2010, номер 1

Содержание номера

 

 

 

открыть Обращение к читателям
 
Никандров Н. Д.   
Nikandrov N. D.    
 
C. 3
 

 

открыть Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия (Выступление на XVIII Рождественских образовательных чтениях)
 
Никандров Н. Д.   
Nikandrov N. D.   
Дается целостное представление о нравственном развитии российского гражданина. Характеризуются духовно-нравственные христианские ценности, ценности семьи и воспитания детей. Обосновываются пути объединения усилий государства и церкви для осуществления светского образования и духовного просвещения. Освещается процесс эксперимента по введению в школах курса основ религиозных культур и светской этики.
C. 4-8
 

 

открыть Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования
 
Болотов В. А.   
Bolotov V.A.   
Дана целостная картина стратегических направлений развития оценки качества образования: внешняя оценка индивидуальных достижений школьников; оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений; оценка эффективности деятельности образовательных систем. Представлены перспективные направления дальнейших исследований в данной сфере.
C. 9-13
 

 

открыть Основные направления деятельности российской академии образования по созданию и внедрению школьных стандартов нового поколения
 
Кузнецов А. А.   
Kuzneczov A.A.   
Дана целостная характеристика нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как ориентира развития системы школьного образования в стране. Представлены перспективные направления совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Определены перспективы развития институтов РАО.
C. 14-17
 

 

открыть Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы»
 
Рубцов В. В.   
Rubczov V.V.    
Дана характеристика системы психолого-педагогической подготовки учителя, направленной на решение задач психологической подготовки педагогических кадров для «Новой школы». Целостно представлен Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование», а также требования к результатам освоения основных образовательных программ.
C. 18-25
 

 

открыть О перспективах развития художественного образования (доклад на заседании Президиума РАО 27.01.10г.)
 
Демин В. П.   
Demin V.P.    
Дается целостное представление о цели, содержании, структуре и системе современного художественного образования. На основе государственных документов в сфере образования выделяются нерешённые проблемы художественного образования. Определяются пути согласованных действий между всеми органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления организационно-управленческих действий по совершенствованию художественного образования.
C. 26-32
 

 

открыть Проблемы реформирования российского образования (историко-педагогический контекст)
 
Богуславский М. В.   
Boguslavsky M. V.   
В статье характеризуются процессы реформирования российского образования на протяжении XIX-ХХ веков. Дается оценка основным позициям в процессе реформирования образования: либералы-консерваторы; характеризуется роль базовых социальных институтов – государства, общества и церкви – в осуществлении модернизационной деятельности. На основе историко-педагогического анализа формулируются выводы прогностичного характера для оптимизации деятельности по реформированию российского образования в современных условиях и на перспективу.
C. 33-44
 

 

открыть Творческая деятельность, необходимая ступень процесса обучения
 
Разумовский В. Г.   
Razumovsky V.G.   
Статья резюмирует результаты одной из проводившихся в СССР программ по разработке методики обучения физике в школе, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Процесс обучения состоит из трех ступеней. Объяснение и повторение на первой ступени, решение тренировочных задач на второй ступени и решение опытных задач с неизвестными данными – на третьей ступени обучения. На третьей ступени требуется, прежде всего, понять, какие знания нужны для решения проблемы.
C. 45-47
 

 

открыть Научное моделирование школьных библиотек как важный этап формирования информационно-образовательного пространства
 
Зуева Е. М.   
Zueva E.M.   
В статье поднята проблема поиска моделей библиотек общеобразовательных учреждений, соответствующих новой парадигме образования. Дан обзор научных разработок в сфере моделирования школьных библиотек в 2001–2009 гг. Выделены четыре особенные типовые модели: библиотечный мультимедиацентр, информационно-библиотечный центр, поликультурный библиотечный центр, библиотечно-образовательный центр. Акцентировано внимание на этапах исторического развития модели школьной библиотеки (Т.В. Пантюхова), свойствах «медиальной» модели (Н.В. Крук), моделировании библиотечного обеспечения педагогов-новаторов (Л.А. Галактионова), современной библиотеке как социальном институте, активно включающемся в процесс управления знаниями (И.П. Тикунова).
C. 48-51
 

 

открыть Использование уникальных фондов научных библиотек при подготовке студентами выпускных квалификационных работ
 
Кондратьева Г. В.   
Kondrat'eva G.V.   
В статье поднимается проблема падения интереса студентов к работе с фондами научных библиотек. Ставится задача повышения уровня профессиональной подготовки на заключительном этапе обучения (в ходе создания выпускных квалификационных работ) за счет использования имеющихся уникальных возможностей библиотек. Материал рассматривается на примере Московского государственного областного университета, который готовит педагогический кадры для системы образования.
C. 52-54
 

 

открыть Проблема образования в культурологическом аспекте
 
Данилина Е.А.   Власова В.Б.   
Danilina E.A.   Vlasova V.B.   
В статье анализируются причины низкого правового сознания российских граждан в области интеллектуальной собственности. Обращается внимание на недостаточное освещение вопросов правового воспитания учащихся в процессе их обучения в учебных заведениях. Предлагаются теоретические обоснования и практические рекомендации по повышению правосознания учащихся в области прав на интеллектуальную собственность. Также даются рекомендации по организации мониторинга уровня правосознания учащихся.
C. 55-57