2011, номер 2

Содержание номера

 

 

 

открыть Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации
 
Никандров Н.Д.   
Nikandrov N.D.   
На широком социокультурном фоне анализируются сложные процессы социализации молодежи в современных условиях.
C. 5-10
 

 

открыть Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний (Доклад на совместном расширенном заседании Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ и Президиума Российской академии образования, 20.04.2011 г.)
 
Фельдштейн Д.И.   
Feldshtein D.I.   
В докладе целостно и системно рассмотрено сложившееся в современной российской психологической и педагогической науках положение с аттестацией и подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации. Сформулированы продуктивные предложения по существенному совершенствованию положения в данной сфере.
C. 11-27
 

 

открыть Методология информатизации образования
 
Роберт И. В.   
Robert I. V.   
Комплексно рассмотрена методология информатизации образования как целенаправленная организация процесса обеспечения сферы образования методами, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических и программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
C. 28-60
 

 

открыть Определение новизны результатов научно-педагогических исследований
 
Полонский В. М.   
Polonsky V. M.   
В статье раскрываются методы определения новизны результатов научно-педагогических исследований. Для определения новизны результатов научно-педагогических исследований предлагаются методы: эталонного сравнения, информационный метод, метод антиципации.
C. 61-70
 

 

открыть Рефлексивная структура процесса обучения
 
Уман А. И.   Федорова М. А.   
Uman A. I.   Fedorova М. A.   
В статье рассмотрена рефлексивная структура процесса обучения, которая представлена личностной и межличностной составляющими. Личностная составляющая раскрыта через рефлексивные особенности деятельности учителя и деятельности учащегося, а межличностная – представлена как механизм, обусловливающий их взаимодействие.
C. 71-77
 

 

открыть Разработка подходов к анализу эффективности научных исследований в РАО (на примере мониторинга результатов исследований 2007 – 2008 г.г.)
 
Подуфалов Н. Д.   Ханнанов Н. К.   
Podufalov N. D.   Khannanov N. K.   
Показано, что традиционные формы оценки эффективности научных исследований, применяемые в научно-технических отраслях знаний (продуктивность произведенной теории, открытие новых направлений исследования, масштабность распространения и использования, спрос на разработки), не являются универсальными для педагогических исследований. Предложено в качестве основных форм оценки результативности исследований, проводимых научной организацией в области образования, использовать экспертизу на основе критериев и показателей, разработанных с учетом тематики и содержания результатов научных исследований в данной организации. Проанализированы результаты пробного мониторинга эффективности деятельности научных организаций РАО за 2007 -2008 годы по результатам анкетирования учреждений РАО на основе этих критериев. Сформулированы проблемы, возникающие при обработке результатов такого мониторинга, и возможные пути их решения.
C. 78-98
 

 

открыть Частная инициатива в деле становления и развития отечественной педагогической периодики (на материале XIX века)
 
Кондратьева Г. В.   
Kondrat’eva G. V.   
В статье рассматривается история становления и развития отечественной педагогической периодики на примере частных журналов. Выделены наиболее характерные особенности данных журналов, показано их значение для развития отечественного образования, раскрыты задачи, которые решали данные издания. В статье предлагается обширный фактологический материал, интересный как исследователям истории отечественного образования, так преподавателям и студентам.
C. 99-105
 

 

открыть Образ гуманистического учителя и сущность концепции его подготовки в Германии
 
Блинов В. М.   
Blinov V. M.   
Идеал гуманистического учителя строится на основе единства его личностных качеств и профессиональных умений. Охарактеризованные в статье три особенности - подлинность, уважение и эмпатическое понимание вместе взятые и создают образ гуманистического учителя.
C. 106-110
 

 

открыть Технология проектирования учебного процесса: подготовительный и проектировочный этапы
 
Бахусова Е. В.   
Bahusova E. V.   
В статье изложен опыт «Центра педагогических технологий В.М Монахова» обучения учителей и преподавателей технологии проектирования учебного процесса, подробно описаны подготовительный и проектировочный этапы технологии, правила разработки проекта учебного процесса в виде атласа технологических карт.
C. 111-122
 

 

открыть Модель развития отраслевой академической библиотеки в современной информационной среде
 
Маркарова Т. С.   
Markarova T. S.   
Анализируются модели трансформации академических библиотек с учетом их места в информационной инфраструктуре современного общества. В качестве магистрального направления развития академических библиотек предлагаются кардинальные изменения стратегии комплектования и формирования фондов, а также создание собственных электронных информационных систем с целью эффективной научно-информационной поддержки научной отрасли.
C. 123-129
 

 

открыть Особенности распространения образовательных инноваций в Германии
 
Торопов Д. А.   
Toropov D. A.   
Поставив перед собой цель проанализировать механизм распространения образовательных инноваций в Германии на уровне федеральных земель, автор приводит определения понятий, широко вошедшие в немецкий научный оборот, в том числе «сетевой менеджмент», «менеджмент знаний», «новая учебная культура»; отмечает связь между этими понятиями, иллюстрирует их эмпирическими данными из общегерманской программы внедрения образовательных инноваций «Обучающие регионы». В заключение автор описывает особенности использования информационных телекоммуникационных технологий при внедрении образовательных инноваций.
C. 130-147
 

 

открыть Теория обучения в информационном обществе
 
Перминова Л. М.   
Perminova L. M.   
Рецензия на учебное издание Е.О. Ивановой и И.М. Осмоловской «Теория обучения в информационном обществе».М.: Просвещение, 2011. - 190с.
C. 148-155