Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2-2023

Содержание

 

Философия 5.7

 

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

открыть

ВАРИАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КВАЛИА И САМОСТИ В ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ

Щеглова М. И.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-11-16

Аннотация. 

В статье обосновывается необходимость в изучении взаимосвязи квалитативности и самости. Приводится три вариации такого взаимоотношения: самость как результат совокупности квалиа, самость как квалиа особого рода и самость как отличительный от квалиа феномен сознания. Для аргументации каждой позиции приводятся взгляды Стросона, Юма, Парфита, Нагеля, Домасио. Формулируется мысленный эксперимент о трансляции квалиа, на примере которого автор находит внутренние противоречия в допущенных типах взаимоотношений исследуемых понятий. Формулируется тезис о том, что обособление самости от квалиа является логически выводимым.

Ключевые слова

квалитативность, самость, мысленный эксперимент, теория сознания, идентичность, тождество личности.

С. 11-16

 

открыть

ОТКРЫТОСТЬ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ

Элбакян А. А.                                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-17-30

Аннотация. 

Эпистемология добродетелей – неклассическое направление в эпистемологии, которое занимается изучением интеллектуальных совершенств, или добродетелей субъекта познания. Эпистемические добродетели понимаются либо как познавательные способности, либо как определенные черты характера, качества личности, которые играют важную роль в процессе познания. Открытость ума рассматривается в эпистемологической литературе как одна из главных интеллектуальных добродетелей. Задачей данной статьи является анализ концепции открытости в литературе и ее сопоставление с другими интеллектуальными добродетелями, такими как интеллектуальная щедрость или мужество. Вывод заключается в том, что эти добродетели могут быть рассмотрены как отдельные грани открытости; для более полного философского анализа открытости разумно опираться на результаты, полученные в других науках, таких как психология.

Ключевые слова

эпистемология добродетелей, интеллектуальные добродетели, открытость, парресия, психология, пятифакторная модель, Никомахова этика, интеллектуальное мужество, открытый доступ.

С. 17-30

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

  

открыть

ФИЛОСОФИЯ КАК ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ

Макарьев И. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-31-42

Аннотация. 

В статье предпринята попытка, с опорой на современную западную и отечественную философию, показать, что философия может быть понята не только как взаимодействие или конфликт отдельных личностей, но и как взаимодействие или конфликт отдельных философских направлений, или традиций. Поскольку каждый из нас не просто индивидуальное «я» или тем более «Я», постольку каждый из нас «больше» самого себя, а значит, одной из решающих задач современной философии является необходимость осмысления вопроса: что такое традиция? Автор пытается ответить на этот вопрос на конкретном примере расхождения и нового сближения двух влиятельных традиций западной философской мысли: «континентальной» и «аналитической» в ХХ в. Это демонстрирует актуальность нового обращения к проблеме традиции в философском мышлении.

Ключевые слова

традиция, авторитет, предрассудок, аналитическая философия, континентальная философия, метафизика, история, герменевтическое понимание, науки о природе, науки о духе.

С. 31-42

 

открыть

ПРЕДПОСЫЛКИ И СТАНОВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Попченко Е. С.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-43-50

Аннотация. 

В современных условиях система образования претерпевает постоянные изменения, идя в ногу с изменяющимся миром и открытиями науки. Однако сама структура и образующие институты, отвечающие за получение и передачу новых знаний, требуют принципиально нового подхода к их организации, чтобы обеспечить более эффективное обучение в средней и высшей школах будущих поколений, а также к более ускоренному и прогрессивному развитию науки. Одной из таких методологий, способствующих лучшему пониманию организации адаптивных, сложных и многогранных систем, активно развивающих свое влияние в умах многих современных философов и исследователей, можно считать синергетику. В данной статье рассмотрено историко-философское становление синергетики, в контексте ее применения в области реорганизации системы образования, которые уже в данный момент прорабатываются педагогами.

