Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 5-2021

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

ПРОТИВОРЕЧИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ДИСКРЕТНОСТИ КАК СУЩЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАКТАЛЬНОГО

Морозов М. Ю.                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-9-22

Аннотация. 

Ключевой мыслью статьи является обоснование фрактальности как категории диалектической логики. Логика при этом понимается как всеобщая идеальная форма человеческой деятельности. В связи с этим проводится различение двух способов понимания категории: как деятельного способа отношения к предмету и как знака-термина, закрепленного в языке. Для определения места и обоснования необходимости фрактальности в системе диалектической логики рассматривается ее связь с категорией тотальности, в отношении к которой фрактальность предстает своим-иным. Доказывается, что тотальность является принципом гегелевской логической системы и представляет собой эту систему со стороны ее завершенности. Проводится сравнительный анализ различных типов отрицательности: формальной и диалектической. Фрактальность трактуется как мера деформации, разрывности в движении формальной отрицательности, которая в пределе приводит к слому чистой формы, к чистому отрицанию истины и смысла. Показано, что логика фрактальности является логикой превращения, взятого со стороны его формы. Эскизно намечен путь снятия фрактального характера развития.

Ключевые слова

диалектика, тотальность, фрактальность, непрерывность, дискретность, логика, чистая форма, отрицание, Гегель.

С. 9-22

 

 Психологические науки 19.00.00

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Швецова М. Н., Суязова И. К.                               DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-23-34

Аннотация. 

В статье рассматривается феномен «просоциальное поведение», определяющийся в противовес антисоциальному, как поведение, ориентированное на помощь другому человеку. Континуум просоциального поведения от предполагающего помощь без желания вознаграждения до невротического напряжения, нивелируемого посредством оказания помощи другому. Сделана попытка описать составляющие просоциального поведения, которые, по мнению авторов, могут быть сведены к эмпатии, определению направленности – личностной или общественной. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным с точки зрения развития просоциального поведения, поскольку ребенок активно начинает осваивать социальную реальность. Требования современного ФГОС ДО, по сути, обязывают педагогов работать над формированием просоциального поведения. В статье приведены результаты исследования, проведенного на выборке старших дошкольников (n = 28), с использованием методики А. М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей», методики «Неоконченные предложения», разработанной Н. В. Кухтовой, направленной на изучение особенностей проявления помогающего поведения ребенком, методики изучения децентрации у детей А. Д. Андреевой, модифицировавшей моральные дилеммы Ж. Пиаже, а также тест А. Д. Андреевой «Мотивы поведения». Показано, что к старшему дошкольному возрасту дети осознают важность оказания помощи, особенно в условиях срочности, готовы ее оказывать даже в трудных условиях, чаще проявляют альтруистические мотивы в сравнении с эгоистическими и социально-нормативными, демонстрируют элементы «группового давления». Старшие дошкольники проявили примерно в равном соотношении эгоцентрическую и общественную направленность, что не характерно, ожидалось большее преобладание эгоцентризма в соответствии с возрастными особенностями. Низкий уровень эмпатии как центрального компонента для развития просоциального поведения проявили дети с низким уровнем знания языка, речевыми нарушениями и имеющие рекомендации Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, что может говорить о трудностях в социализации.

Ключевые слова

просоциальное поведение, старшие дошкольники, эмпатия, альтруизм, децентрация, эгоистическая направленность личности, общественная направленность личности.

С. 23-34

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОНЛАЙН-ФОРМАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Керша Ю. Д., Обухов А. С.                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-35-48

Аннотация. 

Проблема учебной мотивации – одна из центральных в педагогической психологии. При большом числе классический теорий мотивации и ее роли в учебной деятельности, многие ее проявления имеют специфику в дополнительном образовании по сравнению с общим, а также в онлайн-форматах обучения в сравнении с традиционными форматами образовательной ситуации. При повышении значимости дополнительного образования для достижения высоких образовательных результатов и развития субъектности, а также активном развитии онлайн-форматов практики реализации дополнительного образования специфика мотивации и самоэффективности становится значимым вопросом. В статье представлен анализ современных концепций изучения мотивации и самоэффективности школьников в онлайн-форматах реализации дополнительного образования. На основе данного анализа моделируется экспериментальное исследование, которое планируется к реализации на цифровой платформе «ГлобалЛаб».

