Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2021

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 

  

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЗМА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шелковников А. Ю.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-9-16

Аннотация. 

Статья посвящена проблеме психологизма в современном философском образовании. Автор обращается к философскому и психологическому наследию русского университетского философа Г. И. Челпанова (1862–1936). Рассматриваются возможности методологии самонаблюдения в преподавании философии. Статья адресована преподавателям философии, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова

образование, философия, психологизм, сознание, самонаблюдение.

С. 9-16

        

 Психологические науки 19.00.00

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 открыть

ПОЯВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ КАК РАЗВИТИЕ ЗАБОТЫ ОБЩЕСТВА О ДЕТЯХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

Вагарина В. В., Обухов А. С.,

Филатов А. А., Шариков С. В.                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-17-32

Аннотация.  

В Российской Федерации понятие «госпитальная школа» было введено в практику с созданием проекта «УчимЗнаем». Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении, часто не являются обучающимися с ограниченными возможностями или инвалидами, поэтому их жизнь и обучение не в полной мере поддерживается законодательно. Проект «УчимЗнаем» позволяет обучающимся, нуждающимся в длительном лечении, проходить не только медицинскую, но и академическую реабилитацию. Сеть региональных площадок проекта расширяется с каждым годом. В статье описан механизм открытия школ под эгидой проекта «УчимЗнаем» в регионах, основанный на глубинных интервью с администрацией уже существующих школ проекта.

Ключевые слова

госпитальные школы, «УчимЗнаем», организационная схема, нуждающийся в длительном лечении обучающийся.

С. 17-32

  

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ ВОЗРАСТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Сапогова Е. Е., Александрова Н. Ю.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-33-46

Аннотация. 

В статье обобщены результаты сравнительного исследования выбора стратегий совладания с психологическими последствиями возрастной дискриминации при потере работы мужчинами и женщинами 40–56 лет. С помощью методик «Стратегии совладания с психологическими последствиями возрастной дискриминации», «Самочувствие в экстремальных условиях» и «Тест жизнестойкости» (“The Personal Views Survey”) было доказано, что: 1) от психологических последствий возрастной дискриминации сильнее страдают мужчины (нарушения сна, эмоциональная и вегетативная неустойчивость, реакции дезадаптации, снижение стрессоустойчивости и т. д.); 2) мужчины и женщины при потере работы оказываются одинаково жизнеустойчивыми; показатели жизнеустойчивости в обоих случаях выше среднестатистического показателя, по С. Мадди; 3) мужчины и женщины выбирают принципиально разные стратегии совладания с психологическими последствиями возрастной дискриминации при одинаковом отрицании стратегии принятия ответственности: мужчины чаще выбирают неадаптивные стратегии бегства-избегания и дистанцирования, а женщины – адаптивную стратегию поиска социальной поддержки. В публикации приведены текст и ключи авторской методики «Стратегии совладания с психологическими последствиями возрастной дискриминации».

Ключевые слова

возрастная дискриминация, потеря работы, взрослость, копинг-стратегии мужчин и женщин, адаптивные и неадаптивные стратегии.

С. 33-46

         

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

открыть

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И МОТИВАЦИОННАЯ КОМПОНЕНТЫ В ЛОНГИТЮДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОДАРЕННОСТИ

Артеменков С. Л., Богоявленская Д. Б.,

Жукова Е. С.                                                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-47-61

Аннотация. 

В рамках лонгитюдного эксперимента рассматриваются факторы становления одаренности, раскрываемой как способность к творчеству. В качестве его единицы выступает способность к развитию деятельности по собственной инициативе. Исследование проводилось на детях младшего школьного и подросткового возраста (2–6-й классы). Во 2-м классе среди 42 учеников высокий интеллект был выявлен у 26 школьников. Среди них проявили одаренность только 9 ребят, которые сохранили и повысили свой интеллектуальный статус в процессе дальнейшего развития (4-й и 6-й классы). Это говорит о том, что только высокий интеллект не определяет одаренность человека. Проведенное исследование показывает, что одаренность, определяемая методом «Креативное поле», характеризуется определенной временной и индивидуальной стабильностью, что объясняется интеграцией в ней интеллектуальной и мотивационной компонент. При наличии уровня интеллекта, позволяющего успешно овладеть деятельностью, одаренность обеспечивается доминированием познавательной мотивации как одним из факторов способности к развитию деятельности по инициативе субъекта.

Ключевые слова

одаренность, способность, интеллект, развитие деятельности, познавательная мотивация, статистический анализ.

