Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2018

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

История философии
открыть

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ПРОГРАММЕ

Г. И. ЧЕЛПАНОВА

Шелковников А. Ю.

Аннотация. 

Статья посвящена методической концепции психологического введения в преподавание философии, принадлежащей выдающемуся философу, психологу и педагогу Г. И. Челпанову (1862–1936). Обосновывается актуальность подобного подхода в системе современного образования. Особое внимание уделяется рефлексии, начинающейся с практики самонаблюдения, как антропологической предпосылки теоретического изучения философии и психологии. Работа может представлять интерес для преподавателей и студентов, интересующихся проблемами гуманитарного образования.

Ключевые слова

философия, психология, педагогика, образование, самонаблюдение.

С. 9-13

    

 Психологические науки 19.00.00
Педагогическая психология
открыть

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ У МОЛОДЕЖИ, ВЫРОСШЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ

Алексеенко Т. В., Енакаева Е. В.

Аннотация. 

В статье приводятся результаты эмпирического исследования социальных представлений молодежи о будущей семье. Проводится сравнительный анализ представлений мужчин и женщин, выросших в условиях дисфункциональной семейной коммуникации и в нормативных родительских семьях. Полученные результаты сопоставляются с результатами опубликованных современных исследований социальных представлений молодежи о семье.

Ключевые слова

социальные представления, представление о будущей семье, представление молодежи о семье, семейные эмоциональные коммуникации, дисфункциональность семейных коммуникаций, микрогенез и социогенез социальных представлений.

С. 14-26

 

открыть

ВЫРАЖЕННОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У «СЕЛФИ-ЗАВИСИМЫХ» СТУДЕНТОК ВУЗА

Щербаков А. В., Васильева Е. Н.

Аннотация. 

В работе изучалась выраженность компонентов эмоционального интеллекта у студенток вуза 18–20 лет, имеющих «селфи- зависимость» и не имеющих «селфи-зависимости». «Селфи-зависимость», выступая в качестве одного из видов зависимого поведения, способна нарушить адаптивное развитие личности. С целью определения особенностей развития компонентов эмоционального интеллекта использовалась методика Н. Холла. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в группе «селфи-зависимых» девушек общий показатель эмоционального интеллекта достоверно ниже, чем у девушек, не имеющих «селфи-зависимости». Кроме того, достоверно ниже выражены такие компоненты эмоционального интеллекта, как «самомотивация» и «управление эмоциями других».

Ключевые слова

селфи-зависимость, эмоциональный интеллект, юность, студентки вуза.

С. 27-34

 

открыть

ТЕХНОЛОГИЯ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Галой Н. Ю., Горбенко И. А.

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы организации и содержания учебной практики студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Характеризуется технология дизайн-мышления как средство  психолого-педагогического сопровождении студентов в процессе учебной практики. Раскрывается возможность формирования профессиональных компетенций у будущих учителей с помощью технологии дизайн-мышления.

Ключевые слова

учебная практика, психолого-педагогическое сопровождение учебной практики, технология дизайн-мышления.

С. 35-42

    

 Педагогические науки 13.00.00 
Модернизация образования
открыть

ЗАПРОСЫ КЛЮЧЕВЫХ СТЕЙКХОЛДЕРОВ РЕГИОНАЛЬНОМУ УНИВЕРСИТЕТУ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Санникова О. В.

Аннотация

Целью данной статьи стал анализ запросов ключевых стейкхолдеров в регионе как фактор реализации социального заказа. В качестве объекта исследования был выбран Удмуртский государственный университет как база для реализации исследовательского проекта при поддержке РФФИ. Результаты исследования демонстрируют, что многие трудности и проблемы, с которыми сталкивается этот университет, характерны и для других региональных университетов Российской Федерации.

Ключевые слова:

университет, высшее образование, транзитный университет, транзитивный университет, транзитивное общество.

С. 43-54

  

открыть

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕХИИ И СТРАНАХ БАЛТИИ: ВЕРИФИКАЦИЯ ГИПОТЕЗ

Долгая О. И., Тагунова И. А., Шапошникова Т. Д.

Аннотация

Целью статьи является представление междисциплинарных исследований в образовании в Чешской Республике и странах Балтии. Анализ оригинальной источниковой базы показал, что в настоящее время для исследовательских проектов в области образования и программ характерна их междисциплинарность. Исследования проводятся коллективами ученых – педагогов, социологов, психологов. Большую часть составляют эмпирические исследования, методом верификации гипотез в которых являются эмпирические факты (данные тестов, интервью, анкетирования), обработанные соответствующими научными методами.