Ключевые слова

мотивация, самоэффективность, школьники, дополнительное образование, онлайн-форматы обучения.

С. 35-48

 

открыть

СПЕЦИФИКА ОБРАЩЕНИЯ И ДИНАМИКИ ЗАПРОСА У КЛИЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Киселева Т. Б., Филиппов С. П.,
Горбенко И. А., Катенко С. В.
   
                              
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-49-61

Аннотация. 

Статья посвящена анализу запросов студентов, обратившихся в Психологическую службу Московского педагогического государственного университета в 2018–2019 гг. Рассматривается классификация причин обращений студентов, а также специфика изменения первичных запросов студентов в процессе их консультирования.

Ключевые слова

психологическая служба вуза, психологическое консультирование, первичный запрос, динамика запроса.

С. 49-61

 

открыть

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА «РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» 

Прохоренко Е. О.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-62-68

Аннотация. 

В статье представлен обзор основных теоретических подходов к рассмотрению феномена «родительская компетентность», а также основных эмпирических исследований родительства. Показано, что компетентный родитель – это родитель, открытый для обучения. Обсуждается проблема создания специальных образовательных программ развития родительских компетенций. А решение такой актуальной задачи, как повышение образовательного уровня родителей, понимается в изучении и уточнении возможных перспектив будущих теоретических и эмпирических исследований родительской компетентности.

Ключевые слова

родительство, родительская компетентность, родительское отношение, родительское общение, современный родитель.

С. 62-68

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
У ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Галиева М. Г.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-69-79

Аннотация. 

Предпосылкой для исследования выступает обширная пролонгированная работа по анализу особенностей реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями и детьми разных возрастных категорий в отечественной образовательной практике. В структуре этой работы отдельно было проведено исследование феномена аутентичности как условия развития самосознания на разных этапах подросткового возраста. Эмпирический этап исследования проводился на базе НОЧУ СОШ «Гармония» и ОЦ «Горностай». В данной статье приведены основные результаты теоретического анализа и эмпирического исследования. Цель исследования – определение аутентичности как условия развития самосознания на разных этапах подросткового возраста. В теоретическом анализе рассматривается соотношение понятий аутентичность и самосознание в отечественной и зарубежной литературе. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: Шкала аутентичности (А. Вуд), Методика «Дембо – Рубинштейн», Метод диагностики межличностных отношений» (Л. Н. Собчик), «Методика исследования самоотношения» (С. Р. Пантелеев) и «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Как в отечественной, так и в зарубежной литературе понятие аутентичности представляется в основном со стороны описательной терминологии, при этом отмечается дефицит практического содержания понятия. Также отчетливо прослеживается взаимосвязь между аутентичностью и самосознанием. Зарубежные авторы констатируют, что и самосознание, и аутентичность проходят активные фазы изменений в период подросткового возраста. В процессе эмпирического исследования удалось установить, что выраженность самоотчуждения оказывает отрицательное значимое влияние на сформированность уровня самооценки. А также что сформированность аутентичности оказывает отрицательное значимое влияние на выраженность негативного компонента самоотношения и положительное влияние на формирование уровня саморегуляции личности.

Ключевые слова

гуманная педагогика, аутентичность, самосознание.

С. 69-79

 

 Педагогические науки 13.00.00 

    

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Неборский Е. В., Богуславский М. В.,
Ладыжец Н. С., Наумова Т. А
.
                                 
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-80-90

Аннотация. 

В статье представлена специфика психолого-педагогических условий обеспечения образовательного процесса цифрового университета. Данные условия включают в себя: обратную связь; фокус в обучении на мотивации студентов; обучение в парах или мини группах; чередование видов активности в рамках одного занятия, использование игровых и/или симуляционных (квазипрофессиональных) форм; использование иллюстраций, коротких видеороликов и других возможностей (сайты, социальные сети, приложения) для «оживления» процесса обучения; ориентацию темпа занятия на среднего студента; создание регулятора поведения в цифровой среде по аналогии с онлайн-играми; учет когнитивной нагрузки при использовании технологий виртуальной реальности; обучение с использованием цифровых технологий и их возможностей; отказ от исключительно «текстовой» культуры.

Ключевые слова:

цифровой университет, цифровое образование, психолого-педагогические условия образовательного процесса, дистанционное обучение, цифровые технологии в образовании.

