Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4-2019

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
открыть

ОНЛАЙН- И ОФЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Материалы круглого стола

Миронов В.В. и др.

Аннотация. 

Данный материал представляет результаты работы круглого стола «Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений». В рамках круглого стола обсуждались различные аспекты взаимоотношений между онлайн- и офлайн-образованием. В работе круглого стола приняли участие преподаватели и студенты философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, коллеги из Института стратегии развития образования РАО, а также представители вузов Новосибирска, Астрахани, Калининграда, Ульяновска. Круглый стол не только рассматривал проблемы онлайн- и офлайн-образования в соответствии со своим названием, но и его работа была организована  также в режиме онлайн и офлайн. Участники круглого стола были единодушны в своем понимании проблем современного образования, в рамках которого важна не замена офлайн-образования на онлайн-образование, а разумное соотношение между классическим диалогом и возможностями использования современных цифровых технологий в системе образования. Были проанализированы конкретные примеры сложившегося взаимодействия между этими двумя формами получения образования. Было показано, что на этапе освоения языков соответствующих предметных областей, в данном случае философского языка, прямой диалог с преподавателем не может быть заменен на прослушивание курсов в системе онлайн. Обратная связь онлайн механистична и не компенсирует нехватку эмпатии. В работе круглого стола были представлены исследования западных экономистов, психологов, философов, которые пришли к выводу о том, что нет ни одного надежного исследования, которое показывало бы, что переход на онлайн-образование действительно обеспечивает снижение издержек, рост уровня интеллектуальных способностей, знаний и компетенций студентов. Участники круглого стола поддержали идею онлайн-образования в качестве различных вариантов дополнительных форм обучения. Одновременно с этим прошедшее обсуждение имеет и еще одно важное значение: его можно рассматривать в качестве примера осуществления философией и философами своей важнейшей современной функции – проведения гуманитарной экспертизы новых проектов и технологий.

Ключевые слова

онлайн-образование, офлайн-образование, современное образование, классическое образование, коммуникация, учебный процесс, методология, принятие решений.

С. 9-49

    

 

 Психологические науки 19.00.00

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
 открыть

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

Левин Л. М.

Аннотация. 

За последние годы социальные сети стремительно и прочно вошли в жизнь большинства современных людей. Включенность и погруженность в виртуальное пространство влияет на многие аспекты жизни человека: физическое и психическое здоровье, взаимоотношения с другими людьми, самовосприятие, самоотношение, самооценку и многое другое. Безусловно, эти изменения не могли остаться незамеченными многими отечественными и зарубежными учеными, у которых феномен социальных сетей и Интернета является очень популярным для изучения. В настоящей статье авторами приводится обзор исследований социальных сетей, Интернета и их пользователей.

Ключевые слова

социальные сети, Интернет, аккаунты, интернет-зависимость.

С. 50-57

   

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ВОСПОМИНАНИЕ: МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ДИАЛОГ 

Адамян Е. И.

Аннотация. 

В статье на материале автобиографических интервью, проведенных студентами первого курса Института детства МПГУ с людьми пожилого возраста при выполнении учебного задания «Воспоминания о детстве» в рамках адаптационной программы «Погружение в педагогику», показано, как специально организованная деятельность способствуетрешению воспитательных и просветительских задач. Автобиографическое интервью с людьми пожилого возраста рассматривается как инструмент межпоколенческой трансляции знаний, а также как один из эффективных методов воспитания. Анализ представлен на основе автобиографических интервью и рефлексивных отчетов студентов.

Ключевые слова

автобиографическое интервью, воспоминание, погружение в профессиональную деятельность, воспитание, межпоколенческая трансляция знаний.

С. 58-71

    

открыть

ПРОФИЛАКТИКА ФОРМ НАСИЛЬСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Арнаутова Е. П., Воробьева И. Н, Кондратьева Н. Л, Рычагова Е. С.

Аннотация. 