Ключевые слова:

междисциплинарные исследования, постнеклассика, эмпирические исследования, чешские междисциплинарные исследования в образовании, способы и методы верификации гипотезы исследования.

С. 55-64

 

Теория образования

 

открыть

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Большакова З. М., Тулькибаева Н. Н., Голошумова Г. С.

Аннотация

Педагогическая теория как один из элементов педагогического знания выполняет функцию объяснения сущности педагогических фактов, явлений, процессов и зависимостей между ними. При этом смысл самой теории совершенствуется, появляется новое ее наполнение за счет уточнения методологических и теоретических основ и выявления вектора направленности развития самой теории. Выполненный анализ вектора изменений педагогической реальности позволил включить содержание педагогической теории в общую теорию развития науки.

Ключевые слова:

теория, научная теория, педагогическая теория, вектор направленности изменения педагогической теории, классификация научных теорий, место в ней педагогической теории.

С. 65-79

 

открыть

ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Лыкова И. А., Синицина И. А.

Аннотация. 

Выявление и поддержка человеческой индивидуальности, осмысление ее возможностей и потребностей, в том числе потребности состояться как личность, выступает гуманистическим идеалом общественного прогресса и требует трансформации образовательной среды с позиции вариативности образования. В статье представлен теоретический анализ термина «поддержка индивидуальности», результаты изучения опыта педагогов дошкольного и дополнительного образования по обеспечению поддержки индивидуальности детей старшего дошкольного возраста, обоснована система принципов построения вариативной образовательной среды и определены организационные формы, методы и психолого-педагогические условия, обеспечивающие поддержку индивидуальности в вариативной образовательной среде. Опираясь на разработки зарубежных и отечественных исследователей, авторы предлагают собственное видение вариативной образовательной среды, рассматривают основания, определяющие вариативность образовательной среды и совокупность психолого-педагогических условий, необходимых и достаточных для поддержки индивидуальности ребенка.

Ключевые слова:

задачи образования будущего, индивидуальность, поддержка, виды поддержки, вариативная образовательная среда, система принципов вариативной образовательной среды, диалогическое общение.

С. 80-90

  

История образования и педагогики

 

открыть

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ СТОЛИЧНЫХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Стрельцов А. А.

Аннотация. 

В статье анализируется влияние начального военного образования, получаемого в кадетских корпусах дореволюционного Санкт-Петербурга, на выбор их выпускниками профессиональной деятельности. Проанализированы судьбы почти полусотни выпускников кадетских корпусов Санкт-Петербурга. Выделен ряд областей, в которых они могли реализовать себя после окончания среднего учебного заведения. Представлена краткая история кадетских корпусов с XVIII по начало XX в., выделены их общие черты и отличия. Хронологическими рамками является примерно 160-летний период, начиная с реформ середины XVIII в. до 1918 г.

Ключевые слова:

Санкт-Петербург, среднее специальное образование, военное образование, кадетский корпус, выпускники.

С. 91-100

     

открыть

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САЯНО-АЛТАЙСКОМ РЕГИОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Султанбаева К. И.

Аннотация. 

В статье охарактеризован процесс становления и развития национального образования в Алтайском крае и Енисейской губернии на рубеже XIX–XX вв. Показана общая картина зарождения начальных школ различных типов для коренных сибирских народов с использованием статистических сведений, раскрыто историческое значение миссионерской деятельности для народного просвещения в Саяно-Алтайском регионе. В выводах сформулированы перспективы исследовательских направлений.

Ключевые слова:

национальное (народное) просвещение, этнокультурное образование, сибирский регион, коренные народы («инородцы»), миссионерская деятельность, обучение на родном языке.

С. 101-111

 

открыть

ГЕНЕЗИС НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Г. Н. ВОЛКОВА В ЯКУТИИ

Корякина Т. Г., Афанасьева Л. И., Ларионова А. Г.

Аннотация. 

В статье характеризуются три периода становления и развития научной школы основоположника этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова в Республике Саха (Якутия). Рассматриваются особенности и ключевые направления этнопедагогических исследований ученых Якутии.