С. 80-90

 

открыть

НАСТАВНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Мясищева Е. Н., Яхтанигова Ж. М.,
Чуприкова Е. В., Лагода К. С
.
                       
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-91-100

Аннотация. 

В статье рассматриваются вопросы формирования региональной модели института наставничества в сфере образования. Обосновывается механизм определения педагогических работников, нуждающихся в сопровождении наставника. Возрастание роли учителя в общественном развитии сопровождается ростом требований к его профессиональным компетенциям и личностным качествам. Наряду с этим остро стоит вопрос успешной реализации кадровой политики в сфере образования. Старение педагогических кадров происходит быстрее, чем приток молодых специалистов, поэтому на первый план выдвигается проблема удержания молодого педагога в профессии, в том числе грамотным методическим сопровождением. Проведенные исследования подтверждают высокую актуальность наставничества в вопросе профессионального роста педагогов общего образования. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что охватывается довольно широкое поле проблем, которые затрагивают вопросы содержания и методики преподавания, контроля и оценки качества образования, внедрения инновационных педагогических технологий и другие. При этом уровень значимости решаемых проблем варьирует в различных пределах для каждого педагога, но в целом решение их обеспечивает профессиональный рост всего коллектива. Статья будет представлять интерес для специалистов муниципальных органов управления образованием, методистов муниципальных методических служб, руководящих и педагогических работников, обучающихся общеобразовательных организаций.

Ключевые слова:

общеобразовательные организации, наставник, оценка профессиональных компетенций, профессиональный рост, методическое сопровождение, банк данных.

С. 91-100

  

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРОБЛЕМ К ВОЗМОЖНОСТЯМ 

Гончарова В. А.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-101-115

Аннотация. 

В статье обобщаются изменения, происходящие современной системе российского образования, выявляются противодействующие тенденции в его развитии от тотальной цифровизации образования и его массовой стандартизации и прагматизации до возможностей для максимального творчества и проектирования будущего. На этих основаниях формулируется авторский взгляд на некоторые возможности для трансформации образования в зоне его ближайшего будущего. К таким возможностям отнесены приоритет образования над профессиональной подготовкой, обновление интереса к онтологии человека как ядра антропоцентрической парадигмы обучения, индивидуализация и междисциплинарная основа образования, ориентир на безопорное мышление и развитие субъектности участников образовательного процесса. В качестве примера системной реализации этих возможностей предлагается описание опыта функционирования Мастерской организационно-деятельностных технологий на базе Московского городского педагогического университета.

Ключевые слова:

образование, цифровизация образования, профессиональная подготовка, обучение, индивидуализация, междисциплинарность, безопорное мышление.

С. 101-115

 

открыть

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

Шевченко Н. Н.                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-116-128

Аннотация. 

В статье рассматривается проблема, связанная с профессиональной подготовкой учителя в контексте деятельностного подхода, который предполагает включение студентов в различные виды деятельности, способствующие их самореализации в современном жизненном пространстве, в том числе в будущей профессии. Актуальность заявленной проблемы заключается в системном изложении психологической теории деятельности, которая является базовой основой деятельностного подхода в образовании. В статье раскрываются составляющие компоненты внутренней психологической структуры деятельности. Основные механизмы регуляции деятельности рассматриваются с позиций отечественных и зарубежных ученых. Представлены результаты диагностического исследования на выявление мотивов студентов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, степени выраженности их познавательных, профессиональных и досуговых интересов к различным видам деятельности, которые в системе оказывают влияние на формирование компетенций будущих учителей. Проанализированы полученные результаты исследования на самооценку готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности во взаимосвязи с факторами, оказывающими влияние на эту готовность.

Ключевые слова:

деятельностный, личностно-деятельностный, системно-деятельностный подходы, деятельность, потребности, ценности, ценностные ориентации, смыслы, мотивы, интересы, эмоционально-психические процессы, готовность к деятельности.

С. 116-128

 

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

Пещеров Д. В.                                          DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-129-138

Аннотация. 