С. 47-61

 

открыть

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВО ВРЕМЕННОМ УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ

Долганина В. В., Циптаури Т. А.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-62-69

Аннотация. 

В статье отмечается, что для повышения качества образовательного процесса важно формировать и совершенствовать социально-психологический климат во временном ученическом коллективе подростков. Авторами разводятся понятия благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата. Подчеркивается, что для эффективности проведения диагностики временного ученического коллектива важно выявить и в дальнейшем руководствоваться критериями (ценностно-ориентационное единство, психологический климат в коллективе, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности) и уровнями (высокий, средний, низкий) формирования благопритного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе.

Ключевые слова

благоприятный социально-психологический климат, неблагопритный социально-психологический климат, временный ученический коллектив, взаимоотношения в коллективе, психология временного коллектива подростков, ценностно-ориентационное единство, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности.

С. 62-96

   

открыть

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОСВОЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Володина С. А., Филиппов С. П.                            DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-70-77

Аннотация. 

В статье рассматривается место учебной мотивации в системе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности, представлены основные результаты изучения профессионально-педагогической мотивации студентов педагогического вуза, показаны такие качественные составляющие мотивации, как наличие/отсутствие равнодушия к овладению профессией, эпизодического любопытства, любознательности, функционального интереса, профессиональной потребности сознательного изучения педагогики и психологии и овладения основами педагогического мастерства.

Ключевые слова

учебно-профессиональная деятельность, профессиональная мотивация, педагогическая деятельность, потребность, интерес.

С. 70-77

 

 Педагогические науки 13.00.00 

    

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИE В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛАХ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Рихтер Н. П.                                                              DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-78-86

Аннотация. 

В статье рассмотрен вопрос о музыкальном образовании в начальных церковно-приходских школах второй половины XIX – начала ХХ в., подведомственных Училищному Совету при Святейшем Синоде. Основным предметом, в рамках которого осуществлялось музыкальное образование, был в те годы предмет «Церковное пение». На основе изучения неопубликованных архивных материалов проанализированы важнейшие аспекты музыкального образования как процесса: проблемы цели, содержания, методов, форм обучения, достигнутые результаты обучения, дан ответ на вопрос о том, кто преподавал этот предмет школах.

Ключевые слова:

музыкальное образование, начальная школа, церковно-приходская школа, практика, обучение, музыка, пение.

С. 78-86

   

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Султанбаева К. И.                                                 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-87-95

Аннотация. 

В статье обобщенно представлены результаты эмпирического исследования формирования этнокультурных компетенций будущих педагогов в образовательной практике Хакасского госуниверситета им. Н. Ф. Катанова. Цель статьи – раскрыть педагогический опыт формирования этнокультурной компетентности у будущих педагогов регионального полиэтнического вуза в условиях глобализации. Предметом исследовательского внимания выбрана практика формирования этнокультурной компетентности студентов педагогического направления в ходе изучения дисциплин этнокультурной направленности. В исследовании использован комплекс методов: ретроспективный анализ практического опыта преподавания, обобщающий анализ, наблюдение и изучение рефлексивных сочинений обучающихся, беседа, опрос студентов, что позволило получить в целом позитивную картину о качественной этнокультурной подготовке будущих педагогов, воспитателей. Среди выявленных проблем можно отметить недостаточность методических пособий, учитывающих этнорегиональные особенности местности. В работе отмечена ведущая роль преподавателя в формировании этнокультурной компетентности студентов при использовании активных форм и методов обучения. Уделено внимание роли родного языка как фактора формирования этнокультурной компетентности обучающегося.

Ключевые слова:

этнокультурная компетентность, этнопедагогика, родной язык, будущий педагог, этнокультурное образование.

С. 87-95

 

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРИЗОНТЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Колосова Е. Б.                                                      DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-96-108

Аннотация.  

В статье раскрывается содержание понятия индивидуальный образовательный маршрут младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы основные подходы к его разработке и реализации в инклюзивной школьной среде, обозначены структурные компоненты, определены участники – субъекты образовательных отношений. Выявлены противоречия между современными научными представлениями о сущности индивидуального пути в образовании и его редуцированием в инклюзивной практике до персонализированного плана коррекционно-развивающей работы. Выделены антропологический и средовой компоненты в создании индивидуального образовательного маршрута, основывающиеся на признании авторства ребенка и его семьи, их ценностных предпочтений и жизненных перспектив.

Ключевые слова:

дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивная среда, дополнительное и информальное образование, индивидуальный образовательный маршрут, педагогическая антропология.