Ключевые слова

наука, образование, педагогика, синергетика, человек.

С. 43-50

 

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

открыть

КОНФЛИКТ И БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Галимбекова Ф. С.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-51-57

Аннотация. 

В работе представлены сущность и природа социального конфликта и буллинга. Новизна исследования определяется актуальностью темы, спецификой методологических подходов, их многообразием и результативностью. В статье предложено решение проблем, связанных с буллингом, конфликтом через применение теории конфликтологии. Выявлено, что конфликты макроуровня и конфликтное поведение микроуровня не только взаимосвязаны, но и причинно-обусловлены. Предложены пути формирования целостности общества, рекомендации по профилактике и предотвращению буллинга. Основные идеи работы применялись в разработке теории конфликтологии, преподавании философии и социологии, при принятии управленческих решений, в СМИ, докладывались на научно-практических конференциях, опубликованы в научных журналах и сборниках научных статей.

Ключевые слова

конфликт, буллинг, моббинг, троллинг, неофрейдизм, психоанализ, стратификация, агрессия, марксизм, структурный функционализм, конструктивизм.

С. 51-57

 

 

Психология 5.3

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

 

открыть

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Сорокоумова Г. В., Шурыгина О. В                   DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-58-65

Аннотация. 

Статья посвящена описанию метода педагогической фасилитации как инновационного метода развития профессиональной личности будущего педагога. В статье рассматриваются отличительные особенности специалиста и профессионала, какие компетентности должны быть сформированы за время обучения в вузе у студентов – будущих педагогов, изучаются современные образовательные технологии развития будущей профессиональной личности педагога, используемые в образовательном пространстве педагогических вузов. Особое внимание уделяется описанию использования на занятиях инновационного метода развития будущей профессиональной личности педагога – метода фасилитации. Результаты исследования показывают влияние метода педагогической фасилитации на мотивационно-ценностный компонент педагогической деятельности студентов – будущих педагогов.

Ключевые слова

профессиональные компетенции, профессиональная личность педагога, инновационные технологии в образовании, фасилитация, педагогическая фасилитация, терминальные ценности.

С. 58-65

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Сильченкова С. В., Царёва В. М                DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-66-73

Аннотация. 

В статье представлено исследование уровня профессионального выгорания педагогов двух вузов. Сравниваются уровни профессионального выгорания преподавателей, работающих со студентами экономических и медицинских направлений подготовки. Использована методика К. Маслач и С. Джексона, которая содержит три шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. Выявлено, что уровень профессионального выгорания преподавателей независимо от вуза средний. Среди преподавателей, работающих на экономических направлениях подготовки, по сравнению с коллегами из медицинского университета, чаще встречается высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации и низкий уровень редукции личностных достижений. Приведены возможные причины данного различия.

Ключевые слова

профессиональное выгорание, преподаватель, вуз, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

С. 66-73

 

открыть

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОЖАРЕ В ЖИЛОМ ДОМЕ

Андреева М. В., Кондаурова О. П.,
Феденко Н. Ю
                                               
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-74-89

Аннотация. 

В статье приводятся результаты изучения особенностей развития умений безопасного поведения младших школьников при пожаре в жилом доме. Актуальность темы обусловлена неподготовленностью детей к реализации действий, необходимых для спасения своей жизни и здоровья в условиях возгорания. Исследование показало, что имеющиеся у младших школьников трудности в реализации безопасного поведения в ситуации возгорания, недостаточное внимание отработке умений и стратегий поведения в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения обуславливают необходимость разработки программы по развитию умений безопасного поведения детей при пожаре в жилом доме в условиях общеобразовательной школы с учетом выявленных особенностей развития обозначенных умений.

Ключевые слова

безопасное поведение, психология безопасного поведения, пожаробезопасное поведение школьников, развитие умений безопасного поведения, психологические детерминанты безопасного поведения.

С. 74-89

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ КАК ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ворожейкин С. А                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-90-104

Аннотация. 

