта «Учим учиться». Показана практическая реализуемость и привлекательность ФКТ для школ, обучающихся и их родителей.

Ключевые слова:

начальная школа, профилактика трудностей в учебе, когнитивное развитие и некогнитивные навыки, компьютерный тренинг учебных действий, большие данные в образовании.

С. 259-273