С. 96-108

   

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТОВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Кислякова М. А., Малыхина О. А.                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-109-119

Аннотация.  

Авторы статьи поднимают вопрос формирования культуры мышления учащихся при изучении математики как важную задачу математического образования. В статье рассмотрены подходы к определению культуры мышления с позиции философии и психологии. Обосновано, что именно педагогический потенциал математических дисциплин направлен на развитие культуры мышления подрастающего человека. В качество основного средства развития культуры мышления выступает решение текстовых математических задач, которые исторически доказали свою эффективность и значимость. Приведены критерии отбора текстовых математических задач, способствующих развитию культуры мышления учащихся.

Ключевые слова:

культура мышления, методика обучения математике, текстовые задачи.

С. 109-119

 

  

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Коновалова Е. В.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-120-128

Аннотация.  

В статье проанализировано понятие «гражданская ответственность» в социальной психологии. В опытно-экспериментальной работе может осуществлена проверка эффективности  метафоры программы этом по формированию гражданской ответственности в образовательной организации. Автор приходит к выводу о том, что предложенная программа формирования гражданской ответственности студентов в процессе социальной деятельности и условия ее реализации в учебно-воспитательном процессе на базе вуза способствует созданию благоприятных условий для формирования качеств личности граждански ответственного человека.

Ключевые слова:

гражданская ответственность, студенческий возраст, элементы гражданской ответственности, параметры сформированности гражданской ответственности, когнитивный компонент гражданской ответственности, мотивационно-ценностный компонент гражданской ответственности, мотивы участия в деятельности.

С. 120-128

открыть

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Иванченко Д. А.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-129-143

Аннотация.  

В исследовании представлен обзор зарубежных и отечественных подходов к деятельности школьных библиотек, демонстрирующий, что сегодня библиотека может быть центром применения современных цифровых и образовательных технологий в целях цифровой трансформации деятельности современной школы. Анализ современного положения школьных библиотек в Российской Федерации показал, что существует ряд проблем, решение которых требует переосмысления роли и места школьной библиотеки и школьного библиотекаря в современной системе образования. С этой целью в работе предложена модель школьной библиотеки как цифрового подразделения образовательной организации и сформулированы критерии оценки эффективности ее внедрения.

Ключевые слова:

школьная библиотека, цифровая трансформация образования.

С. 129-143

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ НА ОНЛАЙН-ЗАНЯТИИ

Жадько Н. В.                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-144-151

Аннотация

В статье с позиций деятельностного подхода рассматривается педагогическая речь как инструмент решения задач взаимодействия преподавателя на онлайн-занятии, в том числе задач поддержания постоянного контакта с учениками, описания контекста деятельности, стимулирования аудиторной активности участников, формулирования задания для индивидуальной, мини-групповой, общегрупповой работы, обратной связи и ответов на вопросы учеников. Рассматривается структура педагогической речи: устная, письменная, невербальная речь в решении задач взаимодействия на онлайн-занятии как условия его эффективности.

Ключевые слова:

педагогическая речь, деятельностный подход в обучении, взаимодействие с участниками, устная, письменная, невербальная речь преподавателя, речь как деятельность, формирование деятельности, онлайн-обучение, специфика онлайн-занятия.

С. 144-151

 

открыть

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ИНСТРУМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ

Кремнева А. С., Маркова Н. Г., Гумерова М. М.   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-152-160

Аннотация

Одной из задач современного педагога, заинтересованного в развитии способностей и личностном росте его воспитанников, является поиск оптимальных путей индивидуализации обучения учащихся с признаками интеллектуального и академического типов одаренности.
В данной статье рассматривается проблема проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся как инструмента педагогического сопровождения в основной школе. Статья раскрывает итоги исследования сложившихся представлений субъектов образовательного процесса о структуре индивидуального образовательного маршрута. Ведущим методом исследования данной проблемы является анализ результатов опроса учителей, родителей и школьников с целью выявления их видения и предпочтений по вопросам индивидуализации их образовательного пути. Итогом исследования, представленного в статье, стала разработка и апробация структурно-функциональной модели индивидуального образовательного маршрута обучающихся с признаками одаренности. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов для организации индивидуальной работы в школе.

Ключевые слова:

педагогическая поддержка, учащиеся с признаками одаренности, индивидуальный образовательный маршрут, структура индивидуального образовательного маршрута, субъектность учащегося, условия развития учащихся.

С. 152-160

 

открыть

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рашидова Р. Г., Шодмонова З. Б.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-161-166

Аннотация

В статье рассматривается использование игровых технологий в образовательном процессе. Обосновано, что большое внимание следует уделить формированию профессиональных навыков решения проблем у будущих специалистов. В этом случае игровая технология обучения дает эффективные результаты.

