Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 6-2016

 Содержание

 

 

 Философские науки 09.00.00 
Философия образования              
открыть

ИГРА И СТАТУС ДЕТСТВА

Ретюнских Л. Т.


Аннотация. Статья посвящена анализу зависимости места и роли игры в культуре от социального статуса детства, точнее, его изменения при переходе от традиционного общества к современному. Показывается, что игра обретает самостоятельное место в культуре вместе с признанием самоценности детства.

Ключевые слова: 

игра, детство, традиционное общество, современное общество.

С. 9-18 

открыть

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ТИПА И ОТНОШЕНИЕ К ИСТИНЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Карпов А. О.


Аннотация. Статья рассматривает отношение к истине в качестве важнейшего показателя образовательных трансформаций, а формирование данного отношения – в качестве особой задачи исследовательского образования и воспитания. Результатом же воспитания в исследовательском образовании является формирование исследовательского поведения научного типа.

Ключевые слова: 

исследовательское поведение научного типа, исследовательское образование, отношение к истине.

С. 19-24

 

открыть

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Баксанский О. Е., Коржуев А. В.


Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрения научной революции в физике XVII столетия в контексте идей, выдвинутых и обоснованных в книге Т. Куна «Структура научных революций». Основное внимание сфокусировано на процессе создания механики Ньютона как антипода механики Аристотеля и системы мира Птолемея. Иллюстрируются такие тезисы Т. Куна, как «смена парадигмы и аномалия», «длительность смены парадигм», «конструктивность научного кризиса», «открытия типа theory indused». Анализируются философские взгляды Галилея, Коперника, Ньютона как методологическая система.

 

Ключевые слова: 

кризис аристотелевской парадигмы в физике, научная революция, методологическая рефлексия кризисов естествознания, научная парадигма, парадигмальные сдвиги в естествознании, смена парадигмы и аномалии.

С. 25-37

 

 Психологические науки 19.00.00
Психологическая антропология
открыть

ГОРОД КАК ДРУГОЙ: ОДУШЕВЛЕНИЕ ГОРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МИФОЛОГИИ (психоаналитический аспект)

Малая Е. К.

Аннотация. Статья посвящена современным мифологическим представлениям, рассмотренным в оптике психоанализа. Автор работает с самостоятельно собранным материалом: с корпусом интервью, посвященных одушевлению и персонификации города. В результате применения к текстам приемов психоанализа доказывается сходство мифологического образа города с понятием Большого Другого в терминах Ж. Лакана и С. Жижека. Город предстает как инородное пространство, обладающее властью над сферой желаний человека, связанное с бессознательными интенциями и выражающее себя через определенную знаковую систему. Статья обращается также к литературному и кинематографическому материалу. 

Ключевые слова: 

психологическая антропология, психоанализ, мифологические представления.

С.38-51

Педагогическая психология
открыть

РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА 

Ткаченко Н. В.

Аннотация. В статье дается определение поликультурной личности и рассматривается ее трехкомпонентная структура: когнитивная, аффективная и поведенческая. Вводится динамический аспект развития поликультурной личности. Особое внимание уделено чувственному Я в контексте развития поликультурной личности. 

Ключевые слова

поликультурная личность, чувственное Я, развитие поликультурной личности, психологическое сопровождение поликультурного образования.

С.52-63

 

Спортивная психология
открыть

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКАХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Сафошин А. В., Стрелков В. И., Агафонова В. О.

Аннотация. В статье рассмотрены практики восточных единоборств как особый вид деятельности, формирующей социально одобряемый тип личности. Проанализированы и обобщены результаты философских, педагогических, психологических и социологических исследований в сфере изучения особенностей личности практикующих восточные единоборства. Представлены сравнительные характеристики западного и славянского менталитета и их особенности, которые открывают феноменологию отечественной ментальности с точки зрения децентрации концепция воли. Описываются методики развития личности средствами восточных единоборств с точки зрения восточных технологий, где Учитель априори считается носителем истины, переливающим свои познания в ученика, западных – учитель представлен в качестве инструктора, отвечающего за уровень мастерства воспитанника, и отечественных – учитель помогает найти смысл осуществляемой деятельности в зазоре между врожденным и приобретенным. 

Ключевые слова

восточные единоборства, личностные качества, ценностные ориентации.

С. 64-71

 

 Педагогические науки 13.00.00
Модернизация образования       
открыть

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Писарева Л. И.

АннотацияВ статье определены роль и значение начального звена обучения детей в системе дошкольного, школьного и последующего образования, проведен анализ позитивных и негативных факторов влияния на его качество, методику оценивания достижений, на выбор критериев определения готовности дошкольника учиться в начальной школе. Данные приведены из материалов, относящихся к различным европейским странам. 

Ключевые слова: 

образование, функция подготовки к школе, предшкольная ступень, школьная зрелость, начальная школа, методы оценки достижений.

С. 72-87

 

История образования и педагогики
открыть

ДИНАМИКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР (1930–1950-е гг.)

Милованов К. Ю.

Аннотация. В статье рассматривается опыт реформирования образования в СССР в 1930–1950-е гг., анализируются приоритеты и стратегии государственной образовательной политики. 