В статье рассматривается проблема насильственного воспитания детей в современной семье. Обращается внимание на сложившуюся типологию форм насилия, отмечается, что почвой для разных форм его проявления является психологическое давление, которое испытывает ребенок со стороны взрослого, покушающегося на его чувство собственного достоинства. Анализируются результаты опросов педагогов дошкольного образования и родителей по рассматриваемой проблеме. Дается характеристика распространенной формы насильственной воспитательной практики в семье, такой как речевая агрессия в общении с детьми. Выделяются важные аспекты в деятельности руководителя и всего педагогического коллектива по предупреждению и профилактике насильственных методов воспитания детей в семье. Предлагаются экспериментально апробированные средства психолого-педагогической поддержки родителей в вопросах осознания фактов насильственного воспитания детей, применения гуманных методов общения. При этом делается акцент на развитие ценных навыков открытой коммуникации, освоение приемов гибкого общения в ситуациях высокого уровня эмоционального напряжения и др. Подчеркивается ценность приемов арт-терапии и арт-методик, которые не являются тождественными и используются для гармонизации психического состояния, освобождения от деструктивных эмоций. Отмечается польза применения памяток с практическими советами по разрешению конфликтов в семье с пошаговыми действиями длявзрослых. 

Ключевые слова

формы насилия в семье, профилактика насильственного воспитания, речевая агрессия взрослых, превентивная модель профилактики насилия, права детей в семье, навыки открытой коммуникации, арт-методики, методы арт-терапии.

С. 72-83

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
открыть

ТЕМПОРАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПОЗДНИХ ПЕРИОДОВ ЖИЗНИ

Тылец В. Г., Краснянская Т. М., Иохвидов В. В.

Аннотация

Практика повышения общего благополучия людей поздних возрастов связана с углублением понимания таких возрастных феноменов, как чувство молодости и чувство старости в их связи с психологической безопасностью личности. Авторы предполагали, что чувство молодости и чувство старости являются темпоральными феноменами, определяющими полюса психологической безопасности личности на поздних периодах жизни человека. Поисковое исследованиевыполнено на базе трех выборок  испытуемых с возрастным диапазоном 40–43 года, 55–58 лет и 70–73 года. Выявлена четырехкомпонентная структура рассматриваемых феноменов, включающая «внутреннее Я», «внешнее Я», «мотиваторы Я» и «время Я». Установлено, что связь с психологической безопасностью чувства молодости обеспечивается внутренней свободой, психической стабильностью, оптимистичностью, позитивностью, душевной гармонией, интересом к жизни, увлеченностью делом, уверенностью в себе, стремлением к самореализации, наслаждением настоящим; чувства старости – тревожностью, уязвимостью, депрессивностью, стигматизированностью, сохранением привычного, недовольством настоящим, отрицанием и страхом будущего. Инвариантными маркерами психологической безопасности личности для чувства молодости обозначены внутренняя свобода и оптимистичность, для чувства старости – депрессивность субъекта. На эмпирическом материале доказано существование связи психологической безопасности личности с переживанием чувства молодости.

Ключевые слова:

субъективное время, психологическая безопасность, чувство молодости, чувство старости, период жизни.

С. 84-97

     

открыть

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ПО ДАННЫМ ТЕСТОВ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» И «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ»

Хекало Т. В.

Аннотация. 

На основе известного рисуночного теста «Несуществующее животное» предложен новый тест. Схема нового теста: прямой тест – обратный тест. Чтобы доказать, что изображение – это именно стимул (физико-химический объект), а не проекция (автопортрет), предложено определить род (пол) изображенного животного. В работе дан краткий обзор двух альтернативных точек зрения на рисунок: проекция и просопопея. Также приведены данные о природе, происхождении и значении категории рода (пола) в человеческом языке и мышлении. Приведены свидетельства хорошей валидности нового теста. Результаты теста «Несуществующее животное» сравнили с тестом «Семантический дифференциал».  Оказалось, что тест «Несуществующее животное» характеризует пол (род) рисунка, а тест «Семантический дифференциал» характеризует пол (род) грамматической формы слова – стимула. Доказано, что в данном тесте художники-информанты изображают не свой автопортрет (проекцию), а «портрет» стимула (просопопея). Результаты двух обратных тестов хорошо согласуются друг с другом. Данные эксперимента планируется использовать для изучения эмоционального отношения студентов к физико-химическим объектам (студень, кристалл-дендрит, кольца Лизеганга, фрактал).

Ключевые слова:

прямой тест «Несуществующее животное», обратные тесты, физико-химические объекты, студень, кристалл-дендрит, кольца Лизеганга, фрактал, просопопея (олицетворение), род (пол) как категория языка, род (пол) рисунка животного, тест «Семантический дифференциал».