Ключевые слова:

технология, метод, игровые технологии, выставка, снабжение, информация, мотивация.

С. 161-166

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА

Сясина Т. В., Манаков В. М.,

Маркова Н. В., Федорова Г. Н.                             DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-167-175

Аннотация

В современной системе высшего образования России является очень актуальной задача внедрения инновационных дистанционных технологий в образовательный процесс. В статье рассматривается инновационная технология обучения – система организации электронного обучения при изучении дисциплины «Математика» студентами инженерно-технических направлений бакалавриата заочной формы обучения в Тихоокеанском государственном университете. Описан электронный учебный курс по дисциплине «Математика». Проведен сравнительный анализ традиционного заочного обучения и заочного обучения с использованием электронного учебного курса; успеваемости студентов заочного дистанционного обучения и заочного обучения. Выявлено, что успеваемость студентов изменяется в процессе изучения курса. Показано, что при качественной подготовке электронного учебного курса «Математика» переход на электронное обучение не влияет отрицательно на успеваемость студентов заочного обучения, наоборот, показатели успеваемости улучшаются.

Ключевые слова:

электронное обучение, электронный курс, заочное обучение, математика, успеваемость.

С. 167-175

открыть

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Березняк Ю. Л., Шейхет И. И., Щербакова

Т. К., Олешко Т. В., Игнатенко В. З.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-176-187

Аннотация

Рассматриваются проблемы организации быстрого перехода к дистанционному обучению физике иностранных учащихся подготовительного факультета Ростовского государственного медицинского университета. Показана возможность использования неспециализированных технических и программных средств для реализации образовательной программы в синхронном и асинхронном формате. Обсуждается методика проведения лекционных и практических занятий, организация контроля знаний учащихся, возможность проведения внеучебных мероприятий. Приобретенный опыт работы в удаленном режиме может быть использован в традиционной аудиторной системе организации учебного процесса или в системе смешанного обучения на подготовительном факультете по обучению иностранных граждан.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, предвузовская подготовка, иностранные учащиеся, физика.

С. 176-187

открыть

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СТОХАСТИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Курилкина В. Н.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-188-194

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы обучения студентов исторических специальностей математическим, статистическим и компьютерным методам в реалиях перехода к цифровому обществу. Рассматривается специфика обучения будущих специалистов исторического направления для профессионально-ориентированного владения стохастическими и информационными компетенциями, которые будут полезны в будущей профессиональной деятельности историка, учителя истории, архивиста, археолога, музейного работника. Современные компьютерные и информационные технологии предлагают широкие возможности для профессионального использования этих методов в исследовательской, педагогической, музейной, архивной работе, ранее неизвестные для специалиста гуманитарного направления. Грамотное использование возможностей текстового редактора Word, табличного редактора Excel, системы управления базами данных Access, доступного графического 3D-редактора Blender, методов статистической обработки результатов эксперимента, методов математического моделирования и методов контент-анализа даст историку большие возможности научно-исследовательской, педагогической работы в современном мире.

Ключевые слова:

стохастическая компетентность, информационная компетентность, статистические методы в истории, математическое моделирование в исторических исследованиях, метод контент-анализа, компьютерные методы в истории, специфика обучения историков, педагогический эксперимент, гуманитарное направление, исследовательская деятельность историка.

С. 188-194

открыть

ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Еремина Н. А.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-195-207

Аннотация

Стремительные социокультурные и экономические изменения в обществе инспирируют активную деятельность по адаптированию системы профессионального образования к новым вызовам. Оперативное перестраивание методологии и дидактики обучения, вызванное обстоятельством пандемии, осуществлялось в исключительном приоритете технологий дистанционного обучения. Незамедлительная модернизация учебно-воспитательной деятельности и переход на онлайн-обучение вскрыли объективные проблемы вербальной и невербальной коммуникации в процессе обучения и недостаточность организации дидактического сопровождения профессионального обучения. Целью работы стало обобщение методологических приемов, примененных в процессе оперативной организации дистанционного обучения.
В статье называются индикаторы, определяющие направление адаптирования традиционных обучающих методик дизайн-образования к цифровой среде. Новые подходы к выбору методических и дидактических приемов определялись в ходе педагогического эксперимента, с использованием анализа и синтеза. В работе представлена рефлексия на результат подготовки дидактического материала для теоретических и практических занятий в режиме полной удаленности. Указаны дидактические единицы планирования занятий, на которые следует обратить особое внимание. Приводятся формы организации учебных занятий и формы контроля, показавшие наилучший результат в ходе превалирования дистанционного обучения. Вывод о достаточном основании выбранного направления совершенствования профессиональной дидактики сделан на основе признаков успешности освоения учебного материала.

