Скачать номер полностью

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1-2023

Содержание

 

 Философские науки 09.00.00 / Философия 5.7

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

открыть

РЕЛИГИОЗНОЕ УЧЕНИЕ ЭДВАРДА ГЕРБЕРТА

Сорокина Т. Б.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-11-17

Аннотация. 

В статье определяется внутренняя логика религиозного учения Эдварда Герберта, создавшего основы философии деизма. Автор показывает, что религиозная теория Герберта построена на рационалистическом гносеологическом фундаменте и имеет идейную целостность. Используя учение об общих понятиях, Герберт предложил новое содержательное определение религии, что позволило ему вывести свое исследование за пределы конфессиональных рамок. Важной составляющей теории религии Герберта стала история религии как социального института.

Ключевые слова

деизм, Э. Герберт, религия разума, истина, язычество.

С. 11-17

 

открыть

НОВАЯ СЕМЬЯ В НОВОМ ОБЩЕСТВЕ: МАРКСИСТСКИЙ ФЕМИНИЗМ
А. М. КОЛЛОНТАЙ

Мартынова О. А.                                                  DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-18-30

Аннотация. 

Статья посвящена творчеству А. М. Коллонтай. Предмет рассмотрения – понимание мыслительницей семейных отношений прошлого, настоящего и будущего общества. Актуальность исследования связана с актуализацией споров о различных моделях семьи и понимании семейных ценностей в условиях обострения социальных противоречий современного общества, следствием чего является активное изучение истории семейных отношений и их идеологических обоснований. Цель работы – выявить и систематизировать взгляды А. М. Коллонтай, которые легли в основу семейной политики СССР, социально-экономические основы того или иного типа семейных отношений, взаимозависимость общества в целом и семейных ценностей; проследить основные этапы развития семьи в понимании А. М. Коллонтай, выделить достоинства и недостатки современной семьи, а также способы закрепления ее достоинств и устранения недостатков в новом, социалистическом обществе. Семейные отношения рассматривались марксистами, к которым принадлежала и А. М. Коллонтай, как часть сложного комплекса противоречий классового общества, а становление новой семьи, основанной на взаимоуважении и чувстве товарищества, должно быть осуществлено в рамках освобождения людей от эксплуатации и отчуждения. Методика исследования – системный анализ, реконструкция трудов
А. М. Коллонтай, А. Бебеля, К. Цеткин, Ф. Энгельса по проблематике исследования.

Ключевые слова

А. М. Коллонтай, феминизм, марксистский феминизм, коммунизм, женский вопрос, история семьи, социалистическое общество.

С. 18-30

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

открыть

КУРС «ЛОГИКА И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Вранчан Е. В.                                                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-31-41

Аннотация. 

В статье анализируется практическое значение курса «Логика и критическое мышление» как инструмента формирования у студентов гибких навыков (soft skills), или способностей эффективно решать сложные проблемы, мыслить критически, выстраивать командную деятельность. Такие навыки имеют универсальный характер, поскольку могут быть полезны в разных профессиональных областях и сферах жизни. Одним из наиболее важных гибких навыков является навык критического мышления, эффективное формирование которого возможно в рамках курса «Логика и критическое мышление» с помощью заданий на аналитическое чтение и письмо. В статье представлен опыт применения данной технологии в учебном процессе, показавший, что постепенный, поэтапный процесс формирования познавательной активности, а особенно критического мышления как базового гибкого навыка, способствует дальнейшему развитию других гибких навыков, таких как командная работа и поиск нестандартных решений.

Ключевые слова

гибкие навыки (soft skills), формирование soft skills, критическое мышление, логика, технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы и методы технологии.

С. 31-41

 

 

Психологические науки 19.00.00 / Психология 5.3

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

  

открыть

ГЕНЕЗИС СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА МЫСЛИТЬ ИДЕАЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ

Родин Ю. И                                                DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-42-53

Аннотация. 