Ключевые слова:

СССР, государственная образовательная политика в 1930–1950-е гг., стратегия, реформа образования, принципы образовательной политики, модернизация образования, советская система образования.

С. 88-99 

открыть

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВЕТСКИЙ ВАРИАНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

Козлова Г. Н., Овчинников А. В.

АннотацияПредставлен исторический опыт взаимоотношений власти и общества в процессе модернизации общего образования в СССР. Показаны потенциальные возможности советского общего образования в социальном реформаторстве, раскрыт его реальный вклад в развитие советского общества. 

Ключевые слова:

фундаментальные проблемы советского общего образования, государственная власть и общество, модель исторического развития советского общества, модернизация.

С. 100-110 

открыть

МОСКОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДНИ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ (к 75-летию Московской битвы)

Половецкий С. Д.

АннотацияВ статье освещается деятельность органов государственной власти, образовательных организаций, педагогов и учащихся в период сражения под Москвой (сентябрь 1941 – апрель 1942). Приводятся различные статистические данные, примеры героизма, стойкости и самопожертвования, проявленные москвичами в период Московской битвы. В статье использованы многочисленные архивные источники, воспоминания участников тех героических событий. 

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, Московская битва, образование, фронт, работа в тылу, героизм москвичей.

С. 111-117 

Новые исследования в образовании
открыть

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Брейтигам Э.К., Каракозов С. Д., Рыжова Н. И.

АннотацияВ статье авторы определяют и представляют перспективные направления для достижения целостности при обучении математике. При этом особое внимание авторы считают необходимым уделять при организации обучения математике двум основным направлениям: первое – это учет в содержании обучения «ядра» математического образования, и второе – исследование и установление метафункций учебного предмета на основе единой системы универсальных учебных действий в школе и компетенций – в вузе, которые конкретизируются в образовательном процессе. 

Ключевые слова:

образовательный процесс, достижение целостности при обучении математике, содержание обучения математике, «ядро» математического образования, метафункции учебного предмета, система универсальных учебных действий.

С. 118-124

открыть

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ 

Самойлова Е. А.

АннотацияВ статье рассматривается проблема необходимости и возможности внедрения основ методологии современной компаративистики в практику преподавания литературы в школе. 

Ключевые слова:

филология, компаративистика, сравнительное литературоведение, методология, методика, ФГОС, исследовательская деятельность.

С. 125-132

 

Инновационные технологии в образовании
открыть

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мельникова А. А., Нуттунен Е. А.

АннотацияОпределяя причины актуальности формирования патриотической культуры у школьников, авторы связывают ее с ценностными трансформациями, в результате которых значимым становится поиск консолидирующего фундамента, выступающего объединяющим началом для всех поколений россиян. Таким фундаментом является патриотическая культура. Так как сущностная составляющая процесса самоидентификации личности приходится на школьный период, то актуальным также является более развернутое планирование тех педагогических воздействий, в которые в это время включен ребенок. Исторические знания выступают опорой для формирования патриотических чувств, но поскольку значимым является не просто знание исторических дат и событий, а эмоциональное отношение к ним, то наиболее продуктивно такое отношение формируется не на школьном уроке, а в историко-литературном музее, где на первое место выходит именно эмоционально-личностное восприятие исторических фактов. 

Ключевые слова:

патриотическая культура, патриотизм; трансформация ценностей, патриотизм младших школьников, задачи музейного образования, история как основа патриотизма. 

С. 133-140

 

Слово молодым ученым
открыть

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗ РЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Горынина М. А.

АннотацияВ статье проведен анализ литературы по вопросам возрастной психологии, выявлены основные особенности старшего школьного возраста. Выявлены основные методы формирования научного мировоззрения у учащихся старшего школьного возраста. 

Ключевые слова:

научное мировоззрение, старшеклассник, мышление, эвристический метод, анализ, синтез, метод научной абстракции.

С. 141-146 

Научная жизнь
открыть

РАССУЖДАЛИ В ДЕСЯТЫЙ РАЗ (О 10-м МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ СЕМИНАРЕ «МОДЕЛИ РАССУЖДЕНИЙ»)

Грифцова И. Н.

АннотацияПредставлен обзор проблематики прошедшего в октябре 2016 г. в г. Светлогорске Калининградской области Международного научно-исследовательского семинара «Модели рассуждения-10: Логика и философия», а также конкурса для школьников «Логика. Мышление. Творчество», организованных философами Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Показано, что семинар, который проводится уже в десятый раз, является важным событием научной жизни российского философского сообщества. Его тематика уникальна: проблемы рациональности, аргументации, коммуникации во всех аспектах, в том числе прикладных. Помимо разработки собственно научной проблематики, семинар выполняет и важную коммуникативную функцию, способствуя укреплению связей гуманитариев, занимающихся данными проблемами. Конкурс по логике для школьников также представляется крайне интересным мероприятием, он направлен на решение тако важной проблемы, как повышение уровня рациональности, формирование культуры мышления как необходимой составляющей общей культуры личности.

Ключевые слова:

модели рассуждения, научный семинар, рациональность, аргументация, коммуникация, логика для детей.

С. 147-152