2013, номер 2

Содержание номера

 

 

 

открыть Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная программа оценки Naplan в Австралии
 
Вальдман И.А.   
Valdman I.A.   
На примере австралийской программы национальной оценки NAPLAN рассматриваются такие вопросы, как определение уровней достижений и введение уровневой шкалы оценки, отслеживание индивидуального прогресса в обучении, сопоставление результатов обучения для групп статистически подобных школ, портрет школы с использованием данных оценки для общественности.
C. 5-18
 

 

открыть Методологический контур экспериментальной дидактики
 
Перминова Л.М.   
Perminova L.M.   
Цель статьи – определить методологический контур экспериментальной дидактики, выяснить ее философские основания в свете новых научных воззрений, обозначить новые тенденции в развитии теоретических и прикладных аспектов дидактики в новых сущностных связях, позволяющие осуществить как обогащение дидактического знания, так и новую интерпретацию сложившегося научного корпуса дидактики. В круге наметившихся проблем оказалась группа вопросов, касающихся дидактического эксперимента, а шире – инструментальной области дидактики – экспериментальной дидактики.
C. 19-30
 

 

открыть Учитель основной школы и рабочая программа по учебному предмету: зоны взаимной ответственности
 
Стрелова О.Ю.   
Strelova O.Yu.   
В статье рассмотрены ключевые вопросы, связанные с подготовкой школьных учителей к работе по новым образовательным стандартам (ФГОС ОО). Как формируется и предъявляется содержание общего образования в единстве педагогической теории и практики: от фундаментального ядра содержания общего образования к программам, учебникам и поурочным разработкам школьных учителей? Как учителя истории (а по аналогии с ними и другие учителя-предметники) могут участвовать в подготовке рабочих программ, чтобы максимально полно реализовать образовательный потенциал стандартов второго поколения?
C. 31-38
 

 

открыть Об эвристических методах работы с историко-педагогическими источниками
 
Марчукова С.М.   
Marchukova S.M.   
Статья посвящена методологическим основам эвристических методов работы с историко-педагогическими источниками, в частности с педагогическим наследием Я.А. Коменского. В качестве таких основ рассматриваются современные системные исследования в педагогике; новое осмысление теории о педагогических формациях П.Г. Щедровицкого и теория «открытого произведения» У. Эко.
C. 39-53
 

 

открыть Формирование педагогического потенциала Москвы в первой трети XIX в.
 
Кудряшёв А.В.   
Kudryashev А.V.   
В статье рассказывается о разных типах школ Москвы первой трети XIX века. Автор подробно описывает деятельность средних учебных заведений при Московском университете (Благородный пансион). В представленном материале также охарактеризовано развитие профессионального и женского образования.
C. 54-64
 

 

открыть Особенности реализации государственной образовательной политики в России во второй половине XIX – начале XX века
 
Аллагулов А.М.   
Allagulov A.M.   
Охарактеризованы особенности реализации государственной образовательной политики в России во второй половине XIX – начале XX века через взаимодействие двух парадигм – консервативной и либеральной.
C. 65-71
 

 

открыть Нереализованная мечта Джона Дьюи
 
Рогачева Е.Ю.   
Rogacheva E.Yu.   
Статья посвящена выдающемуся мыслителю ХХ в. Джону Дьюи
C. 72-81
 

 

открыть Могут ли в наше время учреждения образования успешно взаимодействовать с молодежными объединениями?
 
Беляев Г.Ю.   
Belyaev G.Yu.   
В статье поставлена проблема позитивного взаимодействия социальных институтов и учреждений образования с молодежными объединениями, намечены перспективы этого взаимодействия в аспекте общественной безопасности и социального позиционирования современной молодежи. Понимание социокультурных форм, норм, контекстов социализации и воспитания крайне актуально для выработки адекватной социально-педагогической позиции учреждений образования в оценке рисков, ограничений и поиске форм диалога и конструктивного партнерства с молодежными организациями.
C. 82-94
 

 

открыть Инновационная деятельность учителя при разработке рабочей программы в условиях ФГОС
 
Титова Н.С.   
Titova N.S.   
Автор представляет практический опыт применения нового методического инструментария учителя при разработке рабочей программы для достижения желаемых результатов в условиях новых образовательных стандартов.
C. 95-103
 

 

открыть Образовательная роль библиотечных музеев
 
Полоудин В.А.   
Poloudin V.A.   
Раскрыто образовательное значение существующих библиотечных музеев, освещена история развития музеев и библиотек, их влияние на повышение уровня культуры населения. Предложена структура современных просветительско-образовательных центров, цели и задачи их создания. В заключение приводятся предложения по организации музея при Научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского.
C. 104-113
 