В данной статье приведены характеристики представлений курсантов о счастье как предикторы компонентов субъективного благополучия. Такое знание поможет в разработке программ социально-психологического сопровождения военнослужащих с целью снижения
факторов, оказывающих негативное воздействие на их морально-психологическое состояние.

Ключевые слова

предикторы субъективного благополучия, факторы благополучия, представления о счастье, индикаторы счастья.

С. 90-104

 

открыть

РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О СВОЕЙ КОММУНИКАЦИИ С ЖУРНАЛИСТАМИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ЭКСТРАВЕРСИИ

Князев Е. Б., Сергеев А. С.                      DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-105-119

Аннотация. 

В данной статье представлены результаты исследования (N = 171), посвященного изучению представлений о коммуникации с журналистами у студентов медицинского вуза с разной выраженностью экстраверсии. Результаты показывают, что студенты с высокой экстраверсией считают, что готовы к коммуникации в форме телевизионного интервью, чувствуют уверенность в себе и в том, что их собственный голос не вызовет подозрений в неискренности со стороны журналистов. Также им свойственно полагать, что они способны четко и быстро формулировать свои идеи и мысли. Для студентов с низкой экстраверсией характерно представление о переживаниях и опасениях при коммуникации с журналистами. Результаты исследования расширяют границы понимания проблем системы обучения студентов-медиков коммуникации с представителями СМИ.

Ключевые слова

профессиональная коммуникация, коммуникация врачей и журналистов, экстраверсия.

С. 105-119

 

 

Педагогика 5.8

  

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Бояринов Д. А.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-120-132

Аннотация. 

В статье рассматривается проблема использования больших данных в условиях обучения в рамках информационного образовательного пространства, в частности, получения и обработки больших данных для построения индивидуальных образовательных траекторий. Делается вывод о сформированности к настоящему моменту в рамках существующих цифровых образовательных платформ и систем управления образованием источников больших данных, анализ которых позволяет решить широкий спектр проблем, возникающих при проектировании, организации, реализации, мониторинге образовательного процесса в современных условиях.

Ключевые слова:

информационное образовательное пространство, большие данные, цифровые образовательные платформы, индивидуальные траектории обучения.

С. 120-132

 

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО СТАТУСА ЛИНГВОДИДАКТИКИ

Реутов М. И.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-133-141

Аннотация. 

Статья посвящена проблеме неоднозначности формулировки предмета и описания содержания лингводидактики как научной дисциплины, что затрудняет определение ее научного статуса. На основе анализа истории становления и развития лингводидактики сделана попытка создания типологии лингводидактических исследований с использованием дихотомического деления по определенным признакам. Полученные результаты позволили выделить конкретные направления в лингводидактике, а также составить типологию научных подходов к решению проблемы правомерности ее существования и самостоятельности. Рассмотрение лингводидактики в качестве составной части методической науки дало возможность уйти от абсолютизации ее самостоятельности, а также отождествления с методикой обучения иностранным языкам, а представление фундаментального и междисциплинарного лингводидактических подходов как взаимодополняющих создало предпосылки для окончательного определения содержания лингводидактики и ее статуса как научной дисциплины.

Ключевые слова:

лингводидактика, методическая наука, лингводидактическое исследование, типология, научный статус, фундаментальный лингводидактический подход, междисциплинарный лингводидактический подход.

С. 133-141

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ГЕНЕЗИС РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР В ПЕРИОД 1960–1970-Х ГГ.

Богуславский М. В., Садовников Е. Ю.            DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-142-156

Аннотация. 

В данной статье характеризуется процесс реформирования школьного математического образования в 1960–1970-х гг. во Франции, также эта реформа сравнивается с модернизацией школьного математического образования в СССР. Рассматриваются предпосылки осуществления реформы школьного математического образования во Франции, анализируется ее учебная программа. Данная учебная программа сравнивается с программой по математике в СССР, действующей в период 1970–1977 гг. Выделяются основные особенности методики преподавания математики по учебной программе во Франции на основании учебника «Collection Queysanne – Revuz “Mathematique”». Формулируются основные причины проблем реализации реформы школьного математического образования во Франции и в СССР в 1960–1970-е гг.