С. 98-116

 

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА

 

открыть

ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Катахова С. С., Семчук И. В.

Аннотация. 

В данной статье рассматриваются подходы к исследованию психологической компетентности руководителя медицинского учреждения как интегрального системного личностного образования, включающего в себя психологические знания, умения и навыки, индивидуально-личностные качества, позволяющие не только эффективно управлять своим внутренним состоянием, поведением и деятельностью, но и осуществлять планирование и управление, а также психологическое  воздействие на поведение и деятельность других людей, конструктивно решать задачи личного, профессионального и социального характера на качественно высоком уровне.

Ключевые слова:

исследование, психологическая компетентность, руководитель медицинского учреждения, индивидуально-личностные качества, целеустремленность, оперативность, ответственность.

С. 117-127

      

 

 Педагогические науки 13.00.00 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ПРОЩАЙ ГУМАНИЗМ, ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТЕХНОЛОГИЗМ?

Дерюга В. Е.

Аннотация. 

В статье рассматривается феномен образования с точки зрения двух парадигмальных подходов: традиционного(технологического) и гуманистического.  Раскрывается суть технологизации образовательного процесса и обосновываются связанные с этим педагогические проблемы.

Ключевые слова:

гуманизм, образование, парадигма, технологизм, духовность, ценности, культурная традиция.

С. 128-135

 

открыть

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полевой С. А., Чалова А. В.

Аннотация.  

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения проектного управления в практику деятельности вузов. В ней дан анализ текущего состояния обсуждения проблем внедрения методик проектного управления в практику вузов Российской Федерации, также произведено выявление проблемных вопросов, которые этому мешают. Дан анализ содержания факторов, препятствующих внедрению проектного управления в вузе. Разработаны предложения по путям решения данных проблем. При этом выявлено, что проблемы имеют как объективный, так и субъективный  характер. Решение первых лежит в области разработки нормативных документов, практик и т. п. Решение второй группы проблем может быть осуществлено за счет широкой пропаганды идеологии управления проектами среди сотрудников вуза, их обучения основам проектного менеджмента.

Ключевые слова:

внедрение проектного управления, вуз, сертификация по управлению проектами, стратегические цели вуза, управление проектами.

С. 136-143

  

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ТРЕБОВАНИЯ К ЭТИКЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В УСЛОВИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

Шурилова Т. Б., Безбородова Е. В.

Аннотация.  

В данной статье представлены результаты анализа феномена «экспертиза в образовании» в контексте специфики современной педагогической науки и практики образования. На основе результатов этого анализа предложена аргументация особой необходимости соблюдения принципов и норм этики в процессе экспертизы педагогических процессов, объектов и явлений в условиях современного образования и тенденций развития педагогики. Доказана особая роль требований к  соблюдению принципов и норм этики в рамках феномена общественно-профессиональной экспертизы.

Ключевые слова:

педагогическая наука, педагогическая парадигма, нормы и правила этики экспертизы в образовании, общественно- профессиональная экспертиза, эксперт общественно-профессиональной экспертизы.

С. 145-156 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ЙЁНС ЯКОБ БЕРЦЕЛИУС: ШВЕДСКИЙ ЛОМОНОСОВ (ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ УЧЕНОГО В КОНТЕКСТЕ «ПЕДАГОГИКИ ЛИЧНОСТИ»)

Багашвили И. Р.

Аннотация

Предметом исследования в данной статье является жизненный путь выдающегося шведского химика Й. Я. Берцелиуса в контексте «педагогики личности». Объектом исследования являются те аспекты биографии Берцелиуса, которые особенно важны для воспитательного процесса в средней общеобразовательной и высшей школе. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты, как роль изучения биографий великих ученых в образовательном процессе средней и высшей школы, влияние потенциала великой личности на повышение образовательного уровня учащихся. В частности, указывается, что события, происходившие в жизни деятеля науки, вершины, которых он достигал с помощью ума и таланта, должны мотивировать учащихся на успешную образовательную деятельность. Методологией исследования является педагогика личности, направление, сформировавшееся в европейской педагогической науке в конце XIX столетия. Это направление основано на обучении детей и молодых людей рациональному умственному труду, мению вести беседу, пересказывать и анализировать прочитанное. Учащиеся должны преодолевать нерешительность, внутреннюю неудовлетворенность и становиться активными, яркими личностями. Новизна исследования заключается в том, что впервые биография великого шведского химика Йёнса Якоба Берцелиуса проанализирована в контексте педагогики личности и влияния основных аспектов жизни и творчества «шведского Ломоносова» на повышение образовательного потенциала учащихся средней общеобразовательной и высшей школы. Подчеркивается, что имя Йёнса Якоба Берцелиуса для русской образовательной традиции не менее значимо, чем прославленное имя М. В. Ломоносова. Соответственно, был сделан вывод, что школьникам и студентам важно знать биографию Йёнса Якоба Берцелиуса и историю сделанных им открытий. 