Ключевые слова:

модернизация обучения, цифровизация, коммуникация, дидактика дизайн-образования, персонализация, контроль, эффективность занятий.

С. 195-207

открыть

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Махонин Е. В.                                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-208-214

Аннотация

В статье рассматриваются вопрос перехода Орловского государственного института культуры на дистанционную форму взаимодействия преподавателей и обучающихся в условиях пандемии COVID-19. Проводится теоретический и практический анализ возможных проблем. Выявляются сложности реализации дистанционной формы обучения на первоначальном этапе реализации.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, пандемии COVID-19, взаимодействие преподавателей и обучающихся, борьба с коронавирусом, платформа Moodle.

С. 208-214

 

открыть

ОБУЧЕНИЕ ДОМАШНЕМУ ЧТЕНИЮ КАК ПРОПЕДЕВТИКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Мирошниченко С. А.                                            DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-215-223

Аннотация

В статье идет речь об обучении домашнему чтению в условиях языкового вуза, которое выступает в роли пропедевтического средства перед обучением аналитическому чтению. В качестве основного вида анализа выступает комплексный анализ, включающий литературоведческий, лингвистический и социокультуроведческий виды. В результате обучения формируются аналитическая компетенция и интерпретационная компетенция, необходимые для восприятия, аналитической деятельности и интерпретации художественного текста в процессе обучения аналитическому чтению.

Ключевые слова:

домашнее чтение, аналитическое чтение, аналитическая компетенция, интерпретационная компетенция, комплексный анализ, культурная реалия, аутентичный художественный текст, разговорная речь.

С. 215-223

 

открыть

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Фонсека А. А.                                                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-224-235

Аннотация

Статья посвящена сингапурскому опыту создания учебных программ и школьных учебников по истории. Автором предпринимается попытка оценить возможности методических решений и подходов, используемых в учебниках, в развитии читательской грамотности учащихся. Делается вывод о применении данного опыта в отечественной практике.

Ключевые слова:

образование в Сингапуре, учебник истории, читательская грамотность, четырехмерное образование.

С. 224-235

 

открыть

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

Бочанцева Л. И., Сосновская А. И.                       DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-236-248

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния тренинговых занятий на развитие лидерских качеств у подростков. В статье раскрыто понятие лидер, лидерские качества в отечественной и зарубежной психологии, раскрывается понятие тренинга и его влияние на проявления качеств лидера у подростков, определены показатели, влияющие на становление человека-лидера. В экспериментальном исследовании было установлено и доказано влияние тренинговых занятий на формирование и развитие лидерских качеств у лиц подросткового возраста.

Ключевые слова:

лидер, лидерские качества, подростковый возраст, тренинг.

С. 236-248

 

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РОССИИ. НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 

Шершнев С. А.                                                   DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-249-264

Аннотация

На фоне быстро растущего научного и технического прогресса требования к уровню образования повышаются все больше, следовательно, требуются новые способы повышения квалификации учителей. В настоящее время происходит разработка и внедрение неоднозначной модели национальной системы учительского роста. Эти стратегические изменения в системе повышения квалификации учителей России носят спорный характер. В связи с этим возникает вопрос эффективности национальной системы учительского роста и одного из ее главных элементов – единых федеральных оценочных материалов. Повышение квалификации педагогов школ – важнейшая задача для достижения высоких результатов всей национальной системы образования. Школьные учителя – это главный инструмент формирования национальных ценностей и государственной идеологии во всем обществе. В статье проведен анализ текущей системы повышения квалификации педагогических кадров и концепции национальной системы учительского роста. Проведено исследование фундаментальных работ в сфере педагогического мастерства И. Ф. Харламова, а также критериев педагогического мастерства Н. В. Кузьминой, В. И. Ковальчука. Дано определение системы повышения квалификации и выделены ее структурные элементы: критерии, профессиональная классификация, аттестационная форма, образовательный пакет, субъект и объект повышения квалификации. Результатом работы является формирование концепции и вектора новой системы повышения квалификации, ориентированной на запросы педагогического сообщества, требования современности, принцип непрерывного развития, потенциальное развитие науки и технологий в образовательной сфере.

Ключевые слова:

система повышения квалификации, национальная система учительского роста (НСУР), единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), педагогическое мастерство.

С. 249-264