В статье дан анализ научно-педагогических взглядов отечественных педагогов по вопросу оценивания учебных достижений в конце XIX – начале XX вв. Рассмотрена и кратко охарактеризована существовавшая в России система оценивания знаний обучающихся. Представлены точки зрения сторонников и противников балльной системы оценивания учебных успехов обучающихся с выявлением положительных и отрицательных особенностей балльного оценивания. Проанализированы альтернативные точки зрения по вопросу оценивания учебных достижений обучающихся: графической, безотметочной систем и письменные характеристики на учеников. Рассмотрены критерии оценивания достижений учащихся, предложенные педагогами в XIX в. и в начале XX в. Выявлено, что отмена оценок в системе российского образования не привела к прекращению дискуссии по вопросу оценивания учебных достижений в педагогическом сообществе. Тема остается актуальной и на сегодняшний день.

Ключевые слова:

контроль и оценка учебных достижений, балл, графическая оценка, письменные характеристики, критерии оценивания, аксиология образования и «свободное воспитание».

С. 129-138

 

открыть

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» 1917–1920-Х ГГ. В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Попова А. В.                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-139-152

Аннотация. 

В статье на основе сравнительного анализа декретов советской власти и стратегических документов Народного комиссариата просвещения 1917–1924 гг., а также научной дискуссии различных педагогических школ о советском проекте «новый человек» рассматривается теория и практика становления модернизации образовательного процесса. Содержание такой модернизации базировалась на постулатах свободного воспитания советского человека, основанных на принципах трудового воспитания, самоуправления учащихся, советских идеологических ценностей в целях «создания» всесторонне развитой личности. Делается вывод о возможности применения средств и приемов педагогического процесса 1920-х гг. в современных условиях цифровой формы образования.

Ключевые слова:

педагогика, педология, трудовое воспитание, образовательный процесс, всесторонне развитая личность.

С. 139-152

 

открыть

К ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА)

Швецова Г. Н.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-153-161

Аннотация.  

В статье рассматривается история организации педагогической практики студентов – будущих учителей в советский период. Показаны этапы становления отношения к педагогической практике, от отрицания ее необходимости, что происходило в 1920–1930-е гг., до создания системы педагогической практики, введения в учебные планы работы, разделения на различные виды выполняемых студентом работ. Автор подчеркивает необходимость научного обоснования организации педагогической практики студентов – будущих учителей.

Ключевые слова:

педагогическая практика, подготовка учителя.

С. 153-161

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Налётова Н. Ю., Кузьмина А. Н.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-162-169

Аннотация.  

Формирование правосознания несовершеннолетних является одним из важных вопросов для современной науки. В статье анализируется понятие правового сознания лиц, не достигших совершеннолетия. Характеризуются сложности данного процесса, а также способы его формирования в процессе воспитания и обучения. В статье раскрывается важность организации взаимодействия образовательных учреждений и органов государственной власти, направленного на становление устойчивого правового сознания у подрастающего поколения.

Ключевые слова:

правовое сознание несовершеннолетнего, правовое воспитание, обучение, правовые знания, нравственно-правовая социализация, взаимодействие.

С. 162-169

 

открыть

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС В ОБУЧЕНИИ СЕРБОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Божович Д.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-170-181

Аннотация.  

В статье рассмотрены некоторые явления русской грамматики и лексики, которые, как правило, являются трудными для иностранцев. С помощью специально адаптированной методики, предназначенной для сербской аудитории, и использования положительного переноса там, где это возможно и уместно, трудности легко преодолеваются даже на самых первых этапах обучения. Такая сопоставительная методика полезна не только в обучении русскому языку сербов, но и в обучении сербскому языку русских учащихся, проявляющих интерес к языку и культуре дружественной славянской страны – Сербии.

Ключевые слова:

славянские языки, ассоциации, положительный перенос, межъязыковая интерференция, законы психологии, сложные предложения, сопоставление, аналогия.

С. 170-181

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ОБУЧЕНИЕ WEB-ПРОГРАММИРОВАНИЮ БАКАЛАВРОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ

Каракозов С. Д., Худжина М. В.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-182-195

Аннотация.  

Статья посвящена вопросам совершенствования подготовки IT-специалистов в условиях цифровизации экономики. На основе анализа состояния современного рынка труда IT-индустрии и прогнозируемого спроса на профессиональные компетенции выпускников вузов со стороны региональных работодателей обосновывается актуальность выбора в качестве приоритетного при обучении программированию будущих IT-специалистов подхода, основанного на расширенной подготовке современным технологиям программирования, среди которых особое место занимают технологии в области web-программирования. Рассматриваются существующие подходы к организации обучения программированию в образовательных организациях, реализующих профессиональные образовательные программы IT-направлений подготовки, делается вывод о построении обучения на основе рекомендаций международных стандартов при подготовке IT-специалистов в системе профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов, региональных работодателей и специфики вуза.