В работе предпринята попытка приблизиться к пониманию фундаментального вопроса психологии и педагогики: каким образом человек оказывается в состоянии выйти за пределы чувственного опыта и приобретает способность мыслить идеальными образами? При написании статьи применялись диалектический, культурно-аналитический и трасндисциплинарный подходы. Исходными теоретическими позициями научной рефлексии были: учение о человеке в культуре М. К. Мамардашвили, об идеальном в трактовке Э. В. Ильенкова; положение культурно-исторической психологии, согласно которому изучение сложнейших форм сознательной жизни требует поиска источников деятельности и сознательного поведения человека во внешних условиях общественной жизни (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.); понимание Э. В. Ильенковым совместно-разделенной деятельности как объективной реальности и единицы общественно-исторического производства; положение Д. Б. Эльконина о движении ребенка от ситуативности предметного постижения мира к постижению смысла предметной деятельности при посредничестве взрослого и развитие этого положения Б. Д. Элькониным и В. В. Рубцовым в понятиях «совместно-распределенное действие» (со-действие), «посредническое действие».

Ключевые слова

совместная предметная деятельность, практическая и познавательная активность, идеальное, мышление, субъект.

С. 42-53

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  

открыть

«ТЕКУЧИЙ СУБЪЕКТ» В «ТЕКУЧЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ»: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Сапогова Е. Е                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-54-66

Аннотация. 

В рамках экзистенциального подхода представлены результаты авторского анализа особенностей становления нового «текучего субъекта» в условиях осознания нарастающей неопределенности существования («текучей современности»). В контексте понимания современного человека как открытой системы рассмотрены характеристики актуальных ценностей становящейся новой идентичности (ценности времени жизни, ассертивности, индивидуальной сложности, самоэффективности, реализма, жизненного минимализма). Показано, что для «текучего субъекта» становится трудно задать в социализации четкие траектории жизненного пути и устойчивые «нормативные» ориентиры в планировании индивидуального будущего. Сформулирован ряд основных факторов, определяющих трудности современной социализации: трансформация антропоцена в «новацен»; превращение информации в основной ресурс развития; становление универсальной «алгокультуры», приходящей на смену традиционной инкультурации; размывание специфики возрастных субкультур, меняющее структуру личности новых поколений; нарастающие процессы кофигуративности и префигуративности социализации, смена вертикальной социализации горизонтальной.

Ключевые слова

неопределенность, социализация, «текучий субъект», идентичность, смысл, ценность.

С. 54-66

 

открыть

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ И ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Тарабакина Л. В., Осипова А. А.                    DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-67-74

Аннотация. 

В статье обсуждаются детерминанты переживания субъективного благополучия социального бытия в мире у студенческой молодежи. Цель исследования состоит в изучении связи между характеристиками социального эгоцентризма и переживаниями позитивного субъективного благополучия у современной студенческой молодежи. Выборку в исследовании составили 60 студентов высших учебных заведений различных специальностей и форм обучения. Использовались «шкала психологического благополучия» К. Риффа в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко и проективная методика социального эгоцентризма Т. И. Пашуковой. Осуществленное исследование подтвердило, что современная молодежь дифференцируется по показателям переживаний субъективного благополучия и социального эгоцентризма. Проанализированы связи между проявлениями социального эгоцентризма и показателями переживаний субъективного благополучия: при высоких проявлениях эгоцентризма снижаются позитивные показатели переживаний субъективного благополучия, ухудшая самочувствие, удовлетворенность учебными достижениями и жизнью в целом, что, в свою очередь, блокирует становление социально-психологической зрелости, конструктивности межличностных отношений, возможностей к самовоспитанию.

Ключевые слова

субъективное благополучие, социальный эгоцентризм, социально-психологическая зрелость, студенческая молодежь.

С. 67-74

 

открыть

ДИНАМИКА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА 

Галиев Р. Р.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-75-86

Аннотация. 

Статья посвящена изучению динамики отдельных компонентов жизнестойкости курсантов военного вуза. Цель исследования – проанализировать ценностно-смысловой, личностный и социальный компоненты жизнестойкости с точки зрения выделения кризисных периодов и относительно стабильных этапов обучения. Представлена часть эмпирического исследования, общая выборка составила 250 юношей I–V курсов, выборка распределена равномерно. Результаты исследования доказывают, что жизнестойкость представляется комплексной характеристикой, детерминирующей процесс адаптации курсантов в учебно-профессиональной деятельности и ее компонентов. В системе обучения курсантов военного института отмечаются как кризисные, так и относительно стабильные этапы профессиональной социализации. В связи с этим требуется методическое обоснование и разработка программы развития жизнестойкости курсантов военного института и системы психологического сопровождения на каждом курсе обучения, на каждом этапе профессиональной социализации.