Ключевые слова:

этнопедагогика, Геннадий Никандрович Волков, генезис этнопедагогики Якутии, народная педагогика, традиции воспитания.

С. 112-117

 

Новые исследования в образовании
открыть

СООТНЕСЕННОСТЬ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ

Балашова Е. А.

Аннотация.  

В статье анализируется соотношение понятий «универсальные учебные действия» и «компетенции/компетентность». На основе анализа места, занимаемого данными категориями в основных положениях системно-деятельностного и компетентностного подходов, роли учебных действий в становлении компетентной личности и текстов нормативных документов сделан вывод о существовании системы, объединяющей три рассматриваемые категории.

Ключевые слова:

универсальные учебные действия, компетенция, компетентность, Федеральный государственный образовательный стандарт, основа, подход.

С. 118-123

 

открыть

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ФГОС

Бабикова Н. Н.

Аннотация

Предложен подход к планированию предметных результатов обучения в вузе на основе компетенций ФГОС, соответствующий концепции студентоцентрированного обучения. На примере дисциплины «Дискретная математика» рассмотрены формулировки результатов обучения в форме «активный глагол + объект деятельности + контекст», рекомендованной системой ECTS. В качестве инструмента формулирования и ранжирования результатов обучения использована модифицированная таксономия Блума.

Ключевые слова:

компетенция, субкомпетенция, предметные результаты обучения, ECTS, студентоцентрированное обучение, дискретная математика, модифицированная таксономия Блума, образовательные стандарты.

С. 124-133

 

открыть

ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Безбородова Е. В., Шурилова Т. Б.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности общественно-профессиональной экспертизы как эффективного механизма оценки деятельности образовательных организаций и профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста. Освещена важность участия общественности в управлении образовательными организациями и системами с целью повышения качества образования. Раскрыт феномен общественно-профессиональной экспертизы в соответствии с актуальными тенденциями развития образования в условиях реализации современных подходов в образовательной политике России.

Ключевые слова:

общественно-профессиональная экспертиза, образовательная организация, эффективные механизмы управления, профессиональные компетенции, национальная система учительского роста, педагогическая деятельность, образование.

С. 134-141

 

открыть

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Фомина А. П.

Аннотация

В статье раскрываются особенности формирования ценностно-смысловых установок у подростков. Определены сущность, структура и функции ценностно-смысловых установок подростков. Определено, что ценностные установки подростков – это психическое образование, которое является компонентом ценностно-смысловой сферы личности подростка и проявляется в готовности к действию и самовыражению и основывается на системе ценностей, ценностных ориентаций и личностных смыслов подростка. Установлено, что структура ценностно-смысловых установок представлена компонентами: когнитивный, эмотивный, конативный. Определены функции ценностно-смысловых установок: регулятивная, адаптивная, экспрессивная.

Ключевые слова:

ценности, установки, ориентации, подростки, смысловая сфера, личность.

С. 142-149

  

Инновационные  технологии в образовании
открыть

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ: ОБОБЩЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА

Останина С. А., Птицына Е. В.

Аннотация

Данная статья посвящена обобщению теоретического и практического опыта в использовании педагогических технологий в образовательном процессе ФГБОУ ВО «Петрозаводская консерватория имени А. К. Глазунова» на протяжении 2014–2017 гг. В исследовании принимали участие 43 преподавателя. Предметом анализа статьи послужили: научные труды (статьи, диссертационные исследования) на  тему образовательных технологий, которые накоплены в научной теории и практике, в том числе занятия по предметным дисциплинам, публикации и исследования преподавателей Петрозаводской консерватории. Преподаватели Петрозаводской консерватории на протяжении ряда лет активно участвовали в проведении конференций и написании научных статей, которые раскрывают личностное понимание процесса обучения в творческом вузе.

Ключевые слова:

современные образовательные технологии в вузе, образовательные технологии, образовательные технологии в творческом вузе, система музыкального образования.

С. 150-158

  

открыть

ИННОВАЦИОННО-ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В СЕЧЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Бирюкова Н. В., Литвинова Т. М., Нестерова О. В.

