Аннотация.
В статье рассматривается феномен «просоциальное поведение», определяющийся в противовес антисоциальному, как поведение, ориентированное на помощь другому человеку. Континуум просоциального поведения от предполагающего помощь без желания вознаграждения до невротического напряжения, нивелируемого посредством оказания помощи другому. Сделана попытка описать составляющие просоциального поведения, которые, по мнению авторов, могут быть сведены к эмпатии, определению направленности – личностной или общественной. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным с точки зрения развития просоциального поведения, поскольку ребенок активно начинает осваивать социальную реальность. Требования современного ФГОС ДО, по сути, обязывают педагогов работать над формированием просоциального поведения. В статье приведены результаты исследования, проведенного на выборке старших дошкольников (n = 28), с использованием методики А. М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей», методики «Неоконченные предложения», разработанной Н. В. Кухтовой, направленной на изучение особенностей проявления помогающего поведения ребенком, методики изучения децентрации у детей А. Д. Андреевой, модифицировавшей моральные дилеммы Ж. Пиаже, а также тест А. Д. Андреевой «Мотивы поведения». Показано, что к старшему дошкольному возрасту дети осознают важность оказания помощи, особенно в условиях срочности, готовы ее оказывать даже в трудных условиях, чаще проявляют альтруистические мотивы в сравнении с эгоистическими и социально-нормативными, демонстрируют элементы «группового давления». Старшие дошкольники проявили примерно в равном соотношении эгоцентрическую и общественную направленность, что не характерно, ожидалось большее преобладание эгоцентризма в соответствии с возрастными особенностями. Низкий уровень эмпатии как центрального компонента для развития просоциального поведения проявили дети с низким уровнем знания языка, речевыми нарушениями и имеющие рекомендации Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, что может говорить о трудностях в социализации.
|
Ключевые слова:
просоциальное поведение, старшие дошкольники, эмпатия, альтруизм, децентрация, эгоистическая направленность личности, общественная направленность личности.
|