Ключевые слова

жизнестойкость, курсанты военного института, кризисные этапы, динамика жизнестойкости, адаптация, личностные ресурсы.

С. 75-86

 

 

Педагогические науки 13.00.00 / Педагогика 5.8

   

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

открыть

РЕАЛИЗАЦИЯ АДРЕСНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛ – УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА «ШКОЛЫ, КОТОРЫМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Богуславский М. В., Филатова А. В.,
Николаев М. В., Лугов И. А
.
                         
DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-87-100

Аннотация. 

В статье рассматриваются итоги мониторинга реализации в 2022 г. регионального проекта «Школы, которым можно доверять». Проект осуществляется с 2020 г. в Московской области. Анализируются проблемы реализации Проекта в школах, предлагаются рекомендации по устранению факторов риска достижения запланированных результатов школами – участницами Проекта.

Ключевые слова:

школы с низкими образовательными результатами, функционирующие в сложных социальных условиях; школы, которым можно доверять; нормативно-правовые документы Проекта.

С. 87-100

  

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

 

открыть

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ф. М. ВЕНДТА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНДЕРНОЙ ТЕОРИИ

Плотников А. С.                                        DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-101-111

Аннотация. 

В статье анализируются взгляды Ф. М. Вендта, экспериментатора и теоретика этого направления в педагогике второй половины XIX в. в период генезиса гендерного подхода, первоначального «схватывания» и концептуализации этого явления и выработки перспективных направлений его развития. Показано значение творческой деятельности Ф. М. Вендта в разработке концептуальных положений гендерного подхода в педагогике. Рассматриваются результаты одного из первых экспериментальных опытов в этой области – «научение девочек абстрактному мышлению». Показан вклад Ф. М. Вендта в разработку вопросов гендерной типологии в связи с формами обучения с точки зрения гендерного подхода. Обосновано значение онтогенетического фактора гендерных различий, женской психологии, сравнительной психологии для адаптации (экспликации) этих знаний в педагогические правила и методы. Выявлена связь рассматриваемых вопросов с образовательными стратегиями и технологиями перевода знаний из междисциплинарной области в педагогику. Раскрывается актуальное значение разрабатываемых вопросов в контексте гендерных проблем современного образования.

Ключевые слова:

гендерный подход, гендерная типология, гендерная психология, сравнительная психология, экспликация идей из междисциплинарной области гендерного знания в педагогику, формы обучения с точки зрения гендерного подхода, совмещенное обучение, смешанное обучение, гендерная матрица, онтогенетический фактор гендерных различий, образовательные стратегии с учетом гендерных различий.

С. 101-111

 

открыть

ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. Н. ИОРДАНСКОГО
В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.

Зеленова Я. Д.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-112-121

Аннотация. 

В статье представлен процесс становления подходов Н. Н. Иорданского к осуществлению социального воспитания в конце XIX – начале XX в. Охарактеризована его практическая деятельность как видного общественного деятеля, обоснованы основные воззрения на определение сущности социального воспитания и влияния социальной среды на формирование детской личности.

Ключевые слова:

Н. Н. Иорданский, история педагогики и образования, социальная педагогика, социальное воспитание, социально-педагогическая мысль.

С. 112-121

 

открыть

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ПИОНЕР» В 30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

Гончаров М. А., Кривко Я. П.                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-122-132

Аннотация. 

В статье представлен анализ статей журнала «Пионер», изданных в период с 1930 по 1939 г. с точки зрения отображения в них проблемы формирования познавательного интереса у школьников. Показано, что формирование познавательного интереса осуществлялось посредством приучения школьников к чтению. Любовь к чтению преподносилась как неотъемлемая черта советского пионера. В журнале публиковались литературные произведения, написанные специально для детской и юношеской аудитории. Большое внимание уделялось биографиям революционеров, писателей, поэтов, композиторов, адаптированным для читательской аудитории журнала. Для побуждения познавательного интереса публиковались материалы о географических экспедициях, открытиях из самых разных областей научного знания. Для пионеров проводились различные конкурсы-смотры, представляя работы читателей на страницах журнала.