Ключевые слова:

педагогика личности, средняя и высшая школа, образовательный потенциал, биография ученого, Берцелиус, химические элементы.

С. 157-165

 

открыть

ЛИДЕР ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (К 100-ЛЕТИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)

Серебрянникова Т. О., Стегаева М. В.

Аннотация

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, основанный в 1918 г. как Петроградский институт
внешкольного образования, является одним из старейших отечественных вузов культуры России. Целью его создания стало обеспечение подготовки специалистов, способных воспитать поколение хорошо образованных людей, преданных просвещению и культуре своей страны. За свою долгую историю вуз сформировал собственное образовательное, научное и культурное пространство. В рамках мероприятий, приуроченных к 100-летию вуза, Санкт-Петербургский государственный институт культуры совместно с Президентской библиотекой инициировали проект по созданию цифровой коллекции, посвященной истории учебного заведения. В коллекцию входит свыше 1,3 тыс. единиц, отражающих историю становления и развития института, основные направления деятельности, уникальные научные школы, а также основные издания института. Особое внимание в коллекции уделено видным деятелям в области культуры и искусства – руководителям, преподавателям и сотрудникам, выпускникам вуза.

Ключевые слова:

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, СПбГИК, культурное пространство, образовательное пространство, научное пространство, Президентская библиотека, цифровые коллекции.

С. 166-171

   

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
открыть

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быковская Т. Е.

Аннотация

В статье рассматривается проблема применения герменевтического подхода в подготовке будущих воспитателей к профессиональной деятельности, представлены критерии и показатели уровней понимания ребенка, раскрыты методы проверки достоверности знаний о ребенке дошкольного возраста у будущих воспитателей на практических занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла.

Ключевые слова:

герменевтический подход, понимающий воспитатель, эталоны понимания ребенка, принцип природосообразности, педагогические ситуации, самостоятельность и инициативность.

С. 172-177

  

открыть

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Третьяков А. Л.

Аннотация

В данной статье исследователь обращает внимание теоретиков и практиков сферы дошкольного образования на проблему экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты исторические вехи феномена экологического образования. Обозначена миссия дошкольного образования в строительстве инновационной экономики. Описаны отечественные нормативные правовые документы, направленные на формирование экологического образования детей дошкольного возраста. Кратко описаны «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части экологического образования подрастающего поколения. Дан анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на предмет экологической образованности и экологической деятельности в условиях дошкольных организаций. Освещены направления экологического образования детей старшего дошкольного возраста в цифровых реалиях.

Ключевые слова:

экологическое образование, дети старшего дошкольного возраста, педагогическая наука, условия, нормативные правовые документы.

С. 178-186

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Осипова О. П., Данилова Т. Н.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проектированием дополнительных профессиональных программ, ориентированных на формирование и развитие профессиональных компетенций работников образования в сфере цифровой грамотности. Процесс формирования цифровой грамотности у работников образования рассматривается в социальном, мировоззренческом и организационно-технологическом аспектах. Предпринята попытка алгоритмизации процесса проектирования дополнительных профессиональных программ в сфере цифровой экономики.

Ключевые слова:

цифровая грамотность, проектирование образовательных программ, дополнительная профессиональная программа, образовательная программа, цифровизация образования, дополнительное профессиональное образование.