Ключевые слова:

А. Лихнерович, А. Н. Колмогоров, реформа математического образования, теоретико-множественный подход, Бурбаки, история педагогики и образования.

С. 142-156

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Иванова Е. А.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-157-169

Аннотация.  

Статья посвящена проблеме адаптации студентов первого курса технологического вуза к изучению иного иностранного языка, чем они изучали на всех школьных ступенях образования. Данная ситуация имеет место в подавляющем большинстве случаев при невозможности обучения некоторых студентов в продолжающей группе в силу отсутствия требуемого уровня знаний, умений и навыков в области иностранного языка. Нарушение принципа преемственности иноязычного образования в этом случае связано не только со сменой дисциплины, но и с умением изучать иностранные языки, наличием расширенной по сравнению с родным языком фонетической базой, владением техникой запоминания лексики, представлениями о различных типах грамматического строя в разных языках. С целью исследования обстоятельств, тормозящих процесс адаптации студентов первого курса к изучению иностранного языка «с нуля», было проведено эмпирическое исследование и тестирование студентов. Опросы и тест выявили уровень лингвистической подготовки обучающихся на момент поступления в вуз; степень развития лингвистических способностей; степень мотивации к изучению иностранных языков вообще, а французского языка в частности; способность к самоорганизации, самодисциплине, самостоятельной работе; степень адаптации к отсутствию тотального контроля за учебным процессом, неискаженное восприятие новой учебной ситуации. Были проанализированы полученные результаты и предложены пути решения проблемы слабой степени адаптации.

Ключевые слова:

принцип преемственности, трудности адаптации студентов, факторы адаптации, изучение иностранного языка «с нуля», неязыковой вуз.

С. 157-169

   

открыть

МАТЕРИАЛ В ЗАРУБЕЖНЫХ УМК ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, НЕПРИЕМЛЕМЫЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕАЛИЯХ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

Харламенко И. В.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-170-182

Аннотация.  

Статья посвящена вопросу необоснованности отбора некоторых тем, предлагаемых в учебно-методических комплексах (УМК) зарубежных издательств для обучения иностранному языку в российской школе. Современный УМК относится к средствам обучения и должен содержать ценный в воспитательном отношении учебный материал. Отсутствие воспитательного потенциала текстов может оказать губительное воздействие на юного читателя. Содержание учебника должно быть нацелено не только на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, но и на духовно-нравственное развитие личности обучающегося. Из инструмента передачи знаний современный учебник превратился в инструмент социализации личности обучающегося, причем может оказывать как положительное, так и отрицательное социализирующее воздействие, то есть либо способствовать интеграции индивида в окружающее его общество, либо препятствовать этому процессу. Несовершенство отобранного материала может иметь значимые культурные и социальные последствия. В рамках УМК, подтвержденных грифом Министерства образования РФ, предполагается использование ограниченного спектра затрагиваемых тем, прописанных в стандартах образования. В случае с УМК зарубежных издательств такой гарантии нет. Несмотря на такие несомненные достоинства монолингвальных УМК по иностранному языку зарубежных издательств, как аутентичность материала, высокий уровень языкового материала, современная тематика, красочность, имеются и недостатки, которые требуют дополнительной проработки.

Ключевые слова:

УМК, учебный материал, учебник, преподавание иностранного языка в школе.

С. 170-182

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абакумова И. В., Мироненкова Н. Н.           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-183-190

Аннотация.  