Ключевые слова:

журнал «Пионер», обучение, познавательный интерес, школьники, пионер, чтение, статьи, конкурсы-смотры.

С. 122-132

 

открыть

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В 1970–1980-Е ГГ.

Полупаненко Е. Г., Зинченко В. О.                DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-133-144

Аннотация. 

В статье представлен анализ развития отечественного химического образования школьников в 1970–1980-е гг. под влиянием государственной образовательной политики. Отражены основные меры по реформированию системы среднего общего образования, что позволило в кратчайшие сроки реализовать инициативы по повышению эффективности, системности и целостности химического образования школьников, усилению его политехнического характера и практической направленности. Авторами выделены наиболее значимые результаты реформирования, которые могут служить основой решения задач по повышению качества химического образования школьников на современном этапе.

Ключевые слова:

химическое образование школьников, советская школа, образование в советский период, советская образовательная политика, химическое образование в 1970–1980-е гг.

С. 133-144

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ВЛИЯНИЕ ОПЫТА В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Брагина И. В.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-145-155

Аннотация.  

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования познавательного развития детей с разным опытом обучения в дошкольной Монтессори-среде. Задачи исследования – выявить показатели, наиболее чувствительные к воздействию Монтессори-среды в дошкольном возрасте; охарактеризовать особенности Монтессори-среды, положительно влияющие на познавательное развитие дошкольников. Были проанализированы данные сравнения двух групп дошкольников с разной продолжительностью посещения детского сада по системе Монтессори. Первую группу составили дети, пришедшие в Монтессори-сад за год до школы, вторую группу – дети, прошедшие полный трехлетний цикл дошкольного обучения по системе Монтессори. Были обнаружены значимые различия в группах детей по таким показателям, как речевое развитие, речевое мышление, структурный визуальный интеллект и точность внимания. Эти показатели выше у детей с опытом полного цикла обучения в дошкольных группах по системе Монтессори. В статье охарактеризованы условия предметно-пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей положительную динамику познавательного развития дошкольников.

Ключевые слова:

Монтессори-среда, познавательное развитие, старшие дошкольники, речевое развитие, речевое мышление, структурный визуальный интеллект, точность внимания.

С. 145-155

 

 

открыть

ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ

Богачева О. В., Пронина Н. А.                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-156-163

Аннотация.  

Политические и экономические процессы конца XX – начала XXI в. на территории Российской Федерации вызвали появление новых радикальных концепций в общественном сознании, оказали негативное влияние на атмосферу былого единства этносов, проживавших на территории СССР. В настоящее время перед государством и педагогами стоит вопрос обеспечения формирования толерантных качеств личности учащихся в процессе поликультурного образования, в особенности этнической толерантности и межнационального общения. Целью исследования является формирование толерантности у старших подростков во внеклассной деятельности. Были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный метод, метод обобщения накопленного опыта; метод психолого-педагогического наблюдения, опросно-диагностический метод, метод педагогического эксперимента и метод моделирования. Полученные экспериментальные данные в ходе исследования подвергались количественному анализу. Разработана и в ходе педагогического эксперимента апробирована программа по формированию толерантности у старших подростков, включающая в себя 11 внеклассных мероприятий, и выявлена ее эффективность. Исследование носит практико-ориентированный характер и может быть интересно учителям, психологам.

Ключевые слова:

учитель, толерантность, подросток, учащийся, внеклассная деятельность.

С. 156-163

  

открыть

ЗНАЧИМОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Колесов В. И.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-164-171

Аннотация.  

В статье рассматривается роль патриотического воспитания несовершеннолетних осужденных, сохранение у воспитанников гражданской позиции. Автором предложены пути оптимизации процесса воспитания патриотизма у несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В работе рассмотрены выходы из этой сложной проблемы в российском обществе, оказывающей влияние на духовно-нравственный уровень подрастающего поколения в современном социуме. В настоящее время основным акцентом государственной политики в сфере патриотического воспитания несовершеннолетних подростков выступает патриотическая идея, на которой основывается духовно-нравственная сущность человека.