С. 187-201

 

открыть

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОГО СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Бояринов Д. А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема управления качеством обучения в условиях адаптивного сетевого образовательного пространства. Излагаются основные элементы авторской модели управления качеством обучения в условиях адаптивного сетевого образовательного пространства. Анализируются современные взгляды на понятийный аппарат, связанный с управлением качеством обучения. Рассматриваются цели и инструменты управления качеством. Строится система принципов управления качеством. Выделяются шесть уровней качества (качество проектирования, качество ресурсов и информационно-методической поддержки, качество реализации, качество воздействия на обучающихся, качество интеграции (качество социализации) обучающихся, качество отражения потребностей общества). Для каждого уровня качества определяются соответствующие им критерии качества. В качестве концептуальной основы методов оценки качества предлагается совокупность из семи основных параметров оцениваемой системы. К этим параметрам относятся: параметр конечных результатов; параметр проектности; параметр обратной связи; параметр нормированности; параметр управления; параметр синергии; параметр оптимизации. Рассматривается система оценки качества, включающая в себя шесть уровней выраженности соответствующих параметров качества («отсутствует», «не адекватно», «частично адекватно», «средне», «достаточно хорошо», «полностью адекватно»). 

Ключевые слова:

адаптивное сетевое образовательное пространство, качество обучения, управление качеством, модель управления качеством, принципы управления качеством, критерии качества, уровни качества.

С. 202-211

 

открыть

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МАГИСТРАНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Цветкова С. Е., Минеева О. А.

Аннотация

Возможности участия в международных образовательных проектах, расширение международных деловых контактов обусловили значимость овладения деловым иностранным языком для будущего магистра в сфере образования. В статье рассмотрены цели и задачи обучения деловому иностранному языку магистрантов неэкономического направления; обоснованы особенности содержания обучения, а именно входной иноязычной информации и  образовательных технологий, обусловливающих формирование межкультурной коммуникативной компетенции магистрантов в сфере профессионально-делового общения.

Ключевые слова:

деловой иностранный язык, входная иноязычная информация, образовательные технологии, цели, задачи, содержание обучения.

С. 212-222

 

открыть

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Соловьева С. А.

Аннотация

Задача высшей школы на современном этапе – не только давать студентам знания, но и формировать у них компетенции. Один из приемов развития надпредметных компетенций – эвристическая беседа. В статье на основе личного опыта преподавания проанализирована возможность средствами математики формировать умения эффективного целеполагания, поиска путей достижения целей; развивать системное мышление, коммуникативные навыки. Выводы проиллюстрированы примерами развития этих компетенций при изучении одного из разделов. Дальнейшее исследование возможно в направлении анализа применения эвристической беседы для формирования других надпредметных компетенций, а также в направлении изучения  взаимосвязи эвристической беседы с другими инновационными методами обучения с целью увеличения их эффективности.

Ключевые слова:

компетенции, эвристическая беседа, математика, интеграция, постановка цели, организация деятельности, системное мышление, интеллект-карта.

С. 223-231

 

открыть

РАЗВИТИЕ НЕЛИНЕЙНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА СТИЛИЗАЦИИ СТРУКТУР НАРОДНОГО КОСТЮМА

Еремина Н. А.

Аннотация

В статье актуализируется проблема применения метода нелинейного мышления для формирования современных навыков проектной культуры у будущих дизайнеров одежды. Освоение проектного процесса лучше всего реализуется на примерах изучения структурообразования народного костюма. Методика поиска рационального проектного решения методом голографического комбинирования раскрывается на практических примерах моделирования костюма с помощью структурных клише, или паттернов комплекса народной одежды. Логичность и простота структурно-композиционного строения народного костюма позволяет осмыслить принцип комбинирования структурных единиц в поисках рационального решения проектной задачи. В статье приводятся практические примеры разработки заданий по освоению принципов дизайн-проектирования на основе структурного анализа строения народного костюма.

Ключевые слова:

инновационный специалист, нелинейное мышление, голографическое комбинирование, дизайн-проектирование, структура народного костюма, паттерны, профессиональные компетенции.

С. 232-245

 

открыть

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Васильева Л. Л.

Аннотация

Целью данного исследования является обоснование необходимости внедрения передовых цифровых технологий в образовательную среду РФ, в том числе в системе дополнительного образования. Применяются общенаучные и эмпирические методы исследования. Автором сделан вывод о том, что цифровизация в образовании имеет большие перспективы, представляя собой альтернативную форму организации учебного процесса, привлекающую большие аудитории своей гибкостью и современными методами обработки и подачи информации.

Ключевые слова:

дополнительное образование, цифровизация, онлайн-обучение, образовательный процесс, онлайн-платформы, цифровые системы.

С. 246-250