В статье рассматривается субъектная позиция обучающегося как главное условие проявления профессиональных компетенций и практического опыта. Выделены дидактические условия актуализации субъектной позиции в образовательном процессе и становления профессиональной личности: самостоятельная работа обучающегося, создание ситуаций выбора, осуществление диалога и интерактивности, активизация творческого потенциала, состояние рефлексии, прогнозирование. Приводятся данные опроса отношения студентов к различным формам организации учебной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).

Ключевые слова:

субъектная позиция, самостоятельность, свобода выбора, диалогичность, интерактивность, прогнозирование, рефлексия.

С. 183-190

 

открыть

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5–9 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Камалова Д. З., Соломенникова В. А.               DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-191-200

Аннотация.  

Цель данной статьи – выявление и обоснование педагогических условий развития познавательной самостоятельности подростков в рамках основной школы. В связи с этим одной из основных задач современной школы является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Личность, как известно, формируется и проявляется через самостоятельную познавательную деятельность, готовность к умственной деятельности и умение осуществлять интеллектуальную деятельность. Как интегративное качество личности, деятельность является важным условием и средством развития не только общества в целом, но и основополагающей ступенькой для развития школьника в современном обществе. При этом важную роль играет деятельностный подход, который проявляет себя в процессе развития и функционирования всех качеств личности. Кроме того, ключевой фактор при организации учебного процесса – это познавательная самостоятельность ученика. В наши дни на учителя возлагается задача формирования самостоятельности учащихся школы как полноценного качества, а не как часть отдельных компетенций. Познавательная самостоятельность в современной структуре имеет совокупность нескольких компонентов: эмоционально-ценностного, когнитивного и деятельностного, ее развитие не рассматривается при отрыве этих составляющих друг от друга, без взаимопонимания учителя и ученика. Для этого настоящий педагог является еще и наставником, который располагает условиями для успешных наработок умений и знаний, форм школьной работы, дающим разнообразие ее приемов.

Ключевые слова:

познавательная самостоятельность, изучение математики, средняя школа, развитие самостоятельности, проблемы в школе, саморазвитие, учебные задачи.

С. 191-200

 

открыть

ТЕХНОЛОГИЯ МАЙНДМЭППИНГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Сакулина Ю. В., Ионова Е. Б.              DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-201-208

Аннотация.  

Статья посвящена обсуждению проблем и преимуществ использования майндмэппинга в образовательном процессе. Использование ментальных карт позволяет наладить качественную обратную связь между обучающимися и педагогом. Внедрение технологии майндмэппинга позволит разработать занятия с учетом уровня подготовленности обучаемых, их возможностей и потребностей. Создание «интеллект-карт» – это мощная технология, позволяющая повышать уровень усвоения и эффективности работы.

Ключевые слова:

майндмэппинг, наглядность, уровень усвоения, интеллект-карта, инструмент, ментальные карты, обратная связь.

С. 201-208

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ

Квашко Л. П., Казеева Г. Г.                DOI10.31862/2218-8711-2023-2-209-222

Аннотация.  

Цель статьи – осветить результаты исследования по созданию педагогических условий проведения диагностики готовности будущих учителей информатики использовать информационно-коммуникационные технологии в школе с применением одного из метакогнитивных навыков – оценки собственной профессиональной значимости. Основные методы: педагогический эксперимент; опросные методы (анкетирование, беседа); метод сравнения самооценок студентов с оценками преподавателей, обучающих этих студентов. Были выявлены следующие педагогические условия: постановка задачи перед студентами, осуществление ими деятельности самоконтроля и самооценки, сравнение самооценок студентов с оценками преподавателей и их обсуждение. Практическая значимость работы выразилась в приобретении опыта самооценки своих профессионально значимых навыков у студентов, участвующих в исследовании. Ценность работы: данное исследование показывает, что формирование метакогнитивных навыков происходит в специально организованной деятельности самооценки в период обучения в вузе.

Ключевые слова:

профессиональные навыки (hard skills), метакогнитивные навыки, самооценка студентов, готовность к работе в школе, обучение в вузе, образовательный процесс, учителя информатики.