 

открыть Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями и возможные пути их решения
 
Алмазова А.А.   
Almazova A.A.   
В статье рассматривается специфика обучения русскому языку школьников с нарушениями речи различной степени тяжести; анализируются проблемы, возникающие у учащихся с речевыми нарушениями в школе общего типа при изучении различных разделов курса русского языка; предлагаются пути решения этих проблем, основанные на синтезе лингвометодических и коррекционных подходов.
C. 114-122
 

 

открыть Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи
 
Алмазова А.А.   Шибанова А.А.   
Almazova A.A.   Shibanova A.A.   
Приводятся полученные в ходе экспериментального исследования данные о состоянии устной речевой деятельности у младших школьников, имеющих различные нарушения речи. Авторы рассматривают механизмы говорения и аудирования в их взаимодействии, описывают основные параметры нарушения этих механизмов.
C. 123-131
 

 

открыть Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией
 
Лынская М.И.   
Lynskaya M.I.   
Раскрываются некоторые механизмы диагностики и коррекции алалии с позиций психофизиологического и психолингвистического подходов. Особое внимание уделяется развитию тактильного, вкусового и обонятельного гнозиса как базы для формирования мотивационного и сенсомоторного уровней речевой деятельности.
C. 132-140
 

 

открыть Усвоение текстообразующей функции словосочетания младшими школьниками с задержкой психического развития
 
Тушева Е.С.   
Tusheva E.S.   
Раскрываются возможности усвоения текстообразующей функции словосочетания младшими школьниками с задержкой психического развития. На основе лингвистических и психолингвистических представлений, разработанных в теории синтаксиса, представлены методические приемы и примеры наблюдений за трансформацией словосочетательных моделей.
C. 141-151
 

 

открыть Типология проявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы
 
Шарипова Н.Ю.   
Sharipova N.Yu.   
В статье рассмотрены проблемы усвоения орфографии родного (русского) языка современными школьниками. Проанализированы традиционные и современные лингвистические и психолого-педагогические исследования по данной проблематике. Представлена типология орфографических ошибок, которые выявляются у учащихся общеобразовательной школы, что существенно расширяет возможности преодоления у них дизорфографии.
C. 152-159
 

 

открыть Анализ особенностей речевого развития детей-билингвов
 
Харенкова А.В.   
Kharenkova A.V.   
Рассмотрены аспекты положительного и отрицательного влияния билингвизма на речевое развитие ребенка. Анализируются пути усвоения родного языка детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием. Приводятся наиболее распространенные речевые и языковые трудности детей-билингвов.
C. 160-167
 

 

открыть Проблемы дифференциации в коррекции фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями
 
Богатырева А.О.   
Bogatyreva A.O.   
В статье рассматриваются особенности развития и взаимовлияние компонентов фонетической стороны речи, рассказывается о разработке и результатах апробации эффективной программы коррекционной помощи, в основе которой лежат комплексное обследование и сопоставление различных компонентов фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями дошкольного возраста 3–7 лет.
C. 168-175
 

 

открыть Кадры в образовании решают все ?!
 
Найденова Н.Н.   
Naydenova N.N.   
Рассмотрены основные темы, обсуждаемые на конференции «Тенденции развития образования: кадры решают все?!», состоявшейся 20–21 февраля 2013 г. в Москве. Некоторые доклады представлены более подробно. Среди них по следующей тематике: профессиональный стандарт; качество преподавания; реформы в мире; управление образованием; успешный учитель. При подготовке обзора использованы презентационные материалы авторов докладов, приведены некоторые реплики и ремарки во время дискуссии.
C. 176-185
 

 

открыть Книга о нравственности, политике и новом человеке
 
Ланин Б.А.   
Lanin B.A.   
Рецензия на книгу: Leon Aron. Roads to the Temple. Truth, Memory, Ideas, and Ideals in the Making of the Russian Revolution, 1987–1991. – Yale University Press, 2012. – 483 с.
C. 186-187
 

 

открыть В мире педагогических журналов
 
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»    
Magazine «National and foreign pedagogy»    
Мы продолжаем знакомить читателей с содержанием недавно вышедших номеров российских педагогических журналов. Предлагаем вашему вниманию содержание № 1 и № 2 за 2013 год журнала «Отечественная и зарубежная педагогика».
C. 188-191