Ключевые слова:

информационные технологии, программирование, web-разработка, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, международные стандарты.

С. 182-195

 

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТИПА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Снежицкий П. В., Грунюшкин О. Н.                  DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-196-213

Аннотация.  

В последние два десятилетия проблема роста соматических заболеваний обучающихся на фоне прогрессирующей гиподинамизации школьной среды становится все более актуальной для сельского населения. Это требует от сельских учреждений образования большего внимания к педагогическому процессу по формированию ключевых компетенций, имеющих социальную значимость для здорового образа жизни обучающихся на основе совершенствования их двигательной деятельности совместно с другими субъектами образовательного пространства. Целью статьи является трансляция опыта работы по формированию двигательной культуры личности как основы здорового образа жизни субъектов образовательного пространства сельской школы методами компетентностного подхода на основе результатов теоретико-экспериментального исследования. Статья будет полезна педагогическим коллективам сельских учреждений образования, ученым и студентам педагогических специальностей.

Ключевые слова:

компетентностный подход, двигательная культура, образовательное пространство сельской школы, обучающиеся.

С. 196-213

 

открыть

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

Богданова Е. С.                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-214-224

Аннотация.  

В статье поднимается вопрос о критериях оценки эффективности презентации как завершающей фазы разработки проектной идеи. Автор выдвигает содержательный, психологический, коммуникативный, речевой критерии, а также критерий использования невербальных средств и техники речи. Внимание уделяется описанию процедуры оценивания по системе сформулированных автором вопросов, приводятся рекомендации и матрица для практического применения данной методики оценивания. В основу системы оценивания эффективности презентации проекта кладется категория доверия как фундаментальная установка человека по отношению к партнеру по общению. Доказывается, что знание критериев оценивания повышает эффективность процесса обучения презентационной речи.

Ключевые слова:

проектная деятельность, презентация, презентационная речь, критерии оценки презентации проекта, коммуникативно-речевые умения.

С. 214-224

 

открыть

ПОЗИЦИОННЫЙ СЕМИНАР И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Сотникова М. С.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-225-231

Аннотация.  

В статье автор раскрывает значение и дает характеристику таким формам организации работы студентов на практических занятиях, как позиционный семинар и экспертно-аналитическая работа. Характеризуется значение интерактивных форм работы на занятиях в развитии профессионально-педагогической направленности личности студентов педагогического вуза. Представлено основное содержание, структура и особенности организации позиционного семинара и экспертно-аналитической работы в рамках учебной деятельности.

Ключевые слова:

позиционный семинар, экспертно-аналитическая работа, педагогическое общение, групповая дифференциация, практическое занятие, семинар, студент.

С. 225-231

 

открыть

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ: НАУКОЕМКАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ НА ТВОРЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ

Анисимова-Ткалич С. К., Ткалич А. И.                DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-232-241

Аннотация.  

Образовательное учреждение, как экспортный поставщик, обязано предоставлять рекламу условий и инновационных предложений по обучению иностранных студентов в магистратуре. Предпочтение, на наш взгляд, на творческой кафедре может иметь наукоемкий бинарный учебный модуль, например «традиция и этнодизайн», «этнодизайн и цифровые медиа». Особенности взаимодействия двух полярных, с точки зрения времени и технологических показателей, профессиональных направлений деятельности мы выдвигаем доминантой исследования в магистратуре. Исследовательская работа иностранных студентов по программе наукоемкого учебного модуля должна быть ориентирована для открытия новых сценариев смысловых, художественных, графических и технических достижений. Современный сравнительный анализ в концептах геоинформатики и национальных маркеров традиции и этнодизайна на платформе цифровых образовательных ресурсов формирует новый вектор исследований.

Ключевые слова:

наукоемкая преференция, образовательный экспорт, учебный модуль, прикладная геоинформатика, некомпланарные векторы исследования.

С. 232-241

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МАТЕМАТИКИ В ПЕДАГОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛЕЙ РЫНКА FOREX

Жмурова И. Ю.                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-242-249

Аннотация.  