Аннотация

Тенденция развития ведущих университетов мира – обеспечение качественной непрерывной подготовки специалистов, от общего образования через профессиональное к постдипломному. Ранняя профессионализация решает задачу вуза по формированию мотивированного контингента, повышая качество работы вуза. В статье раскрывается значение предпрофессионального образования в системе непрерывного образовательного континуума «школа–университет–клиника», описываются особенности подготовки и основные тенденции его развития. Авторы отмечают ключевые направления, благодаря которым можно спрогнозировать изменения в довузовском образовании. В то же время речь идет о понимании невозможности универсального  подхода даже в рамках одного направления профиля подготовки. В статье обозначены необходимость и значение самообразования в интересах всестороннего и динамичного развития гармоничной личности, сознание того, что будущее за наукой и учеными. Реализованный практический опыт представлен инновационно-интегративной моделью единого образовательного пространства. Модель может быть применена при проектировании образования, призванного обеспечить непрерывность и преемственность общего и профессионального образования в других образовательных организациях.

Ключевые слова:

довузовская подготовка, непрерывное образование, образовательное пространство «школа–университет», ранняя профессионализация, диверсификация образовательного пространств.

С. 159-177

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ В ОБОГАЩЕНИИ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Утехина А. Н., Тройникова Е. В.

Аннотация

В статье рассматриваются существующие в отечественной и зарубежной науке ориентиры построения межкультурного образования. Актуализируется необходимость глубокого и всестороннего изучения трансформации социокультурного мирового контекста с использованием междисциплинарного статуса синергетического подхода. Описывается педагогический эффект «запуска» синергии для обогащения культуроведческой осведомленности студентов.

Ключевые слова:

дидактика межкультурной коммуникации, межкультурное образование, культуроведческая осведомленность.

С. 178-184

открыть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОЛИМОДЕЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Кожевников Д. Н.

Аннотация

В статье охарактеризована тенденция создания мультидисциплинарных комплексов средств обучения. Рассмотрена возможность использования метода полимодельной интерпретации для обеспечения модельной наглядности мультидисциплинарных комплексов средств обучения. Показаны основные свойства полимодельной интерпретации и сделан вывод о необходимости ее использования в современном образовательном процессе.

Ключевые слова:

комплекс средств обучения, учебно-методический комплекс, мультидисциплинарный комплекс средств обучения, модельная наглядность, метод полимодельной интерпретации, кольцегранные модели атома, волногранные модели атома, модельный эксперимент.

С. 185-192

 

открыть

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Павлов Д. И.

Аннотация

В статье автором развиваются высказанные ранее идеи о необходимости изменения подходов к преподаванию информатики в начальной школе для более явного отражения ее метапредметной природы. Опираясь на мнение ведущих специалистов, автор выводит мысль о возможности повышать метапредметные результаты освоения, уделяя особое внимание навыкам получения и передачи информации. В статье подробно рассматривается группа умений по передаче информации, которые планируется развивать у младших школьников в качестве предметных ожидаемых результатов освоения. Особое место в статье уделено установлению связи между предложенными предметными умениями и комплексом УУД. Связь процессов формирования предметных умений с освоением познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как раз и определяет метапредметную природу информатики в современной школе, в частности на ступени начального общего образования.

Ключевые слова:

ФГОС НОО, информатика, начальная информатика, информатика в начальной школе, методика преподавания информатики, метапредметные результаты обучения.

С. 193-201

 

Слово молодым ученым
открыть

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА ДЕТСКОГО ДОСУГА

Шафран Н. М.

Аннотация

В статье рассматриваются социокультурные условия и определяются факторы, которые отражают современные тренды, формирующие рынок досуга для дошкольников. Каждый фактор анализируется с точки зрения потенциалов и рисков для досуговой отрасли. Изучая специфику рынка досуга для детей дошкольного возраста, автор показывает необходимость педагогического сопровождения родителей по вопросам организации семейного досуга.

Ключевые слова:

досуг, семья, дошкольники, рынок досуга, тренды, педагогическое сопровождение родителей, социокультурное пространство.

С. 202-215

открыть

ИНТЕГРАЦИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ С ВИЗУАЛЬНЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Ядрышников К. С.

Аннотация

В статье обобщен практический опыт интеграции кейс-технологии с филателистическим материалом, в целях формирования правовой культуры студентов. Автором предлагаются примеры кейсов правовой направленности, их визуализация (почтовые марки и блоки), а также делается вывод относительно эффективности данной интеграции и ее потенциальный синергетический эффект.

Ключевые слова:

почтовая марка, филателистический материал, правовая культура, право, кейс-технология, правовое воспитание, правосознание, дидактическое средство обучения, наглядное пособие, студент.

С. 216-230