Ключевые слова:

патриотизм, духовно-нравственное воспитание, ценности, общество, национализм, экстремизм.

С. 164-171

 

открыть

СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Чалый А. Н.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-172-181

Аннотация.  

В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностного отношения курсантов военной образовательной организации высшего образования к безопасности военной службы, которая связана с созданием организационно-методической системы формирования ценностностных ориентаций личности курсанта в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова:

военное образование, профессиональная подготовка, уровни сформированности, учебно-профессиональная деятельность, ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, ценностное отношение.

С. 172-181

 

открыть

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

Оськина С. В.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-182-190

Аннотация.  

В научной статье определена связь между воспитательным пространством и конфликтной ситуацией, дано определение конфликтной ситуации с точки зрения событийного подхода. Автор показывает важность восстановительной культуры и применения восстановительного подхода в образовательной организации при урегулировании конфликтных ситуаций; раскрывает содержание ценностного компонента компетентности педагога по урегулированию конфликтных ситуаций; выделяет проблемы, которые обозначают педагоги и учащиеся в процессе обучения восстановительным практикам, и подчеркивает актуальность данной проблематики для образовательных организаций.

Ключевые слова:

воспитательное пространство, педагогическое событие, конфликтная ситуация, ценностный аспект компетентности по урегулированию конфликтных ситуаций, восстановительная культура, восстановительный подход, круги сообщества.

С. 182-190

 

открыть

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Коробкин А. Н.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-191-197

Аннотация.  

Рассматриваются вопросы реализации в педагогических вузах требований Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 гг., вопросы подготовки студентов к реализации государственной антикоррупционной политики и участию в мероприятиях по антикоррупционному просвещению обучающихся. Даются рекомендации по содержанию учебных программ подготовки студентов и переподготовки действующих педагогов в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова:

коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное образование, антикоррупционное просвещение.

С. 191-197

 

открыть

ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП КАК ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
У ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Нимировская Ю. К., Филипенко Е. В.            DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-198-204

Аннотация.  

В статье показана важность учета этнических особенностей в процессе коммуникативного взаимодействия между иностранными слушателями, являющимися носителями разных культур, языков, ценностных установок, обычаев и традиций, в поликультурной образовательной среде вуза. Проанализированы различные подходы к определению этнического стереотипа, раскрыто понимание феномена «этнический стереотип», выступающего как важный предиктор в совместной учебной деятельности и побуждающего к коммуникации иностранных слушателей в вузовской образовательной среде.

Ключевые слова:

этнический стереотип, иностранные слушатели, инкультурация, коммуникация, образовательная среда.

С. 198-204

  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

открыть

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Синяева А. Ю.                                     DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-205-211

Аннотация.  

В статье рассмотрены два основных исследовательских вопроса, касающихся концепции цифровых компетенций в целом: объективные компетенции и субъективные компетенции. Определено, что включают в себя эти компетенции в профессиональной и практической деятельности педагога. Рассмотрена также связь субъективных компетенций с реакцией педагога на техностресс и доверие к цифровым системам.

Ключевые слова:

цифровизация, цифровая система, цифровая компетенция, объективные и субъективные компетенции, технологии, техностресс и доверие.

С. 205-211

 

открыть

«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ XXI ВЕКА В УЧЕБНИКАХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Куровская Ю. Г.                                           DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-212-223

Аннотация.  

В статье рассматривается одна из ключевых компетенций российского школьника XXI в. – коммуникативная компетенция, которая в обучении иностранному языку имеет первостепенное значение. На материале учебников по немецкому языку представлены особенности ее формирования с точки зрения видов деятельности, показаны пути ее реализации в содержательном блоке и методическом аппарате учебника. Установлено, что в процессе формирования коммуникативной компетенции содержание учебника должно быть направлено на принятие ценности другого человека и установления коммуникативного взаимодействия с ним. Фундаментальную основу содержания учебника должно составлять патриотическое, гражданское и нравственное воспитание школьника. Для формирования личности гражданина российского общества XXI в. важно, чтобы иностранный язык как средство коммуникации стал для ученика проводником в мир его собственной жизни, в мир культуры и истории России, тем самым формируя у него любовь к Родине, преданность своему Отечеству и своему народу, стремление быть достойным гражданином своей страны и стоять на страже ее интересов.