В статье анализируются возможности реализации интеграционных связей математики и экономики в профессиональной подготовке бакалавра педагогического образования. Прикладная направленность учебного процесса в педагогико-математическом образовании способствует повышению мотивации к обучению и интеграции учебной деятельности студента с его будущей профессиональной деятельностью. В качестве модели осуществления интердисциплинарных связей рассматриваются приложения дисциплин математического цикла (теории вероятностей, математической статистики, математического анализа) к стратегиям трейдеров рынка FOREX.

Ключевые слова:

FOREX, математический анализ, математическое моделирование, рыночная модель, процесс обучения, интеграционные связи.

С. 242-249

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕМ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Козлов С. В., Быков А. А.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-250-261

Аннотация.  

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением тем междисциплинарного характера школьных курсов математики и информатики. Авторы предлагают использовать средства автоматизированных информационных систем для организации диагностики межпредметных знаний школьников. Это обусловлено тем, что в условиях анализа учебных достижений только по одному предмету невозможно в полной мере выявить степень полноты усваиваемых знаний. В качестве дидактической линии выбрана тема решения задач с параметром. Выбор основан на том, что во всех курсах как математики, так и информатики отсутствует отдельно взятый блок теоретического и практического материала по данной теме. Предметная информация учащимся сообщается, как правило, фрагментарно, в малосистематизированном виде. В то же время проверка знаний школьников на профильном ЕГЭ по математике и по информатике предполагает владение данными элементами на повышенном и высоком уровне сложности. Ввиду этого авторами видится необходимым междисциплинарное взаимодействие педагогов и учащихся при изучении способов решения задач с параметром. Для этого предполагается использовать возможности моделирования программного комплекса «Advanced Tester», который позволяет создавать межпредметные графовые модели учебного материала. Таким образом, у учителей появляется инструмент диагностики знаний по своей дисциплине на основе дополнительных сведений о характере освоения умений смежной темы другого курса. Это позволяет более точно строить групповые траектории обучения с учетом индивидуальных достижений по каждому из предметов. В свою очередь, это открывает перспективы повышения качества получаемых школьниками знаний.

Ключевые слова:

диагностика, образовательный процесс, математическое моделирование, соответствие Галуа, информационно-коммуникационные технологии, автоматизированные системы обучения.

С. 250-261

 

открыть

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИКИ УШУ НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Гуань Маосэнь, Нань Лунхань.                           DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-262-269

Аннотация.  

В статье рассматривается влияние занятий с применением гимнастики ушу на развитие внимания старшеклассников и повышение их уровня работоспособности во время проведения занятий по физическому воспитанию. В ходе проведенного экспериментального исследования выявлен уровень сформированности внимания у учащихся старших школ. На основе полученных данных сделаны выводы о результативности проведения занятий по физическому воспитанию у старшеклассников с применением техники гимнастики ушу. Цель статьи заключается в изучении сопоставительного анализа влияния развития внимания у старшеклассников во время проведения занятий по физическому воспитанию посредством техники гимнастики ушу.

Ключевые слова:

ушу, внимание, опросник, критерии, работоспособность, старшеклассники, стабильность.

С. 262-269

 

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Селезнёва Е. А.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-270-280

Аннотация.  

Трансформация понимания семьи и семейных ценностей в нашей стране ведет к изменению образа семьи, транслируемого будущему поколению. Общество и государство заинтересованы в поиске современных семейных ценностей у молодого поколения, что обуславливает актуальность данного исследования. Проблема исследования заключается в сравнении понимания семьи и семейных ценностей в научной литературе и у молодого поколения в нашей стране. Цель исследования состоит в теоретическом анализе понятий «семья» и «семейные ценности». Автор статьи сделал анализ данных понятий с точки зрения разных наук, которые изучают семью: философии, социологии, педагогики и психологии. Автор приводит результаты опроса 100 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет о семье и семейных ценностях. В данной работе автор повторяет метафорический эксперимент по примеру Л. Б. Шнейдер. Показатели сравнительного эксперимента говорят об изменении образа семьи у современных молодых людей, наибольшую значимость для которых составляют эмоциональная защищенность в семье и ее динамика. На основе теоретического и эмпирического исследования сформулировано современное понятие семьи и семейных ценностей, а также актуальные семейные ценности молодого поколения.

Ключевые слова:

семья, ценность, семейные ценности, образ семьи.

С. 270-280