С. 209-222

 

открыть

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Золотарева С. А.                                     DOI10.31862/2218-8711-2023-2-223-232

Аннотация.  

В статье рассматривается актуальный для современного образования вопрос использования нетрадиционных методов обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей. В частности, рассматривается потенциал использования интернет-мемов как средства лингводидактики на занятиях со студентами-политологами. Оценка лингводидактической эффективности использования указанного интернет-явления на занятиях в вузе составляет исследовательскую задачу данной работы. Цель статьи – определить преимущества применения интернет-мемов в качестве средства работы с профессиональной лексикой английского языка, а также описать возможный алгоритм использования указанного приема и апробировать его в ходе реального педагогического эксперимента. Для достижения поставленной задачи исследования был использован набор теоретических и эмпирических методов. В статье представлен обзор актуальных зарубежных и отечественных исследований, посвященных данному интернет-явлению, выявлены преимущества использования интернет-мемов в работе с современными студентами.

Ключевые слова:

интернет-мем, английский язык, информационные технологии, гуманизация образования, нетрадиционные методы обучения, неязыковой вуз, лингводидактика, студенты неязыковых специальностей.

С. 223-232

 

открыть

РАЗВИТИЕ И ИСТОРИЯ МЕТОДА КОПИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Новожилов И. И., Зубрилин К. М.           DOI10.31862/2218-8711-2023-2-233-239

Аннотация.  

Статья посвящена истории метода копирования как одному из самых древних инструментов обучения рисованию. Метод копирования сопровождает человека со времен появления первых рисунков. В статье рассматриваются особенности копирования как метода обучения изобразительному искусству художников с древнейших времен и до наших дней.

Ключевые слова:

изобразительное искусство, метод копирования, копия, копирование, история, Египет, Греция, Рим, Средневековье, Возрождение, Академия художеств.

С. 233-239

 

открыть

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ ШИТЬЯ

Мухитдинова Ж. Р.                                     DOI10.31862/2218-8711-2023-2-240-253

Аннотация.  

В данной статье количество структурных компонентов мышления, по сравнению с существующими компонентами, значительно увеличено, обоснована необходимость развития каждого из них в современной технологической деятельности студентов. Рассмотрены структурные компоненты технологического мышления и дидактические системы их развития в процессе технологической деятельности студентов. Подчеркнута общность всех компонентов технологического мышления для различных технологических процессов и показано их особое значение в развивающем обучении студентов на занятиях по технологии шитья.

Ключевые слова:

образность, практичность, оперативность, компонент владения языком техники, экономичность, конкурентоспособность, диверсификация производства, критический анализ, технология швейных изделий, дизайн, техника, технология, развитие, мышление, структура, организация, концептуальность.

С. 240-253

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

ВИЗУАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА КАК КОМПОНЕНТ ВИРТУАЛЬНОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ОБУЧЕНИИ РКИ

Кузнецова В. И.                                           DOI10.31862/2218-8711-2023-2-254-261

Аннотация.  

В статье дан анализ современных исследований, посвященных использованию визуальных новелл в иноязычном образовании. Выявлен потенциал применения визуальных новелл в реализации интерактивного чтения и решения проблемно-коммуникативной задачи через ее творческое осмысление. Описаны преимущества визуальных новелл перед традиционными учебными текстами в создании виртуальной языковой среды, в снижении эмоционального фильтра у обучающихся и в воздействии на их эмотивную сферу. Приведены данные исследования интеграции визуальной новеллы в процесс обучения русскому языку как иностранному (РКИ) китайских студентов (уровень В1). Результаты выполнения заданий иностранными учащимися после прохождения визуальной новеллы вместо традиционного учебного текста позволяют утверждать об эффективности данной технологии не только в зарубежной, но и в отечественной лингводидактике.

Ключевые слова:

визуальная новелла, аффективный фильтр, виртуальная интерактивная среда, дистанционное образование, методика преподавания РКИ.

С. 254-261