Ключевые слова:

образование, учебник, немецкий язык, компетенции российского школьника XXI в., коммуникативная компетенция.

С. 212-223

 

открыть

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Сидоренко О. И.                                         DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-224-230

Аннотация.  

Статья посвящена определению методологических основ формирования межкультурной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка, что обусловлено изменением требований к профессиональной подготовке этих специалистов. Автором было приведено определение данного феномена с характеристикой его структурных компонентов. Среди методологических подходов, позволяющих эффективно формировать межкультурную коммуникативную компетентность будущего учителя иностранного языка, были выделены и охарактеризованы следующие подходы: личностно-ориентированный, компетентностный, коммуникативно-деятельностный, межкультурный и системный. Определены принципы формирования межкультурной коммуникативной компетентности будущего учителя иностранного языка, которые являются составной частью методологических оснований данного процесса.

Ключевые слова:

иноязычное образование, будущий учитель иностранного языка, межкультурная коммуникативная компетентность, методологические подходы, принципы.

С. 224-230

 

открыть

СУЩНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ

Шуайбова М. О., Баштукаева З. И.,
Рабаданова П. М
.
                                     
DOI10.31862/2218-8711-2023-1-231-241

Аннотация.  

В рамках данного исследования проанализированы различные аспекты безопасного поведения и готовности студентов медицинского университета к ведению безопасного образа жизни. Важная роль отводится компетентностному подходу, который способствует формированию знаний, умений и навыков, позволяющих студентам осознать значимость проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности, владеть основными приемами оказания первой помощи пострадавшим, методами защиты производственного персонала и населения от возможных чрезвычайных ситуаций. Выявлена сущность безопасного образа жизни, критерии, показатели и уровни сформированности безопасной жизнедеятельности, на основе которых устанавливаются связи между всеми компонентами изучаемой системы.

Ключевые слова:

безопасный образ жизни, критерии сформированности, студенческая молодежь, компетентностный подход, образовательная среда, вредные и опасные факторы.

С. 231-241

  

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 

открыть

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ БЕЛОРУСОВ

Шиманская И. М.                                           DOI10.31862/2218-8711-2023-1-242-251

Аннотация.  

В статье раскрываются ценностно-целевые основы организации этноэкологического воспитания в народной педагогике белорусов. Определены цель и задачи, обозначена роль целеполагания и его структурные компоненты в рассматриваемом процессе. В работе охарактеризованы основные аспекты и функциональные свойства системы целей этноэкологического воспитания в народной педагогике белорусов. Выявляются важнейшие факторы, определяющие формирование целевых основ рассматриваемого аспекта воспитания.

Ключевые слова:

этноэкологическое воспитание, этноэкологическая культура, цель этноэкологического воспитания, система целей, природоохранная деятельность.

С. 242-251

 

открыть

ИЗУЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОНЛАЙН (НА ПРИМЕРЕ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ!»)

Сухов А. О.                                               DOI10.31862/2218-8711-2023-1-252-259

Аннотация.  

В статье поднимается проблема обеспечения непрерывности обучения по программам художественных направлений дополнительного образования в условиях эпидемиологических ограничений. В качестве альтернативного формата организации учебно-воспитательного процесса в указанных условиях представлено онлайн-обучение с помощью информационных платформ и дистанционных курсов. Автор описывает структуру и содержание учебно-методического комплекса по онлайн-обучению основам театрального искусства – дистанционного курса «Театр начинается!», созданного педагогами дополнительного образования МОУ «Петровский Дворец» г. Петрозаводска (Республика Карелия, Россия) на базе театра-студии «Атриум». Представлены данные контент-анализа осуществления онлайн-обучения театральному искусству в ведущих учреждениях дополнительного образования России и Республики Карелия. Сделан вывод, что модель курса «Театр начинается!» является одной из первых в русле реализации театральной творческой деятельности онлайн.

Ключевые слова:

театральная деятельность, театральная педагогика, дополнительное образование, онлайн-обучение, дистанционный курс.

С. 252-259